Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Бог есть дух, и духовность есть самое существо Божие. Вместе с тем духовность в Боге, как духе, как бы нарочито приурочивается именно к Духу Св, Третьей ипостаси. Духовность Духа Св. как Третьей ипостаси, тожественна духовности Божией, но вместе с тем она от нее ипостасно как бы и отличается. Можно сказать, что Дух Св. есть и дух Божий, но нельзя сказать наоборот, что дух Божий есть Дух Св., ибо Бог есть дух во всем триипостасном бытии Своем, не только как Третья ипостась, но и Первая, и Вторая. Духовность присуща Первой и Второй ипостасям не меньше, нежели Третьей. Отец и Сын есть в равной мере дух, как и Дух Св., который во Св. Троице, однако, являет Ее духовность как Триипостасного Бога. И потому здесь мы имеем равенство – неравенство, отожествление – различение между духом Божиим и Духом Святым. Дух Св. осуществляет духовность Божию, однако ее в Себе не задерживая, Собой не исчерпывая и даже не определяя, ибо собственная Его духовность есть духовность и Отца, и Сына. Мы имеем здесь онтологическую пронизанность, взаимопронизаемость, но вместе и неслиянность Отца и Сына и Св. Духа – всей Св. Троицы, –которая есть дух –единый дух, но не дважды или трижды дух. И при этом каждая из ипостасей имеет Свою собственную духовность, точнее, обладает ею по-своему, но вместе с тем осуществляет ее во Духе Св., Который есть в этом смысле некая едино-тройственная ипостась, собою являет и в себе несет троическую прозрачность субстанции духа. Св. Дух есть дух Божий; дух Божийдух Отца и дух Сына – есть Св. Дух, Который есть не только Св. Дух, как Третья ипостась, но и дух Божий. Эта прозрачность триипостасного духа делает неуловимой и неразличимой Его тройственность, которая, однако, составляет самую основу Его бытия. Не может быть духа моноипостасного – таковой и не есть дух, ибо дух есть не единоипостасно, но трииностасно или многоипостасно раскрывающаяся духовность. Дух Св. существует силою Отца и Сына, как ИХ любовь друг к Другу и как сама Любовь к Ним. В этом смысле Он не принадлежит Себе, не есть Свой, но есть Дух Отца и Сына, ибо вообще быть своим в замкнутости и ограниченности и несвойственно природе духа. Но это же время, как ипостась, Он есть личный, т.е. и в Себе заключенный Дух, Третья ипостась. Очевидно, эти определения не укладываются в дискурсивную схему, основанную на рациональном законе статического тожества, но его превосходят, ибо здесь мы имеем динамическое тожество, выражающееся в ряде статических нетожеств или тожеств нетожественного. Из этого основного свойства динамического тожества, при статическом различии, становится понятным тот основной факт, что мы одновременно говорим сами и имеем свидетельство Слова Божия о духе Божием и о Духе Св. как о чем-то различном и тожественном. Когда говорится о духе Божием, еще не говорится о Духе Св. Однако при этом мы по существу не можем ни различать, ни тем более противополагать духа Божия Духу Св., Третьей ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов Тема пневматологии, к которой мы обращаемся, подводит нас к необходимости уяснить происхождение учения о Святом Духе, его терминологию. Святитель Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу» 6 . Опираясь на это положение святоотеческой традиции, в данной главе мы постараемся увидеть постепенное развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии 7 , но обобщая те представления у ветхозаветных авторов, которые подготовили почву для пневматологии апостола Иоанна. Открываясь Моисею, Бог называет Свое имя: «Я есмь Сущий так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Это обусловливает отношения народа с Тем, Кто пожелал лично открыть Себя как Сущий ( ν). Личное имя Святого Духа в Ветхом Завете (ВЗ) остается скрытым, а Его персональное бытие выявляется только опосредованно, через Его действования и принадлежность Богу. В разных книгах ВЗ Дух, сопровождая божественные действия, именуется: Дух Божий ( πνεμα θεο 8 ), Дух Господень ( πνεμα κυρου), Дух владычественный, Дух благий, в зависимости от обращения прямой речи – Дух Мой или Дух Твой; выражение «Святой Дух» ( τ πνεμα τ γιον) встречается трижды: Пс. 50:13 , Ис. 63:10,11 , когда подчеркивается Его вовлеченность в святость Бога-Троицы. Иегова – Святой Израиля, Чей Дух ведет верных к надмирной святости и восстанавливает общение их с Господом, а для тех, кто отвергает Духа, Он является судящим и наказывающим. Таким образом, мы видим, что в ВЗ выражение «Святой Дух» не используется как надлежащее имя. Только с приходом Мессии и схождением Духа в день Пятидесятницы это выражение обретает значение личного имени, которое в церковной традиции идентифицируется с Третьим Лицом Пресвятой Троицы несколько позднее 9 . Мы знаем, что в раннехристианский период апостол Павел еще использует выражения «Дух», «Дух Божий», «Дух Христов» ( Рим. 8:9–11 ) как взаимозаменяемые, ясно не различая Третью Ипостась. И лишь в более поздний период делаются шаги к раскрытию персональных свойств Духа – прежде всего в Евангелии от Иоанна и его Первом послании 10 . Насколько мы вообще можем говорить о системе иоанновского богословия в Евангелии от Иоанна и его Первом послании, настолько систематичными являются и его представления о Святом Духе, впервые в новозаветной традиции составленные как учение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх Кирилл: Если бы Церковь была только человеческой организацией, то ее давно бы не существовало 1 июня, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. 1 июня. ПРАВМИР. 31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого. Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества. Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-b...

Сортировать по Исключить новости Пневматология Ветхого Завета Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Аналитический обзор Тема пневматологии, к которой мы обратились ранее в аспекте паламитского синтеза 1 , когда вопрос об исхождении Святого Духа и о Его дарах требовал догматического осмысления, подводит нас к необходимости уяснить происхождение учения о Святом Духе, его терминологию. Святитель Григорий Богослов пишет: “Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу” 2 . Опираясь на это положение святоотеческой традиции, мы постараемся увидеть постепенное развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии 3 , но пытаясь выделить общие тенденции у ветхозаветных авторов разных эпох. Цель нашего рассмотрения — представление учения о Святом Духе в Евангелии от Иоанна как новозаветного продолжения традиции Ветхого Завета. Введение Открываясь Моисею, Бог называет Свое имя: Я есмь Сущий так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх 3:14). Это обусловливает отношения народа с Тем, Кто пожелал лично открыть Себя как Сущий. При этом, согласно мысли святителя Григория о постепенном откровении Лиц Пресвятой Троицы, ипостасные свойства и личное имя Отца, Сына и Святого Духа в Ветхом Завете (ВЗ) остаются прикровенными, а бытие Святого Духа выявляется только опосредованно, через действования и принадлежность Богу. В разных книгах ВЗ Дух, сопровождая Божественные действия, именуется Дух Божий , Дух Господень , Дух владычественный , Дух благий , в зависимости от адресата обращения прямой речи — Дух Мой или Дух Твой ; выражение Святой Дух встречается трижды: Пс 50:13, Ис 63:10–11, когда подчеркивается Его вовлеченность в святость Троицы.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

219. Слово по освящении храма Святаго Духа, в Рождественском монастыре (Говорено Сент. 18; напечатано в Твор. Св. От. l848 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. ( 1Kop. III. 16–17 ). Между тем, как боголюбивые подвизаются, чтобы создать, или лучше прежняго пересоздать, украсить, освятить храм Богу, Апостольское слово указывает нам инаго рода храм Божий, кажется, совсем готовый. И как близко! В лице каждаго христианина, в собственном теле нашем. «Не весте ли, – говорит, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть» ( 1Kop. VI. 19 )? Апостол говорит о сем, как о деле весьма известном: «не весте ли? или не весте?» Неужели вы не знаете? Но сомнительно, все ли мы довольно знаем, каким образом христианин есть храм Божий? И если это так, и следственно мы очень богаты нерукотворенными живыми храмами Божиими: то можно спросить, для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии? Пусть же сии вопросы введут нас в размышление. Сущность храма Божия составляет особенное благодатное присутствие Божие. Говорю: особенное благодатное присутствие Божие, различая сие от общаго вездеприсутствия Божией силы творческой и промыслительной во всех сотворенных существах. Так определил сущность храма Своего Сам Бог, когда, благословляя храм Соломонов, глаголал: «освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ). «И вселюся посреде сынов Израилевых» ( 3Цap. VI. 13 ). Посему, если надобно и человеку быть храмом Божиим: то надобно, чтобы вселился в него, и пребывал в нем Бог. Так точно и определяет Апостол храм Божий в человеке, когда говорит: «вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду» ( 2Kop. VI. 16 ). Вы церкви живаго Бога, потому что Бог, по Своему древнему, чрез Моисея еще данному обещанию, Своею благодатною силою в вас вселился, и в вас пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Глава одиннадцатая «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» ( Откр. 11:1 ). Иоанну говорится об одном великом задании, которое он обязан выполнить – снова выйти на пророческий путь. Кто дал посох Иоанну, мы не знаем, но, скорее всего, речь идет о Господе. Иоанн Богослов как бы оказался в том времени, в каком ему предстоит жить – в самом конце времен. И ему было приказано измерять посохом Храм Божий, жертвенник и людей, поклоняющихся в Храме. Видимо, здесь указывается на тайное действие, которым должен будет заниматься евангелист при приближении поры антихриста. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вспомнить, как был устроен храм Божий во времена Ветхого Завета и во времена Нового Завета и каков первообраз его на небе. Храм Божий состоит из трех частей: Святая Святых, святилище и двор. Святая Святых – это престол, святилище – основная часть храма, а двор – это притвор, где находятся оглашенные, то есть некрещеные, и кающиеся – отлученные от Причастия. Сейчас в святилище молятся все христиане, а в ветхозаветные времена там имели право молиться только священники, тогда как все остальные могли входить только во двор (в притвор). А в Святая Святых входил только первосвященник, причем лишь один раз в год. И вот Иоанну Богослову велено измерить людей, входящих во святилище, и жертвенник. Что значит измерить их? Это значит проверить тех людей, которые являются храмом Божиим. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» ( 1Кор. 3:16–17 ). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ). Таким образом, все христиане, которые находятся в Церкви Божией, составляют единый Храм, единый Дом Божий (это тоже одно из названий Церкви). И все крещеные люди являются священниками Бога – Господь соделал всех христиан царями и священниками, чтобы они приносили Ему жертву на жертвеннике своего сердца, и жертва эта – вся их жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Содержание сих чтений из книг Священного Писания 1 I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос , и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым. Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании . Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия. Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию. II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков. III. Человечество заражено грехом, испорчено Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве. Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

11. О святости и почитании храмов Божиих «Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». Сектант: 1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 , см. еще: 1Пет. 2:5 , Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010