Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛА Дула [греч. Δουλς], прп. (пам. 15 июня), страстотерпец Египетский; время жизни не известно. Согласно рассказу, входящему в корпус греч. текстов о прп. Данииле , игум. Скитском († после 576) (BHG, N 2101a-2101c), Д. был насельником одного из егип. мон-рей и в течение 20 лет подвергался глумлению и клевете со стороны нек-рых братьев, но, отличаясь особым смирением, молился за обидчиков. Однажды его несправедливо обвинили в краже церковной утвари, и, поскольку он не отрицал свою вину, игумен передал его на суд светским властям. Д. пытали так же жестоко, как и мучеников за веру. Когда епарх приговорил его к смерти, истинный виновник кражи раскаялся и успел предотвратить казнь. Избежав смерти, Д. закрылся в келлии и через 3 дня умер. Раскаявшиеся монахи устроили давку, чтобы прикоснуться к телу святого, а когда они вновь пришли, чтобы предать его тело земле, обнаружили только сандалии и одежды Д. В Apophthegmata Patrum имя Дула встречается дважды. Сначала «авва Дула» представлен как рассказчик о чудесах, совершенных его наставником и духовным отцом прп. Виссарионом , чудотворцем Египетским (2-я пол. IV в.?), к-рый сумел остановить заходящее солнце, чтобы ночь не застала их с учеником в пути, прошел по воде, не замочив ног, предсказал разрушение языческих капищ и сделал морскую воду пригодной для питья (Col. 137-141). Далее приводятся наставления «аввы Дулы» о безмолвии (Col. 162). Негреч. источники, копт. синаксарь под 25 месори (18 авг.) (Synaxarium Alexandrinum. P. 278) и его эфиоп. версия ( Wallis Budge. Col. 1250-1252), сообщающие о Виссарионе, также упоминают имя Д. Тем не менее с уверенностью говорить о тождестве Д. и «аввы Дулы» из вышеупомянутых патериков невозможно ( Sauget. P. 856). Ист.: Apophthegmata Patrum. Col. 137-141 [BHG, N 1444q, 1445q]; BHG, N 2101a; Synaxarium Alexandrinum. I-III/Ed. J. Forget. Beryt, 1963. Vol. 2. P. 278. (CSCO; 47-49. Arab. Ser. 3; 18-19); Huber M. Johannes Monachus Liber de Miraculis: Ein neuer Beitr. z. mittelalterlichen Mönschliteratur. Hdlb., 1913. S. 38; Le synaxaire arabe Jacobite (réd. copte). P., 1923. Vol. 5: Les mois de baounah, abib, mesoré et jours complémentaires/Ed. R. Basset. P. 751. (PO; 17); Vie et récits de l " abbé Daniele de Scété (VI s.)/Ed. L. Clugnet//ROC. 1900. Vol. 5. P. 387-391; Wallis Budge A. E. The Book of Saints of the Ethiopian Church. Hildesheim, N. Y., 1976. Vol. 4. P. 1250-1252; ЖСв. Июнь. С. 334-341.

http://pravenc.ru/text/180566.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Преподобный Дула страстотерпец Преподобный Дула, страстотерпец (время жизни неизвестно), был иноком одного из египетских монастырей. Он отличался кротостью, смирением и послушанием. В течение 20 лет преподобный терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них. В конце жизни преподобного постигло искушение: один инок, из числа братии, похитил церковные сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы монастыря стали разбирать дело о краже, то недоброжелатели святого Дулы стали утверждать, что кражу совершил именно он, так как в день кражи он не явился к полунощнице, хотя раньше всегда приходил первым. На самом деле святой Дула в этот день был болен и поэтому не смог прийти к службе. Преподобного Дулу привели к старцам, которым он сказал, что не виноват в краже. Но враги его стали клеветать, утверждая, что они были свидетелями. Убедившись., что его словам не верят, преподобный Дула не стал спорить и сказал: " Простите меня, отцы святые, я грешен " . Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула молился: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого Имени я облекся в образ сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня " . На преподобного Дулу наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церковные сосуды, но невинный страдалец только повторял: " Простите, согрешил я " . Тогда его предали на суд гражданским властям и подвергли пытке, но святой повторял: " У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов " . Городской епарх спросил монахов, что ему делать с преданным на его суд человеком. Они ответили: " Сделай с ним то, что повелевают законы " . Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Перед выполнением приговора правитель сказал преподобному: " Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни " . Святой ответил: " Хочешь ли ты, правитель.. чтоб я сказал на себя то, что не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола " . Святого повели на место казни. Тогда, наконец, действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

http://pravicon.com/info-3958

Скачать epub pdf Память преподобного Дулы Страстотерпца Память 15 июня Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий 3957 Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этот угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, – чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, – что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение. Диавол же, не зная, чем бы, наконец, озлобить блаженного, распространил на него такую коварную ложь; причем в этом случае он напал не только на преподобного Дулу, но и на всю братию, опечалив и смутив таким образом всех безмолвников; именно – он научил одного брата, не имеющего страха Божия, проникнуть тайно в церковь и украсть там все церковные сосуды. Сделав все это, монах тот скрыл украденное и затворился в келии своей, как бы никуда перед этим не выходя. Когда же настало время утренней службы, параекклисиарх 3958 , войдя в церковь , чтобы возжечь панникадила, увидел, что украдены все церковные сосуды; он тотчас же пошел и поведал об этом авве 3959 . Потом по обычаю он ударил в било 3960 , и все братия собрались в церковь на утреннее пение. По окончании утрени авва и параекклисиарх возвестили братии, что сосуды украдены, – и все были сильно этим возмущены. Случилось же, что в то время по болезни блаженный Дула не пришел на утреннее правило; и сказали некоторые из братии. – Никто не мог их украсть, кроме брата Дулы, который от того, должно быть, и не пришел в церковь ; если бы не он совершил эту кражу, то пришел бы к полунощнице раньше всех, как это он имел обыкновение делать всегда. И послали привести его в храм; посланные, отправившись, нашли его, хотя и больным, но все же стоящим на молитве; схватив блаженного, они силой повлекли его в церковь . Тогда святой Дула спросил их:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Монахи отвечали: «Сделай с ним, что повелевают законы», – Закон наш, – сказал им на это начальники города, – повелевает святотатцу отсекать руки. Монахи на это проговорили: «Да постраждет он по закону и да получит наказание по делам своим». Тогда правитель повелел привести страстотерпца и стал перед всеми так допрашивать его: – Окаянный и ожесточенный человек, – начал он, – скажи нам правду относительно покражи, в которой ты обвиняешься, и ты освободишься от смерти. На это неповинный Дула ответил: – Хочешь ли, правитель, чтобы я сказал на себя то, чего не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола. И потом продолжал: – В том, о чем ты меня ныне допрашиваешь, я считаю себя совершенно не виновным. Тогда правитель, видя, что блаженный не признает себя виновным, а монахи требуют, чтобы его судили по закону, приказал отсечь ему руки. После того неповинного старца Дулу повели на место, где казнили осужденных. В это время тот монах, который был на самом деле виновником кражи и похитителем священных сосудов, пришел в умиление и сказал сам себе: «Как бы теперь или после не найдено было все украденное мной? Да если теперь и утаится это злое дело мое, то ведь в день праведного суда Божия оно обличится; тогда что сделаю я, окаянный? Какой ответ дам об этом сугубом грехе, – что и сосуды украл, и неповинного брата подверг мукам?» И пошел он поспешно к настоятелю лавры и сказал: «Авва, пошли поскорей в город к правителю, чтобы не усекали руки брату и чтобы он не умер от страданий, ибо священные сосуды нашлись». И тотчас же авва послал к правителю, и страстотерпец был отпущен еще раньше совершения казни. Когда он приведен был в лавру, явно открылась его невинность и всем стало ясно, что покража – дело другого монаха; и начали братия припадать к преподобному Дуле, умоляя его: «Прости, ибо мы согрешили перед тобой». Он же, плача, так говорил им на это: «Простите меня, отцы и братия; я великое воздаю вам благодарение, что ради маловременных страданий, какие вы мне причинили, я избавлюсь вечных мук, и что, по милосердию Божию, буду сподоблен великих благ; да и всегда, слыша ваши неправды и укоризны на себя, я радовался духом, надеясь тем избавиться великого позора за свои грехи, когда придет Господь во славе Своей и объявит советы сердечные; всего же более я ныне радуюсь тому, что пострадал неповинно: ибо я знаю, какие блага уготовал Бог претерпевающим ради Него страдания; единственная моя печаль – это о вас: да не поставится вам Господом во грех то, что вы так несправедливо поступили со мной, и я теперь молю благоутробного Бога только о том, чтобы Он подал вам прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, – чтобы вы не лечили его и не заботились о нем? На это Пигасий, начальник нотариев, ответил: – Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса 3949 , тяжестью в триста литр 3950 ; каким же образом он теперь совершенно здоров, – этого никто из нас не знает. Тогда святой мученик сказал: – Безумный игемон! Это – Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш – есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, – а также и для того, чтобы и принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, – разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос? На это игемон, разъярившись, ответил: – Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его. Мученик на это сказал: – Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки. Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян. Тогда святой Дула произнес: – Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями! После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками. Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился: – Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот «на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» ( Пс.128:3 ). Тогда игемон сказал ему: – Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов! Святой Дула на это ответил: – Боги твои, а особенно Афродита 3951 и Артемида 3952 , да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Городской правитель, прочтя письмо, немедленно послал своих грубых слуг, чтобы они привели Дулу, как вора. И воины, схватив раба Божия, посадили его на неоседланное животное и, возложив на шею его железные тяжести, повезли его с позором среди города. Когда блаженного Дулу привели на суд, городской правитель спросил его: – Откуда ты, как называешься и почему стал монахом; как украл церковные сосуды и куда скрыл их? Страстотерпец же Христов на все эти вопросы правителя ничего иного не отвечал, как только: – Согрешил, простите. Тогда правитель, разгневавшись, приказал положить святого обнаженным на землю, а четырем своим слугам повелел нещадно бить его воловьими жилами. В то время как блаженного Дулу долгое время без всякого сострадания так били, он, наконец, с улыбающимся лицем сказал городскому старшине: – Бей меня, бей, – и ты сделаешь украденное серебро мое более чистым. На это правитель сказал ему: «Безумный, я на теле твоем и на ребрах твоих сделаю тебе серебро более чистым, чем даже снег». И он тотчас же приказал подсыпать под чрево его разожженные угли, а на раны возливать уксус, смешанный с солью. Даже предстоящие удивлялись такому терпению блаженного и говорили ему: – Скажи, где скрыл священные сосуды, и ты будешь освобожден. Мученик же Христов на это ответил: – У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов. Потом правитель, освободив святого от истязаний, приказал отвести его в темницу. На другое утро этот старейшина города послал в лавру 3961 , приказывая, чтобы к нему вместе со всеми монахами пришел и их настоятель; и они на другой день, собравшись все вместе, пришли к правителю. И сказал он им: «Многим, различным и тяжким мучениям подверг я вашего брата, которого вы обвиняете в покраже, и ничего худого не нашел в нем». Монахи на это сказали ему: «Господин правитель, кроме покражи, этот нечестивец много и другого зла сделал, но мы до сих пор, Бога ради, терпели его, ожидая, что он отвратится от своего порока, но он впал в еще худшее». Тогда городской правитель сказал им: «Что же мне сделать с ним?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уже первый мученик христианской эпохи перед смертью до последнего будет следовать Христу. Побиваемый камнями архидиакон Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего». (Деян 7:60). ХРИСТИАНСКИЕ МУЧЕНИКИ Жития святых, живших за века до нас, скупы на подробности, но доносят главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители – лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников. Такими были святые мученики Прокл и Иларий, пострадавшие во время гонения при императоре Траяне (98-117 гг.). Их силой пытались заставить принести жертву языческим богам. Святого Прокла после многих истязаний вывели за город, чтобы, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие святого Прокла на казнь, уговаривали его покориться и тем сохранить свою жизнь, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано. По дороге к месту убийства их встретил племянник святого Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его и бросили в тюрьму. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих мучителей и с молитвой предал свою душу Богу. Святая мученица диакониса Татиана Римская, принявшая за исповедание Иисуса Христа смерть при императоре Александре Севере, (222-235 гг.) когда ее били и выкололи ей глаза, терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ Преподобный Дула Египетский страстотерпец, годы жизни которого точно неизвестны, был иноком одного из египетских монастырей и по кротости своей в течение 20 лет терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг  того, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них. Однажды один инок похитил и спрятал церковные сосуды. Когда стали разбирать дело о краже, недоброжелатели святого Дулы показали на него. Кроткий инок пытался оправдаться, но убедившись, что ему никто не верит, перестал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Святого Дулу заковали и эконом жестоко бил его, но не смог выдавить признания о том, где спрятаны церковные сосуды. Святого предали на суд гражданским властям, подвергли пытке и по закону уже собирались отсечь ему руки, но   действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

http://pravmir.ru/velikie-primery-proshh...

– Что это значит, братия, и почему вы влечете меня насильно, когда я и добровольно мог бы пойти к святым отцам? Они же, порицая его хульными и бесчестными словами, сказали: – Недостойный жизни богохульник, недостаточно ли тебе столько лет смущать нас, а теперь ты надругался даже и над душами нашими. Он же сказал им на это: – Простите меня, братия, если я согрешил перед вами. Потом привели его к авве и ко всему собору отцов, состарившихся в постничестве, и сказали: – Вот человек – с самого начала смущающий нас и нарушающий правила нашего общежития. И начал каждый клеветать на него Один говорил: – Я видел его тайно ядущим зелень. А другой: – Я видел его крадущим хлеб и раздающим его вне монастыря. Иной же так клеветал на него: «Я видел его, тайно пьющим дорогое вино» Также и прочие ложно наговаривали на него что-нибудь порочное. Слыша все это, авва и находившиеся с ним отцы поверили клеветам и спрашивали неповинного Дулу, – правда ли все то, что говорят о нем, и особенно расспрашивали его о покраже, именно – где он спрятал те церковные сосуды, какие украл. Святой же Дула, оправдываясь, сначала утверждал, что он в этом ни в чем не повинен; а потом, увидев, что ему не верят, замолчал и только произносил: – Простите меня, отцы святые, я грешен. Тогда авва повелел совлечь с него монашеские одежды и облечь его в мирское одеяние; и при этом сказал: – Такие дела недостойны монашеского чина. Когда же с блаженного Дулы совлекли иноческое одеяние, он горько зарыдал и, воззрев на небо, громко произнес: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого имени я облекся во образ сей, но ныне по грехам моим он совлечен с меня. После этого авва приказал заключить угодника Божия в оковы и передать его эконому; эконом же, обнажив тело его, стал сильно бить святого воловьими жилами, спрашивая его, верно ли все то, что говорят о нем относительно покражи? Дула же, хоть и со слезами на глазах, но по невинности своей по-прежнему улыбаясь, проговорил: – Простите, согрешил я. Тогда эконом, видя его улыбающимся и произносящим такие слова, еще больше рассердился на него; он посадил его в темницу и ноги забил в колоды; и написал также письмо к городскому правителю, возвещая его о покраже и о брате Дуле, – и тотчас же отправил ему это письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

294. Как должно переносить страдания от клеветы и терпеть напрасные обиды (Из жизни св. Дулы, преподобного Страстотерпца. Чет. Мин. июня 15) Как вам, братие, поступать и что делать, когда вам придется страдать от клеветы и переносить обиду, и притом напрасную? Наш совет вам в этом случае вот какой: делайте то же, братие, что делали в подобных скорбях Святые Божии; поступайте так же, как поступали они, и это будет самое лучшее. Примеры их и одобрение вам дадут, и терпению научат, и как поступать при страданиях от напрасных обид покажут, и таким образом, и награду за невинные страдания обеспечат вам. Для убеждения вас в этом представляем вам сегодня один пример терпения угодника Божия, который, надеемся, подлинно уверит вас в истине слов наших. Преподобный Дула, память коего св. Церковь совершает 15-го июня, отличался тем, что когда его унижали, злословили, поносили, тогда он всегда радовался и веселился духом. Обидевших его он виновными никогда не считал и только молился за них Богу. Это величие своей души он показал особенно при следующем случае. Один не имевший в сердце страха Божия инок ночью вошел в монастырскую Церковь и украл сосуды церковные. Затем он, никем не замеченный, снова возвратился в свою келлию и затворился в ней. Наступило утро, и, перед началом заутрени, вошедший в Церковь зажигать свечи монах, увидев пропажу всех сосудов церковных, возвестил немедленно о том игумену. Сей приказал ударить к утрени, и, когда братья собрались по окончании утрени, игумен и монах, открывший пропажу сосудов, возвестили об оной братиям. Последние сильно возмутились ею и стали рассуждать, кто же был вор. Между тем во время этих рассуждений все заметили, что одного из иноков, именно Дулы, не было в Церкви, и вот, подозрение пало на него. Монахи сказали: «Украл сосуды не кто иной, как Дула. Он всегда прежде всех приходил в Церковь, а теперь его нет». И отправились в келлию Дулы. Там они застали его молящимся и, несмотря на это, взяли и с руганием повели на собор. Дула спросил: «За что с таким позором влечете меня?» Монахи отвечали: «За то, что ты святотатец и сам наругался над нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Св. Вит, сын знатных родителей из города Мазары в Сицилии, в отроческих летах научен был истинной вере приставниками и воспитателями своими Модестом и Крискентией. Когда в 289 году правитель Сицилии Валериан издал повеление о публичном всеми чествовании богов языческих, то двенадцатилетний Вит обратил на себя внимание усердием к христианству и отвращением от идолов. Ни угрозы, ни бичевания не смогли заставить его воздать поклонение и принести жертвы идолам; посему и был он вместе с своими воспитателями подвергаем лютым пыткам, после коих и преставился ко Господу. Мощи его в IX веке перенесены из Рима в Прагу Чешскую по благоволению пап к новопросвещённым тамошним христианам. Преп. Дулы Страстотерпца Отечеством Дулы был Египет. Вся жизнь его протекла в одной из обителей Египетских в неповинном терпении посмеяний от братий своих. Будучи смирен, некрасив видом, разумом же велик и честен, он, уничижаемый, злословимый и оплёваемый всеми, в течение 20 лет, достиг наконец такого незлобия сердца, что уже не смущался оскорблениями, наносимыми ему от братий, а радовался и веселился духом, уничижающих его неповинными творя и молясь о них Богу, да не поставит им того в грех. Но тягчайшее искушение для преподобного Дулы было через святотатца, который похитил и скрыл церковные сосуды в тайном месте и остался никому неведом. Утром, когда по обычаю стали собираться на утреннее славословие Господу, инок, поставленный смотреть за церковью, заметив покражу, возвестил настоятелю монастыря. По окончании утрени, настоятель объявил о сём всему собору братий, к изумлению всех о неслыханной дотоле вести. Подозрение пало на Дулу, тем более, что он после пропажи не был в церкви по болезни, между тем как прежде всегда ранее всех приходил на полунощницу. Некоторые из братий посланы были привести его в собор. Посланные застали преподобного Дулу на молитве; но святое занятие святого не удержало их от насмешек над ним; они привлекли его на собор, как преступника. Приведённый на собор, преподобный должен был вытерпеть всевозможные клеветы на него. «Я видел его, тайно ядущего зелие», говорил один. – «А я видел, как он крал хлеб и давал вне монастыря», жаловался другой. – «Он винопийца», клеветал третий, «и я сам видел это». – «Он уже несколько лет возмущает наше мирное житие», заключили все вместе, «и никто кроме его не мог украсть сосудов церковных».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007