VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.20:22–25 ). После, при Иоасе, они опять нападали на землю Израильскую ( 4Цар.13:20 ); но при Иеровоаме 2-м они, вероятно, были снова покорены ( 4Цар.14:25 ). Когда Феглафелласар отвел в плен восточные колена израильские ( 1Пар.5:26 ), моавитяне заняли их земли и завладели многими их городами, как можно видеть из пророчеств Исаии и Иеремии, у которых в числе городов моавитских упоминаются многие города, принадлежавшие коленам Рувимову и Гадову ( Ис.15, 16 гл., Иер.48 гл.). Это усилило их высокомерие и гордость, и они, по давней вражде своей, вместе с другими враждебными народами, снова нападали и на Иудейское царство и были как бы вспомогательным для халдеев войском против Иерусалима, и при взятии и разрушении Иерусалима царем Вавилонским они издевались над народом Божиим; несчастья других не вразумляли их, не возбуждали к раскаянию и исправлению. Населяя прекрасную плодоносную землю и имея множество прекрасных и великих городов, они, и при виде бедствий Израиля, делались только более надменными, жестокими, самонадеянными, бесстрашно предаваясь разным порокам и открыто отправляя бесстыдные празднества в честь Ваал-Пеора и Хамоса ( Иер.48 гл.). Пророки сильно обличали их за их беззаконие и яснейшим образом предсказывали приближающиеся на них страшные бедствие ( Ис.15, 16 гл. Иер.25:21, 27:3 , гл. Иер.48 и др.). Наконец, сначала при Феглафелласаре и Салманассаре, царях Ассирийских, еще до разрушения Самарии, земля Заиорданская завоевана была Ассириянами (сн. гл. 4Цар.15, 16 ), а потом, чрез пять лет по разрушении Иерусалима, они покорены Навуходоносором, царем Вавилонским (Древ. Флав. к. 10. гл. 9. § 7. сн. Иудиф.1:12, 5:2, 7:8 ). Впрочем, имя их еще не изгладилось. О них упоминается и по возвращении из плена (см. напр. 1Ездр.9:1 . 2Пар.36:5 . Неем.13:23 ). За 90 лет до Р. Хр. они покорены были Александром Ианнеем (Древн.13:5). Но в последующее время имя их исчезает для истории и теряется в общем имени арабов и сириян. За 60 лет до Р. Хр. Сирия со всеми окрестными ее землями подпала под власть римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Еккл.1:13–14 ; Мф.16:26 ; бл. Феодорит, Афанасий и Зигабен), а устремляет ее к Господу (ср. по евр. Пс.25:1; 86:4; 143:8 ; ср. Еккл.13:8:13 ) и к достижению высших, небесных, неветшающих сокровищ ( Мф.6:19–21, 33 ; ср. бл. Августин), и кто наконец честен и верен в своих словах и обещаниях, а не клянется ложно (слав.-гр.-лат. ближнему своему, с намерением обмануть его (ср. Пс.14:4 -в). Русск. пер. кто не клялся душою своею напрасно (=халд.-сирск.) основывается с одной стороны на предполагаемом синонимическом параллелизме этого выражения с следующими за ним словами: кто не божился ложно, а с другой, – на близком сходстве его по евр. т. с 3-ю заповедью, воспрещающею напрасное призывание имени Божия ( Исх.20:7 ); но буквально с евр. оно читается: «кто не возносит душу свою к суетному» (ср. Никольск., Мандельшт. и Лонд. пер.) и, по противоположению выражениям о возношении души к Богу, даёт вышеуказанный смысл о неувлечении суетными благами, в каком древние оо. и уч. ц. объясняли это место и по грек.-лат.-переводу. – Слов ближнему ( искреннем) своему в евр. т. нет, но они необходимы для полноты речи, и потому прибавлены древн. греч. переводчиками, соответственно Пс.14:3 . сей Гда и млтыню Бга Спса своег. 5. тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 5 . Кто поступает по указанному в ст. 4, тот не только может безопасно приближаться к святыне, но и получить благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего, как удостоился этого Аведдар во время пребывания у него в доме ковчега завета ( 2Цар.6:11–12 ). Сей родъ ищщихъ Гда, ищщихъ лиц Бга 6. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! 6 . Заключение 1-й части пс., применение учения ее ко всему еврейскому народу: «таков именно (т. е. по изображенному в ст. 4) и должен быть весь род ищущих Господа, т. е. все общество верующих в истинного Бога, которое обыкновенно обращаются к Нему с молитвами (ср. Пс.9:11 ; Евр.11:6 ), – весь Иаков, т. е. народ еврейский ( Пс.13:7 ), обязанный по закону являться пред лице Иеговы, пред Его святилище ( Втор.16:16 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1861 г. «Ядвига и Ягелло» («Русский Вестник», кн. 2–3). «О московских воскресных школах» («Наше Время», 18). «Рецензия на книгу Есипова: Раскольничьи дела XVIII века» («Книжный Вестник», 22). «Черты из народной жизни в XVIII в.» («Отечественные Записки», кн. 10), «О книге барона Корфа: Жизнь гр. Сперанского» («Век», 44–46). «О С.–Петербургских воскресных школах» («Русская Речь», 52). «Польско–русский вопрос» («Русский Вестник», кн. 11) – эта статья целиком перепечатана в «Минских Губ. Ведомостях», 1862, 20–22. «Чтения из русской истории» (с исхода XVII в.), СПб., вып. 1, 2. «Ответ на заметку г–на Соловьева» («Русский Вестник», кн. 12) – заметка историка Соловьева касалась двух первых выпусков «Чтений из русской истории». 1862 г. «Дело о курляндском герцоге Эрнсте Иоанне Бироне», письма и акты от 1725–1742 гг. («Чтения в общ. ист. и древн.», кн. I) – отдельный оттиск этой статьи: М., 1862. «Несколько слов о Павле Николаевиче Головине» («Книжный Вестник», 8). «По поводу книги Арапова: Летопись русского театра» («Наше Время», 13). «Газета День и евреи» (там же, 48). «Начало Руси», брошюра, СПб. «Чтения из русской истории», вып. 3, 4. 1863 г. «Рассказы о Западной Руси» («Русские Ведомости», 9–11, 13–15, 17, 18, 22, 24, 26, 28–31, 33, 35, 38, 40–43, 45, 47, 48). «Русские и польские публицисты» («Московские Ведомости», 21). «Новый документ по польско–русскому вопросу» («Русский Инвалид», 90). Этот документ, хранимый в Государственном архиве, относится к 1814 г. и озаглавлен: «Mémoire sur la nécessité pour la Russie de retablir la Pologne». «Народные движения в Подолии и на Волыни 1768 и 1789 гг.» («Русский Вестник», кн. 5). «Переписка Екатерины II с графом Н. И. Паниным» (там же, кн. 6). «Французская политика в Польше 1768–1769 годов» (там же, кн. 7). «О книге Еленева: Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь» («Современная Летопись», 34). «Католичество в России» («Русский Вестник», кн. 10) – эта статья вызвана книгой гр. Д. Толстого: «Le catholicisme romain en Russie».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:1, 1) так восполняет библейский рассказ: «ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а отправившись сам войной на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника ( στραιηγν) с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города». Тартан, Рабсарис и Рабсак – нарицательные, а не собственные имена ассирийских военачальников и придворных. Тартан (ср. Ис.20:1 ), ассир. turtanu, – высший полководец или военачальник; Рабсарис, с еврейского: глава евнухов (ср. 4Цар.25:19 , ср. Быт.37:36,39:1,7 ); из еврейского же языка объясняется и Раб-шаке: начальник виночерпиев ( Быт.40:2,21 ). Место остановки ассирийских полководцев – у водопровода верхнего пруда (ст. 17, Ис.36:2 ), по обычному мнению, лежавшего на запад от Иерусалима в долине Гинномовой и отождествляемого теперь с прудом Биркет-Мамилла (в отличие от «нижнего пруда», ( Ис.22:9 ), отожествляемого с нынешним Бирхет-Султан к юго-западу от Иерусалима, ср. Stade, Geschichte I, 591–593 Anmerk); здесь же, вероятно, надо искать поле белильника или валяльщика (кобес). «Иерусалим был окружен селениями ремесленников. Так, на юге, от него было селение горшечников. На востоке и западе – селения валяльщиков. Были, конечно, и другие, о которых не было случая упоминать в св. книгах. Валяльщики не только выделывали грубые шерстяные материи, но занимались и мытьем сделанных прежде. Их поселения, по необходимости, помещались близ ручьев или значительных стоков воды» (проф. Гуляев, стр. 354–355). Об этой блокаде Иерусалима частью ассирийской армии Сеннахирим в своей надписи выражается, что он «запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке». Гордые успехами своего повелителя, военачальники Сеннахирима требуют для переговоров самого царя иудейского, но Езекия, считая это ниже своего достоинства (по И. Флавию, π δειλας, из трусости), выслал к ним для этой цели трех высших своих чиновников (о значении должностей – правителя дворца, писца и докладчика см. прим. с ( 3Цар.4:3 ), и сл.), о Елиахиме и Севне см. ( Ис.22:15 ) и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в. Ирод Агриппа 1-й: Деян.12:1, 6, 11, 19–23 . – Сын Ариствула и Вереники, внук Ирода Великого. Воспитывался в Риме вместе с Клавдием и Друзом; но, по причине своей расточительности пришедши в бедность и лишившись при этом расположение Тиверия, обвинен был потом в замыслах против Тиверия и заключен в темницу. Но он пользовался любовью и расположением Кая Калигулы и Клавдия. Отсюда, по смерти Тиверия, Кай Калигула, вступивши на престол Римский, в награду за приверженность к себе сего Ирода, дал ему тетрархии Филиппа и Лисания, а вскоре потом и земли заточенного в Лион Ирода Антипы, т. е. Галилею и Перею (Древн. к. 18. гл. 6 и 7). По смерти Калигулы, пользуясь покровительством Клавдия, коего избранию он содействовал своею властью (Др. XIX. 4, 1), он не только удержал за собой области, данные ему Калигулой, но получил еще царство Иудейское и Самарийское, и все те земли, коими владел дед его, Ирод Великий, и так. образ. Иудея еще раз соединилась под его властью в одно целое, хотя и не имела самостоятельности (Древ. К. 19. гл. 5, 1. и 8, 2). Сей царь много мог бы сделать для блага Иудеи; но он омрачил свое правление преследованием христиан в угодность иудеям, будучи ревностнейшим и самым набожным хранителем отечественных их постановлений (Древ. XIX. 7, 3). Он убил мечем св. ап. Иакова, сына Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и видя, что это приятно иудеям, также хотел было поступить и с ап. Петром; но Промысл спас его ( Деян.12:1–19 . Евс. Церк. Ист. К. 2. гл. 9). И вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою. Будучи в Кесарии на играх, отправлявшихся в честь Кесаря, ослепленный гордостью, он допустил ласкателям называть себя Богом, и вдруг поражен был ангелом, и почувствовав внутреннюю тяжкую болезнь, перенесен был в свой дворец, и здесь на пятый день скончался, будучи изъеден червями ( Деян.12:20 =23). Флавий довольно подробно пишет об этой смерти Ирода, только он иначе излагает суд Божий, постигший Ирода за его гордость (Древн. к. 19. гл. 8. § 2). Сн. Арх. Мих. на Деян. ап. 1878 г. р. 317–321. Zell. 1. р. 589–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

По свидетельству Флавия (Древн. 15:11,1), Ирод в 18-й год своего царствования (732-й от основания Рима) начал перестройку храма и украшение его; но в течении 8 лет едва успел произвести наружные постройки. Дальнейшая отделка и украшение храма продолжались и по смерти Ирода, Агриппой, и во время земной жизни Иисуса Христа ещё не были кончены, так что полное окончание их по свидетельству того же Флавия (Древн. 20:9,7), относится ко времени перед падением Иерусалима, через 84 года от начала построек. Но считая от этого же начала до времени явления Иисуса Христа, когда постройка ещё продолжалась, мы действительно находим 46 лет, то есть 770-й год от основания Рима, когда обыкновенно можно полагать вступление Иисуса Христа в общественное служение. Изгнание торжников из храма и вообще очищение храма Самим Господом подаёт нам прекрасный урок того, как мы должны заботиться о благолепии и благочинии в своём общественном храме, который служит домом молитвы и поклонения Отцу Небесному – в частности же о храме нашего духа и тела, которые должны быть храмом Духа Святого и соблюдаться в чистоте и непорочности. Беседа с Никодимом (Ин.2:23–25, 3:1–21) Во время пребывания Своего в Иерусалиме на празднике Пасхи Иисус совершил много чудес, и многие из Иудеев уверовали в Него. Но Иисус, проникая в сердца этих верующих и зная, что привлекало к Нему не внутреннее расположение, а чудеса, считал такую веру недостаточною и несовершенною, и потому не доверял этой вере, но старался возвесть её к высшему совершенству. Об одном таком случае и рассказывает Евангелист Иоанн. Один из членов синедриона князь Иудейский, фарисей, по имени Никодим (Сравните: Ин.7:50 ), видевший чудеса Иисуса и слышавший Его учение, и потому уверовавший в Него, как в учителя, пришедшего от Бога (может быть даже, как в действительного – ожидаемого иудеями – Мессию); но ещё не отрешившийся от общих тогда Иудейскому народу представлений о Мессии – пришёл к Нему ночью поучиться у Него тайком Царствию Божию. Никодим, конечно, вовсе не предполагал, чтобы Небесный Учитель мог указать ему какие-нибудь новые пути к царствию Божию, отличные от известных каждому Иудею с малых лет путей, каковы были: строгое исполнение Закона, милостыня, молитва , пост, назорейство и подобное. Но Иисус, оставляя в стороне эти внешние, или (как Он назвал их дальше) плотские, естественные условия для достижения Царствия Божия, указывает Никодиму другое высшее условие – духовное возрождение, внешним знаком которого может служить крещение водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иуд. Кн. 14. гл. 14. § 5. кн. 15. гл. 8. § 5. гл. 9. § 6. гл. 10. § 3. Кн. 16. гл. 2. § 1. гл. 5. § 1. 2. 3). По смерти Ирода В. Галилея перешла к сыну его Ироду Антипе, который укрепил и украсил в Галилее город Сепфорис и построил Тивериаду, а Филипп, брат его, – Панеаду и Вифсаиду (Древ. Иуд. Кн. 18. гл. 2. § 1 и 3). Когда Ирод Антипа сослан был в ссылку в Галлию (Древн. К. 18. гл. 7. § 1 и 2), владения его отданы были царю Ироду Агриппе 1-му, сыну Аристовула, внуку Ирода В., и увеличены присоединением к ним Иудеи и Самарии (Древ. К. 18. 7, 2. Кн. 19, гл. 5. § 1). По смерти сего Агриппы ( Деян.12:1–2, 19–23 . Древ. Иуд. К. 19. гл. 8. § 2), Клавдий передал сыну его, Агриппе Младшему, сначала царство Халкидское, а потом четвртовластие Филиппа и Лисания, поручив ему смотрение и за Храмом (Древ. Иуд. К. 19. гл. 9. § 1 и 2. Кн. 20. гл. 1. § 1. гл. 9. § 7. и о Войне Иуд. К. 2. гл. 12. § 1 и 8). Нерон присоединил ему часть Галилеи, Тивериаду, Тарихею и Иулиаду (Древ. XX. 8, 4. и о Войне Иуд. К. 2. гл. 13. § 2). Но это были уже последние времена Иудеи. Для нас Галилея имеет особенное значение, как главное местопребывание Господа нашего И. Христа, как до вступления Его в общественное служение спасению человеков, так и после. По смерти Ирода В., когда в Иудее воцарился Архелай, а Галилеей управлял Ирод Антипа, Иосиф, обручник св. Девы Марии, небезопасным находил по возвращении своем из Египта, поселиться в Иудее ( Мф.2:22 ), и, наставленный откровением, пошел в Галилею и поселился в отечественном своем городе Назарете ( Мф.2:19–23 ). Здесь Господь провел все время детства своего. Отсюда в двенадцатилетнем возрасте ходил Он вместе с Богоматерью и Иосифом на праздник Пасхи в Иерусалим и, возвратившись, пребывал в повиновении у земных своих родителей до самого открытого служения своего спасению человеков ( Лк.2:39–52 ). Здесь в Галилее и во время общественного служения своего Он большей частью учил и проповедовал Евангелие, Галилею избрав главным местом и своего жительства и своей проповеди и чудотворений ( Мф.4:12–17. 23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Литература Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.). Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18. М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее. Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII. Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30. Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь. Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915. Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912. Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20. Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211. Карамзин Н. См. т. XI и XII. Булгаков, с. 1405, 1418. Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803. Ратшин, с. 98. Обзор рус. дух. лит., с. 220-221. Летопись Е. А., с. 644, 766, 631. Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12. Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, 38 и 54. Дополнение к этим актам, т. II, 76. Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99. Н. Д., с. 11, 24. Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810. - " - 1885, октябрь, с. 116. - " - 1886, январь, с. 78. - " - 1887, май, с. 259. - " - 1888, декабрь, с. 116. - " - 1889, июль, с. 212. - " - 1890, октябрь, с. 190. - " - 1891, январь, с. 214; июль, с. 194. - " - 1894, июнь, с. 768. - " - 1896, с. 2 п/с. 1. - " - 1900, январь, с. 319, 323. - " - 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768. Церк. вестн., 1891, 7, с. 104. Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321. - " - 1867, июнь, с. 84, 123. - " - 1907, март, с. 367. Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819. - " - 1888, февраль, с. 394. - " - 1879, апрель, с. 733-734. Рус. палом., 1888, 35, с. 413-415; 36, с. 425-426. - " - 1913, 7, с.108-109; 10, с. 153. - " - 1914, 3, с. 45-47. Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. " Московский Кремль). - " - 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 ( " Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии). Рус. архив, 1901, кн. 1-я, 2, с. 184, 187-189. - " - 1903, кн. 1-я, 3, с. 419; кн. 2-я, 5, с. 92. - " - 1904, кн. 1-я, 1, с. 107; 2, с. 287-288. - " - 1910, кн. 3-я, 11, с. 338. Ж. М. П., 1944, 9, с. 13. - " - 1945, 6, с. 68; 10, c. 5. - " - 1954, 5, с. 33. - " - 1957, 12, с. 36. БЭС, т. II, 2230-2231. РБС, т XXI, с. 94-103. ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.

http://drevo-info.ru/articles/13118.html

В. В храме Соломоновом жертвенник всесожжения был больше жертвенника Скинии, и весь сделан был из меди ( 3Цар.8:64 . 2Пар.7:7 ). Жертвенник для курения фимиама в храме Соломоновом сделан был из дерева кедра и обложен чистым литым золотом ( 3Цар.7:48–49 . 1Пар.28:18 ). Во время нечестивого Ахаза, на месте жертвенника Соломонова, поставлен был жертвенник, сделанный Урией, по образцу жертвенника языческого, что в Дамаске, а медный жертвенник Соломонов поставлен сбоку его, на север ( 4Цар.16:10–16 ); но при царе Езекии он был восстановлен и очищен (гл. 2Пар.29 ). Впрочем, хотя храм Соломонов, равно как и Скиния Моисеева, самим Богом освящены для принесения жертв и фимиама Богу (гл. 3Цар.8, 9:1–9 , гл. 2Пар.5, 6, 7 ), но как жертвы, так и каждения фимиама и во времена Судей, и во времена Царей, приносились и в других местах ( Суд.2:5 ,. 6:24–27, 13:19–23. 1Цар.7:9–10, 10:8, 14:35, 16:5, 20:29 . 2Цар.24:25 . 3Цар.3:2–4, 22:43 . 4Цар.12:3, 14:4, 15:4 ). Во дни отступления израильтян от Бога, приносились жертвы и каждения на всяких местах, даже идолам языческим ( 3Цар.11:4–8, 12:26–33, 16:30–33 . 4Цар.16:4, 17:7–14, 21:1–9 , сн. Ис.65:3–4, 11 . Иер.44:15–23 ); но за это и постиг наконец их страшный суд Божий (гл. 4Цар.17, 24, 25 ). При разрушении Иерусалима Навуходоносором жертвенник Храма, равно как и прочие священные предметы, был разрушен, и вся медь, золото, серебро отвезены в Вавилон ( 4Цар.25:13–16 . 2Пар.36:18 . Иер.52:17–20 ). Г. В храме Зоровавеля жертвенник устроен был на том же месте, где стоял жертвенник в храме Соломоновом (Древн. Флав. XI, 4, 1), и был устроен из нетесаных камней ( I Mak.4:47 ). Впоследствии времени Антиох Епифан осквернил его, и все драгоценности Храма: золотой жертвенник, светильник и все сосуды, все обобрал и отвез в свою землю ( 1Мак.1:21–24 . Древн. к. XII. 5, 4). Но, по очищении Храма Иудой Маккавеем, устроен был новый жертвенник, также из нетесаных камней, и новый алтарь для курения фимиама, и прочие священные вещи, и восстановлено ·богослужение ( 1Мак.4:36–59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010