По свидетельству Флавия (Древн. 15:11,1), Ирод в 18-й год своего царствования (732-й от основания Рима) начал перестройку храма и украшение его; но в течении 8 лет едва успел произвести наружные постройки. Дальнейшая отделка и украшение храма продолжались и по смерти Ирода, Агриппой, и во время земной жизни Иисуса Христа ещё не были кончены, так что полное окончание их по свидетельству того же Флавия (Древн. 20:9,7), относится ко времени перед падением Иерусалима, через 84 года от начала построек. Но считая от этого же начала до времени явления Иисуса Христа, когда постройка ещё продолжалась, мы действительно находим 46 лет, то есть 770-й год от основания Рима, когда обыкновенно можно полагать вступление Иисуса Христа в общественное служение. Изгнание торжников из храма и вообще очищение храма Самим Господом подаёт нам прекрасный урок того, как мы должны заботиться о благолепии и благочинии в своём общественном храме, который служит домом молитвы и поклонения Отцу Небесному – в частности же о храме нашего духа и тела, которые должны быть храмом Духа Святого и соблюдаться в чистоте и непорочности. Беседа с Никодимом (Ин.2:23–25, 3:1–21) Во время пребывания Своего в Иерусалиме на празднике Пасхи Иисус совершил много чудес, и многие из Иудеев уверовали в Него. Но Иисус, проникая в сердца этих верующих и зная, что привлекало к Нему не внутреннее расположение, а чудеса, считал такую веру недостаточною и несовершенною, и потому не доверял этой вере, но старался возвесть её к высшему совершенству. Об одном таком случае и рассказывает Евангелист Иоанн. Один из членов синедриона князь Иудейский, фарисей, по имени Никодим (Сравните: Ин.7:50 ), видевший чудеса Иисуса и слышавший Его учение, и потому уверовавший в Него, как в учителя, пришедшего от Бога (может быть даже, как в действительного – ожидаемого иудеями – Мессию); но ещё не отрешившийся от общих тогда Иудейскому народу представлений о Мессии – пришёл к Нему ночью поучиться у Него тайком Царствию Божию. Никодим, конечно, вовсе не предполагал, чтобы Небесный Учитель мог указать ему какие-нибудь новые пути к царствию Божию, отличные от известных каждому Иудею с малых лет путей, каковы были: строгое исполнение Закона, милостыня, молитва , пост, назорейство и подобное. Но Иисус, оставляя в стороне эти внешние, или (как Он назвал их дальше) плотские, естественные условия для достижения Царствия Божия, указывает Никодиму другое высшее условие – духовное возрождение, внешним знаком которого может служить крещение водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

библ., XVI–XVII в., 369 и 370. Напечатана в Памятн. отреч. литер., II, 11–17). 7 . Сказание о статуе Спасителя, поставленной Вероникой в Панеаде (в август. Минеи Солов. библ., 636; в сборн. Солов. библ., 811; в Прологе Муз. Киев. Акад., XVII в., 178). 8 . Богомильские сказания об Иисусе Христе, обозначаемые в индексах под именем болгарских басней попа Иеремии: об иерействе Иисуса Христа; как Христос плугом орал; как Пров Иисуса Христа другом назвал (в сборн. Солов. библ., 889. Напечатаны Ягичем в Starine, кн. V, 79–95). 9 . Слово Иоанна Богослова на успение Божией Матери (в ркп. Рум. Муз., 434–435; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. Сергиевой лавры, в Торжественнике XV–XVI в., Солов. библ., 369–370. Напечатано в Чтен. общ. истор. и древностей, 1880 г., кн. 3). 10. Слово на успение Божией Матери Иоанна Селунского (в ркп. Рум. Муз., 436; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в Торжественнике Сол. библ., XVI–XVII в., 370; в сборн. Солов. библ., 805 и 811. Напечатано в Чтен. общ. ист. и древн., 1880 г., кн. 3). 11. Слово Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы, о рождении и воспитании пречистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (в ркп. Синод. библ., III, 198; в Лествице Сергиевской лавры, XV в., 175; в сборн. Солов. библ., 811, 854 и 882; в Торжественнике Солов. библ., XVI–XVII в., 370. Напечатано в Макар. Четь-минеях, вып. 1, под 8 сентября). 12. Возношение Пилата к Тиверию Кесарю (в сборн. Солов. библ., 854; напечатано в Памятн. стар. русск. литерат., III, 106–108). 13. Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии (в сборн. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в сборн. Солов. библ., 854). 14. Повесть о хитоне Спасителя (в сборн. публ. библ., XVII в., 16; в Шестодневе Солов. библ., 117. Напечатано в Дворц. разрядах, том II, столб. 767–796). 15. Слово похвальное (31 августа) на положение честнаго пояса Богоматери (в ркп. XVI в., Сергиевой лавры, 199). 16. О спутнике, распятом со Христом (в Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Библиография свт. Филарета (Дроздова) 1 . Старость (стихотвор. в честь м. Платона, 1807 г.). «Тульск. еп. вед.», 1877, 6. 2 . Изложение разности между восточною и западною церковию в учении веры, 1811. (Чтен. в общ. ист. и древн. Рос., 1870, кн. 1). 3 . Замечания на книгу Исход; руководство к познанию книги псалмов; Учительные книги Ветхого Завета, 1811 (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ. 1871–1874 гг.). 4 . Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (т. е. в войне 1812 г.) (Сын отечества, 1813, ч. VI и СПб, 1813). 5 . Опыт объяснения псалма 67. СПб, 1814. 6 . Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814. 7 . Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына). 8 . Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 9 . Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV). 10 . Значение церковной молитвы о соединении церквей. (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 11 . Нечто о ращении власов (Приб. к твор. св. отцов, 1860, ч. XIX). 12 . Песни из канона преп. Кириллу и Мефодию (Душеп. чтен., 1863, май). 13 . К воспросившему о значении слов кн. Бытия: се Адам бысть, яко един от нас. (Душеп. чтен., 1865, август). 14 . Стихотворное переложение с греч. Песни увещательной св. Григория Богослова : Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю и проч., напис. в 1866 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1867, кн. III). 15 . Полное собрание резолюций. М., 1903, 1905, т. 2, 3, 5, вып. 1, 2, 3. 16 . Письма к игуменье Спасо-Влахернского монастыря Серафиме и два письма к гг. Головиным, с предислов. Виноградова. М., 1900. 17 . Собрание мнений и отзывов митр. Московского и Коломенского Филарета по делам правосл. Церкви на востоке. СПб, 1886, т. V, VI, I доп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

1 Собственно: жалующиеся на свою участь, вечно всем недовольные. 2 Под общепринятым изданием следует разуметь перевод LXX, исправленный по Феодотиону; книга же Даниила, входившая в это издание, была переведена Феодотионом, как видно из предшествующих слов блаж. Иеронима. 3 Западные христиане, латиняне. 4 Блаж. Иеронима. 5 Или Иоаким. 6 В Евангелии Матфея он называется Иоакимон. 7 Вместо de sigulis в некоторых рукописях и изданиях стоит de signis (знамений или предзнаменований). 8 Предсказателей судьбы человека по дню его рождения, толкователей влияния звезд на судьбу человека. 9 Ариох. 10 Древн. Иосифа Флавия кн. XI гл. 8. 11 Порфирий. 12 Обнесенное стенами или оградою помещение для птиц, животных или рыб. 13 Анания, Азария и Мисаил. 14 Virgil. Aeneid. 1. VII и. 247. 15 Порфирий. 16 По мнению некоторых критиков блаж. Иероним пользовался такими списками книги пророка Даниила, которые в настоящем месте были испорчены и в которых читалось τιρος (сотоварищ, друг) вместо τρος (другой), как читали св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит. 17 Сн. Иосиф. прот. Апп. гд. 20, где Бероз называет Набонидом того царя, которого блаж. Иероним называет Валтасаром . 18 Виргилий. 19 Сн. толк. на Иезек. гл. XXIII, ст. 22 — 27 (Твор. блаж. Иеронима в русск. переводе ч. 10 стр. 329). 20 Собственно: под боком. 21 То есть: Еврипид пишет μπλακας , а не μβλακας . 22 Плоские кровли, поддерживаемые поперечными перекладинами и огражденные по краям для безопасности возвышениями или перилами; они соответствовали нашим балконам. См. Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. II. стр. 423 и ч. XI. стр. 220. 23 Персы. 24 Быстро стремящимся, стремительно нападающим. 25 Пророк 26 Римлянами. 27 По некоторым рукописям: из царств или городов, (civimamibus вместо cruciamibus) . 28 С Богом Отцем. 29 Иосифа Флавия Древн. Иуд. кн. X последняя глава. 30 Сутки. 31 Этот отрывок из творения Африкана на греческом языке находится у Евсевия в Demonstrat. Evang. lib. VIII. 32 Лунный же год, по исчислению Африкана, состоит только из 354 дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3158...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Макет Антониевой башни [греч. Αντωνα, лат. turris Antonia], название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом ок. 36 г. до Р. Х. на месте крепости Барис (от евр.  - замок, крепость), принадлежавшей времени правления Иоанна Гиркана I (135-105 до Р. Х.), к-рая в свою очередь появилась на месте еще более ранней постройки - башни Меа (евр.- сотни), входившей в стену Неемии (Иуд. древн. 15. 11. 4; Неем 3. 1). Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония ( Тацит. История 5. 11; Иуд. война I 21. 1; Иуд. древн. XV 11. 4), к-рому он был обязан властью над Иудеей. Согласно описанию Иосифа Флавия , прямоугольная крепость, высотой 40 локтей, стояла у северо-зап. угла иерусалимского храма, на скале, возвышавшейся на 50 локтей, и имела по 3 углам (кроме юго-вост.) башни, каждая высотой в 50 локтей. Главная башня, высотой 70 локтей, была обращена к храму, с нее просматривался весь внутренний двор, и Ирод мог легко контролировать весь храм силами своего гарнизона (Иуд. война V 5. 8 ; I 21. 1). Такая выгодная стратегическая позиция А. б. была использована римлянами, к-рые также держали в ней гарнизон ( Тацит. Ист. 5. 11-12). В 70-х гг. по Р. Х. при осаде имп. Титом Иерусалима крепость уничтожили рим. легионы (Иуд. война V 11. 4 ; VI 2. 1 ). В эпоху имп. Адриана на ее руинах и на участке, где стоял храм, расположился форум Элия Капитолины (сохранившиеся остатки стены, вероятно, принадлежат эпохе Адриана, хотя это не подтверждено данными археологических раскопок). Согласно христ. традиции, в А. б. могла помещаться претория - резиденция прокуратора Рима (Ин 18. 28) и ряд др. пунктов, связанных с историей Крестного пути Спасителя (см. также Лифостротон ), поэтому здесь расположены первые остановки католич. Крестного пути (Via Dolorosa) - «Стена крепости Антония» и «Капелла Бичевания» (см. Стациональное богослужение ), а также др. христ. храмы и святыни (см. Иерусалим, архитектура ). Лит.: Benoit P. Pretoire, Lithostroton et Gabbatha//RB. 1952. Т. 59. P. 531-550; idem. The Archaeological Reconstruction of the Antonia Fortress//Jerusalem Revealed/Ed. Y. Yadin. New Haven, 1976. P. 87-89; Paton L. B. Jerusalem in Bible Times. N. Y., 1908, 1977r; Святая Земля: Ист. путев. М., 2000. С. 32. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/115842.html

1 Здесь разумеется осада и взятие Рима готами под предводительством Алариха в 410 г. 2 Руфин в Сицилии (Тринакрии). 3 Гиганты Энкелад и Порфирион были поражены, по мифологическому сказанию, Юпитером в Сицилии. 4 Под electrum ( λεκτρον ), ценившимся весьма высоко, древние разумели то янтарь, то кристалл, то смесь золота и серебра. 5 Или Адама , как читают некоторые. 6 Виргилий в Georg. II, 402. 7 Virg . Aen. VI, 733. 8 Virgil Georg. III, 284. 9 Horat II. Carm XIV, 1—2. 10 Вероятно, нужно читать Симмах , как можно заключать из Толков. на Иезек. X, 9 и из 35 письма к Марцелле, помещенного в Твор. бл. Иеронима в русск. переводе, ч. 1, стр. 123. 11 Виргилий Аеп. IV, 701. 12 Georg. И, 380 13 Древние математики обыкновенно употребляли для чертежей доски, кирпичи или плитки, покрытые пылью, песком или мукою. 14 Sigalam , но другим чтениям secalem, sicalam или speltum . 15 Сн. толкование на XV гл. прор. Исаии, где приводится мнение, по которому пищу пророку Илии приносили не птицы, а люди (Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 7 стран. 229). 16 Волосы. 17 Город Иерусалим в греческом и латинском языке рода женского, а не мужеского. 18 Вместо δηλαιστ в александрийском тексте LXX стоит δειλαα (по славянскому переводу: ужас ). 19 Латинское слово dominus означает и Господь и господин и поэтому употребляется в отношении и к Богу и к людям. 20 Иудеи. 21 Разумеется продажа, вынуждаемая стеснительным обстоятельствами (сн. Неем. 5:3). 22 Virgil. Aen. VIII. 698. 23 Ibid. v. 699. 24 Junius от juvenis юноша. 25 Разумеются дощечки, на которых писали в древности. 26 Virgil. Aen. IV. 379—380. 27 Длинная и шировая, большею частию роскошно отделанная одежда. 28 Может быть, разумеется указание Числ. 4:3, где по еврейскому тексту читается: от тридцати лет и выше до пятидесяти , а по переводу LXX: от двадцати пяти лет . Сн. также выше толкование на Иезек. 1:1. 29 Но по переводу LXX читается: и увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:8). 30 Древн. Иуд. 31 Здесь стоит: lapides grandinis , но выше (стран. 152 и 153) бл. Иеронимом переведено: lapides pergrandes и grandes .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

1 τη ν με θην ­ (буквально) «пьянство». 2 Епископа Флавиана. которого возвращение послужило для св. Златоустого поводом сказать в день Пасхи 21-ю беседу к антиохийскому народу (П. с. твор. св. И. Злат., т. II, 231). 3 προς Ελληνας ­ (букв.) с Эллинами. Эта беседа или беседы, как можно думать по указанной далее Златоустом (см. 2-ой отдел настоящего слова) обширности предмета, раскрытого проповедником обратившимся в христианство язычникам, остаются до настоящего времени неизвестными. 4 Разумеется здесь 19-я беседа к Антиохийскому народу (П. с. тв. св. И. Зл., т II, стр. 209). 5 о ( τροπος ) δια της κτισεως απασης ­ «способ чрез все созданное» или всю вселенную; κτισις понимается у Златоуста, как совокупность всего сотворенного Богом. 6 επιμεινωσι ; в др сп.: μεινωσι ; вопреки этому в славян. и рус. переводе: «пребудет» . 7 της ψυχης αυτης , согласно с Лукиан. и некоторыми др. сп. и вопреки Ватик. и Алекс. списках, где της θλιψεως αυτης , с чем согласуется Слав. Б.; «оскорбления ея» . 8 απο ικανου согласно с Лукиан. сп. и отчасти евр. текстом («миддей» — «много раз» или «каждый раз»); в других греческих списках (по «Holmes»), как и в Слав. Б. — отсутствует. 9 την φιλοσοφιαν . 10 και μετα το πιειν согласно с Лукиан. и Алекс. сп. и евр. текстом; в прочих (по «Holmes») сп. и в Слав. Б. эти слова не читаются. 11 По тексту патрологии Миня, ακουσειΘεου или Θεον ; ближе к еврейскому, это имя значит: «услышанный Богом». 12 εν τε τω της σωφροσυνης λογω . 13 Τουτο γαρ μαλιστα το παθος , т.е. страсть, противоположная целомудрию и чистоте. 14 καν πορνη μη η ; это приведенное в патрологии Миня чтение Кольбертинского списка имеет преимущество пред принятым здесь текстом: καν πορνη η ­ «хотя была бы блудница», так как о блудницах было уже сказано в предшествующих этому словах. 15 προς παρρησιαν . 16 σεμνοτερας τας αρχας . 17 οτι ουκ ουσα εγενετο . 18 εφυλοσσε согласно с Лукиан. сп.; в древн. Ватик. и др. εφυλαξεν ; греч. переводчики читали здесь то же евр. слово («шомер»), какое находится и в масоретском тексте, но поняли его в первом значении, между тем как более сообразно в данном месте второе значение «наблюдать, смотреть», в каком и переведено в Славян. Б.: «смотряше на» ...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3365...

51De idol. capp. 4–5; русск. перев. ч. 1, стр. 119–121. 52В Апостольских Постановлениях сказано: «Делатель кумиров, ставши христианином, пусть откажется от этой работы, или да извержется из церкви». 53De idol. capp. 6–8; русск. перев. ч. 1, стр. 122–125. 54De idol. capp. 10 и 15; русск. перев. ч. 1, стр. 128, 136. Сн. Послание к жене, по русск. перев. ч. 2, стр. 240. 55Покровский А. П., Философ Аристид и его недавно открытая апология, стр. 14–15, 18–19, 27. Сергиев Посад. 1898 г. 56Первой Апологии гл. 9; Памятники древней христианск. письменности в русском переводе свящ. Преображенского, т. III, стр. 44–45. Москва. 1862 г. 57Из какого вещества и посредством какого искусства получили образ те, которых эллины считали за богов, — об этом подробнее у автора Послания к Диогнету, гл. 2; Памятн. древн. христ. письм. т. IV, стр. 14–15. Москва. 1863. 58Речь против эллинов, главы 1, 3, 4, 33–35; Памяти, древн. христ. письмен. т. IV, стр. 135–137, 139–140, 173–175. 59Апология Афинагора, главы 4, 6, 10, 15–18, 26; Памятн. древн. христ. письмен. т. V, стр. 16, 19, 23, 30–34, 51. Москва. 1864. 60Речь Мелитона в Памятн. древн. христ. письмен., т. VII, стр. 30–31, 35–36, 39–41. Москва. 1866. 61 Феофила к Автолику, книга первая, главы 2–3, 10; кн. 2, глава 2; Памятн. древн. христ. письмен, т. VI, стр. 10–11, 18, 24–25. Москва. 1865. 62 Минунция Феликса Октавий, главы VII, X, XXI, XXIII, XXIX, XXXII; Памяти, древн. христ. письмен, т. VII, стр. 58–59, 62–63, 79–82, 85, 96, 100–101. 63Стромат кн. V, гл. 5, 11; кн. VII, гл. 5; перев. Н. Корсунского, столб. 539, 583, 808. 64 Arnobii Disputat. adv. gent., lib. VI с. 1. Augusti, Beitr. z. christl. Kunstgesch. I, 103–146, II, 81 и далее. 65Conlra Celsum lib. VII, с. 9; 10. Беседа на кн. Иисуса Навина66 Обстоятельные речи об этом в статье И. С. Бачалдина: Изобразительные искусства и святые отцы церкви IV века, помещенной в журнале Вера и Церковь за 1902 г. 67 Климента Римского первое послание к Коринф, гл. XXV; Памятн. древн. христ. письмен. т. П, стр. 127–128. Москва, 1860.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

5-11. О голоде в правление Клавдия (ср. Деян 11, 27-28) сообщает Светоний (Клавдий 18,2), Тацит (Анналы, XII,43), Дион Кассий (История, IX, 11). Флавий пишет, что в Иудее голод наступил при прокураторах Куспии Фаде (44-46) и Тиберии Александре (46-48); см.: Древн., XX, 5, 2. Поэтому посещение Иерусалима посланниками Антиохийской церкви можно отнести примерно к 46 году. 5-12. Ср.: Мк 10, 35-40; Евсевий (Церк. Ист., II, 9) сообщает о том, что Иаков был казнен по доносу и, умирая, простил доносчика, который решил умереть вместе с ним. По мнению О. Кульмана, способ казни может указывать на политическое обвинение: О. Кульман. Многообразные течения внутри первой христианской общины (о мученичестве Иакова, сына Зеведеева). Символ, 1983, с.82. 5-13. Деян 12, 13-17. 5-14. Деян 12, 19-23. Сообщение Луки вполне совпадает с данными о смерти Агриппы у Флавия (Древн., XIX, 8, 2). 5-15. Из Деян 11, 27-30 вытекает, что поездка с пожертвованиями была вторым посещением Павлом Иерусалима после призвания у Дамаска. Между тем в Гал 2, 1 второй поездкой апостол называет ту, что была связана со спором вокруг проблемы крещенных язычников ( " апостольский собор " , Деян 15). Многие исследователи отождествляют эти посещения, полагая, что св. Павел в Гал говорит о событиях, бывших до " собора " . Однако апостол пишет в Гал, что прибыл вторично в Иерусалим через 14 лет после обращения. Исходной точкой для хронологии служит здесь надпись, найденная в Дельфах в 1905 году. Согласно этой надписи, проконсулом Ахайи был с 51 по 52 год Галлион. А из Деян 18, 11-12 ясно, что Павел прибыл в Коринф за полтора года до назначения Галлиона, т.е. около 49 года. Поскольку он приехал туда вскоре после " собора " , то именно этим годом следует датировать иерусалимскую встречу, описанную в Деян 15. Если вычесть 14 лет, указанные апостолом в Гал, то мы придем к 35 году как году его призвания. Но здесь возможна неточность в пределах одного года. Сомнительно, чтобы св. Стефан был убит еще при Пилате (см. прим. 15 к гл.3). Пилат был отозван из Иудеи в конце 36 или в начале 37 года. Значит, этим временем следует датировать событие у Дамаска. Биографы Павла, которые сдвигают дату его обращения к 32 году (чтобы отождествить Деян 11, 27 и Гал 2, 1), не учитывают, что Дамаск перешел в руки царя Ареты (2 Кор 11, 32) только после смерти Тиберия (37 год). То, что ап. Павел не упоминает в Гал своего посещения Иудеи в 45 году во дни голода, может объясняться тем, что эта поездка не имела связи с теми вопросами, которые он обсуждал в послании. С апостолами в этот раз он мог не встречаться, поскольку в 44 году Петр (и Иоанн?) покинули Иерусалим. См.: F. Filson. A New Testament History. L., 1978, p.278 ff.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010