Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом С тех пор, как желание доставить тебе удобнейшие и вместе надежнейшие средства к познанию истинной и неповрежденной церковной древности заставило меня по временам беседовать с тобою, желающий истины старообрядец, к великому для меня утешению оказалось и еще оказывается, что важные свидетельства древности, которые можно было почитать потерянными, были только забыты или мало известны, а между тем сохранились и сохраняются целы и невредимы. Говорю сие в особенности о свидетельствах древних рукописей. В беседе 25 марта 1834 года, в дополнительной беседе в феврале 1835, и еще в дополнение, во свидетельство истинного древнего писания и произношения поклоняемого имени Иисуса, указаны тебе мною следующие древние харатейные рукописи: 1) Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, древнейшая, какая только известна, славянская рукопись одиннадцатого столетия по Рождестве Христовом, принадлежавшая первоначально Остромиру, сроднику князя Ярослава. 2) Евангелие, хранящееся в библиотеке новгородского Софийского собора, двенадцатого столетия. 3) Евангелие святителя Моисея, хранящееся там же, четырнадцатого столетия. 4) Книга стихир, хранящаяся там же, двенадцатого столетия. 5) Евангелие Мстиславово, хранящееся в Московском Архангельском соборе, начала двенадцатого столетия. 6) Сборник великого князя Святослава, хранящееся в Москве в Синодальной библиотеке, одиннадцатого столетия. 7) Богословие Иоанна Дамаскина , хранящееся в той же библиотеке, писанное не позже тринадцатого столетия. Не указал я еще большого числа рукописей, не потому, чтобы их не было. Напротив того, я знаю и другие, подобной вышеозначенным древности и даже знаю в некоторых из них (как на примере в харатейном Евангелии Демьяна священника, в Императорской библиотеке) свидетельства, подобные тем, какие приведены мною из вышеозначенных семи рукописей. Может быть я укажу их, когда будет досуг и удобность. Но и нужно ли? Не довольно ли многочисленных свидетельств из семи книг глубокой древности, принадлежавших великим князьям, или святым мужам, или знатнейшим церквам – следственно книг, писанных избранными писцами, по возможности времени тщательно проверенных и верно сохраненных? После сих многочисленных, древних достоверных свидетельств враждовать против имени Иисуса значило бы явно враждовать против древней Церкви, враждовать против очевидной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

I. О подлинности соборных апостольских посланий Соборных апостольских посланий, как известно, семь: одно апостола Иакова, два Петровы, три Иоаннова послания, одно ап. Иуды. Значение их, как книг слова Божия, основывается на происхождении их подлинно от писателей боговдохновенных, именно от святых апостолов, с именами которых они у нас связуются. О большей части этих соборных апостольских посланий, относительно их подлинности, замечаются некоторые разногласия в свидетельствах и памятниках христианской древности. Так, в древнем сирском перевод четырех меньших из сих посланий не было. Ориген упоминает о пререканиях против посланий 2-го Петрова и 2-го и 3-го Иоаннова (см. у Евсев.6:25). Св. Амфилохий свидетельствует (в посл. к Селевку), что не всеми признавались послания Иакова и Иуды. Евсевий относит к общепризнаваемым в его время (μολομενα) также только два из соборных посланий: первое Петрово и первое же Иоанново 1 . В каталоге Каия, римского пресвитера 2-го века, не упоминается и первое Петрово послание 2 . Разногласие не коснулось только первого послания ап. Иоанна, но с этим посланием находятся в близком соотношении, по содержанию и характеру, два другие его послания, подвергавшиеся пререканиям. Между тем по поводу разногласий о соборных посланиях, бывших в древности, некоторые из новейших исследователей (Например Grotius, Eichhorn, Fritsehe) стали оспаривать подлинность того или другого из сих посланий. И так, есть нужда в исследовании подлинности всех соборных посланий. 1. О подлинности посланий ап. Иакова Свидетельства о подлинности Происхождение, в частности, первого из соборных посланий, действительно, от апостола Иакова (брата Господня) доказывается прежде всего свидетельством христианской древности, начиная с апостольского века. Так, можно примечать, что еще апостольские мужи пользовались руководством послания Иакова. Св. Климент римский пишет: «За что благословен был Авраам? Не за то ли, что он по вере сотворил правду и истину, принесши Исаака?» 7 . И в другом месте: «Авраам был почтен великим свидетельством и друг наречеся Божий» 8 . Оба эти места взяты, только не с строгой буквальной точностью, из послания Иакова ( Иак.2:21,23 ): Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник... И вменися ему в правду, и друг Божий наречеся. – Так же и в книге Ермы (Пастырь) есть места, заимствованные из послания Иакова: например: «если противишься диаволу он бежит от тебя» 9 . Это почти буквально – слова из послания ап. Иакова: противитеся диаволу, и бежит от вас ( Иак.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛГОВ Семен Осипович (22.05.1857, Москва - 19.10.1925, там же), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей. В 1876-1883 гг. учился на словесном отд-нии историко-филологического фак-та имп. Московского ун-та, учителем Д. был проф. Н. С. Тихонравов . 11 окт. 1883 г. поступил в Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев (МПиРМ) помощником хранителя. В 1890-1892 гг. проходил в Московском ун-те 2-годичную подготовку к профессорскому званию на кафедре рус. словесности. 1 янв. 1892 г. назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПиРМ, в 1904-1912 гг. Д. заведовал книжным собранием и архивом Тихонравова, поступившими в музеи в 1893 г., после кончины ученого; в 1905 г. Д. опубликовал обзор рукописного собрания Тихонравова. 20 июня 1903 г. Д. был назначен главным библиотекарем Б-ки МПиРМ, 21 июня 1909 г.- хранителем Отд-ния доисторических, христ. и рус. древностей музеев. В 1902 г. Д. участвовал в археологическом съезде в Харькове. В авг.- сент. 1908 г. находился в Германии и Австрии для ознакомления с постановкой библиотечного дела. 27 мая 1915 г. был командирован в район Черноморского побережья, летом 1918 г.- в Рязанскую губ. С 5 мая 1907 г. Д. являлся сотрудником Археографической комиссии. Состоял членом Об-ва любителей российской словесности, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей древней письменности, Археологического об-ва в Москве, Общества ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. После выхода 8 апр. 1921 г. постановления Коллегии Наркомпроса РСФСР о расформировании Гос. Румянцевского музея Отд-ние древностей в следующем году было передано в ГИМ. С 1922 г. Д. заведовал отделом древних рукописей в Отд-нии рукописей при Государственном Румянцевском музее (с 6 февр. 1925 Государственная б-ка СССР им. В. И. Ленина).

http://pravenc.ru/text/178771.html

Епархиальное управление Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Канонические основания. Епархия. Часть Вселенской и Поместной Церкви, управляемая епископом, - епархия - на Западе называется диоцезом. Оба эти термина не совпадают по своему значению с аналогичными, существовавшими в древности. В древности диоцезом называли огромные области Римской империи, каждая их которых включала в себя несколько провинций. Из соответствующих гражданским диоцезам церковных областей выросли впоследствии Экзархаты и Патриархаты. А «епархия» - это греческий синоним слова «провинция,» т.е. согласно церковно-административному делению область, во главе которой стоял епископ митрополии - столицы епархии - митрополит. В каждой из таких провинций - епархий - было несколько епископов. В первые века истории Христианской Церкви епископ был в каждом городе, где существовала христианская община; обычное название его области, т.е. города и прилегающих к нему пригородных селений, - парикия. Впоследствии от этого слова произошло слово «парохия,» означающее «приход.» Все это надо иметь в виду, чтобы не запутаться в древних терминах, не совпадающих по значению, но этимологически связанных с принятыми ныне. В древности церковная жизнь сосредоточивалась в городах, поэтому границы между перифериями епископий были не особенно четкими, и зачастую возникали недоразумения. Как отмечал епископ Никодим (Милаш), «случалось, что епископ одной области рукополагал клириков из области другого епископа, а некоторые священники зависели от двух епископов, случалось также, что в одном месте было по 2 епископа.» Лишь после прекращения гонений (313 г.) церковная власть смогла установить точные границы между церковными областями. II Вселенский Собор провозгласил общий принцип: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей» (2 прав.). А Халкидонский Собор постановил: «По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов» (17 прав.).

http://sedmitza.ru/lib/text/432428/

Вышеприведенные свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас в подлинности книги Деяний и в том, что она описывает не вымышленные события, а действительные деяния святых апостолов. Кроме того, в ее подлинности мы убеждаемся и благодаря многим внутренним хронологическим и топографическим доказательствам. Например, Иосиф Флавий говорит, что иудейские священники два раза в день совершали свое служение при храме, утром и в 9-й час дня (Иудейские древности 14,4,3). Петр и Иоанн ходили в святилище на молитву в 9-й час дня ( Деян.3:1 ). Тот же историк упоминает об обычае иудеев принимать на себя издержки по очищению назареев, чтобы таким образом иметь участие в заслугах их обета и что особенно соблюдали этот обычай (Древности 19,6.1) больные или находившиеся в опасности. Апостолу Павлу советуют сделать то же ( Деян.19:24 ). Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской ( Деян.5:17 ). Флавий также подтверждает такое показание (Иуд.Древн. 20,9,1). В Афинах апостол Павел нашел жертвенник неведомому Богу ( Деян.17:28 ), γν στφ Φεφ. О таких богах или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэртский, Павзаний, Филострат. Между другими подробностями нужно указать на то, что Ирод (Агриппа) называется царем ( Деян.12:1 ). Это имя, по свидетельству Флавия (Древности 18, 6,11), он действительно получил от императора Калигулы и носил его последние четыре года своего правления. Описание его смерти в Деяниях апостольских ( Деян.12:23 ) разительно сходно с описанием Флавия (Древн. 19,8,2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний. При этом нельзя не указать на то обстоятельство, что книга Деяний, повествуя сначала об апостоле Петре, потом переключается на апостола Павла и заканчивает свой рассказ на том именно месте и времени, где писатель вымышленных событий никогда не остановился бы, т. е. на приходе Павла в Рим. Подложному писателю естественнее всего было бы распространиться в этом случае о герое своего рассказа и показать его подвиги в столице мира. Но праведный писатель умолкает по той, вероятно, причине, что сам был заключен темницу и лишился свободы. Существование подложных Деяний апостольских, о которых так часто упоминают древние отцы и соборы, служит некоторым образом доказательством существования истинных. Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Предисловие Какое значение имеет для старообрядца двуперстное сложение при молитвенном осенении себя крестом, едва ли нужно об этом говорить. Та клятва, которую изрекли в 1655 году патриархи – Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский с двумя митрополитами (см. их ответ патр. Никону в Скрижали вне счета листов), с одной стороны показывает, каким великим преступлением казалось двуперстие (конечно не само в себе, но потому, что им завершалось все противление Правосл. церкви со стороны раскольников), для молящихся православно первыми тремя перстами; с другой – эта клятва дает нам видеть, как было велико упорство в заблуждении тех невежд, которые внесли учение о двуперстии в печатные книги, когда они не хотели слушаться не только своего патриарха Никона , но и Цареградского Паисия 1 ; между тем как в тех же книгах 2 внушалось глубокое уважение и беспрекословное послушание ко всем восточным патриархам. Посему, едва ли верно некоторые светские писатели 3 смотрят ныне на клятву вышеуказанных патриархов, как на меру, слишком строгую. Надобно помнить, что этой клятве предшествовало кроткое, пастырское послание патр. Паисия к патр. Никону в 1654 году. Недавно некоторые старообрядцы заявили сознание в своем погрешительном взгляде на православную, Российскую церковь 4 ; но большая часть из них ничто так фанатически не отстаивает, и ничему не придает такой догматической важности, как вопросу о перстосложении. Известно (и самим старообрядцам), что «поморские ответы» преисполнены лжи и обмана; не смотря однако же на это они дороги для старообрядцев потому, что в оных ответах так подробно, и так красно пишется о двуперстии, этом, так сказать, основном камени раскола. Откуда взятъ этот камень, и чьими руками он так крепко положен? Вот вопросы, которые часто нам приходилось обсуждать обще с самими староообрядцами. Разъяснению этих вопросов преимущественно мы посвящаем предлагаемый посильный труд свой. Благосклонный читатель поймет, что, в решении вопроса о двуперстии, нам надобно было касаться самой глубокой древности. Он, надеемся, согласится с нами, как трудно в этой древности искать что-либо определенное относительно такого обряда, на который XIV веков совсем почти не обращалось внимания со стороны тех, кои писали об обрядах Правосл. церкви вообще. При разработке тех или других памятников древности, как бы они светлы ни были в своем целом, указание на перстосложение представляется в тени, как частность, относительно которой приходится начертывать те или другие предположения, а не делать окончательные, положительно верные выводы. По этому свое исследование мы представляем, как опыт дознания истины, и с искреннею благодарностью готовы принять всякое справедливое замечание от того, кому разбираемый нами вопрос более нас знаком, а равно и от того, кто, и при меньшем знакомстве с ним, сделает или уже сделал на основании своих данных верные выводы, несогласные с нашими предположительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Причина написания сей малой книжицы следующая: во время проживания моего в Санктпетербурге в Александроневской Лавре, 2 я познакомился с Санктпетербургским мещанином Π. И. Ж., который от рождения своего был раскольником перемазанской секты; потом при осенении Божией благодати, не хотящий смерти грешника, познавши свое заблуждение, оставил оное, присоединился к нашей Православной Церкви, но по закоснелой привычке молился по-раскольнически двоеперстным сложением и сомневался переменить оное 3 и молиться по обычаю Святой Церкви, потому, что развратники натолковали ему, будто бы такое перстосложение бывший Никон Патриарх Московский выдумал и ввел в Велико-Российскую Церковь , а прежде его в России и в других странах из православных Христиан никто троеперстным сложением не молился, и в древнейших книгах Святых Отцов такового повеления не находится, и потому, де, (как они клевещут) молящиеся троеперстию 4 спастися не могут, но предадутся на бесконечное мучение во аде с сатаной и со всеми служащими ему. Почему и просил меня, как отца духовного, уверить его от Святого Писания о троеперстном сложении. Я, в таковом случае, в согласность Апостольского учения 5 , для уверения означенного просителя, а также и для прочих немощных в вере, и в опровержение означенного богопротивного лжемудрования, почел за нужное сделать краткую выписку из разных древнейших Святых Отцов и новых достоверных Церковных писателей свидетельства, что троеперстное сложение не есть Никона Патриарха выдумка, и не печать антихристова, но древнейшее Святые, Соборные и Апостольские Церкви обыкновение, еще от времен Апостольских принятое, и всеми правоверующими до сего времени содержимое, и что молящиеся троеперстно, при заслугах Спасителя нашего Иисуса Христа, и при соблюдении заповедей Его, как в древности спасались, так и ныне спасаются, в чем уверяемся и от Святых Отцов, в древности бывших, молившихся троеперстно, просиявших святостью и нетленностью телес своих, у которых честные руки, лежащия на персех, имеют сложение троеперстное. А также и после 6 Никона Патриаха бывших Угодников Божиих, молившихся троеперстно, тела благодатию Божией сохранены от обыкновенного тления и различные чудеса источают, Божиею силой. И сие не есть ли очевидное удостоверение, что троеперстное сложение Христианину не только не препятствует ко спасению, но еще и вспомогает, по той причине, что слушает гласа Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Наталья Адаменко " decoding="" title="" Этот вопрос встает перед каждым священником или катехизатором, который начинает это непростое, но благодатное дело — катехизацию взрослых людей. Может быть, ограничиться огласительными беседами в течение одной-двух недель или месяцев? А может, необходимо вести оглашение до реальных изменений в жизни катехуменов, вообще не обращая внимания на сроки? Как решался этот вопрос в древности и как он может решаться сейчас? Наталья Адаменко отвечает в своей статье на эти актуальные вопросы современной церковной жизни. Прежде всего, стоит отметить, что в традиционных святоотеческих школах катехизации (Римской, Александрийской, Иерусалимской и др.) этапы катехизации 1 имели различную продолжительность. И, как правило, вначале это был длительный подготовительный этап – оглашение «слушающих», и довольно короткие (несколько недель) и интенсивные этапы перед крещением и непосредственно после него. В древности через этот подготовительный этап проходили все члены Церкви за редким исключением 2 . Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно длительным и напряженным процессом, который требовал и от оглашаемых, и от Церкви много сил. Но и сейчас людям очень трудно входить в суть христианства, даже если они уже решили поменять что-то в своей жизни, им всегда требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести всё в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то, что нужно изменить. Атеизм, язычество, суеверия, в которых и которыми жил человек до обращения, пронизывают всю ткань жизни. Это и привычки, образовавшиеся с детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившиеся отношения с людьми. Духовная реальность, которая традиционно называлась оглашением «слушающих» или первым (предварительным) этапом оглашения, всегда присутствует в жизни человека, приходящего в Церковь, независимо от его подготовки и других факторов, как-то: возраста, социального положения, уровня образования. В нормальном случае – это всегда некоторый промежуток времени между выраженным желанием человека креститься (или войти в Церковь) и признанием Церковью оглашаемого готовым к Таинству Крещения (воцерковления). Мы знаем, что длительность этого этапа для взрослых людей в древности была примерно 3 года 3 , в наших условиях такое часто кажется недостижимым. Конечно, сейчас этот срок может быть сокращен, но полное отсутствие такого важного этапа в духовной жизни человека ничем не оправдано, ведь нельзя просто игнорировать церковную традицию, так бережно сохраненную в Предании Церкви. Да и по опыту современной церковной жизни известно (и многие священники могут это подтвердить) что, если желание креститься взрослого человека, предварительно не наученного вере и жизни христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в церковь так и не входит.

http://azbyka.ru/katehizacija/skolko-vre...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ф.М. Авдуловский Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме В Избранное Оглавление Текст в pdf Вместо предисловия Путешествующие в Иерусалим (паломники) с древних времен и до ныне единогласно утверждают, что в Великую Субботу является святый Огонь на Гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тысячи богомольцев, ежегодно стекающихся со всех стран мира, из всех народов и всех исповеданий христианских, и многих, даже не христианских; спешат, с древних времен и до сих пор, в Иерусалиме, для поклонения Гробу Господню, именно ко дню Великой Субботы. В этот день, по свидетельству всех путешественников, ежегодно совершается издревле (искони) и до ныне явление невещественного Огня на Гробе Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Сына Божия в 8 часов, по нашему в 2 ч. по полудни. Еще в Пятницу Турки, во владении которых находится Иерусалим в Храме Гроба Господня, гасят везде огни в храме, (а в древности даже и во всем Иерусалиме, даже и у Турок), и двери Гроба Господня запирают и запечатывают турецкою печатью, а Митрополит в самый день схождения Огня, подвергается публичному обыску всенародно, через турецких начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников и в присутствии христиан, всех исповеданий неверных, переоблаченный обысканный публично входит в вертеп Гроба Господня (в кувуклию), с которой Турки снимают в это время печать. Древнейшие сведения о святом Огне, по удостоверению Архимандрита Леонида (печатавшего свои записки в Душеполезном Чтении 1863 г. 3, и 4, под именем Инока Паломника), восходят к глубокой древности. Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности – ссылаются на писания Отцев Церкви: Григория Нисскаго и Иоанна Дамаскина , которые, как известно, сами были в Иерусалиме. Первый из них во втором слове о воскресении – пишет: “Сия видев” Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб свет,  так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутреняя чувственно и душевно”. – Второй же, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом Гробе. Так на пример: “Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся”) 1 .

http://azbyka.ru/svyatyj-ogon-ishodyashh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010