Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОСИФЕЯ КИТАЕВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Досифея Китаевская. Гравюра, XIX в. В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья " скрылась " во время прогулки с сестрами в роще. Она остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру , где представилась беглым крестьянином Досифеем и была принята на послушание. Три года длилось пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую Лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев . В Киеве, как беглый, Досифей не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни , и долгое время подвизался «в великом воздержании». Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе. В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» . Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной . Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор . На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.

http://drevo-info.ru/articles/18540.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О прп. Досифее Киевском (комментарий в русле истории) Киевская Китаевская пустынь О. Крайняя История Киевского Афона (Свято-Троицкий монастырь «Китаевская пустынь») Исторический очерк. Благословенное Богом место являет собою Китаево. Приближаясь к нему, хочется остановиться на достаточном расстоянии, чтобы охватить взглядом вначале весь былинный пейзаж целиком, и лишь затем, вдоволь налюбовавшись, приблизиться ко всему увиденному. …Череда холмов, густо поросших деревьями, отражается в зеркальных прудах филигранным рисунком. На одном из склонов едва виднеется среди ветвей деревянная часовенка, построенная над входом в древние монашеские пещеры. Созвучно пейзажу, устремляются к небу купола церквей и колокольни Китаевской пустыни. Духовным источником, питавшим многих христианских подвижников, было, и, молитвами их, остается сегодня Китаево. Древняя твердыня славян. В то далекое время, когда славянские племена еще не были просвещены верой Христовой, а поклонялись языческим идолам, здесь, в Китаевском урочище, на правом берегу Днепра, существовало поселение полян. Оно оставило немало следов, расшифрованных археологами. Это позволяет уже не слепо, наугад пробираться сквозь таинственные дебри, а вполне реально представлять себе образ жизни наших далеких предков, старавшихся занимать удобные и достаточно безопасные возвышенности вблизи рек и озер. Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.

http://sedmitza.ru/text/413522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Досифей Китаевский. Икона. XX в. Биографические сведения о Д. крайне скудны и противоречивы. Первоначальное Житие Д. было составлено, вероятно, в кон. XVIII в., вскоре после его кончины. Анонимное рукописное жизнеописание Д. кон. XVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в ж. «Киевская старина» (1884. 7. С. 541-543). Согласно этому повествованию, насельник Киево-Печерской лавры рясофорный монах Д. происходил из «великороссийских крестьян», бежал от боярина, желая принять постриг. Пришел в Киев, но, как «беглый раб», не смог поступить ни в один мон-рь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пуст., и долгое время подвизался «в великом воздержании». В документах сведения о подвижничестве Д. впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского ген.-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а). Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной . Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Д. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Д. продолжал жить в пещере. Вероятно, после указа о запрете отшельничества (сер. 60-х гг. XVIII в.) Д. оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры. В 1766 г. Д., к-рый уже был в монашеском чине, вновь перевели из Дальних пещер в Китаевскую пуст. Документы свидетельствуют о широкой известности старца, к-рый к 1766 г. «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Д.

http://pravenc.ru/text/Досифей ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О прп. Досифее Киевском (комментарий в аспекте культуры) Китаевские пещеры О. Крайняя История Киевского Афона (Свято-Троицкий монастырь «Китаевская пустынь») Судьба обители после 1917 года Гражданская война, помимо прочих бед, привела к разгулу грабежа и насилия. В начале 1918 года возле стен Киево-Печерской лавры был расстрелян митрополит Владимир (Богоявленский). «Умученный Митрополит Владимир был первым увенчан от Господа венцем великомученическим за свои страдания. Он как бы открыл собою славу Русской Церкви, и за ним вскоре пошли по мученическому пути другие архипастыри, иереи, иночествующие и благочестивые миряне.» Лаврские пустыни, удаленные от города, оказались совершенно беспомощными перед лицом грубой силы. К тому же, в Китаево большую часть насельников составляли глубокие старцы и инвалиды. 30 января 1918 года, на имя коменданта Лавры пришло прошение начальника Китаевской пустыни игумена Глеба и братии об откомандировании нескольких солдат для охраны пустыни, в связи с произошедшим 28 января незаконным обыском и конфискацией денег у некоторых монахов семью вооруженными людьми. А вскоре, 12 февраля одиннадцать неизвестных снова ограбили пустынь, избили игумена. Тогда о случившемся сообщили в Киевскую уездную милицию. Братия монастыря рассчитывала на проведение дознания и отыскание участников бандитского нападения. Но, в свете последовавших за тем действий со стороны властей, эти ожидания были напрасными. В 1919 году Православная Церковь в Украине воочию столкнулась с антирелигиозной политикой советской власти. Тогда начали проводиться декреты об отчуждении от Церкви ее имущества и даже храмов. Официальные изъятия ценностей, конфискации обрастали в ходе их проведения массой бумаг, сопровождались комиссиями. Таким образом, грабежу придавался вид законности. Пользуясь ситуацией, в пустынях, время от времени, появлялись неизвестные. Показав сомнительные бумажки под видом документов, и, давая старцам ничего не значащие расписки, они забирали коров, лошадей, инвентарь и прочее из того, что еще не успело взять государство. Для братии монастыря обман был очевиден, но попытки как-то противостоять разбою, заканчивались трагично.

http://sedmitza.ru/text/413525.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О прп. Досифее Киевском (комментарий в свете веры) Прп. Досифей Киевский О. А. Крайняя (заведующая сектором отдела истории Киево-Печерской лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника). К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского) В 1906 г. в связи с состоявшимся 3 годами ранее прославлением прп. Серафима Саровского послушник Киево-Печерской лавры Владимир Зноско на основе преданий подготовил Житие прп. Досифея — насельника Свято-Троицкого Китаевского монастыря, благословившего прп. Серафима на монашеский путь (1). Экземпляр книги из лаврской библиотеки с автографом автора 1907 г.(2) хранится ныне в отделе коллекций Национальной библиотеки Украины. Автор записал и издал одно из преданий, согласно которому под именем провидца Досифея спасалась девица Дарья из рязанских дворян Тяпкиных. К сожалению, никто из исследователей агиографических текстов не занимался анализом этого Жития. Между тем оно довольно быстро было растиражировано (3), и вскоре появились его различные вариации. Одно из последних изложений этой версии Жития прп. Досифея по В. Зноско содержится в моей книге «Свято-Троицкий Китаевский монастырь» (4), изданной к 100-летию прославления прп. Серафима. В 1994 г. Издательский отдел Украинской Православной Церкви подготовил репринтное переиздание книги Зноско (на основе публикации: Киев, 1911), дополнив его портретом прп. Досифея, на котором преподобный изображен безбородым старцем (5). В издании 1911 г. данное изображение отсутствует. По-видимому, оно заимствовано из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, было выполнено специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях прп. Досифея и тем более воспроизведения их в источниках неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей старца Досифея имел хождение список с его более раннего портрета. Среди вещей Досифея, умершего в 1777 г., портрета не было (см.: Приложение, док. 2). Я. Э. Зеленина предположила, что портрет мог быть написан одним из почитателей старца еще при его жизни или сразу же после смерти, однако доказать это невозможно. Портрет прп. Досифея — безбородого старца — воспринимался как подтверждение истории дворянки Д. Тяпкиной, но так могли изображаться и другие подвижники. Например, прп. Никита Печерский, епископ Новгородский, на новгородских иконах также представлен безбородым (6).

http://sedmitza.ru/text/413519.html

В Киеве Прохор с усердною молитвою и слезами припадал к св. мощам угодников Божиих, особенно преп. Антония и Феодосия, пламенно умоляя их благословить его намерение н наставить на путь спасительный. Обходя и отцов, там подвизавшихся, он прослышал, что не далеко от св. Лавры Печерской, в Китаевской обители спасается затворник по имени Досифей, жизни истинно богоугодной и имеющий дар прозорливости. Пришедши к нему Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл пред ним всю свою душу, просил наставлений и благословения. Прозорливый старец, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, указал ему для вселения на Саровскую обитель и благословил его, сказавши в заключение: «гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией, там окончишь ты и свое земное странствование. Св. Дух, сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни, последователь преподобных отцов наших Антония и Феодосия». Беседа блаженного старца Досифея окончательно утвердила юношу в добрых намерениях. Кажется, теперь никакие препятствия, никакие обольщения, не сильны отклонить его от решимости вступить в Саровский монастырь. Отговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, поклонившись еще раз св. угодникам Киево-Печерским, он направил стопы свои на путь и, охраняемый покровом Божиим благополучно прибыл опять в Курск, в дом матери своей. Здесь он прожил еще несколько месяцев, даже ходил в лавку, но торговлей уже не занимался, а читал душеспасительные книги в назидание себе и другим, которые приходили поговорить с ним, расспросить о св. местах и послушать чтения. Это время было временем его прощания с родными и с родиной. Мать хотя и знала о решении Прохора вселиться в Саровской обители, даже соизволяла ему, но когда наступил последний час, когда Прохор стал прощаться с нею, она, благословляя его, говорила: «ты бы меня прежде похоронил, а потом и шел бы в монастырь». Из договаривавшихся идти с ним вместе, двое отправились теперь же, а прочие прибыли раньше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О прп. Досифее Киевском (комментарий в цифрах и фактах) Китаевская пустынь Александр Сургай Возрожденный киевский Афон К категории древнейших географических названий или топонимов (от латинского слова «топо» — местность) следует отнести Китаево. Китаевская пустынь — комплексный памятник истории и культуры, археологии, градостроительства и архитектуры. Находится он в восточной части Голосеевского леса над каскадом Китаевских озер, среди высоких, крутых холмов, окруженный с трех сторон густыми зарослями деревьев. Некоторые ученые считают, что именно здесь находился древнерусский град Китаев. Но откуда вдруг на Руси взялась частичка Поднебесной? Название «Китаев», скорее всего, является транскрипцией слова «Китай», но не в географическом его значении. Одни исследователи связывают название с тем, что на северном холме урочища во времена Киевской Руси находился дворец князя Андрея Боголюбского, прозванного в народе «Китаем». Другие — с китайцами, которые пришли сюда вместе с татарами. Известно также, что много древнерусских городов, кроме собственного названия, имели еще и название «Китай-город». В переводе с татарского слово «Китай» означает «крепость», «укрепление». Согласно некоторым источникам, «Китай-город» назывался иначе — от слова «жердя». Эта соединительная конструкция использовалась в системе деревянно-земляных укреплений. Деревянный сруб соединялся в углах и местах пересечения именно «вязанием». Поэтому можно сделать вывод, что название «Китай-город» обозначает «вязаный», или укрепленный, город. Это указывает на прямое предназначение этой территории и принципы ее застройки. Многие исследователи связывают также территорию Китаева с летописным городом Пересечнем, который во времена Киевской Руси входил в систему укрепленных пунктов — южных оборонительных форпостов древнего Киева. Вообще же, во времена Киевской Руси Пересечню отводилась одна из главных ролей в обороне сухопутных путей, ведущих к Киеву. Ныне в уютной долине среди зеленых гор находится монастырь — давний оплот православия. Над холмом, окруженном цепью живописных озер, как бы парит пятикупольный храм — Троицкая церковь. На противоположном склоне тропа ведет к входу в подземный лабиринт и пещеру Досифея. К урочищу Китаево ведет проспект Науки. Пустынь удалена от исторического центра Киева на 7 километров: вероятно, чтобы мирские соблазны не проникали за монастырские стены.

http://sedmitza.ru/text/413531.html

Голосеевская киевская в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. пустынь, основана в 1631 г., упразднена в 1926 г., возобновлена в 1993 г. Наместник - архим. Исаакий (Андроник). Украина, 03041, г. Киев, ул. Полковника Затевахина, 14. Тел.: (44) 267-82-19; Ионинский киевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, основан в 60-х гг. XIX в., упразднен в 1934 г., возрожден в 90-х гг. ХХ в. Святыня: икона Божией Матери «Троеручица». Наместник - архим. Иона (Черепанов). Украина, 01014, г. Киев, ул. Тимирязевская, 1. Тел.: (44) 294-95-93; Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь, в 1878 г. основана жен. община, в 1901 г. учрежден мон-рь, упразднен после 1917 г., возродился в годы Великой Отечественной войны, вторично закрыт в 1961 г., открылся в 1992 г. как приход, возобновлен в 1996 г. как мон-рь. Святыня: икона Божией Матери «Призри на смирение». Наместник - архим. Дамиан (Давыдов). Украина, 01015, г. Киев, ул. Московская, 42. Тел.: (44) 254-20-10; Киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1900 г., упразднен в 1923 г., возобновлен в 1941 г. Святыни: иконы «Почаевская» и «Покрова Божией Матери». Настоятельница - игум. Маргарита (Зюкина). Украина, 04053, г. Киев, Бехтеревский пер., 15. Тел.: (44) 211-38-25. Имеет скит Феофания во имя вмч. Пантелеимона. Настоятельница - игум. Елисавета (Андреева). Украина, 03143, г. Киев, ул. Академика Лебедева, 19. Тел.: (44) 252-50-73; Китаевская киевская во имя Св. Троицы муж. пустынь, до XVI-XVII вв. существовал пещерный мон-рь, потом скит лавры, упразднена в 30-х гг. ХХ в., в 1990 г. открыт приход, затем мон-рь. Святыня: под спудом почивают мощи прп. Досифея Китаевского. Наместник - архим. Прохор (Костюшенко). Украина, 03083, г. Киев, ул. Китаевская, 15. Тел.: (44) 265-55-54, 250-97-85; Преображенский муж. мон-рь, открыт в 90-х гг. ХХ в. Наместник - архим. Софроний (Шинкаренко). Украина, 07455, Киевская обл., Броварский р-н, с. Княжичи. Тел.: (4494) 7-53-47; Ризоположенский муж. мон-рь, открыт в 2000 г. как скит киевского Введенского мон-ря. Наместник - игум. Вассиан (Кучерук). Украина, 08510, Киевская обл., Фастовский р-н, с. Томашовка. Тел.: (4465) 4-56-49; Флоровский киевский в честь Вознесения Господня жен. мон-рь, известен с 1566 г., закрыт в 1929 г., возобновлен в 1941 г. Святыня: Казанская икона Божией Матери. Настоятельница - игум. Антония (Филькина). Украина, 04070, г. Киев, ул. Флоровская, 6/8. Тел.: (44) 416-01-81. Учебные заведения: воскресные школы при КДА и почти при всех храмах епархии.

http://sedmitza.ru/text/1646681.html

Перенеся массу всевозможных дорожных трудов и притеснений от турок, странники благополучно прибыли в Нямецкий монастырь Паисия Величковского . Феофан был принят с любовью и стал продолжать здесь свои иноческие подвиги. Проведя несколько времени в этой обители и посетив другие, Феофан был поражен строгостью жизни молдавских старцев и просил игумена Паисия дозволить ему остаться тут навсегда. Но Паисий не исполнил его просьбы и велел идти в Россию. «Иди теперь в Россию и еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться и по благословению его иди спасаться, куда он укажет», говорил подвижник и велел передать братский привет старцу. Снабженный всем необходимым, Феофан отправился на родину и, благополучно прибыв в Китаевскую пустынь, по-прежнему стал служить своему духовному отцу. Однако это недолго продолжалось. Старец Досифей почувствовал приближение смерти и, призвав своего любимого ученика, дал ему такой совет: «возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне. Теперь я отхожу в путь отцов моих. Когда погребут меня, не оставайся здесь, но иди на север: там, в обители Соловецкой, ты найдешь спасение». – «Отче, возразил со смущением на это ученик, – я обещался проводить жизнь при пещерах преподобных Антония и Феодосия». «Чадо, – успокоил его старец, – пред Богом равны: здесь Антоний и Феодосий, там – Зосима и Савватий. Они имеют одинаковую благодать у Бога ходатайствовать за духовных чад своих. Вижу, что Божественный Промысл указует тебе место на севере, и верую, что строит все по желанию твоему, на пользу и спасение души твоей и поможет тебе понести скорби пустынного жития. Не противься определению Всевышнего, но, пребывая там, внимай себе и блюдись от лютого зверя, ищущего поглотить тебя. Если же и найдет искушение, – не унывай, но старайся мужественно исправлять себя». Старец скоро скончался (1778 г.), и Феофан отправился в Соловки, хотя и не сразу. Сначала он думал было жить в Киеве, но, когда увидел, что нигде ему не удается устроиться, покорился совету старца и прибыл в назначенную обитель, при архимандрите Иерониме. Здесь он проходил разные послушания и, трудясь в просфорне, близко узнал одного инока Климента. Климент познакомил Феофана с Соловецким пустынножительством, и, когда Климент удалился в пустынь, Феофан последовал его примеру. Он провел несколько времени в землянке, близ Ягодного озера, и узнал несколько подвижников. Но на этот раз Феофану недолго привелось жить в пустыне. Он был вызван в обитель и сделан начальником Сумского монастырского подворья, а затем и экономом обители. Более 3 ½ лет провел так Феофан. Жизнь в соприкосновении с миром не могла пройти бесследно, и она повлияла неблагоприятно на душевный строй о. Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Старец Досифей, Киево-Печерский затворник (1721–1776) Преподобный Досифей в начале 1740-х годов поселился в пригороде Киева, на горе Китай. Вырыв пещеру и затворившись в ней, святой подражал подвигам древних печерских аскетов: держал строжайший пост, не пользовался огнем, проводя время в непрестанной молитве. Он питался только хлебом и водой, которую приносил ему один инок Китаевской пустыни. С наступлением Великого поста Досифей затворялся наглухо и выходил только по ночам, чтобы набрать мху и корней, которые он ел во время поста. Когда старца спрашивали, почему в его пещере так темно и холодно, нет света и огня, он со вздохом отвечал: – Господи, Господи! Во свете лица Твоего узрим свет. Бедные мы грешники. Укрываясь от глаз человеческих темнотой ночи, мы все думаем, что нас не замечает никто. А Бог ? Не на всяком ли месте очи Господни смотрят злые и благие? Ибо даже ад и пагуба явны пред Господом: како не и сердца человеков? Итак, око Божие видит все. Ангел хранитель да человеческая совесть суть свидетели всякого рода мыслей и дел. Сознавая сие, для меня все равно: горит ли огонь в моем жилище или нет, я всегда могу лицезреть своим умом Вышнего, Который стоит близ меня и внимает моим словам. Другим Досифей говорил: – Не говори о пище, жилище и других маловажных вещах, а со страхом и трепетом проходи житие свое. Как райскую птичку береги страх сей, чтобы не улетел. Улетит – не поймаешь. А для сего затвори двери своей кельи, собери мысли и свяжи чувства вниманием. Утехи минутны, а добродетель бессмертна. Коли ты обладаешь разумом – выбирай любое. В 1744 году Киев посетила императрица Елисавета Петровна с наследником престола Петром Феодоровичем и его невестой Екатериной Алексеевной. Государыня неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, также и в других Киевских храмах и святых местах. Побывала она и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, Государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на другой день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил духовному Собору. С общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея решено было на эти деньги выстроить в селении Пирогове церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010