Если вы будете в г. Переславле-Залесском и пожелаете помолиться в Даниловом монастыре, то остановитесь на несколько минут на папертях соборной церкви и направо от входных дверей обратите внимание на надписи, высеченные на стене собора. Здесь четыре надписи над погребёнными архимандритами Данилова монастыря: 1-я гласит: «1710 года преставися... Архимандритъ Досифей и правилъ apxuмahдpumieю 8 л. и 7 мсяцевъ смиренно»; 2-я: «1746 г. преставися Архимандритъ Ahmohiй Nлamkobckiй и правилъ apxuмahдpumieю смиренно 1 г. и 5 мсяцевъ»; 3-я: «1792 г. отъиде въ вчное блаженство Архимандритъ Aмbpociй Карцевъ изъ дворянъ»; наконец, 4-я вверху этих надписей: «лета 7178 (1670 г.) Iahhyapiя во 2 день на память иже во святыхъ отца нашего Сильвестра, папы Римскаго, преставися рабъ Бoжiй обители сея архимандритъ Гpuropiй Нероновъ». Читая раньше эти надписи, мы не придавали особенного значения какой-нибудь из них, а считали всех здесь лежащих почивших архимандритов обыкновенными смертными православными и молились по мере веры и усердия о упокоении их. В недавнее время мы снова прочитали эти надписи и, сравнивая их между собою, невольно остановились на надписи над могилой архимандрита Григория Неронова. В первых двух надписях написано, что настоятели управляли архимандритиею смиренно, в 3-й сказано, что преставившийся отошёл в царство небесное, в 4-й над архимандритом Григорием Нероновым сказано только преставися и больше ничего. Что сие значит? Что это за архимандрит Григорий Неронов? По наведённым справкам оказалось, что этот архимандрит Григорий Неронов не обыкновенный смиренный смертный Даниловский архимандрит; но в своё время – это рыцарь печального образа, начало и вождь русского раскола, известный более под именем протопопа Ивана Неронова. Это один из самых видных защитников раскола, 14 лет возмущавший мир в православной церкви Божией, – это, как назвал его друг его Аввакум, глава всего раскольнического скопища. «Ныне, – писал он царю, – учение в России не стало, и глава от церкви отста, а глава, – поясняет он судьям, – реку – Иван, у Казанския церкви тут был». (24.) И действительно – это была самая рьяная глава раскольников: это был какой-то ураган, который, несмотря ни на какие противодействия ему, хотел смести всё православное! Он бесцеремонно пишет свои челобитные и царю, и царице, и восточным патриархам. По таковым его доблестям, ему надлежало бы быть где-нибудь в далёкой ссылке, или на плахе, как Никите Пустосвяту; а он покоится в скромной православной обители Преподобного Даниила, и не как простой смертный, а как настоятель её, архимандрит, вместе с другими смиренными архимандритами той обители! Как всё это случилось? Проследим его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отправьте их в рай…» Пролетарский суд над саратовским духовенством 05.09.2011 579 Время на чтение 31 минут Трагической страницей истории Саратовской епархии стал показательный процесс над духовенством во главе с викарным владыкой Германом (Косолаповым). Об этом громком судебном деле уже писали саратовские историки . По мере сил автором этих строк было начато научное изучение материалов процесса . Масштабность происходившего побуждает нас вновь обратиться к тем далеким дням и сосредоточиться на самых ярких моментах этого судилища. Расправе с представителями духовенства предшествовали следующие события. В начале 1918 года при саратовском исполкоме была организована следственная комиссия. Подобные комиссии должны были стать основой для организации революционных трибуналов в каждой подвластной большевикам губернии (в соответствии с декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 года). И действительно, уже в марте 1918 года Саратовский ревтрибунал провел свои первые заседания. На самом первом заседании, состоявшемся 18 марта, рассматривалось дело «гражданина И.Ф. Мишукова-Аранского, обвиняемого в агитации среди солдат-фронтовиков за вооруженное восстание против советской власти» . Следственная комиссия начала функционировать еще за два месяца до начала работы самого трибунала. Конечно, она сразу обратила свой взор и на Церковь, тем более что поводов для этого было достаточно. 10 февраля 1918 года в Саратове прошел массовый крестный ход, который возглавили епископ Саратовский Досифей (Протопопов) и викарный епископ Петровский Дамиан (Говоров). По словам очевидца, «настроение среди участников крестного хода было резко оппозиционное большевизму, и это настроение все росло по мере увеличения числа участников крестного хода» . Одновременно прошел целый ряд митингов против политики большевиков; участник одного из них расстрелял двух красногвардейцев, смеявшихся над крестным ходом. Через несколько дней, 15 февраля, в здании духовной семинарии на квартире ректора архимандрита Бориса (Соколова) прошло собрание духовенства, посвященное обсуждению большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданного незадолго до этих событий, в январе 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Саратовской епархии, учреждено 5 дек. 1849 г., названо по г. Вольску (также Волгск или Волжск) Саратовской губ. В. в. было создано для помощи Саратовскому архиерею в управлении обширной епархией (в 1843 в Саратовской епархии действовало 750 церквей). Немаловажную роль в создании вик-ства сыграла близость Вольска к Иргизу , к-рый, хотя и утратил к кон. 40-х гг. значение центра старообрядцев-поповцев, продолжал влиять на состояние старообрядчества в России. Кроме того, с нач. XIX в. Вольск был одним из центров единоверия , в городе был построен единоверческий собор в честь Рождества Христова (закрыт в 1930, вскоре уничтожен). 2 апр. 1850 г. в С.-Петербурге во епископа Вольского был хиротонисан архим. Антоний (Шокотов) . В мае он прибыл в Вольск, посетил иргизские мон-ри и, убедившись в значительном влиянии старообрядчества в Саратовском крае, энергично приступил к проповеди среди старообрядцев. Однако, после того как в 1850 г. саратовское Заволжье отошло Самарской губ., Святейший Синод признал нецелесообразным существование В. в., и 12 дек. того же года оно было упразднено, 19 дек. еп. Антоний переведен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. В. в. было возобновлено в 1898 г.: 8 марта во епископа Вольского был хиротонисан архим. Никон (Софийский) , 24 апр. он прибыл в Вольск, в июле того же года был переведен в Таврическую епархию. С 14 янв. 1901 по 21 марта 1903 г. В. в. возглавлял Гермоген (Долганов), развернувший широкую миссионерскую деятельность, к к-рой привлекал и мирян. Архиерей организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ. В сент. 1901 г. в Вольске открылось епархиальное жен. уч-ще. В 1902 г. началось строительство нового здания для Вольского ДУ (создано в 1847). В последующее время В. в. возглавляли Палладий (Добронравов ; 6 дек. 1903 - 28 нояб. 1908), Досифей (Протопопов ; 8 янв. 1909 - 25 авг. 1917), Иннокентий (Кременский; 5 сент. 1917 - 27 дек. 1917).

http://pravenc.ru/text/155204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691). В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова) , вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохр.; см.: Лопарёв. 1895. С. 12-14, 15). П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина ). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, «потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине» ( Смирнов. 1898. С. LXXV-LXXVI). Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее. На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь ), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» ( Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

http://pravenc.ru/text/187864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ предыдущая статья Содержание НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы. Основана в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича . Первоначально располагалась в с. Марчуки (Марчуги) дворцовой Гвоздинской волости Московского у. на берегу р. Москвы. Впервые с. Марчуки (в то время Марчюково) упоминается в духовной грамоте 1451 г. кнг. Софии Витовтовны , вдовы вел. кн. Василия I Димитриевича (ДДГ. 57. С. 175-178). После ее кончины село стало собственностью кн. Юрия (Георгия) Васильевича Меньшого. Князь, будучи бездетным, перед смертью († 1472) завещал свои владения Архангельскому собору Московского Кремля. Позже село перешло в разряд дворцовых и во 2-й пол. XVI в. было пожаловано кн. Михаилу Федоровичу, отцу кн. Дмитрия Михайловича Пожарского . В писцовой книге Коломенского у., датированной 20-ми гг. XVII в., упоминается деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Марчуки ( Грушевский. 1916. С. 30). Считалось, что Н. М. п. была создана в память об избавлении жителей столицы и царской семьи от «морового поветрия» по инициативе протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Стефана Вонифатьева ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 397-398). Духовник царя Алексея Михайловича прот. Стефан в 1655 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Савватия Соловецкого (Письма рус. государей и др. особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388). Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Царь Алексей Михайлович грамотой от 25 нояб.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance   Александр Мраморнов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Среди членов Великого Московского Собора 1917–1918 годов очень много неординарных людей и можно сказать, что часто таких людей ищут среди большого количества мирян, из которых в значительной степени и состоял Собор 1917–1918 годов. Надо сказать, что и архиереи, которые по должности участвовали в Соборе, в своей громадной массе тоже были совершенно неординарными, интересными и очень важными для церковной истории людьми. Сейчас мне хочется сказать об одном из членов Собора епископе Саратовском и Царицынском Досифее (Протопопове). Передо мной лежит подлинная открытка, посланная в 1911 году из города Вольска, где в то время служил викарным архиереем начинающий епископ Досифей (Протопопов), некой Людмиле Рафаиловне. Он так и обращается: «Глубокоуважаемая Людмила Рафаиловна», поздравляет ее и ее мужа с Пасхой Христовой и рассказывает, что ему было очень трудно отдохнуть на Страстной седмице, потому что были постоянные службы, вызовы для служения в Саратове и т.д. Казалось бы, простой эпизод из жизни провинциального архиерея, служившего даже не правящим, а викарным архиереем. Отталкиваясь от этого небольшого письма, мне бы хотелось сказать несколько слов об ее авторе – епископе Досифее. Наверное, он не принадлежит в Соборе к числу тех, о ком говорят чаще всего, тех, кто пострадал от безбожной власти, был гоним, расстрелян или погиб в лагере. Нет, его судьба была немного другой. Сначала достаточно стандартная карьера дореволюционного архиерея. Он пришел в епископат из вдовых священников, отслужил некоторое время ректором Смоленской духовной семинарии на своей родине (он родился в Смоленской губернии). И епископом Гермогеном (Долгановым), другим членом Собора, о котором я уже рассказывал, был приглашен для служения на викарной Вольской кафедре в Поволжье. Там он служил тихо, мирно и практически незаметно. Когда в 1917 году революционная стихия в ходе так называемой церковной революции снесла по всей России очень многих архиереев, в том числе и Саратовского епископа Палладия (Добронравова), епископ Досифей, до этого ничем ярко в общественном отношении себя не зарекомендовавший, становится совершенно очевидным и непосредственным кандидатом для выбора епархиального архиерея в огромной Саратовской епархии. Собственно, накануне проведения Собора в августе 1917 года он был избран и затем утвержден Синодом епархиальным архиереем.

http://academy.foma.ru/2017/05/25

Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в.), старообрядец-поповец, автор полемических «бесед» и посланий против федосеевцев . Сын свящ. Андрея, 21 нояб. 1703 г. рукоположен свт. Димитрием Ростовским во священника ц. Николая Чудотворца в с. Раменки Пошехонского у. В 1706 г. ушел в старообрядческие скиты на Керженце , где поповский наставник схимник Онуфрий, свящ. Досифей и схимник Арсений приняли А. в 1708 г. в старообрядчество . В 1710 г. А. написал «Письмо керженских пустынных отцов в Псков, и в Новгород, и на Дерево, и за границу», в к-ром цитировалась составленная на Керженце компиляция из написанных в Пустозерске догматических сочинений Аввакума , Федора и Лазаря . В 1715 г. А. был послан на проповедь против федосеевцев в новгородские и псковские пределы. Началом активной полемической деятельности А. стали вопросы о вере, посланные им 4 марта 1715 г. федосеевцу Игнатию Трофимову в дер. Лыбовку - федосеевский центр во Псковском у.; 11 марта 1715 г. А. отправил послание федосеевцам, проживавшим за границей. Поскольку послания остались без ответа, А. сам направился в Лыбовку и провел там спор лично. 1-я «беседа» состоялась 17 янв. 1722 г., на ней от федосеевцев выступал И. Трофимов; А. учил «о богоустановленном иерейском чине, яко есть вечен и непрелагаем». 2-ю «беседу», 13 марта 1722 г., А. вел с Евстратом Федосеевым и обличал настоятелей беспоповских общежительств - «обительных большаков и наставников самочинных». 3-я «беседа» состоялась спустя 14 лет, 19 авг. 1736 г., полемика велась вокруг 7 вопросов, поданных А. еще в 1726 г., и 120 новых вопросов о вере. Перу А. принадлежит также 2 антифедосеевских сочинения: послание И. Трофимову от 17 февр. 1733 г. и «Обличение о лжеучителях и прелестниках», указывающее на хорошее знание керженскими старообрядцами сочинений протопопа Аввакума и диак. Федора. Соч.: Дружинин В. Г. «Священноиерей» Матфей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним. СПб., 1908 (извлеч. из ж.: ХЧ. 1908. Май. С. 730-762; Июнь-июль. С. 969-1043; Август-сентябрь. С. 1195-1237; Октябрь. С. 1342-1364; Ноябрь. С. 1542-1557).

http://pravenc.ru/text/115180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Хвалынск. Троицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Часовня Карта и ближайшие объекты В 1880 году при хвалынском тюремном замке на средства местных купцов Назария Савинова и Якова Сидоровича Хренова была построена каменная, крытая железом церковь. Престол в ней был один — во имя Пресвятой Богородицы, в честь святого образа Её, именуемого «Живоносный Источник». Тюрьма находилась на пересечении улиц Острожной и Большой Репьевской. В 1893 году тюрьма была переведена на новое место, а церковь вместе с другими тюремными зданиями перешла в ведение города. С этого времени ни причта, ни прихода у церкви не было. По указу Духовной консистории от 17 октября 1897 года церковь была приписана к Казанскому собору. 5 декабря 1903 года стараниями Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Хвалынске на месте бывшей тюрьмы было основано Троицкое подворье саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Бывшая тюремная церковь вместе с прочими постройками отошла подворью, которое возглавил выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия иеромонах Виктор (Островидов; †1934). При монастыре, в трех верстах от города, был устроен скит с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Уже через пять лет подворье превратилось в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого стал викарный епископ Вольский Досифей (Протопопов; †1942). Улица Острожная, на которой находился монастырь, была переименована в Монастырскую. Всего братии в монастыре на 1912 год было 30 человек: 16 иноков и 14 послушников. В апреле 1913 года монастырь «во всех отношениях наравне с городскими церквами» был подчинен благочинному города, которым на тот момент был иерей Евгений Пиксанов. В начале 1920-х годов членом церковного совета монастыря становится Александр Оттонович граф Медем, многое сделавший для укрепления порядка в обители. Ещё до революции в Свято-Троицком монастыре был рукоположен в иеромонахи уроженец города Ейска преподобномученик Нифонт (Выблов; †1931). В 1913 году он приехал в соседнее с Хвалынском село Подлесное к известному в тех местах миссионеру иеромонаху Антонию (Винникову), заведующему миссионерским училищем. Пробыв некоторое время в Подлесном, Выблов переезжает в хвалынский монастырь, где принимает иноческий постриг с именем Нифонт. В 1925 году иеромонах был назначен на службу священником в село Берёзовый Хутор. Несмотря на перевод, св. Нифонт продолжал приезжать в Хвалынск, где останавливался в Сергиевском скиту у отца Дорофея. Иногда он читал проповеди в монастырской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12910

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010