. Например, на Руси практика умного делания существовала, вероятно, с появления христианства. Во всяком случае, как показывает недавнее исследование по этому вопросу (Тахиаос А. Влияние исихазма на церковную жизнь в России в 1328—1406 гг. Салоники 1962 [по-гречески]), от XII и XIII веков уже имеются определенные на это указания. На основании текстов («Поучение» Владимира Мономаха и ответа Феодосия, архимандрита Киево-Печерской Лавры А.Тахиаос приходит к определенному выводу о существовании практики умного делания на Руси в домонгольский период. С XIV века влияние исихазма усиливается и, как увидим, все русское искусство XIV—XV вв. находится под его прямым воздействием. На Балканах XIV век был «временем настоящего исихастского интернационала» (Елиан А. Византия и румыны//13-й Византийский конгресс. Оксфорд, 1966. Дополнительные доклады, с. 48). Уже в XIII веке первый глава Автокефальной Сербской Церкви исихаст св. Савва (1237) вдохновлялся произведениями св. Симеона Нового Богослова, и через него исихазм руководит жизнью Сербской Церкви, ее монастырей и ее искусства. Расцвет церковного искусства в Сербии как раз и совпадает с автокефалией ее Церкви и связан с именем св. Саввы. Через него вся церковная жизнь получает здесь печать исихазма. Целый ряд преемников св. Саввы (Арсений I, Савва II, Даниил I, Иоанникий I, Евстафий I) были «бдительными стражами исихазма и горячими его сторонниками» (Васич М. Исихазм в Церкви и искусстве сербов в средние века//Сборник в честь Ф. Успенского. Париж, 1930, с. 114 [по-французски]). Влияние св. Саввы на духовную и культурную жизнь Сербии продолжалось вплоть до конца XVIII века. В распространении исихазма на Балканах сыграл большую роль преподобный Григорий Синаит (1266—1340), который поселился во Фракии, на границе Византии и Болгарии. Во время св. Феодосия Тырновского исихазм особенно распространяется в Болгарии и занимает в ее Церкви руководящее положение с возглавлением ее Патриархом Евфимием (1375—1393) (см. Васич М., указ.соч.). Наряду с Афоном и Константинополем болгарские монастыри служили центром общения славян и греков в XIV—XV вв. (см. Лихачев Д. Культура Руси. М.—Л., 1962, с. 39). «Болгария в XIV веке была тем огромным центром, через который проходило византийское влияние в Сербию и Россию» (Лихачев Д., там же). Интенсивные связи Валахии с Афоном обусловили распространение исихазма и в Румынии, где он «утвердил церковную иерархию» (Елиан А., там же).

http://sedmitza.ru/lib/text/440353/

Отсюда они уезжали в другие епархии, создавали свои монашеские общины, становились священниками, матушками, учителями Закона Божиего и семейными верующими людьми. Введенский монастырь — единственный монастырь, находящийся недалеко от центра города. Помимо нашего монастыря, в Белградской архиепископии еще четыре женских и один мужской монастырь за городом. Многочисленные государственные и церковные делегации, гости из разных концов мира посещают наш монастырь — из Греции, России, Беларуси, Украины, Польши, Румынии, Молдовы, США… На территории монастыря находятся три погоста, где убивали и хоронили сербов. Часть захоронений уничтожали коммунисты после войны на праздник св. великомученика Димитрия, а остальные пострадали во время бомбежек Белграда союзниками на Пасху 1944 года. (Из беседы с монахиней Теодорой (Васич), благочинной Свято-Введенского монастыря в г. Белграде) Современное состояние [ править править код ] Сегодня Введенский монастырь — важный духовный центр Белграда. Ворота его всегда открыты верующим. Матушка игуменья Анастасия (Савкович) поддерживает строгий устав. Каждый день в монастырской церкви проходят службы и, кроме того, служатся акафисты Пресвятой Богородице, Введению Пресвятой Богородицы во храм, Кресту Господню, Господу Христу и святому Николаю Мирликийскому. Монастырская церковь — величественное здание, построенное в традициях сербской средневековой архитектуры. Гармония горизонтальных и вертикальных пропорций, отличная акустика, свет, проходящий через мозаичные окна, создают в храме особую неповторимую атмосферу. Внутренние росписи также не отступают от традиций православной иконописи. Когда-то исключительные по красоте, сейчас они остро нуждаются в реставрации, но это стесненный в средствах монастырь, к сожалению, не может себе позволить. Введенский монастырь, расположенный недалеко от суетливого центра города, — настоящий оазис мира и благочестия. Он как величественный корабль плывет сквозь бури современности, спасая и утешая ищущих духовного мира. Его значение для духовной жизни Белграда с годами только увеличивается, неразрывно сплетенное наследие русских и сербских монахинь бережно сохраняется и передается следующим поколениям, символизируя единство наших народов и распространяя вокруг себя свет Православия. Воскресные службы нередко сопровождает хор «Мелоди» под управлением Дивны Любоевич , который известен и любим не только в Сербии, но и за ее пределами, особенно много почитателей у него в России. Незабываемый вокал Дивны, начавшей обучаться церковному пению еще ребенком здесь же, в монастыре, как и всего хора, потрясает до глубины души. В 2013 году монахине Теодоре (Васич) присуждена Всероссийская православная литературная премия имени святого Александра Невского за вклад в развитие русско-сербского культурного обмена. Награда была вручена в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

– Сколько сегодня сербских приходов в Австрии? И как много здесь православных в наши дни, каких юрисдикций? – В Австрии сегодня более 20 крупных сербских общин. Среди юрисдикций – Русская, Константинопольская, Сербская, Болгарская и Румынская Церкви. – На сегодняшний день община большая? Состоит из сербов или же есть представители других национальностей, в том числе местные? – Я вам скажу так: по воскресеньям к нам приходит около 100 человек разных национальностей. Приходят к нам и православные австрийцы. Слава Богу, постепенно людей становится все больше и больше. – Богослужение совершаете только на сербском? У нас бывают целые службы на языках всех Поместных Церквей, представленных в нашей местности – Нет, в основном – на немецком. Но также на русском, греческом, румынском, болгарском. Так или иначе, у нас бывают «вставки» и даже целые службы на языках всех Поместных Церквей, представленных в нашей местности. – Есть ли какая-то закономерность в мотивации прихожан-соотечественников, перебравшихся в Австрию из пространства «сербского мира»? – Всегда есть единичные случаи, когда сербы с родины переезжают в Австрию. Это может быть воссоединение с семьей или поиск новой работы, да и просто новой жизни. Конечно, такие случаи есть. – Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из австрийцев в Православие, произошедший в вашем приходе. – Знаете, мне всегда приятно видеть, как растет Церковь! И недавно у нас был такой случай: молодой католик перешел в Православие, просто посетив Божественную литургию… Более того, он еще и исповедовал Православие после окончания службы перед всеми прихожанами! – Потрясающе. Кстати, о прихожанах. Насколько они вовлечены в жизнь общины? Забота о благоустроении прихода и финансовые вопросы лежат полностью на плечах священника или же у вас есть помощники? – Во время пандемии мы проводили службу в небольшой церкви. Но в связи с ограничениями нам было это запрещено. И приходилось проводить службы в спортивном зале! Он по своим размерам позволял соблюдать дистанцию между прихожанами.

http://pravoslavie.ru/142805.html

Анализируя богословскую аргументацию разных авторов, можно выделить две точки зрения. Рассмотрим их. Начнём со второго вопроса. Как причащать во время пандемии? В дискуссии о способе причащения мирян камнем преткновения стал вопрос о целесообразности продолжения причащения мирян таким же образом, как и до пандемии — с помощью лжицы. Аргументы за пересмотр традиционного способа причащения Сербские богословы, выступавшие против традиционного способа причащения мирян во время пандемии, приводили несколько аргументов. При этом они опирались на заявления и нововведения в других Поместных Православных Церквах, на исторические свидетельства о другом, так называемом «древнем способе причащения», а также на размышления сербских богословов прошлого века на эту тему. Что касается нововведений в Поместных Церквах, сербские богословы особое внимание уделили практике причащения в Русской и Румынской Православных Церквах. Так, Божо Кнежевич отмечает: «Русская Православная Церковь, помимо прочего, взяла курс на дезинфекцию в храмах и даже лжицы для Причастия после каждого причастника. Наша Церковь в Европейском Союзе и Соединённых Штатах (имеются в виду епархии Сербской Церкви — прим. авт.) по решению местных властей приняла схожие меры предосторожности не из-за немощи, маловерия или участия в “теории заговора”, а из-за заботы о святости человеческого тела и души»[ 5] . Продолжая эту тему, Сладжан Васич обращает внимание на «решение, которое благословлено Русским Патриархом и предписано духовенству и мирянам, пересмотренное в свете предыдущего опыта Православной Русской и Сербской Церквей. В постановлении сказано, что лжицу следует продезинфицировать после причастия каждого конкретного причастника... Несомненно, решение Патриарха Кирилла удивило многих как в России, так и во всей Вселенной, и это очевидно и в сербских странах, хотя, похоже, об этом пока неохотно пишут»[ 6] . Указанные богословы, как правило, предлагали дезинфекцию лжицы для каждого верующего, как делала Русская Церковь, или чтобы каждый причастник принёс свою лжицу для причащения, как рекомендовала Румынская Церковь.

http://bogoslov.ru/article/6172371

Так, например, Гельцер считает борьбу, возникшую вокруг исихазма, одним из " феноменов наиболее удивительных во все времена и наиболее интересных в истории цивилизации, вопреки той общепринятой басне, которая преподается в (западных) университетах и семинариях под именем истории Церкви, не перестающей поливать исихазм дешевой иронией, и тем только доказывая свое полное непонимание наиболее серьезной проблемы в истории мысли " . Далее проф. Васич приводит рассуждения Холля, который " без всяких колебаний рассматривает спор об исихазме, имеющем столь плохую репутацию на Западе, как на наиболее значительный момент в истории греческой Церкви. Тогда в первый раз Церковь эта осознала, что она таила в себе тот монашеский энтузиазм, который черпал свои силы в ее недрах. Ясно, что все догматические выводы и споры, которые казались забытыми, — вновь воскресают перед обществом той эпохи. Ученые богословы двух лагерей вели между собой борьбу, свидетельствуя своей диалектикой о наступлении нового возрождения философии " . В 1936 г. вышла книга на немецком языке доктора философии Иг. Смолича: " Жизнь и учение старцев " . Но и здесь ничего нового не сделано для освещения вопроса о характере древнерусской святости. Доктор Смолич, как и другие, придерживается мнения о самобытности русской святости, когда говорит, что " созерцательные переживания не входят в сущность русских аскетов за исключением некоторых русских святых, среди которых редко находятся мистики " . Достоинство же его книги заключается в том, что, рассматривая всесторонне и систематизируя православное мистическое Богословие, она дает ясное представление о нем и правильную его характеристику. Наконец, исихазм нашел полное и окончательное свое оправдание в диссертации профессора архимандрита Киприана (Керна): " Антропология св. Григория Паламы " , вышедшей в печати в 1950-м году в Париже, где автор защищает исихазм со всей силой своей научной эрудиции и всесторонне рассматривает материал, имеющий то или иное отношение к этому вопросу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Чаще всего к Алексичам не приходит. Зато у Алексичей есть Алексичи, и за это слава Богу. - Девонька, пойми: суть в том, чтобы беречь все то, что вечно, что делает человека человеком: Литургию, семью, дом, хлеб. Семья меня научила быть в Церкви – ну, куда без нее, куда без Бога? А все остальное, что сегодня так популярно, вся эта мишура, шум, суета, беготня за покупками – для меня не более чем «паганство», язычество. Какой смысл в праздновании Рождества Христова, если Христа в нем нет? Поэтому не нужны мне всякие торжественные манифестации, концерты, салюты, которые пытаются привязать к празднику, - мне нужен храм, семья, село: вот что приносит счастье по-настоящему. Йована, дочь Зорицы, говорит тихо, ненавязчиво, тщательно подбирая слова, но в них ты чувствуешь какую-то светлую мощь – эта сила развеивает вечернуюю мглу над холмами Косово и Метохии. Когда душа ликует под рождественскими звездами нашего неба, ее не соблазнишь фальшью городской иллюминации. Да, сербские села здесь, в Поморавье, тихие, во тьме не сразу заметные – но их жители, мне кажется, сами излучают свет. - В храм ходить удается, к сожалению, редко: просыпаюсь чуть свет, обряжаю скотину. Потом – хлопоты по дому: надо, чтобы когда все проснутся, успеть многое сделать. Перед службой не едят – значит, нужно приготовить обед к тому часу, когда все вернутся из церкви. Вот и хлопочу: грею еду, готовлю стол. Будет и жаренный гусь, запеченное мясо и, конечно, баница и многое другое – пусть радуются и хозяева и гости! Нет, в сам праздник я никуда не хожу – не до гуляний. Первый день Рождества – для семьи, а следующие – для гостей. Зорица ждет их, месит тесто, печет, хлопочет. Без устали. Нашим мамам радостно хлопотать. Думаю, их «баницы» - лучшие молитвы для Господа. Мария Васич , благотворительная организация « Косовское Поморавье », Косово и Метохия Подготовил Петр Давыдов P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ko...

Отец Христофор и Мария Васич – В чем «секрет» обители Драганац? Где монастырский «ключ» к сердцу человека? – Я уже говорил о для самого себя непонятных добрых чудесах, которые никак не объяснишь, да, может быть, их и не нужно объяснять. Думаю, это действие благодати Божией, а объяснять «механизм ее действия» – несколько самоуверенное занятие. Скажем так: Драганац – это «обычное» чудо Божие. Да: маленький, скромный монастырь где-то в лесах и холмах Косовского Поморавья – это Божие чудо. С другой стороны, не забудем и о том, что человек тоже должен что-то делать. Я говорил о привычном для наших обителей гостеприимстве, умении и желании встречать и утешать людей, помогать им. Как говорил святитель Николай Сербский, «если сербы и научились чему-нибудь у Христа, то гостеприимству». Вероятно, это действительно так. Мы, собравшиеся в Драганце, негодные монахи, никак не можем служить примером духовной жизни, мы не святые старцы, не преподобные, которыми славится наша Церковь. Мы не великие молитвенники – как говорят русские, «от моей молитвы куры дохнут». Но при всем при этом у нас, мне кажется, есть возможность порадовать, утешить человека: люди видят нашу радость оттого, что нас Господь привел жить и молиться именно сюда, в Косово и Метохию. Такая жизнь действительно меняет душу ко благу. Люди видят эту нашу радость, радуются и сами. Это много значит. Много значат и совместные работы. Не грандиозные проекты, а попроще: скажем, собрать орехи, почистить лук, подмести в монастырском дворе… Великое в малом: с какой радостью люди говорят о монастыре, когда вспоминают, что здесь все вместе сделали то-то и то-то. «Как мы лук чистили, помнишь – ревели всей обителью! Если бы о грехах так ревели!» – «А как на ферму ходили, помнишь?» – «Поехали опять в Драганац?» – «Спрашиваешь!» Когда все вместе трудятся, исчезают страхи, чаще всего иррациональные – перед работой, перед жизнью. Человеческая природа интересная: наше – то, что мы даем другим. В монастыре это особенно заметно. Братия монастыря Драганац

http://ruskline.ru/opp/2024/03/12/otec_h...

Маленький Боян смотрит на прошлогоднюю фотографию, где дети из наших анклавов стоят в монастырском дворе – на летних каникулах нам тогда удалось организовать школьный лагерь. Спрашиваю, знает ли, что это за монастырь. - Знаю! – отвечает. – Монастырь, в котором много детей! Сам того не зная, ребенок, наверное, дал понять, что для него друзья, сверстники – настоящая святыня. - О! А вот Неманя, Лазарь, Лука… - вспоминает ребят Милица. Говорит, с нетерпением ждет, когда же, в конце концов, начнется в этом году их Летняя школа. Кто, наверное, удивится: обычно дети ждут каникул, а наши, из гетто – школьных занятий. Таковы наши косовские особенности. Детский школьный лагерь для ребят из сербских гетто в Косово и Метохии был впервые организован в прошлом году в обители Драганац при поддержке многих благотворителей, в том числе из России. Событие радостное и невероятное для детей: провести каникулы среди сверстников, узнать, что ты не один в своем гетто, что есть такие же, как и ты, ребята, которые прекрасно понимают твои беды и радости, твой страх и надежды. Учили родной язык, основы Православия, проводили соревнования, эстафеты, праздники. Надеемся, что и в этом году, Бог даст, сможем провести такие встречи. В том, что они не забудутся, мы уверены. Новица Ристич, папа, говорит: - Наши дети растут в постоянном страхе, неуверенности, тревоге, эти чувства передаются от родителей, которые вынуждены следить за неутешительными новостями нашего края. Понимаете, насколько важно дать им возможность просто улыбнуться, посмеяться, преодолеть тревоги? Когда человек радуется, он и учится гораздо лучше, вне зависимости, в какую школу он ходит – пусть даже в такую маленькую, как наша сельская. Где они будут играть, находясь в своих анклавах, скажите? Слава Богу, есть обитель Драганац, «монастырь, где много детей»: так мы спасаемся из гетто. Мария Васич, благотворительная организация «Косовское Поморавье», Косово и Метохия Подготовил Петр Давыдов P. S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/mo...

Паломники Могу привести совсем недавний, из времен пандемии, пример такого следования Христу вопреки всему. Бабушка Стоянка из села Горне Кусце, наша постоянная прихожанка, пешком (!) шла через холмы и леса в Драганац, обходя полицейские кордоны, чтобы принести в обитель свежий салат. А это примерно 10 километров. Пришла, положила салат, помолилась у храма и пошла. На обратном пути, как мы потом выяснили, она еще вскопала грядки на нашем участке. Просто так, в одиночку. Никому слова не сказала – пришла, помолилась и сделала. Разве это не подвиг? Вот у кого нам нужно учиться верности Христу, я считаю. Такие наши бабушки. Впрочем, не только бабушки и дедушки: ваша благотворительная организация «Косовское Поморавье» – тоже очень добрый пример сохранения или воспитания в себе любви к ближнему. Молодые люди, для которых деятельная любовь важнее карьеры, бесплодных мечтаний, – мне кажется, будущее Сербии. В этом и есть красота нашей страны. У нас есть с кем и о ком молиться, с кем славить распятого, но воскресшего Христа. С наступающим Великим постом! С иеродиаконом Христофором беседовала Мария Васич, монастырь Драганац Подготовил Петр Давыдов, Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В этом регионе России заболеваемость туляремией выросла Обычный день стал ужасом для мамы малышки из России ШОК: у всех умных людей есть именно это число в дате рождения В России пропавшего грудничка нашли в холодильнике семьи Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2024/03/12/otec_h...

Паралово – небольшое село в гористой местности с плохо развитой инфраструктурой. Так просто не доберешься. Еще до войны отсюда уехали тысячи жителей в поисках работы и лучших условий жизни. А после 1999 года здесь почти никто не живет – вот некоторые особенности «оптимизации по-косовски». Но сейчас, когда стараниями самоотверженной бабы Персы и ее семьи здесь вновь появилась церковь, в Паралово на храмовый праздник святых Константина и Елены приезжают бывшие жители-сербы. Им есть над чем задуматься, о чем помолиться. Задуматься – над тем, например, к чему приводит разрушение святыни ради хлева. Помолиться – о том, что однажды в хлеву появился Тот, Кто тебя никогда не оставит. На Него и вся надежда. Спасибо за напоминание, бабушка Перса. Мария Васич Подготовил Степан Игнашев P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить: по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202201429782747 (получатель: Петр Михайлович Д.); через PayPal: www.paypal.me/kosovskopomoravlje Обязательна пометка: «Помощь Косово». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2022/11/10/pro_ba...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010