Закрыть itemscope itemtype="" > «Отправьте их в рай…» Пролетарский суд над саратовским духовенством 05.09.2011 579 Время на чтение 31 минут Трагической страницей истории Саратовской епархии стал показательный процесс над духовенством во главе с викарным владыкой Германом (Косолаповым). Об этом громком судебном деле уже писали саратовские историки . По мере сил автором этих строк было начато научное изучение материалов процесса . Масштабность происходившего побуждает нас вновь обратиться к тем далеким дням и сосредоточиться на самых ярких моментах этого судилища. Расправе с представителями духовенства предшествовали следующие события. В начале 1918 года при саратовском исполкоме была организована следственная комиссия. Подобные комиссии должны были стать основой для организации революционных трибуналов в каждой подвластной большевикам губернии (в соответствии с декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 года). И действительно, уже в марте 1918 года Саратовский ревтрибунал провел свои первые заседания. На самом первом заседании, состоявшемся 18 марта, рассматривалось дело «гражданина И.Ф. Мишукова-Аранского, обвиняемого в агитации среди солдат-фронтовиков за вооруженное восстание против советской власти» . Следственная комиссия начала функционировать еще за два месяца до начала работы самого трибунала. Конечно, она сразу обратила свой взор и на Церковь, тем более что поводов для этого было достаточно. 10 февраля 1918 года в Саратове прошел массовый крестный ход, который возглавили епископ Саратовский Досифей (Протопопов) и викарный епископ Петровский Дамиан (Говоров). По словам очевидца, «настроение среди участников крестного хода было резко оппозиционное большевизму, и это настроение все росло по мере увеличения числа участников крестного хода» . Одновременно прошел целый ряд митингов против политики большевиков; участник одного из них расстрелял двух красногвардейцев, смеявшихся над крестным ходом. Через несколько дней, 15 февраля, в здании духовной семинарии на квартире ректора архимандрита Бориса (Соколова) прошло собрание духовенства, посвященное обсуждению большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданного незадолго до этих событий, в январе 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Скорбные годы владыки Досифея 24.07.2019 726 Время на чтение 21 минут Могила архиепископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова; 1866-1942) - на старом Воскресенском кладбище, в двух шагах от весьма почитаемой саратовцами могилы епископа Вениамина (Милова). Те, кто ищет молитвенного предстательства владыки Вениамина, подходят, как правило, и к владыке Досифею: молятся об упокоении его души, просят его молитв о нас. А что мы знаем об этом человеке, о его крестном пути? На годы его управления Саратовской епархией пришлось проведение Поместного Собора 1917-1918 годов, становление новой системы высшего церковного, епархиального и приходского управлений, первые гонения на Церковь, аресты и расстрелы священников, принудительное изъятие церковных ценностей и инспирирование властями «обновленческого» раскола, сворачивание регулярной работы органов епархиального управления, разгром канцелярии, действовавшей при епископе. За стойкость в вере, твердость убеждений, проявленные в послереволюционное пятилетие, саратовский архипастырь претерпел немало: позднее, после переломного 1922 года, его ждали тюрьма, ссылка, скитания, нищета. В последний период своей жизни (1927-1942) он был лишен кафедры, лишен статуса правящего архиерея, но оставался на свободе и имел духовный авторитет среди верующих. Думается, это был не самый трудный период его жизни. Самым трудным представляется время, когда с каждым днем и месяцем у владыки Досифея оставалось все меньше и меньше возможностей распоряжаться той властью, которой наделила его Церковь, во благо верующих, ради распространения и укрепления веры Христовой. Это годы с 1917-го по 1927-й. Уроженец Смоленской земли, он прибыл в Саратовскую епархию на постоянное жительство и служение лишь в 42 года в связи с назначением викарным епископом Вольским. Следующие восемь лет он спокойно служил Церкви и народу на Саратовской земле, помогая в управлении епархией трем правящим архиереям - преосвященным Гермогену (Долганёву), Алексию (Дородницыну), Палладию (Добронравову).

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/25/skor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Саратовской епархии, учреждено 5 дек. 1849 г., названо по г. Вольску (также Волгск или Волжск) Саратовской губ. В. в. было создано для помощи Саратовскому архиерею в управлении обширной епархией (в 1843 в Саратовской епархии действовало 750 церквей). Немаловажную роль в создании вик-ства сыграла близость Вольска к Иргизу , к-рый, хотя и утратил к кон. 40-х гг. значение центра старообрядцев-поповцев, продолжал влиять на состояние старообрядчества в России. Кроме того, с нач. XIX в. Вольск был одним из центров единоверия , в городе был построен единоверческий собор в честь Рождества Христова (закрыт в 1930, вскоре уничтожен). 2 апр. 1850 г. в С.-Петербурге во епископа Вольского был хиротонисан архим. Антоний (Шокотов) . В мае он прибыл в Вольск, посетил иргизские мон-ри и, убедившись в значительном влиянии старообрядчества в Саратовском крае, энергично приступил к проповеди среди старообрядцев. Однако, после того как в 1850 г. саратовское Заволжье отошло Самарской губ., Святейший Синод признал нецелесообразным существование В. в., и 12 дек. того же года оно было упразднено, 19 дек. еп. Антоний переведен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. В. в. было возобновлено в 1898 г.: 8 марта во епископа Вольского был хиротонисан архим. Никон (Софийский) , 24 апр. он прибыл в Вольск, в июле того же года был переведен в Таврическую епархию. С 14 янв. 1901 по 21 марта 1903 г. В. в. возглавлял Гермоген (Долганов), развернувший широкую миссионерскую деятельность, к к-рой привлекал и мирян. Архиерей организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ. В сент. 1901 г. в Вольске открылось епархиальное жен. уч-ще. В 1902 г. началось строительство нового здания для Вольского ДУ (создано в 1847). В последующее время В. в. возглавляли Палладий (Добронравов ; 6 дек. 1903 - 28 нояб. 1908), Досифей (Протопопов ; 8 янв. 1909 - 25 авг. 1917), Иннокентий (Кременский; 5 сент. 1917 - 27 дек. 1917).

http://pravenc.ru/text/155204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 22.10.1882, Саратов - 10.10.1919, там же), еп. Вольский., сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Из семьи статского советника, преподавателя Саратовского реального уч-ща. По окончании Саратовской 1-й муж. гимназии в 1902 г. поступил в СПбДА. Укрепился в стремлении принять монашество благодаря переписке с духовным отцом - Саратовским еп. сщмч. Ермогеном (Долганёвым) . 8 янв. 1905 г. принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 г. окончил ДА в сане иеромонаха и звании канд. богословия. Служил помощником смотрителя Сарапульского ДУ Вятской губ., с 1907 г.- в той же должности в Камышинском ДУ Саратовской губ., в марте 1908 г. назначен смотрителем Петровского ДУ той же губернии. Возведен в сан архимандрита и в июле 1911 г. переведен в Обоянское ДУ Курской губ., с февр. 1913 г. смотритель Курского ДУ. 26 апр. 1916 г. назначен ректором Владимирской ДС. 17 янв. 1918 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Хиротонисан в Вольске 11(24) февр. Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) , Петровским викарным еп. Дамианом (Говоровым) и Уральским еп. Тихоном (Оболенским) . С 18 июля по 7 сент. замещал еп. Досифея, присутствовавшего на 3-й сессии Поместного Собора в Москве. После ареста в авг. свящ. Михаила Платонова (за проведенную в Свято-Серафимовской ц. Саратова панихиду по царственным мученикам) Г. дал благословение епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения, поскольку если пастыри не жалеют себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца. По указанию прибывшего в сент. 1918 г. в Саратов председателя Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкого «подорвать влияние Церкви» местное советское руководство приняло решение впервые устроить показательный судебный процесс над духовенством.

http://pravenc.ru/text/164769.html

На Воскресенском кладбище Саратова молитвенно почтили память приснопамятных епископа Вениамина (Милова) и архиепископа Досифея (Протопопова) 3 августа 2019 г. 18:14 2 августа 2019 года, в день преставления одного из самых почитаемых архипастырей Саратовской земли епископа Вениамина (Милова), митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил панихиду на его могиле на Воскресенском кладбище. «Владыка Вениамин оставил по себе добрую память среди верующих саратовцев, хотя он был саратовским архиереем совсем немного — всего около полугода. Тем не менее, за это время он успел полюбиться людям, которые увидели в нем самое главное — подлинность, веру, внутреннюю независимость от внешних обстоятельств, которые были для него очень тяжелыми. Он жил богослужением, и это было очевидно для всех, — сказал перед началом панихиды глава Саратовской митрополии . — Прошло уже много лет со дня его кончины, но люди по-прежнему узнают о нем и приходят, чтобы помолиться о нем и попросить его молитвенной помощи и поддержки. Это народное почитание — свидетельство, что его жизнь и служение были угодны Богу». Владыка Лонгин также совершил литию на могиле архиепископа  Досифея (Протопопова) о упокоении приснопамятного архипастыря и всех, погребенных на Воскресенском кладбище — историческом некрополе Саратова. Преосвященный Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский, родился 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Революция 1917 года прервала его учебу в Казанской духовной академии. В 1919-1920 гг. жил и работал в Саратове, здесь получил благословение на монашество и в 1920 году принял постриг в московском Даниловом монастыре. В 1922 году окончил Московскую духовную академию . С апреля 1923-го архимандрит Вениамин — наместник Покровского монастыря. Уже тогда проявилась любовь народа к своему пастырю — мудрому духовнику и талантливому проповеднику. В октябре 1929 года священник пережил первый арест и был приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в Карелии. В 1938 году был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам лишения свободы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоялось перезахоронение саратовских архиереев ХХ века архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова) в нижнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова 11 декабря 2023 г. 11:29 10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Знамение», митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил литию на могиле архиепископа Пимена (Хмелевского), управлявшего Саратовской епархией в 1965-1993 годах. Владыка Пимен скончался 30 лет назад, 10 декабря 1993 года. В 2023 году также отмечается 100 лет со дня его рождения. Затем в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова состоялась Божественная литургия, которую возглавил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. Его Высокопреосвященсву сослужили:  епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий ;  епископ Шахтинский и Миллеровский Симон ;  епископ Покровский и Новоузенский Фома ;  епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей ; ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин; секретарь Архиерейского совета Саратовской митрополии , благочинный монастырей Саратовской епархии иеромонах Серафим (Баранов); ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников; секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарев; секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; благочинный Покровского округа Покровской епархии иерей Сергий Сивоплясов; клирик собора протодиакон Александр Пушкарев; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарев; клирик собора диакон Иоанн Новиков. Богослужебные песнопения исполнили хор собора под управлением М.Е. Толчина и хор Саратовской духовной семинарии под управлением регента чтеца Данилы Пронина. Богослужение сопровождалось сурдопереводом. За богослужением молились губернатор Саратовской области Р.В. Бусаргин, председатель Саратовской областной Думы М.А. Исаев, министр внутренней политики и общественных отношений Н.В. Трошина, министр по делам территориальных образований региона С.Ю. Зюзин, депутат Саратовской областной Думы Ю.М. Литневская, руководитель проектов ПАО ГМК «Норильский никель» С.В. Хавронюк, председатель совета директоров Российского концерна «Дубки» И.Д. Ефремов, представители власти, научной интеллигенции и общественности, а также прихожане храмов города и студенты Саратовской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/6083480.ht...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance   Александр Мраморнов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Среди членов Великого Московского Собора 1917–1918 годов очень много неординарных людей и можно сказать, что часто таких людей ищут среди большого количества мирян, из которых в значительной степени и состоял Собор 1917–1918 годов. Надо сказать, что и архиереи, которые по должности участвовали в Соборе, в своей громадной массе тоже были совершенно неординарными, интересными и очень важными для церковной истории людьми. Сейчас мне хочется сказать об одном из членов Собора епископе Саратовском и Царицынском Досифее (Протопопове). Передо мной лежит подлинная открытка, посланная в 1911 году из города Вольска, где в то время служил викарным архиереем начинающий епископ Досифей (Протопопов), некой Людмиле Рафаиловне. Он так и обращается: «Глубокоуважаемая Людмила Рафаиловна», поздравляет ее и ее мужа с Пасхой Христовой и рассказывает, что ему было очень трудно отдохнуть на Страстной седмице, потому что были постоянные службы, вызовы для служения в Саратове и т.д. Казалось бы, простой эпизод из жизни провинциального архиерея, служившего даже не правящим, а викарным архиереем. Отталкиваясь от этого небольшого письма, мне бы хотелось сказать несколько слов об ее авторе – епископе Досифее. Наверное, он не принадлежит в Соборе к числу тех, о ком говорят чаще всего, тех, кто пострадал от безбожной власти, был гоним, расстрелян или погиб в лагере. Нет, его судьба была немного другой. Сначала достаточно стандартная карьера дореволюционного архиерея. Он пришел в епископат из вдовых священников, отслужил некоторое время ректором Смоленской духовной семинарии на своей родине (он родился в Смоленской губернии). И епископом Гермогеном (Долгановым), другим членом Собора, о котором я уже рассказывал, был приглашен для служения на викарной Вольской кафедре в Поволжье. Там он служил тихо, мирно и практически незаметно. Когда в 1917 году революционная стихия в ходе так называемой церковной революции снесла по всей России очень многих архиереев, в том числе и Саратовского епископа Палладия (Добронравова), епископ Досифей, до этого ничем ярко в общественном отношении себя не зарекомендовавший, становится совершенно очевидным и непосредственным кандидатом для выбора епархиального архиерея в огромной Саратовской епархии. Собственно, накануне проведения Собора в августе 1917 года он был избран и затем утвержден Синодом епархиальным архиереем.

http://academy.foma.ru/2017/05/25

Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Хвалынск. Троицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Часовня Карта и ближайшие объекты В 1880 году при хвалынском тюремном замке на средства местных купцов Назария Савинова и Якова Сидоровича Хренова была построена каменная, крытая железом церковь. Престол в ней был один — во имя Пресвятой Богородицы, в честь святого образа Её, именуемого «Живоносный Источник». Тюрьма находилась на пересечении улиц Острожной и Большой Репьевской. В 1893 году тюрьма была переведена на новое место, а церковь вместе с другими тюремными зданиями перешла в ведение города. С этого времени ни причта, ни прихода у церкви не было. По указу Духовной консистории от 17 октября 1897 года церковь была приписана к Казанскому собору. 5 декабря 1903 года стараниями Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Хвалынске на месте бывшей тюрьмы было основано Троицкое подворье саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Бывшая тюремная церковь вместе с прочими постройками отошла подворью, которое возглавил выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия иеромонах Виктор (Островидов; †1934). При монастыре, в трех верстах от города, был устроен скит с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Уже через пять лет подворье превратилось в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого стал викарный епископ Вольский Досифей (Протопопов; †1942). Улица Острожная, на которой находился монастырь, была переименована в Монастырскую. Всего братии в монастыре на 1912 год было 30 человек: 16 иноков и 14 послушников. В апреле 1913 года монастырь «во всех отношениях наравне с городскими церквами» был подчинен благочинному города, которым на тот момент был иерей Евгений Пиксанов. В начале 1920-х годов членом церковного совета монастыря становится Александр Оттонович граф Медем, многое сделавший для укрепления порядка в обители. Ещё до революции в Свято-Троицком монастыре был рукоположен в иеромонахи уроженец города Ейска преподобномученик Нифонт (Выблов; †1931). В 1913 году он приехал в соседнее с Хвалынском село Подлесное к известному в тех местах миссионеру иеромонаху Антонию (Винникову), заведующему миссионерским училищем. Пробыв некоторое время в Подлесном, Выблов переезжает в хвалынский монастырь, где принимает иноческий постриг с именем Нифонт. В 1925 году иеромонах был назначен на службу священником в село Берёзовый Хутор. Несмотря на перевод, св. Нифонт продолжал приезжать в Хвалынск, где останавливался в Сергиевском скиту у отца Дорофея. Иногда он читал проповеди в монастырской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12910

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010