Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская Главной святыней Витебского Свято-Троицкого Маркового мужского монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Данный образ, как благословение обители, патриарх Никон передал игумену Калликсту Дорофеевичу Риторайскому. Икона Божьей Матери находится под кованной серебряной вызолоченной ризой, с такими же бордюрами и лучистым венцом, украшенным стразами; в верхней части венца из тех же страз, с тремя небольшими камнями, сделана коронка, правая половина которой, впрочем, выпала. Икона эта по стилю и по контуру характера византийского и письма древне-московского; написана на доске, оборотная сторона которой ничем не покрыта и остается совершенно белою; величиною она 6 вершков в вышину 5 ¼ в ширину. По краям ее, со всех сторон, приделаны планочки толщиной в четвертую долю вершка, как видно потому, что риза была сделана заочно и больше меры иконы. До 1917 года икона являлась главной святыней Свято-Троицкой церкви, в которой для помещения ее устроен с левой стороны алтаря, в самом иконостасе, особый огромный киот в резных колоннах украшенный разнообразной позолоченной резьбой. Внутри киота, кругом главной иконы, находятся семнадцать маленьких икон, изображающих события, относящиеся к лицу Пресвятой Богородицы, как-то: ЕЕ рождество, введение во храм, благовещение, успение, покров, положение Ея пояса, Ея ризы и проч.; а также всечестных Ея родителей, св. праведных богоотец Иоакима и Анны. Но как по причине холодности Троицкой церкви, богослужения в ней в зимнее время не бывает, то икона переносится в другие церкви; сначала, во время осени, в Покровскую, и затем на всю зиму до времени св. Пасхи – в Митрофановскую церковь, которая одна единственная из теплых церквей в монастыре. Такое перенесение иконы из храма в храм совершается на том основании, что она составляет собой особенно досточтимый предмет святыни и почитается чудотворною. Назад тому четырнадцать лет, здешний высокопреосвященный Архипастырь, нынешний архиепископ полоцкий и витебский, Василий, дал духовной консистории, относительно этой иконы, официальное предложение (от 28 февраля 1850 г.

http://pravicon.com/info-4040

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Витебская " Описания иконы Казанская Витебская икона Божией Матери Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Святыня древнего Маркова Свято-Троицкого монастыря Витебской епархии, возведённого в XVII веке в селе Марково. Во время русско-польской войны 1654–1667 годов Витебск и Полоцк на некоторое время перешли к Московскому государству, в связи с чем монастырь стал подчиняться Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил монастырю список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители. Вскоре от иконы стали проистекать чудеса. Так, в тех же серединных годах XVII столетия по молитвам перед чудотворной иконой в Витебске была прекращена эпидемия (эпидемия какой болезни летописи не сохранили). А в 1867 году перед иконой исцелилась жена витебского губернатора В. Н. Верёвкина. После того, как в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск окончательно вошёл в состав Российской империи, Свято-Троицкий Марков монастырь на многие годы стал оплотом Православия на западных рубежах России. В 1[...] Казанская Витебская Источник: Свято-Троицкий Марков мужской монастырь г. Витебска. Главной святыней Витебского Свято-Троицкого Маркового мужского монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Данный образ, как благословение обители, патриарх Никон передал игумену Калликсту Дорофеевичу Риторайскому. Икона Божьей Матери находится под кованной серебряной вызолоченной ризой, с такими же бордюрами и лучистым венцом, украшенным стразами; в верхней части венца из тех же страз, с тремя небольшими камнями, сделана коронка, правая половина которой, впрочем, выпала. Икона эта по стилю и по контуру характера византийского и письма древне-московского; написана на доске, оборотная сторона которой ничем не покрыта и остается совершенно белою; величиною она 6 вершков в вышину 5 ¼ в ширину. По краям ее, со всех сторон, приделаны планочки толщиной в четвертую долю вершка, как видно потому, что риза была сделана заочно и больше меры иконы. До 1917 года икона являлась главной святыней Свято-Троицкой церкви, в которой для помещения ее устроен с левой [...]

http://pravicon.com/icon-4040

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская ВИТЕБСКАЯ МАРКОВА МОНАСТЫРЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 (21) июля), чудотворный образ, один из списков Казанской иконы Божией Матери; главная святыня Маркова витебского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (Белоруссия). По преданию, во время военных действий царя Алексея Михайловича в Белоруссии, после занятия в 1654 г. рус. войсками Полоцка и Витебска, этой иконой Патриарх Никон благословил игум. Маркова мон-ря Каллиста (Дорофеевич-Риторайского), назначенного наместником новой, подчиненной Московской Патриархии Полоцкой епархии, позже (1657) рукоположенного во епископа. По др. версии, В. и. была передана Патриархом Никоном в 1651 г. в дар инокам Маркова мон-ря - единственной в то время в Витебске правосл. обители, не перешедшей в унию. В мон-ре было 2 храма: Троицкий деревянный собор, построенный в 1690 г. на средства Симеона Карла Огинского, мечника Великого княжества Литовского, и каменная Покровская ц., построенная в 1760 (1752?) г. на месте деревянного храма, сооруженного в 1650 г. Во время войны 1812 г. почти все имущество мон-ря было разорено, но В. и. иноки сберегли, спрятав в лесу. В 1920 г. мон-рь был закрыт, после чего Троицкая ц. сгорела; о судьбе В. и. с этого времени ничего неизвестно. В сохранившемся здании Покровской ц. богослужение было возобновлено в годы второй мировой войны. В память В. и. храм был переосвящен во имя Казанской иконы Божией Матери и на протяжении более полувека, до нач. 90-х гг. XX в., он оставался единственной действующей правосл. церковью в Витебске. В издании 1911 г., посвященном мон-рю, помещена фотография В. и., где она представлена на фоне царских врат Покровской ц. мон-ря. Из этого можно заключить, что икона, вероятно, размещалась над царскими вратами, а для поклонения спускалась вниз. В. и. прославилась мн. чудесами, среди к-рых: прекращение эпидемии в Витебске в сер. XVII в., исцеление в 1867 г. жены витебского губ. В. Н. Верёвкина (отмечено Полоцким архиеп. Саввой (Тихомировым)). Праздничная служба, как и Казанской иконы, совершается 8 (21) июля. В истории Витебска упоминается еще один чудотворный образ Божией Матери, известный как В. и. Икона находилась в XVIII в. в униатской Успенской соборной ц. В 1716 г. с нее были украдены серебряный оклад и драгоценности, вследствие чего к судебному разбирательству привлекались члены евр. кагала города. Др. сведения об этой иконе в наст. время не выявлены. Источник: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» Статья опубликована участником [ qwerty ] 2019-06-03, последний раз редактировалась участником [ qwerty ] 2019-06-03. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Витебская " .

http://pravicon.com/info-4041

Новая попытка создать правосл. Витебскую епархию была предпринята на рубеже 1649-1650 гг. В записи переговоров между приехавшими в Варшаву 2 янв. 1650 г. иерархами Западнорусской митрополии и польск. кор. Яном II Казимиром отмечено, что среди архиереев был и «нареченный епископ Витепский» ( Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. К., 1931. Т. 9. Ч. 2. С. 1509). Результаты переговоров нашли отражение в королевском привилее от 12 янв. 1650 г., в к-ром говорилось, что православным отдаются нек-рые епархии (wadctwa), в т. ч. Витебско-Мстиславская, ее архиерею должны были быть переданы 3 храма - Рождества Христова в Полоцке, Благовещенский и Св. Духа в Витебске, а также половина имений униат. Полоцкой кафедры. Текст привилея в варшавские градские книги внес Иосиф (Кононович-Горбацкий) , «епископ Витепский, Оршанский, Могилёвский». Несмотря на то что в документах лета 1650 г. Иосиф (Кононович-Горбацкий) также фигурирует как «епископ Витебский», неизвестно, были ли ему переданы правосл. храмы в Витебске или нет. В февр. 1652 г. кор. Ян Казимир подтвердил привилей Владислава IV униатам 1635 г., согласно к-рому православные не могли иметь храмов в Полоцке и Витебске. В 1654-1667 гг. Вост. Белоруссия, в т. ч. Витебск, была занята рус. войсками. Царь Алексей Михайлович объявил о подчинении Могилёвских епископов Московскому Патриарху. В нач. 1656 г. в Могилёв был прислан для управления церковными делами Мефодий Биба - наместник Патриарха Никона «в епископии Мстиславской, Оршанской, Могилёвской, Витебской и Полоцкой», т. е. по существу его власть распространялась на всю территорию Полоцкой епархии. На всю эту территорию распространялась позднее компетенция Патриаршего наместника Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , в июне 1657 г. хиротонисанного в Москве во епископа Полоцкого (ранее он был игуменом витебского Маркова мон-ря). В Москве от Патриарха Никона он получил список с Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова мон-ря икона Божией Матери ). В 1661 г. территория Полоцкой епархии была подчинена Могилёвской кафедре, остававшейся единственной правосл. кафедрой на землях Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/158850.html

м. Благодаря его действиям мн. витебляне вернулись в Православие, чем вызвали протест униат. архиерея Антония (Селявы) , требовавшего от короля устроить скорейшее расследование происшедшего (Там же. 62-63. С. 120-123; 1888. Т. 5. Ч. 1. 98. С. 149). Несмотря на штраф в 10 тыс. злотых, архиеп. Сильвестр (Косов) продолжил пастырскую деятельность в Витебске, опираясь на власти М. м. Так, 31 мая 1641 г. архиерею пришла повестка от оршанского подсудка Якова Вислоуха. В ней сообщалось о решении Виленского трибунала от 31 июля 1640 г. по жалобе униата архиеп. Антония (Селявы) против Юрия Цыпки и его жены, обвинявшихся «в нарушении мира между униатами и неуниатами, разных возмущениях, постройки в г. Витебске за р. Двиною, на Слободском посаде, православной церкви, возмущении простаго люда и присоединении его к православию», а также о «насильственном отнятии чернецом Елисеем церковных грунтов и снятии с них ржи». Мон. Елисей, вероятно, был насельником М. м., т. к. др. правосл. обителей поблизости от Витебска не было (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. XXII. С. 156). Несмотря на гонения, деятельность правосл. духовенства, включая братию М. м., привела к тому, что 21 марта 1646 г. архиеп. Антоний (Селява) констатировал, что большинство горожан вернулись из унии в Православие (Там же. Т. 1. 68. С. 134-137). В 1650 г. в М. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Во время русско-польск. войны (1654-1667) обитель получила в дар список Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова монастыря икона Божией Матери ). По одним данным, этот образ в 1655 г. пожаловал в М. м. царь Алексей Михайлович , когда население Витебскмитр. а добровольно подчинилось его власти; по другим - этим списком чудотворной иконы Никон, патриарх Московский и всея Руси благословил «Живоначальныя Троицы, Марковскаго и Витепскаго монастыря» игум. Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , «мужа благочестива и богобоязнива, и в добрых искусна», назначенного 13 марта 1656 г. наместником на Полоцкую кафедру (ДРВ. Ч.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

925 Так как в Белоруссии в это время не было православного епископа, то московское правительство назначило своего епископа, наименовав его Полоцким и назначив ему пребывание в Полоцке и Витебске. Первым таким епископом именуется в некоторых списках Иоаким Дьяконович (Записки игумена Ореста в Археогр. сборн. II, стр. XII). Более о нем ничего неизвестно. Затем в 1656 г. 13 марта, патриарх Никон назначил наместником Полоцкой епархии игумена Витебского Маркова монастыря, Каллиста Дорофеевича Риторайского . (Витебск. стар. Вып. 1. 125). В следующем году он посвящен был в сан епископа полоцкого, с поручением ему и Смоленской епархии. В 1662 г. 16 апр. он писал к царю Алексею Михайловичу послание по делу патриарха Никона . 926 В феврале 1661 г. мещане города Могилева предательски истребили русский гарнизон и отдались под власть Польши. В мае этого года посвящен был в Москве в епископы Мстиславские, нежинский протопоп, Мефодий Филимонович . Но он носил только титул мстиславского или белорусского епископа, и не входил в управление этой епархией, так как ему поручено было местоблюстительство митрополии, и жил в малороссийских городах, исполняя разные царские поручения. – С польской же стороны в белорусские епископы посвящен был, в августе того же года, митрополитом Дионисием Балабаном, архимандрит Лещинского монастыря Иосиф Нелюбович Тукальский , с оставлением в его управлении и Лещинского монастыря. В 1664 г. по смерти Балабана, Иосиф избран был на киевскую митрополию, но не переставал именоваться по-прежнему и могилевским. Кто в действительности управлял белорусской епархией в это время, неизвестно. Всего вероятнее, что исправление церковных дел по белорусской епархии поручено было Тукальским, по избрании его в митрополиты, слуцкому архимандриту, Феодосию Василевичу , который в 1669 г. избран был в белорусские епископы. Василевич скончался 11 марта 1678 г. в Люблине и в октябре того же года погребен греческим митрополитом Макарием Лигариди в Дятловицком монастыре. Надгробное слово при его погребении говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1671 г. оставил епархию и удалился в Звенигородский монастырь. (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 92–93). 4291 Епископ Полоцкий и Витебский. До 1658 г. титуловался Полоцким и Смоленским. «...В 1660 году царь повелел Полоцкому епископу Каллисту Дорофеевичу-Риторайскому присоединить к своему правлению Смоленскую епархию и переехать в Смоленск; но он не исполнил царской воли, позван в Москву к суду и на другой день, по получении этого приказа, найден мертвым...» ( Чистович И. А. Очерк истории западнорусской Церкви. Ч. 2. С. 240). У Н.Д. Иерархия... С. 378 епископ Каллист помещается после Лаврентия и перед Филаретом. «...После него (Лаврентия – Сост.) управлял Полоцкий епископ Каллист ... в 1662 г. по приезде в Смоленск он скончался...» (ссылка на данные Смоленского Историко-Археологического музея). 4292 Рукоположен в 1671 г. В 1675 г. с титулом митрополита был переведен на Крутицкую кафедру (Там же. С. 96) 4293 «Преосв. Симеон, позволявший себе излишнюю роскошь и великолепие, был 10 февр. 1686 г. отправлен по указу Патриарха Иоакима на смирение в Троице-Сергиев монастырь, откуда через два года отпущен обратно в Смоленск...» (Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 26). С 10.02.1686 пребывал в Троице-Сергиевом монастыре «...как бывший...» (Строев. С. 591). «...В Смоленск прибыл из Москвы архимандрит Корсаков с поручением от Патриарха – лишить митрополита Симеона белого клобука и опечатать его ризницу. Самому же Симеону было предписано Патриаршим указом отправиться на смирение в Троице-Сергиев монастырь и лишь по истечении двух лет Симеон вернулся в свою епархию...» (Червинский E. К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676–1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 18). 4294 Память – 10.06 в Соборе Сибирских святых и в воскресенье перед 28.07 в Соборе Смоленских святых. «...По некоторым данным, Симеон Милюков в 1696 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая дата – упоминание в числе членов Собора, избравшего митрополитом Григория Цамблака. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 406). 3607 Был наказан митрополитом Св. Ионой за именование его «братом». (См. Акты Исторические. СПб., 1841–1842. С. 500). 3608 Был избран в епископы до 25.07.1458. Этим числом датируется поздравительная грамота митрополита Ионы, который обещает посвятить архимандрита Каллиста в епископы в ближайшую поездку в Литву (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. СПб., 1841. С. 501–502). В послании русских епископов к литовским от 13.12.1459 именуется епископом (Там же. С. 502–503). 3610 У Строев. С. 497 – под вопросом, с пометкой «был ли владыка?» По Н.Д. Иерархия... С. 95, «... управлял Григорий Волович до своей кончины 22 окт. 1562 г., не хиротонисанный...» 3611 Хиротонисан не был; «...пленен 15 февраля 1563, при взятии Полоцка русскими и сослан в Спасо-Каменно-Духов монастырь, скончался в исходе 1576 г.» (Н.Д. Иерархия... С. 96). 3620 «...Московское правительство назначило своего епископа, наименовав его Полоцким и назначив ему пребывание в Полоцке и Витебске. Первым таким епископом именуется в некоторых списках Иоаким Дьяконович.... Более о нем ничего не известно...» ( Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. Ч. 1–2. СПб., 1889. Ч. 2. С. 256). См. Могилевская. 3622 До 1658 г. титуловался Полоцким и Смоленским. В связи с его кончиною приводим следующую выписку: «... В 1660 году царь повелел Полоцкому епископу Каллисту Дорофеевичу-Риторайскому присоединить к своему правлению Смоленскую епархию и переехать в Смоленск; но он не исполнил царской воли, позван в Москву к суду и на другой день, по получении этого приказа, найден мертвым...» (Там же. С. 240). 3634 Епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии; назначен в/у в связи с длительным заболеванием архиепископа Иоанна (Петина). 3640 Известный в свое время на Украине борец за чистоту Православия с обновленчеством, липковщиной, булдовщиной и др. «..голова на Заместителем Патриаршего Местоблюстителя архиепископом Серафимом (Самойловичем) возведен в сан митрополита (1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1656 г. в память о своем чудесном спасении в 1639 г. от бури Н. на Кий-острове в устье р. Онеги основал Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь . Из Палестины по заказу Н. был привезен крест-реликварий из кипарисового дерева, изготовленный как точная копия Креста Господня (см. Кийский крест) . В 1657 г. он был установлен в Кий-Островском мон-ре. Крест заключал в себе более 300 частиц мощей святых - от свидетелей библейских времен и земной жизни Иисуса Христа, апостолов и первых христ. мучеников до рус. святых. В 1991 г. крест был передан в московский храм прп. Сергия в Крапивниках. Памятник патриарху Никону в Саранске. 2006 г. Скульптор Н. М. Филатов, архит. С. П. Ходиев Памятник патриарху Никону в Саранске. 2006 г. Скульптор Н. М. Филатов, архит. С. П. Ходиев В 1656 г. на р. Истре Н. основал Воскресенский мон-рь, вскоре названный Новым Иерусалимом. Он замышлялся как «подмосковная Палестина», образ одновременно и Св. земли - места жизни и подвига Иисуса Христа, и «Новой земли» «будущего века», буд. центр правосл. мира. Н. лично занимался делами мон-ря, после оставления кафедры жил в нем. В 1658 г. в обители началось строительство Воскресенского собора, освященного в янв. 1685 г. В 60-х гг. XVII в. были устроены и освящены самим Н. храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресв. Богородицы. Усилиями Н. в мон-ре была основана школа песнетворчества. При Н. был обновлен архиерейский корпус. Во время поставления на кафедру архиереи давали патриарху письма «за своими руками», где читалось: «Аще что говорит без нашего патриаршего ведома, да будет лишен без всякого слова всего священного сана». Ставленниками Н. были Новгородский митр. Макарий III (хиротонисан 8 авг. 1652) , Ростовский митр. Иона (Сысоевич) (хиротонисан 15 или 22 авг. 1652) , Сарский митр. Сильвестр (хиротонисан 10 июля 1653) , Тверской архиеп. Лаврентий (хиротонисан 16 апр. 1654), Суздальский архиеп. Стефан (хиротонисан 2 мая 1658). В начале русско-польской войны 1654-1667 гг., после того как рус. войска заняли часть белорусских земель, Киев, Северскую и Смоленскую земли, Н. поставил в Смоленск и Полоцк архиереев, подчиненных его власти: в 1656 г. в Смоленск был переведен Суздальский еп. Филарет, наместником Полоцкой кафедры в марте 1656 г. Н. назначил Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , в июне 1657 г. хиротонисанного во епископа Полоцкого. Патриарх лично участвовал в обращении в Православие униатских священников из западнорус. земель. При разбирательстве «дела Никона» в 1660 и 1666 гг. никто из его ставленников не выступил в его поддержку. Еще один ставленник Н., Вятский еп. Александр , стал одним из противников патриарха.

http://pravenc.ru/text/Никон ...