Балахна. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г.Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702-1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты " немецким " железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты " погорели без остатку " . В 1702-04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу.

http://sobory.ru/article/?object=00898

Москва. Церковь Николая Чудотворца " Большой Крест " . Никола Большой Крест /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В степенной книге 16 века упоминается церковь Николы Большой Крест как стоящая " вне града " , то есть за городской стеной. Это могло быть только до 1534-1538 гг., когда строили Китайгородскую стену. В 1680 году взамен старой церкви архангелогородским купцом Филатьевым была построена новая каменная церковь.  Церковь славилась нарядным крыльцом, резьбой по камню, ажурными крестами на пятиглавии. Храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской. Подклет служил в тоже время и товарным складом. В храме по обету его создателей был воздвигнут огромный, саженной высоты крест со 156 частицами мощей. Храм был одним из наиболее известных и красивых в Москве. О его убранстве можно судить по иконостасу, который ныне находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. Храм был снесен в 1933 году. Прихожане перешли в церковь Сербского подворья на Солянке. По книге: " Сорок Сороков " . Автор-составитель П.Г. Паламарчук. Москва, АСТ Астрель, 2004 г. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — московский православный храм, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца. Церковь построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=21188

Ахтырка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в колокольне собора Покрова Пресвятой Богородицы. Введенская церковь, Колокольня Покровского собора Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1783. Архитектор: П.А. Ярославский Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Ахтырка, ул. Пушкина, 1 Координаты: 50.299821, 34.889284 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Размещается в первом ярусе колокольни Покровского собора Строительство колокольни начато в 1774 году по проекту харьковского архитектора уроженца г. Ахтырки П. А.Ярославского, завершено через 10 лет. Имеет центрическую пирамидальную композицию и складывается из трех ярусов, установленных на невысоком цоколе, с открытыми папертями с трех сторон. В первом ярусе размещена Введенская церковь, два верхних предназначены для колоколов. По осям центрального круглого помещения первого яруса размещены прямоугольные в плане камеры, между ними треугольные с выходом в одну из камер. В юго-западной камере размещены лестницы на второй ярус, вход в нее устроен снаружи по кирпичной одномаршевой лестнице.  Перекрытия центральной части первого яруса и верхних ярусов купольные, прямоугольных камер — полуциркульные своды, треугольных — плоские. Купол среднего яруса укреплен коваными металлическими стяжками. Декор фасадов ордерный. В первом ярусе с четырех сторон портики фланкированы колоннами, во втором — восемь спаренных колонн, в последнем — четыре. Ордер колонн в нижнем ярусе дорический, в среднем — ионический, в верхнем — коринфский. Колонны с каннелюрами. Стены нижнего яруса — с горизонтальным рустом, окна и двери обрамлены наличниками.  Купол украшает четырёхметровая фигура Андрея Первозванного, небесного покровителя Ахтырского полка, сделанная из дерева, покрытого тонкими листами позолоты. После революции скульптуру сбросили наземь, но она не разбилась. Верующие тайно спрятали ее, в наше время вернули на полагающееся место. Введенская церковь-колокольня расположена напротив западного фасада собора. Сооружение - высотное, трехэтажное, строго центричное, Круглое в плане. По стилевым чертам знаменует переход от барокко к классицизму. Автор проекта - уроженец г. Ахтырки архитектор П.А. Ярославский. В нижнем этаже была церковь Введения Богородицы во храм, а на 2-м и 3-м висели колокола, в том числе на 2-м – большой колокол весом 4 тонны (колокола не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=13732

Нежин. Церковь Всех Святых. Греческая Всехсвятская церковь Карта и ближайшие объекты ГРЕЧЕСКАЯ ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 80-е годы XVIII в. Реставраторы относят портики к концу XIX в. Решена в формах, родственных классицизму. Из кирпича, оштукатурена, побелена, поднята на стилобат. Своды подвала опираются на столб, расположенный в центре. Сооружение крестовое в плане, с развитой полукруглой апсидой на востоке, удлиненным притвором, с боковыми ветвями (ризалитами) небольшого выноса. Со стороны северного, южного и западного фасада — портики со спаренными колоннами (по углам — столбы квадратного сечения), имитирующими дорический ордер, увенчанные треугольными фронтонами. Колоннами акцентированы также раскреповки углов центрального объема. Одноглавая, световой барабан цилиндрической формы. Полуциркульные оконные проемы барабана с замковыми камнями имеют прямоугольное профилированное обрамление. В простенках по две трехчетвертные колонки, поддерживающие антаблемент. Горизонтальным импостам окон отвечают тяги на простенках. Неф церкви перекрыт полуциркульным сводом, апсида — конховым, боковые ризалиты — полуциркульным, барабан — полусферическим. Пространственное решение отличается цельностью. В западной части находятся хоры, которые опираются на спаренные колонны ионического ордера. Ограждения хоров украшают лепные гирлянды цветов. Габариты 41,6X28.7 м. По своей объемно-планировочной структуре памятник является разновидностью архаичного типа купольной церкви с апсидами-клиросами, распространенного на Буковине и на Балканах. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 283, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Греческие купцы Нежина в 18 веке построили в центре города целый храмовый комплекс, в который вошли Всехсвятская, Троицкая и Михайловская церкви. Греческая церковь Всех Святых построена в 1782 году греческим братством первоначально по такой же схеме что и Михайловская , но большая по размерам. В конце XIX в. церковь несколько перестроили и украсили красивыми классическими портиками , что предало ей черт классицизма. Храм стоит на подвале, своды которого опираются посередине на столб.

http://sobory.ru/article/?object=08726

Воскресенское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство каменной большой теплой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Воскресенском начато в 1833 году на средства прихожан, когда селом Воскресенским владели князья Тюфякины. Окончена и освящена церковь была в 1865 году. Кроме основного престола храм имеет два придела, которые посвящены преподобной Марфе и мученице Параскеве. Храм представляет собой своеобразное и эффектное сооружение в стиле ампир и является редким образцом для сельской местности. Строгость его классических форм несколько искажена поздним эклектичным штукатурным декором, что не слишком бросается в глаза и не слишком портит архитектурный облик храма. Кирпичное здание оштукатурено и покрашено в желтый цвет, который контрастирует с белокаменными деталями и белыми колоннами и лепными украшениями, создавая тем самым яркий декоративный эффект. Храм является настоящим украшением села. Храмовый ансамбль строится на сочетании трех основных объемов, поставленных на одной оси: четверика, трапезной и колокольни. Четверик служит основанием для ротонды, перекрытой куполом, на котором возвышается стройный барабан с красивой металлической фигурной главкой. Фасады с двумя светами окон декорированы портиками дорического ордера. Тот же дорический ордер использован в колоннах трапезной и в пилястрах колокольни. Трапезная покрыта двускатной кровлей, которая является основанием для ротонды, несколько приземистой, перекрытой куполом с небольшой главкой. Фасады трапезной украшены арочными углублениями, в которых вписаны оконные проемы с колоннами и антаблементом. Этот прием типичен для позднего классицизма и производит весьма эффектное впечатление. Трехъярусная высокая колокольня с открытыми ярусами звонов, разделенными выступающими карнизами, покрыта небольшим куполом, увенчанным тонким шпилем, покоящимся на вазообразном основании. Силуэт колокольни виден издалека при подъезде к селу.

http://sobory.ru/article/?object=00757

Свято-Михайловский собор (Лида) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Михайловский собор (ранее костёл Святого Иосифа) — храм, расположенный в Лиде, Белоруссия, по ул. Советской, 20. Первоначально построенный на деньги императора Павла I как католический храм при монастыре пиаристов, собор стал православным в 1863 году после перестройки сгоревшего костёла. До перехода к католикам в 1919 году большую часть времени настоятелем был И. И. Коялович. После закрытия в 1957 году храм с 1960-х годов стал использоваться как планетарий вплоть до возвращения православным в 1996 году. Памятник архитектуры зрелого классицизма с использованием дорического ордера. Содержание История [ править править код ] До 1818 года на месте собора находилась деревянная церковь, которая мешала расширению пиаровского римо-католического монастыря, почему она и была и была разрушена. Постройка этого монастыря продолжалась до 1825 года. В 1842 году в Лиде случился пожар, в результате которого большая часть города сгорела. Целиком сгорел и пиаровский монастырь; его остатки на протяжении двадцати последующих лет под воздействием снега, дождя и ветра разрушались. Рядом с этими остатками в 1863 году на средства, выделенные из казны царским правительством, был построен из кирпича Свято-Михайловский собор в виде креста с кругом в центре. С 1866 по 1919 годы в соборе служил протоиерей Иосиф Иосифович Коялович, принявший мученический венец за веру православную от фанатично настроенных римо-католтков в 1919 году. В этом же году, когда Западная Беларусь была захвачена польскими войсками, храм был осквернен фанатичной толпой римо-католиков и впоследствии переделан в костел. В 1957 году костел был закрыт советской властью. С 1962 в здании храма действовал планетарий. В 1996 году собор был возвращен Православной Церкви. Описание [ править править код ] Собор, относящийся к центрическим строениям, является памятником архитектуры зрелого классицизма с использованием дорического ордера. Перекрытием классического храма-ротонды служит полусферический купол с восьмигранным фонарём. В архитектурном плане дополнениями круглого объёма собора по оси восток-запад служат более низкие прямоугольные притвор с четырёхколонным портиком и двухэтажные сакристии. С севера и юга к объёму примыкают небольшие ризалиты. Завершением портика и ризалитов служат треугольные фронтоны. Для освещения в стенах собора были прорезаны высокие прямоугольные оконные проёмы. В декоре фасадов прослеживается дорический ордер.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Михайлов...

Дубровка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1834 и 1837. Адрес: Новгородская обл., Новгородский р-н, Частовский с/с, д.Дубровка Координаты: 58.619114, 31.948681 Проезд:автобус Великий Новгород - Частова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По сведениям священника Сергия Булина ( http://www.proza.ru/2016/04/03/2383 ), церковь на кладбище возле д. Самокража построена в 1834-1837 годах на средства помещиков статского советника Николая Ивановича Маношева и Татьяны Яковлевны Кемецкой (ее могила сохранилась у храма). Храм имел три престола: возле колокольни встроены два небольших теплых придела. Главный престол был освящен в честь Покрова, северный (левый) - во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского, южный (правый) - во имя Архангела Гавриила. Освящал храм епископ Старорусский Феодотий (Озеров). Храм в стиле классицизма из красного кирпича, оштукатурен. Трехчастная однокупольная церковь имеет над притвором колокольню, венчавшуюся шпилем. Длина всего здания 27 м, ширина 12 м. По обеим сторонам основной части - портики с четырьмя полуколоннами и фронтонным завершением. Фасады и апсида украшены горизонтальным рустом, в декоре использован дорический ордер. Для церковных нужд Манкошевым было предоставлено 30 десятин 812 кв. саженей земли. Новое церковное место стало называться сельцом Покровским. Первый настоятель о.Назарий Васильев преставился в 1830 г. Последний священник Владимир Васильевич Левочский родился 28 мая 1870 года в д. Самокража в семье священника Покровского прихода. Отец Владимир стал священником Покровского прихода в 1917 году и служил до закрытия храма в 1932 г. Расстрелян в 1937 г. В 1958 году разобрано здание бывшей церковно-приходской школы. В июне 2002 года во время урагана рухнул внутрь здания церкви купол. прот. Александр Берташ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18069

В свою очередь центром города был Софийский собор (главный престол - в честь Вознесения Господня; строительство осуществлено под рук. архит. И. Е. Старова - Швидковский. 2001. С. 124), посвящением, принципами композиции и некоторыми деталями напоминавший современникам о к-польской Софии эпохи имп. Юстиниана. Собор был заложен в присутствии имп. Екатерины II (30 июля 1782; освящен 20 мая 1788). При освящении после литургии был совершен особый крестный ход из деревянной церкви с символичным посвящением равноап. имп. Константину ( Вильчковский. 1911, 1992р. С. 230). Завершение храма имело вид низкого и широкого купола на световом барабане, окруженного 4 малыми куполами такой же формы. Конструкция центрального купола была 2-слойной. Внутри он, как и купол храма Св. Софии К-польской, опирался на паруса и был прорезан у основания множеством арочных окон, создававших ощущение невесомости конструкции, а также был украшен внутри золотыми лучами, расходившимися от центра. Посвящение, форма храма и расположение его за водоемом (Большого пруда Царскосельского парка при обзоре с Камероновой галереи) были задуманы как аллегория возрожденной «Византии-Греции» на берегу Чёрного м. ( Швидковский. 2008. С. 220), к чему стремилась имп. Екатерина II, реализуя знаменитый «Греческий проект». На фасадах собора впервые в рус. церковной архитектуре был использован дорический ордер древнегреч. образца (параллельно с возводившимся тогда же по проекту архит. Н. А. Львова собором во имя прав. Иосифа Обручника в Могилёве). В интерьере К. использовал ионические колонны из красного гранита по подобию порфировых колонн собора Св. Софии К-польской. Их позолоченные капители были сделаны по образцу капителей ордера Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Эти колонны, приставленные к 4 массивным пилонам ( Козьмян. 1987. С. 101), облегчали зрительное восприятие арок и сводов. Снаружи храм - кубической формы с одинаковыми 4-колонными портиками на всех фасадах и с простыми высокими прямоугольными окнами «греческого» типа.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Я вот что хочу давно сказать: Бог подаёт, вероятно, милость всем, о ней вопящим, но тёмным и слепым, слабым жизнью неявно для них от них смертную беду отводит. Они думают «так прокатилось», а это Он отвёл. Но чистые душой явно десницу Божию видят. Ох, эти «паршивые настроения»! Когда настанет такое «плохое настроение», то уж всякое неустройство и просрочки, и долги давят и страшат; главное, угнетают. А как радость или хоть тень радости, дак уж «ладно», «как-нибудь», «обойдётся», «авось да небось», «Живём мол, да маемся, а всё вперёд пихаемся», «Не горюй, мол, Параша, не потонем». Всё равно: худо, бедно, здоров, болен — повадишься писать, дак оно и пойдёт само. А я себя писать не повадил. У другого льётся само, а я себя выжимаю. А се и теснота мешает. Хочется писать то, что из души, хоть не ключом бьёт, а струится. Хоть тоненьким ручейком, а от сердца. А выдумывать, вымучивать — скучно это. Бывало, как на дрождях от полного-то сердца ходишь: скорей бы листок где схватить, карандашик найти. Бывало, по дорогам на берёзах записывал благие-то мысли… А теперь я увял, оравнодушел. Не подымусь, не полечу весёлой-то думой, лёгкой, светлой. Сел, сижу. Нету в сердце радости… Всегда всё хорошо в природе. Всегда она прекрасна, во всякую пору. Не говорю уж о весне и лете. А зимой в лесу разве не чудно хорошо. Нет, не умерло всё, но спит. Тишина, снежок А тона куда более благородные, чем летом. Чёрный цвет, как сталь воронёная, как тушь китайская. Чудная гамма серых тонов: и серебро, и жемчуг, и белые тона — вспоминаю старинные определения белого цвета: сахарный, блакитный. А мы всё: «белый». «Палевый» скажут ещё. Своих-то, вишь, нет, дак французское «pale». А старые красного цвета определения: «мясной», «брусничный» и т. д. А жёлтые: «светло-соломенный», «русый». «Камень тот рус живёт» (гиацинт). Как у отдельного человека притупляется острота восприятия по отношению к тому или иному предмету, так и у целого народа. Отсюда смена вкусов, мод, стилей в искусстве. Нам кажется странным, например, как это в России с конца XVII века могли сменить строгий, величавый, высокий дорический ордер на барокко, тогда уже распространившееся по всей Европе. Да потому что захотелось чего-то полярного давно приглядевшейся древней иконописи. А в барочных (затем рокайль) образах-картинах и была как раз новая острота. И более чем на сто лет барокко чувствительный полюбился. Такова была реакция против многосотлетнего единообразия. Долго матушка Русь от «западных» стилей отворачивалась и небрегла, да вдруг сразу «с ручками» (как говорят ребята-купалыцики) в барокко утонула.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Демидов подал прошение о строительстве новой каменной церкви в 1778 году. К 1784 году здание холодного храма было закончено и владелец пожелал «над трапезою для служения в зимнее время соорудить придел во имя Ангела Хранителя - великомученика Никиты», на что получил разрешение. Церковь с приделом была освящена в 1785 году вместе с отдельно стоящей колокольней. Храм по архитектурной композиции был близок к структуре главного усадебного дома. Его кубический центральный объём заключал в себя ротонду, которая, поднимаясь над крышей, образовывала световой барабан с широким куполом и крестом. Такая же ротонда украшала и усадебный дом, только вместо креста над ней возвышалась статуя Екатерины Великой. Петровская церковь расположена к северу от парадного двора усадьбы, у главной подъездной дороги, к которой она обращена западным фасадом. Это единственный в Московской области храм во имя Первосвятителя Московского Петра Митрополита, благословившего Великого князя Ивана Калиту на перенос столицы в Москву из Владимира и основание Московского государства. Святитель Пётр погребён в алтаре Успенского собора Кремля. По воспоминаниям современников, архивным описаниям и составленному архитектурному паспорту, храм был интересен своей оригинальной архитектурой и великолепным внутренним убранством. Четыре массивных стенки, пронизанные лишь проходами и идущие по кругу, служат опорой купола, лежащего на высоком световом барабане. Парусов нет, нет и углов. Ротонда с мощными арками, с простыми белёными стенами, росписи никогда не было. Гладкий белый с золотом иконостас, деталями напоминающий иконостас казаковской Филипповской церкви в Москве - живописное панно с белой гладью и золотом деталей безупречны. Слегка вытянутый вперед, декоративный свод с кессонами, золочёными профилями и живописными донцами опирается на золочёный антаблемент, поддерживаемый коринфскими колоннами. Этот приём типичен для Казакова и его школы. В храме светло и свободно. Имеется ажур превосходной разбивки переплётов. Церковь кажется большой и торжественной, вовсе не отвечающей наружному её объёму. В храме замечателен саркофаг Демидовых с надписью: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 г. при жизни покойного по апробованной им модели, а окончен и поставлен на селе месте в 1788 г». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Демидова Александры Евтихиевны Сафоновой-Демидовой. Декоративные детали храма тождественны убранству главного усадебного дома, в обработке фасадов использован римско-дорический ордер. Входные проёмы и нижние окна обрамлены одинаковыми белокаменными наличниками с «ушками» и замковым камнем, обработанным под «бриллиантовый руст».

http://sobory.ru/article/?object=03478

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010