В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Во 2-й пол. XVIII в. во имя Д. было освящено неск. приделов в московских храмах, часть - непосредственно после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очакове (построена в 1757-1759), в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760), свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781), свт. Николая на Трех Горах (в Нов. Ваганькове, храм построен в 1762-1775), прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.), Св. Троицы в Хохлах (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.). Одним из ранних посвящений святителю является храм в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г. 26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Д. названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ). В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Д., такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Д., в частности в Барнауле (освящен в 1831), в 1994 г. Д. был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске. В 1761 г. по указу имп. Елизаветы Петровны строившаяся на Дону крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону). Д. считают покровителем Донской земли. К 250-летию Ростова-на-Дону (1997) в городе был воздвигнут памятник святителю (скульптор В. Г. Беляков). С 90-х гг. XX в. в Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ создаются храмы во имя Д. На нижнем этаже Иверского храма в ростовском в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ре (основан в нач. XX в., возобновлен в 1991) освящена ц. во имя Д. (не существовала в нач. XX в.). С марта 2006 г. посвященный Д. храм строится в г. Сальске Ростовской обл. При ростовском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы с 1996 г. проводятся ежегодные Димитриевские образовательные чтения. Д. был посвящен ряд научных конференций: Первые Димитриевские чтения, прошедшие в марте 1996 г. в РНБ (С.-Петербург), конференция «История и культура Ростовской земли», состоявшаяся в нояб. 2001 г. в Ростовском музее (Ярославская обл.), конференция, посвященная 250-летию канонизации святителя, к-рая прошла в апр. 2007 г. в Спасо-Иаковлевском мон-ре.

http://sedmitza.ru/text/814528.html

При И. началось почитание свт. Феодосия (Углицкого). С именем свт. Феодосия И. связывал свое чудесное исцеление от болезни в начале служения на Черниговской кафедре. Когда И. был тяжело болен, ему явился свт. Феодосий и сказал: «Служи завтра и будешь здоров». На другой день И. служил литургию. В благодарность за выздоровление он повелел открыть вход в склеп свт. Феодосия в Борисоглебском соборе Болдинского мон-ря и поместил там живописное изображение архипастыря с составленной им стихотворной «Похвалой». Впосл. И. написал тропарь и кондак святителю. В янв. 1711 г. И. получил грамоту царя Петра I, к-рой ему предписывалось, взяв ризницу, отправиться в Москву. По прибытии в Донской иконы Божией матери московский мон-рь И. получил от местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) царский указ о назначении его митрополитом Тобольским и всея Сибири. 28 февр. 1711 г. в Донском мон-ре И. был возведен в сан митрополита. Назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но ввиду отдаленности епархии от центра и суровости климата современники воспринимали его как ссылку. Существует предание, что перевод И. в Тобольск стал следствием ссоры архиерея с кн. А. Д. Меншиковым. Считается, что при отъезде в Сибирь И. предсказал ссылку Меншикова (в царствование Петра II Меншиков был сослан в Берёзов (ныне пос. Берёзово Ханты-Мансийского АО), где умер в 1729). Предание гласит, что, когда Меншикова с семьей провозили по Иртышу мимо Тобольска, И. вышел на берег реки и благословил проплывавшее судно. И. прибыл в Тобольск 15 авг. 1711 г. Во время путешествия, продолжавшегося неск. месяцев, И. писал силлабическими стихами путевой дневник «Путник», предназначавшийся для оставленной святителем черниговской паствы. В нач. XVIII в. границы Тобольской епархии простирались от Урала до берегов Тихого океана. Несмотря на усилия предшественника И. на Тобольской кафедре митр. Филофея (Лещинского), положение дел в епархии было тяжелым. В немногочисленных храмах не хватало клириков, и население огромных территорий не окормлялось должным образом. Коренное население в большинстве своем было языческим, среди народов ханты и манси велась активная проповедь ислама, кроме того, на территории епархии было распространено старообрядчество. В деле управления обширной епархией И. оказался без помощника, т. к. викарий Тобольской епархии Иркутский еп. Варлаам (Коссовский) в 1710 г. уехал в Москву и отказался вернуться в Сибирь. В этих сложных условиях И. наделил неск. доверенных клириков исключительными полномочиями, касающимися не только хозяйственных дел, но и церковного суда. Ближайшими помощниками И. были архим. Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил, архим. якутского Спасского мон-ря Феофан и архим. енисейского Спасского мон-ря Иларион (Лежайский), трудившийся вместе с И. еще в Черниговской епархии.

http://sedmitza.ru/text/1260810.html

Во время Поместного Собора РПЦ 7-8 июня 1990 г. , избравшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, К. впервые за время эмиграции посетил Россию. Вскоре по решению К. и прихожан ц. во имя прп. Серафима Саровского была закрыта, здание продано, имущество и иконостас храма пожертвованы РПЦ и вывезены в Россию. Иконостас был первоначально установлен в нижнем храме Большого собора Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а с 1998 г.- в храме св. мц. Татианы при МГУ. В 1991 г. К. вновь посетил Россию, участвовал в торжественном перенесении мощей прп. Серафима Саровского из Москвы в Серафимов Дивеевский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . Сближение К. с РПЦ, а также критика им непримиримости нек-рых членов Архиерейского Синода РПЦЗ по отношению к РПЦ вызвали недовольство первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Виталия (Устинова) . 2 сент. 1991 г. он запретил К. в священнослужении, 11 окт. того же года запрещение было снято, однако вскоре конфликт вновь обострился и К. вышел из юрисдикции РПЦЗ и был принят в клир ПЦА. В 1992 г. по приглашению патриарха Алексия II К. поселился в московском Донском монастыре. Туда же с 1994 г. по благословению патриарха было перенесено печатание ж. «Русское возрождение» (с 2001 г.- альманах). На новом месте К. организовал просветительно-благотворительный кружок имени прп. Серафима Саровского, в ежемесячных встречах к-рого участвовали архиеп. Климент (Капалин , ныне митрополит), прот. Аркадий Шатов (ныне Пантелеимон , еп. Орехово-Зуевский), В. В. Чёрная (с 1994 игум. Серафима, настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ) и др. Вместе с кружковцами К. совершал паломничества к св. местам России. Участвовал в работе семинара «Современные проблемы пастырского служения», организованного в 1995 г. Православным Свято-Тихоновским богословским ин-том (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ) по инициативе и благословению патриарха Алексия II ( Киселев А., протопр. О призвании на пастырское служение: Выступление на 1-м заседании семинара 27 февр. 1995 г.//Вестник пастырского семинара. М., 1996. 1. С. 16-17; он же. Воспоминания из пастырской практики: Слово на 3-м заседании семинара 3 мая 1995 г.//Там же. С. 46-47). В 1999 г. патриарх посетил К. в Донском мон-ре и по случаю его 90-летия наградил орденом свт. Иннокентия 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/АНДРЕЕВСКИЙ ...

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

В кон. сент. 1923 г. А. был участником собрания 27 архиереев, в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. А., высказалось против примирения и объединения с обновленцами. В 1924 г. А. снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал. В 1925 г. назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в нее не успел. В кон. нояб. 1925 г. в Москве были арестованы все архиереи, к-рые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митр. Петру (Полянскому) в управлении РПЦ (среди них - А.). Е. А. Тучков и 6-й отдел ОГПУ выработали суждение, что жившие в Даниловом московском мон-ре архиереи объединены в нелегальный Синод митр. Петра (Полянского) и потому всякая встреча этих архиереев в мон-ре и всякая их беседа с обсуждением церковных вопросов есть не что иное, как заседание Синода; следователи всячески стремились приписать церковным решениям архиереев политический характер. После вынесения приговора (3 года заключения), в мае 1926 г., А. вместе с архиеп. Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в СЛОН, в июле этого года А. принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» . 30 нояб. 1928 г. А. и архиеп. Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую обл. 7 апр. они прибыли в тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апр. епископы вновь были арестованы и заключены в тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца. С началом судоходства они были доставлены в г. Обдорск (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц А. был отправлен в дер. Шурышкары, где пробыл до 5 июля 1931 г., после чего был возвращен в Обдорск. 30 июля 1931 г. А. и архиеп. Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром. В сент. 1931 г. следствие по делу А. и архиеп. Прокопия было закончено, архиереи отправлены в тобольскую тюрьму. 14 дек. 1931 г. ОСО при коллегии ОГПУ приговорило А. и архиеп. Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.

http://pravenc.ru/text/Амвросия ...

13 авг. 1910 г. был назначен архиепископом Полтавским и Переяславским. При Н. в Полтаве было начато строительство Епархиального дома, были организованы миссионерские курсы, прошли съезды законоучителей, начал работу Кружок законоучителей им. Иоанна Кронштадского. 8 марта 1913 г. был переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. В 1914 г. его трудами при Григориево-Бизюковом мон-ре была открыта пастырско-миссионерская семинария с 3-летним курсом обучения (принимались лица, закончившие 3 класса духовной семинарии или учительские школы и семинарии, а также диаконы и псаломщики - учителя церковноприходских школ). Во время первой мировой войны по инициативе Н. был сформирован для отправки на фронт санитарный отряд из братии Григориево-Бизюкова мон-ря. Были устроены лазареты для раненых при госпитальных церквах в Николаеве и Одессе, в Григориево-Бизюкове, Архангело-Михайловском и других монастырях, организовывались сборы пожертвований в пользу детей погибших воинов, был открыт епархиальный лазарет. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, в мае того же года участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных перенесению останков лейтенанта П. П. Шмидта и казненных вместе с ним революционных матросов с о-ва Березань в Севастополь. 28 сент. 1917 г. уволен на покой и назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1919 г. назначен управляющим Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . Во время кампании по вскрытию мощей присутствовал при организованном властями осмотре хранившихся в то время в Донском мон-ре мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и подписал соответствующий акт. В 1920 г. назначен управляющим Курской и Обоянской епархией. В том же году Н. был арестован и отправлен в Москву, но вскоре освобожден и вернулся в Курск. 23 авг. 1921 г. возведен в сан митрополита. После ареста в мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/Назарий ...

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010