А.В. Шадрина Список источников и литературы Архивные источники Государственный архив Ростовской области (ГАРО) Фонд 226 Донская духовная консистория. Фонд 46. Атаманская канцелярия/Канцелярия войскового наказного атамана/. Фонд 301. Войсковое правление Войска Донского Военного министерства г. Новочеркасска Земли Войска Донского. 1835–1870. Областное правление Войска Донского Военного министерства г.Новочеркасска Области Войска Донского. Фонд 697. Ростовский н/Д городской музей. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (Архив УФСБ РФ по РО) Д. П-15249. Архивно-следственное дело по обвинению священников Николаевской церкви города Миллерово Ледковского Петра Моисеевича и Фалевича Петра Апполинариевича, Пироженко, Краснова и Серикова. 1924 г. Д. П-15250. Архивно-следственное дело по обвинению Лобова Захария Петровича. 1924 г. Д. П-38305. Архивно-следственное дело по обвинению Афанасьева Клавдия Ивановича. 1937 г. Д. П-41430. Архивно-следственное дело по обвинению Мартынова Бориса Григорьевича. Д. П-43019. Архивно-следственное дело по обвинению Касьянова Николая Александровича. 1937 г. Опубликованные источники Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным: в 2 т. Т.1. Новочеркасск, 1891. – 501 с. Александров Н.И. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860. – 232 с. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева за 1888–89 гг. СПб., 1890. – 313 с. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора святейшего Синода за 1869 г.//Донские епархиальные ведомости. 1871. 14. 15 июля. С. 424–430. 16. 15 августа. С. 424–428. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 г.//Донские епархиальные ведомости. 1873. 10. 15 мая. С. 294–295. Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по духовному ведомству за 1873 год//Донские епархиальные ведомости. 1875. 15. 1 августа. С. 449–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Иловля. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Иловлинской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1776 и 1786. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, 2-й мкрн Координаты: 49.308424, 43.989823 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первым историком, который составил краткое описание станицы Иловлинской, был Иван Сулин. Он в 1894 году опубликовал в журнале «Донские епархиальные ведомости» несколько очерков по истории Второго Донского округа. «Иловлинская станица, – пишет И. Сулин – расположена на левом берегу реки Иловля, на месте песчаном и низменном; на время весеннего разлива почти все улицы её потопляются водою, находится она в 130 верстах от Окружной станицы. Жители её преимущественно занимаются хлебопашеством и скотоводством. Прежде станица находилась по левую сторону реки Дон, ниже впадения реки Иловли в Дон, по берегу протока Орехова; потом, не известно в каком году, переселилась на правую сторону Дона, близ теперешнего хутора Авилова Задонского, на место низменное и затопляемое водою; около 1768 года станица переселилась в настоящее место. В 1672 году городок Иловля уже существовал». В 1691 году, по челобитью казаков городка Иловки, им разрешено было построить церковь деревянную, в честь Покрова Божей Матери. Дата постройки каменной церкви, по одним документам 1776 год, по другим – 1786 год. Мы хотели бы обратить внимание на другую дату – дату постройки деревянной церкви. Точно известно, что в 1717 году из Москвы в Иловлинскую станицу были посланы благословенная грамота и антиминс для церкви во имя Покрова Божией Матери. Около 1768 года станица Иловлинская переселилась на настоящее место. В ноябре того же года жители её донесли Епископу Тихону, что они намерены построить каменную церковь на новом месте, для чего уже и несколько тысяч кирпича приготовили. Церковь эта и была построена на средства простых прихожан во имя Покрова Божией Матери с приделом Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и освящена в 1783 году.

http://sobory.ru/article/?object=38474

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

Новочеркасск. Церковь Константина и Елены. Константино-Еленинская церковь Карта и ближайшие объекты Константино-Еленинская церковь В 50-х годах XIX века в Новочеркасске в период управления Войскового Наказного Атамана М.Г. Хомутова стала пробиваться инициатива о строительстве церкви во имя великомученика Георгия Победоносца на Колодезной площади. Но казаки особого " рабочего полка " , ведущего строительные и ремонтные работы в Новочеркасске настояли на том, чтобы церковь строилась именно на их территории, т.е. на Сенной площади, взамен ветхой полковой часовни. Местные власти пошли навстречу " качурам " (так называли в народе казаков этого рабочего полка). И в 1864 г. деревянная Константино-Еленинская церковь была установлена на Сенной площади рядом с казармами " рабочего полка " . По некоторым преданиям и письменным свидетельствам материал для деревянного храма святых равноапостольных Константина и Елены, а также колокольни был взят из разобранных ранее деревянной Троицкой церкви и деревянного кладбищенского Димитриевского храма. Но так как эта церковь изначально не являлась новой, то, естественно, что она вскоре стала ветхой и потребовалась ее замена. Прихожане этого района в начале ХХ века стали активно собирать средства на постройку новой каменной церкви и избрали специальный попечительский совет, которому поручили принять меры к построению нового Константино-Еленинского храма. Председателем попечительского совета избрали А.И. Сюсюкина. 16 октября 1903 года попечительский совет приступил к работе. Он организовал сбор необходимых средств как от прихожан Константино-Еленинского прихода, так и от посторонних лиц. Активная работа попечительского совета была крайне осложнена войной России с Японией в 1904-1905г., в которой участвовали и Донские казаки. Военное время потребовало дополнительных расходов и сбор средств в пользу строительства новой каменной церкви оказался затруднен. Место под строительство каменной Константино-Еленинской церкви освятили 5 марта 1906 г. ( " Донские Епархиальные Ведомости " , 1906 г., с. 224)

http://sobory.ru/article/?object=13162

Латоново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1875. Год утраты:1937 Адрес: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, Латоново, ул. Ленина, дом 44, строение Б Координаты: 47.47752, 38.631385 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Поселок Латоны основан генерал-майором Хрисандром Павловичем Кирсановым в 1842 году на правом берегу реки Сарматской и вошел в состав Миусского округа Мало-Кирсановской волости. До 1874 года жители поселка были прихожанами Христорождественской церкви в слободе Мало-Кирсановка. Об открытии церкви в посёлке Латоны свидетельствуют разные источники: «Церковь построена в 1875г. тщанием прихожан» «Церковь в деревне Латона во имя Успения Божией Матери однопрестольная построена в 1875 году, деревянная, без колокольни, ограда при ней каменная» (Клировые ведомости 1894 г. ГАРО). После постройки церкви поселок Латоны стал называться слободой. 26 сентября 1887 г. в слободе Латоны при церкви открыта одноклассная церковно-приходская школа для мальчиков. Латонская ц-пр. школа значилась в числе лучших школ в учебном и воспитательном отношениях (Донские Епархиальные Ведомости с.244) Лица, обучающие в школе грамоты и церковно-приходской школе – местные псаломщики. Все члены клира, обучавшие в школе грамоты, несут свой труд безмездно. По Таганрогскому округу в некоторых школах учителя получали вознаграждение от общества. Кроме того, денежная плата пополнялась хлебом, овощами, топливом и т.п. по согласию учителя с родителями (ДЕВ с.298, 307). В этот же год было открыто приходское попечительство, которое избиралось из влиятельных и состоятельных крестьян. В задачи попечительства входило изыскание дополнительных средств на ремонт и благоукрашение храма, приходские школы, благотворительность.

http://sobory.ru/article/?object=44671

Красный Сулин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1912 и 1914. Адрес: Россия, Ростовская область, Красносулинский район, г. Красный Сулин, ул. Октябрьская, д. 119 Координаты: 47.888267, 40.08855 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход Покровской церкви образован в поселке Казачьем переселенцами-казаками, время закладки храма - 1910 г. (по данным прежнего натоятеля храма о. Луки), в архитектуре - приблизительно копия в миниатюре соборного храма во имя Рождества Христова ст. Нижне-Кундрюченской и Новочеркасского Вознесенского Собора с колокольней. В 1912 г. в х. Сулиновско-Кундрюченском на средства хуторского общества началось строительство церкви Покрова Богородицы. Хуторское правление в 1913 г. на её достройку выделило 16.000 рублей, на устройство иконостаса - 5000 руб., на приобретение церковной утвари и одежды священнослужителям - 3000 рублей. Были куплены колокола на сумму 5000 рублей. Некоторые иконы писаны художником Гончаровым в 1953 г. (ГАРО. Ф.р-4173. Оп.6. Д.52. Л.93). Сам храм относился к Александро-Грушевскому благочинию. Газета " Донские Епархиальные Ведомости от 11 декабря 1914 г. " сообщала: " Хутор Сулиновско-Кундрюченский, благодаря близости большой железнодорожной ст. Сулин, за два года успел разрастись в большое многолюдное поселение. Население которого - исключительно казачье. Казаки всегда отличались глубокой религиозностью и преданностью церкви Божией; поэтому как только собралось в новом хуторе достаточное количество насельников, они немедленно приступили к постройке своего храма. В постройке храма казаки проявили изумительное усердие и настойчивость. В один год был выстроен кирпичный просторный храм, на каменном фундаменте, с богатою отделкою и украшениями. Нужно отдать справедливость хуторскому атаману А.И. Полякову, который проявил в деле постройки храма исключительную заботливость и усердие. Можно сказать, что сам Господь вручил святое дело построения храма в хут. Сулиновско-Кундрюченском в умелые и опытные руки А.И. Полякова, который с неослабляемым усердием довел дело до славного конца. Радость казаков была велика, когда они увидели у себя на хуторе совсем готовый храм, красивой архитектуры и довольно вместительный. Но радость поселенцев еще больше увеличилась, когда они узнали, что сам Архиепископ Донской, Высокопреосвященнейший Владимир (Путята), изъявил желание совершить освящение храма " ...

http://sobory.ru/article/?object=32321

Новочеркасск. Домовая церковь Николая Чудотворца при Атаманском техническом училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1888 и 1901. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Михайловская, д. 166/39 Координаты: 47.416503, 40.080527 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1888 году на Михайловской улице в новом кирпичном трехэтажном здании открывается Атаманское техническое училище. Но только в 1901 году 29 апреля состоялось торжество освящения училищной церкви во имя Святителя Христова и чудотворца Николая. Накануне освящения домовой церкви в ней было проведено всенощное бдение, которое совершал назначенный к этой церкви священник Евграф Овсянников, известный Донской богослов, специалист по миссионерской деятельности среди старообрядцев и сектантов. На литию и величание выходили Новочеркасский о. благочинный протоиерей Николай Кратиров, еще более известный миссионер, а так же ключарь Вознесенского кафедрального собора о. Тит Клементов. (Возможно, на то, что в училище собрались такие известные миссионеры, повлияло, что буквально в 50 м от здания Атаманского училища уже красовалось с 1898 года шпилевидное здание лютеранской кирхи, прихожане которой причислялись к сектантам). Крест, возвышавшийся над крышей училища, во время всенощного бдения был освещен только что проложенным в училище электрическим током и был виден далеко вокруг. На другой день само освящение Николаевской училищной церкви совершил Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий в сослужении протоиерея Н. Кратирова и священника Е. Овсянникова. Службу сопровождал архиерейский хор, управляемый регентом священником М. Ерханом. На торжестве освящения присутствовал Войсковой Наказной Атаман К.К. Максимович с супругой, помощник Атамана по гражданской части, преподавательский состав училища. После освящения храма староста новоосвященной Николаевской церкви П.Л. Апанасов предложил почетным гостям праздничный обед («Донские Епархиальные Ведомости», 1901 г., 14, неоф. отд., стр.293-295). С установлением советской власти домовая церковь была закрыта, так как здесь в 1920-1922 годах работал советский Практический институт. Позднее в здании бывшего Атаманского училища открывали свою деятельность ремесленное училище, Горный техникум, Химико-технологический техникум, который был преобразован в работающий ныне Машиностроительный колледж. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60089

Серафим, епископ Аксайский, викарий Донской епархии (Жемчужников Симеон Иванович) Родился в 1843 году в Тамбовской губернии в семье священника. Первоначально учился в Тамбовской духовной семинарии. 24 июля 1869 года по окончании курса Киевской духовной академии определен учителем Могилевской духовной семинарии, а 22 ноября того же года перешел учителем в Тамбовскую духовную семинарию. 31 декабря 1870 года назначен законоучителем Тамбовского Екатерининского учительского института. 1 октября 1872 года рукоположен во священника в город Козлов. 22 марта 1881 года возведен в сан протоиерея. В 1883 году пострижен в монашество и в том же году 25 апреля назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря; 29 мая того же года возведен в сан архимандрита. 21 июля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 30 сентября 1887 года уволен на покой в Козловский Троицкий монастырь, где и скончался 4 декабря 1887 года. Преосвященный Серафим был пожизненным членом Богоявленского братства. Труды: Уроки по православному христианскому катехизису. – Козлов, 1908. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 490. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 74. Известия по Казанской епархии. – 1885, 15. – С. 487. Исторический вестник. – СПб., 1893, июль. – С. 162. Труды Киевской духовной академии. – 1891, май. – С. 152. Донские епархиальные ведомости. – 1887, 24. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 768: т. 2. – С. 2041. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 2. доп. – С. 613. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. – СПб., 1854. Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. – СПб., 1859 и Вятка, 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. – Вятка, 1860. Слово//Волынские епархиальные ведомости. – 1876, 11. Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 3. – С. 62, 68. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию ). – 2-е изд. – СПб., 1899. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891–1892, т. 1–2. – С. 104–136. Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам)//Русская старина. – 1880, 5. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1869, кн. 4, смесь. – С. 184, (Некрологи и воспоминания). Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, – 1876, 77. Московские ведомости. – М., 1870, 49; 1876, 11. Вятские епархиальные ведомости. – 1869, 20. – 1876, 9. – С. 262–266. Волынские епархиальные ведомости. – 1872, 9. – 1875, 8. – С. 287–318. Кавказские епархиальные ведомости. – 1876, 7. – С. 249–250; 11. – С. 395–398. Курские епархиальные ведомости. – 1876, 5. – С. 219–215. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 214–215. – 1892, 2. – С. 84. Донские епархиальные ведомости. – 1876, 7. Голос. – СПб., 1876, 71. Гражданин. – СПб., 1876, 11. Домашняя беседа. – 1876, 11. Духовная беседа. – 1876, 11, 23. Православный собеседник. – Казань, 1902, ноябрь. – С. 633;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010