Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXI. Епархия Нижегородская Нижегородская епархия учреждена в 1672 г. Третья из третьеклассных. I. Митрополиты Нижегородские и Алатырские 1. Филарет хирот. 24 мар. 1672 из ар-хим. Владимиро-Рождественского монастыря; в 1686 оставил, за болезнью, епархию; † 28 сент. 1694, в Желтоводском мнтре. Погребён в Кафедральном соборе. 2. Павел хирот. 7 мар. 1686, из казначеев Нижегородского архиерейского дома; † 26 сент. 1696. Погребён в Кафедральном соборе. 3. Трифиллий Инихов хирот. 17 янв. (sic) 1697 из архим. Новоспасского монастыря; 20 июля (sic) 1699 перев. на Крутицкую епархию. 4. Исаия 23 июля 1699 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; в июне 1708 сослан в Белоезерский Кириллов; отвезён 2 сент. (sic) и там † 24 нояб. 1720. 5. Сильвестр Холмский (Волынец) хи-рот. 14 сент. 1708 из архим. Троице-Сергиевой Лавры, а 5 мар. 1719 перев. в Смоленск. II. Епископы Нижегородские и Алатырские 6. Питирим хирот. 23 мар. 1719 из архим. Кержебельбашского монастыря; 24 мая 1724 пожалован в архиепископа; † 8 мая 1738. Погребён в Кафедральном соборе. 7. Иоанн Дубинский хирот: 25 февр. 1739, из игум. Домницкого монастыря; 1 сент. 1742 уволен, за болезнью; † 21 янв. 1743. Погребён в Кафедральном соборе. 8. Димитрий Сеченов хирот. 12 сент. 1742 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; 9 авг. 1748 уволен, за болезнью; с 21 июня 1752 епископ Рязанский. 9. Вениамин Пуцек-Григорович 14 авг. 1748 хирот. из архим. Спасского Казанского монастыря; 28 февр. 1753 перев. в Тверь. 10. Феофан Чарнуцкий 14 мар. 1753 хирот. из наместн. Троице-Сергиевой Лавры; 1 июня 1773 уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру и там † 8 мар. 1780. 11. Антоний Герасимов-Зыбелин 9 июля 1773 перев. из Архангельска, а 25 апр. 1782 – в Казань. 12. Иоасаф Заболотский хирот. 16 мая 1782 из архим. Петергофской Сергиевой пустыни; 22 сент. 1783 перев. в Тверь. 13. Дамаскин Семенов-Руднев 22 сент. 1783 перев. из викариев Московских; 12 янв. 1794 уволен на покой в Московский Покровский мнтрь; † 15 дек. 1795.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Киеве пребывает Домницкая чудотворная икона Пресвятой Богородицы 3 апреля 2007 г. 18:23 В Лазареву субботу, 31 марта, в храм Свято-Владимирского духовно-просветительского центра прибыла Домницкая чудотворная икона Божьей Матери. Святой образ был торжественно помещен в центре храма духовенством во главе с настоятелем храма игуменом Феодосием (Снигиревым). «В эти дни у нас сугубое торжество, — сказал отец Феодосий собравшимся верующим. — Завтра мы готовимся встречать грядущего в Иерусалим Христа Спасителя, а сегодня мы принимаем Его Пречистую Матерь, посетившую наш храм Своей чудотворной иконой. Пусть как можно больше людей в дни пребывания этой святыни в нашем храме смогут получить из Ее пречистых рук помощь и утешение». В киевском Свято-Владимирском духовно-просветительском центре Домницкая чудотворная икона Пресвятой Богородицы будет находиться до Фоминой недели, 15 апреля: всю Страстную седмицу и праздник Святой Пасхи — в храме в честь святого равноапостольного князя Владимира, а на Светлой седмице — в храме в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Оба храма духовно-просветительского центра открыты ежедневно с 9:00 до 19:00. Возле чудотворной иконы можно приобрести полиграфические изображения образа, освященный елей, буклеты и видеофильмы о Домницком Рождества-Богородицком мужском монастыре, можно подать имена для поминовения в этой обители. Первое письменное упоминание о Домницком образе Пресвятой Богородицы относится к 1695 году, к этому времени икона уже прославилась многими чудесами. Явлена икона была в Черниговской епархии в то время, когда большая часть Черниговщины принадлежала Польше, а православные христиане подвергались серьезным религиозным притеснениям и даже открытым гонениям со стороны греко-католической унии. Именно в это суровое время Пресвятая Богородица явила знамение Своей милости. Икона была явлена Пресвятой Богородицей слепой девочке Домне на опушке леса, как та увидела во сне. Девочка прозрела, и от образа многие стали получать исцеления. Слава о чудесах, являемых Пресвятой Богородицей через Свою Домницкую икону, привлекала к ней не только множество простого народа, но и видных государственных деятелей того времени. Известными почитателями этого чудотворного образа были гетманы Даниил Апостол, Иван Мазепа, Иван Скоропадский. Ныне икона пребывает в Домницком Рождества-Богородицком мужском монастыре Черниговской епархии. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/224128.htm...

12 августа 1812 года Федор принял монашество с именем Феофан. 1 августа 1813 года он возведен в сан архимандрита Новгородского Сковородского Михайлова монастыря; в 1814 году становится ректором Ярославской духовной семинарии 8 и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского монастыря, в 1816-м – настоятелем Домницкого Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии, в январе 1817-го – профессором Черниговской духовной семинарии, 30 июля 1817 года переводится в Казань наместником Спасо-Преображенского монастыря, а 3 сентября того же года назначается ректором и профессором Казанской духовной академии. В 1818 году Казанскую духовную академию преобразовали в семинарию, преподавательский состав существенно обновился. Архимандрит Феофан остался ректором. Естественно, на его плечи легла основная тяжесть трудов по проведению необходимых реформ. Треть своего ректорского жалованья он отдавал на нужды воспитанников, за собственный счет переоборудовал под общежитие флигель в Спасском монастыре, а в 1829 году основал Комитет для призрения бедных учеников семинарии и подведомственных ей училищ. В то же время архимандрит Феофан проявил себя талантливым педагогом. Его Записки по умозрительному богословию (как тогда было принято, на латинском языке) получили самую высокую оценку современников. По отзыву одного из них, в Записках... видны опытность сочинителя, ясность, доказательность и чистота богословского духа. 14 декабря 1819 года архимандрит Феофан по совместительству занял должность профессора Казанского университета, где начал преподавать академический курс богословия [догматического и нравственного] 9 по своим Запискам..., переведенным им на русский язык, и церковную историю. В этой должности он пробыл до [марта] 1823 года 10 , являясь кроме того членом Российского Библейского общества, Общества любителей русской словесности; на протяжении многих лет состоял членом Казанской Духовной Консистории [а также благочинным монастырей (с 7 января 1826-го по декабрь 1838 года) и церквей Казани и ее округи (с 1827 года). В 1827 году ревизовал духовные правления Симбирска и Сызрани].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Управляет обителью епархиальный епископ Черниговский. Батуринский Николаевский монастырь в Конотопском уезде. Обитель расположена в 30 в. от Конотопа и в 7 в. – от Батурина. Монастырь длится на две части: старую и новую. Древняя обитель была основана еще в XV столетии, но скоро разорена татарами и литовцами и более уже не возобновлялась. Но близ нее через сто лет возник новый монастырь, который существует и по настоящее время. Храм один, во имя Св. Николая Чудотворца. Управляет обителью игумен. Благовещенский «Богородичный Назарет» монастырь в Нежине. Обитель основана в 1716 году братом местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского Павлом Яворским, протопопом Нежинским. Возник монастырь при церкви, заложенной в 1702 году Стефаном Яворским . Храм в нем один, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители существует братство Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К ней же приписана Михаило-Архангельская греческая церковь в Нежине. Управляет монастырем архимандрит. Георгиевский монастырь в Козелецком уезде. Этот необщежительный монастырь расположен в 5 в. к юго-востоку от г. Козельца, при р. Остре, в 20 в. от станции Московско-Киево-Воронежской жел. дороги «Бобровицы» и в 23 в. от г. Остра. Основана была обитель в 1654 году иноками упраздненного (в 1786 г.) Троицкого Козелецкого монастыря Сименоном, Савватием и Иоилем Пучковским. В настоящее время в обители храмов два; во имя Св. Георгия Победоносца и Троицкий. В Георгиевском храме хранятся, между прочим, частицы мощей Св. мч. Трифона и Св. вмчц. Марины. Там же находится и местночтимая икона Св. Георгия. Кроме престольных праздников, в обители торжественно празднуется день 27 июля. При монастыре есть школа грамоты. Управление – архимандричье. Домницкий Рождество-Богородицкий монастырь в Черниговском уезде. Домницкий, или Думницкий, монастырь получил свое наименование по местности Думнице, где явилась чудотворная икона Божией Матери. Местность эта находится в Черниговском уезде, в 35 верстах на северо-восток от губернского города Чернигова и в 9 верстах на юго-запад от заштатного города Березного. В древнее время здесь протекала река Думница, обе стороны которой защищены были сплошным лесом, часть которого сохранилась и до настоящего времени, а река около 1780 г. изменила свое направление. Здесь-то, в глухой и дикой маетности, и явилась чудотворная икона Божией Матери, послужившая причиной основания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

960 У архимандрита Амвросия в Истории Росс. Иерархии (II, 79 – 80) за 1742 г. в Черниговской епархии показано только 506 церквей. Относительно статистики церквей и приходов нужно заметить, что официальная статистика черниговских церквей в сороковых годах XVIII века несколько расходится с официальной статистикой приходов по черниговской епархии с 1738 по 1745 год. Число приходов в ней, начиная с 1738 года, к 1745 году с 503 возрастает постепенно до 529, между тем, как число храмов по официальной статистике с 1737 года по 1750 г. не только не возросло, но даже понизилось с 518 на 514. То же отчасти нужно заметить о Переяславской епархии. 961 По официальной статистике число приходских церквей Черниговской епархии к половине 80-х годов XVIII в. возросло только до 526. Разницу между числом приходских церквей и числом приходов можно объяснять различно: или некоторые приходы состояли при монастырях, или двухштатные приходы при одной церкви считались за два прихода, и, наоборот, были храмы без приходов. Можно объяснять это обстоятельство еще проще – статистика приходских храмов неточна; она ниже действительного количества их. Такое явление в официальной статистике епархиальных церквей очень старое. Оно известно в XVII в. В великорусских епархиях на него обратили серьезное внимание только при упорядочении епархиальных границ после росписи 1764 г. Что касается монастырей Черниговской епархии в первой половине XVIII в., то они с прежними были одни и те же – 16 мужских и 4 женских, именно, мужские: 1. кафедральный Борисоглебский, 2. Успенский-Елецкий и 3. Троицкий Ильинский – все в Чернигове, 4. Спасский Новгород-Северский, 5. Антониев-Любецкий, на месте старого Антониева монастыря; при нем была пустынька Онуфриевская, 6. Рождество-БогородицкийДомницкий, 7. Троицкий Андрониковский, 8. Николаевский Макошинский , 9. Николаевский Рыхловский, 10. Спасский Рувимо-Сосницкий, 11. Спасский Клюсовский, 12. Успенский Каменский, 13. Николаевский Катышинский, 14. Успенский Рябцовский, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

[К этим словам о. Иерофея неизлишне прибавить, что о. Серафим Покровский был родом из Псковской епархии, где преосвящ. Евгением Болховитиновым был взят к себе из строителей Якобштадтского монастыря экономом архиерейского дома с назначением его игуменом Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, с этим же архипастырем, возведённым 30 января 1822 г. на Киевскую митрополию, перешёл в Киев сначала казначеем митрополитанского дома, при Киево-Софийском соборе, потом экономом и, наконец, в 1834 г. наместником Киево-Печерской Лавры, но до смерти митр. Евгения († 23 февраля 1837 г.); поручившего ему по завещанию «сохранение своего имения до отдачи наследникам» (см. «Русский Архив» 1909 г., кн. 6, стр. 205), вынужден был уйти в настоятели Домницкого Рождественского монастыря, Черниговской епархии, в 1839 г. переведён на такую же должность в Нежинский Назарет-Богородичный (Благовещенский) монастырь и в 1846 г. перемещён в Задонский Богородицкий монастырь, Воронежской епархии, где скончался (не 13 марта, как у Л. Ст. Мацеевича на стр. 511, и не 18-го, как у Π. М. Строева, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб. 1877, стлб. 847, a) 28 марта 1855 года в три часа пополуночи – согласно сообщённому нам из Задонска донесению старшей братии епископу Воронежскому Иосифу от 28 марта 1855 г. за 76. См. у о. А. Ф. Хойнацкого, Очерк истории Неженского Благовещенского монастыря (Нежин 1906), стр. 50; иером. Геронтия, Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря, Москва 1871, стр. 126–127, 2-е изд. ibid. 1873, стр. 122 и – особенно – у Л. Ст. Мацеевича в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1910 г., 7–8, стр. 495 сл. Описываемый у о. Иерофея случай может относиться к периоду ректорства Смарагда в Киевской Семинарии (с 30 ноября 1826 г.), при настоятельстве в Киево-Выдубицком Михайловском монастыре (с 17–31 декабря 1826 г.), и – в частности – к переводу его (с 8 мая 1828 г.) ректором Вифанской Семинарии. – Η. Г.]. Далее в том же письме Владыка пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Радочницкий св. Антония Печерского, 1 кл., в с. Радочнице, в 30 в. от уез. г. Замостья, Люблинской губ., на высокой горе; у подножия горы множество ключей или родников, обилие которых дало в древности название местности „Родечницею“. Ранее здесь существовал (в 1667–1869 г.) католический бернардинский ион., а впоследствии – приходская церковь , которая после 1880 г. переименована в Крестовую Холмского архиерейского дома. В 1899 г. была учреждена здесь женская община, которая в 1901 г. возведена в первоклассный мон. При нем двухклассная школа. К мон. причислена Покровская община, в с. Турковищах, Грубешовского y., Люблинской губ., учрежденная в 1903 г. Черниговская епархия Мужские: Батуринский Крупицкий Николаевский , 3 кл., в 30 в. от г. Конотопа, при р. Сейме, в 7 в. от м. Батурина. Основан в XV в. Разоренный крымскими татарами, он был возобновлен в XVI в. Крупицким назван от крупиц, падавших близ мон. во время голода при нападении татар. Предание об этом записано на Евангелии напрестольном собственной рукой св. Димитрия Ростовского , бывшего здесь в 1682 – 1683 г. игуменом. Чудотворный образ св. Ниволая чудотворца и частица мощей вел.-муч. Варвары составляют главную святыню мон. Благовещенский , называемый Назарет, 2 кл., в г. Нежине. Основан в 1716 г. при церкви, заложенной в 1702 г. на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского . В мон. находится свято чтимая икона Всех скорбящих Радость и замечателен образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435 г., а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митр. Михаилом Зборовским. При мон. школа для мальчиков-сирот. Георгиевский , 3 кл., на р. Остере, в 5 в. от г. Козельца. Основан в 1654 г. В мон. находится чудотворный образ св. вел.-муч. Георгия и части мощей св. муч. Трифона и св. вел.-муч. Марины. Домницкий Рождество-Богородицкий , 2 кл., в местности Домнице, в 9 в. от зашт. г. Березны и в 35 в. от Чернигова. Основан в 1696 г. гетманом Мазепой, на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Домницкой, которая здесь и находится. По изображению эта св. икона имеет сходство с Корсунской. Празднование в честь ее бывает 8 сент. Ежегодно 9 сент., в память избавления в 1738 и 1771 г., по молитвам пред Домницкой иконой, от чумы, совершается крестный ход из г. Березны в мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10) Острецово – ст. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

По окладным книгам рязанской кафедральной казны, писанным при м. Иосифе, в составе епархии значатся следующие десятины: 1) Иеревитская – в ней города: Михайлов, Печерники, Епифань, Богородицк, Гремячий и Зарайск; 2) Каменская – г. Пронск с уездом; 3) Старо-Рязанская – гг. Старая Рязань и Сапожок; 4) Ряжская – гг. Ряжск и Скопин; 5) Елатомская – г. Елатьма; 6) Шацкая – г. Шацк; 7) Кадомская – г. Кадом; 8) Козловская – г. Козлов, вероятно, с пригородами; 9) Тамбовская – г. Тамбов. Сверх того, некоторые города в окладных книгах значатся без распределения на десятины. Но они, подобно десятинам, составляли отдельные части епархии; 10) Муром с уездом; 11) Касимов с уездом; 12) Воронеж, Усмань, Романов, Елец, Лебедянь и Донков 506 . Епифань и Гремячий вторично поступили в Рязанскую епархию из Коломенской после собора 1674 года вместо Каширского уезда, отошедшего к Коломне 507 . В этом последнем была, так называемая, Тешиловская десятина. В 1664 г. поповский староста доносил рязанскому преосвященному Илариону, что в Тешиловской десятине Каширского уезда во многих приходах учинились скорби: ежедневно умирало в иных приходах по три, в других по 5–6 человек 508 . Богородицк, выстроенный край епифановских полей (1663 г.), – новый город; из-за него вышли неприятности у коломенского владыки с рязанским. В 1674 г. патриарх решил дело в пользу рязанского 509 . О Коломенской епархии, выделенной из Рязанской и неприятной соседке сначала рязанских архиереев, потом патриархов, сказано много попутно. Она учреждена в половине XIV в., около 1350 г. На погребении митр. Феогноста в 1353 году, вместе с Алексием владимирским и Афанасием волынским, присутствовал коломенский епископ Афанасий. При этом печальном торжестве впервые у летописцев упоминается коломенский епископ 514 . Несомненно, что коломенская кафедра явилась в последние годы жизни дряхлого старца м. Феогноста и при жизни вел. кн. Симеона Ивановича, скончавшегося вслед за митрополитом 515 . Старец митрополит, не будучи в состоянии единолично управлять русской митрополией, наместником во Владимир назначил своего преемника епископа Алексия, а по близости к Москве поставил себе помощника в лице епископа с кафедрой в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008