В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Д. и. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Д. и. в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Д. и. прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила. Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908) Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908) В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Д. и. крестным ходом к Воскресенской ц., где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Д. и. в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары. Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908). В наст. время Д. и. пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.

http://pravenc.ru/text/178892.html

В 1656 г. Богоматерь Ченстоховская была провозглашена Владычицей и Покровительницей Польши. Списки Ченстоховской иконы проникли в Россию через Малороссию благодаря распространению гравюры. Их можно разделить на 2 группы. В основе первой - гравюра Г. П. Тепчегорского (1711) с изображением иконы Богоматери с Младенцем в коронах, икона в драгоценном окладе с привесками, дарами и ex voto. В России данная иконография получила название «Умягчение злых сердец». В основе 2-й - традиц. извод Богоматери с Младенцем в коронах, идентичный Н. и. Списки Ченстоховской иконы, получившие распространение на юго-зап. окраинах России, обрели самостоятельность как местные чудотворные образы с названиями, связанными с местами прославления: Н. и., Суражская, Рудненская (Руденская), Любечская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая), Домницкая, Печерская икона из Введенского мон-ря в Нежине и др. Во 2-й пол. XVII в. список Н. и. принадлежал Лазарю (Барановичу), архиеп. Черниговскому. Будучи начальником Киево-Братского и Кирилловского духовных уч-щ, владыка часто посещал подведомственные владения, в частности Купятицкий и Новодворский мон-ри. В одной из поездок он приобрел список чудотворной Н. и. Ок. 1687 г. архиеп. Лазарь благословил своей келейной Н. и. иером. Иону (Болховского) на основание Каменского Успенского мон-ря на р. Сновь, средства на строительство к-рого пожертвовал гетман И. С. Мазепа. В 1764 г. муж. мон-рь был упразднен, в его стены в 1786 г. были переведены сестры Печеникского мон-ря (ныне Стародубский р-н Брянской обл.). Ежегодно 20 дек., накануне дня преставления свт. Петра, митр. Московского, в Каменском Успенском жен. мон-ре проходили торжества в честь Н. и. Еженедельно по субботам перед иконой читали акафист. С 1889 г. ежегодно 26 июня совершался крестный ход со святыней в память о «грозном посещении обители... когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители» (Православные русские обители. С. 533), а Н. и. осталась невредимой. Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске)

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Домницкий монастырь Рождества Богородицы Монастырь основан на месте явления чудотворной Домницкой иконы Божией Матери. По преданию, икону увидела во сне слепая девочка Домна, которая вскоре нашла святыню в лесу и чудесно прозрела (в старинных описаниях обители это предание отсутствует). Архивное описание монастыря (1779) утверждает, что в кон. XVII в. генеральный обозный Иван Скоропадский (будущий гетман Украины) поставил на месте явления иконы деревянную часовню, а позже (1686-1690) рядом был возведен малый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырский синодик, составленный в 1694 г. по благословению Черниговского архиепископа свт. Феодосия (Углицкого) и «стараньем отца Иннокентия Макаревича, строителя обители чудотворной Думницкой», упоминает прежних игуменов Климента и Дионисия. По данным житий свт. Феодосия, в 1694 г. архипастырь совершил здесь освящение новой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По «Летописи» Самуила Величко, в 1696 г. «иеромонах Иннокентий, игумен монастыря Думницкаго», участвовал в избрании свт. Иоанна (Максимовича) на место почившего свт. Феодосия. Универсал гетмана Ивана Мазепы от 16 мая 1699 г. гласит: «С побожности нашей христианской, на месцу, прозиваемом Думница, в полку Чернеговском, против места Березной лежачом, на котором новоявился чудовный Пресвятой Богородицы образ и многим подает исцеления, власным своим коштом постановивши церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и з самаго фундамента построивши монастир для спасения своего, до той обителе купилисмо млын, поля, и сеножати, и займища около того монастыра лежачии». В 1714 г. сотник Иосиф Сичевский поставил вместо часовни Скоропадского деревянный храм св. Параскевы (он стоял вне ограды обители, в его алтаре до 1798 г. хранился пень дерева, на котором явилась Домницкая икона), а сам Скоропадский примерно тогда же построил в монастыре деревянный трапезный Преображенский храм. В 1772-1779 г.г. в обители возвели каменный храм свт. Николая Мирликийского. Ок. 1780 г. протекавшая близ монастыря р. Думница изменила русло, но связанное с ней имя обители удержалось и со временем изменилось на «Домница».

http://sobory.ru/article/?object=26599

Учился в Почаеве у знаменитого регента Домницкого. Ещё хотел бы сказать о таком корифее церковно-певческого искусства, как протоиерей Владимир Янгичер. Он был духовным сыном архимандрита Германа (Красильникова), известного духовника Московской епархии. Отец Владимир исполнял послушание регента хора Казанской церкви села Шеметово в годы служения там архимандрита Германа, бывшего 32 года настоятелем этого храма. В советское время многие верующие тайно приезжали к батюшке Герману за советом. Надо сказать о самом Казанском храме в Шеметово, где всё дышит святостью. С 1676 года он никогда не закрывался. В храме пребывает чудотворная Иверская икона Божией Матери из Успенского монастыря «Шавыкина пустынь», основанного по благословению преподобного Сергия Радонежского в 40 верстах от Лавры. Отцу Герману и отцу Владимиру в советское безбожное время удалось создать удивительный хор. Мне рассказывали историю о ныне покойной прихожанке шеметовского храма, пожелавшей петь в этом хоре. Батюшка, прежде чем включить новую певчую в хор, поставил её за клирос, и она два года стояла там во время богослужений и только слушала. Столько времени понадобилось, чтобы осмыслить манеру церковного пения и влиться в звучание хора. Благой ковчег - Вы ведь служите теперь в кафедральном соборе? - уточняю у батюшки. - Да, 16 апреля нынешнего года рукоположили в сан священника, а после освящения Благовещенского кафедрального собора Святейшим Патриархом Кириллом 12 июня владыка сразу же перевёл меня в собор. Сейчас моё послушание - управление хором духовенства в алтаре. Клирики собора с хорошими голосами, так что петь с ними мне в радость. - Когда наши паломники посещают Йошкар-Олу, то по возвращении делятся впечатлениями: много храмов строится, нет ценнников на требы, несколько православных учебных заведений. А владыку Иоанна можно встретить гуляющим на улице, запросто любой может с ним заговорить. Я видел его на торжествах в честь преподобного Матфея Яранского в Кировской области. Он приехал один на простой отечественной машине, сам за рулём.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Домница. Монастырь Рождества Богородицы. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1696. Адрес: Черниговская обл., Корюковский р-н, с.Домница Координаты: 51.487165, 31.785797 Проезд:недалеко от местечка Березны на берегу реки Думницы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь основан в начале 60-х годов XVII века пустынником отцом Климентием. Он был из монахов, возрождавших Черниговскую кафедру после польского нашествия. Приблизительно в 1658 году отец Климентий срубил первую келию в глухом сосновом бору. Так возник уединенный скит, который в 1662 году разорили татары Крымской орды. Странствующий монах Дионисий возродил пустынножительство в домницких лесах в 1663-1664 годах. Первая половина XVII столетия — времена борьбы Православия с католицизмом. Часть Черниговщины принадлежала Польше. Православные подвергались гонениям со стороны Унии. В это суровое время на черниговской земле в 1680 году явила Знамение благости и покровительства Пресвятая Богородица через свой чудотворный Образ в лесной глуши, отдаленной от врагов православия. На том месте построили тесовую часовню. Предание гласит, что слепой девочке по имени Домна во сне было сказано пойти в лес и найти икону Божией Матери. После усердных поисков она обрела указанный Образ и получила исцеление. В 1683-1685 годах иноки перенесли келии скита к месту явления чудотворного Образа Божией Матери. Свое название монастырь получил от реки Домница, протекавшей среди сплошного леса, где явилась чудотворная икона на дереве, пень от которого до 1798 года находился в алтаре церкви святой Параскевы. В 1693 году архиепископ Черниговский Святитель Феодосий Углицкий благословил строительство нового монастыря с корпусом келий и собором Рождества Богородицы. Работы велись старательством бывшего гетмана Малороссийского Ивана Мазепы. Следуя его примеру, гетман Иван Скоропадский строит новую часовню для чудотворной иконы Богородицы Домницкой, а позже и храм Преображения Господня с братской трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=26599

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Домницкая " Описания иконы Описание иконы Домницкая Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Первое письменное упоминание о Домницкой иконе Божией Матери относится к 1695 году, но к этому времени образ уже прославился многими чудесами. В те годы большая часть Черниговщины принадлежала Польше, а православные христиане подвергались серьезным притеснениям и даже открытым гонениям со стороны греко-католической унии. Именно в это нелегкое время и явилась чудотворная икона слепой девочке на высоком тополе на берегу реки Домницы в Черниговской епархии, недалеко от городы Березны. Девочка прозрела, а от образа многие страждущие стали получать исцеления по горячей молитве веры. Слава о чудесах, являемых Пресвятой Богородицей через Свою Домницкую икону, привлекала к ней не только множество простого народа, но и видных государственных деятелей того времени. На месте явления чудотворной иконы гетманом Мазепой был основан Домницкий Богородице-Рождественский мужской монастырь, в котором и поныне пребывает святой образ. В память об избавлении города в 1771 году от чумы по молитвам пере[...] Описание иконы Домницкая из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Она находится в мужском Домницком монастыре Черниговской епархии, в 9 верстах от города Березны (ныне заштатный город Черниговской губ.). Явилась она в 1696 году на берегу речки Домницы или Думницы, посреди поляны, на большом тополе. Тогдашний гетман Малороссии Иван Мазепа на месте явления построил величественный храм с тремя престолами и основал Домницкий мужской Богородице-Рождественский монастырь. Этот монастырь впоследствии был обновлен графом Ильей Безбородко. Сохранилось известие об одном чудесном знамении, явленном от этой иконы. В 1771 году в городе Березне появилась чума, производившая большое опустошение среди населения. Тогда жители решили прибегнуть к помощи Царицы Небесной. С крестным ходом они взяли из Домницкого монастыря чудотворную икону и обнесли ее по улицам своего города, совершая торжественные молебствия с коленопреклонением. Богоматерь вняла молитвам притекающих к Ней с верой: чума с того дня прекратилась. Благодарные Небесной Заступнице жители города установил[...]

http://pravicon.com/icon-95

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ к-рой в лесной глуши на дереве явилась Д. и. (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре ц. вмц. Параскевы Рождественского Домницкого мон-ря). По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела. Домницкая икона Божией Матери Домницкая икона Божией Матери Время явления Д. и. доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой правосл. иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять правосл. общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать мон-ри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Д. и. встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком мон-ре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование мон-ря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Д. и. чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Д. и. в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования - 8 авг. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).

http://pravenc.ru/text/178892.html

Описание иконы Домницкая Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Домницкая Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Домницкая Первое письменное упоминание о Домницкой иконе Божией Матери относится к 1695 году, но к этому времени образ уже прославился многими чудесами. В те годы большая часть Черниговщины принадлежала Польше, а православные христиане подвергались серьезным притеснениям и даже открытым гонениям со стороны греко-католической унии. Именно в это нелегкое время и явилась чудотворная икона слепой девочке на высоком тополе на берегу реки Домницы в Черниговской епархии, недалеко от городы Березны. Девочка прозрела, а от образа многие страждущие стали получать исцеления по горячей молитве веры. Слава о чудесах, являемых Пресвятой Богородицей через Свою Домницкую икону, привлекала к ней не только множество простого народа, но и видных государственных деятелей того времени. На месте явления чудотворной иконы гетманом Мазепой был основан Домницкий Богородице-Рождественский мужской монастырь, в котором и поныне пребывает святой образ. В память об избавлении города в 1771 году от чумы по молитвам перед Домницкой иконой Пресвятой Богородицы, ежегодно 9-го сентября при великом стечении богомольцев совершался крестный ход из Березны в Домницкую обитель. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Домницкая " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-52

Управляет обителью епархиальный епископ Черниговский. Батуринский Николаевский монастырь в Конотопском уезде. Обитель расположена в 30 в. от Конотопа и в 7 в. – от Батурина. Монастырь длится на две части: старую и новую. Древняя обитель была основана еще в XV столетии, но скоро разорена татарами и литовцами и более уже не возобновлялась. Но близ нее через сто лет возник новый монастырь, который существует и по настоящее время. Храм один, во имя Св. Николая Чудотворца. Управляет обителью игумен. Благовещенский «Богородичный Назарет» монастырь в Нежине. Обитель основана в 1716 году братом местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского Павлом Яворским, протопопом Нежинским. Возник монастырь при церкви, заложенной в 1702 году Стефаном Яворским . Храм в нем один, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители существует братство Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К ней же приписана Михаило-Архангельская греческая церковь в Нежине. Управляет монастырем архимандрит. Георгиевский монастырь в Козелецком уезде. Этот необщежительный монастырь расположен в 5 в. к юго-востоку от г. Козельца, при р. Остре, в 20 в. от станции Московско-Киево-Воронежской жел. дороги «Бобровицы» и в 23 в. от г. Остра. Основана была обитель в 1654 году иноками упраздненного (в 1786 г.) Троицкого Козелецкого монастыря Сименоном, Савватием и Иоилем Пучковским. В настоящее время в обители храмов два; во имя Св. Георгия Победоносца и Троицкий. В Георгиевском храме хранятся, между прочим, частицы мощей Св. мч. Трифона и Св. вмчц. Марины. Там же находится и местночтимая икона Св. Георгия. Кроме престольных праздников, в обители торжественно празднуется день 27 июля. При монастыре есть школа грамоты. Управление – архимандричье. Домницкий Рождество-Богородицкий монастырь в Черниговском уезде. Домницкий, или Думницкий, монастырь получил свое наименование по местности Думнице, где явилась чудотворная икона Божией Матери. Местность эта находится в Черниговском уезде, в 35 верстах на северо-восток от губернского города Чернигова и в 9 верстах на юго-запад от заштатного города Березного. В древнее время здесь протекала река Думница, обе стороны которой защищены были сплошным лесом, часть которого сохранилась и до настоящего времени, а река около 1780 г. изменила свое направление. Здесь-то, в глухой и дикой маетности, и явилась чудотворная икона Божией Матери, послужившая причиной основания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Икона Божией Матери явилась на дереве, пень которого оставался целым до 1798 года в алтаре Параскевиевской церкви монастыря. Вот и все, что известно о явлении ее. Относительно времени явления ее можно только делать более или менее верные предположения. В 1696 году гетманом Малороссии Иваном Мазепой на месте явления иконы был основан монастырь. К концу XVIII в. обитель эта пришла в упадок, но в 1800 году была обновлена графом Безбородко и с тех пор процветает и до настоящего времени. Храмов в ней три: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. вмчц. Параскевы и во имя Свв. апп. Петра и Павла. В первом храме и помещается чудотворная икона с праздника Пасхи до октября месяца, а затем она переносится в трапезную теплую церковь , и в обеих для нее устроено особое помещение. Сама икона мерой в длину 5,5 вершков, в ширину 5 вершков; a вместе с рамой – в длину 1 аршин, в ширину 13 вершков. Вокруг иконы на раме чеканные из серебра вызолоченные изображения: вверху – Бога Отца и Св. Духа, по углам – двух серафимов, по сторонам – Иоанна Предтечи и Иоанна Златоустог о, внизу – двуглавого орла. Рама и риза сделаны по завещанию графа И.А.Безбородко супругой его Анною Ивановною в 1822 году, на что израсходовано 22 тысячи ассигнациями. Риза серебряная – вызолоченная, чеканной работы, с 1738 камнями, из коих два солитера въ 2,4 карат, третий – в 1 карат, 113 алмазов двойной грани в 30 карат, 273 одинаковой грани в 11,7 карат, 456 роз, 865 стразов, 14 аметистов, 13 дубель смарагдов. Внизу ризы надпись: «По завещанию покойного графа Илии Андреевича Безбородко, сооружен сей памятник супругой его графиней Анной Ивановной в 1822 году». Ежегодно 9 сентября в обители совершается крестный ход в воспоминание избавления от чумы в 1738 и 1771 году по молитве перед Домницкой иконой Богоматери. В монастыре, внутри соборного храма, погребен возобновитель обители граф Безбородко и его сын. Управляет обителью архимандрит. Елецкий Успенский монастырь в Чернигове. Эта обитель находится в самом г. Чернигове, на Болдиной горе, на углу улиц Тихой и Подмонастырской. Возникновение ее относится к очень древнему времени, именно к XI веку, когда князем Святославом Ярославичем была построена церковь на месте явления на ели Елецкой иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010