Пришлось Домнике во время войны увидеть смерть и горе людское. Предсказала она Наталье Акимовне Ищенко гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. С тех пор Домника жила у нее в доме до конца своих дней. Этот дом в Цюрупинске сохранился и поныне по улице Нижней, 180. К концу войны стали открывать храмы, в том числе и в Цюрупинске. Красивый Введенский собор был разрушен, поэтому храм устроили в простом доме. В Цюрупинске даже было учреждено благочиние. Много молящихся приходило на богослужения. Среди них была и матушка Домника. В храме служили два священника, на хоре пели монахини, они же убирали храм. К тому времени о Домнике знали многие, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из других городов: Запорожья, Херсона, Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения. Особую заботу Домника проявляла к людям церковным. Рассказывает певчая Введенского храма Анна: «В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тетя рассказывала: видит она в окно – к дому идет Домника, зашла и говорит: «Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила». И с тех пор денег нам хватало, жить стали без долгов. Помогала нам матушка и по хозяйству. Как-то мы с тетей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: «Мария, я возле твоего сарая поставила палку». Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, и после слов Домники, на следующий день, нам привезли дров, шишек, и было нам уже чем топить печку». Многим кандидатам в священники Домника советом помогла найти матушек. Случай из своей жизни поведал протоиерей Петр Бабийчук. После окончания семинарии он устроился псаломщиком в один из херсонских храмов. Было это во времена хрущевских гонений. Уполномоченный по делам религий, узнав о молодом псаломщике, запретил ему работать в церкви и требовал идти на завод. По совету своего друга священника, Петр поехал к Домнике. Она ему сказала: «Едь в Берислав и Каховку». Он даже не знал, есть ли там храмы. Но Божиим Промыслом все уладилось и Петр стал псаломщиком в Бериславе. Вскоре он проведывал своего соученика по семинарии, который служил священником в Каховке, здесь он познакомился с девушкой, которая и стала его матушкой. Так исполнились два предсказания: и Берислав, и Каховка. После рукоположения отец Петр с матушкой поехали к Домнике поблагодарить ее. Матушка отца Петра была в положении. И когда они подошли к дому матушки Домники, она встретила их словами: «Вас трое пришло – с хлопцем» – это было еще одно пророчество, которое исполнилось. У отца Петра родился сын, его назвали Симеоном. Как и отец, он стал священником.

http://pravicon.com/info-3745

Кончину преподобного Георгия описал его ученик Антоний. Лежа на смертном одре, преподобный Георгий послал одного из братии к нему, чтобы проститься. Антоний в то время был занят послушанием по приему странников и очень скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Но преподобный Георгий, узнав об этом духом, объявил через посланных, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать. Действительно, когда Антоний около полуночи поспешил к умирающему старцу, тот еще был жив. Преподобный Георгий с любовью благословил ученика, простился с ним, после чего, обернувшись к востоку, произнес трижды: «Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди», – и мирно скончался. Преподобная Домника Была уроженкой Карфагена, откуда прибыла в Константинополь в царствование императора Феодосия Великого (379 – 395). Юная Домника была язычницей, но сохранила девство и пламенела желанием удостоиться Святого Крещения и жить, соблюдая заповеди Христовы. Святитель Нектарий, Патриарх Константинопольский (381 – 397; память в субботу сырную) совершил над ней таинство Крещения и поставил ее диаконисой. Через некоторое время святая Домника основала в предместье Константинополя монастырь во имя святого Захарии. Собрав вокруг себя девственниц, она провела всю свою дальнейшую жизнь в строгих подвигах поста и молитвы. За свои многолетние подвиги преподобная Домника получила от Господа дар пророчества, дар исцелений и чудотворений. Так, своей молитвой она спасла однажды мореплавателей во время бури, возлив в волны морские благословенное масло, после чего буря утихла. Преподобная Домника предузнала и предсказала кончину императора Льва I (457 – 474). Однажды она видела, как Ангел Господень освятил естество воды, получала и другие откровения Божественных тайн. Жители Константинополя глубоко чтили преподобную, и пример ее святой жизни побуждал многих из них к исправлению. Преподобная Домника, дожив до глубокой старости, мирно отошла ко Господу около 474 года. Святаго священномученика Исидора и иже с ним седмидесяти и двух мученик, во Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая Феодула скончалась в 410 году. Память ее вместе с Евпраксией и Олимпиадой празднуется 25 июля/7 августа. Преподобная Феодула в Четьих-Минеях в одном месте называется «игуменией, яже бе диаконисса». Она была диакониссой (διακονος), но до своего ли монашества или одновременно с иночеством, неизвестно. Святые преподобные Мавра и Домника – диакониссы Святые Мавра и Домника, современницы святой Олимпиады, были диакониссами Константинопольской церкви. Они происходили из знатного языческого дома и были родом из Карфагена. При патриархе Нектарии (следовательно, раньше 397 года, года смерти Нектария) они пришли в Константинополь с пятью своими служанками-язычницами. Их привлекло в столицу Востока пламенное желание принять Крещение. Нектарий имел о них особенное извещение; поэтому, когда они обратились к нему с просьбой принять их в лоно христианской Церкви, он не только совершил над ними Крещение, но Домнику и Мавру посвятил в диакониссы. Долго ли они трудились в этом сане, неизвестно; история говорит о них как об основательницах двух иноческих обителей. Император Феодосий подарил им землю за чертой города. Домника построила монастырь во имя пророка Захарии, а Мавра – во имя святой Мавры. К той и другой собралось множество дев, преимущественно из африканского Карфагена. Как известно, император Феодосий обращал власть свою на ослабление язычества в дальних областях своей империи, и обители Домники и Мавры сделались училищами для новых христианок. Блаженная Домника долгими и твердыми подвигами взошла на высокую степень духовного совершенства. По милосердию Божию она исцеляла больных, прорекала будущее, призывая к заботам о вечности некоторых из беззаботных жителей веселой столицы. Жизнь святой Домники 159 была очень продолжительна; она дожила до времен императора Льва II (ум. в 474 году). Святая Мавра 160 умерла раньше нее. С благодарной мольбой преставилась она ко Господу. Обитель Мавры прославилась тем, что претерпела гонение при Копрониме. Святые жены-диакониссы в V веке

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84. Сохранился в рукописи XIV в Париж. Национ. библ. Разумовский, Церк. пение в России, 44. 85. Разницу здесь вносят органы. Но они в римско-католическом богослужении появились очень поздно. Хотя Liber pontificalis приписывает папе Виталиану († 671) введение органа в итальянских церквах, а ряд историков повторяют известие о присылке органа Константином Копронимом Пипину в 757 г. и имп. Михаилом I Карлу Великому, но и в IX–XII b. орган встречает противников на Западе: ими явились известный литургист Amalarius (IX b.), шотландский аббат Ealred (XII b.), знаменитейший богослов Фома Аквинат, а позднее Еразм (Luft, Liturgik II, 258. Binterim, Die vorzüglichste Denkm IV, I, 55. Арх. Филарет. Ист. обз. песнопевцев, 264). 1 — отсутствует 2. Издан впервые полностью проф. А. А Дмитриевским по рук. Х в. Патмосской библ. в «Описании литург. рукописей» I, Τυπικ Киев, 1890, стр. 1–153. Кроме этого списка Софийского Типикона ныне известны еще два: в Иерусалимской патриаршей библиотеке X–XI b. (о нем сообщено Παπαδοπολο-Κεραμες " ом в εροσολυμικ βιβλιοθκη Спб. 1897, 80) и в Дрезденской Королевской библ. (описан подробно впервые Дмитриевским А. Древнейшие патриаршие Типиконы Святогр. Иерус. и Велик. Константинопольск. церкви, Киев, 1907, 214 и д.). Наиболее древняя — Патмосская редакция; самые поздние памяти в ней — Игнатия, архиеп. Константинопольск. († 877 г.) и освящение церкви всех свв. в Вуле, построенной Львом VI в память супруги Феофано († 894 г.) при ее жизни; есть «память мч. Вакха, пострадавшего в наши дни при Ирине (797–802) и Константине (VI, 780–797)»; нет праздника Нерукотворенного Образа 16 авг., установленного в 944 г. Иерусалимский список написан по повелению Константина VII Багрянородного (912–953 г.): самая поздняя память Трифона патр. Константинопольского († 933 г.) В Дрезденской рукописи есть уже Нерукотворенный образ, равно как здесь есть 25 янв. перенесение мощей Григория Богослова из Арианзена в Константинополь, бывшее в 950 г., но нет памяти 3 святителей 30 янв., установленной в 1084 г.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

церквей в этот период было запрещено помещать образы людей, там присутствовали лишь зооморфные и орнаментальные изображения. Их часто сравнивают с М. Купола скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме (691-692) и мечети Омейядов в Дамаске (706-711), в создании к-рых, вероятно, принимали участие к-польские мастера. Одним из самых важных мотивов в декорации церквей той эпохи был крест как символ триумфа равноап. имп. Константина Великого над язычеством; в нач. VIII в. образ креста появился в апсиде ц. Св. Ирины в К-поле (ок. 40-х гг. VIII в.) и в ряде др. храмов, однако в большинстве церковных зданий, как, напр., в ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (ок. 730), кресты иконоборческого времени после восстановления иконопочитания были заменены фигуративными образами. Создавались также композиции символического характера, подобные изображениям постановлений церковных Соборов в ц. Рождества Христова в Вифлееме (1169) Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. В кон. VIII - 1-й пол. IX в. Римские понтифики, словно желая не только декларативно, но и действенно противостоять визант. иконоборчеству, заказали ряд мозаичных образов, украсивших храмы Рима. Темой большинства М. было видение Второго пришествия Христа. При папе Льве III (795-816) М. были украшены апсидная арка базилики Санти-Нерео-э-Акиллео и Латеранский триклиний; при папе Пасхалии I (817-824) - апсиды и апсидные арки базилик Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе, а также стены и свод примыкающей к последней капеллы Сан-Дзено; при папе Григории IV (827-844) - апсида и арка базилики Сан-Марко в Риме. Все эти М. выполнены, очевидно, местными мозаичистами в традициях, восходящих к рим. искусству VIII в., они схожи по стилю, очень выразительному, уподобляющему образ знаку, созданы с помощью предельно скупых и простых художественных средств (обобщенные формы, упрощенные контуры и моделировки, небольшой набор цветов с преобладанием золота, ровные цветовые пятна).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Но служба — ежедневная: литургия, вечерня, утреня, — все по уставу. Три пустынницы: мать Рафаила, манатейная монахиня, — старшая на хуторе, болезненная и хозяйственная мать Домника — препростая, всегда радостная, молитвенная; и матушка Татиана, больше скорбная и утомленная. Иногда вечерком собирались мы и они у ног владыки. Кругом дремучий лес, мороз. А мы на иолу у печки, на диванчике — владыка. На столе горит керосиновая лампа, лампадочк.и теплятся у икон, тихонько тикают часы... Сестры в село и церковь добирались на лыжах: бездорожье. Владыка тоже ходил на прогулку в лес на лыжах. В день Николы Зимнего, 6-го декабря, шел он по поляне, стал спускаться с горки, а под горой волк воду у берега пьет. Владыка испугался, но лыжи удержать не мог, покатился прямо к нему. Волк оглянулся и поспешил в лес: видно, стреляный, — принял владыку за охотника. А наверно — св. Николай спас. У владыки были свои названия мест: были " горки-уморки " , а справа от них — полянка среди молоденьких березок, где в душные дни и осенью служили всенощные бдения. Почему " горки—уморки " , — не знаю; трудно ли было владыке взбираться или почему—либо другому, но только он часто говаривал: " Под горку-то нам всем легко идти, а к добродетели стремиться трудно — в горку идти по пути благоуждения Богу " . " Роща-бороща " — это иное: среди полянки, слева от " горок-уморок " . Почему " Роща-бороща " ? Может быть, здесь владыка много пережил дум и тревог, боролся с теми или другими внутренними нелегкими помыслами, какой путь избрать. Тогда он пережил немало тревог за судьбы Церкви. Владыки Петра не стало, управление Московской епархией перешло к викариям под его председательством. Но затем местоблюстительство принял митрополит Сергий Нижегородский. В декабре владыка Серафим встретился с викариями московскими. Пока, однако, викарии решили не предпринимать никаких шагов. Лишь выразили единодушное стремление твердо держаться православных устоев, ни в чем не уступать. Когда владыка опять выехал в Рощу, началась необычная оттепель, до 4-х градусов — кругом вода, валенки насквозь промокли. Ввечеру, только отъехали версты четыре от станции Кубинка, как лошадь, смирная и послушная, вдруг рванулась и — на дыбы, так что лопнули вожжи. " Что? В чем дело? " " Видно, волки близко, — сказала наша возница, препростая Домника, — вон блестят глаза! " Ехать быстро нельзя, дорога талая, лошадь проваливается. А волки забегают вперед, кидаются навстречу. Испугать бы их, зажечь бумагу — они огня боятся. Но спички отсырели, ничего сделать не можем. " Волк бежит за нами " , — закричала Домника. Оглянулись, видим зверя — вроде крупного пса. Застучали, закричали мы, — волк с дороги и в кусты. Тревожно и жутко. Тьма кругом и лес... Минута часом кажется. Добрались кое-как до поворота к нашей пустыни и вдруг — оглобля треснула. Владыка вьшел из саней и, утопая в сугробах, пошел пешком, а мы — за ним. Но, слава Богу, Бог милостив: добрались и до пустынного дома...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

По этим причинам можно представить весьма лишь немногое дошедшее до нас, о блаженных женах этих мест. В Константинополе, Никодимии, и около их, было немало обителей, но рассеянных, разрозненных и не имевших никакой общей связи, как относительно средств существования, так и относительно управления и руководства. Св. Исаакий был первым общим их благочинным; только вследствие его трудов и неусыпной заботливости все эти монастыри сделались, так сказать, членами одного тела и строгими правилами благочестивой жизни снискали, с общим уважением и любовью, средства к лучшему устроению. Несколько монастырей сделались известными уже со времени Великого Константина; император этот и его мать, сами построили многие обители; особенно уважали посвятивших себя отшельнической, целомудренной жизни и тем поддерживали эти рассадники веры и благочестия, всегда приносившие народу только пользу. 40. Препод. мать Домника, (янв. 8). 41. Царевна Пульхерия, (сентября 10); и обретение мощей сорока мучеников Севастийских Два монастыря, особенно известные в Константинополе под наименованием Александрийских, были построены Домникою и Маврою; они переехали в Константинополь при императоре Феодосие Великом, который, благосклонно приняв их, пожаловал им места для основания их обителей. Домника переселилась из Карфагена, с четырьмя последовавшими за нею девами; патриарх Нестор ввел их Св. Крещением в лоно Церкви Христовой, и с этой минуты Домника вся предалась отшельнической жизни, с таким рвением, что вскоре сделалась подвижницею истинно замечательною. Трудами, борьбами, смирением, постом и молитвою, став на высокую степень духовного совершенства, она удостоилась, по милости Божией, проявления на ней особенной благодати, в чудных исцелениях и в даре пророчества. Святая жизнь ее была весьма продолжительна; о ней упоминается во времена императоров Льва и Зинона, следовательно, она жила около ста лет. Она носила звание диаконисы и управляла еще другим монастырем, довольно многочисленным, ею же основанным или воссозданным, носившим наименование обители св. Захария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга игумения Домника (Коробейникова) выступила с докладом «Пополнение сестричества. От чего это зависит?». Она отметила, что главной причиной является благоустроенная духовная жизнь обители. Игумения Домника напомнила примеры из жизни Церкви, когда готовая прерваться духовная традиция Поместных Церквей возрождалась благодаря подвижникам высокой духовной жизни. Вдохновленные их примером, люди наполняли открывающиеся монастыри, количество которых росло, несмотря на призыв старцев к аскезе и молитвенным подвигам. Настоятельница Александро-Невского монастыря также подчеркнула важность внимания к паломникам, которые интересуются монашеской жизнью. От того, какой прием они встретят в обители, почувствуют ли красоту монашества, любовь и внимание насельников, зависит, захотят ли они вернуться в обитель и в итоге посвятить свою жизнь Богу. Сестры, которые несут послушания, связанные с приемом паломников, должны быть носителями подлинного монашеского духа, обладать зрелостью, собранностью и рассудительностью, во всем советоваться с игуменией и следовать ее благословению. Возвращаясь к духовной жизни обители как главной причине привлечения сестер, игумения Домника (Коробейникова) перечислила ее необходимые составляющие: стремление сестер бывать на богослужениях и совершать келейное правило, желание игумении проводить духовные беседы с сестрами, наличие любви и единодушия в монашеской общине. По мнению матушки, обитель непременно будет наполняться новыми насельниками, если монахи в ней живут в молитве, подлинном отречении от мира и устремлении к Богу. Ведь тогда явственное присутствие благодати чувствуется во всем, и это не может не привлекать людей. О покаянии как основе духовной жизни говорил в своем выступлении архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенской Георгиевской мужской обители «Святые кустики» в селе Уса-Степановка республики Башкортостан. Монашеская жизнь обусловлена заботой о спасении души, которое невозможно без покаяния и борьбы с падшей человеческой природой в себе самом.

http://patriarchia.ru/db/text/6116809.ht...

На место почившей о Господе первой Короцкой игуменьи Веры в 1892 г. 1-го августа Промыслу Божию и епархиальному начальству благоугодно было призвать к управлению Короцкой женской обителью рясофорную послушницу Наталью Павловну Тихонову (в монашестве Домника), до этого находившуюся в должности начальницы Успенской общины. Успенская женская община, устроенная в 60-х годах помещицею Валдайского уезда Александрой Ивановной Кемецкой в селе Полнове того же уезда, в 1884 г. потеряла свое самостоятельное управление, быв приписана, по распоряжению епархиальной власти, к Валдайскому Короцкому, во имя Святителя Тихона, женскому монастырю, и находилась приписанною к нему до 9 сентября 1892 г., когда, по ходатайству покойного митрополита Исидора, св. Синод определил восстановить самостоятельное управление в общине и назначил начальницей рясофорную послушницу Н.П. Тихонову. Означенная Тихонова (ныне игуменья Домника и настоятельница Валдайского Короцкого, во имя Святителя Тихона, женск. монаст.), находясь, по распоряжению настоятельницы Короцкого монаст., игумении Веры, на послушание в Успенской общине, много потрудилась по устроению этой общины; при ней число сестер возросло до 40. По получении снова самостоятельности и отделения Успенской общины от Короцкого монастыря, Н.П. Тихонова была переведена оттуда в Короцкую обитель и 2-го августа 1892 г. назначена была временной управительницей Короцким женским монастырем; 13-го августа того же года настоятелем Валдайского Иверского монастыря, архимандритом Леонидом, пострижена в монахини с именем Домники. В 1893 г. указом св. Синода от 10-го февр. за 648 утверждена в должности настоятельницы сего монастыря. В 1894 г. 22-го мая Арсением, епископом Кирилловским и Белозерским, возведена в сан игумении согласно указа св. Синода от 27 апреля 1894 г. за 1023. Вступив начальницею в управление Короцким женск. монаст., честная мать Домника прежде всего обратила все свое внимание на возобновление полинявшей и облупившейся от времени главной Владимирской церкви, колокольни и в связи с ними находящегося каменного корпуса, как и на все прочие обветшавшие здания в монастыре, требовавшие неотложного ремонта. При этом ей представилась возможность достроить начатый в 1890-м году предместницею ее игуменией Верой второй холодный храм 27 , которого выведены были только стены; но ни полов, ни оконных рам, ни дверей, ни накатника, ничего не было подготовлено. И вот, с разрешения епархиального начальства, с надеждою на Бога, приступила она к окончанию недоконченного и к исправлению обветшавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца. Кроме того, в глубоком кризисе оказался образ отца; нечто подобное можно сказать и об образе матери, — и как ни печально, это ощущается многими как освобождение. Приходя в Церковь, современный человек, по сути, возвращается к подлинному пониманию основополагающих истин. Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением, или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотеческому преданию, вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей — орудия Промысла Божия в приобретении послушания. Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга, продолжила тему обретения истинного послушания в докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». В своем выступлении матушка Домника раскрыла жизненно важные для монаха проблемы управления своей свободной волей, которая всегда должна быть сознательно направлена к добру, чтобы человек не попал в рабство своему эгоизму. «Господь никогда не перестает стучаться в сердце монаха и подает ему множество случаев в повседневной жизни, чтобы он мог освободиться от этого внутреннего рабства и со свободою предстоять пред Богом», — заметила докладчица. Далее игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и, главное, одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231673...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010