Как молился Христос. Беседа третья Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Как я уже говорил вам, я собирался провести первую беседу о том, как Господь Иисус Христос молился ребёнком, юношей, прежде чем явил, Кто Он такой. Во второй беседе я постарался показать на отрывках из Евангелия, как Он учил нас, учит нас молиться Своим примером. Сегодня я хочу остановиться на Его научении молитве, на том, какое учение Он преподаёт нам в словах. Я буду приводить цитаты, просто указывая места, потому что вы все их прекрасно знаете, и беседа будет короче, если я не стану вычитывать длинные отрывки, которые и так всем известны. Первое место, которое я хотел бы привести, взято из Евангелия от Луки (11:1). Ученики подходят ко Христу и просят: Господи, научи нас молиться. И следует молитва Господня. Это — начало того, что мы можем сказать Господу, когда мы обращаемся к Нему, к Его примеру и к Его учению. К этому я ещё вернусь. Но самое первое, что Он говорит нам, что сказал бы нам (разумеется, я выстроил эти отрывки): Не будьте, как лицемеры, которые молятся напоказ людям. Я имею в виду места: Мф 6:5 и Лк 20:47. И, как вы наверно помните, там следует длинный ряд обвинений в лицемерии и между прочим говорится, что не надо молиться лицемерно на перекрёстках улиц, напоказ, так, чтобы все видели, что вы молитесь или по крайней мере создаёте видимость молитвы. Христос подчёркивает, что не следует молиться ради того, чтобы нас видели люди. Это не значит, что надо скрывать свою молитвенную жизнь, но что надо войти в тайну своего сердца, в домашнюю храмину, чтобы быть с Господом лицом к лицу в ожидании встречи и в молчании, которое позволит нам прислушаться и услышать. Вы наверно помните, что прошлую беседу я закончил цитатой менее евангельской, чем предыдущие, словами епископа Серафима Цюрихского о том, что Святой Дух подобен робкой птице, и что когда мы молимся Богу, мы должны быть очень тихими, сдержанными и позволить Святому Духу прийти и приблизиться к нам, не стараться кидаться на Него и насильно улавливать Его.

http://pravmir.ru/kak-molilsya-hristos-b...

Сын Божий, Избавитель наш, странствуя на земле ради нашего спасения и переходя из града во град, из веси в весь, и рассевая на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великою радостью. Она хотела угостить столь вожделенного Гостя, как можно лучше, и всячески заботилась о том. Но поскольку Сын Божий для того и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, то и в доме том Он не преминул проповедать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра, именем Мария, которая, оставивши все попечение домашнее, каким бывают заняты женщины в таких случаях, и седши у ног Спасителя, с охотою начала слушать слово Божие. Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. – Как вы, слушатели, думаете о двух сих Христолюбивых сестрах: которая из них более услужила Христу, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя: Мария всем сердцем прилежала к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят более труд Марфы, нежели Марии (да и мне так кажется), поскольку Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария не трудилась, услаждалась одним только слушанием Слова Божия. Посему Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Но слушайте, что говорит Христос Марфе, столь пекущейся: Марфо, Марфо, печетися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: а далее присоединяет: Мария же благую, то есть, лучшую часть избра ( Лук. 10:40–42 ). Так вот видите, что Христос не по нашему рассудил: похвалил более тщание Мариино, нежели Марфино: Мария же благую часть избра, яже не омъимется от нея. Похвально было тщание Марфино, что она старалась угостить Христа, но еще более похвально Мариино, что она прилежно слушала Слово Божие. Марфа заботилась о телесном угощении, а Мария о духовном: посему для Христа было приятнее старание Марии, нежели Марфы. Ему, как пища сладкая, приятно, если кто слушает святое слово Его с благоговением и усердием. А когда Христос так похваляет усердие Мариино в слушании слова Божия, то тем научает нас, чтобы мы ревновали тому же духовному усердию. Посему, подражая старанию боголюбивой Марии, будем усерднее поучаться и мы, слушатели, в слове Божием, – о чем ныне составим и беседу нашу. Сего требует и торжество нынешнее, которое совершает Святая Церковь в честь Пресвятой Матери явльшегося на земле Сына Божия: ибо ныне Она вошла во храм Божий, во Святое святых, дабы соделаться храмом святым и жилищем воплощаемого Ипостасного Божия Слова. Послушайте же беседу нашу о том, что: 1) от незнания Слова Божия бывают всякие заблуждения и пороки, – 2) что, стало быть, оно нужно всякому хотящему жить по воле Божией, – и о том 3) как должно слушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Манипуляторы политической наивностью чад прп. Иустина Легендарных «Трёх А» использовали, встраивая антикоммунистическую позицию в дело продвижения евроатлантизма 07.03.2021 1611 Время на чтение 6 минут Как уже сообщалось, 4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич) , один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала XXI века. Мы уже публиковали беседу с руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем . Сегодня помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, Огненом Войводичем . Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. М.Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, еп.Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а еп. Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы? Огнен Войводич: Три монаха ученика преп. Иустина Челийского (который был во время коммунистического режима в монастыре под «домашним арестом»), после обучения в Белграде и за рубежом, были профессорами на Богословском факультете в Белграде. Как профессора они были популярны в широких кругах академической общественности и в народе, и были гонимы югославским режимом. Их христианская миссия в том периоде имела особое значение в сербском народе. Помню мою первую встречу с владыкой Амфилохием в Печской патриаршии, когда сам был ещё школьником. Именно он повлиял на мой выбор – заниматься богословием. Позже владыка Амфилохий (ещё не будучи Митрополитом Черногорским) крестил моего брата и меня, моих двоюродных братьев. В начале 1990-х, после распада Югославии и нападений на сербский православный народ со всех сторон: католицизма, исламизма и коммунизма, они стали епископами и духовными авторитетами в сербском народе. У них не было политического опыта и знаний, а события войны и политические разборки наваливались непрерывно. Их академическая политическая деятельность была определена вызовами эпохи: конфликтами на геополитической и религиозной почве. Их – как популярных в народе владык – пытались использовать манипуляторы, встраивая их антикоммунистическую позицию в дело продвижения пропаганды ценностей евроатлантизма. Местных политиков поставили перед инфантильным выбором: или коммунизм – или атлантизм…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/07/ma...

И вот спустя почти четверть века в начале 2021 года наше издательство выпустило книгу «Последние страницы» с дневниковыми записями митрополита Иоанна за 1994-1995 годы – последние два года его жизни. В дневнике архипастыря имя Пети Синявского (именно так ласково и по-домашнему Владыка его называл) упоминалось многажды раз и было связано почти со всеми приездами митрополита в Москву. После выхода книги я понял, что уже давно пришло время познакомиться с Петром Алексеевичем. В этом помог Анатолий Дмитриевич Степанов, который, часто бывая в Москве, через общих с Синявским знакомых вышел на него и даже сделал с ним  замечательный фильм-беседу. Я позвонил Синявскому в Москву, рассказал о себе, о деятельности нашего издательства, о которой, как выяснилось, он был весьма неплохо осведомлён. Мы долго проговорили, вспоминая Владыку Иоанна и прошедшие 90-е годы. И буквально с первого нашего телефонного общения у нас установились необыкновенно добрые, доверительные отношения, как будто мы были уже очень давно знакомы. Я отправил Синявскому четыре наших издания: «Последние страницы» с дневником Владыки Иоанна, книгу с его письмами «И жива будет душа твоя», а также книги «Молитвой окрылённый» с полным жизнеописанием митрополита Мануила (Лемешевского) и «Люди радования», подготовленную на основе его архивных источников. Пётр Алексеевич был в восторге от этих изданий. Позвонил и сказал мне, что несколько ночей подряд не мог оторваться от чтения и, что сквозь радость и слёзы вспоминал о двух великих архипастырях, которых так близко знал. Я стал упрашивать Петра Алексеевича написать свои воспоминания о митрополитах Мануиле (Лемешевском) и Иоанне (Снычёве). Он сначала не соглашался, говорил, что всю жизнь писал стихи и никогда не писал ничего другого, и что ему очень тяжело вспоминать о тех, кого он любил, и кто уже ушёл в Вечность. Но потом, неожиданно скоро, он передумал, согласился, как бы понимая, что его возраст уже не позволяет откладывать. Меньше чем за неделю Пётр Алексеевич написал текст и в апреле прислал нам его, а уже в июне 2021 года наше издательство выпустило в свет небольшую книжку «Записки архиерейского служки» с очень проникновенными, теплыми, подчас самоироничными и необыкновенно добрыми воспоминаниями. В книжку также вошли две его поэмы – о святых преподобных Сергии Радонежском и Савве Сторожевском, а также цикл «стихов для православных детей», как их именовал автор. Петру Синявскому книга очень понравилась. Он искренне радовался её выходу и считал, что это очень важная веха его жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/29/ra...

протоиерей Василий Жмакин О книге Е.И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души» Приостановка издания «Сионского вестника» произвела сильное впечатление на общество. Сторонники журнала с подозрением отнеслись к его прекращению и увидели в этом начало падения мистицизма. С другой стороны, и противники его ободрились и стали готовиться к решительному наступлению. В числе активных борцов против мистицизма выступил статс-секретарь Петр Андреевич Кикин. Под начальством Кикина служил один мелкий чиновник Евстафий Иванович Станевич, находившийся в самых близких отношениях с Кикиным и бывший другом и постоянным собеседником в его семейном кругу. В это время семейство Кикина постигло несчастье,– умерло дитя. Станевич, как свой, домашний человек, вздумал написать в утешение сетующих родителей беседу. В ней он развивал идею бессмертия, но в то же время доказывал, что последнее тогда только утешительно, когда основывается на обетованиях, данных Святой Православной Церковью . Вопрос о бессмертии души послужил автору поводом к резким и сильным нападкам на мистицизм. Данное обстоятельство привело к тому, что именно изданием «Беседы на гробе младенца о бессмертии души» решено было начать наступательные действия против мистиков 115 . Сочинение Станевича по своему характеру и содержанию вполне отвечает жанру полемического сочинения. Автор «Беседы на гробе младенца о бессмертии души» не случайно посвятил это сочинение митрополиту Михаилу. В глазах ревнителей Церкви и врагов мистицизма митрополит Михаил и по своему положению, и по личным убеждениям являлся как бы их представителем и хранителем чистоты Православия. Сочинение Станевича имело следующее стихотворное посвящение, в котором автор как бы испрашивал благословение у митрополита на борьбу с еретиками, т.е. мистиками: «Преосвященнейший наш пастырь Михаил! Насколько Бог мой дух в сей книге просветил, Противу ересей писал в такую меру. Владыко! Не на дар, воззри на теплу веру!» 116 Тон сочинения Станевича довольно резкий. Автор постоянно называет своих противников самыми нелестными именами, например, слугами дьявола, лжехристами и т.п. Общая идея книги состоит в защите традиционных понятий о Церкви, ее иерархии, о церковных догматах и установлениях. Автор защищает общее положение, что вера неотделима от Церкви, что вне Церкви невозможно спасение, что необходимо послушание Церкви. Наряду с этим, он прямо нападает на мистиков, которые ставили, как известно, свою внутреннюю церковь выше внешних различий вероисповеданий и Церквей 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 131. Евхаристическое участие Мера Божественного причащения Пятница накануне Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, продолжаем нашу беседу касательно «Литургии верных». На последнем занятии мы выяснили, что как нельзя причащаться, не будучи христианином, так же нельзя быть христианином без причащения! Теперь надо выяснить: какова мера Божественного причащения? Иначе говоря, с какой периодичностью следует причащаться? Для выяснения этого посмотрим на исторические факты. И что мы видим? А то, что уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (и даже чаще: например, в дни памяти мучеников). Причем, на еженедельной Евхаристии присутствовали и причащались все члены местной общины. Отказ от такого участия без достаточных к тому оснований подвергался порицанию. Эту практику выражает 9м апостольское правило. Таким образом, первые христиане причащались за каждой Литургией. Однако с увеличением числа праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого члена общины стало считаться многими желательным, но необязательным – равно как и участие в причащении. Об этом говорит нам 2е правило Антиохийского Собора. Не смотря на это практика частого причащения сохраняется и в последующие века, хотя в отношении регулярности причащения не везде все было одинаково. Так, преп. Аполлоний Египетский (IV в.) вводит «в своей обители правило, чтобы подвизавшиеся с ним иноки ежедневно перед вкушением пищи (т.е в 15:00)причащались». А св. Василий Великий , одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии оно совершается четырехкратно в неделю: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, а также и в иные дни, если бывает память какого святого. Преп. Онуфрий Великий († 390) причащался каждую субботу и воскресенье. Такой же практики придерживались и в обители преп. Герасима Иорданского († 475).

http://azbyka.ru/video/131-evharistiches...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 90. Коливады История доказывающая, что обычай без истины – не традиция, а застарелое заблуждение, пусть и разделяемое большинством Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я расскажу вам историю, которая наглядно показывает, как верностью в малом определяется верность в великом. Формально эта история связана с поминовением усопших и тематически продолжает предыдущую нашу беседу. А вспомнил я о ней, в связи с недавним моим разговором с одним священнослужителем относительно тех тем, которые я с вами столь откровенно обсуждаю, безжалостно порой ломая установившиеся стереотипы и формы нынешней нашей церковной жизни. Поэтому данную историю вы можете воспринимать как своего рода пояснение занятой мной позиции и в каком-то смысле программную задачу канала «Домашняя церковь». Итак, прецедент возник на Афоне в 1754 году в связи со строительством центрального храма в скиту св. Анны. Поскольку все монахи скита были заняты на постройке храма, то стало неудобно совершать многочисленное поминание усопших, которое во всех монастырях и скитах Святой Горы совершалось, как это и положено, по субботам. В связи с этим было начальство Скита решило перенести его на воскресные и праздничные дни, когда все равно работать было нельзя. Это нововведение вызвало недовольство среди нескольких монахов, которые, когда начиналось поминовение в воскресный или праздничный день отказывались его совершать и уходили из храма. Понятно, что это вызывало смущение у тех, кто оставался в храме, которое затем переросло в возмущение, что выходившие своим нежеланием участвовать в общей с ними молитве несправедливо обличают оставшихся в нарушении Устава. Живший в это время в скиту бывший патриарх Константинопольский Кирилл, узнав о таком поведении, так же вознегодовал на них, говоря: «Зачем это вы делаете? Я, когда был на престоле, не только разрешал, но и сам совершал поминовение усопших в воскресение». На что ему ответили несогласные: «А мы не хотим знать, что делают в Константинополе, потому что там все делают по-другому, чему нам, живущим в пустыне, следовать не обязательно, тем более, если это нарушает церковные правила». После такого ответа их стали притеснять, иронично обзывая «коливадами».

http://azbyka.ru/video/90-kolivady/

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 53. Вечерние чтения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. Завершением светильничного благодарения является или должно быть чтение Св. Писания. По крайней мере, так было в древности. Еще со времен И. Христа синагогальное богослужение состояло из молитвы и чтения Св. Писания ( Лк.4:15-21 ). И апостолы предписывали: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию… И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» ( 1Кор.14:26-29 ). Таким образом, чинопоследование апостольского богослужения состояло из 1) Пения псалмов и гимнов, 2) Чтения Свящ. Писания и 3) и Рассуждения пророков. Тот же принцип мы наблюдаем и в монастырском собрании IV века. Согласно «Правилам св. Пахомия» по описанию Блаж. Иеронима (†420): «Все сходятся вместе, поют псалмы и читают Писание по обыкновению. По окончании молитв, когда все сядут, тот, кого называют отцом, стоя посредине, начинает беседу… Затем собрание заканчивается и каждая группа с старшим во главе отправляется к столу» Тот же самое мы видим и в нашем богослужении: сначала поются псалмы, после чего следует чтение Священного Писания. В этом и состоит так называемый богослужебный синаксис (от греч. σιναξις – собрание), заимствованный из ветхозаветного иудейского молитвенного собрания, а книга данного богослужения издревле носила название «Синаксария». Итак, после Пения псалмов и гимнов следует Чтение Свящ. Писания. Вот почему после пения Гимна «Свете тихий» произносится вечерний Прокимен. Напоминаю, что Прокимном называется собрание нескольких стихов из псалмов, точнее остаток пения целого псалма с припевом к каждому стиху его. Такое пение известно под именем ипофонного в отличие от антифонного. На каждый день седмицы есть свой прокимен (кроме праздничных и великих). Эти прокимны можно найти в Часослове. По Уставу прокимен возглашается канонархом (тем, кто на клиросе возглашает громко стихи).

http://azbyka.ru/video/53-vechernie-chte...

Святой Иоанн Златоуст, имя которого чествуется во всей Церкви восточной и западной как имя величайшего из святых отцов Церкви, вселенского учителя и святителя, в своей неусыпной заботливости о приумножении среди христиан ведения слова Божия, побуждая неустанно слушателей своих церковных бесед к чтению слова Божия и надлежащему восприятию его учения, нередко поставляет на вид, что читающему слово Божие надлежит иметь точные руководственные сведения о Священном Писании вообще и в частности о каждой отдельной книге его состава. " Знаете ли вы, - говорит он с укоризною своим слушателям в одной беседе, - что за слово Писание? Знаете ли, что такое Евангелие? Почему четыре Евангелиста? " (Златоуст. Беседы на Деян. Беседа 19, 5). И сам святой отец в ряду своих истолковательных бесед на отдельные книги Священного Писания первую беседу о каждой книге обычно посвящает изложению общих руководственных о ней сведений. Между прочим, у Иоанна Златоуста есть целая беседа о том, что нельзя оставлять без внимания и надписаний или заглавий священных книг (Беседы на надписание книги Деяний). " Потому-то, говорит он, и церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паримий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или Апостола и Евангелиста, а потом произносит и его изречения, дабы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и то, кто сказал это " (Златоуст. Толк. на Посл. к Евреям. Бес.8, 4). Равным образом и все другие отцы и учители Церкви великие прилагали заботы о том, чтобы в их паствах было надлежащее ведение Священного Писания и всего к нему относящегося, ибо и " ереси происходят не от иной вины, а от неведения Св. Писания " (Златоуст. Бес.3. О Лазаре). Сея ради вины и предназначавшиеся для домашнего употребления православных христиан издания священных книг, как в древней Греческой, так и в Православной Российской Церкви, нередко сопровождались предварительными отеческими предисловиями и руководственными примечаниями. Еще задолго до книгопечатания между древнеславянскими рукописями священных книг для келейного употребления чаще встречаются списки библейского текста с предварительными предисловиями, чем без них (см. Описание Слав. рукоп. Моск. Синод. Библиотеки. Отдел I). По их примеру и в первых печатных изданиях всей славянской Библии были помещены даже довольно большие руководственные предисловия, каковы Синопсис (обозрение) свящ. Книг, именуемый Афанасиевым, предисловия Феофилакта, архиепископа Болгарского и др. По примеру таковых прежних отечественных изданий Библии, и ныне здесь предлагаются вниманию твоему, православный читатель, те общие руководственные сведения о Свящ. Писании, на которые указывал своим пасомым св. Иоанн Златоуст. Они и извлечены не откуда-нибудь, а из творений того же Иоанна Златоуста и других святых отцов и учителей Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Закрыть Зависимость – не от гаджетов, а от соцсетей, игр и порнографии О вреде и пользе предметов научного прогресса и привычке разговаривать с автомобилем Иеромонах Макарий (Маркиш)   06:00 19.01.2023 626 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Каждый десятый россиянин дает имена личным и домашним устройствам, а половина опрошенных испытывает сочувствие к своим гаджетам, если они повреждаются, говорится в исследовании «Лаборатории Касперского», сообщает РИА Новости. «Каждый десятый житель России дает имена личным и домашним устройствам. Чаще всего прозвища получают роботы-пылесосы. Таковы результаты опроса " Лаборатории Касперского " , - говорится в сообщении. Отмечается, что многие обращаются с домашними устройствами как с одушевленными существами. «Например, просят снова начать работать, когда те ломаются. Так делают 42% опрошенных. Из них 68% разговаривают со смартфонами, 54% - с ноутбуками, 45% - с телевизорами, 22% - с электрическими чайниками и кофемашинами, а 16% - с роботами-пылесосами», - добавили в компании. Отмечается, что зачастую люди пользуются цифровыми устройствами много лет. Это покупки, которые играют важную роль в повседневной жизни. Неудивительно, что владельцы привыкают к ним. По данным компании, «половина опрошенных испытывает сочувствие к своим устройствам, если они повреждаются - падают или разбиваются». «Зачастую люди доверяют роботизированным системам и делятся с гаджетами самой разной информацией... В рамках другого эксперимента робот вовлекал людей в дружескую беседу, в результате ему удавалось выманивать самую разную информацию... Наверное, многие сталкивались с телефонными мошенниками, имитирующими роботизированные звонки. Это яркий пример того, как злоумышленники используют доверие к автоматизированным системам», - отмечает эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов, слова которого приводятся в сообщении. Об исследовании «Лаборатории Касперского» размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш):

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010