РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918) Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях 31 января 2011        Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918)     К этому времени общий характер взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством в лице императора определялся подчинением Церкви созданной государственной властью обер-прокуратуре во главе с обер-прокурором. В последние годы синодального периода, по мнению современников, выразивших свою точку зрении на Поместном Соборе, «сфера влияния Церкви становилась все уже и уже, угрожая ограничиться одной лишь богослужебной практикой и делами духовного сословия, а вместе с этим и управление церковное приняло светский бюрократический характер, ни для кого, кроме подведомственных лиц не авторитетный» . Епископ Саратовский Гермоген сделал попытку расширить область рассматриваемых церковных вопросов, обсуждавшихся Святейшим Синодом, вывести их за круг тем, предлагаемых обер-прокурором, что само по себе не находило возражений у членов Синода. Однако все пошло по-иному, когда оказались затронутыми интересы тогдашнего фаворита императорской семьи Г. Распутина. И можно сказать с определенностью, что и увольнение епископа Гермогена от управления кафедрой в 1912 году, и ссылка его в Жировицкий монастырь под влиянием Г. Распутина являются прямым следствием существовавшей тогда синодальной системы, суть которой заключалась во включенности Церкви в систему государственного аппарата, а, следовательно, и в зависимости Церкви от государства, наиболее полно выразившейся в судьбе епископа Саратовского Гермогена. И не случайно церковный историк И.К. Смолич называет его последней жертвой синодального правления .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26.03.2010  Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Игумен Дамаскин (Орловский) Доклад на VII Дамиановсих чтениях: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Деятельность епископа Гермогена (Долганева) широко освещалась в прижизненных епархиальных периодических изданиях, свидетельствуя о его активной пастырской, миссионерской, издательской деятельности, вкладе владыки в храмовое, монастырское, школьное строительство. Судьба епископа Гермогена удивительным образом отразила трагизм и сложность предреволюционного времени, запечатлела его понимание катастрофичности надвигающихся событий и честные и достойные попытки воспрепятствовать этому. Краткое житие владыки Гермогена было уже написано (см. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия./иеромонах Дамаскин (Орловский). Тверь, 1996. С. 154-175). Оно явилось той гипотезой об исследуемом событии, которую следовало превратить в полное описание его земного пути, и в 2008 году оно было опубликовано (см. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь./иг. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2008. С. 220-515). Поисковый план жития владыки Гермогена оказался непростым в географическом смысле: Херсонская епархия, Петербург (ПДА), Тифлис, Саратовская епархия, Гродненская епархия (Жировицкий монастырь), Московская епархия (Николо-Угрешский монастырь), Тобольск и Екатеринбург. Ранний период служения – тифлисский – нашел отражение в документах фонда Саратовских архиереев (ф. 1132), хранящемся в Саратовском государственном архиве. В этом фонде отложились как служебные, так и личные документы епископа Гермогена. Поскольку ссылка владыки в Жировицы была неожиданной, архив его остался в Саратове.   Одним из непростых эпизодов тифлисского периода было ставшее уже мифом исключение из Тифлисской духовной семинарии И.В. Джугашвили. В среде церковных историков этот акт приписывают архиепископу Димитрию (Абашидзе, в схиме Антонию). Но документы Саратовского архива и Центрального исторического архива Грузии свидетельствуют, что это произошло в период ректорства архимандрита Гермогена.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

1 апреля 2014 года, Москва. Концерт камерной музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и возрождения исторического села Старая Потловка Великий пост – время самосовершенствования, милосердия и добрых дел. В спасительные дни подготовки к светлому и радостному дню Христова Воскресения предлагаем Вашему вниманию концерт классической музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и культурного возрождения исторического села Старая Потловка (год основания 1718 г.). Храм находится в Колышлейском районе Пензенской области (территория новообразованной Сердобской епархии).          Концерт состоится в Большом конференц-зале Российской государственной библиотеки во вторник 1 апреля 2014 года (начало в 19.00).          Храм святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка – уникальный архитектурный памятник (построен в неорусском стиле), имевший общероссийскую известность до 1917 года как храм-школа, сооруженный на месте упокоения безвременно ушедшей дочери известной православной дворянки и меценатки Надежды Рихтер. Храм имел особое посвящение теме детства и материнства. Его неоднократно посещал епископ Гермоген (Долганев, 1858-1918), священномученик Тобольский.          В программе концерта прозвучит Соната для виолончели и фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова — одно из самых красивых произведений русской музыкальной классики, написанное примерно тогда же, когда был построен храм святой Аллы (1901 год). Также прозвучит камерная музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Среди исполнителей — лауреат Международных конкурсов, ученик Натальи Шаховской и Мстислава Ростроповича Евгений Румянцев; лауреат Международных конкурсов, композитор и пианист Алексей Курбатов; известный скрипач и организатор музыкального образования Дмитрий Герман; блистательная молодая скрипачка, лауреат Международных конкурсов Алла Селиванова.          Концерт призван привлечь внимание государственных и общественных деятелей, представителей бизнес-сообщества к возрождению уникального храма и исторического села. На полях концерта будет организована выставка фотографий, посвященных истории храма. Кроме того, планируется премьерный показ фрагмента мультфильма «История одной маленькой девочки», основанного на документальной истории жизни и безвременной кончины Али Рихтер, которая была похоронена в храме св. мученицы Аллы. Справки по электронной почте rodzem@yandex.ru и телефону (916) 734-97-38.     HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/annonce/kontsert_kam...

29 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского. Родился в 1858 году в семье священника Херсонской епархии, при крещении был назван Георгием. В 1889 году окончил юридический факультет Новороссийского университета и тогда же поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 году пострижен в монашество и наречен Гермогеном, в 1892-ом рукоположен во иеромонаха. По окончании духовной академии назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1899 году, будучи ректором, он отчислил из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугащвили. В 1901 году архимандрит Гермоген хиротонисан в епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а в 1903-м назначен епископом Саратовским и Царицинским. Был одним из духовных сыновей отца Иоанна Кронштадтского. В связи с революционными событиями 1905-1907 годов считал необходимым достичь большего влияния Церкви на жизнь народа. Это вызвало недовольство П. А. Столыпина. В 1912 году был уволен с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за попытку ограничить влияние Г. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. В марте 1917 года владыка назначен епископом Тобольским и Сибирским. Участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриарха Тихона. При проведении в Тобольске крестного хода в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года на проповеди не умолчал о кощунствах, творимых властью при обысках в храмах. На следующий день арестован, тайно вывезен в тюрьму в Екатеринбург, 13 июня переведен в Тюмень. 15 июня заключен в трюм парохода «Ока», ночью 16 июня выведен на палубу и сброшен за борт со связанными руками и привязанным к нему 30-килограмовым камнем. До последней минуты творил молитву. Тело владыки спустя две недели обнаружено крестьянином на берегу реки и впоследствии погребено в склепе святителя Иоанна Тобольского. В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

Не веря, что инициатива его высылки исходит от императора, и предполагая, что это только дело рук В.К. Саблера, епископ Гермоген 16 января отправил императору телеграмму, прося о личной встрече . Днем 17 января обер-прокурор В.К. Саблер получил от императора телеграмму, что приема епископу Гермогену дано не будет, и он должен быть немедленно сослан в монастырь. В воскресенье 22 января к министру внутренних дел А.А. Макарову прибыл генерал-адъютант В.А. Дедюлин с обер-прокурором В.К. Саблером и отдал распоряжение, чтобы владыка Гермоген был отправлен из города в тот же день, а в случае неповиновения к нему должна быть применена сила. Тогда же в доме обер-прокурора состоялось совещание членов Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Богоявленским) относительно необходимости немедленного отъезда епископа Гермогена в Жировицкий монастырь. Святейший Синод поручил архиепископу Полтавскому Назарию (Кириллову) и епископу Кишиневскому Серафиму (Чичагову) переговорить с епископом Гермогеном и потребовать, чтобы он, исполняя волю государя, выехал из Петербурга сегодня же. Епископ Гермоген ответил архиепископу Назарию и епископу Серафиму, что он, подчиняясь воле государя, сегодня же вечером выезжает в Жировицкий монастырь , что и исполнил. После увольнения епископа Гермогена от управления епархией группа известных мирян, среди которых были Федор Самарин, Виктор Васнецов, Павел Мансуров, Михаил Новоселов, обратилась в Святейший Синод с письмом, в котором они, в частности писали: «Только нравственная сила может успешно бороться с убеждением хотя бы и ложным, но искренним и не поддающимся ни на какие уступки и сделки... В наше время твердость характера, сила воли и непреклонность в борьбе за то, что человек считает правдою, – явления в особенности редкие. Но они тем более ценны. Они оздоровляют нравственную атмосферу, подымают дух и укрепляют веру, ибо воочию свидетельствуют о том, что еще не совсем иссякла в нашем обществе нравственная сила, которая одна способна двигать людей вперед, победоносно бороться с общественным злом и залагать крепкие основы для того духовного возрождения нашего, по которому мы все томимся» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Обер-прокурор В.К. Саблер, осознавая себя в деле епископа Гермогена неправым, поспешил исправить положение и 14 октября 1912 года подал императору письменный доклад, в котором писал: «Во внимание к тому, что Преосвященный епископ Гермоген... несет возложенное на него Святейшим Синодом послушание с полным смирением, проводя время в молитве, проповедании слова Божия и совершении частого богослужения, представлялось бы благовременным перевести его... в другой монастырь по усмотрению Святейшего Синода» . 21 августа 1915 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир запросил митрополита Московского Макария, может ли он «поместить в Николо-Угрешском или другом монастыре Московской епархии Преосвященного Гермогена» . На что тот тут же ответил, что «Преосвященный Гермоген может быть помещен [в] Угрешском монастыре» . 1917 год явился переломным годом в истории России, когда в стране стали происходить политические и экономические процессы самого радикального характера. Пришедшее к власти Временное правительство оставило почти все старые, воспринимавшиеся обществом как нечто болезненное и отжившее, учреждения и должности – такие, как обер-прокуратура и обер-прокурор, которым 3 марта 1917 года стал В.Н. Львов; через него правительство по-прежнему пыталось управлять Церковью, и 4 марта новый обер-прокурор объявил Синоду, что тот распускается, и будет созван другой из симпатизирующих церковным реформам. 20 марта Временное правительство издало постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», и таким образом Русская Православная Церковь окончательно теряла свое господствующее положение, и без того ограниченное указом от 17 апреля 1905 года. Определением Святейшего Синода 7-8 марта 1917 года епископ Гермоген был назначен епископом Тобольским и Сибирским вместо уволенного на покой тем же определением архиепископа Варнавы (Накропина) . Епископ тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно – то в соборе, то в приходских храмах. «В каждом его шаге, – вспоминали о нем его современники, – чувствуется монах, совершенно отрешившийся от мира и ушедший внутрь себя» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918) 31 января 2011 Монах Платон (Рожков), насельник Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в годы гонений 10 февраля 2010 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик г. Москвы. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Сопоставление подвига мученичества святых древней Церкви и новомучеников Российских 06 февраля 2010 Протоиерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Подготовка материалов к канонизации святых 17 февраля 2009 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы. Доклад на Конференции «Прославление и почитание святых» в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских 31 января 2004 Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Истоки трагедии России в ХХ веке» 31 января 2004 Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Особенности гонений на христианв Римской империи и в России в ХХ веке». Сравнительный анализ 29 января 2003 Игумен Дамаскин (Орловский)Вступительное слово игумена Дамаскина (Орловского) перед началом работы секции " Святые мученики, исповедники и подвижники благочестия нового времени " на XI Рождественских международных образовательных чтениях.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Для читавшего нашу монографию разбираемый текст будет выглядеть в некоторых местах странно, а в некоторых – нелепо и смешно. Пожалуй, лишь глава о тобольском периоде отличается некоторой оригинальностью, и то лишь за счет отдельных статей из «Тобольских епархиальных ведомостей», которые не были использованы нами. Но и здесь масса тяжеловесных цитат и минимум авторской самостоятельности бросаются в глаза читателю. Почти половину объема книги составляют приложения – тексты, друг с другом слабо сочетающиеся, подобранные непонятно по какому принципу и в основном ранее, в тексте книги, уже обильно процитированные. И здесь многое удивляет и заставляет задавать вопросы. Например, почему статья епископа Гермогена против пьес Леонида Андреева «Анатэма» и «Анфиса» приведена не по брошюре, имеющейся в основных библиотеках, или по тексту, отпечатанному в газете «Братский листок», а по оттиску из РГИА? Таких вопросов можно задать много, но они останутся без ответа… Конечно, сей труд может быть интересен специалистам как образчик не очень качественной исследовательской работы; его можно продемонстрировать студентам в рубрике «как не надо писать монографии». Однако для широкого круга читателей эту книгу рекомендовать явно не стоит. Между тем, дело восстановления памяти о священномученике Гермогене, исследования его эпохи и деятельности оставляет еще много неразрешенных проблем и вопросов, над которыми может потрудиться профессиональный церковный историк. Например, необходимо, на наш взгляд, изучить и издать корпус творений епископа. Хочется надеяться, что наука о феномене нового мученичества в Русской Церкви, наконец, освободится от вопиющего дилетантизма. Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов, и в качестве официальных житий будут отбираться тексты прежде всего качественные и правдивые. Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 18581918). – Саратов: «Научная книга», 2006.

http://bogoslov.ru/article/1611011

Уже в следующем, 1906 году 1 августа отец Владимир был возведен в сан протоиерея. Ему выпало редкое счастье сослужить святому праведному Иоанну Кронштадтскому во время его визитов на Север, в родные для него края, — он служил в архангельских храмах и домах горожан. Позднее отец Владимир вспоминал: «Отец Иоанн всегда служил с чрезвычайною силою, дерзновенно, не только запечатлевая слова, но прямо врезая их в души, словно стальным резцом, временами потрясая до самой глубины особенно отзывчивые, чуткие души»; «в присутствии отца Иоанна все без различия звания и положения себя чувствовали как братья в кругу одной родной, дружной семьи». Известно, что отец Иоанн посещал дом отца Владимира. Сохранилась статья отца Владимира об этом визите, опубликованная впервые в «Саратовском духовном вестнике» в 1911 году. Саратов. До революции Послужной список протоиерея Владимира Воробьева за 1917 год 7 сентября 1907 года согласно собственному прошению отец Владимир уволен за штат и 6 октября уволен из консистории в связи с переходом в другую епархию. 20 декабря 1907 года священномучеником епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганевым; 1858–1918) 32летний батюшка был определен на священническое место к Воскресенской кладбищенской церкви в Саратове. На этом кладбище покоятся первенцы отца Владимира — двое близнецов, скончавшихся во младенчестве. Именно в Саратове в семье Воробьевых родились и выросли восемь детей: Иоанн (2 октября 1908 года), Нина (15 августа 1910 года), Серафим (29 января 1912 года), Клавдия (18 сентября 1913 года), Валентина (3 февраля 1916 года), Надежда (13 апреля 1920 года), Ольга (16 июля 1922 года), Елизавета (4 ноября 1926 года). Перечень обязанностей и назначений отца Владимира в Саратовской епархии занимает не одну страницу: благодаря своим дарованиям и безупречной репутации он участвовал в очень многих епархиальных делах. 16 декабря 1911 года на Ярославском синодальном подворье епископ Гермоген назначил протоиерея Воробьева на должность миссионера-проповедника, а также настоятелем Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря.

http://pravoslavie.ru/93992.html

2. Представителем Московского Патриархата в Эстонии назначить архимандрита Елисея (Ганабу), секретаря Отдела внешних церковных сношений по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви, с сохранением возложенного на него послушания в Отделе внешних церковных сношений. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине священника Григория Ивановича Аверина (1889-1937), клирика Ивановской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских священника Григория Ивановича Аверина (1889-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Гермогена (Долганева; 1858-1918), епископа Тобольского и Сибирского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Гермогена (Долганева; 1858-1918) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Кирилла (Смирнова; 1863-1937), митрополита Казанского и Свияжского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010