Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918) Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях 31 января 2011        Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918)     К этому времени общий характер взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством в лице императора определялся подчинением Церкви созданной государственной властью обер-прокуратуре во главе с обер-прокурором. В последние годы синодального периода, по мнению современников, выразивших свою точку зрении на Поместном Соборе, «сфера влияния Церкви становилась все уже и уже, угрожая ограничиться одной лишь богослужебной практикой и делами духовного сословия, а вместе с этим и управление церковное приняло светский бюрократический характер, ни для кого, кроме подведомственных лиц не авторитетный» . Епископ Саратовский Гермоген сделал попытку расширить область рассматриваемых церковных вопросов, обсуждавшихся Святейшим Синодом, вывести их за круг тем, предлагаемых обер-прокурором, что само по себе не находило возражений у членов Синода. Однако все пошло по-иному, когда оказались затронутыми интересы тогдашнего фаворита императорской семьи Г. Распутина. И можно сказать с определенностью, что и увольнение епископа Гермогена от управления кафедрой в 1912 году, и ссылка его в Жировицкий монастырь под влиянием Г. Распутина являются прямым следствием существовавшей тогда синодальной системы, суть которой заключалась во включенности Церкви в систему государственного аппарата, а, следовательно, и в зависимости Церкви от государства, наиболее полно выразившейся в судьбе епископа Саратовского Гермогена. И не случайно церковный историк И.К. Смолич называет его последней жертвой синодального правления .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26.03.2010  Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Игумен Дамаскин (Орловский) Доклад на VII Дамиановсих чтениях: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Деятельность епископа Гермогена (Долганева) широко освещалась в прижизненных епархиальных периодических изданиях, свидетельствуя о его активной пастырской, миссионерской, издательской деятельности, вкладе владыки в храмовое, монастырское, школьное строительство. Судьба епископа Гермогена удивительным образом отразила трагизм и сложность предреволюционного времени, запечатлела его понимание катастрофичности надвигающихся событий и честные и достойные попытки воспрепятствовать этому. Краткое житие владыки Гермогена было уже написано (см. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия./иеромонах Дамаскин (Орловский). Тверь, 1996. С. 154-175). Оно явилось той гипотезой об исследуемом событии, которую следовало превратить в полное описание его земного пути, и в 2008 году оно было опубликовано (см. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь./иг. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2008. С. 220-515). Поисковый план жития владыки Гермогена оказался непростым в географическом смысле: Херсонская епархия, Петербург (ПДА), Тифлис, Саратовская епархия, Гродненская епархия (Жировицкий монастырь), Московская епархия (Николо-Угрешский монастырь), Тобольск и Екатеринбург. Ранний период служения – тифлисский – нашел отражение в документах фонда Саратовских архиереев (ф. 1132), хранящемся в Саратовском государственном архиве. В этом фонде отложились как служебные, так и личные документы епископа Гермогена. Поскольку ссылка владыки в Жировицы была неожиданной, архив его остался в Саратове.   Одним из непростых эпизодов тифлисского периода было ставшее уже мифом исключение из Тифлисской духовной семинарии И.В. Джугашвили. В среде церковных историков этот акт приписывают архиепископу Димитрию (Абашидзе, в схиме Антонию). Но документы Саратовского архива и Центрального исторического архива Грузии свидетельствуют, что это произошло в период ректорства архимандрита Гермогена.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Освящение храма в честь Петра и Павла в д. Ярки Ханты-Мансийского района. 12 июля 2019 года      Так бывает, что, десятки раз прочитав исторический текст, ты как будто не замечаешь каких-то фактов. Или сам не готов увидеть и услышать, или Господь до времени «закрывает» твои глаза. Так было и у меня с информацией о судьбе отца Иоанна Питухина, священника Петропавловской церкви села Базьяны Самаровского (ныне Ханты-Мансийского района), расстрелянного 26 марта 1938 года в Ханты-Мансийске. Идет, идет девятый вал Страшный и трагический 1917 год. Исторический перелом в судьбе России. Как будто река времени остановилась и повернула вспять. Предреволюционные годы уже дышали этими грозными переменами: «Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь, – писал, предчувствуя исторические катаклизмы в преддверии революции, будущий священномученик Гермоген (Долганев), возглавивший чуть позднее Тобольскую кафедру, – совершится страшное, леденящее кровь, – погубят, погубят Царя, непременно погубят». Россия совершала выбор, от которого зависел путь ее развития на долгие десятилетия. Совершался он и в сердце каждого человека. И здесь нельзя было спрятаться, отступить или дождаться «лучших времен». Пришло время, когда перед лицом истории ты должен   сказать «да», если «да»; и «нет», если «нет». Судьба сибиряка Ивана Питухина, в юности участника Гражданской войны на стороне белых, впоследствии скромного сельского священника, – яркий тому пример. Иван Романович Питухин родился в 1894-м году в с. Н. Романовское Тобольского округа. Учился в Кирилло-Мефодиевской образцовой школе при Тобольской духовной семинарии, затем окончил Тобольскую школу псаломщиков. Будущий священник сделал свой выбор во имя Христа В 1917-м году Ивану Питухину исполнился 21 год. 10 июня 1918 года он вступил добровольцем в армию Колчака, служил в Каппелевском «карательном» отряде» квартирмейстером до 26 декабря 1919 года. Отступал с белогвардейцами до Красноярска. Многое он увидел и понял в те годы. Переполняющие злобой душу зверства, ненависть, когда из-за политических убеждений брат шел на брата. В такое время быстро избавляешься от иллюзий. Думается, уже тогда молодой человек понимал: оттого, кто победит в гражданской войне, зависит будущее России. Поражение Колчака отозвалось в его сердце нестерпимой болью. Надо было учиться жить в новых исторических реалиях.

http://pravoslavie.ru/123018.html

1 апреля 2014 года, Москва. Концерт камерной музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и возрождения исторического села Старая Потловка Великий пост – время самосовершенствования, милосердия и добрых дел. В спасительные дни подготовки к светлому и радостному дню Христова Воскресения предлагаем Вашему вниманию концерт классической музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и культурного возрождения исторического села Старая Потловка (год основания 1718 г.). Храм находится в Колышлейском районе Пензенской области (территория новообразованной Сердобской епархии).          Концерт состоится в Большом конференц-зале Российской государственной библиотеки во вторник 1 апреля 2014 года (начало в 19.00).          Храм святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка – уникальный архитектурный памятник (построен в неорусском стиле), имевший общероссийскую известность до 1917 года как храм-школа, сооруженный на месте упокоения безвременно ушедшей дочери известной православной дворянки и меценатки Надежды Рихтер. Храм имел особое посвящение теме детства и материнства. Его неоднократно посещал епископ Гермоген (Долганев, 1858-1918), священномученик Тобольский.          В программе концерта прозвучит Соната для виолончели и фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова — одно из самых красивых произведений русской музыкальной классики, написанное примерно тогда же, когда был построен храм святой Аллы (1901 год). Также прозвучит камерная музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Среди исполнителей — лауреат Международных конкурсов, ученик Натальи Шаховской и Мстислава Ростроповича Евгений Румянцев; лауреат Международных конкурсов, композитор и пианист Алексей Курбатов; известный скрипач и организатор музыкального образования Дмитрий Герман; блистательная молодая скрипачка, лауреат Международных конкурсов Алла Селиванова.          Концерт призван привлечь внимание государственных и общественных деятелей, представителей бизнес-сообщества к возрождению уникального храма и исторического села. На полях концерта будет организована выставка фотографий, посвященных истории храма. Кроме того, планируется премьерный показ фрагмента мультфильма «История одной маленькой девочки», основанного на документальной истории жизни и безвременной кончины Али Рихтер, которая была похоронена в храме св. мученицы Аллы. Справки по электронной почте rodzem@yandex.ru и телефону (916) 734-97-38.     HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/annonce/kontsert_kam...

В Жировицком монастыре будущий священномученик пробыл вплоть до Первой мировой. Потом он был переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где его застала революция. Претерпевший до конца Новая власть — Временное правительство — увидела в сосланном архиерее жертву царского режима. Его освободили и спешно поставили на Тобольскую кафедру. Надо ли говорить, что человек, не боявшийся ни Толстого, ни Распутина, не склонился перед безбожной властью узурпаторов? В то время, когда многие будущие мученики за Христа ликовали от падения монархии и начала «новой небывалой эры», владыка Гермоген сохранял трезвость рассудка. На Тобольской кафедре он делал то же, что и всегда: молился, миссионерствовал, помогал страждущим. Здесь же он примирился с бывшим императором и будущим страстотерпцем Николаем Романовым. Они взаимно испросили друг у друга прощения за все обиды, вольные и невольные. Особое попечение святитель имел о фронтовиках, которые были «распропагандированы», как тогда говорили, большевиками в духе атеизма. Забота епископа о духовном состоянии солдат приводила советскую власть в бешенство — как, впрочем, и всё, что он делал для своей паствы. 15/28 апреля 1918 года бесстрашный архипастырь возглавил крестный ход, в котором участвовало всё городское духовенство и тысячи мирян. Сразу же после шествия владыка был арестован. Начался его путь на свою Голгофу: заточение в Екатеринбургской тюрьме, смерть от рук большевиков его ближайших друзей — все, кто хлопотал об освобождении архиерея, оказались под арестом, и через несколько дней брат владыки протоиерей Ефрем Долганев, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны. Затем — этапирование в Тюмень, мрачный трюм парохода «Ермак», пароход «Ока», на котором его повезли обратно в Тобольск. Но ступить на твердую землю святителю было уже не суждено. Большевики утопили его в реке, привязав к шее тяжелый камень. До последней своей минуты священномученик творил молитву. Несмотря на старания безбожников, останки святого не были утрачены. Они оказались выброшены на берег и 3 июля 1918 года были обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым. Затем, после прихода войск адмирала Колчака, тело святого было доставлено в Тобольск. Останки подвижника были встречены многотысячным крестным ходом. Пять дней они пребывали в кафедральном Софийско-Успенском соборе, после чего были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе этого храма.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/30/beskom...

29 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского. Родился в 1858 году в семье священника Херсонской епархии, при крещении был назван Георгием. В 1889 году окончил юридический факультет Новороссийского университета и тогда же поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 году пострижен в монашество и наречен Гермогеном, в 1892-ом рукоположен во иеромонаха. По окончании духовной академии назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1899 году, будучи ректором, он отчислил из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугащвили. В 1901 году архимандрит Гермоген хиротонисан в епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а в 1903-м назначен епископом Саратовским и Царицинским. Был одним из духовных сыновей отца Иоанна Кронштадтского. В связи с революционными событиями 1905-1907 годов считал необходимым достичь большего влияния Церкви на жизнь народа. Это вызвало недовольство П. А. Столыпина. В 1912 году был уволен с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за попытку ограничить влияние Г. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. В марте 1917 года владыка назначен епископом Тобольским и Сибирским. Участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриарха Тихона. При проведении в Тобольске крестного хода в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года на проповеди не умолчал о кощунствах, творимых властью при обысках в храмах. На следующий день арестован, тайно вывезен в тюрьму в Екатеринбург, 13 июня переведен в Тюмень. 15 июня заключен в трюм парохода «Ока», ночью 16 июня выведен на палубу и сброшен за борт со связанными руками и привязанным к нему 30-килограмовым камнем. До последней минуты творил молитву. Тело владыки спустя две недели обнаружено крестьянином на берегу реки и впоследствии погребено в склепе святителя Иоанна Тобольского. В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

Не веря, что инициатива его высылки исходит от императора, и предполагая, что это только дело рук В.К. Саблера, епископ Гермоген 16 января отправил императору телеграмму, прося о личной встрече . Днем 17 января обер-прокурор В.К. Саблер получил от императора телеграмму, что приема епископу Гермогену дано не будет, и он должен быть немедленно сослан в монастырь. В воскресенье 22 января к министру внутренних дел А.А. Макарову прибыл генерал-адъютант В.А. Дедюлин с обер-прокурором В.К. Саблером и отдал распоряжение, чтобы владыка Гермоген был отправлен из города в тот же день, а в случае неповиновения к нему должна быть применена сила. Тогда же в доме обер-прокурора состоялось совещание членов Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Богоявленским) относительно необходимости немедленного отъезда епископа Гермогена в Жировицкий монастырь. Святейший Синод поручил архиепископу Полтавскому Назарию (Кириллову) и епископу Кишиневскому Серафиму (Чичагову) переговорить с епископом Гермогеном и потребовать, чтобы он, исполняя волю государя, выехал из Петербурга сегодня же. Епископ Гермоген ответил архиепископу Назарию и епископу Серафиму, что он, подчиняясь воле государя, сегодня же вечером выезжает в Жировицкий монастырь , что и исполнил. После увольнения епископа Гермогена от управления епархией группа известных мирян, среди которых были Федор Самарин, Виктор Васнецов, Павел Мансуров, Михаил Новоселов, обратилась в Святейший Синод с письмом, в котором они, в частности писали: «Только нравственная сила может успешно бороться с убеждением хотя бы и ложным, но искренним и не поддающимся ни на какие уступки и сделки... В наше время твердость характера, сила воли и непреклонность в борьбе за то, что человек считает правдою, – явления в особенности редкие. Но они тем более ценны. Они оздоровляют нравственную атмосферу, подымают дух и укрепляют веру, ибо воочию свидетельствуют о том, что еще не совсем иссякла в нашем обществе нравственная сила, которая одна способна двигать людей вперед, победоносно бороться с общественным злом и залагать крепкие основы для того духовного возрождения нашего, по которому мы все томимся» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Обер-прокурор В.К. Саблер, осознавая себя в деле епископа Гермогена неправым, поспешил исправить положение и 14 октября 1912 года подал императору письменный доклад, в котором писал: «Во внимание к тому, что Преосвященный епископ Гермоген... несет возложенное на него Святейшим Синодом послушание с полным смирением, проводя время в молитве, проповедании слова Божия и совершении частого богослужения, представлялось бы благовременным перевести его... в другой монастырь по усмотрению Святейшего Синода» . 21 августа 1915 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир запросил митрополита Московского Макария, может ли он «поместить в Николо-Угрешском или другом монастыре Московской епархии Преосвященного Гермогена» . На что тот тут же ответил, что «Преосвященный Гермоген может быть помещен [в] Угрешском монастыре» . 1917 год явился переломным годом в истории России, когда в стране стали происходить политические и экономические процессы самого радикального характера. Пришедшее к власти Временное правительство оставило почти все старые, воспринимавшиеся обществом как нечто болезненное и отжившее, учреждения и должности – такие, как обер-прокуратура и обер-прокурор, которым 3 марта 1917 года стал В.Н. Львов; через него правительство по-прежнему пыталось управлять Церковью, и 4 марта новый обер-прокурор объявил Синоду, что тот распускается, и будет созван другой из симпатизирующих церковным реформам. 20 марта Временное правительство издало постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», и таким образом Русская Православная Церковь окончательно теряла свое господствующее положение, и без того ограниченное указом от 17 апреля 1905 года. Определением Святейшего Синода 7-8 марта 1917 года епископ Гермоген был назначен епископом Тобольским и Сибирским вместо уволенного на покой тем же определением архиепископа Варнавы (Накропина) . Епископ тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно – то в соборе, то в приходских храмах. «В каждом его шаге, – вспоминали о нем его современники, – чувствуется монах, совершенно отрешившийся от мира и ушедший внутрь себя» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918) 31 января 2011 Монах Платон (Рожков), насельник Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в годы гонений 10 февраля 2010 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик г. Москвы. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Сопоставление подвига мученичества святых древней Церкви и новомучеников Российских 06 февраля 2010 Протоиерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Подготовка материалов к канонизации святых 17 февраля 2009 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы. Доклад на Конференции «Прославление и почитание святых» в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских 31 января 2004 Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Истоки трагедии России в ХХ веке» 31 января 2004 Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Особенности гонений на христианв Римской империи и в России в ХХ веке». Сравнительный анализ 29 января 2003 Игумен Дамаскин (Орловский)Вступительное слово игумена Дамаскина (Орловского) перед началом работы секции " Святые мученики, исповедники и подвижники благочестия нового времени " на XI Рождественских международных образовательных чтениях.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010