7. Религиозная свобода является основополагающим правом человека. Каждый ребенок имеет право получать религиозное образование, соответствующее его собственной традиции. Не существует абсолютно «нейтральной» передачи знаний о религии в школе, поскольку каждая образовательная система отражает определенный мировоззренческий подход и систему ценностей. Включение религиозного образования в школьную программу не нарушает принципа светскости образования. Необходимо отличать церковную катехизацию от школьного религиозного образования. Школьники должны иметь возможность получать углубленное знание о своей религиозной традиции, а также базовые знания о других традициях. 8. Воспитательные цели общеобразовательной школы и Церкви могут гармонировать друг с другом. Во многих европейских странах, в том числе в Финляндии, в школах осуществляется обучение собственной религии согласно принципу свободы совести. Ознакомление с религиозными традициями соответствует этому принципу. 9. Христианское образование созидает нравственные ценности общества в духе ответственной свободы и предпосылки для диалога различных религий и систем ценностей. Обязанностью христианских Церквей является активная деятельность, направленная на разрешение межкультурных конфликтов, поддержка межкультурного согласия и мирного сосуществования. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою В перекладу книг Святого Письма казахською мовою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Турку и Финляндии Тапио Луоме с 60-летием со дня рождения : та звернення] Митрополит Санкт-Петербурзький Ладозький з церкви групи з питань Церкви з церквою Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами лютеранство –   документи Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» документ XI Загальноцерковного з " документ XXXI читань виклики та духовний людини» Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора документ XXX читань «До дня народження Петра I: секулярний мир та Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021) Звернення Церкви до документ X Загальноцерковного з " документ XXIX читань «Олександр Невський: пам " ять народу»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

Публиковались статьи по истории ламаизма в Сибири: «Очерки по истории буддизма: История северного буддизма» (1900. 1, 3, 5-13, 15-18), «Правда о дацане в г. Чите» (1904. 7/8. С. 90-97) и др.; о старообрядчестве: «О расколе в Забайкалье» К. Люкшина (1900. 22-24; 1901. 1, 3, 5, 8-10), «Старообрядцы с. Тарбагатая» свящ. Григория Говядина (1907. 9. С. 141-147). Печатались и этнографические материалы: «Из области народной медицины» свящ. Н. Виноградова (1900. 16. С. 10-13), «Из быта инородцев» (1902. 22. С. 6-12; 23. С. 15-19), «Нет ли и нам дела» Злобина (1906. 11. С. 131-139; 12/13. С. 156-166; 16. С. 194-201; 19. С. 245-252), «Верования, обряды и обычаи корейцев» Уссурийского еп. Павла (Ивановского) (1915. 7/8. С. 237-243; 9. С. 292-297; 10. С. 318-323) и др. В неофиц. отделе были также представлены материалы по истории Церкви в Забайкалье и Сибири, напр. «Забайкальские архипастыри: (Краткий обзор XVII-XIX вв.)» Якутского еп. Никанора (Надеждина) (1900. 12. С. 12-15), «Воспоминание о преосв. Мелетии [Якимове], еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии» (1902. 8/9. С. 1-5; 11. С. 1-7), «Записка о преосв. Михаиле [Бурдукове], архиеп. Иркутском, Нерчинском и Якутском» А. Тараторина (1902. 10; 12/13. С. 10-17; 1904. 9. С. 112-116; 10/11. С. 121-144), «О проезде в 1891 г. через Забайкальскую область и Иркутскую губернию наследника Цесаревича: (Из письма архиеп. Иркутского Вениамина [Благонравова]… К. П. Победоносцеву)» (1914. 24. С. 990-998), «Где могила митр. Арсения Мацеевича?» архим. Ефрема (Кузнецова) (1915. 3. С. 85-91). Местной образовательной системе были посвящены статьи свящ. М. Колобова «К вопросу о церковно-школьном образовании в Забайкалье» (1900. 5. С. 15-16; 6. С. 14-16; 7. С. 14-18; 8. С. 12-16), А. Попова «Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье» (1907. 17. С. 366-373; 18/19. С. 398-408; 20. С. 423-436). Ряд публикаций освещал актуальные события: «О долге сибирских священников пред Церковью, Царем и Отечеством в виду проведения Сибирской железной дороги» свящ. С. Старкова (1900. 20-21), «По вопросам церковной реформы: О выборном начале» (1907. 10. С. 178-207), статьи Читинского еп. Иоанна (Смирнова) «Из военной и мирской жизни» (1915. 1. С. 11-15) и «Об избрании, положении и власти архиерея» (1915. 5. С. 145-153) и др. В 1917-1919 гг. в «З. е. в.» отражались события церковной жизни революционных лет, публиковались документы и воззвания Поместного Собора и св. Патриарха Тихона, статьи «Церковный Собор по вопросу о правовом положении Церкви в государстве» (1918) и др. Особый интерес представляют публикации о церковной жизни в Сибири, напр. «Выписки из постановлений Сибирского церковного совещания в г. Томске, бывшего в ноябре 1918 г.» (1919. 5/8. С. 4-19).

http://pravenc.ru/text/182395.html

5. Пункт 25 главы V Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В обязанности Священного Синода входит: о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Митрополичьих округов и Экзархатов; р) утверждение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов». 6. Пункт 6 главы VI Устава Русской Православной Церкви исключить. 7. Пункт 7 главы VI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: а) Управление делами, действующее в составе Московской Патриархии на правах Синодального учреждения; б) Отдел внешних церковных связей; в) Издательский совет; г) Учебный комитет; д) Финансово-хозяйственное управление; е) Отдел религиозного образования и катехизации; ж) Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; з) Миссионерский отдел; и) Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; к) Отдел по делам молодежи; л) Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества; м) Информационный отдел; н) Отдел по тюремному служению; о) Комитет по взаимодействию с казачеством». 8. Пункт 8 главы VIII Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Самоуправляемую Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Самоуправляемой Церкви c последующим утверждением Архиерейским Собором». 9. Добавить главу VII.I в Устав Русской Православной Церкви и изложить ее в следующей редакции: «VII.I. Автономные Церкви. 1. Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. 2. Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором. 3. Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

По окончании учебы М. д. В. намеревался сразу же приступить к священническому служению в Англии. Однако 31 дек. 1891 г. папа Лев XIII назначил его на должность действительного папского камергера, и М. д. В. пришлось остаться в Риме. Находясь на службе при папе Римском, он исполнял различные поручения понтифика, в т. ч. требовавшие служения за пределами папского двора. Так, в июне 1893 г. он был направлен в Вену в качестве аблегата для доставки биретты , которую имп. Франц Иосиф I должен был вручить возведенному в кардинальское достоинство Л. Шлауху, еп. Надьварада (Орадя). М. д. В. принял участие в подготовке папского послания «Amantissimæ voluntatis» (от 14 апр. 1895), в к-ром Лев XIII обратился к англиканам с призывом к единению. 9 дек. 1895 г. М. д. В. с сохранением должности действительного папского камергера был назначен в Римскую курию на пост заместителя секретаря Папской комиссии по вопросам воссоединения отделившихся Церквей. В следующем году он стал секретарем папской комиссии по изучению вопроса действительности англикан. рукоположений: собирал и обобщал мнения богословов и канонистов, готовил все обсуждения и по результатам работы комиссии сформулировал и отредактировал итоговый документ - папское послание «Apostolicae curae» (от 13 сент. 1896), к-рым папа Лев XIII объявил о том, что католич. Церковь не может признать действительными хиротонии, совершающиеся в Англиканской Церкви. Бреве от 10 марта 1897 г. М. д. В. был назначен апостольским делегатом в Канаду, 13 марта ему было пожаловано достоинство прелата папского двора. В Канаде (находился там с 1 апр. по 3 июля 1897) ему предстояло решить вопрос об англо-франц. школах в пров. Манитоба, где был принят закон об образовании, противоречащий интересам Римско-католической Церкви. Отношение к новому закону было различным среди католиков Канады и определялось их национальной и политической принадлежностью. Такой разброс мнений затруднял понимание ситуации Папским престолом. Для окончательного выяснения сложившегося положения М. д. В. провел беседы с представителями канадского епископата и различных политических групп и представил свои выводы в форме доклада. Выполнение возложенной на него миссии было высоко оценено папой Львом XIII, который отметил это в энциклике «Affari vos» от 8 дек. 1897 г., адресованной канадскому епископату и посвященной вопросу об образовании в Манитобе. В Риме М. д. В. вернулся к исполнению обязанностей действительного папского камергера, в дополнение к которым 6 июля 1898 г. был назначен советником Конгрегации Индекса (см. в ст. Индекс запрещенных книг ).

http://pravenc.ru/text/2563020.html

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Николай Петрович родился и вырос в Казани, закончил там университет, защитил магистерскую (1889 г.) и докторскую (1891 г.) диссертации, но вся его дальнейшая судьба была связана с С.-Петербургом 5 . В 1888 г. была опубликована его первая монография “Разрядные дьяки XVI века”, в которой автор в процессе исследования истории государственного учреждения впервые предложил свою теорию происхождения родословных книг в России, доказал существование и состав Государева родословца, составленного около 1555 г. дьяком Елизаром Циплятевым. Эта теория стала отправным пунктом дальнейшего исследования родословных книг, она сохранила свое значение и в наши дни 6 . Для исследователя, занимающегося русской историей XVI в., книга “Разрядные дьяки XVI века” является своеобразной энциклопедией, настолько она насыщена разнообразными фактами и текстами источников. Как-то в раннем списке родословных книг автор этого доклада обнаружила неизвестную в науке легенду-памфлет о роде князей Глинских, которая отличается от других родословий именно редкостью своей формы – памфлет. Готовя текст к изданию, автор нашла очень близкий вариант этой легенды в сносках книги “Разрядные дьяки”. Мне повезло: у Лихачева была дефектная рукопись, в которой отсутствовали именно “памфлетные” фразы 7 . Однако он оценил необычность самой легенды и опубликовал ее. Чем всегда поражает Н.П. Лихачев, так это своей многогранностью. В основном он известен как один из крупнейших специалистов по истории русского средневековья, но он с одинаковым интересом и изяществом изучал историю рукописей, рукописной книги и почерка; составил картотеку грамотности XVI-XVII вв. по автографам на русских грамотах, в которой собран большой палеографический материал, образцы почерка исторических деятелей. Как специалист по почерку Лихачев делал комментарии об уровне образованности этих людей. Он автор одного из известных справочников по филиграням, знаток печатей и монет (русских, европейских, византийских); он же был одним из ведущих специалистов по русской генеалогии, дипломатике, истории искусства. Для Николая Петровича Лихачева характерно умение работать и с письменными, и с вещественными памятниками. Его понятие “дипломатики” включает кроме истории текста актов историю письма во всем его объеме: бумага, водяные знаки, почерк, печати, их эмблематика и способ скрепления 8 . При этом сопоставляются документы разных стран и эпох, получается яркая картина грамотности и складывается история оформления документа, ведущая к истокам государственности, когда создание письменного документа появилось как потребность зафиксировать юридические нормы, а само письменное оформление свидетельствовало о возросшем уровне общественного сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Юлия Маковейчук . После войны. Об одной поездке к детям, которым теперь не страшно. [В начале февраля глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Епископ Пантелеимон ( Шатов ) посетил НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, или, как называют его в народе, клинику Рошаля. Здесь проходят лечение дети, пострадавшие в Донбассе]. Текст и фото Юлии Маковейчук//Фома. - – март 2015. – С.66-69. – (раздел « Люди »). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Министерство образования Ставропольского края. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – март 2015. – С.70,71 . – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Слава и Лида. Видеопаспорта stvp 7 и stpv 8 (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.70,71;   Света. Видеопаспор m 3 cm 6 (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71; Куда обращаться будущим родителям Славы, Лиды и Светы (братьев и сестер можно забирать в семью только вместе) . – С.71. Семейный совет: Навязчивые движения. Как справиться с детской проблемой . Объясняет семейный психолог, член Общества практикующих психологов «Гешталып-подход» Евгения Андреева //Фома. - – март 2015. – С.71. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). КУЛЬТУРА (раздел). С.72-89. Дмитрий Володихин . Опричнина; легкий способ навести порядок? 450 лет назад Иван Грозный начал радикальные реформы в стране. Ил.: Опричники. Н.В. Неврев. 1870-е гг.; Иван Грозный выслушивает письмо Андрея Курбского. Б. Чариков. 1836; Земский собор. С. В. Иванов. 1908; Московский застенок. Конец XVI века. Аполлинарий Васнецов (1856-1933); Родословное древо русских князей и царей. XVII в.; Кончина митрополита Филиппа (Последние минуты митрополита Филиппа). Н.В. Неврев. 1898; Александровская слобода XVI в. Гравюра//Фома. - – март 2015. – С.72-79. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-143-...

6. Засвидетельствовать глубокую радость в связи со скорым и качественным ходом работ по воссозданию Храма Христа Спасителя символа возрождения Святой Руси. Выразить признательность государственному руководству Российской Федерации, мэру и правительству города Москвы, многочисленным благотворителям и благоукрасителям храма, всем, кто вносит свою лепту и свой труд в его воссоздание. 7. Утвердить определения Священного Синода по созданию во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года новых Синодальных учреждений: Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерского отдела. Издательского совета. 8. Отметить многополезную деятельность Синодальных комиссий, являющихся авторитетными коллегиальными органами, которые содействуют Священноначалию в подготовке необходимых решений и действий. 9. Считать устроение жизни епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви в целом удовлетворительным, несмотря на ограниченность сил и средств и на отдельные недостатки. Отметить увеличение числа монастырей и приходов, особенно в местах, где Церковь возрождается после полного уничтожения гонителями. 10. Утвердить определения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании Абаканской, Белгородской, Мурманской, Сыктывкарской, Томской и Элистинской епархий, а также определения Священного Синода Украинской Православной Церкви об образовании Владимир-Волынской и Криворожской епархий. 11. Полагать весьма важным поддержание канонически выдержанных, добрых отношений между епархиальными Преосвященными и настоятелями, настоятельницами, наместниками и духовниками монастырей, призванными жить и трудиться в полном послушании правящему архиерею. Считать необходимым строгий надзор Преосвященных за духовнической практикой в монастырях и приходах. 12. С удовлетворением отметить умножение числа приходов Русской Церкви в странах дальнего зарубежья, увеличение в них числа прихожан, равно как и труды Отдела внешних церковных сношений, архиереев и клириков диаспоры, понесенные по устроению церковной жизни в рассеянии.

http://patriarchia.ru/db/text/5829634.ht...

Получив эти сведения и взвесив все «за» и «против», министр сделал окончательный выбор и уже 28 февраля представил королю Георгию докладную записку: «Ввиду того что из предложенных кандидатов Нектарий Кефалас, бывший митрополит Пентапольский, а ныне иерокирикс нома Фтиотида-Фокида, представляется наиболее подходящим для сей должности сравнительно с другими двумя как превосходящий их достоинствами, имею высокую честь просить Ваше Величество благосклонно скрепить своей подписью предлагаемый проект указа о его назначении». На следующий день, 1 марта 1894 года, король подписал указ, тогда же опубликованный в «Ежедневном правительственном листке», а тексты, оповещавшие об этом церковные и гражданские власти на местах, были подготовлены к 8 марта. По опубликовании указа новоназначенный директор отплыл через Стилисский залив в Пирей 182 , куда прибыл 7 или 8 марта 183 . Адресованное владыке уведомление о назначении имело дату 8 марта 1894 года. Оно сохранилось. И дата, и почтовая отметка «здесь» показывают, что документ был вручен ему уже в Афинах. 174 Ризарийская Духовная семинария была основана королевским указом от 12 мая 1841 г. на средства братьев Ризарисов – Манфоса († 1821) и Георгия († 1841), уроженцев Монодендриона, что в Загоре (Эпир). Согласно предсмертной воле Георгия, братья завещали все свое состояние «на учреждение и поддержание Духовной семинарии», которая позволила бы дать необходимое образование молодым людям, ищущим священства. Семинария начала действовать с 1844 г. и до 1960 г. размещалась в здании напротив лечебницы Эвангелизмос, после чего переехала в новое помещение (район Халандри). 175 По-видимому, описка вместо «главного директора», поскольку должности с таким наименованием в Ризарионе не было. 176 Ошибка: святой Нектарий имел диплом богословского факультета Афинского Национального университета. 177 Примечательны следующие строки прошения: «Однако за невозможностью трудиться в столь сложной епархии, какова Казосская и Карпафская, он просил у Церкви перевода в другую митрополию, поближе к средоточию тех, кто действует против Матери-Церкви, с тем, чтобы и ему возможно было бороться с недругами ее (вероятно, в Македонии). Но поскольку Церковь , ввиду политических обстоятельств, не имела возможности исполнить такое его желание, сей иерарх был поставлен в необходимость подать прошение об увольнении из епархии (которое по прошествии двух лет после многих напоминаний было удовлетворено) и с той поры безмолвствовал на Святой Горе в ожидании лучших времен, когда призван будет Матерью-Церковью и вступит в многотрудную духовную борьбу с ее врагами. Вы окажете великую услугу и всему Отечеству, и епархии Мантинийской в особенности».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

э) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; ю) награждает клириков и мирян церковными наградами; я) по представлению Учебного комитета утверждает создание новых кафедр в духовных учебных заведениях; я1) утверждает присуждение ученых степеней и званий; я2) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей. 8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест. 9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси. 10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. 11. Сан Патриарха является пожизненным. 12. Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха Московского и всея Руси на покой принадлежит Поместному Собору. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора. 13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203397...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010