Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского. Лавра Давида Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, хребет Гареджи Координаты: 41.447459, 45.376659 Проезд:Монастырь находятся в 45 километрах строго на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через два века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что три посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти. Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест. В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского - святой Додо. В Лавре есть две часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=36533

Давидо-Гареджийский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Давидо-Гареджийский мужской монастырь Давидо-Гареджийский мужской монастырь (Давид Гареджа) — комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части. Содержание История [ править править код ] Давид Гареджа (груз. , азерб. Keikçida) представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары. Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

http://azbyka.ru/palomnik/Давидо-Гареджи...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Додо Гареджийский, прп. - житие ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ (+ 623), прп. (пам. среда по Вознесении), ученик и сподвижник прп. Давида Гареджийского (см. ст. Давид и Лукиан), одного из 12 сир. отцов. Сведения о Д. Г. содержатся в краткой и метафрастической редакциях Жития прп. Давида Гареджийского, а также в Житии прп. Шио Мгвимского. В XVIII в. в связи с оживлением в Грузии агиографической и литургической деятельности по созданию лит-ры о местных святых в рамках гареджийской лит. школы (см. в ст. Грузинская Православная Церковь) был собран материал о Д. Г. Его синаксарное Житие, приписываемое митр. Самтависскому и Горийскому Романозу (Эристави) (1710-1726), впервые встречается в Праздничной Минее 1726 г. (Кекел. A 220) и помещено под 6-й седмицей по Пасхе. Произведение представляет собой расширенный пересказ метафрастического Жития прп. Давида Гареджийского с использованием сведений из Жития прп. Шио. Исключение составляют повествование о месте погребения Д. Г. и описание его усыпальницы, основанные на местных преданиях и традициях. В 70-80-х гг. XIX в. М.-Г. Сабинин составил свою редакцию Жития и опубликовал ее на рус. языке (Сабинин. 2004. С. 547-550). В 1971 г. под ред. И. Абуладзе было осуществлено критическое издание синаксарного Жития Д. Г. (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 245-249 [исследование], 415-418 [текст]). Д. Г. происходил из кахетинского княжеского рода и был известен благочестием и склонностью к отшельнической жизни. Услышав о прп. Давиде, он прибыл в Гареджи и подвизался под рук. преподобного в собственноручно высеченной пещере. С увеличением числа братии Д. Г. по благословению прп. Давида основал на юж. склоне горного кряжа, напротив Давидгареджийского мон-ря, мон-рь Додос Рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресв. Богородицы. Согласно Житию, 1-я церковь в Гареджи, в честь Успения Пресв. Богоматери, была высечена именно в Додос Рка. Д. Г. был близким другом и духовником прп. Давида; отправляясь в Иерусалим на поклонение Гробу Господню, прп. Давид поручил Д. Г. и прп. Лукиану Гареджийскому опекать все обители Гареджи во время его отсутствия.

http://pravicon.com/info-2189

Иконография Предполагают, что Д. Г. изображен в росписи диаконника главного храма мон-ря Удабно в Гареджи, созданной местными мастерами в X в.; в житийном цикле прп. Давида Гареджийского рядом с преподобными Давидом и Лукианом, в сцене обретения воды, а также в сцене, где изображен поднимающийся по лествице гареджийский пустынник, у к-рого на боку корзина с др. монахом. Считается, что это изображение символизирует уход Д. Г. из Давидгареджийского мон-ря вместе с др. монахами для основания Додос Рка (Схиртладзе, Истмонд. 2002. С. 41-44). Согласно Житию, на могиле Д. Г. находилось его изображение, на стене -роспись на сюжет о вознесении его души ангелами (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418), что подтверждают и сведения участника перенесения мощей в 1880 г. (Кекел. S 3283d). Сабинин писал, что, когда они поднялись в мон-рь преподобного, с трудом нашли погребальную церковь Д. Г., «которая была целиком заполнена песком и илом. Сначала стали чистить, после чего появилась могила преподобного Додо, на которой был нарисован образ в арке обернутого в мантию преподобного» (Сабинин. Рай. С. 638). Плита была разбита при перезахоронении мощей и утрачена. Возможно, она относилась к более позднему периоду, т. к. жизнь в мон-ре Додос Рка не прекращалась до кон. XVIII в.тав В алтарной конхе церкви-усыпальницы Д. Г. сохранилась роспись «Слава Христа» (IX в.), до 20-х гг. ХХ в. в верхней части сев. стены еще было видно симметричное изображение всадников, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, внизу - образы 3 старцев, Д. Г. и др. гареджийских подвижников (Схиртладзе. 1991. С. 109-112). Известны 2 иконы с изображением Д. Г. в виде старца с длинной белой бородой, в черном с крестами облачении схимонаха и в куколе: вместе с прп. Давидом на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв., ГМИГ. V 64) и вместе с 3 сир. отцами: преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Давидом Гареджийским, на иконе XIX в. (ГМИГ. V 13). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2189

Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Д. и Л. Г. были погребены в Преображенской ц. Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества. Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер В VI в. ГПЦ причислила Д. и Л. Г. к лику святых ( Габидзашвили. 2001. С. 96-97). Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага. Усыпальница Давида По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-вост. части. В ее планировке, характерной для регионов христ. Востока раннего средневековья, особенно заметны сир. черты, к-рые впосл. получили широкое распространение в Грузии при сооружении усыпальниц сир. отцов в мон-рях Зедазени , Цилкани , Марткопи , Алаверди , Хирса , Брети , Самтависи , Гареджи (мон-ри св. Додо, Бертубани, Цамебули, Удабно). В сер. IX в. настоятелем Давидгареджийской лавры прп. Иларионом Грузином Преображенская ц. была обновлена и расширена, могила Давида оказалась в юж. части интерьера церкви и была огорожена с севера, т. е. со стороны церковного зала. В период настоятельства «нового строителя Гареджи» прп. Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.) лавра и усыпальница, вероятно, были отремонтированы (Кекел. Ad 87; ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 1830). В гареджийских документах этого периода лавра часто именуется усыпальницей Давида. Вероятно, в это время появились 2 плотно спаянных друг с другом слоя перекрытия раки Давида.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Лит.: Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С.55-116; Иоселиани П. Гора св. Давида в Тифлисе. Тифлис, 1858; он же. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 39-53; Алекси-Месхишвили Т. Краткое описание груз. мон-рей//ДВГЭ. 1864. 8. С. 36-50; Бердзенов И. Г. Мон-рь св. Додо//Дроеба. 1881. 10 июня. 118. С. 3; Сабинин М. -Г. Мой ответ И. Г. Бердзенову//Там же. 1881. 27 июня. 133. С. 3(на груз. яз.); Макарий, архим. Письмо в редакцию//Там же. 1881. 170. 3 июля. С. 2 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.); Карбелашвили П. , прот. В Давид-Гареджийской пустыни//Иверия. 1895. 179. С. 2 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; он же. Давид Гареджели и его Лавра. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Архетипы житий Сирийских отцов//Исторический сб. Тифлис, 1926. Т. 1: Палеография. С. 1-18, 36-42; Peradse G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Gotha, 1927. S. 1-41; Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии Сирийских отцов в Картли// он же. Этюды. 1956. Т. 4. С. 82-107 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 158-162 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972. С. 146-149 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Жития Сирийских отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по древнегруз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Tomekovic S. Les particularités du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe siècles - debut du XIIIe siècle)//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. N 2. P. 113-134; Папуашвили М. По следам информации М. Сабинина по поводу «Джваршемосили»//Гулани: Ист.филол. разыскания. Тбилиси, 1989. С. 271-281 (на груз. яз); Схиртладзе З. К вопросу о системе росписи купольной церкви мон-ря св. Додо в Гареджи//Сообщ. АН ГССР. 1991. Т. 144. 1. С. 109-112 (на груз. яз.); idem. Martyrs and Martyria in the Gareja Desert//Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance. Р., 2006. Р. 61-88; он же. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006 (на рус., англ., груз. яз.); Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Tbilisi, 2001. S. 220-239; Схиртладзе З. , Истмонд Е. Цикл жития св. Давида Гареджели в диаконнике главной церкви мон-ря Удабно: Новые данные и наблюдения//Древности Грузии. Тбилиси, 2002. 2. С. 28-49 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/178730.html

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, – монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.      Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря. Лавра в истории      В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась – прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3–875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса. Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI–XIII века – в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова. Предание по-разному сохранило число мучеников – от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей. Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

http://pravoslavie.ru/113061.html

По преданию, Д. Г. еще при жизни удостоился даров чудотворения и власти над нечистым духом. В Житии указано, что он управлял Додос Рка 25 лет (по др. ркп.- 52 года) и скончался в возрасте 90 лет (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 415). Преподобный похоронен в мон-ре Додос Рка в своей келлии, на месте к-рой в IX в. была высечена малая купольная церковь. По свидетельству Жития, «пыль из могилы святого исцеляла людей от всех болезней. На могиле изображен лик святого в виде усопшего, в то время как на стенах его могилы - сцена его вознесения ангелами на небеса» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418). По сведению письменных источников XVIII-XIX вв., в основном из архивных материалов свящ. П. Карбелашвили (ЦГИАГ. Ф. 1461. Ед. хр. 47), а также эпиграфического материала, усыпальница Д. Г. находилась в сев. рукаве малой купольной церкви; по описанию Сабинина, во 2-й пол. XIX в. усыпальница и храм были засыпаны песком (Сабинин. Рай. С. 292; он же. 2004. С. 549). 16 марта 1880 г. по инициативе Сабинина гробница Д. Г. была вскрыта, «очистили церковь, и показалась могила, гладко оштукатуренная, а на ней изображен лик преподобного Додо, и имела могила отверстие для продевания руки в нее, дабы богомольцы брали оттуда землю для евлогии и приходящих с упованием» (Сабинин. Рай. С. 638). Мощи Д. Г. были перенесены из опустевшего мон-ря Додос Рка в Давидгареджийскую лавру и упокоены на могиле прп. Давида Гареджийского. 19 марта Сабинин и местный кн. Спиридон заказали в Тифлисе раку из орехового дерева (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3). Однако когда рака была доставлена в Гареджи, архим. Макарий, воспользовавшись отъездом Сабинина в Россию, направил донос в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, в результате чего появилась резолюция о погребении мощей Д. Г. в церковном дворе. Настоятель мон-ря архим. Григорий (Дадиани) последовал приказу, братия «на скорую руку смастерили небольшую деревянную раку и поместили туда благословенные и священноблагоухающие мощи святого Додо, которые по распоряжению того же Макария были похоронены в монастырской ограде, там, где в прошлом так же были захоронены святые мощи преподобного Шио Младшего и других мучеников, поминающихся 1 июня» (Сабинин. Рай. С. 639; Кекел. S 3283d). Эти действия вызвали неоднозначную реакцию общественности: был опубликован критический отзыв И. Бердзенишвили, возникла полемика (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3; Макарий, архим. 1881. С. 2; Папуашвили. 1989. С. 271-281), после чего мощи Д. Г. были упокоены в Преображенской ц. Поскольку результаты расчистки двора лавры, осуществленные в нач. XXI в., не выявили следов первичного захоронения раки во дворе, сведения, опубликованные Сабининым, нельзя считать вполне достоверными.

http://pravicon.com/info-2189

В 1913 г. по инициативе прав. Евфимия Такаишвили была организована экспедиция в неск. мон-рей Гареджийского многогорья. Рака, установленная в сев.-вост. рукаве Преображенской ц., повторявшая формой и размерами могилу св. Давида, была известна как место погребения Д. Г. (Карбелашвили. 1895. С. 2), но Г. Чубинашвили считал ее усыпальницей прп. Лукиана Гареджийского (Чубинашвили. 1948. С. 40). Сохранилась фотография раки, сделанная Ф. Кюне, одним из членов экспедиции. По-видимому, рака была изготовлена из дерева, украшена металлическими, возможно бронзовыми, деталями и находилась под покровом. На гробницу был возложен живописный образ Д. Г. Мощи помещены в специально высеченную в полу небольшую раку (Кекел. Фонд Е. Такаишвили. Ед. хр. 295). В нач. 20-х гг. ХХ в. с закрытием Давидгареджийской лавры и остальные мон-ри Гареджи пришли в упадок и опустели. В 1917-1918 гг. лавра неск. раз подвергалась нападению, пострадали местные святыни, были разорены раки преподобных Давида и Д. Г. В 60-х гг., во время восстановительных работ в лавре, раки покрыли бетонным раствором. В нач. авг. 2000 г. с благословения КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака Д. Г. была вскрыта. После разборки кирпичной кладки на полу сев. рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке прп. Давида. В юго-зап. части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70×30 см, глубина 35 см) с мощами Д. Г. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для ее устроения был частично расширен и переделан сев. рукав церкви (Схиртладзе. 2006. С. 35, 89. Таб. 53, 54, 62). 6 авг., после вскрытия раки и явления мощей Д. Г., в Гареджи прибыл Католикос-Патри-арх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Д. Г. Ее поместили в сев.-вост. рукав Преображенской ц. и т. о. перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Д. Г. в 1880 г.

http://pravicon.com/info-2189

Так что через некоторое время во всех скалах, окружающих обитель святого Давида, были высечены пещеры для двенадцати святых обителей и для бесчисленного множества келий и киновий, которые существуют до сего дня. Обитель, основанная преподобным Давидом, была самой маленькой из окружавших ее монастырей. Эти двенадцать обителей: Воскресенская (Мученическая), Бертубани («Квартал иноков»), Святого Додо, Иоанно-Крестительская, Чичхитури, Тетрсенакеби («Белых келий»), Магазана, или Мгвиме, Колагири, Мохатули («Расписанная»), Веран-Гареджа, Пир-Укугмари и сама лавра святого Давида – теперь все они в запустении, за исключением двух монастырей. Иноки Давидо-Гареджийской пустыни имели обыкновение, когда был храмовый праздник в какой-либо из обителей, сходиться в нее отовсюду и единодушно праздновали этот день. В 1651 году все братия встречали Пасху в монастыре Воскресения Христова. В то несчастное для Иверии время зверонравный персидский шах Аббас I с бесчисленным войском напал на Грузию, предав всю страну разорению и опустошению. Он, насытившись кровью христианской, отправился охотиться в степях Караягских, принудив ехать с ним святого царя Луарсаба. Шах превозносился своими делами подобно Навуходоносору и думал, что в Караягах не осталось ни одной живой души. И что же? К величайшему своему удивлению, ночью, лежа в палатке и предаваясь мечтам, шах увидел, что на краю пустыни, на горе, движется бесчисленное множество огоньков: это монахи всей Гареджийской пустыни обходили крестным ходом маленькую церковь , воспевая радостное для всякой христианской души «Христос воскресе!» Зверонравный в изумлении спросил своих приближенных: «Что это за огни двигаются на краю степи?» Приближенные отвечали ему, что это монахи гареджийские празднуют Пасху Христову. С яростью заревел алчный зверь: «А! Значит, не вся Грузия предана мечу! Еще остаются в живых монахи, а я думал, что вся Грузия стерта под моими стопами! Изрубить всех их, чтобы к утру не осталось ни одной живой души, слышите? И все их жилища предать опустошению, и разорить все до основания!» Напрасно приближенные просили и умоляли его пощадить ни в чем не повинных монахов: «Напротив, они в этой пустыне дают пищу и питие всем неимущим, приходящим к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010