Главною заботою ее, поэтому, сделалась забота о целостном и неповрежденном сохранении догмата в той форме, какую он получил в Никео-Цареградском вероизложении. Поэтому и те из отцов и учителей церкви после второго вселенского собора, которые были верными и точными выразителями вселенского учения о Св. Троице, лишь только разъясняли применительно к, потребностям своего времени, но без всяких существенных изменений, добавлений или убавлений, то, что унаследовано было ими от соборов и отцев IV в. Догмат о Св. Троице изложен церковью во всех трех символах, ныне употребляющихся в ней, – в символе святого Григория Чудотворца , в Никео-Цареградском (в 1, 2, и 8 чл.) и в символе святого Афанасия. В последнем учение церкви о Троице выражено с наибольшею полнотою и раздельностью, и именно так: «Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величеству. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух... Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог... Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца самого есть, не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан, ниже рожден, но исходящ... И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны». Все учение об этом глубочайшем таинстве веры, так раздельно представленное в описываемом св. Афанасию символе, очевидно, сводится к следующим трем положениям: I. Бог троичен и троичност сия состоит в том, что в Боге три лица или ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. II. Каждое лицо Троицы есть Бог, однако, Они суть не три бога, а суть единое Божественное существо. III. Все Лица Троицы различаются между Собою личными свойствами. Что касается частностей до библейского и церковно-исторического учения о Пресвятой Троице, то они представляются в следующем виде: это учение в зачаточном состоянии раскрывается уже Ветхом Завете в образах: о Премудрости Бога и Слова, по которому Он творил мир ( Притч. 8, 22 ; Прем. 7 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской – в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы – это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие – гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице. При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие – основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы – а в их лице и вся Церковь – на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Многие из вас прибыли из разных мест к этому древнему храму, сооруженному на месте первой церкви, построенной в честь Троицы Живоначальной преподобным Сергием Радонежским. Печальник и игумен земли Русской молился о преодолении «ненавистной розни мира сего». По заветам Преподобного, каждый из нас должен вносить мир, согласие и Христову любовь в отношениях друг ко другу, и тогда в нас будет действовать благодать Господня. Молитвенно желаю всем бережно хранить благодать Божию, получаемую в храме, в молитве, в Таинствах Церкви. Эта благодать помогает нам на нашем жизненном пути, с ней мы преодолеваем трудности, укрепляемся на борьбу с грехами, несем наш жизненный крест. Благодать Господня проявляется в нашей жизни нашими добрыми делами – тем богатством, которое мы возьмем с собой за порог Вечности. Время земной жизни является лишь подготовкой к Жизни Вечной, и никто из нас не знает, сколько нам осталось жить на земле. Еще раз поздравляю всех вас с праздником Живоначальной Троицы. Желаю, чтобы Благодать Господня всегда пребывала с вами, укрепляя вас на совершение земного пути во Славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо ближних. Да благословит вас всех Господь! Несите мирный дух, благодать Господню, которой вы сегодня причастились во время службы Божией, в свои домы, в свои семьи, своим близким и родным. С праздником всех вас! Священник Олег Давыденков, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Само слово " Троица " небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

http://sedmitza.ru/text/396843.html

И если на заре человечества, в младенческий период развития ума человеческого, люди считали приемлемым для себя верить во многих богов, то в сверхъестественном учении уже Ветхого Завета ярко подчеркивалось Единство Божие. Когда евреи впадали в идолопоклонство, Бог а напоминал им о Своем Единстве: «Кроме Меня, нет Бога». Даже закоренелые многобожники-язычники, сами того не замечая, сохранили в своих верованиях мысль о Едином Высшем Существе, считая всех своих богов низшими и подчиняя их Высшему Неведомому Богу. Св. ал. Павел свою знаменитую речь в афинском ареопаге начал повествованием о том, как он, проходя по городу, среди многочисленных идолов заметил жертвенник Неведомому Богу. «Сего то. Которого вы, не зная, чтите я проповедую вам» ( Деян.17:23 ). Рассматривая видимый мир, отцы церкви и в самом устройстве мира видели отражение Единого Творца, ибо мир тоже един. В устройстве всех его частей, больших и малых, замечается единство и гармония, где все течет по определенным законам, стремится к определенным целям, одно поддерживается другим и все содействует благу и порядку целого, а это и свидетельствует о Единстве его Строителя и Управителя. В наши дни сознание и разум истинно культурного человека настолько развиты, что Первопричину всего существующего, т.е. Бога мы представляем не иначе, как только Единым или, точнее, Единственным.  О Боге, Троичном в Лицах Христианское учение о Боге в Самом Себе далеко не исчерпывается учением о Боге, Едином по Существу. До понимания Единственности Бога доходили выдающиеся мыслители глубокой, дохристианской древности; в Единого Бога веруют иудеи, магометане, многие философские системы и все инословные, а не только православные, христиане. Из Сверхъестественного Откровения мы более подробно узнаем о жизни Бога в Самом Себе. Нам открывается совершенно не постижимый нашей логикой догмат о Пресвятой Животворящей и Нераздельной Троице. Исключить догмат христианского учения о Боге, Троичном в Лицах, это все равно что выкачать всю кровь из человеческого организма и превратить его в бездыханное тело. Учение о Троичности Лиц в Боге – это самый коренной догмат подлинного и полноценного Вселенского Христианства. Тайна Пресвятой Троицы – это сердце всей христианской догматики; это основа домостроительства спасения рода человеческого. Если догматы о Воплощении Сына Божия ал. Павел называет великой тайной ( 1Тим.3:16 ), то догматы о Троичности Лиц в Боге есть таинство из всех таинств. И страшно становится за тех, кто, считая себя христианами, отрицают догматы о Троичности Лиц в Боге, а нас, верующих, называют идолопоклонниками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/azb...

Сортировать по Исключить новости Процент знающих Догмат несколько увеличивается с возрастом: 3% среди граждан до 45 лет и 6% среди россиян старше 60 лет. 9 июня. ПРАВМИР. Всего 4% жителей России заявляют, что знают Догмат о Пресвятой Троице. Чаще среднего Догмат о Троице знают православные россияне — каждый десятый (9%). Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательской службой «Среда» . Процент знающих Догмат несколько увеличивается с возрастом: 3% среди граждан до 45 лет и 6% среди россиян старше 60 лет. Более значимое влияние на знание Догмата, как свидетельствуют результаты опроса, оказывает географическая принадлежность. Среди жителей городов-миллионников Догмат знают 15%, среди жителей посёлков и сёл — 0%. И если в Центральном ФО о Догмате знает каждый десятый респондент (10%), то в Сибирском округе шансы найти кого-либо, кто знает Догмат о Троице, равны нулю (0%). Опрос прошли 1 500 респондентов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 11 марта, 2024 10 марта, 2024 7 марта, 2024 6 марта, 2024 5 марта, 2024 4 марта, 2024 29 февраля, 2024 26 февраля, 2024 14 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

44. Примеры из жизни святых, показывающие и разъясняющие догмат о Пресвятой Троице I. На первом вселенском соборе было состязание христиан православных с арианами, отвергавшими единосущие лиц Пресвятой Троицы. Господь даровал св. Спиридону (Тримифунтскому) силу защитить истину православия чудом. Взявши в руки глиняный сосуд (плинфу), он сжал его, и вышел кверху огонь, а книзу потекла вода: сосуд же остался в руке. «Вот, – сказал святой, – три предмета, а плинфа одна! Так и в Троице – три Лица, а един Бог» (Чет.-Мин. дек. 19 д.). II. На втором вселенском соборе в обличение же ариан просили св. Мелетия изложить правое учение о Св. Троице. Святитель, вставши, показал присутствующим три совокупленные перста во образ трех Лиц Пресвятой Троицы; потом, два перста совокупив и один пригнув, благословил таким образом народ – и вышел от него огонь, на подобие молнии. После сего воскликнул: «Так мы три Ипостаси разумеваем, а о существе едином беседуем!» (Чет.-Мин. февр. 12 д.). III. Однажды сарацинские мудрецы спросили у святого Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? у вас есть Отец, Сын, и Дух Святой...» «Не злословьте Пресвятой Троицы, – отвечал богодухновенный мудрец, – Отец, и Сын, и Дух Святой суть три ипостаси, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Святой Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца: ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. Итак, рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но разделяется ли на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство? Одно есть круг, другое – сияние, третие – теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица: Отца, и Сына, и Святого Духа, однако Божеством не разделяется на три Бога, но один есть Бог». – Сарацинские мудрецы не знали, что сказать против доказательства Константинова и обратили разговор свой на другие предметы (Уч. бл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 20 марта, 2012 За что ненавидели Чарскую, или зачем современным детям дореволюционная проза (+ фото) 18 марта исполнилось 75 лет со дня смерти Лидии Чарской — популярнейшей детской писательницы дореволюционной России. Ее проза - сентиментальная бульварщина, или детская литература на все времена? Об этом - в репортаже с панихиды и интервью с издателем Ольгой Голосовой. 11 сентября, 2015 4 октября, 2006 Мученики Гурий, Самон и Авив В первые три века от Р.Х. время от времени вспыхивали ужасные гонения на христиан. Десятое из них, которое было и последним, длилось дольше других и было весьма жестоким по сравнению со всеми предыдущими. Кровь христианская лилась на восток и запад Римской Империи. Как беспощадно проливалась невинная кровь, можно видеть хотя бы из того. что в Египте за один месяц было убито 17 тысяч христиан 14 октября, 2011 26 июля, 2008 Исайе, ликуй! Вчера, когда ты вошел, и Лизанька, и Маринка, и Ванюша ликовали, словно на Рождество. Ты для них — подарок, воздух, которым они дышат, хлеб и вода их жизни — папа. Как жаль, что многие отцы, прежде всех прочих, ставят цель жить вне семейных радостей и находят нишу для своей, частной жизни — как бы отдельной от семьи. 15 августа, 2015 Святая Троица Святая Троица в православии Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон […] 14 июня, 2017 11 июня, 2005 Простое русское чудо Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет.

http://pravmir.ru/search/вера/page/1679/

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 20 сентября, 2012 Преподобномученик Лев (Егоров): Я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду… Отец Лев Егоров был одним из лучших представителей петербургского ученого монашества. Это о нем и его брате-священнике, иеромонахе Гурии, согласно преданию, сказал митрополит Антоний (Храповицкий): Вся Россия знает братьев Егоровых! 13 сентября, 2012 Архимандрит Тихон (Шевкунов) – о Сербии, исламизации России, межнациональных отношениях и семинаристах-астраханцах Великие страны и империи возникают и рушатся, сделать ничего с этим нельзя. Так и земная жизнь человека заканчивается. Болезнь исцелить мы можем лишь до какого-то предела... 5 октября, 2018 27 февраля, 2016 17 июня, 2005 Святая Троица в Православной Церкви Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. 8 октября, 2018 15 февраля, 2019 8 января, 2023 Мое первое Рождество, габаритная дама и большой носовой платок Знаете, я вдруг почувствовала, что в мир пришел Господь. А я сижу и улыбка у меня до ушей – прямо дурочка какая-то Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/search/добро/page/1271...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви По словам самого автора, выпускника исторического факультета МГУ, Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке и Фордамского университета (США), эта книга - о русской религиозной мысли нового времени, времени «религиозного возрождения», о встрече с Троицей в таинстве Любви. Книга, как бы выросшая из докторской диссертации отца Михаила Аксенова-Меерсона, по-вествует о современном возрождении христианского учения о Боге-Троице на путях формирования сообщного персонализма в русской религиозной мысли. В ней автор посредством троичной парадигмы любви в современном тринитарном богословии достаточно смелым образом пытается примирить анропоцентричную картину вселенной, свойственную некоторым современным христианским богословам (Карл Раннер), с христоцентричной древнехристианской греко-латинской патристической традицией и современным фундаменталистским богословием (Карл Барт). Через библейское богословие, святоотеческое наследие и религиозную традицию Православной Церкви, черпая из различных источников - от блаженного Августина и средневековой западной мистики до немецкой классической философии и от неоплатонизма и восточных святых отцов до атеистического экзистенциализма Фейербаха и Ницше, - именно русская философия персонализма (Соловьев, Флоренский, Булгаков) времени «религиозного возрождения» открывает бездонное богоподобие человеческой личности. А через это возрождается догмат о Троице, наполняясь новым личностным пониманием, которое со второй половины ХХ века завоевывает христианское богословие и пастырскую традицию через барьеры разделяющих конфессиональных границ. Книга снабжена подробными библиографическим, предметным и именным указателем, что значительно облегчает ее изучение и вводит любознательного читателя в удивительный мир богословия любви Пресвятой Троицы. Константин Глазков

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Троический догмат невидимо мешал Толстому издавна, хотя он того мог и не сознавать долгое время. Готовый отвергнуть прежде всего ценность личности, он внутренне тяготел к отвержению догмата о Пресвятой Троице. Это ощущалось ещё в «Войне и мире», хотя в ту пору богословские сомнения его как будто не тревожили. Можно сказать, что Толстой прежде составил в себе некое определённое представление о Боге, о мipe, о себе в мipe— а затем начал подыскивать в различных религиях подходящие под это представление вероучительные основы. Или отвергать то, что не соответствует ему. Внутренне он больше совпадал с восточными верованиями, использованными им вскоре в обрывочном виде. Ему, несомненно, было ближе буддистское понятие нирваны, нежели христианское понимание Церкви или догмат о троичности Бога. В рассказе «Карма» (1894), название которого красноречиво, он повторяет с внутренним согласием как истину для всех: «...Нирвана есть жизнь общая» (12,295). А это ведь отвержение Церкви Христовой, если вникнуть. И там же он далее призывает (опять отчасти с чужого голоса, но с внутренним приятием): «Пусть исчезнет обман личности— и вы вступите на путь праведности» (12,296). С таким убеждением принять догмат о Пресвятой Троице невозможно. Вот где основа, а не в примитивном арифметическом непонимании. Оно, по сути, вторично.   Толстой навязывает себе непонимание, и страдает от него. Он навязывает себе примитивное мышление, запрещая проницать глубину богословских истин. Он деспот по отношению к себе самому, и эта его деспотия несёт ему же зло. Причина всех толстовских метаний раскрывается в его соприкосновении с одною из глубочайших вероучительных истин: с истиной о совершенстве творения и о причине зла в мире. Место, над которым Толстой остановился в недоумении, достойно цитирования: «Бог есть существо высочайше-премудрое и всемогущее; след., Он не мог создать мир несовершенным, не мог создать в нём ни одной вещи, которая была бы недостаточна для своей цели и не служила к совершенству целого. Бог есть существо святейшее и всеблагое; след., Он не мог быть виновником зла ни нравственного, ни физического. И если бы Он создал мир несовершенный: то или потому, что не в силах был создать более совершенного, или потому, что не хотел. Но оба эти предположения равно несообразны с истинным понятием о Существе высочайшем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010