Поучение на день памяти святого Алексия, Митрополита Московского и всея России, месяца февраля, в 12 день («Я есмь Пастырь добрый. Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин. 10:11, 27)) Возлюбленные слушатели! Пастыреначальник Христос, Спаситель наш, пока был на земле со словесными Своими овцами, один называл Себя Пастырем, говоря: «Я есмь Пастырь добрый» ( Ин. 19:11, 14 ). Когда же, дело пастырства совершив, восхотел отойти на небо к Отцу Своему, то оставил после Себя последователей – святых Своих апостолов и затем архиереев пасти Его стадо, как бы говоря каждому из них то, что однажды сказал святому Петру: «Паси овец Моих; паси агнцев Моих» ( Ин. 21:15–16 ). Ныне мы празднуем всечестную память иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, нравам апостольским подражателя и апостольского престола в России наследника, то есть память пастыря нашего всероссийского празднуем, которого поставил Дух Святой пасти Церковь Божию. Исповедуем, что он был «пастырь добрый, полагающий жизнь свою за овец», как это явствует из истории святого жития его. Не сомневаемся и об овцах его, что они были добрые овцы, как и он был пастырем добрым, ибо слушались пастыря своего, так как говорит он: «Овцы мои слушаются голоса моего». Итак, несомненно, что святитель Христов Алексий, хотя и по отшествии своем, однако, добрый для нас пастырь, ибо он, предстоя престолу Божию и оттуда на нас взирая, и все наши нужды и бедствия видя, молится о нас Христу Богу, чтобы помиловал людей Своих. Но подлежит сомнению, слушаем ли мы, его овцы, гласа его? Принадлежим ли мы к овцам его? Не сделались ли мы козлищами или иными дикими зверями, не слушающими пастырского гласа? Совершим же в настоящей духовной нашей беседе рассмотрение внутри нас самих, овцы ли мы нашего пастыря, ныне празднуемого, или не овцы, а козлища и дикие звери? И это не для того, чтобы осудить кого-либо, а для того, чтобы исправить себя. Ты же, святитель Христов, сам укажи нам, кто твои овцы, слушающие твоего гласа, чтобы мы подражали им, и кто – из стад чуждых, чтобы нам охранять себя от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение на день пречестной памяти иже во святых отца нашего Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского, месяца июня, в 16 день Празднуя ныне пречестную память великого угодника Божия, во иерархах преизрядного и в чудотворцах славного, преподобного отца нашего Тихона, Амафунтской Церкви архиерея, Христовых словесных овец пастыря, вспомним Божественные слова Самого Архиерея Великого и Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, во святом Евангелии изреченные: «Я есмь Пастырь добрый» ( Ин. 10:11 ). И из этих слов Господних составим похвалу празднуемому ныне Господнему служителю, святителю Христову Тихону, и скажем, что этот святитель Христов был добрый пастырь словесных овец, который мог сказать о себе со Христом: «Я есмь пастырь добрый». Ибо Господь наш Иисус Христос , пока пребывал видимо с людьми на земле, только один именовался Пастырем овец, говоря: «Я есмь Пастырь добрый». Когда же, совершив дело пастырства, восхотел отойти к Отцу Своему, оставил после Себя наследников пастырства, святых Своих апостолов и за ними архиереев, чтобы пасли стадо Его, заповедуя каждому из них то, что некогда сказал святому Петру: «Паси овец Моих» ( Ин. 21:16 ). Поэтому каждый архиерей – это пастырь Христова стада, и как пастырь, он должен быть добрым, чтобы на нем, как на образе Христовом, исполнились слова Христовы: «Я есмь пастырь добрый». Святитель Христов Тихон был добрым пастырем, ибо он соделался подражателем Самого Архипастыря Христа и Его святых апостолов и хорошо упас стадо свое, введя его в ограду небесную. Почему этот угодник Божий был добрым пастырем? Рассмотрим это на пользу нашу из святого богоугодного жития его. Никто не может быть добрым пастырем, если прежде сам не сделается доброй овцой Христовой. И Сын Божий, придя на землю, чтобы упасти и спасти людей Своих, сначала сделался Агнцем, взявшим грехи мира. Ибо Он, как агнец, родился в вертепе для скота, в Вифлееме, и положен был в яслях, и затем по некотором времени, будучи более, чем тридцати лет по возрасту, явил Себя Пастырем: из агнчества дошел до пастырства. Подобным образом и подражатель Его святой Тихон, прежде чем сделаться пастырем овец Христовых, сначала сам был овцой Христовой, как это видно из жития его, где сказано: «От юности он был предан Богу и, достаточно наученный святым книгам, причтен к церковному клиру». Явно, что, будучи от юности своей преданным Богу и введенным в ограду церковную, он был доброй овцой Пастыря своего, Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение первое на память святого великомученика Димитрия, месяца октября, в 26 день («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17)) В нынешний день пятничный, когда по обычаю вспоминается вольное страдание за нас Господа, взираю я мысленными очами на Голгофу, а чувственными – на икону страданий Господних, и вижу распятого на Кресте Господа моего. Вижу и воина, с окровавленным копьем стоящего у Креста, слушатели возлюбленные! Вижу воина с копьем... Кого, думаете вы? Лонгина-сотника, которого считают пронзившим ребра Христовы, видевшим истекшую воду и Кровь, свидетельствовавшим: «Воистину, Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Прошу тебя, сотник Лонгин! Уступи свое место при Кресте на 26 число октября гостю, ныне посетившему нас честною своею памятью – святому великомученику Димитрию, прелюбезному Ангелу моему, воеводе Солунскому! Сотнику можно уступить место для воеводы! Вижу воина, в тот день у Креста Господня вставшего, святого великомученика Димитрия, ибо мы празднуем память его в настоящий день распятия Господня. Почему же пришел ты, воин добрый, с копьем ко Христу распятому? Не с тем ли намерением, как и Лонгин сотник, чтобы ударить копьем в ребра Христовы? «Нет, – говорит он. – Я пришел показать Господу моему копье, окровавленное моей кровью, которым я пронзен за пресвятое имя Его. Пришел показать рану в ребрах моих, которую принял за Него от нечестивого мучителя. Пришел показать сердце мое, любовью и копьем удавленное. Пришел явить Ему страдания мои, которые претерпел ради любви Его. Пришел явить Ему верную мою службу, на которой я положил на Него свою душу». Добрый приход твой, храбрый и верный воин Христов! Добрый приход твой, желаннейший гость наш! Добрый приход твой, славный, не только Солунский, но и вселенский воевода! Покажи и нам раны, которые ты принял за Христа, и скажи о себе словами апостола: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», – или лучше и правильнее скажи так: «Я язвы Господа Иисуса не только на теле ношу, но и внутри тела, в самом сердце, пронзенном за Него!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 62 Пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Ин. 10:11 ). Вот что говорит нам, слуш., Иисус Христос в Евангельской притче, при нашем ныне воспоминании подвигов и трудов Святителя и Чудотворца Николая! Но что говорят при нашем ныне же праздновании тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича? – тоже. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Трудно, по-видимому, приложить к Царю слова, сказанные собственно о пастыре. Это два звания, разграниченные одно от другого ясными чертами. Но судя по духу и внутренним свойствам того и другого звания легко понять, что как пастырь добрый, так и Царь добрый равно полагают жизнь свою, один за овец, другой за подданных. Вникнем глубже в притчу, изображающую доброго пастыря. – Мы увидим яснее изображение не только доброго Царя, но и каждого истинного христианина. Пасти в Священом Писании значит управлять, а имя пастыря означает вождя. Ты упасеши люди моя Израиля, говорил Господь Давиду, и ты будеши вождь людем моим Израилю ( 2Цар. 5:2 ). В сем смысле люди, вверенные пастырю-вождю, именуются овцами, а состав их паствою. Но с другой стороны те же люди, вверенные вождю-пастырю, называются подвластными, подчиненными, а состав их обществом, царством. Различие отношений в людях происходит от различия наименований того лица, коему подчинены; а различие наименований зависит от исполнения разных должностей, возложенных на лицо управляющее. Так, видя в мудром Царе общего чадолюбивого отца, мы относимся к нему, как благопокорные дети, не преставая быть его верноподданными; видя в пастыре опытного наставника, мы относимся к нему, как внимательные ученики, не преставая именоваться его овцами; видя в начальнике благодетеля, мы относимся к нему, как одолженные, не преставая быть его подчиненными. Есть случаи, когда две, три резкии черты любви к человечеству, сделанные незнакомцем, заставляют нас называть его отцем и благодетелем; есть обстоятельства, когда две, три услуги, оказанные врагом, заставляют нас любить его, как брата и друга. Что же производит такое сыновнее расположение к незнакомцу, и такое братское и дружеское – ко врагу? Очевидно, один спас жизнь нашу во время какого-либо несчастного приключения, а другой подал руку помощи во время скудости и нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Темы беседы: 1. Неделя Жен-Мироносиц; 2. Открытые лекции — возрождающийся интерес к новым знаниям; 3. 9 мая — День Победы. Константин Мацан — Добрый вечер, дорогие радиослушатели, «Светлый вечер» на радио «Вера». Христос Воскресе! Алла Митрофанова — Христос Воскресе. Константин Мацан — В студии Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. И сегодня — пятница, и у нас в гостях, как всегда, глава Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда, добрый вечер. Владимир Легойда — Добрый вечер. Христос Воскресе! Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Константин Мацан — Продолжаются светлые пасхальные дни, и вот ближайшее воскресенье, второе после Пасхи традиционно считается, Церковь вспоминает в этот день жен-мироносиц. Его называют еще православным 8 марта. Такая уже немного набившая оскомину параллель, но тем не менее я посчитал нужным именно с нее начать. И нашего гостя спросить: а вы как к такому сопоставлению относитесь? Владимир Легойда — Вы знаете, я вообще стараюсь ко всему спокойно относиться. Я не считаю его фантастически удачным, это сопоставление, я понимаю, что это попытка, условно говоря, как в советское время пытались церковные праздники заменить советскими, так сейчас вот, говоря о каких-то популярных советских, мы в стремлении продемонстрирова ть, что мы от них отказываемся, мы говорим, что вот у православных свое 8 марта. Мне кажется, что Православие настолько богаче любого сопоставление с одним праздником, как бы к нему не относиться, 8 марта, что никак нас это не возвышает. Поэтому никакое это не православное 8 марта, это чрезвычайно важный день, день который говорит о том, как женщины, которые пошли ко гробу, оказались первыми в Светлое Воскресение, узнали о том, что произошло то событие, которое стало отправной точкой для всего человечества, для другого существования мира, человека и всего. Поэтому можно это сравнить хоть с 8 марта, хоть с 23 февраля, хоть с чем угодно, это, как говорят филологи, стилистическое снижение. Причем даже не стилистическое снижение, а провал, хотя мысль понятна.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

В гостях у телеведущей Ксении Собчак председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. В гостях у телеведущей Ксении Собчак в программе « Собчак живьем » председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. С гостем обсудили есть ли у церкви своя идеологическая программа; хозяйственную деятельность фонда Храма Христа Спасителя, а также другие обсуждаемые в СМИ медиаповоды. ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 Ксения Собчак: Добрый вечер, в эфире «Собчак живьем», сегодня мы беседуем с Владимиром Романовичем Легойдой. Добрый вечер. Владимир Легойда: Добрый вечер, Ксения. Ксения Собчак: Владимир Романович – российский журналист, педагог, общественный и церковный деятель, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Я ничего не забыла? Владимир Легойда: Википедия не врет. Волгоград — Сталинград Ксения Собчак: Владимир Романович, первый вопрос мой связан с главным информационным шумом последней недели — переименованием на один день, даже на шесть дней праздничных Волгограда в Сталинград. Один из этих дней уже прошел. Русская Православная Церковь, кажется, поддержала это. Как Вы можете это прокомментировать? Владимир Легойда: Я могу прокомментировать это следующим образом. Если совсем кратко, никаких официальных и неофициальных заявлений от лица Русской Православной Церкви сделано не было. Было заявление Всемирного русского народного собора, который является… Ксения Собчак: Который возглавляет Патриарх Кирилл. Владимир Легойда: Тут важно понимать две вещи: что такое Всемирный русский народный собор и каким образом выражается официальная позиция Церкви. Всемирный русский народный собор – это не просто общественная организация, это — интеллектуальная площадка, состоящая из разных общественных организаций. И странно полагать, что официальную позицию Русской Православной Церкви будет выражать организация, куда входят мусульманские, буддистские организации, представители различных политических партий. Поэтому это просто не логично.

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-v-pro...

Желаю, возлюбленные, праздновать, хочу торжествовать; это – священный день света, и печать праздника, и дверь торжества. Он (праздник) запечатывает вифлеемскую пещеру, где ветхий денми, как грудной младенец, возлежал в яслях; но открывает иорданские источники, где опять Он крестится с грешниками, даруя миру отпущение грехов Своим пренепорочным телом. Но когда изшел из утробы на землю, Он явился детям как дитя, человекам как человек, матери как сын, пастырям как пастырь: «Я... пастырь добрый», положивший душу «свою за овец» ( «аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы»), – говорит божественное Писание ( Иоан. 10:11 ). Теперь Он намерен придти к источникам иорданским, (источникам для) мытарей и грешников, из желания омыть с них грехи. И велико чудо этого торжества. Мудрейший Павел возглашает словами: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( «явися бо благодать Божия спасительная всем человеком») ( Тит. 2:11 ), и во всем мире преизобилует радость. Радуется небо, так как первым слышит исходящий голос; освящается воздух парением Духа; водное естество научилось омывать души вместе с телами. И вся тварь совершает праздничное веселье; скорбит только диавол при виде приготовленной купели, давящей лишь его. Что же говорит (евангелист)? «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( «Тогда приходит Иисус... на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне?») ( Мф. 3:13–14 ). Кто видел, что владыка стоит перед рабом? Кто видел, что царь склоняется главой к воину? Кто видел, что подвигоположник награждается борцом? «Мне надобно креститься от Тебя». Ты сам, Владыко, дай мне, говорит, то, что намерен даровать миру, крещение. «Мне надобно креститься от Тебя», потому что я подвержен прародительскому греху, ношу в себе яд змея; мне нужно смыть нечистоту древнего преступления, а Ты за какие грехи пришел для крещения? У Тебя есть свидетельство пророка о Тебе: «Он...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть " И знаю Моя, и знают Мя Моя " (Ин. 10:14) Беседа с архиепископом Верейским Евгением, ректором МДАиС 05.06.2009 295 Время на чтение 11 минут Московская духовная академия, основанная в 1685 году и первоначально именовавшаяся Славяно-греко-латинской академией, является первой высшей школой России, крупнейшим центром православной науки и образования Русской Православной Церкви. Здесь готовят, прежде всего, будущих священнослужителей. О том, каким должен быть сегодня «добрый пастырь», мы беседуем с ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым). -Владыка, вы возглавляете старейший в России вуз, готовящий священнослужителей для нашей Церкви, для нашего общества. Какими вы видите своих выпускников? И возможно ли, на ваш взгляд, воспитать «доброго пастыря»? - Евангельский добрый пастырь - это идеал, к которому все мы, священнослужители, стремимся. И верующие хотят видеть нас именно таковыми. Но жизнь вносит свои коррективы: и пастырей подстерегают искушения. Поэтому очень важно в тех, кого мы готовим к священническому служению, сформировать крепкий духовный стержень. Как верно вы заметили, наше учебное заведение - это старейший вуз, Славяно-греко-латинская академия. Она была основана в XVII веке, когда разделения на светское и религиозное образование не существовало. Сегодня же государственная образовательная система - светская. Духовное образование предоставляют семинарии и академии, причем я всегда говорю, что духовное образование - это двуединый процесс получения знаний по разным предметам, но и, что не менее важно, формирования духовного стержня. То есть мы воспитываем не просто христианина, а спасающегося человека, того, кто стремится к «личному спасению». Помните, атеистическая пропаганда обвиняла даже и святых в том, что, уходя в пустыню, они, «эгоисты», думают о себе? - К сожалению, этот стереотип не изжит по сей день. - Да, мол, он сам спасается, а о других не думает, какой же это добрый пастырь? Но преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если человек примется спасать других, не думая о собственном спасении, у него получится профанация - не священство, а «работа».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ ТРУДЫ МИТРОПОЛИТА ИОАННА Санкт-Петербург, 1996 год Митрополит Иоанн (Снычев) СОДЕРЖАНИЕ: Митрополит Иоанн (Снычев) Быть русским! Тайна беззакония. " Да не смущается сердце ваше... " Державное строительство Торжество Православия Путь к спасению Битва за Россию Плач по Руси Великой Молю вас: одумайтесь! Чтущий да разумеет... Творением добра и правды Русский узел Творцы катаклизмов Смотрите, не ужасайтесь ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ      Родился митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда - Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью и хотя по возможности ходили в храм Божий - детей своих в вере и благочестии не воспитывали. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок Иван оставался вне Церкви. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни. Позднее владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие, и по этой причине он горько плакал.      Господь, взирая на тяжкие переживания юноши, особым Промыслом повел его к вере. Ранней весной 1943 года в частных домах села, где жил Иван, стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молитвенных собраний пришел и Иван. Здесь он впервые услышал слово Божие, и в его сердце были посеяны семена православия.      Окончательное же восприятие веры произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп.Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира. В представшем ему видении вместо танцующих людей он узрел омерзительных кривляющихся бесов - истинных хозяев этого суетного веселья, почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы - человек после смерти не исчезает, а переходит в жизнь будущего века, наследуя райское блаженство или адские муки - в зависимости от того, как управил он свое земное бытие.

http://zavet.ru/book/ioanns.htm

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий (Титов) " Никогда не было за 350 лет нашей Церкви такой свободы " " У нас есть свой Интернет, свои сайты, есть в епархии все современные СМИ " Источник:  Эхо Москвы Стенограмма эфира " Эхо Москвы " от 26.10. 2012 А.СОЛОМИН: Сейчас с нами митрополит Московский и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви, владыко Корнилий. Добрый день. КОРНИЛИЙ: Добрый день. А.СОЛОМИН: Что из себя сегодня представляет старообрядческая церковь в России? Сколько приходов? Сколько, по вашей оценке, человек? КОРНИЛИЙ: Сразу хотел уточнить, что в духовных вопросах статистика, она довольно-таки лукава. Один или два святых, которые непосредственно к богу обращаются, они могут для мира, для судьбы всей планеты сделать гораздо больше, чем миллионы и миллионы неверующих. Так что те старообрядцы, для которых вера – основа всего, жизнь, для этого они и переселялись в различные страны, чтобы сохранить свою веру, как бы это трудно ни было. Сегодня мы здесь, на Конгрессе соотечественников говорим о том, что во многих странах земного шара есть старообрядцы, которые сохраняют веру и сохраняют русский язык, обычаи сохраняют. Нам, русским, нужно учиться, как это сохранять. Потому что в инославном мире, иногда враждебным к ним, они это умеют делать с божьей помощью. А.СОЛОМИН: О каких странах идет речь? Где в основном? КОРНИЛИЙ: Сейчас мы говорим, поднимаем проблемы – это Украина, где порядка 50 приходов, кстати, тоже развивающаяся на сегодняшний день диаспора, и Молдова, где порядка 30 приходов, тоже развивается динамично. Есть Казахстан еще из ближних. А дальние – это и Австралия, и Китай, и Америка. Надо понимать, что есть старообрядцы поповцы и беспоповцы, это отдельная тема. Это люди, которые за веру, начиная с протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, готовы отдать свою жизнь или благополучие, сохраняя веру своих предков. А.СОЛОМИН: А вы какое направление представляете? КОРНИЛИЙ: Поповцы. У нас трехчинная иерархия, которая была нарушена после печальных реформ Никона, но потом восстановилась с божьей помощью. Т.е. мы поповцы, трехчинная иерархия: епископ, священник, мирянин. Мы являемся поповцами, это 200 приходов в России. В паспортах мы не пишем, сколько нас по вере распределяется, но это порядка 1-2 миллионов на сегодняшний день. Если для сравнения: до революции это было 10-15 миллионов, хотя статистика тоже не очень определенная, но на порядок больше.

http://religare.ru/2_97592.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010