«Блаженного аввы Зосимы собеседования» (Добротолюбие. Т. 3. С. 105–130 – переводчик помимо текста, изданного в PG. 78, использовал рукописный патерик лавры прп. Саввы Освященного, по к-рому сделал ряд дополнений; текст «собеседований» был заново разделен на 31 главу – Alloquia//PG. 78. Col. 1680–1701. CPG, N 7361). Прп. Максим Исповедник . «Слово подвижническое, в вопросах и ответах» (Добротолюбие. Т. 3. С. 134–162 – по всей вероятности, свт. Феофан использовал перевод Т. И. Филиппова, выполненный с участием иером. Амвросия (М., 1853), т. к. относительно следующих 400 глав, имеющихся в греч. «Д.», он сделал специальную пометку «в новом переводе»; Liber asceticus. CPG, N 40. CPGS, N 7692). Весь 4-й т. рус. «Д.» заняли не вошедшие в греч. «Д.» «Святаго отца нашего Феодора Студита подвижнические монахам наставления» (Добротолюбие. Т. 4. С. 19–634). Ранее в Оптиной пуст. был подготовлен к изданию слав. перевод прп. Паисия (Величковского) (1853), а также рус. перевод, выполненный иеросхим. Анатолием (Зерцаловым) , мон. Климентом (Зедергольмом) и иером. Ювеналием (Половцевым) (М., 1872) по греч. изданию 95 поучений прп. Феодора. Хотя свт. Феофану были известны эти переводы (Добротолюбие. Т. 4. С. 5), едва ли он пользовался ими, поскольку переводил по значительно более пространному 4-томному варианту «Наставлений» прп. Феодора Студита , присланному ему из Русского Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Исключения и сокращения в рус. «Д.» касались целиком текстов тех или иных авторов, а также отдельных трактатов или их частей. Эти сокращения делались по недостатку возможностей, ради экономии места, в связи с необходимостью подобрать вместе материал по теме или – что самое важное – из-за труднодоступности и невразумительности материала. В черновике свт. Феофана, хранящемся в б-ке Пантелеимонова мон-ря на Афоне, дается объяснение его подхода к выбору и переводу текста: «Главы 53–68 (3-й сотницы прп. Никиты Стифата .– Авт.) – все трудноприменимы к нам; почему оставлены» (Л. 42 об.). В силу различных причин свт. Феофан не включил в свое «Д.» сочинения 3 авторов: Феофана Монаха, Петра Дамаскина и неизвестного автора (в действительности свт. Марка Евгеника). Труды, приписывавшиеся прп. Иоанну Дамаскину (но не принадлежащие ему), тоже не были включены, кроме соч. «О добродетелях и пороках», вошедшего в рус. «Д.» как соч. прп. Ефрема Сирина («греческого Ефрема») «О добродетелях и страстях». Помимо этого свт. Феофан не включил в «Д.» отдельные трактаты Евагрия, Нила Анкирского , Иоанна Карпафийского , прп. Максима Исповедника , свт. Григория Паламы , Каллиста Ангеликуда и прп. Григория Синаита (его поучение, помещенное на новогреч. языке в конце греч. «Д.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

187. 2 in Ps 145, 8. 188. O.sp. I, 10. 189. Слово о молитве. 3 (Творения... С. 78). 190. Там же. 35 (Творения... С. 81). 191. Там же. 83 (Творения... С. 86). 192. См.: Монах. Пролог (Творения... С. 94). 193. O.sp. I, 3. 194. Послание к Мелании. 14. 195. Мф 19:17. 196. Быт 1:31. 197. KG II, 64. 198. KG VI, 1. 199. Ant I,4/Втор 6:10–12. 200. Ant I, 6/Втор 32:15. 201. Ant I, 31/Притч 24:15, -Пер. с греч. П. А. Юнгерова. 202. См.: Втор 6:11–12; 11:16; 31:20 и др. 203. Ant VII, 32. См. также: Мф 6:16. 204. Монах. 89 (Творения... С.110) 205. См.: Рим 5:19. 206. Речь идет о восьми «порождающих помыслах» (см. главу 1 наст, изд.). – Примеч. пер. 207. О различных порочных помыслах. 1 (Добротолюбие. Т. 1. С. 618). 208. Там же. 209. O.sp. 1,3. 210. См.: Исх 17: 8–16; Втор 25:17–19. 211. К монахам. 11 (Творения... С. 129). 212. O.sp. 1,34. 213. К монахам. 11 (Творения... С. 129). 214. Монах. 9 (Творения... С. 97). 215. Ant VII, 32/Мф 6:16. 216. Ant VIII, 55/1Кор 15:10. 217. O.sp. I,7. 218. O.sp. I, 8. 219. В синодальном издании название Рамаф-Лехи переводится как «брошенная челюсть»; в славянской Библии – «избиение челюстное». Греческое слово anairesis имеет несколько значений: подбирание; надевание; принятие на себя; но также – уничтожение, разрушение, истребление. – Примеч. пер. 220. См.: Суд 15:15–19. 221. Ер 6:2 f.; 39: 3; О различных порочных помыслах. 1 (Добротолю- бие. Т. 1. С. 618); см. также: О различных порочных помыслах. 23 (Там же. С. 634). 222. Ant Prol. 223. Мф 4:4. 224. Втор 8:3. 225. Прем 16:26. 226. Слово о молитве. 51 (Творения... С. 82). 227. Там же. 84 (Творения... С. 86). 228. Там же. 36 (Творения... С. 81). 229. Там же. 3 (Творения... С. 78). 230. Там же. 55 (Творения... С. 82). 231. См.: Bunge G. In Geist und Wahrheit: Studien zu den 153 Kapiteln Uber das Gebet des Evagnos Pontikos. Bonn, 2010 (Hereditas, 27). 232. Слово о молитве. 67 (Творения... С. 84). 233. Там же. 3. 234. Krisis (греч.) – разделение, различение; суждение, мнение; суд, решение, приговор; переломный момент, кризис. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/gavriil-bunge-shiarhi...

795 . Добротолюбие в русском переводе [еп. Феофана Затворника ], дополненное. 1–5. 1 . СПб. 1877. 567. 2 М. 1883. 667. 3 М. 1895. 638. 4 М. 1905. 638. 2 . М. 1884. 810. 2 М. 1895. 760. 3 М. 1913. 760. 3 . М. 1888. 486. 2 М. 1900. 440. 4 . М. 1889. 653. 2 М. 1901. 634. 5 . М. 1890. 521. 2 М. 1900. 482. Репр. Париж 1–5 (1988). 638, 760, 440, 634, 482. Репр.: СТСЛ 1–5 (1992). VIII, 638; IV, 760; VI, 440; VI, 634, XXX; 482, VI. же СТСЛ 1993. Репр.: М. 1–5 (1998). 567, 810, 486, 653, 521. М. 1–4 (1998). 586, 576, 486, 653. 796 . Указатель к пяти томам «Добротолюбия». М. 1905. 148. 797 . Изд. в 12 т. [не закончено]: М. 1–6 (1993). 336, 337–638, 368, 369–761, 246, 248–489. 798 . Изречения святых отцев об охранении души и тела в чистоте целомудрия против искушения блудной страсти. М. 1893. 71. [Выдержки из т. 2 «Добротолюбия» преп. Феофана Затворника ]. 799 . Добротолюбие избранное. Для мирян/Сост. Ювеналий, игумен, настоятель Свято-Казанского монастыря в Харбине. М. 1997. 448. М. 2000. 800 . Добротолюбие. Сборник для детей/Сост. Горюнова Л. В. М. 1993. 156, 26. 801 . Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых отцов и учителей церкви. Харбин 1930. 218. Джорданвиль 1972. М. 1991. 218. М. 1991. 216. 802 . Новый частичный рус.пер.: Добротолюбие: Симеон Новый Богослов , Диадох , Илья Пресвитер и Экдик, Феолипт Филадельфийский /Пер. и сост. Носов И. М. М. 2002. 240. [Перевод по серии: Греческие отцы. Добротолюбие. Тт. 9, 19а, 20. Переводившиеся на русский творения в аннотации представлены как не переводившиеся ранее. Перевод Феолипта назван «зеркальным», ибо в нем сохранен полностью порядок слов греческого подлинника, так что «ибо», например, в переводе ставится на втором месте. Этот же принцип применяется и в переводах творений других авторов. Научный аппарат отсутствует]. Переводы рус. Добротолюбия: Болг. (см. 11 .122). Частичные англ. пер.: 803 . Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart/Transl. from the Russian text, «Dobrotolubiye», by Kadloubovsky E., Palmer G. Ε. H., with a new foreword and the original introduction and biographical notes. L. 420. Quarterly Review. 1952. 153. 236; Matheson D. M.//Hibbert J. 1951 (Oct.). 50. 297; Hausherr I.//OCP 1953. 19. 220–221; RHE 1954. 49. 1044; Studies. 1953. 42. 98. 3 1957. 1992. [Пер. по изд. 1896–1901. Вкл.: Никифор, Григорий Синаит , Симеон Новый Богослов , Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Исихий Иерусалимский , Филофей Синайский, Варсануфий и Иоанн, Феолипт Филадельфийский , авва Филимон].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

610. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 611. Святой Исаак Сирский. Слово 61, очень замечательное. 612. Слово 2. 613. Слово 2. 614. Лк. 8. 15. 615. Евр. 3. 8–11, 18, 19. 616. Рим. 8. 26–27. 617. О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 618. Лествица. Слово 28, гл. 19. 619. Лествица. Слово 28, гл. 17, 21, 27, 28. 620.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 621.  Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его? (Пс. 34. 10). 622. Слово 11. 623. Патерик Скитский. 624. Слово 26, гл. 52. 625. Гл. 118. Добротолюбие. Ч. 1. 626. Преподобный Кассиан. Собеседование 2; Лествица. Слово 4, гл. 106. 627. Флп. 4. 7. 628. Пс. 75. 3. 629. Еф. 5. 630. Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, главы 14 и 15. Добротолюбие. Ч. 2. 631. О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 632. Пс. 103. 1; 104; 105; 106; 110. 633. Там же. 634. Памятью Божией и поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении, или памяти Божией, имеется особенная статья во 2-й части «Аскетических опытов». 635. Слово 28, гл. 31. 636. Предисловие схимонаха Василия. 637. Варсанофия Великого ответ 268. 638. Житие преподобного Досифея в начале поучения преподобного Аввы Дорофея. 639. Лествица. Слово 4, гл. 17. 640. Лествица. Слово 15, гл. 55. — ответы 252 и 255. 641. Из рукописного наставления архимандриту Никону. 642. Деян. 2. 13. Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. 643. Великие Четьи-Минеи. 644.  Житие преподобного Симеона. Четьи-Минеи, 21 июля. 645. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 646. Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирский, Исаия Отшельник и другие Отцы. 647. О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44. 648. Цитата из жития преподобного Саввы Освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. 649. Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева, кн. 8 Общежительных постановлений. 650. Ответы 311 и 313 преподобных Варсанофия Великого и Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Феодор Едесский. Сто весьма душеполезных глав//Христианское чтение. 1825, ч. 17. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с.19–634. /Феодор Студит/. Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. В 2-х т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907–1908. Феодот еп. Анкирский. Слово на день Рождества Христова//Христианское чтение. 1825, ч. 20, с.270–294. Феолипт Филадельфийский . Девять глав//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.175–178 (Христианское чтение. 1826, ч. 22, с.330–336). Феолипт Филадельфийский . Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.163–175. Феофан Затворник еп. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. М., 1908. Феофан Затворник еп. Творения. Собрание писем. В 8-и вып. Печоры: Св.-Усп. Пск.-Печ. мон., Изд-во «Паломник», 1994. Феофан Затворник еп. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1996. Феофил Антиохийский . К Автолику//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999, с.128–191. Филофей Синайский. 40 глав о трезвении//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.401–420 (Христианское чтение. 1827, ч. 27). Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914. Флоренский П. А. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1990. Флоренский П. А. свящ. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1994–1999 (т. 1, 1994; т. 2, 1996; т. 3 (1), 1999; т. 3(2), 1999; т. 4:1998). Флоренский П. свящ. Философия культа. 1922//Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с.195–248. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1978. Хинтон Ч. Х. Воспитание воображения и четвертое измерение. Пг., 1915. Хинтон Ч. Х. Четвертое измерение и эра новой мысли. Пг., 1915. Элиаде М. Азиатская алхимия. Избранные сочинения. М.: Янус-К, 1998. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (70–80 гг. XX в.)./М./: Лабиринт, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(CPG, N 7355). В нек-рых рукописях наряду с сочинениями, бесспорно принадлежащими Д. Г., помещаются тексты, авторство к-рых вызывает сомнения. Так, в Paris. gr. 1093 (XV в.) содержится пространное поучение, начинающееся со слов «Велик труд» (Πολς πνος), а в Escorial. 21-R. II. 1 (XII в.) – произведение, имеющее надписание «Слово… к старшим и совершенным» (Λγος... ες ρχαους κα τελεους). 2 неизвестных по др. рукописям Поучения Д. Г. сохранилось в ГИМ. Син. греч. 428; в ГИМ. Син. греч. 363 под его именем помещены «Главы» прп. Зосимы. В рукописях Crypt. Β. α. XX (965) и Cassin. 431 (XI в.) к 19-му поучению добавлен текст, принадлежащий свт.  Иоанну Златоусту . 2 афонские рукописи (Ath. Vatop. 1, 3) приписывают Д. Г. нек-рые произведения из традиции свт. Иоанна Златоуста . Неск. неизвестных по др. рукописям изречений Д. Г. имеется в Paris. Coisl. 260 (XI в.) (Regnault, de Préville. 1963. P. 32–33). Приложения В начале основного аскетического корпуса Д. Г. в рукописной традиции часто помещаются 2 древних приложения. 1-е имеет заглавие «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях» (Anonymi praefatio//PG. 88. Col. 1612–1613 ; CPG, N 7358) и принадлежит одному из учеников прп. Феодора Студита . 2-е – «Послание к брату» (Epistula ad fratrem de Dorothei vita et scriptis//PG. 88. Col. 1613–1617 – в этом издании отсутствуют § 5–7 послания; CPG, N 7359; BHGn, N 21162) – произведение неизвестного монаха, жившего не позднее VIII в. и собиравшего труды Д. Г. В этом вступительном послании, адресованном некоему почитателю Д. Г., именуемому «братом», кратко повествуется о жизни преподобного. Из содержания послания можно заключить, что монах-собиратель не входил в число монастырской братии (место подвигов к-рой после 634 г. неизвестно), ему были доступны лишь нек-рые творения Д. Г., собранные из разных мест (σπορδην) благочестивыми почитателями святого (Послание к брату. С. 17/Ep. ad fratrem 4). В рус. переводе 1-е вступление, более краткое, было опущено, возможно как утратившее полемическую актуальность, и заменено «Кратким сказанием о преподобном Дорофее», составленным, по всей вероятности, иером. Климентом (Зедергольмом) . Русский перевод вступительного послания приводится без всяких сокращений. Свт.  Феофан Затворник  написал краткую заметку о прп. Дорофее во 2-м т. рус.  Добротолюбия  (C. 599–600). Рукописная традиция

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

I, стр 89. «Деятельн. и богосл. главы» 141 и 142. «Добротолюбие», т. V, стр. 46–47. «Наставление о добр. нравств.» §159. «Добротолюбие», т. I, стр. 91. «Изречение» §58. «Добротолюбие», т. I, стр. 139. Слово IV (русское издание), том I, стр. 40. Слово XLII, т. I, стр. 316. Слово XLVI, т. I, стр. 389. Слово LVIII, т. II, стр. 66. «Об оправдании делами» §2, «Добротолюбие», т. I, пр. 559. Ibid., §22, стр. 561. Ibid., §23, стр. 561. «Мысли о восьми помыслах» §6. «Доброт.», т. I, стр. 634. «О трезвении и молитве» §79. «Доброт.», т. II, стр. 183. «Наставл. о христиан, жизни», VI, 249. «Добротол.», т. I, стр. 259; ср.: VI. 257;258;259. Op. cit. VIII, 290, ibid. I, 279–280. Op. cit. VIII, 293, ibid., 281, Добротол.1, стр. 281. Ibid., VIII, 295, Добротол. I, стр. 282. Гимн VII, стр. 48. Гимн X, стр. 63. Гимн XLIX, стр. 226. Гимн I, стр. 21; сравни: гимн XX, стр. 92 Слово III, том I, стр. 32. Гимн XX, стр. 93. Гимн XXII, стр. 103. стр. 104. «Мистические оправдания аскетизма в творениях преп. Макария Египетского» в «Бог. Вестн.», 1905, июнь, стр. 268. Homilia 16, — MPGr. t. 151, col. 204 A. Homilia 26, — col. 333 B. Homilia 16, col. 197 A. cf: col. 192 C. Homilia 6, — col. 81 BC; hom. 15, — col. 181 D; Gap. phys., theol., etc. 24 — MPGr. t. 50, col. 1136 D — 1137 A. Homilia 4, — col. 53 D. Homilia 35, — MPGr. t. 151, col. 440 B; cf: Cap. phys., theol. etc. 67, MPGr. t. 150, col. 1168 D. Homilia 16, — col. 220 A. Homilia 3, — col. 40 C. Homilia 26, — col. 333 A. Ibid., — col. 333 BC. Cap. phys., theol. etc. 24, — col. 1137 А. Homilia 11, — col. 125 A; hom. 31, — col. 389 A; hom. 32, — col. 409 D; hom. 34, — col. 424 D; hom. 39, — col. 492 B; Xenam, MPGr. t. 150, col. 1048 C. Xenam, — col. 1061 A. Homilia 19, — col. 253 B. Homilia 17, — col. 221 C. Homilia 16, col. 201 D — 204 A. ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? К греху можно подходить юридически, как к преступлению нравственного закона, как к нарушению заповеди Божией. Отсюда вытекают и юридические, законнические последствия: за грех надо судить, нарушение нормы божественного закона ожидает свое воздаяние и кару.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

III. Письма против уний и полемика с моноэнергизмом (633-636). 1. Письмо 19, «Пирру, святейшему пресвитеру и игумену» (Ер. 19; CPG, N 7699/19; PG. 91. Col. 589-597; рус. пер.: Письма. 2015. С. 245-250), написано в кон. 633 - нач. 634 г. ( Sherwood. 1952. P. 37-38. N 42; Jankowiak, Booth. 2015. N 39). Письмо содержит восхваления Псефоса, воспрещавшего выражения и «одна энергия», и «две энергии» применительно ко Христу, и его составителей - патриарха Сергия и игум. Пирра ( Maximus Conf. Ep. 19//PG. 91. Col. 592). М. И., соглашаясь с Псефосом, вместе с тем просит адресата уточнить смысл основных терминов, о которых шел спор, прежде всего термина «энергия». 2. Письмо 15, «об общем (κοινο) и особом (δου), то есть о сущности и ипостаси, Косме, богоугоднейшему диакону Александрии» (Ер. 15; CPG, N 7699/15, 7707/23, 7707/31; PG. 91. Col. 543-576; дополнительные фрагменты: Епифанович. 1917. С. 71-72 [Add. 23], 85 [Add. 31]; рус. пер.: Письма. 2015. С. 214-236), написано после 634 г. (634-640 - Sherwood. 1952. P. 40. N 46; 634-639 - Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 52) или ок. 633 г., до письма 14 ( Jankowiak, Booth. 2015. N 36). Вопреки мнению Ларше ( Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 54) нет оснований сомневаться, что это письмо является пространным ответом на просьбу разъяснить этот вопрос со стороны Александрийского диак. Космы (см.: Maximus Conf. Ep. 14//PG. 91. Col. 537), отсюда датировка письма ок. 633 г. По мнению Янковяка и Бута, письмо 15 написано после заключения унии с монофизитами в Александрии и показывает, что М. И. был вовлечен в споры относительно нее. Учение о действиях Христа, выраженное в этом письме (Idem. 15//Ibid. Col. 573), близко к учению, выраженному в письме 19, в «Трудностях к Фоме» и во 2-м письме Фоме. Письмо 15 написано, вероятно, вскоре после издания Псефоса. О Косме см. в письме 16. 3. Письмо 14, «послание учительное, иллюстрию Петру» (Ер. 14; CPG, N 7699/14; PG. 91. Col. 533-543; окончание в: Boudignon. 2011. P. XXXI, XLII; рус. пер.: Письма. 2015. С. 207-214), написано в 634-640 гг. ( Sherwood. 1952. P. 40-41. N 47; 634-639 - Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 52) или ок. 633 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 37). Послание содержит свидетельство об араб. завоевании Палестины ( Maximus Conf. Ep. 14//PG. 91. Col. 540-541). Послание было доставлено диак. Космой, недавно обратившимся из монофизитов.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Ларше ( Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 51) соотносит события апостасии, описанной в данном письме, с событиями Александрийской унии 633 г. и считает, что Петр и Софроний находились в это время в Александрии, противодействуя унии (см.: Maximus Conf. Opusc. 12). Однако, по мнению Янковяка и Бута, в письме содержатся неск. выражений, недостаточно подходящих указанному контексту. Кроме того, М. И. в письме ничего не говорит о моноэнергистской унии, заключенной Александрийским патриархом Киром. Т. о., либо он еще не знал о ней, либо письмо написано до ее заключения. Янковяк и Бут полагают, что письмо является реакцией М. И. на униональную политику имп. Ираклия, но написано до заключения унии в Александрии. 12. Письмо 23, «пресвитеру Стефану» (Ep. 23; CPG, N 7699/23; PG. 91. Col. 605-608; рус. пер.: Письма. 2015. С. 257), написано, возможно, в 628/9 г. ( Sherwood. 1952. P. 33. N 30; ср.: Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 46) или ок. 632 или 642 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 19), короткое письмо, посвященное темам разлуки и духовной любви. В нек-рых рукописях название письма: «пресвитеру и игумену Стефану» (Laurent. Plut. 57. 7). К тому же Стефану обращены письма 22, 40 и B. Через Стефана М. И. обращается ко всем отцам, подвизавшимся в мон-ре, где Стефан, вероятно, был игуменом, прося не забывать его, «свое чадо» ( Maximus Conf. Ep. 23//PG. 91. Col. 608), однако не ясно, был ли М. И. членом этого монашеского сообщества, или же это обычное в монашеской среде выражение смирения и фигура речи. По мнению Шервуда и Ларше ( Sherwood. 1952; Larchet. Introd.//Lettres. 1998), Стефан был игуменом Хрисопольского мон-ря, но из текста письма это не очевидно. 13. Письмо 40, «тому же» (т. е. Стефану, пресвитеру и игумену; Ep. 40; CPG, N 7699/40; PG. 91. Col. 633-636; частично переиздано Б. Маркесинисом: Janssens. 2002. P. XXIV; рус. пер.: Письма. 2015. С. 274), написано в 630-634 гг. ( Sherwood. 1952. P. 34. N 34; ср.: 634 - Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 47; ок. 634? - Jankowiak, Booth. 2015. N 20), сохранилось только в 1 рукописи (Laurent. Plut. 57. 7. Fol. 2Г, где предшествует письму В). Адресат тот же, что и у писем 22, 23 и B (у Комбефиса ошибочно указан Фалассий - PG. 91. Col. 633). Текст, улучшенный Маркесинисом, показывает, что М. И. выражает сомнение, подходит ли он для исполнения дела, о к-ром его просит Стефан, лучше, чем авва Фома. По мнению Янковяка и Бута, в конечном счете к М. И. обратился Фома, после чего были написаны «Трудности к Фоме».

http://pravenc.ru/text/2561638.html

22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом. В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р. Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам. В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии - Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I , сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама. Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

http://pravenc.ru/text/Арабские ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010