| ... наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой. " Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие " ( Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210 ) . Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо " пьяницы… Царствия Божия не наследуют " ( 1 Кор. 6, 10 ) . Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой ... текст полностью ... |
| | ... умертвлять плотского человека в себе, нужно, чтобы на его месте рождался человек духовный. А закончить хотелось бы следующей цитатой: «Невозможно уму совершенно посвятить себя Богу, если он не стяжал трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Ибо любовь укрощает ярость, воздержание истощает желание, а молитва отделяет ум от всех помыслов и представляет его нагим Самому Богу. Таковы суть три добродетели, которые объемлют собой все добродетели, и без них уму невозможно посвятить себя Богу» [51]. [1] Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Третья сотница о любви. Стих 46 Добротолюбие: в 5 т. Т. 3. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 201. [2] Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница. Стих 24 Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М. : Мартис, 1993. С. 219. [3] Преподобный Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав греческого Добротолюбия. Стих 46 Добротолюбие: в 5 т. Т. 3. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 236. [4] Максим Исповедник. Главы о любви. Вторая сотница о любви. Стих 7 Там же. С. 108. [5] Максим ... текст полностью ... |
| | ... отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха. Догматические послания: В 2 т. Краснодар, 2006. Т. 1. С. 314. [2] См. : Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506. [3] Уныние. [4] В рус. пер. : О хранении чувств. М., 2000. Глава «О хранении воображения». См. также: Прп. Никодим Святогорец. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 31 Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199. [6] Ср. : Древний патерик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407. [7] Ср. : Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 9. С. 180. [10] См. : Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому. Правило 1 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497. [11] Ср. : Прп. Максим Исповедник. ... текст полностью ... |
| | ... и Богоматерь, и ангелов и т. д. Все это принципиально противоречит основам духовного подвига святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству. Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения». Вот несколько высказываний оттуда. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам» (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. — М., 1884. — С. 237) . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) , рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное» (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464) . Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное ... текст полностью ... |
| | ... возносить молитву Господу, уповая на то, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1, 37 ) , возносимое с верой. «Начнем дело молитвы, — говорит преподобный Марк Подвижник, — и, преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слёзы — чрез молитву подаются верным» ( Марк Подвижник, прп. ) Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов Добротолюбие: В 5 т. М. : 1893. Т. 1. С. 506 () . Перевод с немецкого — Владимир Зелинский. Рисунки — Франческо Риганти. Редактор — И. Бабкина. Корректор — Д. Краева. Компьютерная вёрстка — О. Букреева. Аннотация Содержание Предисловие Персоны Схиархимандрит Гавриил (Бунге) на основании свидетельств греческих, латинских, сирийских отцов первого тысячелетия христианства подробно рассматривает традиционные для христианского Предания формы и способы молитвы, раскрывает такие вопросы, как место и время молитвы, участие тела в молитве, крестное знамение и многое другое. В книге нет ничего, ... текст полностью ... |
| | ... Богоматерь, и ангелов и т. д. Все это принципиально противоречит основам духовного подвига святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству. Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви " Добротолюбие " решительно запрещает такого рода " духовные упражнения " . Вот несколько высказываний оттуда. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: " Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам " (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. – М., 1884. – С. 237) . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) , рассуждая о тех, кто на молитве " воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых " , прямо говорит, что " это есть знак прелести " . " На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное " (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464) . Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: " Никогда не принимай, если что увидишь ... текст полностью ... |
| | ... она воистину и добра, когда течет в пределах и по законам, какие положили для нея началовожди и предводители ея, Духом Святым наученные» [87]. Указывая на описанный святыми отцами совершенный образ монашеского жития, данное Положение в то же время не предписывает монастырям полного единообразия иноческой жизни, но, напротив, позволяет им сохранять свои традиции и свободно развиваться в русле святоотеческих установлений. Источник: Патриархия. ru 1 декабря 2017 г. [1] Устав Русской Православной Церкви. XVII. 8. [2] Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 258 Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889. М. : Паломник, 1998. Т. 4. С. 502. [3] Нил Синайский, прп. Слово о молитве. П. 124, 125, 122 Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1884 г. М. : Паломник, 1998. Т. 2. С. 238. [4] Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М. : Паломник, 2001. С. 421. [5] См. Последование малаго образа, еже есть мантия Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М. : Лодья, 2006. С. 26–27. [6] См. : Ефрем Сирин, прп. Слово подвижническое Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая ... текст полностью ... |
| | ... до сочетания и сосложения, они покаянным помыслом отсекали его на стадии прилога. Правда, в изречениях египетских отцов мы не прочитаем о том, что нам делать с тщеславием на этапе сочетания и этапе прилога. Рассуждение о тщеславии на разных этапах появилось значительно позже — у святителя Григория Паламы. Вспомним о нем сегодня с благодарностью и молитвой. 1 Лествица… Слово 15: 73. 2 Лествица… Слово 15: 74. 3 Вот отчего преподобный Исаак Сирин, рассуждая о страсти уныния, подчеркивает, что она не пытается соблазнить человека назойливыми прилогами помысла (и всеми последующими этапами: сочетанием, сосложением и т. д.) Уныние сразу же налагает на душу человека тяжесть, в чем и состоит классическое действие этой страсти, характерное именно для нее. См. статью «Рассудительнейший авва Исаак Сирин» 4 Святого отца нашего Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникского, ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и плодах умного делания 24 Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1992. С. 268. Теги: великий пост 2016 г. , Григорий Палама, диакон Павел Сержантов Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения ... текст полностью ... |
| | ... он был первым иереем. Местом служения отца Сергия Садковского стала Введенская церковь при Мариинском приходском училище на Софийской набережной [4]. Несмотря на собственную еще неустроенность, священник Садковский уже тогда стремится расширить сферу своего служения, принимая участие в пожертвованиях на различные нужды Церкви. В 1888 году «священник Введенской церкви при Мариинском женском училище на Софийской набережной Сергий Садковский», являясь членом миссионерского общества, выплачивает взнос 3 рубля – сообщают «Московские церковные ведомости», а также по списку было внесено 5 рублей [5]. В 1889 году отец Сергий был переведен в Георгиевскую церковь на Всполье (уничтожена в 1933 году) . Здесь, как и во всех последующих местах своего служения, отец Сергий всегда совмещал свое священническое служение с пастырско-учительскими трудами. «28 января 1889 года священник Георгиевской церкви на Всполье Сергий Садковский проводил собеседование с народом», – находим сообщение в «Московских церковных ведомостях» [6]. В те годы, когда дух неверия и недоверия проник в души православного люда, как никогда требовались эти беседы для ограждения от крамольных мыслей. 16 мая 1891 году ... текст полностью ... |
| | ... В заключение еще раз отмечу, что обилие духовных плодов Тырновской книжной школы связано с правильными исихастскими, святоотеческими установками, заложенными в основу учебно-воспитательного процесса и использовавшимися в качестве его методов. Общей методой было учение исихазма в целом и его духовная традиция, направленная на спасение человеческой души и достижение обожения. Доклад прочитан на богословской конференции «Исихастская традиция и современная церковная жизнь», прошедшей в рамках Недели православной книги (6–12 сентября 2010 г.) в г. Варне (Болгария) . [1] Нестор (Крыстев) , архимандрит. Преподобный Феодосий Тырновский и его ученики: К 600-летию со дня кончины Журнал Московской Патриархии. 1963. № 7. С. 51. [2] Горазд, архимандрит. Търновската книжовна школа като проссветен център през. XIV в. Търновска книжовна школа. София, 1974. С. 469. [3] Богданов И. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Каллистом Памятники древней письменности и искусства. Вып. 136. СПб., 1900. С. 70. [13] Добротолюбие. Т. 5. С. 347. [14] Святогорский Томос Петр (Пиголь) , игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. ... текст полностью ... |
|