Ф.178.1. 4452 Слова Иосифа Вриенния 1790 г. 178.1.4454. Сборник аскетический . Ф.178.1 Сборник аскетический. 1801 г . Ф.178.1 Сборник аскетический. 4557 «Вопросоответы» Варсануфия и Иоанна. 1818 г. Ф.178.1 «Творения» Марка Подвижника. Ф.178.1 Сборник. 178. 4443 «Слова» Симеона Нового Богослова. Ф.178.1 «116 глав» Каллиста Антиликуди патриарха. Ф.178.1 «Сотницы» Фалассия Ливийского. Конечно, рукописи переписывались и в Петербурге ввиду обстоятельств, связанных с изданием «Добротолюбия». Выделим рукописи из собрания Духовной академии. РНБ 573.48. Рубеж XVIII–XIX в. . 573. А II/357. 1852 г. Исаак Сирин. ф. 15 (Александро-Невская Лавра) А-87. Сборник аскетический. Сюда включим и рукописи из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря Казанской иконы Пресвятой Богородицы, руки монахини Натальи РНБ ф. 905, НСРК Q 639. 1-я пол. XIX в. Авва Варсонофий. Вопросоответы . И рукописи из нового собрания СПбДА, руки мон. Магдалины из СПб Воскресенского девичьего монастыря. 17-Р и 18-Р. Слова Исаака Сирина. 1852 г.  28-Р и 29-Р того же содержания. 1851 г. . Помимо Санкт-Петербурга, над изданием «Добротолюбия» работа проходила и в Москве, на Новгородском архиерейском подворье. В ней участвовали, помимо схимонаха Афанасия (Охлопкова), бывшие позже в Новоспасском и Симонове монастырях архимандрит Александр (Подгорный) и архимандрит Филарет (Пуляшкин) , которые в 1798 г. подали прошение об издании 4-й части «Добротолюбия» . Из собрания Симонова монастыря в ГИМ укажем только рукописи интересующего нас периода, а, надо сказать, они переписывались и позднее. ГИМ Сим. 23. Исаак Сирин «Слова». 1802-08 г. . Монах Иероним переписывает еще в 1808 г. «Поучения свт. Григория Паламы» . Его руки и рукопись РГБ 178.4459, отмеченная выше. Также ему принадлежит рукопись РГИА 834.2.4003, содержащая предисловия старца Василия Поляномерульского. Рукописи этого собрания примечательны своими подробными уточняющими записями. Сим. 5. Творения Дионисия Ареопагита . Сим. 15. Оглашения прп. Феодора Студита. Писец — мон. Иларион (Ремизов). Посл. четв. XVIII в. . После 1796 г.

http://bogoslov.ru/article/6176674

16 Ср.: «Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии» (Нил Синай-ский, прп.//Добротолюбие. Т. 2. С. 257). «Не должно во время искушений оставлять келлии, изобретая какия-нибудь благословные предлоги; но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих» (Евагрий//Добротолюбие. Т. 1. С. 573). 17 Подобное происходит и с монашествующими. См. случай с Палладием: «Однажды я шел к духовному отцу Макарию Александрийскому, удрученный унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» (Бунге. С. 66) 18 См.: Подвижническое слово старца Симеона благоговейного //Добротолюбие. Т. 5. С. 61. 19 Бунге. С. 59. 20 Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. М.: Паломник, 2003. Т. 2. С. 26. 21 Цит. по: Иларион (Алфеев), архиеп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. 22 «Демон уныния, — пишет Евагрий, — тягостнее всех, но зато более всех делает душу и опытною. Если бегать или обходить борьбу, то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство» (Добротолюбие. Т. 1. С. 573). 23 Иларион (Алфеев), архиеп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. 24 Бунге. С. 69. 25 Бунге. С. 129. 26 Ср.: «Не возможно содружится с Богом нам, бунтующим против Него страстьми и охотно платящим дань греха злому тиранну и губителю душ, диаволу, если прежде не возстанем решительною войною против этого лукаваго. Ибо дотоле мы состоим врагами и противоборцами Богу, не смотря на то, что прилагаем к себе имя верных, пока самоохотно рабствуем страстям безчестия» (Максим Исповедник, прп.//Добротолюбие. Т. 3. С. 253). 27 См. подробное исследование: Маникарди Л. Кризис среднего возраста в жизни пресвитера (Manicardi L. La crisi dell’età di mezzo nella vita del presbitero. Ardere, non bruciarsi. Studio sul «burnout» tra il clero diocesano. Padova: Edizioni Messaggero, 2008.

http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pas...

571. Гал. 5. 24. 572. Восторженное изречение произнесено на французском языке, только способном для сцены: «Elle aimait Dieu avec passion; eile ne pensait qu " a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l " Evangile et l " Imitation qui est un second Evangile». 573. «Il aime Dieu, comme il aimait ses maitresses». 574. «C " est avec le meme coeur, qu " on aime le Createur, ou la creature quoique les effets soient aussi differents, que les objets». 575. Музы и Аполлон — божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам. 576. В созвучии, в согласии. 577. Олонецкой или Петрозаводской епархии. 578. Новгородской епархии. 579. Калужской епархии. 580. О втором образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 581. Предисловие схимонаха Василия. 582. Ин. 4. 23–24; Мф. 22. 37; Мк. 12. 29–30; Лк. 10. 27. 583. Слово 49. 584. Иов. 42. 6. 585. Ответ 421. 586. Пс. 136. 4. 587. Пс. 136. 3. 588. Пс. 136. 1. 589. Слово 28, гл. 17. 590. Слово 4, гл. 93. 591. … хочу лучше пять слов сказать умом моим… нежели тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14. 19). 592. Лествица. Слово 28, гл. 21. 593. Сведения о сочинителе «Цветника», священноиноке Дорофее, помещены в 1-м томе «Аскетических опытов» в статье «Посещение Валаамского монастыря». 594. «Цветник» священноинока Дорофея. Поучение 30 и 32. 595. «Цветник». Поучение 32. 596. «Цветник». Поучение 32. 597. Патерик Скитский. «Достопамятные сказания», гл. 129. 598. Добротолюбие. Ч. I. 599. «Избранные класы», издание Оптиной Пустыни, 1848 г. 600. Не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался (Гал. 2. 2). 601. Лествица. Слово 1, глава 26. 602. Архитекторы строители. 603. Лк. 6. 48. 604. Флп. 2. 8. 605. Глава 118. Добротолюбие. Ч. 1. 606. Сеяли пшеницу, а пожали терны (Иер. 12. 13). 607. Преподобного Марка Подвижника «О законе духовном», гл. 84. 608. 1 Кор. 8, 1. По объяснению преподобного Марка Подвижника, в той же 84 главе. 609. Слово 16. Здесь слово благоволение прибавлено для точного выражения мысли Писателя.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

571. Гал. 5. 24. 572. Восторженное изречение произнесено на французском языке, только способном для сцены: «Elle aimait Dieu avec passion; eile ne pensait qu " a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l " Evangile et l " Imitation qui est un second Evangile». 573. «Il aime Dieu, comme il aimait ses maitresses». 574. «C " est avec le meme coeur, qu " on aime le Createur, ou la creature quoique les effets soient aussi differents, que les objets». 575. Музы и Аполлон — божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам. 576. В созвучии, в согласии. 577. Олонецкой или Петрозаводской епархии. 578. Новгородской епархии. 579. Калужской епархии. 580. О втором образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 581. Предисловие схимонаха Василия. 582. Ин. 4. 23–24; Мф. 22. 37; Мк. 12. 29–30; Лк. 10. 27. 583. Слово 49. 584. Иов. 42. 6. 585. Ответ 421. 586. Пс. 136. 4. 587. Пс. 136. 3. 588. Пс. 136. 1. 589. Слово 28, гл. 17. 590. Слово 4, гл. 93. 591.  … хочу лучше пять слов сказать умом моим… нежели тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14. 19). 592. Лествица. Слово 28, гл. 21. 593. Сведения о сочинителе «Цветника», священноиноке Дорофее, помещены в 1-м томе «Аскетических опытов» в статье «Посещение Валаамского монастыря». 594. «Цветник» священноинока Дорофея. Поучение 30 и 32. 595. «Цветник». Поучение 32. 596. «Цветник». Поучение 32. 597. Патерик Скитский. «Достопамятные сказания», гл. 129. 598. Добротолюбие. Ч. I. 599. «Избранные класы», издание Оптиной Пустыни, 1848 г. 600.  Не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался (Гал. 2. 2). 601. Лествица. Слово 1, глава 26. 602. Архитекторы строители. 603. Лк. 6. 48. 604. Флп. 2. 8. 605. Глава 118. Добротолюбие. Ч. 1. 606.  Сеяли пшеницу, а пожали терны (Иер. 12. 13). 607. Преподобного Марка Подвижника «О законе духовном», гл. 84. 608. 1 Кор. 8, 1. По объяснению преподобного Марка Подвижника, в той же 84 главе. 609. Слово 16. Здесь слово благоволение прибавлено для точного выражения мысли Писателя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Пер. на европ. языки см. в составе Добротолюбия . Nota . Единственная полная таблица соответствий 150 глав Добротолюбия типу I приведена в: Дунаев, 2002 4 .540), 914–917. Древние переводы Сирийские переводы (CPG 2421) 570 . Strothmann W. Die syrische Überlieferung der Schriften des Makarios. Wiesbaden 1981. XXIII, 395. Сир. текст]; XLIV, 298. Перевод]. (Gottinger Orientforschungen. 1. Reihe·. Syriaca. 21). Армянские переводы (CPG 2425) 571 . Vitae Patrum. 4 .203). Venetia 1855. 2. 505–635. [Есть лат. пер. в серии CSCO]. Арабские переводы (CPG 2420) Изданы частично только в нем. пер.: 572 . Strothmann W. Makarios/Symeon. Das arabische Sondergut. Wiesbaden 1975. 102. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe. Syriaca. 11). Грузинский перевод «Макариевского корпуса» и другие тексты Пс. – Макария (CPG 242 3) См. 14 .324. Фрагменты на эфиопском (CPG 2427) 573 . II, 53, 1 сл.=CSCO 238 31. 176–179 [текст]; CSCO 239. 129–131 [перевод]. Исследования 574 . [Аноним]. Обозрение догматико-аскетического учения преп. Макария//Воскресное Чтение. 1848. 36(12/12). 365–372; 1849. 40(9/1). 409–414; 41(16/1). 418–421. 575 . Алексий (Дородницын) , еп. Преп. Макарий Египетский как представитель православно-аскетического мистицизма//ВиР 1904. 21. 576 . Аполлов В. Житие и избранные места из творений преп. Макария Египетского . М. 1893. 36. 2 М. 1912. 32. 577 . Арсений, архим. Творения преподобного Макария Египетского в их систематическом изложении//Голос Церкви. 1913. 4. 28–39; 5. 41–59; 6. 67–90; 7. 42–57; 8/9. 48–70. 578 . Арсений, архим. Обзор бесед Преподобного Макария Египетского //Голос Церкви. 1913. 10. 78–89; 11. 56–81. 579 . Арсений (Жадановский) , архим. Преподобный Макарий Египетский . М. 1914. 8, 177. 580 . Афанасий (Кудюк), архим. Преп. Макарий Египетский и скитское монашество//Церковный вестник. Варшава 1956. 7. 581 . Афанасий (Кудюк), архим. Нравственно-подвижническое учение свв. Антония, Пахомия и Макария//Церковный вестник. Варшава 1956. 8. 582 . Бронзов А. А. Преп. Макарий Египетский , его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб. 1899. 545.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Недостаток богословской рефлексии и пограничный характер И., мистицизма и ересей отразился в России и в др. текстах и формах И. Так, согласно исследованиям А. М. Пентковского (ИАБ, 9. 812, 817-818; Пентковский. 2010), автором необычайно популярных в XIX-XX вв. «Откровенных рассказов странника своему духовному отцу» (ИАБ, 9. 810-825; научно-критическое изд., до сих пор отсутствующее, готовится Пентковским), считающихся «классикой русского исихазма», был иером. Арсений (Троепольский) (ср.: ИАБ, 2. 146; 9. 1236), сочетавший в этом произведении православную практику «Добротолюбия» с элементами зап. мистики и цитатами из переводов европ. мистических сочинений, изданных в России в кон. XVIII - нач. XIX в. московскими мартинистами и их последователями. Согласно наблюдениям Пентковского, «в подготовке второго казанского издания [Откровенных рассказов...] принимал активное участие свт. Феофан Затворник, к-рый летом 1882 г. «поправил и дополнил» текст присланного игуменом Паисием казанского издания, что, как и в случае преподобного Амвросия Оптинского, свидетельствует об отсутствии существенных замечаний и возражений по содержанию рассказов и изложению молитвенной практики. Перед этим вышенский затворник перечитывал книгу Дж. Беньяна «Путь пилигрима», один из литературных источников рассказов странника, и даже намеревался «исправить ее и выдать под заглавием: Иван Буян, обратившийся в Православие», что, судя по всему, дало дополнительные основания для редактирования рассказов русского странника. Эта работа, в свою очередь, способствовала и подготовке 5-го тома рус. пер. «Добротолюбия» (издан в 1889 г.), содержащего отредактированные святоотеческие тексты об Иисусовой молитве. Текст 3-го казанского издания, повторяющий 2-е издание, представляет собой textus receptus, лежащий в основе последующих изданий и переводов» ( Пентковский. 2010. С. 58). Другой чрезвычайно популярный текст - беседа прп. Серафима Саровского (о нем см.: ИАБ, 9. 457-607; достоверность отдельных житийных сведений вызывает у исследователей сомнения, см.: ИАБ, 9. 598, 599; Степашкин. 2002) с Мотовиловым о цели христианской жизни - также не имеет науч. издания, а сами фигуры составителя «Беседы» Н. А. Мотовилова (воспоминания к-рого изданы по рукописи из РНБ, см.: Записки Н. А. Мотовилова. 2005; в последнее время изданы также письма и бумаги Мотовилова из ГАРФ и частных архивов, см.: ИАБ, 9. 573 и др.) и 1-го публикатора «Бесед» С. А. Нилуса вызывают сомнения в части доверия к сообщаемым им сведениям и корректности публикаторских принципов (ср.: ИАБ. С. 557; 9. 511 и др.). Однако не подлежит сомнению, что старец Серафим был делателем Иисусовой молитвы, а в «Беседах с Мотовиловым» зафиксирован подлинный опыт преподобного старца, о к-ром Мотовилову стало известно из устных бесед и каких-то рукописных источников.

http://pravenc.ru/text/674926.html

548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

РНБ ф. 1271, собр. Кирилловского музея 7. Сборник аскетический. Перв. пол. XIX в. После 1818 г. . Укажу еще рукопись слов прп. Симеона из собрания СПбДА, происходящую из Берлюковской пустыни, которая оказалась в частном собрании . Традиция школы прп. Паисия продолжалась в Румынии. Местные монахи переводили на молдавский язык, а славянская братия также продолжала переводить, например, разошедшийся во множестве списков сборник вопросоответов прп. Варсонуфия и Иоанна, переведенный уже в 1795 году (перевод окончил Нямецкий архимандрит Софроний) . Работала и типография со славянским набором. В 1812 г. при архимандрите Иоанне и с участием монаха Митрофана, составителя «Жития св. Паисия», удалось издать печатную книгу прп. Исаака, с которой делались десятки списков в России. Единственная рукопись руки монаха Митрофана в России находится в собрании СПбДА 373-Р. 1790 г. Часть рукописей руки монаха Климента, работавшего вместе со схимонахами Митрофаном и Платоном в Нямецком скриптории, вероятно, он сам завез после 1801 г. в Россию. Также они могли попасть сюда через Феофана (Соколова). В БАН, 13.3.26 хранится «Автобиография старца Паисия (Величковского)» его руки.  В РНБ 573.279 — сборник сочинений св. Паисия и его житие. Часто рукописи из переводов непосредственно Паисия (Величковского) содержат выписки редакции печатного «Добротолюбия», что говорит о его большой популярности и соотнесении с именем прп. Паисия еще до оптинских изданий . Более широкий спектр выявленных рукописей, появившихся благодаря паисиевскому влиянию, — дело дальнейших исследований. Ведь в небольших местных архивах, в собраниях дальних монастырей России часто обнаруживаются манускрипты первой половины XIX века. Приведем здесь некоторые, часть из которых указал нам исследователь О.В. Лада: ГАКО, Ф. 1486, Макарьево-Унженский мужской монастырь, г. Макарьев, Оп. 3, Ед. хр. 46. Книга Исаака Сирина . КОУНБ. ЦR – 358614.2 Сочинения Исаии Отшельника. XIX в. 1-я пол. . Томский областной краев.музей. ТОКМ 7373. Исаак Сирин. Слова.  ТОКМ 7333. Исаак Сирин. Pyбeж XIX–XX в. (нач.).

http://bogoslov.ru/article/6176674

Ср.: «Душевная неустойчивость ведет к неутомимой активности, внешне принимающей окраску христианской любви. Опасность такого самообмана состоит в том, что плотно заполненное расписание дня позволяет хоть как-то отвлечься от собственной внутренней опустошенности. Такая активность тем разрушительнее, что прикрывается самыми возвышенными чувствами, и от этого становится неуязвимой. Чем дольше она длится, тем более разрушительными оказываются ее последствия. Ибо рано или поздно наступает страшный момент пробуждения. И тогда либо в упадке духа бросают все то, в чем до сих пор находили смысл жизни, либо ищут спасения во всевозможных развлечениях» (Бунге, с. 72). Цит. по: Бунге, с. 50. «Всецело находясь в области алогичного, уныние как феномен в высочайшей степени иррационально. Конкретно это проявляется в том, что впавший в уныние негодует против всего, что ни попадается ему на пути (ярость) и тоскует обо всем, чего он лишен (вожделение)... Все доступное – ненавистно, все недоступное – вожделенно» (там же, с. 54). Ср.: «Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии» (преп. Нил Синайский, Добротолюбие. Т. 2, с. 257). «Не должно во время искушений, оставлять келлии, изобретая какия-нибудь благословные предлоги; но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих» (Евагрий, Добротолюбие, т. 1, с. 573.) Подобное происходит и с монашествующими: см. случай с Палладием: « Однажды я шел к духовному отцу Келлии Макарию Александрийскому, удрученный унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» (Бунге, с. 66). Цит. по: Архиепископ Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., из-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. Демон уныния, – пишет Евагрий, – «тягостнее всех, но зато более всех делает душу и опытною. Если бегать или обходить борьбу; то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство» (Добротолюбие, т. 1, с. 573.)

http://bogoslov.ru/article/1243168

5:8. 558 Мф. 5:4. 559 I/21 (98—99)=B35 (253). 560 I/21 (106)=B35 (261—262). 561 Главы о знании III,37.. 562 I/30 (138)=B53 (384). 563 I/40 (167)=B65 (446). 564 I/41 (171)=B65 (451). 565 II/14,46. 566 II/18,4—6. 567 II/18,7. 568 II/18,14—15. 569 О молитве 3. 570 Главы о знании IV,31. 571 I/39 (166)=B63 (439—440). 572 I/61 (334)=B8 (105). 573 I/48 (206)=B74 (508). 574 Главы о знании III,84. 575 Лк. 1:8—11. 576 Деян. 10:9—11. 577 Деян. 10:2—3. 578 I/16 (66)=B22 (173—174). 579 I/12 (53)=B18 (146). 580 Главы о знании III,14. 581 Это учение мы находим у Евагрия, а также у других византийских авторов, чьи сочинения вошли в греческое и русское «Добротолюбие». 582 Главы о знании II,59. 583 I/58 (316)=B6 (93). 584 I/49 (214)=B77 (524). 585 I/11 (51—52)=B18 (144). 586 I/61 (334)=B8 (106). Ср. Евагрий. О молитве 15: «Молитва есть плод радости и благодарения». 587 I/30 (138)=B53 (384). 588 I/40 (167)=B65 (446). 589 В греч. и рус. пер. эта фраза сильно сокращена. 590 I/43 (183)=B68 (476). 591 I/30 (137)=B53 (384). 592 Термин «песни» (tesbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 593 II/21,7. 594 I/30 (133)=B53 (379). 595 I/5 (27)=B3 (32—33). Ср. Мф. 6:33. 596 I/25 (118)=B51 (360—361). 597 II/8,24. 598 Главы о знании III,50. 599 I/5 (28)=B3 (33). 600 Ис. 59:1—2. 601 I/57 (299)=B5 (70). 602 Термин syam burke является синонимом греческого metabnoiai (в значении «поклоны»). 603 II/30,4–7. 604 Главы о знании I,20. 605 I/40 (167). 606 II/61 (334). 607 I/10 (49). 608 II/1,34. 609 I/69 (355). 610 Сир. термин tesmesta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiba в значении «келейного правила». 611 I/58 (319–320). 612 См. II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1–го тома. 613 II/14,8—12. 614 Букв. «в Своем домостроительстве». 615 II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». 616 О Боге. 617 Рим. 1:22. 618 II/14,14. 619 II/14,22. 620 Термин segdot " может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010