15. Храм Святителя Николая в Клённиках в акварелях монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой). М.: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского«», 2008. с.] – Тринадцать акварелей с детальной прорисовкой храмовых интерьеров (1932). 14. Домашнева Н. А. «И дивен храм»: Церкви в Басманном районе города Москвы. М., 2010. С. 57. 15. Храм Святителя Николая в Клённиках на Маросейке/сост. С. И. Кожевникова. М.: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского»», 2010. 48 с: ил. – Краткая история храма – от первого упоминания в Никоновской летописи в 1468 г. до наших дней. 16. Щенкова О. Я. Землевладения московских церковных приходов («Поповка» конца XVII – начала XX в.). М.: Памятники исторической мысли, 2010. С. 397. 17. Скурат Я., прот. Крестные ходы в Москве после революции 1917 года и их запрещение//IX Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. М.: «Луг духовный»; Общество сохранения литературного наследия; Издательство ОРПК «Кадашевская слобода», 2011. Вып. 8. С.193–218. Святой праведный Алексий (Мечёв), пресвитер Московский 21. Струве Н. А. О. Алексей Мечов//ВРСХД. 1964/1965. 75/76. С. 65. 22. О молитве: Из воспоминаний об отце Алексее Мечове, настоятеле церкви на Маросейке в Москве (скончался в 1923 г.)//ВРСХД. 1964/1965. 75/76. С. 66–73. 23. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), архим. Отец Алексей Мечев : [Рец. " на кн.]//ВРСХД. 1970. 95/96. С. 185–192. 24. Энден М. Я. Отец Алексей Мечев . УМСА-Ргезз, Париж, 1970: [Рец. на кн.]//Возрождение. 1970. 222. С. 132–134. 25. 1971. 102. С. 299–300. 26. Добровольский А. Десять мин//Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1983. Вып. 9. С. 225–303. – Воспоминания о св. прав. Алексии и о маросейском храме, относящиеся к 1918 г. 27. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской. Воспоминания о замечательных московских протоиереях: О. Алексей Мечёв //Православный путь. 1987. С. 69–76.1988. С. 81–85.1989. С. 71–79. 28. Отец Алексий Мечёв . Парюк: YMCA-Press, 1970.396 с.: ил.; То же. Париж: YMCA-Press, 1989.392 с.: ил.; То же. Репр. изд. М., б. г. 392 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Родионов 1988 – Родионов М. А. Мурувва, асабийя, дин: К интерпретации ближневосточного этикета//Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 60–68. Розен 1883 – Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. Розен 1884 – Розен В. Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского//ЖМНП. 1884. Январь. С. 47–75. Розен 1904 – Розен В. Р. Пролегомена к новому изданию Ибн Фадлана//ЗВОРАО. 1904. Т. 15. Вып. 3. С. 39–73. Розенфельд, Добровольский, Сергеева 1972 – Розенфельд Б. А., Добровольский И. Г., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Фергани//Историко-астрономические исследования. М., 1972. Вып. XI. С. 191–210. Рубрук – Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны//История монгалов/Дж. дель Плано Карпини. – 3-е изд. – Путешествие в восточные страны/Г. де Рубрук. – 3-е изд. – Книга Марко Поло. – 4-е изд./Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997. Русанова 1992 – Русанова И. П. Культовые места и языческие святилища славян VI–XIII вв.//РА. 1992. 4. С. 50–67. Рыбаков 1952 – Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г.//КСИИМК. 1952. Вып. 43. С. 3–44. Рыбаков 1958 – Рыбаков Б. А. Русь и страна Андалус в IX–X вв.//Советское востоковедение. 1958. 4. С. 116–119. Рыбаков 1969 – Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев//Древности Восточной Европы. М., 1969. С. 189–196. Рыбаков 1982 – Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1982. Савельев 1847 – Савельев П. С. Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. СПб., 1847. Салахетдинова 1994 – Салахетдинова М. А. Путешествие Ибн Фадлана и один мусульманский обряд у волжских булгар//Страны и народы Востока. СПб., 1994. Т. 28. С. 172–178. Сахаров 1982 – Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. Сб. РИО – Сборник Русского исторического общества. М. Свердлов 1983 – Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества Древней Руси. Л., 1983. Седов 1994 – Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994. Седов 1999 – Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. М, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Акинчиц, И.И. Современный верующий/И.И. Акинчиц. – Брест: Брестская областная типография, 1999. – 244 с. 66 Бабосов, Е.М. Динамика религиозности в независимой Беларуси/Е.М. Бабосов. – Минск: Институт Социологии АН РБ, 1995. – 65 с. 68 Бонч-Бруевич, В.Д. О религии, религиозном сектантстве и церкви/В.Д. Бонч-Бруевич. – М.: АН СССР, 1959. – 410 с. 69 Путинцев, Ф.М. Политическая роль и тактика сект/Ф.М. Путинцев. – М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1935. – 480 с. 70 Клибанов, А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем/А.И. Клибанов. – М.: Наука, 1973. – 256 с. 72 Григулевич, И.Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира/И.Р. Григулевич. – М.: Политиздат, 1983. – 303 с. 73 Москаленко, А.Т. Идеология и деятельность христианских сект/А.Т. Москаленко. – Новосибирск: Наука, 1978. – 415 с. 74 Буглиози, В. Helter Skelter: правда о Чарли Мэнсоне/В. Бутлиози, К. Джентри. – СПб.: Лимбус Пресс, 2003. – 792 с. 75 Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л.Р. Хаббарде/под ред. А.Л. Дворкина. – М.: Братство св. Тихона, 1996. – 158 с. 76 Буайе, Ж.Ф. Империя Муна/Ж.Ф. Буайе. – М.: Политиздат, 1990. – 352 с.; Кузнецова, Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна/Т. Н. Кузнецова . – М.: МАК Центр, 1999. – 377 с. 77 Антоненко, С.Г. Мормоны в России: путь длиной в столетие/С.Г. Антоненко. – М.: Родина, 2007. – 304 с. 79 Шиженский, Р.В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н.Н. Сперанского)/Р.В. Шиженский. – Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. – 202 с.; Шиженский, Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А.А. Добровольского)/Р.В. Шиженский. – М.: Орбита-М, 2013. – 272 с. 80 Алинин, С.Ф. Гибель Джонстауна – преступление ЦРУ/С.Ф. Алинин, Б.Г. Антонов, А.Н. Ицков. – М. : Юрид. лит., 1987. – 224 с. 82 Иоаннесян, Ю.А. Очерки веры Баби и Бахаи. Изучение в свете первичных источников/Ю.А. Иоаннесян. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. – 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В иконописи XVIII-XIX вв. нижегородского региона Георгий Всеволодович изображался в основном как основатель города, на фоне архитектурного пейзажа с видами соборов, как на иконах сер. - 2-й пол. XIX в. (НГХМ, Спасский староярмарочный собор Н. Новгорода), где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. стены некогда находился большой образ такой иконографии, созданный ок. 1863 г. худож. Д. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить (Добровольский. С. 45-46). Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. на холсте, наклеенном на стену, с изображением Георгия Всеволодовича в молении, с видом храма, на юж. стене собора арх. Михаила в нижегородском Кремле (Храмцовский. С. 236); а также в нумизматике - на серебряной медали, изготовленной к 700-летию со дня рождения блгв. князя в 1889 г. (НИАМЗ, частное собрание). Икона такого извода кон. XIX - нач. XX в., где, однако, фоном является Успенский собор Владимира и здание присутственных мест, помещена в настоящее время над ракой святого. В числе избранных (патрональных) святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. (ГРМ) вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. XIX - нач. XX в. мастерской М. И. Дикарева (частное собрание). В центре иконы св. покровителей Н. Новгорода 1869 г., в окладе с надписью, он был написан вместе со свт. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским (как «миротворцем князей Нижегородских»), Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами (Добровольский. С. 73-75). Не исключено, что в изображениях кон. XIX - нач. XX в. могла быть запечатлена одна из реликвий (дар владимирцев к 700-летию со дня рождения святого в 1889) - хранившаяся в алтаре Преображенского собора на престоле шапочка с мощей Георгия Всеволодовича (в наст. время в НИАМЗ) из малинового бархата с горностаевой опушкой, украшенная золотым позументом в виде княжеского венца и стеклянным крестом (Добровольский. С. 42-43).

http://sedmitza.ru/text/413381.html

князя в 1889 г. (НИАМЗ, частное собрание). Икона такого извода кон. XIX - нач. XX в., где, однако, фоном является Успенский собор Владимира и здание присутственных мест, помещена в наст. время над ракой святого. «Вел. кн. Всеволод назначает наследником второго сына Георгия в 1212 г.». Литография по рис. Б.А. Чорикова. Ок. 1836 г. «Вел. кн. Всеволод назначает наследником второго сына Георгия в 1212 г.». Литография по рис. Б.А. Чорикова. Ок. 1836 г. В числе избранных (патрональных) святых Г. В. представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. (ГРМ) вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. XIX - нач. XX в. мастерской М. И. Дикарева (частное собрание). В центре иконы св. покровителей Н. Новгорода 1869 г., в окладе с надписью, он был написан вместе со свт. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским (как «миротворцем князей Нижегородских»), Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами ( Добровольский. С. 73-75). Не исключено, что в изображениях кон. XIX - нач. XX в. могла быть запечатлена одна из реликвий (дар владимирцев к 700-летию со дня рождения святого в 1889) - хранившаяся в алтаре Преображенского собора на престоле шапочка с мощей Г. В. (в наст. время в НИАМЗ) из малинового бархата, с горностаевой опушкой, украшенная золотым позументом в виде княжеского венца и стеклянным крестом ( Добровольский. С. 42-43). Образ Г. В. в молении был введен в состав родословного древа рус. государей начиная с росписи 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. К группе ранних памятников относятся изображения Г. В. в числе рус. князей в нижнем регистре центральной створки походного иконостаса ок. сер. XVII в. (Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); на нижнем поле иконы блгв. князей Василия и Константина Ярославских с 30 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из Успенского собора Ярославля (ЯИАМЗ) - Г. В. в шубе, без доспехов, рядом с мч. Димитрием Угличским.

http://pravenc.ru/text/164457.html

– Чернигов. 1895. – С. 235 – 240. 7. См.: Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов. 1873. – Кн. 2. – С. 186 – 200. 8. См.: Петряков В. Высокопреос. Филарет (Гумилевский), арх. Черниговский. Короткий очерк его деятельности на черниговской кафедре (1859 – 1866)//ЧЕИ. – 1901. – 16. – часть не официальная. – С. 493. 9. См.: Отчёт о состоянии Черниговской епархии за 1864 г.//ЧЕИ. – 1865. – 3. – часть официальная. – С. 73 – 74. 10. См.: Черниговские Епархиальные И – 1864. – 13. – часть официальная. – С. 144 – 145. 11. См.: Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. Историческое описание. – Чернигов, 1900. – С. 92. 12. Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 327 – 328. 13. См.: Восстановление в Чернигове древней епархиальной типографии.//Вера и Жизнь. – 1914. – 8 – 9. – С. 77 – 92. 14. Картины церковной жизни Черниговской Епархии из 9-ти вековой ея истории. – К., 1911. – С. 158. 15. Журнал “Черниговские Епархиальные Известия” был основан в 1861 г. и просуществовал до 1911 г. См.: Енциклопедичний (За ред. Кудрицького). – К., 1990. – С. 982. 16. Данный список приводится по изданиям: Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Нежинский. – Полтава, – 1866. – С. 75 – 95; Листовский И. С. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. – С. 416 – 426. 17. Свящ. С. Ф. Хорошунов в своей статье отмечает, что “огромная масса трудов преос. Филарета осталась не изданною”. И далее он приводит название некоторых из них, которые находились в его руках, это – “Подробное описание Спасо-Преображенского Черниговского кафедрального Собора”, “Епископы черниговские из малороссов”, “Дополнения к обзору русской духовной литературы”, “О начале Стародубских старообрядческий церквей”. См.: Хорошунов Ф., свящ., Филарет Гумилевский арх. Черниговский//Русская. Старина. – 1881. – Кн. 12. – С. 816. Заключение Хвалите Бога во святых Его… (Пс. 150.1) По благословению Преосвященнейшего Амвросия, епископа Черниговского и Новгород-Северского была образована епархиальная комиссия по сбору материалов для канонизации архиеп.

http://pravoslavie.ru/smi/37864.htm

Пс.73:9. Знамений наших не видехом.    Они поощряли друг друга прекратить совершаемые еще праздники Господни, и к словам своим присоединяли и дело. А мы, когда делалось это, не были зрителями тех знамений, каких часто бывали самовидцами во времена прежних браней. Знамения же сии бывали нам в помощь среди окружающих нас бедствий. Потому, не видя уже этих знамений, говорили мы: «вскую Боже отринул еси до конца?» Несть ктому пророка, и нас не познает ктому.   И всего более заставляет нас отчаиваться в спасении то, что не видим более в народе пророка, который бы мог умилостивить за нас Бога. Пс.73:10. Доколе, Боже, поносит враг?    Окончив описание того, как город взят врагами, преклоняет Бога на милость и просит воззреть, как все это оскорбительно для самого Бога, что и выражает в словах: «посреде праздника Твоего» (Пс.73:11), «Святило Твое, жилище имени Твоего (Пс.73:7), «праздники Господни» (Пс.73:8), «имя Твое до конца» (Пс.73:10). Пс.73:11. Вскую отвращаеши руку Твою?    Для чего, говорит, прерываешь даяние благ, какими древле ущедрял нас, как бы из недра Своего? Пс.73:12. Бог же царь наш прежде века.    Ныне медлишь возвратить нам блага, а древле Бог наш, благоволя именоваться и Царем нашим, соделывал так наше спасение, что видел это всякий на земле. Содела спасение посреде земли.   По сему-то поводу утверждали иные, что Иерусалим есть око земли. Пс.73:13. Ты утвердил еси силою Твоею море; Ты стерл еси главы змиев в воде.   Описывает в этих словах, как древле соделывал спасение их, и во-первых, сгустив воды морские как стену, когда вышли они из Египта, — что и означают слова: «Ты утвердил еси... море», а во-вторых, сокрушив в водах главы египтян, которых по лукавству языка называет змиями. Потом же «сокрушил с ними главу» и самого предводительствовавшего ими Царя, которого также именует «змием» (Пс.73:14). Пс.73:14. Дал еси того брашно людем Ефиопским,    то есть, самого Фараона с его тристатами и колесницами. «Людьми» же «ефиопскими» называет здесь стада птиц из сопредельной Ефиопии, которые пожирали тела египтян, выброшенные морем на сушу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.73:1. Вскую Боже отринул еси до конца?    Это значит: в конец уже постиг их гнев, потому что не будут иметь успокоения среди бедствий. Пс.73:2. Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва,    ради Авраама, Исаака и Иакова. Избавил еси жезлом достояние Твое.   Вообще: «помяни достояние Твое», которое «ты искупил жезлом» , то есть достояние, уготованное для царства. Посему и сказано им: вы будете Мне из всех народов «род избран, царское священие» (1 Петр. 2:9). Гора Сион сия, в нейже вселился еси,    потому что Бог являлся в Божественном храме. Пс.73:3. Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец,    т.е. на гордыни ополчившихся на Божественный храм. Пс.73:4. И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего.    Поелику в праздник Пасхи воздвигли брань на Господа, то в это же время были преданы они врагам. Ибо в Пасху, когда все иудеи по Закону собирались в Иерусалим, произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Спасителя ко кресту. Положиша знамения своя знамения.   Разумеет знамения войны, говорит же о называемых так в войсках знаменах, потому что поставили их на пути в городе. Даже на этом не остановились, но простерлись далее, то есть напали на Божественный храм, не зная, что Бог предал им город за нечестие жителей. Как не познавшие сего, удивлялись они собственной своей силе, и обвиняли в немощи Бога, Которому покланялись в Божественном храме. Потому пророк и говорит далее: «доколе, Боже, поносит враг?» (Пс.73:10). А повторением слова «знамения» выражает изумление, что Божественный храм предан в руки врагов. Пс.73:5. Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его.    В этих словах описывает разорение города и Божественного храма. С помощью орудий, употребляемых при рубке и обделке леса, разрушили они ограды, выбили двери в зданиях, как дубраву истребляя все, что было искусно и прекрасно обделано. Пс.73:7. Возжгоша огнем святило Твое.    К великому нашему бедствию, вторгшись к нам, имели они одну цель — разорить данный Тобою Закон. Ибо пророк словом «праздники» (Пс.73:8) означает подзаконное служение. И они, говорит, дерзнули на это, не взирая на чудотворения, бывшие при наших предках, и не стыдясь пророческой благодати. Ибо вдруг не стало у них всего этого, а прежде, и по возвращении из плена, имели они пророков: Аггея, Захарию, Малахию. Пророки же прежде них бывшие предсказывали народу и царям будущее, и явными делали злоумышления врагов, в чем нетрудно удостовериться из истории.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

73 вечно ли будет хулить противник имя Твое? Словами о подвергнутой поруганию святыне Божиего имени псалмопевец стремится привлечь внимание Господа к своим мольбам. 73 Боже, царь мой. Все в мире во власти Господа, Творца всего видимого и невидимого. спасение. В данном контексте это слово в первую очередь означает избавление от врагов и восстановление содеянных ими разрушений. 73 Ты расторг силою Твоею море. В нескольких следующих стихах нашли отражение представления ближневосточных языческих народов о сотворении мира. Жители Месопотамии и Ханаана верили, что Мардук или, соответственно, Ваал, одолел море и сотворил из него вселенную, которая была затем разделена им надвое, причем одна половина стала небом, а вторая землей. Использование этого мифологического мотива в псалме продиктовано исключительно литературно-художественными соображениями и не означает, что его автор разделял языческие верования. 73 сокрушил голову левиафана. Согласно угаритским надписям, левиафан был семиглавым морским чудовищем (ср. Откр., гл. 13), побежденным Ваалом. 73:15–17 Псалмопевец никак не связывает между собой победу над левиафаном и сотворение Господом вселенной, о котором и идет речь в этих стихах. 73 враг поносит Господа. Вавилоняне победили Израиль лишь потому, что Господь сделал их орудием Своего праведного суда над избранным народом. Они же видели в победе не волю Божию, а свою собственную заслугу. Псалмопевец говорит о поношении Господа врагами, дабы убедить Его снова вмешаться в ход земных дел и исправить положение, в котором оказался Его народ. 73 Призри на завет Твой. Имеется в виду Синайский завет. 73 Восстань. См. ком. к Пс. 7,7 . Глава 74 Пс. 74 В этом псалме его автор благодарит Господа за унижение нечестивых и вознесение праведных. Пс. 74 тематически перекликается с благодарственной песнью Анны (1 Цар., гл. 2) и «Величит душа Моя Господа» Марии (Лк., гл. 1). 74 Славим. Первый стих псалма содержит хвалу Господу, произносимую всей общиной, однако далее от имени общины выступает один человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

При участии польск. королевского двора и Варминского еп. Симона Рудницкого в 1614 г. началось строительство католич. храма в Закхайме (пригород Кёнигсберга), спустя 2 года храм был освящен. Поскольку Самбия не имела католич. епископа, Варминские епископы с 1635 г. добавляли к титулу «et Sambiensis». В католич. приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Варминской кафедры, викариями обычно являлись иезуиты. В 1647 г. при католич. храме был открыт миссионерский центр, за год его работы в католичество перешло ок. тысячи протестантов. Второй католич. приход был основан в нач. XVIII в. в Тильзите (ныне Советск). Католич. часовни существовали в частных владениях, напр., в Норденбурге (ныне пос. Крылово Правдинского р-на), в Зентайнене под Тильзитом. После присоединения Вармии к Пруссии в 1772 г. католич. епископы были лишены светской власти на территории своих епархий. После разделов Польского гос-ва в 1793 и 1795 гг. католич. структуры в Пруссии были реорганизованы согласно булле папы Пия VII от 16 июля 1821 г. До конца второй мировой войны территория К. о. входила в состав Варминского еп-ства. 15 янв. 1852 г. в Варминском еп-стве был создан Самбийский деканат с центром в Кёнигсберге, ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шильгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Барчкюнена около Пилькаллена (ныне Добровольск). В 1869 г. из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. К Самбийскому деканату относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене, к Литовскому деканату - приходы в Тильзите, Шильгаллене, Бильдервайчене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене. В 1904-1907 гг. в Кёнигсберге был построен храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании располагается концертный зал). В 1925 г. католики составляли 15% населения Вост. Пруссии. К 1941 г. в Кёнигсберге насчитывалось 5 католич. храмов, из них крупнейшими были храм св. Адальберта (1904-1932), храм Св. Семейства и храм св. Иосифа в предместье Понарт (1931-1932), сохранившиеся до наст. времени. В 1938 г. в границах К. о. действовали 17 католич. приходов и 25 часовен, к 1941 г. католиками являлись 38% населения Вост. Пруссии. По мнению исследователей, значительный рост паствы католич. Церкви в Вост. Пруссии в 30-х гг. XX в. обусловлен лояльным отношением католич. духовенства к нацистскому режиму.

http://pravenc.ru/text/Калининградской ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010