Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич (11.03.1856, ст-ца Дурновская Астраханского у. и губ.- 8.08.1929, Ленинград), крупнейший рус. литургист, византинист, церковно-политический деятель. А. А. Дмитриевский. Фотография. Нач. ХХ в. А. А. Дмитриевский. Фотография. Нач. ХХ в. Род. в семье псаломщика (впосл. диакон) Афанасия Петровича и Елены Феодоровны. К духовному сословию принадлежали все поколения рода Дмитриевских по мужской линии (дед Петр Егорович, дьячок, по происхождению из Тульской губ., в 1840 переехал в Астраханскую губ. см.: Родословная Дмитриевских//РНБ ОР. Ф. 253. Д. 2). К родителям Д. сохранял любовь и почтение на протяжении всей их жизни: будучи профессором, посылал им ежегодное содержание; мать Д. в 1898 г. совершила с ним паломничество к св. местам Палестины. Не обладавший, по словам родных, от природы выдающимися способностями, Д. прилежанием и усердием развил их в себе во время обучения. Читать он научился еще в родительском доме по Евангелию и Житиям святых; с раннего детства любил богослужение и помогал священнослужителям в алтаре. Окончил Астраханские ДУ, ДС и КазДА (1882) со степенью канд. богословия. 1-я печатная работа посвящена церковной истории Астраханского края (Сочувствие жителей селения Самозделки (Астр. губ.) к воинам, проливающим кровь свою за единоверных нам братьев-славян Балканского полуострова//Астраханские ЕВ. 1878. 7. С. 109-111). Учителем Д. в КазДА был Н. Ф. Красносельцев , под рук. к-рого Д. написал канд. соч. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.», использовав для этого рукописный фонд Соловецкого мон-ря, незадолго до того перевезенный в Казань; в течение 4 месяцев он работал также с московскими собраниями. В Москве пользовался советами известного канониста проф. А. С. Павлова, который предоставил ему свою б-ку и помогал в занятиях палеографией. В мае 1882 г. по окончании академии Д. получил назначение преподавателем гомилетики и литургики в Самарскую ДС.

http://pravenc.ru/text/178601.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г. Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898). С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко , советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским , В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Плеханов, свящ. Фотография. Таганская тюрьма 1938 г. Гаврилович Плеханов (11.09.1879, дер. Филипково Переславского у. Владимирской губ.- 25.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1892 г. переехал в Москву, поступил учеником к повару. Освоив профессию, работал сначала в ресторане Тестова, затем в чайной. Впосл. служил поваром у Патриарха Московского и всея России св. Тихона . В 1920 г. был рукоположен Патриархом Тихоном во диакона. Служил на Троицком Патриаршем подворье в Москве. В 1923 г., во время ареста Патриарха, также был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». С мая по июль 1923 г. содержался в Бутырской тюрьме. В 1925 г. викарием Московской епархии Бронницким еп. Иоанном (Василевским) рукоположен во иерея в храме Воскресения Христова в Вешняках. Затем служил в ц. во имя прп. Пимена Великого. В 1936 г. храм был занят обновленцами. И. был выслан из Москвы, служил в г. Волоколамске Московской обл. В нояб. 1936 г. поселился в дер. Пешково, служил в храме с. Дмитриевское Нагорьевского (ныне Переславского) р-на Ярославской обл. 25 янв. 1938 г. И. приехал в Москву навестить духовных чад. 14 февр. был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной монархической группе», в «антисоветской и антиколхозной агитации» и в «восхвалении врагов народа». Виновным себя не признал. 15 марта 1938 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ярославской обл. к расстрелу. Казнен на полигоне Бутово. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-12073. Л. 5-5 об., 14 об., 15, 19, 20. Лит.: Не предать забвению: Кн. памяти репрессированных в 30-40-х и нач. 50-х гг., связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1993. [Т. 1.] С. 281; Марченко В., свящ. Вечная память//Ярославские ЕВ. 1996. 8/9; Мартиролог «Бутово». С. 269; Новомученики и исповедники Ярославской епархии: Священнослужители и миряне/Ред.: прот. Н. Лихоманов. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3. С. 94-95; Рус. Голгофа. Бутово: Месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 21, 62, 111, 177; Рус. месяцеслов: Новомученики и исповедники Ярославского края. Ярославль; Рыбинск, 2005. С. 122.

http://pravenc.ru/text/469165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в. Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в. Находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов. Местность, где появилась обитель, еще до сер. XII в. осваивалась монашествующими ( Петрова и др. 2000. С. 130-131). Недалеко от Н. С. м. находились Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь и Лазарева обитель, возникшие не позднее 1-й пол. XII в. Первоначально Н. С. м. был мужским. Основан до 1162 г., когда «у Святого Духа Съшествия поставиша игуменось Саву» (НПЛ. С. 31). Поставление 1-го известного игумена обители совершил, очевидно, еп. Новгородский свт. Аркадий . До монашеского пострига он служил приходским священником («попина святого Савы» - Там же. С. 218), вероятно, в ц. прп. Саввы Освященного на Космодемьянской ул. Неревского конца, неподалеку от Н. С. м. Не исключено, что Савва, подобно Новгородскому свт. Иоанну (Илие) (1165-1186), был одним из собеседников Новгородского свт. Нифонта (1130-1156) (см. разд. «Савин» новгородского лит. произведения, состоявшего из вопросов и ответов,- «Въпрашание Кюриково, еже вопроша епископа Ноугородьского Нифонта, и инех» - ПДРКП. 2. Стб. 52-57). В 1357 г., при архиеп. Новгородском свт. Моисее , в мон-ре был построен каменный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (НПЛ. С. 364). В 1386 г. Н. С. м. в числе др. пригородных обителей новгородцы сожгли при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). К концу периода новгородской независимости Н. С. м. являлся одним из крупнейших землевладельцев на Новгородщине. В кон. XV в. обитель имела 358 обеж в 3 новгородских пятинах, а также 274 двора с 367 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 204). В Водской пятине Н. С. м. принадлежали вотчины в Григорьевском Кречневском, Дмитриевском Гдицком и Дмитриевском Городенском погостах, в Деревской - 22 деревни у г. Демон (Демянск), в Шелонской - неск. деревень в Логовищском погосте. В ходе великокняжеских конфискаций кон. XV в. у Н. С. м. были изъяты почти все владения в Шелонской и Водской пятинах, в 1500 г.- деревня в Деревской пятине ( Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 86-87, 100, 200). В отличие от др. новгородских мон-рей Н. С. м. удалось сохранить нек-рые свои владения в новгородских пятинах.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Благоразумов), еп. Благовещенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Владимир (Благоразумов), еп. Благовещенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Благоразумов Иосиф Иванович; 03.04.1845, Пензенская губ.- 25.09.1914, г. Нежин Черниговской губ.), еп. Благовещенский и Приамурский. Из семьи диакона. После окончания Пензенской ДС 14 нояб. 1866 г. рукоположен во священника к храму в г. Городище Пензенской губ. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. принимал активное участие в деятельности местного отд-ния об-ва Красного Креста. В 1877 г. овдовел. В 1878-1882 гг. учился в КазДА на одном курсе с буд. церковным археологом А. А. Дмитриевским . По окончании курса со степенью канд. богословия за соч. «Учение о лице Иисуса Христа св. Афанасия Александрийского» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 430) назначен смотрителем во 2-е Пензенское (впосл. Тихоновское) ДУ. В 1885 г. определен смотрителем в единое Пензенское ДУ (образовалось после слияния 1-го и 2-го уч-щ), при к-ром организовал общежитие и об-во вспомоществования недостаточным воспитанникам. В обоих уч-щах Благоразумов устроил храмы. В 1887 г. он перешел в Волынскую ДС преподавателем Свящ. Писания. 14 авг. 1888 г. пострижен в монашество. Обратил на себя внимание чтениями по религиозно-нравственным вопросам в г. Кременце Волынской губ., был избран председателем совета Богоявленского Свято-Николаевского братства и редактором газ. «Почаевский листок» . В 1891 г. переведен в Кишинёвскую ДС преподавателем Свящ. Писания; был членом кишинёвского миссионерского об-ва и Трехсвятского братства. 31 дек. 1896 г. утвержден в степени магистра богословия, 1 дек. 1897 г. определен старшим членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета с возведением в сан архимандрита. 20 янв. 1901 г. назначен, 4 февр. хиротонисан во епископа Сарапульского, 1-го викария Вятской епархии, 5 апр. 1902 г. перемещен на Михайловское вик-ство Рязанской епархии. 3 нояб. 1906 г. назначен на Благовещенскую кафедру. По болезни 22 мая 1909 г. уволен на покой с управлением Теребенской во имя свт. Николая Чудотворца пустынью , нек-рое время жил в Макариевом калязинском во имя Св. Троицы мон-ре , с 9 нояб. 1912 г. являлся настоятелем нежинского в честь Благовещения Пресв. Богородице мон-ря , где много трудился над благоустройством храма. Погребен в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/159042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор во имя вмч. Димитрия Солунского (1763, 1829) и колокольня (нач. XIX в.). Фотография. 2006 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского (1763, 1829) и колокольня (нач. XIX в.). Фотография. 2006 г. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в с. Дмитриеве Скопинского р-на Рязанской обл., на горе Дмитриевской, на левом берегу р. Вёрды. До 1917 г. именовался Ряжским Димитриевским, т. к. находился на территории Ряжского у. Рязанской губ. Время основания Д. м. неизвестно. По местному преданию, зафиксированному в XIX в. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 89. Л. 136 и т. д. по архиву), на месте Д. м. в XIV в. стояла часовня и келья, в к-рой жил отшельник. Накануне Куликовской битвы к нему пришел инок прп. Александр (Пересвет) . В келье отшельника воин-инок оставил свой посох из яблоневого дерева. По преданию, возвращаясь с Куликова поля, св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской основал Д. м. в память своего покровителя вмч. Димитрия Солунского . Впервые Д. м. упоминается в рукописи «Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненныя при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 г.» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1а. Л. 26, 297, 330 об., 332 об.; см. также: Книги окладные мон-рям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосв. Иосифе, митр. Рязанском и Муромском, в 1676 г./Подгот. к изд.: А. И. Цепков. Рязань, 2004. Кн. 1. С. 27, 50, 331, 368, 372). В Д. м. находились деревянные храм во имя вмч. Димитрия Солунского (1660), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1667), кельи. Согласно монастырской описи, к 1763 г. в Д. м. был возведен каменный холодный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. В храме находился «малорезной» иконостас, чтился «старинный» образ вмч. Димитрия, «на нем венец малом и по краям оклад сребреной и позлащен веткой». Впосл. собор обветшал, но в 1829 г. был возобновлен (ГАРО. Ф. 627. Оп. 48. Д. 98. Л. 49-54, 71-72), в 1854 г. в нем установлен 3-гранный 5-ярусный иконостас, стены и своды украшены живописью.

http://pravenc.ru/text/178249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРГАРИТА Прмц. Маргарита (Закачурина) (справа) и мон. Евфимия (Калинина), сестры Иваново-Вознесенской Свято-Владимирской обители. Фотография. Нач. ХХ в. Прмц. Маргарита (Закачурина) (справа) и мон. Евфимия (Калинина), сестры Иваново-Вознесенской Свято-Владимирской обители. Фотография. Нач. ХХ в. (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884, дер. Пахота Ковровского у. Владимирской губ.- 15.12.1937, Павлодар, Казахская ССР), прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. В юные годы была вынуждена уйти из дома после 2-го брака отца. Стала трудницей при Алексеевской епархиальной богадельне на окраине г. Иваново-Вознесенска (с 1932 Иваново), прислуживала в основанном при богадельне храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, пела на клиросе. Позднее стала послушницей в учрежденной в 1908 г. Владимирской жен. монашеской общине (в 1916 преобразована в мон-рь). Приняла монашеский постриг с сохранением мирского имени. В 1918 г. мон-рь был официально закрыт, однако сохранился как трудовая земледельческая община. В 1926 г. обитель была ликвидирована, а монахини выселены из помещений монастыря. На тот момент М. была благочинной, заведовала монастырским хозяйством. После закрытия мон-ря осталась в городе, где она и др. монахини приобрели небольшой дом и организовали швейную артель «Трудовая игла». М. также воспитывала дочь своей умершей сестры. Пребывая в миру, она никогда не снимала монашеского платья. Поддерживала связи с монахинями др. бывш. обителей, к-рые негласно объединились в Сестричество прп. Киприана, занимавшееся катехизаторской деятельностью. 22 марта 1937 г. М. была арестована и заключена в тюрьму г. Иваново, затем перевезена в тюрьму г. Шуя с более тяжелыми условиями содержания. Проходила по одному групповому делу с 11 ивановскими монахинями и послушницами. Ее обвиняли в участии в «контрреволюционной группе монашествующих и церковников» и хранении «церковно-монархической литературы». М. подтвердила, что хранила церковные книги, но отказалась признать себя виновной в контрреволюционной деятельности. 27 июня того же года особое совещание при НКВД приговорило М. к 5 годам ссылки в Казахстан. Была отправлена отбывать ссылку в пос. Майское Бескарагайского р-на Восточно-Казахстанской обл. В Майском работала на руднике. Жила в одной комнате с преподобномученицами Тамарой (Проворкиной) , Февронией (Ишиной) и мч. Марией Дмитриевской , к-рые создали маленькую общину. 3 дек. 1937 г. все они были арестованы и отправлены в тюрьму в Павлодар. На допросе М. отвергла обвинения в ведении «контрреволюционной агитации», хотя не скрывала своего отрицательного отношения к советской власти. 4 дек. 1937 г. Особая тройка НКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорила всех обвиняемых к смертной казни. М. была казнена вместе с соузницами и погребена в обшей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2561958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕКЕЛИДЗЕ [груз. ] Корнелий Самсонович (18.04.1879, сел. Микелепони Кутаисского у. Кутаисской губ. (ныне Ванского муниципалитета, Имерети) - 7.06.1962, Тбилиси), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог. Род. в многодетной семье крестьян Самсона Кекелидзе и Февронии (урожд. Урушадзе), происходивших из сел. Зоти (ныне Чохатаурского муниципалитета, Гурия). Отец К. был псаломщиком в церкви в близлежащем сел. Тобаниери. Начальное образование К. получил в Кутаисском ДУ (1886-1893). По протекции инспектора уч-ща Иване Гаприндашвили (отца груз. поэта Валериана Гаприндашвили) К. был зачислен на полный академический пансион. После окончания уч-ща поступил в Тифлисскую ДС (1893-1900), в которой в это же время (с 1894) обучался И. Джугашвили (И. В. Сталин). По мнению внука К., историка М. Кавтарии, знакомство со Сталиным, возможно, спасло К. от репрессий в 30-х гг. XX в. В 1894 г. умер отец К., в 1896 г.- мать. Прот. Корнелий Кекелидзе. Фотография. Нач. ХХ в. Прот. Корнелий Кекелидзе. Фотография. Нач. ХХ в. Муж сестры, Амфилохий Цинцадзе, старшим братом которого был буд. католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе) , оказывал юноше материальную помощь. Окончив ДС с отличием, К. продолжил образование в КДА (1900-1904), куда был зачислен на казенный счет. Изучал богословские и историко-филологические дисциплины, а также груз. лит-ру. Большое впечатление на К. произвела работа акад. Н. Я. Марра «Предварительный отчет о работах на Синае и в Иерусалиме» (1903), определившая научную судьбу юноши. Проф. А. А. Дмитриевский поддержал намерение К. специализироваться в области древнегруз. литургической письменности и предложил ему эту тему для дипломной работы. В 1904 г. К. окончил КДА и защитил соч. «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах» (1908), которое было высоко оценено профессорами Дмитриевским и А. А. Глаголевым . Ему была присвоена степень кандидата богословия, выплачена денежная премия. Советом академии К. был оставлен при КДА для подготовки к профессорской деятельности, но Святейший Синод не утвердил это решение. В том же году в Киеве К. женился на польке по имени Людмила, в браке родилось трое сыновей: Александр, Константин и Илия.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

С 1901 по 1914 г. Г. занимал должность уполномоченного по делам иконописных школ при Высочайше утвержденном Комитете попечительства о рус. иконописи, где сотрудничал с гр. С. Д. Шереметевым, акад. Н. П. Кондаковым и директором С.-Петербургского археологического ин-та Н. В. Покровским ; добился улучшения преподавания в иконописных мастерских Мстёры, Холуя и Палеха во Владимирской губ. С 1902 г. при его участии издавались «Известия» и «Иконописные сборники» комитета. На средства комитета была издана работа Г., сделавшая ему имя в научной среде,- «Фрески Ферапонтова монастыря» (СПб., 1911). Росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), опубликованные в этом издании, стали открытием нач. XX в. 31 дек. 1911 г. на Всероссийском съезде художников в С.-Петербурге Г. сделал доклад о фресках Дионисия, после чего начались многочисленные поездки в Ферапонтов мон-рь художников и др. людей творческих профессий. Фотографии фресок Ферапонтова мон-ря, представленные на выставке съезда, вызвали дискуссию о способах наилучшей передачи цвета и фактуры живописи Дионисия. Одновременно Г. организовал на съезде выставку древних икон из московских и с.-петербургских частных коллекций, напечатал каталог выставки и ее обзор в «Трудах» съезда. Г. является автором одной из первых общих работ о древнерус. искусстве, опубликованной в качестве приложения к кн. Ш. Байе «История искусств» (К., 1902. С. 325-366). В 1911-1913 гг. Г. совершил 3 научных путешествия на Афон, доставил в Россию неск. фрагментов афонской стенной живописи и опубликовал альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914), где впервые были изданы цветные фотографии фресок нач. XIV в. в соборе Протата. В июле 1918 г. Г. принял предложение И. Э. Грабаря войти в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России, созданную при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. В июле-авг. того же года принимал участие в расчистке фресок XII в. в Дмитриевском соборе и фресок нач. XV в. в Успенском соборе во Владимире. Пользуясь связями в высших церковных кругах, получил грамоту Святейшего Патриарха Тихона с благословением на производство этих работ и на осмотр чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери в соборной церкви Боголюбова мон-ря. В сент. 1918 г. участвовал в экспедиции А. И. Анисимова в Кириллов Белозерский и Ферапонтов мон-ри, где была, в частности, расчищена икона-портрет прп. Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому. В этот период Г. активно переписывался с находившимся в эмиграции Кондаковым, к-рого считал своим учителем. По возвращении из экспедиции занял должность инспектора при Главном управлении архивного дела в Петрограде, но 1 сент. 1919 г. перешел на должность хранителя древних тканей в Оружейную палату Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/162161.html

Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. 11 мая 1671 г., когда И. служил литургию в астраханском Успенском соборе, в храм пришли представители разинцев с требованием явиться на казачий круг. Святитель велел благовестить в большой колокол и в сопровождении духовенства вышел к мятежникам. С. Коченовский в качестве уполномоченного обвинил И. в переписке с казаками Терского города и Дона, ввиду чего Терки и Дон «отложилися» от восставших (АИ. Т. 4. С. 488; Летописное сказание Петра Золотарёва. 1968. С. 224). В ответ И. вновь призвал казаков к покаянию. Казаки оскорбляли архиерея, потом отвели на пороховой двор, где И. был подвергнут жестоким пыткам на костре. За архиерея вступился казак Мирон и был убит. После пыток И. был сброшен с башни-раската. Тело священномученика отдали духовенству. 12 мая после панихиды в Успенском соборе гроб был поставлен в приделе святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на 10-й день могила была заложена досками и камнем. Почитание 27 нояб. 1671 г. правительственные войска во главе с боярином И. Б. Милославским заняли Астрахань. Летом 1672 г. Астраханский митр. Парфений «со всем освященным собором» свидетельствовал нетленные мощи И. По повелению митр. Парфения гроб был поставлен в Успенском соборе, жители Астрахани должны были в течение 3 дней прикладываться к нему и просить прощения у священномученика. В кон. XVII в. началось местное почитание И. в Астрахани. В Успенском соборе, где почивали мощи И., до нач. XX в. хранилась его монашеская власяница, обагренная кровью. Нетленность мощей И. была подтверждена в 1801 г., при архиеп. Платоне (Любарском) , когда в ходе строительных работ гробница святого оказалась открыта. 28 сент. 1911 г. Астраханский и Енотаевский архиеп. Георгий (Орлов) учредил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа убиенного». Руководство комитетом владыка возложил на викарного Царёвского еп. Иннокентия. Комитет создал комиссию для сбора сведений о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., и для их подтверждения свидетельскими показаниями. Результаты деятельности комиссии нашли отражение в брошюре, изданной в 1912 г. прот. Успенского кафедрального собора И. Саввинским. По инициативе еп. Феофана (Быстрова) в том же году синодальная комиссия вскрыла гробницу И. для освидетельствования мощей с целью подготовки канонизации. После перевода еп. Феофана в 1913 г. на Полтавскую кафедру его начинания были отложены и возобновились после назначения Астраханским епископом в 1916 г. сщмч. Митрофана (Краснопольского) . В составлении службы И. участвовал приглашенный еп. Митрофаном проф. КДА А. А. Дмитриевский .

http://pravenc.ru/text/578416.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010