P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Как было сказано выше, современный отпуст Божественной литургии берёт своё начало в палестинском монашеском отпусте, присоединённом к концу литургии в XI–XII bb. Как и заамвонная молитва, он является не простым призывом («В мире изыдем»), а молитвой. Отпуст типа «Христос истинный Бог наш...» впервые появляется в греческих рукописных Евхологиях XII–XIII bb. 993 В одном из них, названном в «Описании литургических рукописей» А.А. Дмитриевского рукописью Синай 1020 (XII–XIII bb.), отпуст довольно пространен: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя своея Матере, силою честнаго и животворящего креста, предстательствы честных безплтных, архангелов и огнезрачных Михаила и Гавриила и всех пренебесных сил, молитвами честнаго пророка, Предтечи и крестителя Иоанна, святых и славных всехвальных апостол и святаго (имярек) и всех святых молитвами помилует и спасет нас Бог . Людие: Сохранит Бог святую и православную веру... Диакон: Молитвами святых отец наших, Господи, благослови, Господи Иисусе Христе Боже наш 994 . В позднейших рукописях преобладает более краткая форма такого отпуста, в которой упоминается лишь Пресвятая Богородица, Честной Крест (не всегда) и апостолы, а далее святой составитель отслуженной литургии и (обычно) празднуемый святой («святый дне») 995 . Приблизительно такой отпуст появляется и в первых печатных изданиях Евхология и «Божественных литургий». Первопечатные БЛ Д. Дуки 1526, а также БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «πρτη κδοσις»), издания «Толковой литургии» и ЕВХ 1585 (Д.А. Джулиани) предписывают в отпусте призывание Пресвятой Богородицы, силы Св. Креста, апостолов, «святаго дне», составителя литургии и Богоотцов Иоакима и Анны 996 . Другие издания: ЕВХ 1545, ЕВХ 1553, ЕВХ 1566, БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «κατ τν το Δ. Δοκα κδοσιν»), БЛ С.Ч.Д. 1645 ( В , «κεμενον πρτον») и БЛ А. Вортоли 1775 – приводят тот же отпуст, только опускают имя составителя литургии 997 . Последующие издания Евхология уже не печатают текст отпуста, и ограничиваются одной фразой, такой как «И бывает совершенный отпуст» («Κα γνεται τελεα πλυσις»). Православные издания «Божественных литургий» с самого начала не приводили текста отпуста, но со второй половины XIX b. стали печатать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

531 Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733//Silloge Bizantina in onore di Silvio Giuseppe Mercati. R., 1957. (Studi Bizantini e Neoellenici; 9). P. 14–31. 532 Частично издана А. А. Дмитриевским в его «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (К., 1901; Hildesheim, 1965r. Т. 2: Εχολγια. С. 993–1052); в компиляции М. Арранца (Arranz M. L’Eucologio costantinopolitano agli inizi del secolo XI: Hagiasmatarion & Archieratikon (Rituale & Pontificale) con l’aggiunta del Leiturgikon (Messale). R., 1996) приведены разночтения по этой рукописи (под сиглой COI). 533 Passarelli G. L’Eucologio Athon. Panteleimonensis 77 alias 162 (1980)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1982. Vol. 48. P. 124–158, здесь p. 134; Ruggieri V. The Cryptensis Euchology Gb XI//Ibid. 1986. Vol. 52. P. 325–360, здесь p. 334; Arranz. L’Eucologio costantinopolitano. P. 9. 534 См.: Parenti S. L’Eucologio manoscritto G. b. IV (X sec.) della Biblioteca di Grottaferrata: Edizione/Tesi di Dottorato in Scienze Ecclesiastiche Orientali. Pontificio Istituto Orientale. Facolta di Scienze Ecclesiastiche Orientali. Sezione Liturgica, tesi n°373. R., 1993. P. 35–42; затем, в новой редакции, в: idem. L’Eucologio Slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino. R., 1997. (Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa centro-Orientale – Universita di Roma «La Sapienza», Filologia Slava; 2). P. 13–20. 537 Baldanza G. Il rito del matrimonio nell’eucologio Barberini 336: Analisi della sua visione teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 316–351. 540 Baldanza G. Il rito matrimoniale dell’Eucologio Sinaitico Greco 958 ed il significato della coronazione nella δξα κα τιμ: Proposte per una ricerca teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1981. Vol. 95. P. 289–315. 542 См. обзорную статью: Martin J.-M., Jacob A. La Chiesa greca in Italia (c. 650 – c. 1050)//Storia del Cristianesimo. Religione – Politica – Cultura, IV: Vescovi, Monaci e Imperatori (610–1054). R., 1999. P. 367–388, и последовавшее за ней исследование: Martin J.-M. Hellénisme et présence byzantine en Italie méridionale (VIII S -XIII S siècle)//L’Ellenismo Italiota dal VII al XII secolo: Alla mémoria di Nikos Panagiotakis. θνα, 2001. Σ. 181–202.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

После отделения от Католической церкви в Англии 989 и Шотландии 990 публикуются различные редакции «Книги общественной молитвы», в т.ч. в переводах на классические языки 991 . В России в 1874–1878 гг. профессор греческого языка Санкт–Петербургской духовной академии Евграф Иванович Ловягин (1822–1909) вместе с коллегами по академии – латинистом Никандром Ивановичем Глориантовым (1828–1898) и историком Церкви, специалистом по христианскому Востоку Иваном Егоровичем Троицким (1834–1901), – публикует в журнале «Христианское чтение» в едином 5–томном собрании переводы древних литургий на русский язык (в основном – с изданий Гоара, Ассемани, Ренодо и Даниеля) с критическими статьями («Собрание древних Литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык») 992 ; это собрание дважды переиздано: Свято–Владимирским братством в 5 выпусках (1997–1999) и издательством «Дар» (2007). До данного издания были изданы переводы: литургии Апостольских постановлений 993 ; армянской 994 , коптской 995 и эфиопской 996 литургии; литургии яковитов 997 и римской литургии 998 . Важным научным фактом стали описания греческих богослужебных книг, подготовленные крупнейшим отечественным литургистом, профессором Казанской духовной академии, членом–корреспондентом Российской академии Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (1856–1929) по результатам его восточного путешествия: греческого Типикона (в 2–х частях) и греческого Евхология 999 , куда автор изначально планировал включить тексты греческих чинов и последований 8–16 вв. и отдельные чины 17 в., с тем чтобы это издание было научно более совершенным и полным, чем Евхологий Гоара. Академик Б.А. Тураев, известный отечественный востоковед, составил описания эфиопских литургических древностей, находящихся в России 1000 . Эфиопские рукописи в Санкт- Петербургской духовной академии описал В.В. Болотов 1001 . Большое значение для распространения православной печатной продукции на греческом языке имело создание Лаоником в 1486 г. типографии в Венеции. Началом ее деятельности стало печатание поэмы Батрахомиомахия («Война лягушек и мышей» – пародия на гомеровский эпос, автором которой в античности считался сам Гомер) и Псалтири, а в период 1499–1509 гг. здесь вышли в свет Большой Этимологикон (данное издание, editio princeps этого компедиума середины 11 в., предпринято Захарией Каллиергесом в 1499 г.), комментарий Симплиция на категории Аристотеля и Часослов. Начали появляться (в издании Андрея и Иакова Спинеллов, получивших от венецианского правительства 20–летнюю монополию на издание и распространение греческой Минеи) церковные книги, которыми в обиходе заменялись рукописи: Постная триодь (1522), комплект богослужебной Минеи (1527–1558), Триодь цветная (в издании Христофора Запета, 1567), Великий часослов (в издании Феодосия Пана, 1800) 1002 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утреня идентична таковой в Барб. 336; зато служба Вечерня значительно отличается от Барб. 336. ГРУППА В БЕЗ ЛИТУРГИЙ 4 . Гротт. Γ β Ι: ΧΙ– ΧΙΙΙ вв., критского происхождения, собственность Виссариона; содержит службы патриарха и царя. а. (Отсутствуют четыре тетради). б. «Тритоекти»: как Барб. 336. в. Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. г. «Паннухис»: как Барб. 336. д. Полуночь: как Барб. 336. е. Утреня: Ас) (см. с. 51). ж. Первый час: как Коален 213; см. с.86–87. з. Молитвы «1-го Часа»: две, как Коален 213, см. с.87. и. Третий, Шестой, Девятый Час: как Барб. 336. к. Вечерня Пятидесятницы, лития, рукоположения, крещение и т.д. л. (л. 135) Утренняя молитва и вечерняя молитва. Следует предположить, что Литургии находились в тетрадях, которых не хватает в начале; Третий-Шестой Час мог таким образом следовать за Литургией Преждеосвященных Даров. Здесь «Паннухис» находится внутри чинопоследования, которое тогда становится чинопоследованием из восьми служб. Две молитвы « 1-го часа» могли указывать на архаический источник, сходный с Барб. 336, когда служба Первого Часа еще не существовала. Кажется, что поставленные здесь рядом Первый Час и эти две молитвы создавали дублет, если только эти две службы не были чередующимися для праздничных дней, например, и для обычных дней. Коален 213 имеет также обе службы. 5 . Коален 213 (Дмитриевский, 993...): 1027 г., священника Стратигия Святой Софии; многочисленные службы и патриаршие обряды; не содержит Литургий. Индекс в начале кодекса. а. Освящение храма и мира, омовение ног, хиротония в епископа, в священники и т.д., обряды для императора и патрициев, Богоявление, Вечерня Пятидесятницы. б. (л. 55) Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. в. «Паннухис»: как Барб. 336. г. Полуночь: как Барб. 336. д. Утреня: Ас). е. Первый Час: как ΓβΙ; см. с. 155. ж. Молитвы « 1-го часа»: две как Γ β I. з. Третий Час: как Барб. 336. и. Шестой Час: как Барб. 336 (неполный по недостатку листов), к. Девятый Час: указанный в индексе (не достает листов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

520 Эти молитвы – в приложении «Lectiones variae» к вечерним молитвам во 2-ом издании Евхология Ж. ГОАРА (Венеция 1730, Грац 1960) с. 35–37. См. также в главе II, с. 34: таблицу I, и с. 48: таблица II. 522 См. с. 57 и 119. См. также труд професора Струнка: примеч. 14 с. 61 и прим. 90 с. 64 и прим. 74 с. 132. 535 M. Arranz. Les étapes de la liturgie byzantinë Palestine – Byzance – Russie. Essai d " aperçu historique (­ Liturgie de l " Eglise particulière et liturgie de l " Eglise universelle. Conférences Saint-Serge 1975. «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia» 7) Rome 1976, p. 43–72; см. также нашу работу: История Типикона, Л.Д.А. 1978, с. 96–98. 536 M. Arranz, Evolution des rites d " incorporation et de réadmission dans l " Eglise d " après l " ancien Euchologe byzantin (­ Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences Saint-Serge 1977. «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia» 13) Rome 1978, p. 31–75. См. и мои конспекты: Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств, по рукописям Греческого Евхология, Л.Д.А. 1979, с. 6. 537 Вечерня в Барберини 336: листы 44–55 (сс. 87–112) . О самом кодексе см. с. 21, 48, 93, 165, 188 и 231. А также: A. Strittmatter, The « Barberinum Sancti Marci » of Jacques Goar, Ephemerides Liturgicae, 47 (1933), c. 329–367; особенно Вечерня: 342–343. 538 Вечерня: лл. 55–61 . О кодексе: с. 21, 49, 94. 166, 188 и 234. А также: А Дмитриевский, Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотекак православного Востока, II: Евхология, Киев 1901, с. 993–1052; Вечерня: 1001–2. 540 Вечерня: лл. 37–45 . О кодексе: с. 21, 48, 93, 165, 188 и 231 . А также: A. Jacob, L " Euchologe de Porphyre Uspenski. Cod. Leningr. gr. 226, (X e siècle). Le Muséon, 79 (1965), p. 173–214; особенно Вечерня: 186–187. 542 Вечерня: лл. 137–144 . О кодексе: с. 21, 48, 95, 169 и 189 . А также: Дмитриевский (прим. 22) с. 42–64; особенно Вечерня: 62. 543 Вечерня: лл. 24–30 . О кодексе: с. 21, 48, 109. 169 и 189 . А также Дмитриевский (прим. 22) с. 19–39; особенно Вечерня: 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 сентября 1898 года храм был освящен митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в честь небесной покровительницы Елизаветы Семеновны святой праведной Елисаветы. В 1925 году тюремный храм был закрыт и приспособлен под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера. В 1998 году храм был передан Русской Православной Церкви и в нем начаты реставрационные работы. 18 сентября 2003 года в храме состоялось первое богослужение. 6 ноября 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил великое освящение храма святой праведной Елисаветы. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 19 Телефон: 993-94-31, (49622) 7-43-78 Подробнее... Успенский кафедральный собор (Дмитров) [ править править код ] Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11 Телефон: (495) 993-94-31 Подробнее... Свято-Троицкий храм (Дмитров) [ править править код ] Первоначально церковь была построена в XVII – XVIII, была деревянной и была освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Затем из-за ветхости была разобрана и построена каменная. Позже, из-за мягкой земли, на которой она стояла, церковь накренилась, была разбрана и возведена заново. В церкви было три придела, но располагаются они один над другим, в три этажа. Первый этаж (тёплый) - придел в честь Николая чудотворца, второй этаж/придел (холодный) в честь Животворящей троицы, третий был освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери, но этот придел был переделан в 1890 году под хоры с балконом.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

деятельность (в 954-955, на время военного похода против венгров, в котором Оттон I принял личное участие, под управление Бруно было передано герцогство Лотарингия) и пастырское служение. Впосл. подобный тип агиографического сочинения стал рассматриваться как образец. Появление в житийной лит-ре нового образа епископа - деятельного, образованного покровителя искусств - связано с культурной политикой нем. королей. Стремясь собрать при дворе самых образованных людей своего времени, правители, а вслед за ними и епископы способствовали оживлению культурной жизни на германских землях, т. н. Оттоновскому возрождению. Как меценаты прославились Бруно Кёльнский, Бернвард Хильдесхаймский (993-1022), св. Виллигиз Майнцский, Эгберт Трирский (977-993). Кёльн, Трир, Регенсбург, Шпайер и Хильдесхайм, а также ряд монастырских скрипториев стали центрами книгопроизводства. Рост самостоятельности епископов способствовал широкому строительству соборов и церквей в раннем романском стиле: соборы в Майнце (заложен Виллигизом Майнцским ок. 998), Бамберге (заложен Генрихом II в 1004), Шпайере (заложен по приказу Конрада II в 1030), ц. св. Михаила в Хильдесхайме (заложена Бернвардом Хильдесхаймским в 1001) и др. Значительные земельные владения католич. Церкви и контроль короля и духовных князей над избранием и инвеститурой епископов и аббатов привели к широкому распространению различных злоупотреблений, к-рые осуждались современниками как симония. Нередки были случаи, когда признание епископа королем сопровождалось требованием определенных уступок с его стороны: кандидатура еп. Хальберштадтского Хильдеварда (968-996) была утверждена в обмен на передачу части территорий его еп-ства архиеп-ству Магдебургскому. Офиц. биограф Конрада II Випон сообщает о значительной денежной сумме, уплаченной Ульрихом Базельским (1025-1040) императору за еп-ство ( Wiponis Gesta Chuonradi. II 8//MGH. Script. Rer. Germ. T. 61. P. 23). Декларируемая Конрадом II на Трибурском Соборе 1036 г. борьба с симонией означала запрет на взимание платы за елей, совершение таинства Крещения или погребение, однако об инвеституре в обмен на территориальные или финансовые уступки речь не шла (Concilium Triburiense//MGH.

http://pravenc.ru/text/389517.html

Сл. 21, 26, 26–27, 4; 166=1.320. 1458 См. Сл. 21, 8, 1–9; 124=1.309: Афанасий как достойный преемник св. апостола Марка. 1459 См. Сл. 21, 17, 12–18, 17=1.314–315: сравнение Афанасия с Иовом. 1460 Евр. 4:14. 1461 Сл. 21, 10, 1–5=1.310. Ср. 1 Кор. 2:16; 3:23; 6:15; 12:27; 2 Кор. 10:7; Гал. 3:29 и др. 1462 Сл. 21, 29, 10–23; 170–172=1.322. 1463 Сл. 21, 33, 22–37; 182=1.325. Ссылка на " " Послание к императору Иовиану " " св. Афанасия, содержащее полный текст Никейского Символа веры. Отметим, что в послании нет прямого утверждения о том, что Святой Дух является Богом. 1464 Вариант перевода: " наиблагочестивейшие " " . 1465 Букв. " догматов малых " " . 1466 Т. е. на греческом Востоке. 1467 Т. е. греческий Восток и латинский Запад. 1468 Сл. 21, 35, 8–36, 5; 184–188=1.325–326. 1469 Встреча епископов Востока и Запада произошла на Сардикийском Соборе 343 г., на котором, однако, стороны не объединились, а разделились. 1470 См. Kelly. Doctrines, 253–254. Grillmeier. Christ I, 318–326. 1471 Об учении Илария см. Grillmeier. Christ I, 395–400. 1472 Один из наиболее яркий примеров — разрыв между Александрийской и Антиохийской Церквами в 431 г. и последующее примирение между Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским в 433 г. Причиной разрыва была разница между александрийцами и антиохийцами в христологической терминологии. 1473 О Троице 2, 9; 5, 15. 1474 О Троице 5, 12; 5, 15–17; 8, 1. 1475 Сл. 21, 35, 6–7; 184=1.325. 1476 Сл. 8, 5, 5–20; SC 405, 254–256=1.178. 1477 Сл. 18, 11; PG 35, 997=1.268. 1478 Сл. 8, 5, 1–2; SC 405, 254=1.178. 1479 Сл. 18, 8; PG 35, 993=1.265. 1480 Философия: здесь — аскетический образ жизни. 1481 Т. е. возглашений от лица народа во время совершения Божественной Литургии. 1482 Сл. 18, 8–10; 993–997=1.266–267. 1483 По этому поводу Григорий написал целую поэму под названием " " На женщин, пользующихся косметикой " " : см. PG 37, 884–908=2.242–250. 1484 Вопросам нравственности и правилам поведения христианина в Церкви и обществе уделяли внимание уже христианские апологеты II в. и в еще большей степени писатели III в. Климент Александрийский (см. Педагог, кн. 2–3) и Тертуллиан (см. его трактаты " " Об убранстве женщин " " , " О покрытии головы у девушек " " и др.). Интерес к подобной проблематике в значительной степени связан с тем, что Церковь в первые века стремилась не только оказывать влияние на духовное развитие своих членов, но и взять под жесткий контроль их повседневную жизнь в обществе. Такая тенденция приведет в VI-VIII вв. к тому, что христианские нравственные и дисциплинарные установки будут определять все аспекты жизни византийского общества. 1485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Житие святителя Иоакима Корсунянина Иоаким Корсунянин, новгородский святитель (с 993 года), блаженный, был первым епископом Новгородским. Корсунянином его назвали либо потому, что он был родом из Корсуни, греческого города на Таврическом полуострове, либо потому, что, вероятно, до прибытия на Русь он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе. По просьбе великого князя Владимира Константинопольский Патриарх Николай прислал на Русь несколько епископов, в числе которых был и Иоаким. Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре (в 992 году) отправился в Новгород. Год прибытия в Новгород у разных летописцев указан по-разному. Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород. Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую. Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев и апостольски нес свой великий труд. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что, несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснению людям их заблуждения. При св. митрополите Михаиле еще в сане священника проповедовал Иоаким святую веру в Новгороде; он построил здесь храм Преображения Господня и крестил некоторых из язычников. В 993 году Иоаким посвящен был во епископы Новгорода. Замечательным в облике святителя было то, что это был «муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием». 42 Знание славянского языка очень помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010