Дискос. Художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино». Кон. ХХ в. Дискос. Художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино». Кон. ХХ в. Визант. литургические толкования проводят с Д. неск. символических параллелей: он сопоставляется с облаком (как символом Св. Духа - так в ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому толковании на Божественную литургию ( Ps. -Sophr. Hieros. Comment. Liturg. 5//PG. 87ϒ. Col. 3985); рассматривается как указание на Св. Духа при Воплощении и Рождении Спасителя (напр., в слове Тимофея Антиохийского о Божией Матери ( Tim. Antioch. Sermo de descriptione Deiparae. 7//PG. 28. Col. 953)); сравнивается с руками Иосифа и Никодима, к-рые погребали Христа (так в приписываемом свт. Василию Великому или свт. Герману К-польскому толковании под названием «Церковная история» ( Brightman. 1908/1909. Vol. 9. P. 391)), с небесным кругом (поскольку Д. окружает Тело Христово, а Христос - умопостигаемое Солнце (см.: Ibidem, а также у блж. Симеона Солунского: PG. 155. Col. 264); это толкование основывается на игре слов - термин δσκος употреблялся в т. ч. и в астрономии), шире - с обстоятельствами Рождения и Распятия Христа (так у блж. Симеона Солунского (Ibidem)). В совр. богослужебной практике правосл. Церкви Д. представляет собой тарелку (чаще всего сделанную из цельного золота или серебра или покрытую этими металлами; Учительное известие при рус. Служебнике (М., 1991. [Ч. 2.] С. 508-509) дозволяет использование только золотых, серебряных и оловянных потиров и Д.) круглой формы с приподнятыми краями, установленную на ножку-подставку (помимо проч. использование ножки позволяет удобно хранить Д., составляя его вместе с потиром). Д. обычно украшены изображениями, иногда - драгоценными камнями. Среди встречающихся на Д. изображений - Крест, Тайная вечеря (такой Д. упом. в т. ч. прп. Иоанном Дамаскином - Ioan. Damasc. Ep. ad Theophilum imperatorem. 28//PG. 95. Col. 381), Распятие Христово, лик Спасителя, редко - иконы святых или библейские сцены (см.: Mango, Bouras. 1991). На Д. могут присутствовать посвятительные надписи или цитаты из священных текстов, часто - из анафор визант. литургий. В совр. практике Русской Церкви встречаются Д., как правило, с выгравированными на них иконой Рождества Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».

http://pravenc.ru/text/178542.html

Прошедшее мероприятие вызвало живой отклик у государственной власти Российской Федерации, представителей бизнес-сообщества, а также у широкого круга общественности. Итогом работы форума стало принятие резолюции, содержащей рекомендации по противодействию распространения наркомании. Данный форум, должен стать важным шагом на пути объединения всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, а также формирования у населения активной гражданской позиции по этой проблеме. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение итогами прошедшей конференции. 3. Считать необходимой всемерную поддержку дальнейшего продолжения работы по противодействию распространению наркомании и иных форм химической зависимости. ЖУРНАЛ 116 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о мероприятиях по случаю 25-летнего юбилея деятельности Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Справка: В 2005 году исполнилось 25 лет со времени начала деятельности Художественно-производственного предприятия «Софрино», являющегося основным производителем богослужебных предметов и элементов храмовых зданий. В рамках празднования юбилея 29 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил ХПП Русской Православной Церкви «Софрино» и возглавил торжества, посвященные знаменательной дате в истории организации. В домовом храме ХПП «Софрино» во имя прп. Серафима Саровского Его Святейшество совершил благодарственный молебен, по окончании которого с балкона колокольни храма обратился к труженикам предприятия, собравшимся на площади перед Свято-Серафимовской церковью. В торжествах по случаю 25-летия ХПП «Софрино» приняли участие губернатор Московской области Б.В. Громов, глава администрации Пушкинского района В.И.Башкирцев, члены Священного Синода и другие иерархи Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий наградил директора предприятия «Софрино» Е.А. Пархаева орденом прп. Серафима Саровского, I степени.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

692 В Чиновнике сказано, что протодиакон подъемлет мало святый дискос и Святый Потир (Лит.). Обыкновенно, левою рукою берет Потир, а правою над левою берет дискос. В Литургиарионе, изданном в Львове в 1681 г., указано: диакон прелагает руце крестообразно и приемлет десною верху левыя сущею святый дискос, левою же Чашу (л. 188). При архиерейском служении, хотя веет рипидою не тот диакон, который подъемлет дискос и Потир, но и он пред призыванием Святого Духа, отлагает рипиду и поклоняется благоговейно (Чиновн.). 693 Когда диакон при литургии, совершаемой иереем служит в совершенстве (то есть – приобщается); тогда диакон, а не иерей, совершает некоторые священнодействия. При словах иерея: «Победную песнь» диакон снимает с дискоса звездицу, творит ею крест над дискосом, и целует звездицу. Также, при произношении иереем: «Приимите, ядите», «Пиите от нея вси», указывает на святой дискос и на Святой Потир; при словах иерея: «Твоя от Твоих» диакон подъемлет крестообразно дискос и Потир. Эти действия диакона указывают на ближайшее участие его при совершении таинства. Но, затем изношение диаконом Потира с возглашением. «Со страхом Божиим и верою приступите» есть уже действие диакона по совершении таинства, и действие обращено к стоящим в храме мирянам, и потому изношение Потира диаконом, совершается одинаково им, приобщается ли он при литургии или не приобщается. 694 Когда совершает литургию священник без диакона, сам священник произносит: «Аминь», изявляя тем веру в пресуществление Святых Даров (Сн. Прав. Исповед., ч. I, отв. на 107 вопр. Послан. восточн. патр. о прав. вере, гл. 17). В этом случае священник поступает подобно тому, как при крещении он по каждом погружении крещаемого в воду и при миропомазании при каждом помазании произносит «Аминь» (Требн. и Номок. в Требн., прав. 200). 695 При архиерейском служении протодиакон говорит архиерею: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас». Если есть хиротонисуемый иерей, то архиерей призывает его и, взяв Святый Хлеб и отломив часть от Святого Хлеба, юю, «яже есть Христос» дает ему, глаголя: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Он, взяв, целует руку архиерееву и, отойдя, стоит созади святой трапезы, руки положив на святую трапезу, моляся, говорит псалом «Помилуй мя, Боже», весь до конца. Егда же имать рещи: «Святая святым», тогда хиротонисанный отдает святый хлеб, и положит его архиерей на святый дискос. Хиротонисанный же приобщается первым из иереев (Чиновн., лит. Злат.). Архиерей отлагает омофор и приемлет шапку (Чиновн., лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Правильно ли поступают некоторые иереи, благословляя рукою св. дискос и св. Потир при возгласе: «приимите, ядите»… и «пийте от нея вси»…? В служебнике не говорится о благословении, а только о показании рукою на дискосе и потир при этих возгласах (Ц. В-к 1897 г. Во время возглашения священником: «Твоя от Твоих…» диакон возносит дискос с хлебом и потир с вином так: дискос берет правой рукой, а потир левой, складывая руки крестоообразно, правую руку поверх левой. Иные же кладут для этого левую руку на правую поверх левой. Иные же кладут для этого левую руку на правую. Иные диаконы только поднимают дискос и потир, а иные при возношении делают крест дискосом и потиром. Когда священник служит без диакона, должен ли он возносить крестообразно сложенными руками дискос и потир? Замечания служебников относительно образа поднятия диаконом дискоса и потира не отличаются особенною ясностью; в одних говорится, что диакон при этом слагает руки крестообразно, в других (архиер. чиновн.), — что протодиакон поднимает мало св. дискос и св. потир, при чем о крестообразном сложении рук не упоминается. Первого рода практика принимается повсюду; но если служебник не определяет того, какую руку нужно полагать сверху и какую внизу, то это означает, что здесь мы имеем дело с предметом безразличным. Если некоторые диаконы делают при этом дискосом и потиром крест, то приступают без достаточных оснований, — хотя евхаристия совершается во имя голгофской крестной жертвы, но служебник не предписывает этого действия, и потому что осенение крестом выходит из пределов полномочия диакона. При единичном служении священника без диакона, также нужно поднимать в указанное время дискос и потир: поднятие есть действие более выразительное и более соответствующее важности разсматривоемого момента, чем простое указание рукам (Ц. В-к 1887 г. стр. 95–96). Какое основание имеется к возношению, при возгласе: «в первых помяни, Господи»… за божественной литургией, имени своего епархиального архиерея? Возношение имени его за богослужением, по указанию Собора двукратного, совершается «по церковному преданию», при чем собор (прав. 13, 14 и 15) грозит священнику, не поминающему своего епископа в священных молитвах за литургией, извершением и лишением всякие священнические чести; епископу, не поминающему митрополита — низложением, а митрополиту, не поминающему в божественном тайнодействии имени патриарха — совершенным отчуждением всякого священства. Поэтому в древнейших списках литургии Златоустовой показано, чтобы в молитве о живых пред освятившеюся жертвою возносилось имя местного архиерея; тоже указание находим в архиерейском чиновнике и в изданном Святейшим Синодом «Кратком изложении литургии св. Иоанна Златоуста для мирян» СПб. 1876 года. Викарный же епископ поминается лишь в церквах того уезда, именем которого он титулуется и при том — после имени епархиального архиерея (Ц. В-к 1899 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– В словах Служебника: «отходят к жертвеннику», нет основания к тому, что иерей должен идти к жертвеннику, обходя престол кругом (Рук. д.с.п. 1886, 52). 84) Если диакон должен идти пред священником, то, следовательно, по тому же пути, что и священник, т.е., не обходя престол кругом, а прямо от престола к жертвеннику (Рук. д.с.п. 1886, 52). 85) Потир, во время великого входа, иерей держит при персех своих (Ц.В. 1886, 41). – Если священник служит без диакона, то на великом входе он поднимает дискос на свою главу (см. у Дмитревского, 99 стр.), потому, что только в таком случае следующее затем снятие дискоса с головы удержит своё символическое знаменование снятия тела Христа Спасителя со креста. Может священник переносить дискос и в руках, а не на голове. По мнению одних, он может поступать так лишь в том случае, если его болезненное состояние не позволяет ему без всякой опасности поднимать дискос на голову; но, по мнению других, нет крайности нести иерею дискос на главе, ибо Дары ещё в это время не освящены (как на Преждеосвященной литургии, когда они выносятся непременно на главе); тем более не следует так делать в виду часто повторяющихся случаев падения с дискоса звездицы, если не самого Агнца, при тяжёлом, жёстком облачении и жёстких покровцах; лучше в сие время переносит Дары в руках, держа их против персей своих. – Если священник несёт потир и дискос в руках, то он должен брать в правую руку потир, а в левую дискос, а не брать потир в левую, а дискос в правую, делая это крестообразно, как при возношении св. Даров, так как в одном из определений Большего Московского собора 1666–7 года сказано: «еще слышахом, яко зде в России священницы св. дары в великий вход подъемлют не по чину, применяют руце, и емлют св. потир левою рукою. И то творят не по уставу: зане таковой чин нигде не обретается писан, ниже святая восточная церковь таковый обычай имать, ниже таинства якова являет сие пременение рук: токмо суемудрие и раскол» (Рук. д.с.п. 1886, 45; 1888, 32; Ц.В. 1886, 41; 1893, 21; 1895, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В торжествах по случаю 25-летия Художественно-производственного предприятия «Софрино» приняли участие губернатор Московской области Б.В. Громов, глава администрации Пушкинского района В.И. Башкирцев, члены Священного Синода и другие иерархи Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий наградил директора предприятия «Софрино» Е.А.Пархаева орденом преподобного Серафима Саровского (I степени). Губернатор Московской области Б.В. Громов объявил о награждении Художественно-производственного предприятия «Софрино» почетным знаком Губернатора Московской области. Затем Святейший Патриарх Алексий и почетные гости торжеств проследовали в цеха предприятия где ознакомились с работой мастерских и образцами производимой в них художественной продукции. ПОСТАНОВИЛИ: Сообщение принять к сведению. Выразить благодарность руководителю Художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаеву и коллективу предприятия за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви и деятельное участие в организации и проведении прошедшего юбилея.   ЖУРНАЛ 117 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта о благословении на открытие Клинцовского женского монастыря во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского в городе Клинцы Брянской области и о назначении монахини Зосимы (Полковник) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Клинцовского женского монастыря во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского в городе Клинцы Брянской области. Назначить монахиню Зосиму (Полковник) настоятельницей Клинцовского женского монастыря во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина об освобождении игумена Алексия (Несмеева) от обязанностей наместника Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря в поселке Горные Ключи Кировского района Приморского края и о назначении на эту должность иеромонаха Василия (Кулакова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

Основными задачами форума стало обсуждение методов и форм пропаганды здорового образа жизни через духовный рост, творчество, спорт; выработка систем защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространения опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. Прошедшее мероприятие вызвало живой отклик государственной власти Российской Федерации, представителей бизнес-сообщества, а также широкого круга общественности. Итогом работы форума стало принятие резолюции, содержащей рекомендации по противодействию распространения наркомании. Данный форум должен стать важным шагом на пути объединения всех слоев общества для профилактики наркомании и лечения наркозависимых, а также для формирования у населения активной гражданской позиции по этой проблеме. ПОСТАНОВИЛИ: Сообщение принять к сведению. Выразить удовлетворение итогами прошедшей конференции. Считать необходимой всемерную поддержку дальнейшего продолжения работы по противодействию распространению наркомании и иных форм химической зависимости.   ЖУРНАЛ 116 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о мероприятиях двадцатипятилетнего юбилея деятельности Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» . Справка: В 2005 году исполнилось 25 лет со времени начала деятельности Художественно-производственного предприятия «Софрино», являющегося основным производителем богослужебных предметов и элементов храмовых зданий. В рамках празднования юбилея 29 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино» и возглавил торжеств, посвященные знаменательной дате в истории организации. В домовом храме Художественно-производственного предприятия «Софрино» во имя преподобного Серафима Саровского Его Святейшество совершил благодарственный молебен, по окончании которого с балкона колокольни храма обратился к труженикам предприятия, собравшимся на площади перед Свято-Серафимовской церковью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

Некоторые из священников по сему вопросу приводят следующие соображения. Десница преимущественнее шуйцы; стало быть, следует в данном случае брать в десницу то, что важнее и преимущественнее. А что св. потир важнее дискоса, это видно, во-первых, из практики церковной, когда иерей служит с диаконом и сему последнему, как низшему члену священства, при несении честных Даров дается св. дискос; святую же чашу берет сам иерей. Во-вторых, чаша, кроме практического своего назначения, знаменует собою еще и ту чашу нечеловеческих страданий, о которой Богочеловек молился до кровавого пота в Гевсимании в последние минуты пред иудиным лобзанием. В третьих, из чаши все мы причашается от единого Тела и Крови Христовой, так что святая чаша может называться не только священною вещью, но и святою. Дискос же знаменует собою только ясли, в которых был положен Богомладенец Иисус по рождении, и есть только священная вещь. Вещества же, находящиеся на дискосе — хлеб и в чаше — вино, суть только еще вещества равнозначущие, приготовленные для великой и тайной жертвы. Следовательно, и из теоретической точки зрения вытекает, что св. чаша важнее дискоса, а стало быть, и следует брать в известное время св. чашу в десницу. Что именно так следует делать, и не иначе, в этом может поддержать одно место в служебнике литургии преждеосвященных: изъявление о никаких исправлениях в служении преждеосвященныя литургии. «Подобает ведати… и взем священник воздух полагает на рамо диакону: святый же дискос с божественными тайнами приемлет десницею и поставляет на главу свою: потир же с вином взем в шуйцу свою при персех несть». Это прямо и ясно показывает, что во всех других случаях, т. е. в литургии Иоанна Златоуста и св. Василия Великого делается иначе: св. потир приемлется десницею, а св. дискос шуйцею. Иначе зачем бы было автору «изъявления» прибегать к разъяснению в данном случае того, что нужно брать в десницу и что в шуйцу, если бы он не предвидел возможности со стороны служащих делать это обычным порядком и в литургии преждеосвященных. Посему-то он и разъясняет, что священнослужащий при перенесении св. Даров в литургии преждеосвященных не должен брать в десницу св. потир и в шуйцу дискос, как в литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста, а наоборот, так как на св. дискосе находится не простой хлеб, а св. Агнец — Господь Иисус Христос, ради чего и поставляется св. Дискос на главу священника при перенесении. Из этого можно заключить, что только в литургии преждеосвященных Даров берется св. дискос в правую руку и переносится не иначе, как на главе священнослужащего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После Херувимской, до Евхаристического канона, священник громко провозглашает: «Поюще, вопиюще, взывающе, глаголюще”, — перекрещивает дискос, потом складывает звездицу и кладет ее на антиминс на престоле. И тогда получается — звезд ставлю престол», которым в это время оказывается дискос. «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» — это победная песнь, это тетраморф, который изображен на парусах в церкви — четыре Евангелиста со зверями. Поюще — это орел Апостола Иоанна, вопиюще — это лев Апостола Марка, взывающе — это телец Апостола Луки, глаголюще — это человек Апостола Матфея, который изображен с ангелом. Поет кто? Птица. Вопиет кто? Лев. Взывает кто? Телец. А глаголет человек… Переход от куба стен церкви, которая является изображением Земли, к кругу, который есть Вечность, возможен только через треугольники парусов в церкви, где изображены Апостолы со зверями, явившимися пророку Иезекиилю в его видениях. Ему явилось сияющее облако, в середине которого было подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался кристальный свод, а над ним — престол и сияющее «подобие Человека». Этот тетраморф, эти четыре изображения по сторонам — четыре составляющих эллинского сфинкса, который задает загадку Эдипу: «Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех?» Это загадка не о человеке, а о жизни и смерти, о времени, которое преодолевается благой вестью. То есть из куба Земли переход к круговой Вечности проходит через благовещение — паруса апостолов. Апостолы оповещают, и священник тогда опускает звезду ниже дискоса, и дискос получается «выше звезд престол». Потом он поднимает дискос и чашу над престолом и говорит: «Твоя твоих тебе приносяща о всех и за вся…» И поднимает чашу и дискос еще выше над престолом. Почему поднимаем дискос выше звезд? Потому что на дискосе Агнец вырезан — Христос. Вместе с Христом можно подняться выше звезд, и душа может вознестись. А без Христа 6удешь удобрением и больше ничем. И тогда говорится в тексте: «Горе имеем сердца…» Когда на службе человек каждый раз переживает это троекратное восхождение, то куда ему деваться после этого, когда он уже Там был? Получается, что человек становится другим, новым…

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

При начале стихословия, сказано в Служебнике, священник отходит в предложение и, взяв из хлебоносца (дарохранительницы) преждеосвященный хлеб, с великим благоговением полагает его на святый дискос, вливает потом в Святую Чашу вино и воду, как то обыкновенно бывает на литургии св. Иоанна Златоустог о или св. Василия Великого , затем кадит над кадильницей звездицу и покровы, и покрывает ими дискос и Чашу, не произнося никаких молитв проскомидии, а только говоря: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» (Служебн., чин. лит. преждеосвящ. Даров). Молитвословия проскомидии не произносятся здесь, потому что они читаются на проскомидии, при приготовлении Даров для бескровной жертвы. «Но преждеосвященная бо есть и совершенна сия жертва» (Служебн., там же). Ныне хлебоносец, или дарохранительница, обыкновенно находится не в предложении, не на жертвеннике, а на престоле, или на особом столе за престолом; потому при вынимании Святых Даров из дарохранительницы совершается нечто особое, именно: дискос сперва поставляют на престол. Обыкновенно берут св. Евангелие, лежащее на антиминсе, и ставят его на престоле за антиминсом; потом священник развертывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из дарохранительницы преждеосвященный хлеб 747 . После того священник с диаконом, держащим в руке свечу, или один священник, кадит престол, обходя его трижды, и, наконец, сотворив поклон Святым Дарам, берет дискос и, держа его обеими руками над головою, переносит его на жертвенник, в предшествии диакона со свечой и кадильницей 748 . Потом на жертвеннике вливает вино с водою в Святую Чашу, кадит звездицу и покровы и покрывает ими дискос и Потир, с произнесением только слов: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Но не произносит тех молитвословий, которые бывают на проскомидии; «Преждеосвященная бо есть, и совершенна сия жертва» (Служебн., чин лит. преждеосв.). Затем священник идет к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие 749 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010