Дионисия Великого



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... стр. 77 – 78. 195 Migne, t. 86, 1, с. 1232CD. 196 Migne, t. 86 II, с. 1805С, с. 1896С, 1900АС. 197 Loofs: Leontius von Byzanz, S. 298. Dogmengeschichte, S. 304; Tixeron: Histoire des dogmes, p. 152. 198 Свящ. Т. Лященко: Св. Кирилл, арх. Александрийский, Киев, 1913, стр. 1 и прим. I. 199 Migne 86 I, с. 1268В: “Contra Nestor, et Eutych”: ? ?? ???? ??? ? ?? ???????? ???????????? ??? ???? , ?????? ??????????? , ?? ? ???? ????? ?????????? ???? ???????? ??? ??????? . 200 Так Канизий ( в Maxima Bibliotheca, p. 661 ) говорит, что??????????? Считаем не бесполезным здесь привести эти выдержки из Дионисия Великого в русском переводе: а (Migne, t. 86, I, с. 1288ВС. «такова Троица по природе) ? ????? (, что в трех усматривается нечто единое, что не из трех несовершенных одно совершенное, и предсовершенное) ? ????????? ??? ?????????? ( , как где-то сказал Великий Дионисий. б ) Ibid, с. 1304D – 1305А: «итак, если кто либо, по Великому Дионисию, в одном доме заключает много зажженных светильников, и один из них выносит из дома, то удаляет вместе с ним и его свет, не захватывая с ним света от других (светильников) и не оставляя им его собственного света». В дошедших до нас из ... далее ...
Антирретики против Акиндина, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... быть, Он некоторым образом и причаствуется по ним, будучи по сущности непричаствуемым, ибо говорится, что «все причаствует промыслу, истекающему из всепричинной божественности» 8. И некоторым образом уразумевается Он по ним, будучи по сущности уму непостижимым. «Ибо мы, – глаголет [богослов], – говорим, что познаем Бога нашего из энергий, величия и зиждительной и промыслительной силы и тому подобного, но не утверждаем, будто приближаемся к Нему по сущности» 9. Итак, Он некоторым образом и уразумевается и именуется по ним, оставаясь по сущности безымянным и неизреченным. И, говоря словами великого Дионисия, Он «по избытку благости становится вне Себя Самого посредством промышлений [Своих] по отношению ко всем сущим, и как бы привлекается благостью, любовью и влечением (έρωτι) , и из [состояния] превышающей всех и вся запредельности низводится к [состоянию пребывания] во всех посредством выступающей из себя (έκστατικήν) сверхсущностной силы, неотделимой от Него Самого» 10. Итак, об этом являющемся причиной всего промысле, или, если угодно, промыслах и энергиях, мы научились, что они суть общие энергии Отца и Сына, и Святого Духа. «Ибо общими являются, – согласно мудрому в ... далее ...
О латинском догмате непорочного зачатия - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Господь ясно показал, что имеет и плоть, и кровь, и кости, и душу, которая возмущается и тужит. Но никто да не скажет, что это в естестве Божием. Соделалося же это (то есть плоть, кровь, кости и душа) по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило принять человеческое рождение от Девы и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертию, восстановить в Себе в обновленном образе». Только в свете такого представления – не плотского лишь, но всецелого: и душою, и телом – единства человеческого рода становится понятным учение святых Василия Великого, Григория Нисского, Афанасия Великого и Дионисия Ареопагита о единосущии людей, и церковное выражение «человеческий род», и помещение в Евангелии родословия Иисуса Христа, и ублажение и прославление отцев и праотцев Христовых в недели пред праздником Рождества Христова, и ответственность наша за грех Адама, и возможность восстановления человеческой природы во Христе Спасителе. При предположении же каждый раз нового творения Богом человеческой души совершенно непонятна возможность появления чего-либо греховного в человеческой душе. Бог творит лишь вся добра зело 19, а не поврежденное печатью греха. Противоречит ... далее ...
Можно ли называть Богородицу грешной или ...Искать в Источникеazbyka.ru
... основании Вы ассоциируете учение, выраженное в свидетельствах вселенских отцов, в том числе древних, с " новым направлением русской религиозно-философской мысли " ? Я ещё мог бы в какой-то мере понять (хотя, конечно, и не мог бы согласиться) , если бы к русским философам Вы причислили именно русских отцов, таких, например, как святитель Димитрий Ростовский, слова которого, высказанные о Богородице, " Она греха не совершила " , известны всем, кто читал его сочинения. Хотя и в этом случае было бы не ясно, по какому критерию Вы присовокупили его к новым философам. Но нужели же и святого Дионисия Великого, и святого Георгия Никомидийского, и преподобного Николая Кавасилу, и святителя Григория Паламу, и многих других вселенских отцов, отмечавших непричастность Богородицы к личным грехам, Вы тоже готовы причислить к русским философам, причём новым? Это что, какая-то неизвестная мне форма русского патриотизма? Вы справедливо заметили: выражения, которые нужно понимать в переносном смысле, нельзя противопоставлять тем, в которых ясно и определенно выражено церковное учение Нажмите, чтобы раскрыть... Но что неясного и неопределенного Вы находите в приведенных выше отеческих ... далее ...
Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и в то же время земную природу, в которой собраны вместе Ангелы и верующие. Цель Церкви – обожение верующих, поэтому Григорий Палама называет ее „причастием обожения“» (Мандзаридис Г Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Сергиев Посад, 2003. С. 52) . 161 По крайней мере, у св. Дионисия Александрийского есть одно высказывание, которое позволяет думать, что данная мысль не разделялась им. Говоря о Еве, он замечает, что она «первая получила рану греха» и своими советами «обольстила того, кто почтен был образом Божиим и свободен от всякой порочности» (Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского Перевод, примечания и введение свящ. А. Дружинина под редакцией экстраординарного проф. Л. Писарева. СПб., 2007. С. 127) . 162 Схожая идея прослеживается и у св. Григория Нисского, согласно учению которого сама телесная природа человека «носит в себе ясные знаки его владычественного положения в здешнем мире» (Мартынов А.) Антропология св. Григория Нисского: Опыт исследования в области христианской философии IV в. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1886. № 37. С. 73 (. Ср. также одно рассуждение блаж. Феодорита, ... далее ...
Толкование на книгу Экклезиаст, Глава 11 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (ни утром, ни вечером) , чтобы не пропустить «час услышания»! Как мало думает порой молящийся о «часе услышания»! Дальше св. Григорий советует уже конкретно: С утра, сидя на скамье вышиной в одну пядь (= 25 см) , принудь ум из места начальствования или из головы сойти в сердце и удержи его в нём, и так далее. А уж в простоте для всех – утром сей семя твоей молитвы утренней и вечером не давай отдыха руке твоей – крестись и молись на ночь глядя. К концу клонилась эпоха великой Огласительной школы г. Александрии. Школа дала величайшие имена Пантена, Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Великого, Петра Александрийского, Великого Афанасия. От этой школы напитались отцы и учителя Востока и Запада. Великие учителя пойдут в Александрии дальше по линии святительской, а школьную плеяду завершит Дидим Слепец, учивший долгое время в Александрии с 345 по 395 гг. Не видевший света земного, он созерцал умный свет и был одним из лучших толкователей Св. Писания в золотом веке патристики. В 1941 г. около Туры были найдены папирусы, в основном хранящиеся теперь в Каирском музее. В этих папирусах содержится толковании Дидима Слепца на 11-ю и 12-ю главы книги Екклесиаста ( ... далее ...
Причастие – радостная весть для плоти | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Ириней Лионский. Против ересей. 4, Введение, 4) . А как его вылечить? Телесное надо лечить подобающим ему, т. е. телесным. И поэтому Господь и дает нам Свое Тело, чтобы исцелить наше тело, чтобы приучить его жить в Божественной среде, в Божественном наполнении: « Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ) . Или, говоря словами христианского писателя III века св. Дионисия Великого, “Христос излил в нас нетленную, живую и животворящую кровь Свою” [4]. Христос совершает с нами нечто подобное тому, что делает современная медицина. Представьте себе, что у меня болезнь крови: грязь появилась в моей крови, или, напротив, мой организм не вырабатывает необходимые для жизни микроэлементы крови. Тогда врачи могут мне сделать переливание моей собственной крови (собственной — чтобы не было аллергии, отторжения) . Тогда из моей вены через катетер кровь будут отсасывать, пропускать через надлежащие фильтры, очищать, затем насыщать, обогащать какими-то необходимыми ... далее ...
Византийские Отцы V-VIII вековИскать в Источникеpravmir.ru
... Ареопагитик от последнего неоплатонического учителя, Прокла (411—485) . Вместе с тем неизвестный автор, по-видимому, хотел произвести впечатление человека апостольской эпохи, — ученика апостола Павла, очевидца затмения в день смерти Спасителя, очевидца Успения Пресвятой Девы, друга и сотрудника святых апостолов. Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникает вопрос о преднамеренном «подлоге». Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности Ареопагитик, однако, не возникало ни на Востоке, ни на Западе, — кроме, быть может, патриарха Фотия... «Творения великого Дионисия» пользовались бесспорным авторитетом и оказали исключительно сильное влияние на развитие богословской мысли и в позднюю отеческую эпоху, и в эпоху византийскую, и на Западе во все протяжение Средних веков. Вряд ли можно допустить, что при этом оставались незамеченными явные анахронизмы памятника. Мало правдоподобно, чтобы в VI-ом веке не колебались отнести целиком весь развитый богослужебный чин, включая сюда и пострижение в монашество, к апостольскому веку, — историческая память в это время еще не могла настолько ослабеть. Во всяком случае нельзя объяснять высокую оценку ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословиюИскать в Источникеpravmir.ru
... что они тоже в определенной мере были просвещены Богом и превзошли прочих людей. Отвечая на резкую реакцию Паламы против этих идей, Варлаам во втором письме к учителю исихастов лишь подтвердит и будет далее развивать свою точку зрения. Мудрость философов, бесспорно, является даром от Бога, источника всякого блага: поэтому нет никаких оснований не верить в то, что они были «просвещены Богом». Очевидно, мы, не получив никакого особого озарения, не можем вынести окончательного суждения о подлинном характере этих откровений, но мы имеем в качестве критерия творения святых отцов, прежде всего — «великого Дионисия», у которого мы встречаем те же идеи, что и у философов, тогда как Палама претендует на то, чтобы стоять в одном ряду с великими мистиками, считая себя вправе судить, насколько надежны их озарения. А ведь Ареопагит уже разрешил этот вопрос: откровения, полученные древними, истинны, потому что у них он позаимствовал главное в своем учении — отрицательное богословие. Если хочешь знать, — пишет Калабриец, — соглашались ли греки также с тем, что сверхсущностное и безымянное Благо превосходит рассудок, науку и всякие другие попытки соприкосновения, почитай сочинения ... далее ...
О божественном и обоживающем причастии или о ...Искать в Источникеpravmir.ru
... " явление Духа на пользу " ( 1Кор. 12: 7 ) , то неужели будет измерим Дух, определяющий меру Богоявления для таинственно встречающихся с Ним? И всем бесполезный, никогда вполне не являемый и бесконечно превосходящий всякое явление и мышление, будет делиться и составляться из низшего и высшего? И того вы не понимаете, всезнающи, что являемое, или мыслимое, или получаемое причастием не есть часть Бога, дабы так Бог не потерпел по нам разделения, но весь Он неким образом и является, и не является, мыслится и не мыслится, уделяется в причастии и недоступен для причащения? 7. А раз и по слову великого Дионисия " обожение есть уподобление Богу и соединение с Ним " [7], как можем мы принять, что обожение - это природное подражание? Ведь уподобление нам нужно, чтобы соответствовать этому соединению, которым обожение завершается. Без соединения же уподобление не будет достаточно для обожения. Причем нужно, говорю я, то уподобление, которое происходит от делания и соблюдения заповедей Божиих, а оно совершается не просто природным подражанием, а силой Духа, сходящей к нам свыше при святом возрождении и неизреченно соединяющейся с крещаемыми. Ею те, кто " не от крови, ни от хотения мужа, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисия Великого
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"