Соборные послания Значение наименования некоторых посланий «Соборными» Под именем «соборных» разумеются семь посланий, написанных св. апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно – Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название «соборные» дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), ещё писатель второго века Аполлоний , обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание. В каком смысле название «соборный» («кафоликос») присвоено выше перечисленным апостольским посланиям? Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет «соборным» послание апостольского собора в Иерусалиме, обращённое к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чём повествует 15 глава книги Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что «соборный» здесь употреблено в смысле «окружной». Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются «соборными», что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. «Соборными» в смысле «окружных» называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского . Весь же состав посланий, известных теперь под именем «соборных», назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования «соборных», они присоединены к первому соборному посланию Иоаннову как его дополнения. Как в приложении к Церкви со словом «соборный» стали соединять значение истинной, подлинной Православной Церкви («Экклисиа кафолики» – Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем «соборный» стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно христианской жизни. В этом значении называет «соборным» послание Иуды Ориген ; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сортировать по Исключить новости “Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Излишне напоминать о важности понятия сущность, oЩs…a, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе — этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом oЩs…a с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики 1 ! В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту PmoЪsion святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема oЩs…a и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью 2 . Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию 3 и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом oЩs…a обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу.

http://pravmir.ru/tvarnaya-sushhnost-i-b...

Сортировать по Исключить новости Архиепископ Василий (Кривошеин). “Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Излишне напоминать о важности понятия сущность , о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе — этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ;»> oЩs…a с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики 1 ! В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту  PmoЪsion  святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и  Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема  oЩs…a  и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью 2 . Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию 3 и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом  oЩs…a  обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-vasiliy-kr...

Хронологический список Александрийских Патриархов (версия для печати) / Православие.Ru Хронологический список Александрийских Патриархов Православие.Ru , 22 ноября 2001 г. Список составлен специалистами из " Православной энциклопедии " . В основу списка положены исправленные и дополненные перечни В. Грюмеля, Дж. Нила, Г. Бека, И. И. Соколова, а также данные из официальных изданий Александрийского Патриархата. Восстановление преемства Александрийских Патриархов представляет большую сложность ввиду скудости источников, особенно когда речь идет о древнейшей эпохе и о второй половине XI-XV в. для которых нельзя установить точно не только даты правления, но даже имена Патриархов. Знаком " ? " отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - претенденты, оспаривавшие престол; свт.- Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны по совр. календарю РПЦ).   Св. ап. и евангелист Марк    (ок. 42 - 4.04.62/63,)     свт. Аниан   (ок. 62/3-16.11.83/84)     свт. Авилий   (ок. 84 - 22.02.95 или 98)     Кердон   (ок. 98 - 5.06.105...109)     Прим   (ок. 110 - 17.07.121)     Юст (Юстин)   (ок. 121 - 11.08.130)     Евмен   (ок. 131 - 7.10.139...144)     Марк II (Маркиан)   (ок. 144 - 1.01.149...154)     Келадион (Келладий)   (ок. 154 - 3.07.164...167)     Агриппин (Агриппа)    (ок. 167 - 30.01.180)     Юлиан (Юлий)   (180 - 4.03.189)     Димитрий   (189 - 8.10.231)     Иракла   (231 или 232 - 5.12.246/47)     свт. Дионисий Великий   (247/48 - 10.09.264/65) 27.02.01     свт. Максим (Максимиан)   (264/65 - 9.04.282)     свт. Феона   (282 - 23.08.300)     сщмч. Петр I   (кон. 300 - 25.11.311,)     Ахилла   (ок. 312 - июнь 313)     свт. Александр I   (ок. 313-19.04.328)     свт. Афанасий Великий   (328 - 336)   арианин   (ок. 337 - ок. 338)     свт. Афанасий, повторно    (23.11.337-19.03.339)     Григорий, арианин   (339...341-344...346)     свт. Афанасии, 3-й раз   (23.10.346-9.02.356)     Георгий, арианин    (24.02.357-2.10.358)     Георгий, арианин, повторно   (26.11.361- 24.12.361)     Лукий, арианин   (кон.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Вскоре П. оставил Патриарший престол, на к-рый был избран митр. Ларисский Дионисий (см. Дионисий III Вардалис ). П. занял прежнюю кафедру, однако вскоре переехал в Валахию. Затем бывш. патриарх вернулся в К-поль, где стал преемником отрекшегося от престола Дионисия III. В 1666 г. П. низложил патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, которые, рассчитывая на получение богатой милостыни, согласились прибыть в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича (1645-1676) для участия в суде над патриархом Московским Никоном (Миновым). Офиц. причиной низложения стало самовольное оставление Паисием и Макарием своих кафедр. П. назначил новым патриархом Александрийским Иоакима II ; Антиохийская кафедра оставалась вакантной, поскольку у фанариотов не было возможности навязать христианам Сирии своего ставленника. После завершения Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на котором был осужден Никон, но одобрена инициированная им богослужебная реформа, Алексей Михайлович предпринял попытку реабилитации Александрийского и Антиохийского патриархов. Только эта мера могла придать легитимность соборным решениям в глазах иерархов христ. Востока. П. и патриарху Иерусалимскому Нектарию были направлены царские грамоты, в которых содержалась просьба утвердить постановления Собора и снять прещения с патриархов Паисия и Макария, а также с бывш. митр. Газского Паисия Лигарида . Аналогичное послание было адресовано султану Мехмеду IV (1648-1687). В июле 1667 г. из Москвы в К-поль отправилось рус. посольство. В янв. 1668 г. оно было допущено в Адрианополь, где начались переговоры с высшими сановниками Османской империи. Пересмотр дела Паисия и Макария был облегчен тем, что тур. власти повторно сместили П. с Патриаршего престола. 9 сент. 1667 г. К-польскую кафедру занял Климент , однако не позднее окт. он был изгнан султаном. 5 янв. 1668 г. патриархом стал Мефодий III Моронис. 15 апр. послам от имени Мехмеда IV объявили, что ради дружбы с рус. царем тот восстанавливает Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их кафедрах.

http://pravenc.ru/text/2579103.html

[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый , сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды - эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. ( Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).

http://pravenc.ru/text/индиктиона.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕРИАН, ИМПЕРАТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст Валериана. Мрамор. 253-260 годы. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Император Валериан в персидском плену. Мериан Маттеус Старший. 1593-1650. Эрмитаж В 260 году Шапур I предпринял наступление на римские владения, перейдя Евфрат, вторгшись в Сирию и осадив Карры и Эдессу . Валериан, выступив со своим войском против персов, попытался вести с противником переговоры, но во время них был схвачен персами и пленен. Позднее в реляциях по случаю своего успеха персы сообщали о разгроме войск Валериана и о его пленении после битвы. В плену Валериан подвергался моральным унижениям со стороны победителей. Закованный в золотую цепь Валериан служил опорой при посадке Шапура I в седло. Он прожил недолго, после смерти набальзамированное и выкрашенное в красный цвет тело Валериана было выставлено напоказ в одном из зороастрийских храмов Ктесифона . Сцена пленения Валериана изображена на четырех монументальных наскальных рельефах близ Персеполя: Валериан в унизительной позе пленника, склонившегося перед могущественным царем государства Сасанидов, а также на камее того времени (Кабинет медалей Лувра): шаханшах и император скачут навстречу друг другу, Валериан поднял для удара меч, Шапур хватает его за руку. В 1930-х годах была обнаружена надпись о деяниях Шапура I, сделанная на трех языках, в которой значительное место отводится разгрому и пленению Валериана. Стабилизация положения империи при Валериане оказалась непрочной, и в 260-х годах империя распалась на множество независимых владений, оспаривавших приоритет друг у друга; политический кризис достиг своего апогея. Гонение Валериана Первоначально Валериан относился благосклонно к христианам , о чем свидетельствует свт. Дионисий Александрийский , хотя это труднообъяснимо ввиду приобретенной Валерианом в правление Деция репутации защитника традиционной римской религии. Летом 257 года произошел поворот имперской политики в сторону преследования христиан. Были изданы два указа (вероятно, отдельно для Запада и Востока), тексты которых до нас не дошли, но содержание с достаточной точностью реконструируется на основании свидетельств свт. Дионисия, патриарха Александрийского , и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского .

http://drevo-info.ru/articles/13679971.h...

Запасные дары Запасные дары . Запасные дары – евхаристические дары, употребляемые при приобщении больных и обычно уготовляемые в великий четверток. Для них назначается второй агнец, который вынимается по тому чину, какой бывает на литургии преждеосвященных даров. По освящении даров священник полагает агнец на антиминсную губу, напояет его св. кровию над чашею со лжицы с большим опасением и искусством, чтобы не очень перемочить агнец и чтобы не уканула куда-либо животворящая кровь от излишества. Засим агнец полагается в кивот, обыкновенно, до конца литургии. По окончании ее, священник вынимает агнец из кивота и высушивает его таким образом. Раскрывает антиминс и на него на дискосе полагает агнец, который раздробляет копием на мелкие части. Затем берет чистый плитяной камень, или кирпич, и полагает его при крае антиминса, на правой стороне от себя. На этот камень ставит сосуд с горящими углями и над ним держит дискос с раздробленными дарами. Так предписывается приготовлять запасные дары в тех храмах, в которых служба совершается не ежедневно. Но, где литургия бывает каждый день, там можно обходиться без сушения даров, и нет надобности приготовлять двух агнцев. Можно часть одного агнца, напоив божественною кровью, оставлять до утра другого дня, храня его ради смертных случаев (Учительное Известие, Служеб.). Запасные дары должны быть хранимы в храме, на престоле в ковчеге; держать их на дому священнику запрещается (Инструкция благочин., парагр. 14). Обычай иметь и приготовлять запасные дары восходит к глубокой древности. Его существование в древней церкви подтверждается как рассказом Дионисия Александрийского о некоем Серапионе, для приобщения которого дары были отправлены в ночное время с одним мальчиком (Евсевий, Церк. история, VI, 44), так и употреблением в III и следующих веках так называемых дарохранительниц (см. это слово). В частности, обычай приготовлять запасные дары в великий четверг был известен русской церкви в XIV ст., как об этом можно судить по ответам митрополита Киприана игумену Афанасию. Приготовление их в другое время было явлением очень редким и вызывалось обстоятельствами из ряда вон выходящими, так что летописцы отмечают это наряду с важнейшими событиями в религиозной и общественной жизни русского народа. Так, напр., в Новгородской летописи под 1552 г. после рассказа о моровой язве встречается следующее прибавление: «и яко таково попущение бысть: еже агнец вынимают в великий четверток на весь год на причащение православным христианам и тех агнцов во всем граде по всем церквам не стало и нечем православных христиан причащати, а служебными дарами везде не изоспели; и о том священницы всего града приходили к архиепископу, и архиепископ Серапион повелел имати запасный агнец у себе на соборной церкви во святей Софии, а сам о том послал гонца к Москве к митрополиту Макарию: аще тот агнец в соборной церкви изойдет и где та благодать взяти на причащение православным христианом?»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОНИСИЙ РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дионисий (лат. Dionysius; + 268 ), епископ Римский , святитель Память 26 декабря (Зап. ) Евсевий Памфил в " Церковной истории " сообщает, что свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, направил римскому пресвитеру Дионисию, будущему епископу Рима, два послания о крещении еретиков . Евсевий приводит отрывок из второго послания, в котором свт. Дионисий высказывается о перекрещивании еретиков. Вопрос о перекрещивании еретиков обострился при Римском еп. Стефане I (254-257). Еп. Стефан считал, что тех, кто возвращаются в Церковь из ереси или раскола, следует принимать через возложение рук. Возражая ему, еп. Киприан Карфагенский отстаивал необходимость крещения покаявшихся еретиков и раскольников. Вероятно, этот спор и был причиной обращения пресвитера Дионисия к епископу Александрийскому, который указывал, что практика крещения еретиков давно соблюдается во многих Церквах и подтверждена различными Соборами. Однако пресвитер Дионисий не одобрял ригоризм папы Стефана, который предполагал разорвать общение с Церквами, не согласными с его мнением. Из слов свт. Дионисия Александрийского можно заключить, что пресвитер Дионисий сначала поддерживал строгую позицию еп. Стефана, однако впоследствии склонился к мнению восточных епископов (Дионисия Александрийского). После гибели сщмч. Сикста II (258) Римская кафедра оставалась вдовствующей из-за гонения на христиан. Только после ослабления преследований, 22 июля 259 года, на кафедру был возведен пресвитер Дионисий. Согласно Liber Pontificalis, он занимал кафедру 11 лет 3 месяца 14 дней. Период пребывания еп. Дионисия на Римской кафедре пришелся на правление имп. Галлиена (единолично правил в 260-268), который благосклонно относился к христианам. Поэтому еп. Дионисий смог направить усилия на укрепление структуры Церкви. Согласно Liber Pontificalis, еп. Дионисий приписал пресвитеров к определенным городским церквам (титулам), а также учредил самостоятельные приходы (parochia) в пригородах Рима и при катакомбах.

http://drevo-info.ru/articles/13680053.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Синод Александрийского Патриархата избрал двух новых митрополитов и трех епископов Принято решение создать пять новых православных епархий на Африканском континенте АЛЕКСАНДРИЯ. В понедельник, 26 ноября 2018 года, под председательством Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II в Александрии прошло заседание Священного Синода Александрийской Православной Церкви, на котором было решено создать пять новых епархий на Африканском континенте. Об этом сообщает официальный сайт Александрийского Патриархата. По предложению Патриарха Феодора II Синод решил создать новую метрополию Кананги и епархии Малави; Гулу и Восточной Уганды, Толиара и Южного Мадагаскара, а также Гома и Кисангани. Архимандрит Феодосий (Цицивос) был избран митрополитом Катанги, а архимандрит Даниил (Биазис), секретарь Священного Синода Александрийского Патриархата, избран новым митрополитом Аксумским. Новая епархия Малави была создана в результате разделения территории бывшей митрополии Замбии и Малави. Ее правящим епископ Синод избрал архимандрита Фотия (Хаджантониу), бывшего игумена монастыря Святого Саввы Освященного в Александрии. Новую епархию Гулу и Восточной Уганды возглавит архимандрит Сильвестр (Киситу), также насельник монастыря Святого Саввы Освященного в Александрии. Он родился в Уганде и изучал богословие в Греции. Епархию Толиары и Южного Мадагаскара возглавит архимандрит Продром (Кацулис), родившийся в Спарте, Греция, в 1982 году. Епископ новой епархии Гома и Кисангани еще не выбран. Синод также решил повысить статус епископа Руанды до достоинства митрополита. В настоящее время епархию возглавляет епископ Бурунди и Руанды Иннокентий. Избранный митрополит Аксумский Даниил (в миру — Димитриос Биазис) родился в Закинфе в 1977 году. После получения школьного образования на родине учился в семинарии в Беллас Иоаннина и на Богословском факультете Университета Салоники. Пострижен в монашество в монастыре Строфадон и Святого Дионисия в Закинфе. Рукоположен во иеродиакона 25 декабря 1997 г., во иеромонаха 17 сентября 2006 г. тогдашним митрополитом Закинфским Хризостомом II (ныне Додонисский). Служил проповедником в митрополии Закинфа и настоятелем монастыря Пресвятой Богородицы Спелеотиссы в Закинфе. Затем был приглашен Феодором II, Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки и служил в качестве миссионера в Александрийском Патриархате, в провинциях Мозамбика, Замбии и Малави. Являлся канцлером митрополии Замбии и Малави, затем был клириков церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии и с 18 января 2017 года исполнял обязанности главного секретаря Священного Синода Александрийского Патриархата.

http://sedmitza.ru/text/8542851.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010