Дионисий Александрийский (Великий) 1333 Дионисий родился приблизительно в конце II в. от богатых родителей, получил хорошее образование и после обращения в христианство был учеником Оригена , оказавшего большое влияние на его образ мыслей. После изгнания Оригена из Александрии в 231 или 232 г. главой катехизической школы сделался Иракл, но вскоре после этого епископ Димитрий скончался, Иракл занял его кафедру, а огласительная школа была поручена Дионисию, который руководил ею в течение шестнадцати лет епископства Иракла. В 247 г. после кончины Иракла Дионисий был избран епископом Александрии. В 248 или 249 г. в конце царствования Филиппа Аравитянина александрийские христиане подверглись гонению со стороны черни, возбужденной против них каким-то предсказателем. В 250 г. разразилось гонение Декия. Дионисий четыре дня ожидал ареста в собственном доме. Взятый под стражу на пятый день, он был освобожден крестьянами, прибежавшими со свадебной пирушки, и насильственно отвезен ими в безопасное место. В гонение Валериана 257–258 гг. Дионисий мужественно исповедал свою веру и был за это сослан сначала в глухое местечко Ливии Кефрон, а потом в Колутион в Мареотском округе. К своей пастве Дионисий возвратился лишь в 2б2 г., когда веротерпимый Галлиен после смерти узурпатора Макриана получил власть и над восточными провинциями. Вслед за этим паству Дионисия постигла сначала гражданская война, вызванная провозглашением проконсула Эмилиана императором, а потом чума, свирепствовавшая в Александрии с осени 263 г. до Пасхи 264 г., во время которой христиане показали чудеса самоотверженной любви, ухаживая за больными и погребая мертвых. Приглашенный в 264 г. на Антиохийский собор против Павла Самосатского, Дионисий по старости и слабости здоровья не мог уже совершить такой дальней поездки и ограничился лишь посланием, в котором изложил свой взгляд на учение Павла. В конце 264 или начале 265 г. Дионисий скончался. Значение Дионисия в истории Церкви определяется сохранившимися фрагментами его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дионисий Великий: «Такая смерть считалась равной мученичеству» Как вели себя христиане в отличие от язычников в далёком 262 году, когда свирепствовала моровая язва 18.03.2020 2490 Время на чтение 3 минуты Наблюдая за развитием нынешней эпидемии коронавируса, мы ищем исторические примеры, которые помогли бы нам правильно относиться к этому бедствию. Есть в истории пример, который очень напоминает нынешние события. Дело было в 262 году. В тот год в Александрии, как напоминает «Православная энциклопедия» , возникла междоусобица, разделившая жителей города на 2 партии. Последовавшая за ней гражданская война помешала христианам собраться на Пасху. В связи с этим священномученик Дионисий, епископ Александрийский (Дионисий Великий) был вынужден сообщаться с паствой только письменно (Euseb. Hist. eccl. VII 21). Вскоре к бедствиям гражданской войны присоединились голод и моровая язва, христиане под руководством своего епископа несли заботы о лечении больных, о погребении умерших, в то время как язычники, боясь заразы, бросали тех и других на произвол судьбы. Примечательно, что бедствие в далёком третьем веке в далёкой Александрии тоже выпало на Великий пост. Поучительные для нас послания Дионисия Великого цитирует знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии Палестинской, в своей «Церковной истории»: «Войну сменила чума, а так как приближалась Пасха, то Дионисий опять письменно беседует с братьями и так говорит о страданиях от этого бедствия: " Другим людям нынешнее время не покажется подходящим для праздника, и не будет оно подходить ни для этого нашего праздника, ни для какого другого – и не только для людей в печали, но и для тех, кто, казалось бы, преисполнен ликования. Сейчас всюду похоронный плач, все горюют; город оглашают вопли по умершим и каждодневно умирающим. Как написано было о первенцах египтян, так и теперь: " и поднялся вопль великий, ибо нет дома, где не было бы мертвеца " – хорошо, если не больше одного. А до этой беды случилось много страшного. Сначала нас изгнали, но мы, одинокие, всеми преследуемые, всегда под угрозой смерти, и тогда справляли этот праздник. Место, где кто-то пострадал: деревня, пустыня, корабль, гостиница, тюрьма, – становилось для нас обителью праздника; самым сияющим был он для скончавшихся мучеников, участников пира небесного.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/18/di...

Н.И. Гиббенет Приложение ко второй части I. Грамоты царя Алексея Михайловича, посланные с иеродьяконом Мелетием, греком, ко вселенским патриархам с приглашением их прибыть в Москву лично или прислать вместо себя экзархов, для постановления нового патриарха московского, по случаю оставления патриархом Никоном святительского престола. 26 Декабря 1662 года. 1. К патриарху константинопольскому Дионисию Бога безначального и присносущного всеми царствующего и вся содержащего во трех ипостасях и во единстве существа славимого милостию, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец московский, киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь литовский, смоленский, тверской, волынский, подольский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных государь и великий князь новгорода низовские земли, черниговский, рязанский, полоцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский, витебский, мстиславский и всея северные страны повелитель и государь Иверские земли Карталинских и Грузинских царей и кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и обладатель. Председателю святые восточные церкви священных престолов, преблаженнейшему и благочестивейшему архиепископу Константинополя, Нового Рима, пастыреначальнику престола первозванного от первопастыреначальника, Христа, и вселенскому патриарху кир Дионисию. Нелицемерные любви, глубокого мира, и твердого постояния во благочестии церкви Христовы восточные, здравия же и благоденствия вкупе и душевного спасения, от Господа Бога и Спаса нашего, Главы нашей единой святой соборной и апостольской церкви, краеугольного нерукосечного камене Иисуса Христа, совокупившего разстоящая естества со всем сущим вашея святыни под паствою стадом, священного же и мирского сословия православия, усердно сподобитися приветствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231 г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 909 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, невыяснено; несомненно, что еще при жизни Оригена возбужден был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 910 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен еще на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена – непосредственные или посредственные 911 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почетного, чем «младший Ориген » 912 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохою особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повел с большею энергиею, чем тактом и осмотрительностью: поставив своею задачею – осветить с возможною силою различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 913 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошел» 914 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 872 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, не выяснено; несомненно, что ещё при жизни Оригена возбуждён был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 873 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен ещё на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена  – непосредственные или посредственные 874 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почётного, чем «младший Ориген » 875 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохой особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повёл с большей энергией, чем тактом и осмотрительностью: поставив своей задачей – осветить с возможной силой различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 876 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошёл» 877 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Письмо Николая Кузанского от 1453 г. к аббату и братьям в Тегернзее, написанное по поводу таинственной теологии Дионисия Ареопагита Источник Скачать epub pdf (Переведено с немецкого Gessammelte Werke Nicolaus von Cusa, Tubingen – в выдержках – 1871 г.) 1 Достопочтимый Отец. Возлюбленные во Христе братья. Из ваших, всегда мне любезных писем, я увидел, что вы хотите знать мой взгляд на то, как Великий Дионисий Ареопагит велит Тимофею возвышаться без знания к таинственному богословию. Хотя тот ревнующий о Боге картезианский монах 2 придирчиво прочел писания канцлера Герсона и придерживается взгляда, что Герсон 3 не имеет правильного мнения о таинственной теологии, понимая последнюю как чистое созерцание, однако, насколько я это вижу и насколько дает это знать текст новейшего перевода, 4 Дионисий не имел в виду ничего иного, как сделать для Тимофея ясным, что созерцание, которое состоит в вознесении нашего разума вплоть до единения с Богом, и того видения, что без завесы (sine velamine) не может достичь своего завершения до тех пор, пока утверждается, что Бог познается им, как это и показал Дионисий в одном письме к монаху Гайю. 5 Здесь, говорит он, [на пути мистики ] надо вознестись над всем познаваемым, а также и над самим собою; тогда проникнешь в облака и мрак. Если мой дух больше не познает, это значит, что он пребывает во тьме незнания. Если он ощутит этот мрак, – это знак того, что здесь Бог , которого он ищет. В слабых глазах того, кто хочет увидеть солнце, возникнет тьма, произведенная превосходством (excellenciam) солнца. Это знак того, что он на правильном пути, что он видит солнце. Если же мрак не приходит, это значит, что он не на правильном пути подходит к всепревосходящему свету. Впрочем, хотя почти все мудрые и говорят, что мрак мы находим тогда, когда у Бога отнимается все, так что идущий находит скорее ничто, чем нечто, я все же не того мнения, что проникнет в мрак только тот, кто ограничил себя исключительно отрицательным богословием. Ибо, так как оно только снимает, но ничего не полагает, то через него Бог познается не открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ [греч. Διονσιος Μγας] (кон. II в.- 264/5), свт.,исп. (пам. 5 окт., пам. греч. 3 окт.), еп. Александрийский, богослов, церковно-общественный деятель. Жизнь Основным источником жизнеописания Д. В. являются сочинения Евсевия Кесарийского - «Церковная история» ( Euseb. Hist. eccl. VI-VII) и «Евангельское приуготовление» ( Idem. Praep. evang. VII 19; XIV 23-27), в к-рых приведены обстоятельные выдержки из трактатов и посланий Д. В. Сведения Евсевия дополняются свидетельствами и цитатами, приводимыми святителями Афанасием I Великим ( Athanas. Alex. De sent. Dionys.) и Василием Великим ( Basil. Magn. Ep. 9, 188; De Spirit. Sanct. 29). Блж. Иероним Стридонский сообщает не много нового по сравнению с Евсевием ( Hieron. De vir. illustr. 69). Из более поздних источников сведения о Д. В. дополняют Стефан Гобар (ap. Phot. Bibl. 232), «Восточная хроника» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale/Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108. (CSCO; 46. Arab.; 2), арабо-яковитский Александрийский синаксарь (Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Ed. R. Basset//PO. T. 16. Fasc. 3. (=N 79). P. 224-228). Место рождения Д. В. неизвестно. В «Восточной хронике» он называется савеянином, что указывает на Счастливую Аравию (Йемен) как на его родину. Д. происходил из богатой языческой семьи, «рода первейшего, издревле знатнейшего» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108). Родители позаботились дать ему превосходное по тем временам лит., философское и естественнонаучное образование - творения Д. В. свидетельствуют о его знакомстве как с языческой лит-рой и философскими системами древности, так и с сочинениями по естествознанию. Возможно, Д. В. занимал в Александрии видный пост на городской или гос. службе, от к-рого впосл. отказался, перейдя в христианство ( Dion. Alex. Ep. ad Germanum - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11). В зрелом возрасте он продолжал научные занятия.

http://pravenc.ru/text/178450.html

Теология ...Божество превыше всякого существа и жизни; никакой свет не может быть выражением Его; всякий ум и слово бесконечно далеки от того, чтобы быть Ему подобными (сщмч. Дионисий Ареопагит , 29, 9). ...На основании таинственного Священного предания истинно утверждаем, что Бог ни с чем из существующего не имеет сходства (сщмч. Дионисий Ареопагит , 29, 10). Источник. Где идет речь о Господе Боге, там чистое и искреннее слово ищет доказательств для веры не в силе красноречия, а в самой вещи (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 89). Источник. ...Один есть Господь всех – Бог: величие Его не может иметь совместника, потому что Он Сам всемогущ (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 5). Источник. Когда затворишь дверь жилища твоего и останешься один, ведай, что тебе соприсущ определенный от Бога каждому человеку Ангел, которого еллины называют домашним духом. Он не дремлющ и, всегда будучи при тебе, все видит, его обмануть нельзя, и тьма не скрывает от него. Вместе с ним сознавай и Бога во всяком месте присущим. Ибо нет места или вещества какого, где бы не было Бога, Который больше всех, и все содержит в руке Своей (прп. Антоний Великий , 90, 74). Бог благ, и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения (прп. Антоний Великий , 90, 89). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. В начале XV в. в окрестностях Вологды активно шел процесс монастырской колонизации одним из деятелей которой был прп. Дионисий Глушицкий С именем этого святого связано появление трех монастырей, одну обитель он возродил Монастыри, основанные преподобным, располагались на реке Глушице: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанно-Предтеченский Сосновецкий и женский во имя св. Леонтия Ростовского, а также возобновленный Никольский Свято-Луцкий на реке Сухоне недалеко от Кубенского озера О времени возникновения Глушицкой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы высказано несколько мнений. Митрополит Евгений (Болховитинов), Н. И. Суворов и В. К. Лебедев временем основания обители считали 1400 г. Эта дата была принята и глушицкой братией, поскольку именно в 1900 г. праздновалось 500-летие монастыря П. И. Савваитов считал, что Покровский монастырь прп. Дионисий основал в 1402 г., его поддержала А. П. Анишина В. В. Зверинский полагал, что начало монастыря было положено в 1403 г. Его мнение получило признание в трудах М. К. Любавского и В. А. Кучкина Предлагались и иные датировки. Самую раннюю дату основания монастыря — 1395 г.— указал А. Ратшин Несогласованные сведения приводит И. К. Степановский о том, что монастырь был основан в 1492 г., тогда как 1412-й г. он называет «годом преставления Дионисия Глушицкого» (в Житии — 1 июня 1437 г.). Две даты предложил А. А. Амосов — около 1392 г. и около 1403 г. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, сначала преподобный поставил «келейцу малу», на месте, которое он «усмотрел» Вскоре Дионисий «разчинил» место по «лаврскому строению», и через некоторое время к преподобному стали «приходити овогда един, иногда и два, и трие» инока Будущей братии Дионисий говорил: «Братие… хощу на сем месте монастырь съставити». Далее в Житии названа точная дата: «В лето 6908 (1400 г.)» и следует сообщение о том, что братия «сътвориста себе келийци мали» Полагаю, что именно с этого момента можно вести отсчет истории существования Глушицкого Покровского монастыря. В 1402 г. Дионисий ходил в Ростов Великий за благословением епископа Григория а на следующий год была создана церковь малая во имя Покрова Богородицы, появилась трапеза, кельи по чину и остальное, «потребное братии»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский (+ 1404) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 апр. в день преставления, 4 июля в день обретения мощей, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Прп. Евфимий родился в семье благочестивых и зажиточных суздальских горожан, в приходе Святых Жен Мироносиц. Церковь эта, в которой он был крещен, существовала до последнего времени. Он получил обычное в то время для всех детей церковное образование, но молитвенностью, самоуглубленностью и сдержанностью он выделялся изо всех детей. В церкви, которую он посещал часто как по воле родителей, так и по собственному влечению, он становился всегда в темном углу, чтобы никто его не замечал и не мешал ему молиться и слушать богослужение. Он был еще очень юн, когда в церкви запали ему в душу апостольские слова: «Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте» (1 Кор. 14, 20). В другой раз он остановился мыслью на евангельских словах: «Иже бо хощет душу свою спасти, погубит ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? Или, что даст человек в измену за душу свою?» (Мк., 8, 35—37). Юноша зачитывался сказаниями о святых угодниках Божиих и молил Бога послать ему наставника на пути исполнения евангельских заповедей. И молитва его была услышана. Невдалеке от Нижнего Новгорода поселился отшельник, инок Дионисий (память его 26 июня), выкопал пещеру в гористом берегу Волги и стал подвизаться. К нему стали обращаться за советом и молитвой, скоро собрались вокруг него ученики, и так возник Печерский Вознесенский монастырь. Пришел к нему и будущий прп. Евфимий. Упав к его ногам, отрок от волнения ничего не мог говорить. Прп. Дионисий подъял его, успокоил и повел в свою келью для духовной беседы. Потом созвал братию и постриг его с наречением ему имени Евфимий. Тогда великой радостью исполнилось сердце Евфимия, и он горячо благодарил Бога. «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, — молился он, — яко сподобил мя еси, худого и недостойного, получить желаемое мною спасение...» Великий пример имел он в лице своего настоятеля, среди непрерывных иноческих трудов всегда сохранявшего кротость, приветливость и спокойствие.

http://sedmitza.ru/lib/text/437042/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010