Дионисий Великий



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Стридонский сообщает не много нового по сравнению с Евсевием (Hieron. De vir. illustr. 69) . Из более поздних источников сведения о Д. В. дополняют Стефан Гобар (ap. Phot. Bibl. 232) , «Восточная хроника» (Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108.) CSCO; 46. Arab. ; 2 (, арабо-яковитский Александрийский синаксарь) Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte) Ed. R. Basset PO. T. 16. Fasc. 3. (= N 79) . P. 224-228 (.) Место рождения Д. В. неизвестно. В «Восточной хронике» он называется савеянином, что указывает на Счастливую Аравию (Йемен) как на его родину. Д. происходил из богатой языческой семьи, «рода первейшего, издревле знатнейшего» (Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108) . Родители позаботились дать ему превосходное по тем временам лит., философское и естественнонаучное образование - творения Д. В. свидетельствуют о его знакомстве как с языческой лит-рой и философскими системами древности, так и с сочинениями по естествознанию. Возможно, Д. В. занимал в Александрии видный пост на городской или гос. службе, от к-рого впосл. отказался, перейдя в христианство (Dion. Alex. Ep. ad Germanum - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11) . ... далее ...
ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... волнение в народе против христиан, которое продолжалось около полугода. О причинах гонения и его жертвах свт. Дионисий сообщает в послании к Фабию Антиохийскому. Некий языческий предсказатель и поэт возмутил против христиан александрийскую чернь. Первыми жертвами язычников были старец Метра, отказавшийся произносить богохульные слова, и благочестивая женщина Квинта, не захотевшая поклониться идолам. Кровь первых мучеников возбудила разъяренных язычников к еще большим убийствам христиан и грабежу их домов. Христиане мужественно жертвовали имуществом и жизнью. «Я не знаю, - писал свт. Дионисий, - отрекся ли до сих пор от Господа хоть кто-нибудь, исключая только разве одного, который попал в руки язычников» Сразу после того как в Александрии был получен указ о начале гонения на христиан, Сабин, правитель Александрии, послал фрументария (отвечал в армии за снабжение продовольствием, в то же время исполнял полицейские функции) , чтобы задержать святителя. В ожидании св. Дионисий в течение четырех дней оставался в своем доме, будучи готов к мученичеству. Фрументарий разыскивал его повсюду, думая, что он скрывается, и не зная, что тот оставался дома. Через четыре дня епископ ... далее ...
Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV ...Искать в Источникеazbyka.ru
... оказавшего большое влияние на его образ мыслей. После изгнания Оригена из Александрии в 231 или 232 г. главой катехизической школы сделался Иракл, но вскоре после этого епископ Димитрий скончался, Иракл занял его кафедру, а огласительная школа была поручена Дионисию, который руководил ею в течение шестнадцати лет епископства Иракла. В 247 г. после кончины Иракла Дионисий был избран епископом Александрии. В 248 или 249 г. в конце царствования Филиппа Аравитянина александрийские христиане подверглись гонению со стороны черни, возбужденной против них каким-то предсказателем. В 250 г. разразилось гонение Декия. Дионисий четыре дня ожидал ареста в собственном доме. Взятый под стражу на пятый день, он был освобожден крестьянами, прибежавшими со свадебной пирушки, и насильственно отвезен ими в безопасное место. В гонение Валериана 257–258 гг. Дионисий мужественно исповедал свою веру и был за это сослан сначала в глухое местечко Ливии Кефрон, а потом в Колутион в Мареотском округе. К своей пастве Дионисий возвратился лишь в 2б2 г., когда веротерпимый Галлиен после смерти узурпатора Макриана получил власть и над восточными провинциями. Вслед за этим паству Дионисия постигла сначала ... далее ...
Краткое наставление, как искать Бога и лица Его : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... причастия и созерцания Божией Сущности, посвящен 35 пункт ороса 9-го вс. собора, впервые перведенном мною на русский 35. И святой Анастасий сказал: « Бог-это очевидно являеться действия характеристикой 78, ибо она представляет не саму сущность Бога, так как ее знать невозможно; но созерцаемая Его энергия нам представляется и является [словом] Бог. » 79 И снова он же: « имя Бог не сущность божества обозначает, ибо она непосижима и неименуема, но о т созерцаемой своей энергии Бог сказуется, как сказал святой Дионисий, или из[глагола] θέειν то есть διατρέχειν 80, или из αἴθειν, что значит пламенеть 81 И тот же великий Дионисий: « если захочем сверсущностную сокрытость Божию назвать жизнью или сущностью или светом, словом (смыслом) , 82 то не подразумеваем ничего иного как из нее к нам проводимые из божества силы 83 или сущностноторящие или животворящие или мудрость дарующие. А ей же 84 по всем умным (духовным) энергиям разрешение полагаем, никакого не зрим [ею]обожения или жизни или сущности, которая подобна всему отделенной по всякому превосходству причине 85 ». И снова он же: « божество есть все обоживающий промысел ». А то, что и промысел это действие (энергия) и из ... далее ...
Полемические сочинения, Часть 6 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... то, следовательно, и все остальные богоприличные наименования, относящиеся к энергиям, мы тоже отнесем к самой сущности? Но то, что это нелепо, уже было показано; вновь возвращаться к этому было бы смешно и избыточно. Итак, [Христос] называется этими [именами] не в этом смысле. Не стоит и говорить о том, что премудрость и сила, которыми называется Сын, не являются Его ипостасными свойствами. Ибо мы говорим это о Боге вообще, и каждое всецело и тождественно созерцаем у каждой из богоначальных ипостасей, если кто-нибудь не впадет в безумие Ария. 49 Следует послушать, что об этом говорит великий Дионисий: «Как было изложено и разъяснено нами в другом месте, все приличествующие Богу имена всегда воспеваются Речениями как относящиеся не к какой-то части, но ко всей божественности во всей ее целостности, всеобщности и полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применимы ко всей цельности всецельной и полной Божественности. И если [... ] кто-то станет утверждать, что это сказано не обо всей Божественности, тот безосновательно дерзнет [... ] делить сверхсоединенную Единицу» 368. Затем, рассудив о благости, вечности, жизни, господстве, премудрости и других ... далее ...
Антирретики против Акиндина, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... бывшего ему учителем заблуждения, – и ясно показать, что светлость божественной природы, будучи нетварной и называясь божественностью, нисколько не мешает божественности быть единственной и простой и не отменяет [этой ее простоты и единственности]. Ведь и зрительная сила «ведущаго вся прежде бытия их» ( Дан. 13: 42 ) Духа также не является природой, согласно отцам, а нетварна и называется божественностью, и не отменяет простоты и единственности божественности. Таким же образом и боготворящая и промыслительная сила Божия, будучи так [то есть божественностью] называема, как говорит великий Дионисий 103, и очистительная, [проявляющаяся в способности] пожигать и истреблять всякую скверну, и то, что Бог пребывает везде и нигде, и вообще приснодвижимость – от [глагола] «бежать» (θειν) и, так сказать, с вневременной скоростью убегать и приближаться ко всем. 14. Итак, поскольку ни одна из этих [сил], хотя бы они и обладали различием по отношению друг ко другу (ибо не все, что Бог видит, Он и обоготворяет) , из чего видно и различие каждой из них от божественной природы, так как все абсолютно идентичное одному и тому же – ничуть не отлично и друг от друга; итак, поскольку ни ... далее ...
Антирретики против АкиндинаИскать в Источникеpravmir.ru
... бывшего ему учителем заблуждения, — и ясно показать, что светлость божественной природы, будучи нетварной и называясь божественностью, нисколько не мешает божественности быть единственной и простой и не отменяет [этой ее простоты и единственности]. Ведь и зрительная сила «ведущаго вся прежде бытия их» ( Дан. 13: 42 ) Духа также не является природой, согласно отцам, а нетварна и называется божественностью, и не отменяет простоты и единственности божественности. Таким же образом и боготворящая и промыслительная сила Божия, будучи так [то есть божественностью] называема, как говорит великий Дионисий, и очистительная, [проявляющаяся в способности] пожигать и истреблять всякую скверну, и то, что Бог пребывает везде и нигде, и вообще приснодвижимость — от [глагола] «бежать» (θειν) и, так сказать, с вневременной скоростью убегать и приближаться ко всем. 14. Итак, поскольку ни одна из этих [сил], хотя бы они и обладали различием по отношению друг ко другу (ибо не все, что Бог видит, Он и обоготворяет) , из чего видно и различие каждой из них от божественной природы, так как все абсолютно идентичное одному и тому же — ничуть не отлично и друг от друга; итак, поскольку ни ... далее ...
Феофан, или о божественной природе и о ...Искать в Источникеpravmir.ru
... каждое из этих имен и саму природу, к которой относятся все эти имена, не даст объяснения им. Объяснение не тождественно этим [именам] и [Божественная] природа отлична от них. Следовательно, одно есть сущность, которую свидетельство никак не выявляет, другое же - значение ее имен, даваемых по какой-либо энергии или по [ее] достоинству. Итак, из общности имен в энергиях мы не находим никакого различия Лиц. Мы не находим никакого очевидного доказательства различия по природе, как было сказано, того, что вокруг природы, потому что общность природы указывает на тождество энергий " [33]. А Дионисий великий, воспевая Божественный мир, говорит: " божеством-самим-по-себе мы называем - как нечто изначальное, Божественное и являющееся Причиной, - единое сверхсущественное и сверхначальное Начало и Причину, а как нечто причастное - подаваемую непричастным Богом промыслительную силу: само-по-себе-обожение, соответственным образом причащаясь каковой [силе], сущим и является, и называется обоженным " [34]. Когда же раскрывает Божественные имена Сущего, говорит: " слово не обещает разъяснить самосверхсущественную Доброту самосверхсущественного Божества, которые основаны, как говорят ... далее ...
Вселенская Литургия. Преподобный Максим ...Искать в Источникеpravmir.ru
... сохраняются обе природы в их своеобразии, Одна природа, одно Лицо, одна Ипостась, одна воля” и т. д. (730) . Автор приходит к выводу, что ни в одной из этих литургий нельзя с уверенностью установить умаления человеческой природы Христа. И противоположности тому восторженному иллюминату, которого из него приходится делать Э. Хонигману (E. Honigmann) для отождествления его с Петром Иберийцем! (Pierre l’Ibérien et les écrits du Ps. -Denys Ac. Roy. de Belg. 1952) . К тому же в таком случае для его отчетливой халкидонской интонации невозможно найти никакого объяснения. Еще меньше поддается Дионисий, великий эстет позднеантичного и христианского мышления, у которого все как бы цветет, предложенному Стиглмером (Stiglmair) отождествлению со строгим и жестким Севиром Антиохийским. Подобные гипотезы оказываются несостоятельными уже при простом феноменологическом взгляде на вещи. Литература о византийской школьной философии VI в. см. у Мёллера ( Moeller Ch. Chalk. I, 640 ) . Оттуда: Valdenberg V. La philosophie byzantine au IVe siècle Byzantion. 1927. № 4. — Pp. 237–268. Uberweg-Geyer II, 123–126. “Деяния” превозносят философское рвение молодого Максима (PG 90, 69 f) , но не ... далее ...
НИ-КА | «Божественные гимны»Искать в Источникеni-ka.com.ua
... убедится в том из письменного документа, обратившись к Филону Иудею, как-то к сочинению его, надписанному таким образом: " О жизни созерцательной или о молящихся " ; из него он узнает достоверность наших слов. Для подтверждения сказанного мы возьмем оттуда некое краткое изречение, где он так говорит: " Таким образом, они не созерцают только возвышенные предметы наблюдением чистого ума, но и составляют в различных стихах и мелодиях песни и гимны, необходимо начертанные наиболее священными числами " . Итак, что богоглаголиво воспето этим Отцом в божественных наименованиях, то говорит и Дионисий великий, посвященный в таинства божественных речений. Но всякое как бы сказать священное песнословие богословов, вырабатывающее выразительные божественные наименования для благодетельного прояснения Божественной природы, никто не обретет без душевного, разумеется, усилия и не исследовав божественных Писаний чистым умом. Да и тот же самый Отец, будучи весьма твердо уверен относительно наших слов, так ясно прибавляет в пользу сказанного, говоря в другой раз: " Боговидные умы, подражая Ангелам, насколько возможно, и соединяясь с ними, т. е. с божественными ангельскими силами (так как ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Великий
Справочник - ПОИСКОВ.РФ