Дионисий Ареопагит

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027
Слово митрополита Филарета (Дроздова) в праздник ...Искать в ИсточникеИсточник
... митрополита Филарета (Дроздова) в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святый Дионисий Ареопагит был на погребении Богородицы, и что притом происходило, частию можно видеть в его писаниях. Мы, пишет он, и многие из священных наших братий собрались для зрения живоначальнаго и Богоприемнаго телеси. Прибыл и Богобрат Иаков и Петр, между высокими Богословами верховный и старейший. После зрения благоугодно было всем иерархам, поколику каждый был способен, песнословить безмерно могущественную благость Богоначальственной немощи (о Божеств. имен. гл. 3) . Под именем Богоначальственной немощи, как изъясняет святаго Дионисия святый Максим, должно разуметь вольное снисхождение Сына Божия даже до плоти, кроме греха. Ибо, по причине вольнаго к нам снисхождения, все претерпев даже до смерти, смерти же крестныя, и немощи наши Он понес. Приятно даже до ныне узнавать единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь, между прочим, по единству ея священных и Апостольских обычаев. После столь многих веков, от дня успения Пресвятыя Богородицы, и ныне для сего дня собираются многие из священных наших братий. В подражание Божественному зрелищу Сионскому ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Бог сокрытый и явленный | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... часть опыта «безόбразной» молитвы. Будучи отрицательным по своей внешней форме, апофатический метод – понимаемый в более глубоком смысле – является в своей конечной цели в высшей степени утвердительным. Способ отрицания есть на самом деле способ сверх-утверждения. По словам индийского философа Радхакришнана, «Нечто несуществующее означает что-то существующее»; и это именно потому, что это «нечто» настолько реально, что его истинные свойства можно передать только через отрицание. Чтобы выразить позитивную природу via negativa (лат., букв. «путь отрицания» – Прим. пер.) , святой Дионисий Ареопагит использует аналогию со скульптором и куском мрамора[11]. Скульптор скалывает куски камня – само по себе это действие негативное, подобно отрицательной словесной формулировке, но его цель позитивна: не превратить этот кусок мрамора в груду обломков, но мало-помалу открыть скрытый внутри него образ (действие, противоположное тому, когда чистят лук, последовательно снимая один слой за другим, до тех пор, пока от него ничего не останется) . Поэтому богослов должен в первую очередь отвергнуть или «отколоть» свои человеческие представления о Божестве; но эти отрицания приведут ... далее ...
Вселенские Соборы в истории христианстваИскать в Источникеpravmir.ru
... различаются лишь мысленно. Не было бы логичным признать, что во Христе лишь одна природа и одно действие? Если признать справедливой знаменитую формулу: “Одна природа Бога-Слова воплощенная” (а она на Соборе 553 г. была признана имеющей право на существование) , то и энергия может быть лишь одна. В аристотелевской логике и терминологии “энергия” всегда являлась конкретным явлением (манифестацией) любой природы. Халкидонцы могли сослаться на некоторые признанные авторитеты (в особенности сирийские) , которые высказывались в пользу “моноэнергизма”. Уже повсеместно признанный к тому времени Псевдо-Дионисий Ареопагит говорил об одной “богочеловеческой энергии”; это же выражение использовали и несколько уважаемых халкидонских богословов VI в. Более того, моноэнергизм создавал мост не только между православными и монофизитами: как это ни парадоксально, его принимали и многие несториане, встреченные Ираклием в Персии. Несториане всегда учили, что две природы и две ипостаси Христа всегда объединялись одним действием (энергией) в едином “просопоне единения”. Однако, к сожалению, эта формула имела сомнительную репутацию, так как ее использовал Аполлинарий. Поэтому патриарх Сергий ... далее ...
Хроника: Богословская конференция “Учение Церкви ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Англия) в своем докладе “Антропология Дионисия Ареопагита” 2 излагает антропологический аспект учения одного из самых авторитетных отцов Церкви, рассматривая антропологию как понимание человека и его места в мире. Докладчик ставит своей целью попытку выражения идей Дионисия на современном языке. Изложив вкратце историю изучения творений Ареопагита и отметив, что мысли его были основополагающим образом восприняты преподобными Максимом Исповедником и Иоанном Дамаскином, владыка Василий обращается к современным идеям и теориям и показывает, что “то видение творения, которое предложил Дионисий Ареопагит в первой половине VI века, концептуально может задать такие рамки, внутри которых наука будет делать свое дело, не испытывая никакого дискомфорта”. Все основные положения учения Ареопагита (мир как иерархия бытия двух уровней — Божественного и тварного; иерархичность тварного бытия и взаимоотношение уровней; природа и иерархия ангельских чинов; природа материального мира; место личности в картине мира) не только могут излагаться на языке современных понятий, но и вполне сопоставимы с научной картиной мира. Взгляд на мир отцов содержит ответы, которые ищет научное ... далее ...
Восток и Запад в богословии и церковной истории – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... богослова русской диаспоры, совершенно иной подход – более осторожный, более мягкий. Отец Георгий Флоровский считается в православных кругах одним из наиболее авторитетных богословов XX века, и его имя неразрывно связано с понятием неопатристического синтеза – это понятие, которое он сам ввел в обиход. Его идеи иногда обобщаются с идеями Лосского в том, как они осмысливали и призывали к осмыслению святоотеческого наследия. Но то, как понимает Флоровский неопатристический синтез, на самом деле очень сильно отличается от того синтеза, который предлагает Лосский. Для Флоровского Палама и Дионисий Ареопагит, скорее, на периферии мышления, а в центр выступают Афанасий и отцы-каппадокийцы. Более того, тот синтез, который предлагает Флоровский, – он явно, совершенно однозначно включает в себя и латинских отцов, прежде всего, Августина, что было бы для Лосского абсолютно неприемлемо. Флоровский очень сильно отличается и от Лосского, и от Булгакова по своему подходу к Фоме и томизму. У Флоровского нет этой повальной критики рационального схоластического Запада, пораженного и определяемого томизмом, которая так характерна для его коллег. Он с насмешкой относится к идее, что Восток ... далее ...
Ангелы и бесы в духовной жизни по учению ...Искать в Источникеpravmir.ru
... учения меньший интерес или ценность. Богословская сторона вопроса непосредственно не входит в мою тему, имеющую прежде всего духовный характер, хотя часто является невозможным отделить духовные вопросы от богословия 1. Начну с предварительного замечания. Всякий, кто хотел бы собрать материал из писаний аскетических отцов о роли ангелов и бесов в духовной жизни, был бы поражен несоответствием между пространным местом, отдаваемым описаниям многообразных сатанинских действий, и немногими, разбросанными и скорее сдержанными замечаниями о роли ангелов. Из этого правила очень немного исключений: Псевдо-Дионисий Ареопагит с его учением о просвещении через посредство иерархий небесных сил и, до известной степени, великий сирийский мистик седьмого-восьмого века, св. Исаак Ниневийский 2. Однако писания Псевдо-Дионисия скорее носят теоретический характер, нежели основаны на опыте, и я не буду их разбирать в настоящей статье. Они стоят несколько в стороне от главных течений Восточной духовной жизни. Самый факт большего внимания, уделяемого демонским силам, не является, конечно, случайным, и может быть объяснен различными причинами. Та же самая черта может быть найдена и в Св. Писании, ... далее ...
“Святая Троица” Преподобного Андрея РублеваИскать в Источникеpravmir.ru
... Бога и Его свойств) и катафатизме (“утверждении” такой возможности “именования” Божества, хотя и понимаемой как весьма условная) — то есть о двух основных гносеологических путях богопознания см. Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви Богословские труды. Сб. 8. М., 1972; Он же. Апофаза и троическое богословие Богословские труды. Сб. 14. М., 1975; Бычков В. В. К вопросу о восточно-христианской гносеологии Историко-философский сборник. Изд-во МГУ. М., 1971, сс. 57–81; Эйкалович Г. Положительное и отрицательное богословие в “Именах Божиих” Дионисия Ареопагита Псевдо-Дионисий Ареопагит. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства…; Он же. Апофатизм и развитие восточно-христи­анского символизма…. 34 О различных позициях, занятых упомянутыми здесь исследователями “Троицы” в рассматриваемом вопросе см. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа, сс. 36, 61; Антонова В. И. и Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963, с. 287; Прот. Л. Воронов. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси Богословские труды. Сб. 14. М., 1975, с. 90; Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона “Троицы”…, ... далее ...
Почему еврейская Библия отличается от греческой? ...Искать в Источникеpravmir.ru
... мая в рамках «Лектория Правмира» состоялась третья лекция Михаила Георгиевича Селезнева, лингвиста и филолога-библеиста, одного из авторов перевода на современный русский язык книг Ветхого Завета «Русская библия между еврейской и греческой: причины расхождения». Предлагаем читателям видеозапись лекции. М. Г. Селезнев. “Если бы Дионисий Ареопагит знал древнееврейский…” Михаил Селезнев: Русская Библия между еврейской и греческой М. Г. Селезнев – доцент Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии. М. Г. Селезнев на Правмире 1 На прошлой лекции мы с вами говорили про историю появления греческой Библии, про предание о семидесяти толковниках. Тема сегодняшней лекции – причины разночтений между греческой Библией и еврейской Библией. Эта тема очень важна для нас, ведь основной наш литургический текст (славянский) следует, в целом, в текстологическом русле греческой Библии, а основной наш чительный текст (синодальный перевод) следует в основном в русле еврейской Библии. Так что проблемы текстологии видны не только ... далее ...
Михаил Селезнев: Русская Библия между еврейской и ...Искать в Источникеpravmir.ru
... лекция в рамках Лектория «Правмира» Михаила Георгиевича Селезнева, лингвиста и филолога-библеиста, одного из авторов перевода на современный русский язык книг Ветхого Завета. Тема лекции – «Русская Библия между еврейской и греческой: с чего все начиналось две с лишним тысячи лет назад». Игумен Петр Мещеринов: Иоганн Себастьян Бах – певец Страстей Господних Алексей Беглов. Русское монашество рубежа XVIII-XIX веков: стратегии выживания М. Г. Селезнев. “Если бы Дионисий Ареопагит знал древнееврейский…” М. Г. Селезнев – доцент Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии. М. Г. Селезнев на Правмире 1 В начале своей первой лекции я говорил, в чем вижу смысл и суть библеистики для сегодняшего христианского мира: в том, чтобы возникло пространство, где христианин XXI-го века, со всеми достижениями и горестями своего времени, мог встретиться с основаниями своей религиозной традиции – с Библией и Евангелием. Я настаивал на том, что, приходя на эту встречу, мы не должны притворяться людьми какой-то другой эпохи, и ... далее ...
Право на красоту | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... жизнь, чтобы спасти прекрасные, но бесполезные вещи. Сотрудники ленинградских музеев, музыканты, литераторы, переводчики… Человек, однажды уязвлённый красотой, уже никогда не сможет без неё жить. И дело здесь не только в том, что красота примиряет нас с жизнью; переживание прекрасного — это опыт скорее мистический, он выводит человека за пределы его самого, ставит его лицом к лицу с миром Божественным, потому что мы, христиане, знаем, что Красота есть одно из имён Божиих, Он — Прекрасное Само по Себе, и Он же — источник подлинной красоты. Любовь к красоте “Всё сущее, — пишет святитель Дионисий Ареопагит, — возникая из Прекрасного и Добра, пребывая в Прекрасном и Добре, возвращается в Прекрасное и Добро. И всё, что существует и появляется, существует и появляется благодаря Прекрасному и Добру” (О Божественных именах 4, 10) . Заметим здесь принципиальное для христианского упования тождество добра и красоты, идеала этического и эстетического. Не напрасно святые Отцы дали название знаменитому аскетическому сборнику “Добротолюбие” — это перевод греческого слова “филокалия” — любовь к красоте. Святость подлинно прекрасна! Святой человек как приобщённый Источнику добра и ... далее ...
  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера