> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дионисий Ареопагит

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
«Слово Твое – светильник ноге моей...»Искать в ИсточникеИсточник
... Бога – Отце, Сыне и Святом Духе и утверждение взгляда на Святую Троицу как на «Еди́ницу». Исходя из этого, сторонники антитринитаризма («антитринитарии» или «унитарии») отрицали божественную природу в Иисусе Христе. [5] Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 14. [6] Знаменательно, что, объявившись в Новгороде, ересь нашла себе могильщика в лице игумена именно новгородской епархии преподобного Иосифа Волоцкого, как известно, состоявшего под омофором новгородского архиерея до 1507 года. И первыми из русских иконников высказались против еретиков – тоже новгородцы. [7] Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования СПб., 2002. С. 191. В XV веке на Руси знали не только трактат « О таинственном богословии» и « Послание к Титу-иерарху», в переводе Исайи, но и сочинение « О небесной иерархии». Известен список XV века из собрания славяно-российских рукописей графа А. С. Уварова (см. : Государственный Исторический музей. Собрание А. С. Уварова. № 264) ; рукопись опубликована: Макаров А. И., Мильков В. В., Смирнова А. А. Исследования: В 3 т. Т. 1. Дионисий и его современники. Ч. 1. М., 2005. [9] На ересь стригольников здесь невозможно ... далее ...
Иконы Ангелов. Как изобразить непостижимое?Искать в ИсточникеИсточник
... ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами ( см. Исх. 25, 19-22 ) . Серафим в переводе с еврейского означает «пламенеющий, огненный». Это имя показывает их «горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность», а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя — ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» ( см. Ис. 6, 1-7 ) . Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое — в евхаристической молитве, читаемой священником. Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень ... далее ...
Архангел Гавриил – посланник БожийИскать в ИсточникеИсточник
... нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер. 31, 22 ) . Итак, высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и Ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени сподобился он в сонме самих Ангелов, почитаемый ими как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих. Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит [3], согласно говорят о тех семи высших Ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие Ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у Престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение? » ( Евр. 1, 14 ) . Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения ... далее ...
Святитель Григорий Палама – наставник спасенияИскать в ИсточникеИсточник
... Палама, « пока над нами владеет страсть мы, как говорится, даже краешком губ не сможем испробовать умной молитвы » [8]. Близость к Богу определяется не иерархическим положением, а степенью очищенности (κάθαρσις) от страстей, степенью очищенности человека и преображение его души и тела, когда человек из страстного и плотского становится храмом Божиим. В Древней Церкви именно это состояние очищенности являлось критерием для возведения в иерархические степени священства. Иерархом мог быть только тот, кто вступал в состояние боговидения. В этом важном принципе, на который указывает свмч. Дионисий Ареопагит и прп. Максим Исповедник, раскрывается сакраментальный характер жизни Церкви. В этих духовно-сакраментальных рамках церковной жизни становятся понятными слова апостола Павла о том, что « мы имеем ум Христов ». То есть в подлинном смысле священником и иерархом является только тот, кто обладает « умом Христовым », т. е. достиг божественного просвещения (φωτισμός) . В 14 столетии возникли споры о природе Божественного Света явленного на Святой Горе Фавор Христом. В ходе этой богословской дискуссии, которую породило критическое восприятие византийского богословия у ... далее ...
О причащении Святых Христовых Таин в дни Светлой ...Искать в ИсточникеИсточник
... Недопонимание важности и необходимости этого Таинства перед причащением Таин Христовых некоторыми клириками и епископами как самого действенного средства для « очищения совести » приводит лишь к активизации процессов разлагающей секуляризации внутри Церкви. Пастырь Церкви Христовой должен учиться сам и учить других правильной духовной жизни, которая всегда основывается на православной вере, аскетическом образе жизни и глубоком покаянии. Источник: игумен Симеон (Гаврильчик) , насельник Свято-Троицкой-Сергиевой лавры Светлая седмица, Пасха Христова, 2016 год Примечания: [1] См. свщмч. Дионисий Ареопагит. О священной иерархии 3, 1. [2] Συμεών Θεσσαλονίκης, Περὶ τοῦ τιμίου νομίμου γάμου, PG 155, 512D. [3] Прп. Ионн Дамаскин. Творения. – СПб., 1913. Точное изложение Православной веры (Далее De fide) , кн. IV, XIIIб. С. 309–314. [4] Свт. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин. De fide. IV, XIII, прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. LVIII, с. 261: «Соединяясь же, мы делаемся единым домом, т. е. все мы сродники, все мы братья Твои». Свт. Григорий Палама. Триады, 1, 3, 2, 8. [5] Прп. Иоанн Дамаскин. De fide, XIII. С. 313. [6] Прп. Иоанн Дамаскин. ... далее ...
О некоторых литературных источниках иконографии ...Искать в ИсточникеИсточник
... «Эти четыре животные, думаем, те самые, которых видел Иезекииль ( Иез. 1, 6 ) . Некоторым кажется, что четырьмя лицами обозначаются или четыре стихии, или Божие ими управление и сохранение, или Божеское владычество над Небесным, земным, морским и преисподним, или, как прекрасно полагают другие, четыре главнейшие добродетели и четыре Евангелия» ( 1, с. 38 ) . В соотношении Евангелий с лицами животных он ссылается на Иринея. Комментируя 8-й стих («И каждое из четырех животных имело по шесть крыл вокруг, а внутри исполнены очей») , он вновь имеет в виду серафимов: «Они, – говорит великий Дионисий (Ареопагит – Примеч. ред.) , – двумя крылами покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают, чтобы явно было их глубочайшее благоговение к Откровению, с Которым, обладая Божественным сиянием, нисходят к средним Божественным чинам» ( 11, с. 39; 12, с. 74 ) . Подобно серафимам Исаии, животные непрестанно славословят триипостасного Бога, «Который был, есть и грядет», принося Ему Трисвятую песнь ( Откр. 4, 8 ) , ( 11, с. 39 ) . Итак, в Апокалипсисе, молитвах Божественной литургии и в толкованиях Отцов Церкви в описании херувимов, серафимов и апокалипсических животных ... далее ...
Христос в человекеИскать в ИсточникеИсточник
... перекладину, приходящуюся на глаза, по смыслу можно соотнести со Святым Духом: это призвание свыше быть духовидцем Пресвятой Троицы. Иисус Христос есть Бог, явленный зримо, познаваемый в Духе Святом. А видевший Сына видел и Отца ( Ин. 14, 9 ) . В Православии духовный человек есть тайнозритель незримого. Потому, взирая на икону, мы убеждаемся, что глаза — не просто главная деталь лика, а духовный орган. Такую мысль с легкостью можно отыскать в популярной литературе об иконописи. Поскольку человек сотворен Богом в ангельском достоинстве и поскольку в «телесных частях» святитель Дионисий Ареопагит находит образы небесных сил, то будет, наверное, правильным обратиться к его трактату О небесной иерархии. Согласно святителю, «способность зрения указывает на чистейшую устремленность ввысь, к божественным светам, а также на нежное, мягкое, не враждебное, но быстрое, чистое и открытое, чуждое страданию приятие богоначальных озарений» [3]. Эта мысль фактически подтверждает все вышесказанное. Возможно, кому-нибудь покажется неточным совпадение косой перекладины с линией носа; нос ведь — первый «поставщик» воздуха в легкие, без него нормальное дыхание невозможно. Однако ... далее ...
О соотношении символа, метафоры и аллегории в ...Искать в ИсточникеИсточник
... представляется изображенным в мире чувственном для тех, кто имеют очи видеть, и весь мир чувственный, если любознательным умом разбирать его в самых началах, логосах, заключается в мире мысленном; этот в том своими началами, а тот в этом своими символическими образами» [7]. Высказывались о символизме святители Афанасий Александрийский и Кирилл Иерусалимский, великие каппадокийцы, преподобные Симеон Новый Богослов и Никодим Святогорец. Система шести родов образа преподобного Иоанна Дамаскина вбирала в себя вдохновенную теорию символа. Глубокое учение о символе создал святитель Дионисий Ареопагит, оно оказало влияние как на практику церковного искусства, так и на его осмысление. Два вида символов — иноприродные и единоприродные — различал святитель Григорий Пала-ма. Мировоззрение многих других святых Отцов непременно включало в себя богословие онтологического символа. Из богословов новейшего времени ярко выделяется епископ Охридский Николай (Велимирович) , создавший «настоящую энциклопедию христианского символизма», как охарактеризовал В. В. Лепахин один из его главных трудов «Символы». Основательное святоотеческое положение зафиксировано в формуле: «Видимый ... далее ...
Из истории иконографии Святой ТроицыИскать в ИсточникеИсточник
... Можно сказать, имея в виду, например, «Троицу» Рублева, что слава этого образа началась как слава художественная, а сам чернец Андрей приобрел у своих современников значение авторитета как «пресловущий изограф», удивляющий своим «чюдным» мастерством. Древность, чтя святыню, одновременно ценила ее и как произведение высокого искусства, хотя, разумеется, художественная оценка не была самодовлеющей. Во все времена в рублевской «Троице» ценили ярко выраженную глубину ее духовного содержания. Но создать ее можно было, обладая не только духовным опытом, но и огромным мастерством [17]. Святой Дионисий Ареопагит говорит, что человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму не имеющую формы сверхъестественную простоту Божию. В священных изображениях «невещественные чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, дабы мы по мере сил наших от священных изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа». Образ, по выражению святого, есть «видимое невидимого, ибо в нем изображается живущий в видимом теле невидимый дух». Заботясь о передаче внутренней сущности образа, святые отцы общую ... далее ...
Слово митрополита Ташкентского и Среднеазиатского ...Искать в ИсточникеИсточник
... величайший в славословии и молитве. Доблестный Иегудиил, вдохновляющий и увенчивающий подвиги верных Божиих. Сладостный Варахиил, предвестник и устроитель райского счастья. И эти семь верховных Небесных князей расступились перед смиренной Девой, вознесшейся из земного праха в недоступную даже им высоту. Небывалым ликованием просияли Серафимы, осветился весь Горний мир, приветствуя явление Царицы Небесной. Есть тайна Божественной Любви, созидающая вечноблаженное Царство Господне. Бесконечен радостный порыв любящих, возрастающих в любви к Бесконечному Богу, как об этом говорил святитель Дионисий Ареопагит: Небесная иерархия так устроена, что меньшие духовные существа принимают просвещение от высших и являются друг для друга лествицей восхождения на высшее совершенство. Вот почему ничто так не чуждо любвеобильным небожителям, как зависть: появление новых ярких светочей означает умножение общего счастья. Утратой для Горнего Царства было помрачение возгордившегося Денницы, из светлейшего ангела ставшего гнусным диаволом, погасившего и увлекшего за собою во тьму множество не устоявших в любви духов. Но как торжествовало Горнее воинство, когда над ним – неизмеримо светлее былой ... далее ...
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера