Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. " Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается " ,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге ( Деян. 17, 16-34 ), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: " Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил " .

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

1 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2. С. 248 (р. п.: С. 249). 2 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2, 11. С. 276 (р. п.: С. 277). 3 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258—260 (р. п.: С. 259– 261). 4 Ср. у Максима Исповедника: «Как Бог Он двигал собственным человечеством, а как человек – являл Свое божество, по-божески, так сказать, имея страдать (ибо это [у Него] добровольно), потому что был Он не простым человеком, а по-человечески – чудотворить (ибо [делал это] посредством плоти), потому что являлся не голым Богом; так что страсти Его – чудесны, обновляемые естественной божественной силой Подвергшегося им, а чудеса – страдательны, совершаемые вместе [с божественной также и] естественной страстной силой плоти чудотворившего. Зная это, учитель говорит: «и наконец, не как Бог совершая божественное, – ибо не по-божески только, отдельно от плоти (ибо не пресущественен только), и не как человек – человеческое, ибо не просто по–человечески, отдельно от божества (ибо не только человек), но как ставший мужем Бог некоей новой богомужной энергией с нами жительствуя» (О недоумениях к Фоме, 5, PG 91,1056 AB (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 33)). 5 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 262 (р. п.: С. 263). 6 Там же. 7 Максим Исповедник. К Марину, PG 91, 200С. 8 Т. е., и Тот, и Другой называются Богом. 9 В точности таких слов у св. Василия не находим, но близкие по смыслу – в Против Евномия, 2, PG 29, 640BC (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. M.: издательство «Паломник», 1993. С. 114). 10 Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 312C. 11 Т. е., учась, ученики делаются причастниками знаний, содержащихся в уме учителя, и через них как бы приобщаются самому его уму. 12 Т. е., борьба противоположностей относится к законам тварного естества, которые Бог превосходит, будучи, например, одновременно Светом и Мраком, Началом и Концом, Сущим и Несуществующим и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 1 июня 2013 г. 22:31 По прибытии в Афины  вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  с сонмом архипастырей  Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3013418.ht...

Corpus Areopagimicum I. Характер памятника 1. Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской древности. Не приходится сомневаться в его псевдоэпиграфическом характере, и никак нельзя видеть в его авторе того Дионисия Ареопагита, который был обращен проповедью апостола Павла (Деян. 17:34) и был по древнему преданию первым епископом Афинским (см. у Евсевия, IV. 23. 4). Против этого свидетельствует не только полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний о творениях Дионисия вплоть до начала VI-ro века, но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строю мысли от безыскусственной простоты первохристианской эпохи. Это было самоочевидно и до тех пор, как с непререкаемой определенностью была установлена не только идеологическая, но и прямая литературная зависимость Ареопагитик от последнего неоплатонического учителя, Прокла (411-485). Вместе с тем неизвестный автор, по-видимому, хотел произвести впечатление человека апостольской эпохи, - ученика апостола Павла, очевидца затмения в день смерти Спасителя, очевидца Успения Пресвятой Девы, друга и сотрудника святых апостолов. Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникает вопрос о преднамеренном " подлоге. " Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности Ареопагитик, однако, не возникало ни на Востоке, ни на Западе, - кроме, быть может, патриарха Фотия... " Творения великого Дионисия " пользовались бесспорным авторитетом и оказали исключительно сильное влияние на развитие богословской мысли и в позднюю отеческую эпоху, и в эпоху византийскую, и на Западе во все протяжение Средних веков. Вряд ли можно допустить, что при этом оставались незамеченными явные анахронизмы памятника. Мало правдоподобно, чтобы в VI-oм веке не колебались отнести целиком весь развитый богослужебный чин, включая сюда и пострижение в монашество, к апостольскому веку, - историческая память в это время еще не могла настолько ослабеть. Во всяком случае нельзя объяснять высокую оценку памятника в древности только убеждением в его принадлежности авторитетному писателю апостольского века.

http://sedmitza.ru/lib/text/538184/

Антропология Дионисия Ареопагита Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Одна из трудностей, с которыми сегодня сталкивается Церковь, связана с переводом ее понимания человека на язык, который понятен обыкновенным людям. Среди этих “обыкновен­ных людей” могут быть люди разные: не очень образованные и культурные, достаточно образованные с широким пониманием истории и культуры, а также сторонники “научного”, позитивистского взгляда на мир и человека, который распространяется через наши школы, газеты и популярную литературу. Здесь я буду говорить об антропологии, то есть о понимании человека и его места в мире, как оно было выражено в творениях одного из наиболее влиятельных отцов Церкви — Дионисия Ареопагита, и о том, может ли оно быть выражено на языке более современном, чем язык автора. Мне представляется, что сегодня это одна из важнейших задач богословия, которую нам предстоит выполнить, если мы хотим, чтобы наше слово достигло людей — и членов Церкви, и тех, кто пока еще не знает Христа так, как Его знает Церковь. У произведений Дионисия интересная история. До второй половины XVI века считалось, что их автор был первым епископом в Афинах, тем человеком, который упоминается в книге Деяний Апостолов (см. Деян 17:34). Однако ученые эпохи Возрождения поняли, что это не может соответствовать действительности. В результате очень скоро автор, богословие которого начиная с VI века было в центре внимания церковной мысли, оказался маргинальным. Представители различных сторон в конфликтах эпохи Реформации использовали Отцов в основном для того, чтобы защитить свои позиции, и церковный автор, который не был тем, за кого его выдавали, воспринимался как не очень подходящий для этой роли.Особенно критично был настроен Лютер. В 1520 году он заявил: “Наиболее вреден Дионисий; он платонизирует больше, чем христианизирует”. В 1537 году он сказал: «Я советую вам как чумы остерегаться этого “Мистического богословия” Дионисия и других подобных книг, наполненных пустой болтовней». Другие реформаторы не были столь категоричны. Некоторые даже признавали за Дионисием статус “древнего и ученого автора”. Эразм, например, считал, что он жил около 300 года.

http://pravmir.ru/antropologiya-dionisiy...

Статистика Дионисий Ареопагит, свщмч. Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объяснена астрономическими причинами, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия. Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным. Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34). После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Основы этого учения были впоследствии изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и десять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведениях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О духовном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».

http://lib.cerkov.ru/authors/634

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 октября 2024 года 3. Среда. Сщмч. Дионисия Ареопагита , еп. Афинского. Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского . Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба сщмч. Дионисия Ареопагита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (Б) . А. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1й – 3, и ины стихиры священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – священномученика, глас 2й: «Приидите, вернии…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – священномученика, глас 4й: «Небеснаго знания…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10я, 11я и 12я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и священномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален священномученика, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос священномученика, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – священномученика, глас 8й: «Во святителех и мученицех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 2 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 3 Свт. Модест, патриарх Иерусалимский в 614—628, 633—634). Сменил патриарха свт. Захарию, уведенного в плен персами после взятия Иерусалима в 614 году. 4 Около 4 км от Иерусалима; предположительно монастырь св. Илии (Mar-Elias), чьи монахи очевидно укрылись в Иерусалиме. И так как этот монастырь был окружен стеной, то он давал больше безопасности для обитателей, чем открытая Лавра св. Саввы ( Patrich Joseph . Sabas, Leader of Palestinian monasticism. P. 327). 5 То есть из стесненного положения привел к ослаблению скорби. 6 То есть Лобное место; по древнему преданию, именно под тем местом, над которым стоял Крест Христов, была могила Адама и его череп. 7 То есть храм Воскресения Христова. 8 То есть церковь Вознесения Христова на Елеонской горе. 9 Значительная часть средств на восстановление была выделена свт. Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским. 10 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 9. 11 В греческом тексте «Послания к ефесянам» св. Игнатия стоит «святоносцы» ( ). В издании Миня словом «понижается» смысл: «усердным посетителем святых мест». 12 То есть еще на земле достигает Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть святости и жизни в Боге. 13 У Антиоха Монаха стоит вместо к (проявление) в «Ареопагитиках». 14 Ср.: Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4. 15 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 2, 1. 16 См.: Там же. 2, 2. 17 Ср.: Там же. 2, 3. 18 Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. 19 Ср.: Свт. Григорий Богослов. Письмо 150, 2; Слово 43, 60; Мысли, писанные двустишиями; ср.: Диоген Лаэртский. О жизни философов. I, 93. 20 Ср.: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 14, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

архиепископ Василий (Кривошеин) " Тварная сущность " и " Божественная сущность " в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Излишне напоминать о важности понятия сущность, ουσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Излишне напоминать о важности понятия сущность, ου, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ου с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту οο святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ου и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ου обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - ο, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/186/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010