> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дионисий Ареопагит

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022
Дэвид Брэдшоу. Преп. Максим Исповедник о времени, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... это было предначертано и расположено в Премудрости силою предведения» [2]. Здесь, видимо, «то, что существует в первичном смысле», — это фундаментальные природные тела и природные виды, а «то, что происходит впоследствии», — это события, происходящие в природе, например, смена времен года. Но ни Ориген, ни — насколько мне известно — никакой другой сторонник теории божественных Идей не использовали ее для объяснения ведения Богом конкретных темпоральных событий, а тем самым Его предведения свободных деяний человека. Другой, и более сложный подход к вопросу божественного ведения предложил Дионисий Ареопагит в начале VI в. Дионисий рассматривает эту тему в главе 7 своего труда «О божественных именах», посвященной божественному именованию Премудрости. Его преимущественно интересует не творение или предведение, а проблема различения божественного и тварного знания. Он вопрошает: «Как Бог может воспринять (νοήσει) что-либо из умопостигаемого, не имея умственной энергии, или как Он может познать чувственное, пребывая выше всякого чувства? » [3]. Ответ Дионисия вкратце заключается в том, что Бог знает все вещи как их причину: «Божественный Ум все разумеет запредельным всему ... далее ...
На страже сирийского православия : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... полнейшее разногласие между этими двумя авторами по всем ключевым богословским вопросам! В связи с этим становится востребованным пересмотр тезиса, что «в области догматики и экзегетики главными авторитетами для Исаака Сирина… были Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский» [79]. Этот тезис основан на чисто внешнем критерии (опоры на цитаты) , не выдерживает богословской критики и проник в нашу богословскую науку благодаря авторитету западных специалистов. В области догматики для прп. Исаака Сирина авторитетами являются свт. Василий Великий и прп. Ефрем Сирин, в Ангелологии — Дионисий Ареопагит, в экзегетике — прп. Ефрем Сирин и прп. Макарий Египетский, — от последнего, вероятно, он воспринял александрийский метод экзегезы. Важно также отметить, что с середины VI века в несторианской церкви прошел ряд соборов, на которых утверждалось учение Феодора Мопсуестийского. Так, на одном их этих соборов при Патриархе Сабариезу [80] в 596 г. принято следующее определение: «Должно следовать во всем комментариям великого толкователя (т. е. Феодора) , а кто станет их каким-либо образом отвергать или иначе от них мыслить, тот да будет анафема» [81]. Несторианские ... далее ...
Особенности песнопений службы Успения Пресвятой ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Руси, но и особого отношения наших предков к экзистенциальным вопросам, освещение которых является первоочередной задачей любого из проявлений искусства. [11] Минея. Август. Ч. 2. С. 38–39. [12] Ср. : «Твое славят успение власти и престоли, начала и господства, силы и херувими и страшнии серафими… припадают людие со архангелы и ангелы» (Минея. Август. Ч. 2. С. 35) и « Находящиеся в первой степени… называемые на языке евреев херувимами и серафимами. Вторая степень содержит в себе власти, господства и силы; третья и последняя в небесной иерархии содержит чин ангелов, архангелов и начал» (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии) . [13] Минея. Август. Ч. 2. С. 34. [14] Ср. : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин. 11: 25 ) ; «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5: 26 ) . [15] Минея. Август. Ч. 2. С. 34. [16] Там же. [17] Образ лестницы, восходящей к небу, встречается в главе 28 книги Бытия. Нередко в песнопениях этот образ присваивается Богоматери, вследствие того что Она, выносив и родив Христа, согласно православному вероучению, сделала возможным восхождение (как по лестнице) людей к ... далее ...
Формирование чина Великого входа и его ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... [7] Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 165–166. [8] Taft R. The Great Entrance. P. 158. [9] Служебник 2006. С. 111–112. [10]?????????. ?. 114. [11] Там же. [12] К ирилл, архиепископ Иерусалимский, святитель. Поучения огласительные и тайноводственные. М. : Синодальная библиотека, 1991. С. 333, 334. [13] Taft R. The Great Entrance. P. 164. [14] Ibid. P. 168. [15] Чиновник архиерейского священнослужения. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1965. Л. 29. [16] Симеон, архиепископ Фессалоникийский, блаженный. Сочинения. М., 1994. С. 95. [17] Taft R. The Great Entrance. P. 170–171. [18] Ibid. P. 166–167. [19] Ibid. P. 167. [20] Bornert R. Les Commentaires Byzantines de la Divine Liturgie du VIIe au XVe Siecle. Paris: Institut Francais dEtudes Byzantines, 1966. P. 128, 139, 165–168. [21] Taft R. The Great Entrance. P. 204. [22] Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований преподобного Максима Исповедника Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. С. 13. [23] Успенский Н. ... далее ...
О проблемах написания икон новопрославленных ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... с оружием средневековых воинов-мучеников, то почему нельзя изображать современных – с автоматом? Дело в следующем: во-первых, в древности к оружию было сакральное отношение (меч считался подчас живым существом, отсюда ему присваивалось и наносилось на металл даже имя, наносились надписи и на другие виды холодного оружия; орнаментировалось оно из тех же соображений) . Но можно ли свидетельствовать о таком отношении современных солдат к автомату? Во-вторых, в рамках иконописного языка средневековое оружие было богословски осмыслено и приобрело развитую символику ( см. ее толкование: Дионисий Ареопагит. ) О небесной иерархии Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 351 (, почему таким же оружием наделялись и ангелы. Явись грозный ангел с небес и в наше время – трудно представить его с автоматом. [10] Подробнее см. : Тарасов О. Ю.) Комментарии Марина Анатольевна 28 января 2017, 19: 29 Если даже языческие музы " не таковские девки, которых всякий ссильничать сможет " , то уж Святой Дух не по нашему первому требованию дары свои дарует; всегда на Руси было полно богомазов, и пальцев на одной руке хватит, чтобы сосчитать иконописцев. А в начале все-таки было ... далее ...
Церковь апостольского века. Часть 1 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... говорить или слушать что-нибудь новое» ( Деян. 17: 21 ) , он произнес знаменитые слова: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: “Неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17: 22–23 ) . Услышав затем слова о воскресении Христа и грядущем всеобщем воскресении из мертвых, скептические афиняне «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» ( Деян. 17: 32 ) . И все же несколько афинян уверовали во Христа, и среди них был Дионисий Ареопагит, ставший первым предстоятелем Афинской Церкви. Для принятия веры в Сына Божия и Бога, распятого на кресте и спасшего человеческий род Своею кровью, и от иудеев, и от язычников требовался глубокий внутренний переворот, радикальный разрыв с прежними убеждениями, верованиями, с прежними ценностями. На такое духовное самоотречение способны были лишь избранные: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия… – писал апостол Павел – Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, ... далее ...
Впечатления после «Святого и Великого Собора» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... имели статус Поместных, приобрели вселенский характер. Причина этого кроется в решениях, которые они принимали, и в их одобрении или неодобрении полнотой Церкви. Как правило, о Соборах судят те, кто имеет просвещенный ум и богосозерцательный опыт, потому что они представляют собой бодрствующую совесть Церкви, как имеющие ум Христов ( 1 Кор. 2, 16 ) . Некоторые могут насмехаться над просвещением и об о жением, но, в действительности, именно они являются основой православной жизни, как объясняет святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О церковной иерархии» и констатируют все отцы Церкви. Вся православная библейско-святоотеческая традиция свидетельствует, что необходимыми условиями проведения Собора являются исихастская традиция его членов и подлинная практическая жизнь в соответствии с этой традицией. На первом Апостольском Соборе в Иерусалиме его участники могли с уверенностью сказать: Ибо угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15, 28 ) . Они постигали действие Святого Духа не только умом, но и сердцем, как выражает этот опыт апостол Петр, когда пишет: Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( ... далее ...
Бог открывается чистым сердцам / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... по которому мерой всех вещей является Бог. «Всё, что Бог сотворил, прекрасно» ( Еккл. 3: 11 ) , «хорошо весьма» ( Быт. 1: 31 ) . Царь Давид восклицает: «Велики дела Господни, вожделенны для всех, кто любит их. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек» ( Пс. 110: 2–3 ) . Красота в библейском лексиконе ( תִּפְאֶרֶת; καλός, κάλλος ) – это не только приятность внешнего вида, но и высокое качество, безупречность, телесное и моральное благородство. По отношению к Богу «красота» стоит рядом с такими понятиями, как «свет», «слава» и «честь». «Прекрасное, – замечал Дионисий Ареопагит, – всех к Себе привлекает (καλεί) , отчего и называется красотой (κάλλος) » [5]. Рассматривая нечто прекрасное, мы словно становимся его причастниками. Любуясь красотами мира, мы словно проникаем в тайну творения Божия ( см. : Рим. 1: 20 ) , получаем эстетическое удовольствие, запечатлеваем в памяти красивые мгновения жизни, начинаем ценить жизнь и заботиться о сохранении природы. «Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество этой Красоты, тот заимствует от нее нечто… на собственное свое лицо наводя какие-то цветные лучи», – писал святитель Василий Великий. ... далее ...
Плотин. Часть 2. Цель человека – вернуться к Богу ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... праздничный день ходивший по всем храмам, предложил и Плотину пойти с ним, тот сказал: “Пусть боги ко мне приходят, а не я к ним! ”», Действительно, по Плотину, божественный мир находится в душе человека, а не вне его, тем более не в материальных изваянных из камня статуях. Этот парадоксальный вывод, что божественный мир находится в душе человека, напоминает евангельскую фразу: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17: 21 ) . Царствие Божие находится не где-то вне человека, в каком-то месте, а в нем, в его душе. У некоторых мистически настроенных отцов Церкви, как, например, свв. Дионисий Ареопагит, Макарий Египетский, Симеон Новый Богослов и др., можно найти подобные мысли. Например, преп. Максим Исповедник пишет: «Вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы» (Вопросоответы к Фалассию. Вопр. 33) . Но возвратимся к онтологии Плотина, то есть к его учению о трех ипостасях. Прежде всего, заметим следующее: Единое философ называет Богом. И с ним нельзя не согласиться, потому что, действительно, ... далее ...
«Эллинохристианская культура» и Василий Великий / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Богослова Андрей 16 марта 2019, 21: 42 Уважаемый Александр, никто не оспаривает, что христианское учение основано на откровении. Но рецепция этого откровения в культурно-исторической среде, среди конкретных людей и народов, испытывает самые разнообразные культурные влияния. Мы молимся Богу, но тексты молитв составлены людьми с их литературными вкусами, к примеру. Единосущие Сына и Отца - богооткровенная истина, но сам термин " единосущный " (омоусиос) взят из древнегреческой философии (неоплатонизма) . Влияние платонизма на бл. Августина огромно, его называют " христианским платоником " . Псевдо-Дионисий Ареопагит цитирует неоплатоника Прокла целыми страницами. И есть много таких примеров. Не стоит воевать с фактами. Серафімъ 16 марта 2019, 20: 11 Братъ Δημοσθένης, интересную мысль Вы озвучили. Но смѣю замѣтить, что допустили двѣ грубыя ошибки. Во-первыхъ, терминъ о которомъ Вы упомянули, дѣйствительно традиціонно всегда употребляется въ данномъ случаѣ, но не «γενεὰ» (поколеніе) , а «γένος» (родъ) ! Дѣйствительно «γένος τῶν χριστιανῶν», а не «ἔθνος» (хотя даже Ап. Пётръ въ тождественномъ смыслѣ употребляетъ «ἔθνος» [1 Пет. 2: 9]) . Во-вторыхъ, значеніе имѣетъ не самъ ... далее ...
  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера