Книга 5 (год 258–313). I. год 258–275 Святитель Дионисий Александрийский В то время, когда гонение Деция обагряло Империю кровью христиан, многие благовестники оставили Рим и отправились в Галлию сеять там доброе семя Евангельское. 444 Со времен апостольских, как уже было сказано, Евангелие возвещалось в этой стране, в последствии названной Францией. Её первые апостолы пришли с Востока и особенно там процветала Церковь Лионская. В южных провинциях, имевших более частые сношения с Италией и с Востоком, Церкви были многочисленнее. Провинции же центральные и северные были почти языческими, а потому апостолы третьего столетия туда и направились. Их было много; они составляли семь обществ и во главе каждого находился епископ. Эти семь епископов были: Гациан, основавший Церковь Турскую, Трофим, восстановивший Арльскую, где благовествовал другой Трофим, ученик апостола Павла; Павел первой епископ Нарбонский, Сатурнин Тулузский, Дионисий Парижский, Стремоний Овернский и Марциал Лиможский. Согласно древнейшим преданиям, эти благовестники были посланы в Галлию епископом Римским св. Фабианом. Преемник его св. Стефан послал еще других и вскоре вся страна усеяна была цветущими Церквами. Язычество удалилось в селения, где великим проповедником был, век спустя, Мартин Турский. Гонение опустошило эти новые Церкви; но как повсюду кровь мучеников стала семенем новых христиан и Церковь Французская находилась в цветущем положении, когда отец Константина Великого , Констанций Хлор избавил ее от гонителей. Сатурнин Тулузский и Дионисий Парижский претерпели мученичество в то же время, как св. Киприан в Карфагене, Никифор в Антиохии, а св. Марин в Кесарии Палестинской. В то самое время святитель Александрии Дионисий принужден был скрываться; по возвращении же на свою кафедру он продолжал заниматься общим благом Церкви. Мы упомянули первые его послания епископам Римским Стефану и Сиксту о крещении еретиков. После смерти последнего он писал о том же двум пресвитерам Римским, Филимону и Дионисию, избранному на место Сикста. 445 Из этих посланы не видно, чтобы Дионисий Александрийский принял какое-либо решение по сему вопросу, он только не похвалял Стефана, хотевшего отделиться от тех, кто будет неодинакового с ним мнения, признает, что крещение еретическое всегда отвергалось во многих Церквах, и упоминает о Соборах в Иконии и Синнаде, его осуждавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Скачать epub pdf ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА Перед вами книга довольно известного в Греции духовного писателя – священника Дионисия Тациса . Теперь он известен и русскому читателю благодаря таким книгам, как «Поучения старцев», «Архондарик под открытым небом» и «Когда чужая боль становится своей». Надо заметить, что все книги отца Дионисия отличаются простотой и доступностью изложения. Для самого автора это является одним из важнейших принципов его творчества, адресованного простому и неискушенному большой образованностью народу. Кроме составления сборников, один из которых вы держите в руках, о.Дионисий занимается и самостоятельным творчеством, вынося на обсуждение читателей такие насущные проблемы современной Церкви, как, например, возможность проведения серьезной христианской жизни в браке. Отражение этой проблематики мы можем увидеть в одной из глав его книги «Когда чужая боль становится своей». В настоящее время вышла в свет новая книга писателя, целиком посвященная проблеме брака. По собственному признанию отца Дионисия, она была написана в связи с бракосочетанием его старшего сына. Как отец пятерых детей и опытный пастырь, он, очевидно, имеет право сказать свое слово современному греческому обществу, которое становится все более и более безбожным. Хочется верить, что книга о браке, исполненная христианского духа и основанная на жизненном опыте, также дойдет и до русского читателя. Своим духовным становлением отец Дионисий во многом обязан афонскому старцу Паисию (Эзнепидису), великому святому нашего времени. Волей Божией его юность проходила рядом с великим старцем. Отец Паисий вырос в горной деревушке Коница в западной части Эпира, куда после великой малоазиатской катастрофы переехала его семья. Отец Дионисий родился и вырос в Конице, и там живет со своей семьей по сей день. Когда старец Паисий вернулся с Афона в родные края для того, чтобы восстановить древний монастырь Стомион, Дионисий Тацис был еще совсем юным. Тогда и завязалась между ними духовная дружба, длившаяся много лет, до самой смерти старца в 1994 году. Отражение нежной заботы старца о духовном преуспеянии сначала юноши, а потом уже священника Дионисия мы видим во множестве писем, которые последний сохранил и опубликовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Дионисия, игумена Глушицкого, нового чудотворца Память 1 июня Сей преподобный отец наш Дионисий подвизался сперва вблизи озера, называвшегося Великим Кубенским 3563 и находившегося на расстоянии четырнадцати поприщ 3564 на восток от города Вологды. Впоследствии он оставил это место и в сопровождении инока, по имени Пахомия, стал обходить многие места, расположенные в окрестностях названного озера, ища такого, где бы в уединении он мог отдаться служению Богу. Преподобный Дионисий и Пахомий пришли в селение, называвшееся Лучицей 3565 , и здесь прежде всего построили себе келлию, а вскоре после сего соорудили и церковь во имя святого Николая, которую и освятили по благословению ростовского епископа Григория. После сего стали собираться к ним иноки, чтобы жить с ними и подвизаться для душевного спасения. Устроив на указанном месте монастырь, преподобный Дионисий учредил в нем общежитие и, приняв после сего сан священника 3566 , стал в чистоте приносить жертву Господу. Вскоре после сего преподобный поставил настоятелем устроенного им монастыря ученика своего, вышеназванного Пахомия, и, преподав благословение мира братии, сам удалился из монастыря на расстояние пятнадцати поприщ, на реку Глушицу, и там остановился на ночлег. В тонком сне он услышал как бы голос, раздающийся в этом пустынном месте и зовущий его. Он тотчас же пробудился, почувствовал великую радость и, сотворив молитву, водрузил на сем месте крест, который принес с собою, а потом под одним деревом, – которое и до настоящего времени растет внутри монастыря, имеет чёрные ягоды и называется черёмухой, -соорудил себе небольшую келлию. Один человек, страдавший зубною болью, съел с верою ягоду с этого дерева и тотчас же почувствовал себя здоровым. После сего преподобный Дионисий предался на сем месте строгому воздержанию, всенощному бодрствованию, посту и молитве. И спустя немного времени один за другим стали приходить к нему на это место иноки, так что число учеников его стало умножаться. Видя это, преподобный построил на этом месте церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Покрова 3567 , и устроил монастырь. Прошло несколько лет после сего, и число иноков увеличилось до того, что помещение в церкви оказалось для них малым, и они стали просить святого Дионисия, чтобы он построил для них другую церковь , большую этой. Исполняя просьбу братии, преподобный построил новую церковь , 3568 значительно большую первой, чудно украсил ее иконами 3569 , снабдил книгами и неленостно стал поучать братию, наставляя их в том, что должно было принести им душевную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Епископ Игнатий освятил Великим чином храм священномученика Игнатия Богоносца в Выборге февраля 2016 11 февраля храм отмечает свой престольный праздник, а правящий архиерей - день тезоименитства. В торжествах приняли участие представители мусульманской общины, которые обратились к владыке Игнатию со словами поздравления. Храм был полон молящихся - прихожан и гостей прихода, приехавших поздравить владыку Игнатия с днем тезоименитства и освящением храма. За богослужением молились строители и жертвователи, руководители предприятий, помогавшим в строительстве храма; представители администрации Выборгского района и органов власти Ленинградской области. Правящему архиерею сослужили все благочинные округов епархии: секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Выборгского округа протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу, благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков, благочинный Токсовского округа протоиерей Лев Нерода, наместник Рождество-Богородичного Коневского монастыря, игумен Александр (Арва), сонм клириков Выборгской епархии и иных епархий Русской Православной Церкви. При освящении храма Преосвященнейший Игнатий возглавил крестный ход с мощами святого преподобномученика Фомы Зографского. За Божественной литургией во диакона рукоположен регент хора Коневского Рождество-Богородичного монастыря, Андрей Гребенюк . Наперсным крестом после освящения храма за труды, понесенные по его возведению, был награжден священник Игнатиевского храма, о. Дионисий Панушкин. В своем слове по окончании Божественной литургии владыка Игнатий, поздравив всех выборжцев и гостей города с освящением нового храма, рассказал о значении подвига своего небесного покровителя: " Сегодня Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия, епископа Антиохии, то есть великой древней Сирии, где, увы, сегодня звучат взрывы и льется человеческая кровь. Несмотря ни на что, имя священномученика Игнатия почитается доныне во всей полноте Церкви Христовой. Он жил в те времени, когда люди еще совсем недавно слышали слова Спасителя. Они кажутся нам благословенными, потому, наверное, что нет ничего радостнее живой вести о Христе.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ [греч. Διονσιος Μγας] (кон. II в.- 264/5), свт.,исп. (пам. 5 окт., пам. греч. 3 окт.), еп. Александрийский, богослов, церковно-общественный деятель. Жизнь Основным источником жизнеописания Д. В. являются сочинения Евсевия Кесарийского - «Церковная история» ( Euseb. Hist. eccl. VI-VII) и «Евангельское приуготовление» ( Idem. Praep. evang. VII 19; XIV 23-27), в к-рых приведены обстоятельные выдержки из трактатов и посланий Д. В. Сведения Евсевия дополняются свидетельствами и цитатами, приводимыми святителями Афанасием I Великим ( Athanas. Alex. De sent. Dionys.) и Василием Великим ( Basil. Magn. Ep. 9, 188; De Spirit. Sanct. 29). Блж. Иероним Стридонский сообщает не много нового по сравнению с Евсевием ( Hieron. De vir. illustr. 69). Из более поздних источников сведения о Д. В. дополняют Стефан Гобар (ap. Phot. Bibl. 232), «Восточная хроника» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale/Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108. (CSCO; 46. Arab.; 2), арабо-яковитский Александрийский синаксарь (Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Ed. R. Basset//PO. T. 16. Fasc. 3. (=N 79). P. 224-228). Место рождения Д. В. неизвестно. В «Восточной хронике» он называется савеянином, что указывает на Счастливую Аравию (Йемен) как на его родину. Д. происходил из богатой языческой семьи, «рода первейшего, издревле знатнейшего» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108). Родители позаботились дать ему превосходное по тем временам лит., философское и естественнонаучное образование - творения Д. В. свидетельствуют о его знакомстве как с языческой лит-рой и философскими системами древности, так и с сочинениями по естествознанию. Возможно, Д. В. занимал в Александрии видный пост на городской или гос. службе, от к-рого впосл. отказался, перейдя в христианство ( Dion. Alex. Ep. ad Germanum - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11). В зрелом возрасте он продолжал научные занятия.

http://pravenc.ru/text/178450.html

свящ. Михаил Легеев Тема 22. Святые ученики Оригена 22.1. Две группы учеников Оригена Ориген оставил после себя множество учеников. Одни из них приняли его ошибки, продолжили и развили их – этих учеников история наименовала оригенистами, а само их учение – оригенизмом. Эта идущая от Оригена линия преемства в конечном счёте принесёт Церкви много бед: существуя в полускрытом состоянии на начальном этапе своего исторического развития, она обретёт «второе дыхание» в IV веке, с возникновением монашества, и, привившись на его почве в лице аскетического оригенизма Евагрия Понтийского , укрепится в V–VI веках, будет осуждена при св. Юстиниане Великом и, наконец, преодолена в VII веке прп. Максимом Исповедником , представившим учение Христово в виде стройной системы мысли, положившим принципиальное звено в синтезе догматики и аскезы, – в конечном счёте, исполнившим ту грандиозную задачу, которую некогда, не рассчитав свои силы, взял на себя Ориген (см. об этом во II томе нашей «Патрологии»). Другие ученики, любя и уважая Оригена как своего учителя и за его подлинные, а не мнимые заслуги, приняли от него то хорошее, что он смог им дать, и отбросили дурное – этих учеников мы вспоминаем как святых, сохранивших и взрастивших здравое зерно его дела. Именно через них тянутся невидимые нити преемства церковной мысли к следующим поколениям – к великим святителям IV века. Поскольку Ориген , будучи сам характерным представителем Александрийской школы, учительствовал как на Западе, так и на Востоке, то, разумеется, как на Западе, так и на Востоке остались и его ученики. Самыми знаменитыми из них были свт. Дионисий Александрийский в Египте и свт. Григорий Неокесарийский в Палестине. От первого тянутся нити духовного преемства к свт. Афанасию Великому ; от второго, основателя Кесарие-Каппадокийской кафедры, – к великим каппадокийцам – святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Григорию Нисскому . Именно этим будущим святым предстоит сыграть основную роль в разрешении триадологических споров – то есть в разрешении той важнейшей и жизненной темы, которую вольно или невольно поднял Ориген . 22.2. Святитель Дионисий Александрийский (Великий)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче В продолжении тридцати лет, протекших после милостыни, посланной на Синай Великим Князем Василием Иоанновичем, не встречается в статейных списках никаких сношений с Востоком. Быть может не благоприятствовало тому печальное дело Максима Грека ; известно, однако, что Патриарх Вселенский ходатайствовал о его возвращении на Афон, но грамоты не обретается в Архиве. Соборная грамота сия сохранилась в рукописных сочинениях Максима Грека , в лавре Троицкой (гл. 25 лист 221) от лица Патриарха Вселенского Дионисия, Иерусалимского Германа и пятнадцати первостепенных Митрополитов Собора Цареградского, во главе коих Каппадокийский Митрофан. Судя по времени. она должна быть 1543 года, ибо Дионисий упоминает о своем избрании на престол патриаршеский. «Дионисий, милости Божиею, Архиепископ Константина града новаго Рима, и Вселенский Патриарх. Преславнейший и высочайший, мужественнейший, благочестивейший Царь и Князь, Великий Государь и Самодержец всея Русии, сын приснейший блаженнаго и приснопамятнаго Великаго Князя Василия, переименованнаго божественным ангельским образом Варлаамом, возлюбленный о Господе сын смирения нашего, Государь Иван Васильевич! Благодать, мир, милость, благословение, доброздравие души и телу, победу на враги видимые и невидимые, многолетие, утверждение и возращение благоверной и Христолюбивой державы, вместе и все, что для души полезно и спасительно, молимся да даруется от Вседержителя Бога тебе и всеблагословенной твоей палате. Смирение наше, благоволением и помощию Божиею, возведено будучи на высочайший Патриарший престол Константинова града, по священным правилам и благочестивым законам к прочим исправлениям нашего смирения, по достоянию, вспомнило о содержащемся у вас столько уже лет иноке Максиме, и разсудило, что справедливо было бы отпустить его. Сего ради пишем и челом бьем о нем величайшему царству твоему, я и святейший Патриарх святаго града Иерусалима здесь случившийся, о Господе возлюбленный брат и сослужебник наш Кир Герман, и весь священный Собор преосвященных и пречестных Митрополитов, собравшихся в царствующем граде моего ради поставления, пятьнадесять сущих числом, и боголюбивых Епископов и многих преподобнейших Игуменов: все вкупе молим и, благословляя, челом бьем твоей высоте, да любви ради Божией и нашего ради человеческаго и духовнаго челобитья и моления, от всего сердца, помилуешь и отпустишь беднаго и убогаго и страннаго Максима инока, до старости уже дошедшаго и близь сущаго смертных врат, да сподобится возвратиться в землю свою и погребстися на месте пострижения своего, во Святой горе, в обители его иноческаго жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

архимандрит Гавриил Дионисиатский Скачать epub pdf Предисловие ко второму изданию Духовной радости и веселия исполняется сердце у нас, нынешних насельников Дионисиевой обители, ибо с Божией помощью вновь увидело свет одно из сочинений досточтимого и приснопамятного старца Гавриила Дионисиатского, который свыше сорока лет был здесь игуменом. Сбылось давнее желание, столь же наше, сколь и многих боголюбцев, лично знавших старца Гавриила. И то, что святая обитель наша впервые переиздала его творение, составляет для нас не только особое благословение Божие, но и почетное преимущество. Старец Гавриил был, без сомнения, великим мужем и живым воплощением новой эпохи в истории Святой Горы. Он подъял великие труды и всего себя расточил ради блага святоименного сего места, перенес многие скорби и нередко, по собственному признанию, досыта испивал чашу неблагодарности от тех, кого облагодетельствовал. Смиренно полагаем, что о подвижнике этом написано незаслуженно мало, почему и образ его многие представляют себе весьма туманно. Но для того, должно быть, и обходили старца земная слава, почет и признание, чтобы негибнущее воздаяние было ему не от людей, а от всеведущего и правосудного Бога. Находясь в мире сем, отец Гавриил как для братии, так и для многих других являл пример не только «делом, словом, жительством», но и своими писаниями. И хотя со святой кончиной умолкло слово, обилующее полнотой и «солью растворенное», но образ жительства по-прежнему влечет к подражанию, а бесценные книги его навеки останутся источником великой пользы и духовного богатства для всякого, кто захотел бы им приобщиться. Избирая для переиздания в первую очередь «Лавсаик Святой Горы», мы сочли, что творение это ближе всего нам по теме, а потому особенно полезно для нынешнего поколения святогорцев как воздвигающее от сна и зовущее подражать добродетелям описанных здесь отцов в наше время, которому свойственны нерадение о духовном и многопопечительность о земном. Труд старца отличают изящество и ясность изложения, отменное знание и умелое употребление классического языка, а также точность и взвешенность суждений. В нем проявляется глубочайшее благочестие, великая любовь к Святоименной Горе, которая всегда виделась ему как одно целое, как нерушимое братство, благу которого он безраздельно себя посвятил. Столь же ясно усматривается здесь и кроткая снисходительность к чужой немощи, и тот умиротворяющий дух, что по общему признанию всегда сопутствовал его жизни и делам. Не менее очевиден и глубокий патриотизм писателя, кое-кем превратно толкуемый, но совершенно естественный ввиду всех бед и испытаний многострадальной нашей отчизны. Чувство это тем более оправдано, если вспомнить, что он три года провел в заложниках у болгар, претерпел темничное заточение и, наконец, собственными глазами, полными слез, узрел в 1912 году освобождение Святой Горы и греческий флаг, утвержденный на месте турецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Май День первый. Страдание священномученика Макария, митрополита Киевского Блаженный Макарий до посвящения своего в митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году при венчании великого князя Литовского Александра с Еленою, дочерью великого князя Московского Иоанна, блаженный Макарий присут­ствовал в сане архимандрита Виленского, но уже назывался наречен­ным митрополитом. Великий князь Иоанн III желал, чтобы этот брак совершил «нареченный митрополит Макарий», но гордость латинян хотела везде первенствовать и унижать Православие; по ее настоянию, брак Александра с Еленою в костеле совершил Виленский бискуп Вой- цех Табор, а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены – Фома; блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 году «собрались епископы, – так говорит современная летопись, – Влади­мирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Тою же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: “Не постав­ляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды”. Они отвечали: “Мы не отказываемсяот древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде посту­пали братья наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа”» 681 . Блаженный Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильно: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильно личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать Православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полураз­рушенным и часто подвергался нападеньям крымских и ногайских хищников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем Михаил своим поведением, действительно, оправдывал нерасположение к нему духовенства. В нем не видно было приличного сану иноческому смирения. Еще будучи архимандритом, он позволял себе украшаться святительскою мантиею и белым клобуком, употреблять жезл митрополичий; перешел из Спасского монастыря во двор митрополита, и присвоил себе заведывание всеми судами, всеми сборами церковными 3 . Сначала он располагался идти за поставлением в митрополита, по установленному порядку, в Константинополь: но потом, вероятно, опасаясь затруднений получить престол митрополий при жизни поставленного в Константинополе Киприана, мало по малу начал склонять мысль Великого Князя к тому, чтобы посвящение было совершено в Москве русскими епископами. Великий Князь не противился такому внушению; созвал епископов в Москву на совет. Никто не противоречил его желанию, кроме Епископа Суздальского Дионисия, который осмелился утверждать, что такое самовольное посвящение митрополита будет противно правилам церковным 4 . Голос епископа, уважаемого по своим добродетелям, друга пр. Сергия Радонежского, был принят Великим Князем, – и Михаил жестоко был оскорблен разрушением своей мечты. Нашлись люди, которые усилили несогласие; указали нареченному митрополиту, что Дионисий не хочет оказывать ему никакого уважения, что, приехав в Москву, он не явился к Михаилу для принятия благословения. При первом же случае Михаил высказал свое неудовольствие на это Епископу Суздальскому. Тот отвечал: «не мне следовало являться к тебе, а тебе ко мне. Я Епископ, ты не более, как священник». Раздраженный таким ответом, Михаил возразил: «ты меня считаешь не более, как священником; а я из тебя сделаю менее, нежели священника; своими руками спорю с мантий твоей скрижали, лишь бы только возвратиться из Константинополя» 5 . После такой размолвки и Дионисий нашел надобным ехать в Царьград. Узнав об этом, Михаил убедил В. Князя задержать Епископа Суздальского в России, по крайней мере, до истечения года после посвящения Михаилова. Димитрий принял свои меры; держал Дионисия под строгим присмотром и не выпускал из Москвы, доколе тот не уверил В. Князя, что не думает более о путешествии в Царьград, и поручителем в верности своего слова представил Игумена Радонежского. Получив таким образом свободу, Епископ Суздальский удалился в Нижний Новгород, а оттуда немедленно отправился водою в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010