иеромонах Никон (Скарга) «Ритор Диодор»: кто скрывается под этим именем? (обзор трех цитат Диодора Тарсийского в Первом собрании прп. Исаака Сирина по сирийским источникам). Часть 3 Источник Настоящая публикация является продолжением начатого исследования, посвященного идентификации цитат, приводимых прп. Исааком Сириным в своих творениях, и интерполяциям имен при этих цитатах. В предыдущей статье с учетом контекста и филологического анализа были рассмотрены «цитаты» Феодора Мопсуестийского, находящиеся в Первом собрании восточно-сирийской редакции. В результате исследования были выявлены порча текста и следы интерполяций, внесенные несторианскими переписчиками. На этот раз внимание уделяется обзору цитат Диодора Тарсийского в Первом собрании прп. Исаака Сирина . Исследование устанавливает подлинную атрибуцию нескольких цитат, а также показывает, что замена имен в определенных местах имела место только в восточно-сирийской редакции, не затрагивая рукописей иных конфессий. Некоторыми исследователями была предпринята попытка оспорить идентификацию цитаты Дионисия Ареопагита , осуществленную Маркеллом Пираром в его критическом издании. В настоящей публикации приводятся дополнительные факты и доводы в пользу последнего, что, в свою очередь, подвергает критике мнение указанных в статье исследователей. Впервые с переводом на русский язык публикуется фрагмент из Ареопагитского корпуса, заимствованный прп. Исааком Сириным. Данный текст сохранился только в сирийской версии. Проводятся текстовые параллели с переводом Сергия Решайнского. Содержание Пример 1. Свт. Василий/Диодор Пример 2. Дионисий/Диодор Пример 3. Философ/Диодор Литература     В настоящей статье мы продолжаем рассматривать проблему идентификации имен тех авторов, которых цитировал прп. Исаак Сирин в своих творениях. Данная проблематика связана с разночтением имен, находящихся в сирийских рукописях разных традиций – восточной, западной и мелькитской. В научной среде аутентичной признается восточно-сирийская (несторианская) редакция. Некритически изданный Полем Беджаном сирийский текст Первого собрания творений прп. Исаака Сирина без малейшего сомнения был принят научным сообществом, и на этом основании были построены многочисленные работы и исследования. Однако на поверку оказалось, что изданный Беджаном текст не совсем точно передает оригинал рукописи [Iσακ Σρος, 2012. Σ. 57; Кессель, 2016. С. 64−65]. Разночтения имен, встречающиесяв разных рукописях, хотя в некоторых местах и были отмечены издателем, оказались не чем иным, как интерполяцией, внесенной несторианским переписчиком [Скарга, 2022 (а)]. Беджаном же они принимались как аутентичное прочтение. Учитывая эти выявленные изъяны, считаем необходимым и далее провести ревизию восточно-сирийской рукописной традиции. На этот раз рассмотрим фрагменты трех цитат Диодора Тарсийского, находящихся в Первом собрании прп. Исаака в сирийских источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОДОР (305-310 - до 394), еп. Тарсийский (Тарсский), богослов, церковно-общественный деятель. Жизнь Относительно места рождения Д. существует 2 мнения: ряд исследователей (Г. Хенке, М. Маран, Й. Кунце, Ф. Каваллера) предполагали, что Д. родился в г. Тарс; согласно иной, более распространенной т. зр. (Л. С. Тиймон, Р. Сейе, А. Ф. Гфрёрер, Э. Венабль, К. Земиш, В. Эрмони, Г. Кин, П. Годе де Маре, О. Барденхевер, свящ. Николай Фетисов), он происходил из Антиохии. Основанием для 1-й версии служат письмо блж. Иеронима Стридонского к еп. Римскому Дамасу от 374-375 г., в к-ром указывается на волнение, учиненное в Антиохии «кампенсами» (т. е. мелетианами) и «тарсянскими еретиками», проповедующими «три Ипостаси» в неправосл. смысле ( Hieron. Ep. 15-16) (при этом под «тарсянскими еретиками» подразумевают Д. и его последователей), и письмо свт. Василия Великого к Патрофилу Эгейскому ( Basil. Magn. Ep. 244), где Д. называется воспитанником Силуана, еп. Тарсийского. Сторонники 2-й версии опираются на Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста в честь Д., в к-ром святитель упоминает об изгнании Д. из отечества за ревностную защиту веры - под отечеством здесь понимается Антиохия, откуда Д. не раз был изгоняем, в то время как его пребывание в Тарсе приходится на мирное для христиан время (царствование имп. св. Феодосия I Великого ). Д. род. в знатной семье ( Theodoret. Hist. eccl. IV 25; Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 24); его имя, указывающее на посвящение Зевсу, свидетельствует о языческом происхождении (ср. письмо имп. Юлиана Отступника к Фотину, в к-ром говорится о Д. как об изменнике языческим богам - ap. Facund. Pro defens. cap. IV 2//PL. 67. Col. 621). Светское образование Д. завершилось в Афинах (ок. 330-335): «Путешествуя в Афины и изучив философию... он изощрил ум в искусствах и вооружил свой язык против небесных богов» (Ibidem; ср.: Hist. Nestor. I 49; Barhadb. Hist. eccl. 17). О блестящем светском образовании Д. свидетельствуют как многочисленные заглавия его сочинений против Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, астрологов и т. д., так и свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Ep. 135) и свт. Фотий , патриарх К-польский ( Phot. Bibl. 123). По мнению ряда исследователей (Венабль, Эрмони, П. Баттифоль, Кин), в Афинах Д. мог быть соучеником святителей Василия Великого и Григория Богослова и имп. Юлиана Отступника, однако др. данных, помимо письма имп. Юлиана к Фотину, нет.

http://pravenc.ru/text/178279.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Слово Божие никогда не должно быть отвлеченным» Проповедь в день памяти священномученика Игнатия Богоносца Роман Овчаренко   07:34 02.01.2024 100 Время на чтение 4 минуты Фото: matronamosckov.cerkov.ru Ах, как богата была сирийская земля на великих служителей Церкви Христовой, особенно в первые века христианства. Это и не мудрено, ведь Сирия, несмотря на свой провинциальный статус в Римской империи, тем не менее была очень культурным и грамотным регионом. Люди, населявшие эти места, были весьма образованными, а главное любознательными, открытыми для новых идей. Главный город Сирии – Антиохия дал нам таких известных христианских богословов как: Игнатий Богоносец, Феофил Антиохийский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуетский, Феодорит Кирский и многих других. Ну разве можно считать после этого, что это место не благословлено было самим Богом?! В этом городе выступали с миссионерской проповедью апостолы Петр и Павел, а также Иоанн Богослов. Апостол Петр даже рукоположил своего ученика Еводия в епископа Антиохийской церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/sl...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.) Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией”. Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве”, великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги “Против вооружающихся на ищущих монашества ” и сочинение “Сравнение инока с царем ” ( “Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни ”), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: “О Провидении ” ( “К Стагирию подвижнику ”), “Книга о девстве”, “К молодой вдове ” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников”.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке «Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ). Первое начало человека – персть от земли: душа названа дыханием жизни. Созданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же как и все окружающее его вещество. Сотворение Адама стало источником его имени. Св. Иоанн Златоуст писал: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он – Адам» «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный» – Диодор Тарсийский [цит. 15, с. 67]. А. Позов пишет, что тело самый сложный компонент человеческой тримерии, т.к. в нем представлено все многообразие мира в множестве монад-клеток, ибо человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Единство тела в его множественности осуществляется единством души. Тело, как и другие компоненты тримерии, по Позову, имеет свои триады. В частности, он выделяет триаду «лимфы – крови – и нервной системы» «Лимфа» – это «собственно» тело тримерии – носительница химизма, выполняет вместе с кровью функцию питательности организма. «Кровь» выполняет, кроме питательной функции, и функцию чувствительности 1 . Оккультизм рассматривал кровь как носительницу психической энергии, а также сексуального влечения. В книгах Моисея кровь часто идентифицируется с душой: «Душа всякого тела есть кровь его» ( Лев.17:14 ). Для древних философов и врачей вопрос об отношении души к крови был связан с вопросом о месте, или о седалище души. В святоотеческом предании кровь иногда рассматривается как проводник раздражительной и желательной части души. «Нервная система», по мнению Позова, является материальным субстратом духа, носительницей высшей душевной силы. Через нервную систему проявляется душа в виде желаний, ощущений, представлений, понятий. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Т.о. мозг – телесно-рефлекторный исполнительный орган духа. Мозг, как центр нервной системы, призван быть посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире. Мозг является материальным центром всей тримерии. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души – т.е. имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни

http://azbyka.ru/ponyatiya-tela-i-ploti-...

Святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл " истинной философией " . Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал " Шесть слов о священстве " , великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги " Против вооружающихся на ищущих монашества " и сочинение " Сравнение инока с царем " ( " Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни " ), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: " О Провидении " ( " К Стагирию подвижнику " ), " Книга о девстве " , " К молодой вдове " (два слова), " Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников " .

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

Святитель Иоанн Златоуст Жизнь В истории Церкви св. Иоанну Златоусту принадлежит место самого блистательного и популярного проповедника, которого когда-либо знал восточно-христианский мир. Его значение, разумеется, не исчерпывается проповеднической деятельностью: он был выдающимся церковным администратором, великим молитвенником и аскетом, плодовитым писателем. Но не столько его архипастырские труды, не столько составленные им трактаты и письма, сколько многочисленные проповеди , записанные стенографами прямо в момент их произнесения, принесли ему не меркнущую в веках славу. Житие Златоуста было составлено Палладием Эленопольским, автором «Лавсаика», спустя несколько лет после его кончины. Святой Иоанн родился между 344 и 354 гг. в Антиохии, в аристократической христианской семье. Его отец, Секунд, занимавший пост магистра армии, умер вскоре после рождения Иоанна. Мать, Анфуса, хотя и была лишь 20 лет от роду, когда лишилась мужа, не захотела вступать в брак вторично, а посвятила свою жизнь воспитанию двоих детей. Она позаботилась о начальном образовании сына, и сама стала его первой наставницей в изучении Священного Писания . В ранней юности Иоанн решил избрать карьеру адвоката и поступил в школу прославленного ритора Ливания, у которого прежде учились и с которым дружили святые Григорий Богослов , Василий Великий и Григорий Нисский . Ливаний, воспитавший несколько поколений великих христианских проповедников, но сам до конца дней оставшийся язычником, обучил св. Иоанна классическому греческому языку и ораторскому искусству. Иоанн был любимым учеником престарелого ритора; когда последнего незадолго до смерти спросили, кому бы он хотел передать управление своей школой после смерти, он ответил: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк. ист. 8,2). Другим учителем Иоанна был Андрагафий, преподававший ему философию. Окончив училище, Златоуст становится адвокатом. Вскоре Златоуст приобретает известность в Антиохии своим ораторским искусством. Однако его все более влечет внутренняя жизнь и христианское «любомудрие». Будучи около 22 лет от роду, он сближается со св. Мелетием, епископом Антиохийским, от которого принимает святое крещение. В это же время посещает христианских учителей, из которых наиболее знаменитым был Диодор Тарсийский, ставший его наставником в изучении Священного Писания . Он общается также с Феодором, впоследствии епископом Мопсуестийским, – ему св. Иоанн адресовал два трактата под общим названием «Увещания к Феодору падшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слава св. Иоанна Златоуста создалась так же рано, как рано проявились его талант и добродетель. Как скоро он вышел из школы ритора Ливания, он только недолго упражнялся в адвокатском красноречии, а может быть, – что, впрочем, уже сомнительно, – и в красноречии панегирическом. С ранних лет он был замечен епископом Мелетием, который, по словам биографа св. Златоуста, Геленопольокого епископа Палладия, уже видел в нем близкую славу Антиохийской церкви, когда на 23-м году жизни крестил его и рукоположил в чтецы. Вскоре он был достаточно оценен для того, чтобы можно было думать о возложении на него епископства, но он, с целью отклонить честь, устрашавшую его, как опасность, счел себя вынужденным прибегнуть к кратковременному бегству, объяснение которого дает в своем трактате «О священстве». Не только его бдительные совесть не позволяла ему считать себя уже созревшим для Служения, о котором он составил самое возвышенное представление, но и благочестивая забота о собственном спасении безотчетно удерживала его. Он считал необходимым продолжать то изучение св. Писания, в которое его увлек учитель его Диодор Тарсийский, и выполнить по мере возможности давно уже задуманное намерение, не приведенное ранее в исполнение только вследствие просьб и слез матери. Ему хотелось осуществить прекрасное желание отшельнической жизни, пленявшее тогда умы и сердца всех. Наконец, этот день наступил, потому ли, что благочестивая мать св. Иоанна, Анфуса, все же уступила его настояниям, или потому, что он ее утратил в тот промежуток времени, когда он удалялся в горы, окружавшие Антиохию и скоро заселенные отшельниками, по примеру египетских пустынь. Предположение о кончине матери, может быть, более правдоподобно, так как св. Иоанн не преминул бы сообщить нам о данном ею согласии, в каком она сначала отказала ему. В течении четырех лет, он проводил здесь монастырскую жизнь в обществе и под управлением одного старого аскета. Затем, желая довести испытание до конца, в продолжение двух лет он жил отшельником, заключившись в своей пещере. Это продолжалось до того момента, когда одновременно и расстроенное здоровье изменило ему, и сам он своим верным и правдивым, хотя и крайне пылким умом, сознал с несомненностью, что эти суровости должны только подготовлять истинного христианина к столь же чистой, как и в уединении, жизни среди мира. И вот он возвращается в Антиохию, отныне уже готовый постепенно восходить по преемственным степеням иерархии. В 381-м году рукоположенный епископом Мелетием в диакона, а в 386-м Флавианом во пресвитера, он получил от старца епископа, более самоотверженного, чем красноречивого, служение слова и в первые дни своего священства произнес, сохранившуюся еще и до нас, свою первую беседу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Л. стал преемником низложенного Стефана I . Он принадлежал к типу иерархов, искавших компромисс между православными и арианами, в результате чего строгие защитники православия, напр. свт. Афанасий I Великий, относились к нему критически. Критиковали его и арианствующие, напр. Евдоксий, еп. Германикийский (впосл. его преемник на Антиохийской кафедре). Арианский историк Филосторгий, приводя приписываемую Л. амбивалентную доксологическую формулу: «Слава Отцу через Сына в Духе Святом» ( Philost. Hist. eccl. III 13), а также Феодорит, еп. Кирский ( Theodoret. Hist. eccl. II 19), упрекали Л. в двусмысленности вероучительных взглядов. Феодорит подчеркивал, что Л. заботился о сохранении церковного мира в ущерб ясному изложению веры. В самой Антиохии противниками Л. среди православных стали 2 аскета: Флавиан (впосл. еп. Антиохийский свт. Флавиан I ) и Диодор (впосл. епископ Тарсийский). Они организовали церковные собрания сторонников никейского правосл. вероисповедания; эти собрания были столь популярны, что Л. не пытался их запрещать, а стремился поставить их под контроль, попросив проводить их в церквах, а не на могилах мучеников за городом. Л. поставил во диаконы Аэция, лидера крайних ариан - аномеев, и, чтобы не обострять отношения с правосл. партией, запретил Аэцию служить в городе, хотя продолжал ему покровительствовать. Филосторгий сообщает, что Л. спас Аэция от политических обвинений цезаря Галла (351-354) ( Philost. Hist. eccl. III 27). Л. не запрещал деятельность в городе ревностных никейцев - евстафиан, к-рые не признавали никакого епископа после низложения свт. Евстафия. Тем не менее еще в начале своего епископского правления Л. довольно жестко обошелся со свт. Афанасием Великим. Возвращаясь из изгнания в Александрию, святитель в Антиохии встречался с евстафианами, проигнорировав Л. Последний обратился за помощью к светской власти, чтобы выдворить свт. Афанасия из города ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 26). Свт. Афанасий в своих произведениях открыто обвиняет Л. в связи с Евстолией и считает его более опасным врагом православия, чем последовательные ариане. По мнению святителя, Л., не выказывая явной приверженности ереси, многих располагал к себе своей мягкостью, т. о. соблазняя к переходу в арианство. «Пасхальная хроника» под 350 г. упоминает об открытии Л. в Антиохии странноприимного дома, а также о его заботах по обращению в христианство иудеев (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 535). Этот же источник ссылается на авторитет Л. в рассказе о сщмч. Вавиле , еп. Антиохийском (Ibid. P. 305). Перу Л., вероятно, принадлежало Похвальное слово этому святому, текст к-рого не сохранился.

http://pravenc.ru/text/2463507.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы II Вселенского собора, свтт. - житие Императорская сакра о созыве собора в Константинополе, текст которой не сохранился, была издана святым императором Феодосием Великим весной 381 года. На собор приглашались епископы восточных провинций, которыми он правил. На западе империи властвовал Грациан, и единоличная юрисдикция Феодосия на западные провинции не распространялась. На собор съехалось 150 епископов. Вначале прибыли предстоятели православных общин из Сирии, Азии и Фракии; позже, когда соборные деяния уже начались, к ним присоединились епископы, прибывшие из Египта во главе с Тимофеем Александрийским, а также из Македонии, среди которых первенствовал Асхолий Фессалоникийский. Среди участников собора были святитель Кирилл, занимавший Иерусалимскую кафедру с 350 года, преемник Василия Великого по Кесарийской кафедре Элладий, родные братья святого Василия Григорий Нисский и Петр Севастийский, а также Акакий Веррийский, Амфилохий Иконийский, Оптим Писидийский, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский, Евлогий Едесский, Исидор Кирский и Отрей Мелитинский. В Константинополь приехали также 36 епископов духоборцев, или пневматомахов, считавшихся последователями Македония, во главе с Элевсием Кизическим и Маркианом Лампсакийским. Переговоры с ними приверженцев Никейского символа и учения о равночестности Святого Духа Отцу и Сыну не дали результатов, и македониане, покинув собор, выехали из столицы. Собор открылся в мае 381 года. На его первых заседаниях председательствовал святитель Антиохийский Мелетий. Император Феодосий, присутствовавший на открытии собора, накануне видел его во сне и, как рассказывает блаженный Феодорит, «объявил, чтобы не говорили ему, кто между ними Мелетий: он хотел сам, припоминая свой сон, узнать этого мужа. И действительно, лишь только весь сонм епископов вошел в царские палаты, Феодосий, оставив всех прочих, прямо подошел к великому Мелетию и, как любящий отца сын, сначала долго наслаждался его лицезрением, потом обнял его и начал целовать ему очи, уста, грудь, голову и… руку. При этом царь рассказал ему свой сон. Обласкал он также и всех других и попросил их, как отцов, рассудить о предложенных В самом начале соборных деяний было рассмотрено дело о рукоположении на Константинопольскую кафедру Максима Киника, и оно признано было незаконным и недействительным.

http://pravicon.com/info-3111

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010