Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРНЕАД [греч. Καρνεδης; лат. Carneades] (ок. 214/3 г. до Р. Х., Кирена, совр. Ливия - 129/8 г. до Р. Х., Афины), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма , руководитель и преподаватель Академии Платоновской ; основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии. Жизнь Примерная дата рождения К. вычисляется на основании отнесения Аполлодором Афинским (II в. до Р. Х.) и вслед за ним Диогеном Лаэртским (кон. II - нач. III в.) даты смерти К. к «четвертому году 162-й олимпиады», т. е. к 129/8 г., а также на основании сообщения, что К. скончался «в возрасте 85 лет» ( Diog. Laert. IV 9. 65). Сообщение Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.), что К. прожил 90 лет ( Cicero. Acad. II 6. 16), впосл. часто повторявшееся в античной лат. лит-ре, признается совр. исследователями ошибочным ( Arnim. 1919. Sp. 1964; Wi niewski. 1970. S. 92-93; Mette. 1985. S. 121). Карнеад. Гравюра. 1685 г. Карнеад. Гравюра. 1685 г. О жизни К. в Кирене до прибытия в Афины и начала обучения в Платоновской Академии ничего не известно. Его отцом в большинстве источников называется Филоком, однако Диоген Лаэртский предлагает и др. возможное имя - Эпиком ( Diog. Laert. IV 9. 62; CFrM. T1a1; ср.: G ö rler. 1994. S. 851-852). В Афинах К. обучался у схоларха Платоновской Академии Гегесина Пергамского, продолжавшего скептическую философскую традицию основоположника Средней Академии Аркесилая (IV-III вв. до Р. Х.). Согласно Цицерону ( Cicero. Acad. II 30. 98), К. также значительное время обучался у философа Диогена Вавилонского (Селевкийского), представителя стоицизма , к-рый познакомил К. с учением известного стоика Хрисиппа (III в. до Р. Х.). Именно философская критика стоицизма стала делом всей жизни К.; по словам Диогена Лаэртского, К. нередко шутливо говорил: «Не будь Хрисиппа - и меня бы не было» ( Diog. Laert. IV 9. 62). Главным оппонентом К. среди совр. ему стоиков был руководитель афинской стоической школы Антипатр из Тарса, к-рый избегал вступать с К. в открытую устную дискуссию и отвечал на его критику стоицизма в многочисленных сочинениях ( G ö rler. 1994. S. 852).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

Диоген с войском, собравшимся к нему после освобождения его из плена, с греками, вместе с ним освобожденными, в сопровождении султанских послов, двинулся от Манцикерта на запад, по направлению к Византии. Проходя через фему Колонию, он должен был перенести грустный, особенно при тогдашних обстоятельствах, факт измены одного из приближенных военачальников, проедра Павла, который, узнав об указах, разосланных Евдокией, оставил Диогена и бежал в столицу. Пройдя Колонию, Диоген вступил в фему Армениак. Когда он находился в городе Амасии, 859 получено было известие, что Михаил, избранный императором, выслал против него войско под начальством своего двоюродного брата, Константина Дуки, младшего сына кесаря Иоанна. Диоген продвинулся еще несколько по дороге из Амасии к Константинополю, дошел до крепости Докии 860 и расположился в ней лагерем. Здесь его нашел протопроедр Константин Дука, который и раскинул свой лагерь около Докии. Скоро силы обоих противников получили подкрепление: к Диогену прибыло много норманнов, а также из его родины, Каппадокии, много стратиотов под предводительством проедра Феодора Алиата; в свою очередь, на помощь Константину прибыл отправленный Диогеном в ссылку за возмущение и теперь возвращенный и обласканный Михаилом норманн Криспин со значительным отрядом норманнов. После нескольких нерешительных стычек Диоген постановил перейти с войском в Каппадокию, но при выходе из Докии произошла более решительная битва, главным образом между Криспином с одной и Алиатом с другой стороны. Войско Алиата было обращено в бегство, сам он взят в плен и ослеплен. Огорченный Диоген отправился с остатками армии в Каппадокию, засел в крепости Тиропии и стал принимать меры к увеличению своих военных сил. Скоро явилась к нему подмога. Армянин Качатур, которого Диоген сделал катепаном Антиохии, явился к нему с войском и деньгами. Так как наступала зима, то Качатур рекомендовал Диогену отправиться на квартиры в более безопасное место, а именно в Киликию, со всех сторон огражденную горами Тавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Львова Сила Святых Даров Во времена язычества в Греции, в городе Илиополе, был правитель, по имени Диоген, жестокий гонитель тех граждан, которые не хотели кланяться идолам. Он намеревался вступить в супружество с Геласией, дочерью финикийского царя Аврелиана. Но Аврелиан, просветившись Святым Крещением, не захотел отдать свою дочь за язычника. Вскоре Аврелиан умер, и Геласия, опасаясь, чтобы Диоген силой не захватил ее, ушла из дома и скрылась в монастыре, настоятельницей которого была преподобная Евдокия. Но Диоген узнал об этом и послал пятьдесят воинов взять Евдокию и представить ему для наказания. Господь явился ей во сне и сказал: «Евдокия, будь тверда в вере, ибо наступает время для тебя исповедать Мое имя, тебе готовится подвиг, на который иди со спокойной душой. Я буду с тобой и буду помогать тебе». В это время послышался шум в стенах монастыря: то были воины Диогена. Преподобная, выйдя к ним навстречу, спросила, что им нужно. Солдаты бросились на нее и грубо потребовали, чтобы она указала им на Геласию. Обещаясь выдать девушку, преподобная Евдокия поспешила в храм, взяла там ковчежец со Святыми Дарами, скрыла его у себя на груди и, придя снова к воинам, сказала: «Я и есть Геласия, берите меня». Преподобная тотчас же была взята, приведена в Илиополь и заключена в тюрьму. Скоро по приказанию Диогена Евдокию привели на суд и приговорили к тяжким мучениям. Когда воины стали раздевать преподобную Евдокию, у нее выпал ковчежец со Святыми Дарами. Солдаты подняли его и подали правителю. Когда Диоген протянул руку, чтобы взять его, из ковчега появился огонь, в один миг объявший пламенем слуг. Он опалил левое плечо правителя. Диоген, вместо того чтобы познать и прославить Истинного Бога, стал взывать о помощи к боготворимому им солнцу. – Ты, – молился он, – наказываешь меня за то, что я медлю умертвить эту волшебницу, исцели меня, и я сейчас же предам ее лютой смерти. Не успел Диоген окончить эти слова, как вдруг сошел на него в виде молнии новый огонь и так опалил его, что он тотчас же умер.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 450-461; Алексеева М. А. Торговля гравюрами в Москве и контроль за ней в кон. XVII-XVIII вв.//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рожд. Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 140-158; она же. Рус. народная картинка: Нек-рые особенности худож. явления//Народная картинка XVII-XIX вв.: Мат-лы и исслед. СПб., 1996. С. 3-14; она же. Мат-лы для биографии мастеров народной гравюры XVIII в.//Там же. С. 92-103; Рудакова Н. И. Литографская мастерская И. А. Голышева во Мстёре//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 24-31; она же. Прп. Серафим Саровский: В литографиях XIX - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: Кат. выст./Вступ. ст.: М. А. Алексеева, Е. А. Мишина. Л., 1979; Рус. народная картинка XVII-XIX вв.: Кат. выст./Вступ. ст.: А. С. Сытова; сост.: Е. А. Мишина и др. Л., 1980; Мишина Е. А. Группа ранних рус. гравюр: (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.)//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 230-244; она же. Святцы Антониево-Сийского мон-ря и их предполагаемый автор//Филевские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; она же. Рус. гравюра на дереве XVII-XVIII вв. СПб., The Lubok: Russian Folk Pictures 17th to 19th cent./Ed. A. S. Sytova. Leningrad, 1984; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Гравюры с изображениями Соловецкого мон-ря и его святых//Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. М., 2006. С. 81-104; Гравюра и литография XVII - нач. XX в.: Новые поступления (1977-1987): Кат. выст./ГРМ. Л., 1989; Воронина Т. А. Русский лубок 20-х - 60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993. (Рос. этнограф; 5); она же. Русский религ. лубок//Живая старина. М., 1994. 3. С. 6-11; Хиппислей А. Русская эмблематическая книга «Эмблемат духовный» (1743)//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 23-31; Хромов О. Р. Русский религ. лубок в XIX ст.//Книжное дело. М., 1993. 4. С. 84-89; он же.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Симон Ушаков Икона «Тайная вечеря» 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания Дирк Баутс Таинство причастия 1464-1467 Алтарь церкви святого Петра в Лувене Омовение ног (Иоанн 13: 1 — 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент. Монастырь Дионисиат, Афон (Греция). Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас Симон Вуэ Тайная Вечеря Масло, холст 1615-1620 Рафаэль Санти Тайная Вечеря 1518-1519 Фреска Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан Козимо Россели Тайная Вечеря Фреска Сикстинской капеллы Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к «Библии в картинках» Маттиас Шейтс Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1672 Альбрехт Дюрер Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1511 Каспар Луикен Тайная Вечеря Гравюра на меди 1712 Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865 Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века) копия фрески Леонардо да Винчи Ге Н.Н. Тайная вечеря Джотто ди Бондоне Тайная Вечеря Гобелен 1520-1530 Эрколе де Роберти Святое Причастие (Тайная Вечеря) Анжелико-Фра Тайная Вечеря 1450 Якопо Бассано Тайная Вечеря 1542 Андреа дель Сарто Тайная Вечеря 1520-1525 Фреска Монастырь Святого Сальви, Флоренция Александр Иванов Тинторетто Омовение ног Симону Петру «Омовение ног». Федор Антонович Бруни 1841 г. Омовение Ног. 1880 — Бакалович Степан Владиславович Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/tajnaya-vecherya/

Особое значение в восстановлении и формировании почитания древней святыни принадлежит гравированным изображениям К.-П. и. Датированная 1660 г. гравюра мастера Илии с включенной в композицию иконой была вынесена на титульный лист 1-го печатного издания Киево-Печерского патерика (К., 1661): в верхней части листа 2 ангела поддерживают икону «Успение Пресв. Богородицы» с надписью на рамке: «икона чудотворная манс печер (монастыря Печерского.- Ред.)». На гравюре из того же издания мастера Илии «Чудо во Влахерне» Богоматерь, сидящая на троне, протягивает мастерам небольшую горизонтального формата икону со схематичным изображением Успения Пресв. Богородицы (Там же. Л. 108 об.). В посл. четв. XVII в. создаются гравюры, не только более детально воспроизводящие икону, но и соответствующие размерам оригинала. Такова станковая гравюра на меди 1686 г. работы живописца и гравера Ивана Щирского (в монашестве Иннокентий): в верхней части в раме с растительным орнаментом помещено «истинное подобием и мерою» изображение К.-П. и.; ниже - 19 строк текста с кратким изложением истории иконы (общий размер 67,6×47,7 см; Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове) ( Свенцицкая В. И. Народная укр. гравюра XVII в. на меди//Федоровские чт., 1980. М., 1984. С. 113; Степовик Д. В. Ibah Щирський. К., 1988. С. 73-76). Еще одна подобная гравюра на деревянной доске, сделанная мастером Феодором, встречается в изданиях Киево-Печерской лавры (Псалтирь, 1697; Октоих, 1699; см.: Запаско Я. П., I Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1. Кат. 712, 716, 744; Укр. книги кирилловской печати XVI-XVII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ/Сост.: А. А. Гусева, Т. Н. Каменская, И. М. Полонская. М., 1981. Вып. 2. Т. 1: [Киевские изд. 2-й пол. XVII в.]. 1629. Кат. 164. Ил. на с. 284 - гравюра Федора к Псалтири, 1697). Работу Щирского повторяет также ксилографическая доска 20-х гг. XVIII в. гравера Георгия (НКПИКЗ, см.: Kcuлorpaфiчhi дошки Лаврського музею/Niдrom. до друку i вступ. нарис: П. М. Попов. К., 1927. Вип. 1). По гравюре Щирского была также выполнена икона кон. XVII в. из коллекции НХМУ, в нижней части к-рой помещен картуш с текстом и изображение преподобных Антония и Феодосия Печерских по сторонам Успенского собора Киево-Печерской лавры (Шедеври укр. ikohonucy XII-XIX ст. К., 1999. 41; Кат. збережених пам " яток Киïвського Церковно-археол. музею 1872-1922 рр. К., 2002. 25. С. 31).

http://pravenc.ru/text/1684340.html

402 Отправляясь во второй свой поход, Роман Диоген выступил из Константинополя, «не дожидаясь пасхальных дней» 1069 г. Несмотря на обещание, Пселл так и не рассказывает, по каким причинам Роман Диоген вынудил его идти вместе с ним. Можно предполагать, что царь не хотел оставлять в столице опасного и недоброжелательного царедворца. Впрочем, Пселл дошел с войском только до Кесарии, откуда вернулся назад в Константинополь. 403 Во время второй кампании Роман Диоген дошел с войском до Месопотамии, решительной победы нигде не одержал и к концу 1069 г. возвратился в столицу. 406 Пселл, скорее всего, имеет в виду военный совет, о котором рассказывает Никифор Вриенний (Вриенний, 35). На совете стоял вопрос о том, следует ли войску продолжать движение или остаться на месте и отражать натиск сельджуков. Мнения участников разделились, но в конце концов Роман «по совету льстецов» решил двигаться дальше. 408 Обвинения Романа Диогена в невежестве в военном деле, конечно, продиктованы ненавистью писателя к императору. Тем не менее Роман действительно отделил от основных сил значительный отряд своего войска под командованием Иосифа Тарханиота, который, натолкнувшись на сельджукское войско, бежал в Мелитину (Вриенний, 37). 409 Так скороговоркой повествует Пселл о битве византийцев с сельджукским войском Алп-Арслана при Манцикерте (19 августа 1071 г.). Сведения различных авторов о ходе сражения расходятся (помимо византийских, об этом сражении сохранились сообщения у арабских и армянских историков). Роман Диоген пал жертвой предательства. Арьергард его войска, которым командовал Андроник Дука (сын кесаря Иоанна), обратился в неожиданное бегство, что привело к поражению всей армии. Разгром византийцев при Манцикерте открыл сельджукам путь в Малую Азию, что в конце концов поставило империю на грань катастрофы. 410 Кесарь Иоанн Дука был выслан Романом из столицы и жил в своем вифинском имении. От этого периода сохранилось одно письмо кесарю Пселла, в котором писатель, утешая Иоанна, говорит о том, что императрица сохранила к нему доброе расположение,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Но недолго он там оставался: к празднику Рождества Христова 1067 г. он был вызван в столицу и в самый день праздника, во время великого выхода императрицы и ее детей в храм Св. Софии, возведен в магистры и назначен стратилатом. 829 Вызов Диогена показывает, что в пользу его происходила какая-то агитация и что были при дворе влиятельные лица, по расчетам которых необходимо было, чтобы Диоген находился налицо. Евдокия к тому времени уже решилась вступить во второй брак; предстояло только выбрать мужа. Некоторые предлагали магистра Никифора Вотаниата, управлявшего тогда Антиохией, но были голоса и за Романа Диогена, а именно его сторону держал кто-то из влиятельных сенаторов. Диоген был предпочтен по двум причинам: во-первых, он был налицо, в столице, во-вторых, у него не было жены, так как первая жена его к тому времени умерла. 830 Но партия, не допускавшая самой мысли о выходе Евдокии за кого бы то ни было замуж, во главе ее Пселл и кесарь Иоанн, не хотела уступить до последней минуты. Оставалось одно средство: сломить упорство представителей этой партии неожиданностью и фактом. Вечером 31 декабря Роман Диоген был тайно введен во дворец с ведома царицы; между тем приглашен Пселл, и Евдокия начала с ним речь о том, что государство страдает от частых войн и варварских разорений, что необходимо подумать о царе, который бы помог в беде. Пселл заметил, что это дело серьезное, требующее обсуждения. Евдокия улыбнулась в ответ и просила не обременять себя лишними заботами, так как другие позаботились уже и ею избран Роман Диоген. Когда смущенный Пселл обещал завтра присоединиться к этому решению, Евдокия потребовала у него этого не завтра, а сегодня, а именно обратилась за его содействием для убеждения старшего сына, Михаила. Но для убеждения Михаила труда не потребовалось. Когда мать объяснила ему, для чего и на каких условиях возводится на престол его отчим, Михаил подошел к Роману Диогену и радушно его приветствовал. Позван был также кесарь Иоанн, который, ввиду совершившегося факта, оказал большое благоразумие, признал Диогена царем и «едва не пел брачной песни и не подносил брачных чаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

XLI. Не питая надежд на горстку оставшихся при нем воинов, Диоген рассчитывал на союзников, которые должны были к нему вскоре подойти из Персии. 426 Он ободрял своих людей и вселял в них надежды, но пад жертвой как раз тех, кому поверил и кому вручил ключи от крепости. Договорившись с нашим полководцем и получив от него заверения в безопасности, они открыли ворота, впустили наших воинов и даже привели к дому, в котором расположился Диоген. И, о жалкое и печальное зрелище, в полном отчаянии, со связанными, как у раба руками стоял Роман, позволяя делать с собой все что угодно. [Они велели ему немедля надеть монашеское платье]. Роман облачился в черное и, сняв покров с головы, дал первому желающему обрезать себе волосы. Находившиеся там наскоро совершили над ним обряд преображения, вывели из крепости и, ликуя, привели к Андронику. А тот, не выказывая к нему никакой надменности, поскорбел о судьбе Романа, подал ему руку, ввел в свою палату и разделил с ним роскошную трапезу. XLII. До сих пор мое повествование легко шло по гладкой и царственной дороге (говоря богословским языком). 427 Но с этого места оно замедляет ход и отказывается рассказывать о событиях, которые не должны были произойти, но которые (я позволю себе употребить те же слова) обязательно должны были произойти. Не должны – по благочестию и отвращению ко всякому злу, должны – по состоянию дел и обстоятельствам. Преданные царю приближенные, боясь, как бы Диоген не выкинул еще чего-нибудь неожиданного и не доставил новых хлопот императору, втайне от него самого отправили письмо облеченному тогда властью с приказом вырвать глаза Роману. XLIII. О случившемся царь ничего не знал, и, свидетель – Бог , – ведь я пишу не льстивую, а самую что ни на есть истинную историю, позже пролил слез больше, чем сам Роман выплакал перед наказанием. Да и тогда, когда сообщили царю о пленении Диогена, он ведь не запрыгал от восторга и никак иначе не проявил перед окружающими своей радости, и, если бы не опасения людской хулы, горе его не знало бы границ. Лишившийся глаз Диоген был заключен в монастырь, который сам основал на острове Проти, 428 где прожил совсем недолго и скончался, не проведя на царском престоле и четырех лет. 429 Власть полностью взял в свои руки Михаил. Михаил VII

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

И вот тут Аврелиан пришел в себя и поверил слову Филострата. Трибун по имени Вавила тотчас был послан со смиренным и просительным письмом к Евдокии. На это письмо Евдокия ответила своим письмом, где главное заключалось в словах, что «…невозможно призывать святое и страшное имя Божие и молить Его о чем-либо, если не уверуешь в Него всей душой, но если уверуешь, то увидишь великую славу бессмертного Бога, сподобишься Его милости и насладишься Его благодеяниями»… Возвратившись назад, трибун не отдал письмо Аврелиану, он положил его на грудь его умершего сына и громко призвал имя Христово. И тотчас мертвец ожил, открыл глаза и встал, как после сна, живым и здоровым. Беспредельно было изумление Аврелиана и его подданных! Аврелиан был тут же крещен городским епископом вместе с женой, воскрешенным сыном и дочерью по имени Геласия, которая позже удалилась в монастырь к Евдокии. А к этой Геласии в то время сватался илиопольский градоначальник Диоген. Став христианином, Аврелиан сказал Диогену, что только если тот примет крещение, можно будет возобновить об этом разговор. Но Диоген, яростный язычник, упорствовал, а после смерти Аврелиана, считая, что руки у него развязаны, решил взять Геласию силой. Но сначала надо было ее найти, ибо он только по слухам знал, что она прячется где-то у Евдокии, для которой начинался новый крут ее подвигов. Теперь Господь попустил пятидесяти воинам, посланным Диогеном, перелезть через монастырскую стену, взять Евдокию и увезти с собой. Представ на судилище перед Диогеном, она сказала: — Суди меня, мучай меня, как тебе угодно, предай меня смерти, а я надеюсь на Христа, Истинного Бога моего, что Он меня не оставит. И всё у обвинителя отошло на второй план: и Геласия, и Евдокиино золото. Теперь он хотел одного — добиться отречения Евдокии от Христа. Диоген велел повесить ее обнаженной на дереве, и четырем воинам беспощадно бичевать ее. А на груди у Евдокии была спрятана частичка Тела Христова, которым причащают в храмах всех православных христиан, ее она взяла из ковчежца в монастырском храме. На литургии, после схождения на хлебные дары Духа Святого, хлеб пресуществляется в Тело Христово, но вид хлеба остается. Вот эта частичка и упала у нее из-за пазухи, когда ее раздевали. Только Диоген протянул руку, чтобы взять ее, как вдруг она превратилась в огонь, и через мгновение огонь царил повсюду на месте судилища.

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010