М.А. Федотова Резюме В статье перечислены первые издания сочинений Димитрия Ростовского , как прижизненные, так и появившиеся сразу после смерти и канонизации святого. Автор статьи показывает, что при жизни митрополита его про поведи по ряду причин не издавались. Первое издание ораторских сочинений Димитрия Ростовского было инициативой частного лица – Я. А. Татищева (1729–1806), который в 1782 г. обратился в Святейший Правительствующий Синод с прошением издать за собственный счет проповеди ростовского митрополита. Издание “Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца” вышло в свет в 1786 г. В работе представлены биографические сведения о Татищеве, которые автору статьи удалось собрать по рукописным и печатным источникам; проанализировано архивное дело, хранящееся в Санкт-Петербурге в Российском государственном историческом архиве (ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 63, д. 264), в котором имеется переписка между Татищевым и Синодом по поводу издания проповедей Димитрия Ростовского . Как следует из дела, тексты в издании были отредактированы, основная правка касалась преимущественно нормализации церковнославянской орфографии, но первые редакторы и цензоры признали авторство всех проповедей и сочинений, которые Татищев прислал в Синод. Однако в современном “димитриеведении” проблема атрибуции сочинений Димитрия Ростовского является одной из самых актуальных. В статье дан критический анализ первого издания проповедей ростовского митрополита и показано, что из 94 проповедей издания, приписанных Димитрию Ростовскому, две принадлежат Стефану Яворскому , пять – Симеону Полоцкому , атрибуция еще девяти требует дальнейшего изучения. О первом издании проповедей Дмитрия Ростовского Димитрий Ростовский , как справедливо отмечают исследователи его творчества, был “одним из самых популярных и самых плодовитых авторов, писавших на славянском языке” [Круминг 1994:5]. Некоторые его сочинения издавались уже при жизни автора, что неудивительно для писателей кон. XVII – нач. XVIII в. Так, были опубликованы “Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии” [Чуда 1677; Каменева 1959:243; Федотова 2013], “Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении” [Апология 1696; Апология 1700; Круминг 2014; Федотова 2016b], “Книга житий святых” [Четьи-Минеи 1689–1705; Четьи-Минеи 1702; Круминг 1994], сочинение “Об образе и подобии Божием в человеце”.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тело св. Димитрия, митрополита ростовского, погребенное в октябре 1709 года в ростовском Яковлевском монастыре, чрез сорок три года, именно 21 сентября 1752 года, при императрице Елисавете Петровне, было обретено нетленным, при поправке церковного пола в ростовском Яковлевском монастыре. После того оно было положено в гробнице поверх земли и, по освидетельствовании чудес от мощей святителя, переложено было в серебряную раку 24 мая 1763 года, в присутствии императрицы Екатерины II. – Тогда же установлено было праздновать память его 21 сентября. Из прилагаемых здесь бумаг, относящихся к прославлению мощей св. Димитрия, видно, что дело об обретении св. мощей его тянулось довольно долго, с 1752 года по 1762 год. Вот эти бумаги: 1. Письмо Арсения Мацкевича, митрополита ростовского, к императрице Елисавете Петровне о мощах святителя Димитрия Всепресветлейшая, державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавет Петройна, самодержица всероссийская, Государыня и мати всемилостивая. Сего декабря 14-го дня получил я устное приказание вашего императорского величества чрез княгиню Наталию Григорьевну Белосольскую, дабы мне верно и совестно донесть вашему императорскому величеству о обретенных мощах преосвященного Димитрия ростовского : и я, якоже духовнику вашего величества по повелению вашему же монаршему, представлял и доносил самою моею сущею совестию архиерейскою и христианскою, тако и ныне тоеж представляю и утверждало и умирать в том готов, признавая, что надлежит о сем по премногу благодарить Господа Бога Владыку вышнего чудесного и всемогущего, яко Он, особенное о Церкви своей попечение имея, за благополучные и благочестивые вашего императорского величества державы, Церковь свою удивительным образом прославляет, и явственно уста богохульная раскольническая и других духов Церкви враждебных и противных заграждает. Разве убо что после изыщется новое от чудес преосвященного Димитрия ростовского , то не оставлю объявлять вашему императорскому величеству, а ныне более не имею чего писать, токмо ссылаюся на репорт о чудесном мощей показанного архиерея обретении, который я в тогдашнем же 1752 году в Синод послал, и ныне чрез присланного от Синоду ко мне курьера в последних числах мимошедшего ноября, как я точно ответствовал, копию точную вашему величеству прилагаю и при сем о здравии вашем монаршем и спасении душевном беспрестанно Бога моля и высокома терпему вашего императорского величества призрению и неоставлению мене вручая, навсегда пребываю

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Н.Д. Струков В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы. В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе. В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому. В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия 1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его. В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца XVIII века. В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века. В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение. В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Собор Зачатия Анны. Соборная церковь во имя Зачатия святой Анны Карта и ближайшие объекты В 1725 г. к единственной церкви обители - Троицкому собору - с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения, Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в. В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова. По материалам официального сайта Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро. Он, сперва, назывался Зачатиевским, по имени первого храма; теперь он называется Яковлевским - по имени основателя, Спасским - по имени приписного монастыря (с 1765 г.) и Димитриевым - по имени нетленно почивающего здесь св. Димитрия, митрополита ростовского (с 1836 г.). Основан в 1389 г. св. Иаковом, епископом ростовским. С 1764 г. стал ставропигиальным 2 класса; с 1834 г. стал ставропигиальным 1 класса; в 1888 г. передан из Синодального ведомства в епархиальное и назначен местоприбыванием викарных епископов Угличских.

http://sobory.ru/article/?object=05709

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитриевское. Церковь Димитрия Ростовского. Карта и ближайшие объекты Храм св. Димитрия Ростовского с.Дмитриевское Храм построен в конце 18 века вместо сгоревшего деревянного храма н. средства бывшего владельца села Дмитриевское - Соломенные заводы Дмитрия Львовича Нарышкина. В 1807 году был освещён теплый правый придел во им: св. Иоанна Предтечи, а главный придел во имя св. Димитрия Ростовское освещён после победы над Наполеоном в 1813 году. Левый придел устроен во имя св. Марии Магдалины. В архитектуре этого большого церковного здания, выстроенного в стиле классицизма, ощутимо стремление к величественности и парадности. В его архитектонике сочетаются простота, изящество и праздничная торжественность нетипичные для сельских храмов. На территории храма находилась гимназия, богадельня, кладбище. Окружала храм ограда на каменном фундаменте с такими же столбами и двумя мощными каменными башенками. Недалеко от храма в 1867 году была сооружена каменная часовня в память спасении жизни императора Aлekcahдpa II после покушения на него. Храм действовал до 1931 года. В последующие годы безбожного лихолетия в храме размещались мельница, склад химических удобрений и прочие. 3а этот период здание храма сильно разрушилось и обвешало... «…В поселке другого Каширского завода – Ведминского, или Соломенного – сохранился интересный памятник церковного зодчества, выстроенный… после закрытия заводов. Еще одно название заводского поселка, впоследствии просто села, Дмитриевское, пошло от храма Дмитрия Ростовского, освященного в 1813 году. В архитектуре этого большого церковного здания, выстроенного в стиле классицизма, ощутимо стремление к величественности и парадности, но никак не лаконизму и простоте. Наиболее вероятно, что такая достаточно редкая для сельского строительства вариация стиля могла явиться в силу особенных требований его заказчика Дмитрия Львовича Нарышкина, желавшего увидеть у себя в поместье храм монументальный и торжественный, достойный только что завоеванной победы. Ведь постройка Дмитриевского храма приходится на то необыкновенное время, когда вся страна пребывала в великом волнении и радости: события 1812 года, освобождение Родины еще не стали историей. Одаренному мастеру удалось справиться с трудной задачей. Избежав «многословия» и вычурности, он добился впечатления триумфальной торжественности здания. Но здание это свободно стоит в пейзаже, а не включено в парадную композицию классической площади. Чтобы сооружение могло успешно справиться с обширным открытым пространством, архитектор стремился не отступать от компактности и геометрической простоты в его решении.

http://sobory.ru/article/?object=05384

В минувшее воскресенье, 4 октября, , в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. В минувшее воскресенье, 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. Утром 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете прибыл в город Ростов Великий Ярославской области, где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. На вертолетной площадке у Ростовского Кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и духовенство епархии, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. Как сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , по прибытии в Ростов Великий Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. У врат обители Его Святейшество встречали настоятель игумен Серафим (Симонов) с братией монастыря, духовенство Ярославской и Ростовской епархии, многочисленные миряне. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовное наследие Димитрия Ростовского 10.11.2020 495 Время на чтение 6 минут Источник: Православное Заволжье Было время, когда в России самым дорогим подарком новобрачным считались духовные книги. Особое место принадлежало «Четьим-Минеям» – жизнеописанию святых. Минеи читали в семейном кругу, и это было любимое чтение всех православных людей, от простолюдинов до царских особ. Не было на Руси дома, где было бы неизвестно имя автора – святителя Димитрия Ростовского. О замечательном пастыре и выдающемся духовном писателе, память которого Церковь совершает 10 ноября, мы побеседовали с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. – Владыка, прежде чем мы начнем говорить о духовном наследии Димитрия Ростовского, расскажите, хотя бы коротко, о жизни самого Ростовского святителя. – Димитрий Ростовский очень известный святой, о нем много написано, его творения тоже широко известны. Время его служения пришлось на эпоху больших перемен в политической и церковной жизни России, и он как человек незаурядный сыграл в этих изменениях большую роль. В конце XVII века и особенно в XVIII веке Петр I приглашает на церковные должности образованных священников из Малороссии. Святитель, живший на Украине , был приглашен в Москву и направлен на Ростовскую кафедру. Сейчас это маленький городок, а в то время – крупная митрополия, в пределы которой входил и Ярославль. За короткое время новый митрополит многое успел сделать, особенно в области просвещения. Он боролся с раскольничеством, невежеством священнослужителей и мирян, открыл в своей обители училище для будущих иереев, был выдающимся проповедником и миссионером, не случайно Церковь назвала его «Российским Златоустом». Когда я читал житие самого святителя Димитрия, меня поразил один факт его жизни. Перед смертью он позвал к себе одного из учеников, простого деревенского мальчика, и всю ночь рассказывал ему о своей жизни. Юноша ушел от него весь в слезах, а на утро святитель преставился. До конца жизни он заботился о своей пастве, назидая ее словом и примером.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/10/duhovn...

С 1684 г. по поручению архимандрита Варлаама Ясинского Димитрий работал над составлением жизнеописания всех святых, чтимых Православной Церковью (Четьи-Минеи), – его главным трудом. В 1689 г. в Москве в свите гетмана И.С. Мазепы Димитрий встречался с царем Петром I и патриархом Иоакимом, от которого получил благословение на составление Четьих-Миней. При работе над Четьими-Минеями он использовал как древнерусские, так и латинские, греческие и польские источники; многие из более ранних житий, отобранных им, были им же отредактированы. В 1701 г. по рекомендации Петра I был поставлен митрополитом Сибирским, но, заболев, задержался в Москве. 4 января 1702 г. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» (2, с. 10). Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Указывая на недостатки местного духовенства – необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. Он создал архиерейскую школу в Ростове, обучение в которой строилось по образцу киевских учебных заведений. Вопреки требованию Петра I доносить властям об антиправительственных настроениях, обнаруженных на исповеди, митрополит Димитрий обличал священников, нарушивших тайну исповеди, искал достойных иереев во всяком сословии. Известно несколько посланий Димитрия Ростовского ростовскому духовенству дисциплинарного характера. Митрополит Димитрий был автором сочинений религиозно-нравственного характера, а также множества проповедей, обличавших невежество, корыстолюбие, леность, забвение священных заповедей. Стиль ораторских произведений Димитрия Ростовского стал классическим образцом для проповедников XVIII–XIX вв. Скончался святитель Димитрий в 1709 г., в ночь на 28 октября, через день после своего тезоименитства. Погребен святитель Димитрий был в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. При переделке монастыря в 1752 г. были обретены его мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(† 29.03.1454, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. 13 апр. 1427 г. Е. был хиротонисан во епископа Ростовского, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Фотий . С самого начала управления епархией Е. уделял много внимания устроению монашеской жизни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1427 г. по пути в Устюг Е. посетил Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где разрешил конфликт между прп. Дионисием и братией. Е. дал братии «духовное наказание», разъяснив важность послушания наставнику, т. е. прп. Дионисию. Е. также «дасть... милостыню доволну в монастырь» (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 123-125). Покровительство Глушицкому Покровскому мон-рю Е. оказывал и позже. 11 янв. 1436 г. епископу была явлена духовная грамота прп. Дионисия, содержавшая подробный перечень монастырского имущества. Документ был скреплен владычной печатью. На одной стороне печати изображена икона Божией Матери «Знамение», на обороте - надпись: «М(и)л(о)стию Б(о)жиею смиренныи еп(иско)пъ ростовскии Ефрем» (ОПИ ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. 3. 4; АСЭИ. Т. 3. 252. С. 273-274). В примечаниях к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия Ростовского А. А. Титов утверждал, что 5 июля 1427 г. Е. основал Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь на месте, где прежде стоял дом святых Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия (Летописец о ростовских архиереях. С. 14-15; Титов А. А. Ист. описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ. Серг. П., 1893. С. 13-15), однако источник этих сведений неизвестен. В сохранившихся фрагментах Ростовского владычного летописного свода, инициатива создания к-рого приписывается Е. ( Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 367), как и в более поздних летописных памятниках кон. XV-XVI в., данный факт не отражен. По-видимому, при Е. в епархии активно осуществлялась переписка книг. На этот факт косвенно указывает упоминание Ростовского епископа вместе с Киевским митр. Фотием и вел. кн. Василием II Васильевичем в выходной записи в переписанной Нестором «Лествице» (РНБ. Q.I.664, список 1776 г.).

http://pravenc.ru/text/182081.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010