Сортировать по Исключить новости Я «вывалил» на жену Пастернака и хотел, чтобы она была моим идеалом Священник Димитрий Агеев – о книге с чердака дочери княгини Оболенской 15 сентября, 2018 Священник Димитрий Агеев – о книге с чердака дочери княгини Оболенской «Мне очень хотелось купить то, первое издание. Наконец, удалось найти книгу в лавке антиквара-букиниста. Я понял, что мне важно держать ее в руках, листать, перечитывать… Это же абсолютный гимн любви, самой настоящей любви мужчины и женщины. Я хотел, чтобы у меня была такая же любовь. Я об этом Бога просил…» Мы попросили священников рассказать о книгах, которые произвели на них сильное впечатление, может быть, в чем-то изменили их жизнь. О любимом романе рассказывает иерей Димитрий Агеев. Я познакомился с этой книгой, как мне кажется, довольно поздно. Мне было уже двадцать с небольшим лет. Я жил и работал тогда в Бельгии и снимал мансарду у одной старой русской эмигрантки, ныне покойной Марии Викторовны Спечинской. Ее дом в Брюсселе на улице Каштанов был островком той России, про которую я знал только из книжек, из документальных фильмов о русской эмиграции, но почему-то был уверен, что все это выдумки. А все оказалось реальностью. По утрам мы пили с ней чай. Она рассказывала, какие в их имении росли яблоки, что ее маменька – княгиня Оболенская – знала государя императора, и многое другое, о чем я до сих пор жалею, что не записал. Мансарда, на которой я поселился, по сути была чердаком, изначально предназначавшимся для прислуги. Там было свалено разное барахло, которым много лет не пользовались и ничего там не трогали, пока не оказалось, что мне негде жить. Мария Викторовна предложила мансарду, при условии, если меня не смущает наличие всех этих вещей. Меня не смущало, и даже напротив. Там было много книг, в основном эмигрантские журналы и антисоветчина всех сортов. То и дело я выуживал что-то интересное, зачитывался. Однажды обнаружил книгу в синем переплете. Она оказалась первым, миланским, изданием «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. Книгой, за которую он в 1958 году получил Нобелевскую премию.

http://pravmir.ru/ya-vyivalil-na-zhenu-p...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иерей Димитрий Фетисов: Какой грех она совершила, я так и не дерзнул спросить 04.12.2014 472 Время на чтение 4 минуты Моя радость в Рождество всегда имеет примесь печали. Я никогда не забуду, как много лет назад мне довелось испытать грустный опыт сопереживания явного чуда, грозного, внушительного и даже страшного. В любой христианской культуре Рождество традиционно воспринимается как время особых чудес и словно бы вечно юной, по-детски сказочной радости. Сказочны и задолго предшествующие ему зимние дни, укрывающие благородной сединой лужи и осеннюю грязь, будоражащие природу первыми буранами. «Глядя на неестественно согбенную маленькую фигурку, лихорадочно пробиравшуюся ко мне сквозь сыпучие снежные заносы, я внезапно понял, что дело вовсе не в машине» Но моя радость в эти дни всегда имеет примесь печали. Ведь я теперь никогда не забуду, как однажды, когда много лет назад я вдыхал аромат новой зимы, мне довелось испытать грустный опыт сопереживания явного чуда, грозного, внушительного и даже страшного. Чуда, о котором мне поведала его непосредственная участница, попросив выслушать ее и помочь... Я тогда был еще диаконом, то есть священнослужителем, который самостоятельно не совершает таинств и может лишь быть помощником священника или епископа, что, впрочем, не мешает ему проповедовать слово Божие и помогать верующим своим советом и наставлением. В тот день литургия закончилась довольно рано и, уже не помню, почему, я, не думая ни о чем, стоял посреди церковного двора, прямо перед колокольней и любовался моей любимой суровой зимой, как всегда внезапно вдарившей озорной метелью по уныло-грязной земле. Мое созерцательное настроение нарушил огромный белый джип, робко остановившийся рядом с открытым церковным шлагбаумом. Водительская дверь открылась, и из него вышла хрупкая красивая девушка. Сквозь слегка заснеженное лобовое стекло было видно, что на переднем пассажирском сидении кто-то остался. «Наверное, опять будут просить машину освятить», - подумал я с небольшим раздражением, ведь диаконы автомобили не освящают - только священники, и поди ж ты найди ей теперь попа, когда он уже уехал напутствовать умирающего.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Из царства гармонии в царство Любви Протоиерей Димитрий Смирнов о верности классике 28.11.2012 473 Время на чтение 3 минуты Все, чем мы увлекаемся в юности, как правило, оказывает на нас очень сильное влияние. А музыку в 18 лет любят слушать практически все. В том числе и христиане. Мало кто задумывается, что известные ныне православные священники в молодости тоже испытывали сильное влияние мелодий и исполнителей самых разных направлений. Портал " Religare " попытался выяснить, совместимы ли музыкальные увлечения с христианством и меняется ли восприятие любимой музыки после облачения в иерейский сан. - Отец Димитрий, Вы увлекались музыкой в молодости? - Не то слово. У меня ситуация уникальная, потому что я внутри музыки буквально вырос. Каждый вечер, приходя с работы, мой отец садился за фортепиано. Иногда к нему еще приходил кто-то из друзей, и они играли в четыре руки. - Он был профессиональным пианистом? Нет, он был самодеятельным композитором. Писал классическую музыку. Была даже такая специальная секция самодеятельных авторов при Союзе композиторов. Поэтому я с раннего детства слушал любимых композиторов отца: Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Бартока, Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Мусоргского. Я в этом спокойно вырастал. - Исключительно внутри классической музыки? - Исключительно! Поэтому все остальное, что именуется музыкой, меня по большому счету никогда и не интересовало. Хотя в школе я, конечно же, краем уха слышал Beatles, Rolling Stones, но это давало очень мало пищи для души. - То есть повальное увлечение популярной музыкой, типичное для молодежи и подростков, Вас все-таки миновало? - Ну, да. Хотя я учился в английской школе, и на вечерах мы пели Beatles под гитару. Но я этим никогда не горел. Меня это глубоко не задевало. Мне Игорь Федорович Стравинский все-таки ближе. К эстраде я вообще всегда испытывал устойчивое неприятие из-за ее поэтической и музыкальной тупости. И к так называемой бардовской песне тоже. Их три аккорда - это что, музыка? И поэзия вообще непонятно на кого рассчитана. Это только если хорошо выпить у костра, тогда - нормально. А я у костра не пью, и слушать это не могу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким? Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие. К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы. Повторюсь: зло родилось в мире ангельском. Это жуткая мысль: «Выше звезд поставлен престол мой, вознесусь выше всего, что называется святыней». И мы должны признать свою ограниченность в способности понимать инфернальные глубины. Глубины сатанинские, к счастью, человек, пожалуй, не может постигнуть. Человек, к счастью, не может узнать зло в той его конечной глубине, в которой оно существует в ангельском мире. Мы – жертва греха, он нас заразил некоей частью своей заразы, он внушил нам претензию на то, чтобы мы были тем, чем мы не были. Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато «Будете, как боги». Зло всегда обещает больше, чем дарит, и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато. Оно обещает тебе нечто – заметьте, сегодня это реклама, кредиты, поездки, работа за рубежом… «Да, ты будешь там! Идем, идем, идем!.. Тебя ждет Олимп!» Но ты оказываешься потом в глубине какой-то жуткой грязи, думаешь: а как это я развалил свою семью? потерял здоровье? оказался в чужой стране без денег и средств, опозоренный и униженный? Да, это микросхема, действующая еще с момента обмана Адама и Евы. «Будете, как боги, не переживайте; Он лжет, а я не лгу. Он говорит, что вы умрете, – не умрете. Да не умрете вы, а будете, как боги…» Обещание того, что ты не заслужил, обещание того, что тебе вредно, и безмерное завышение претензий. Это зло в его человеческом измерении. Но приходит оно к нам из ангельского мира. Это не мы его выдумали.

http://pravoslavie.ru/91500.html

249. Наша интеллигенция и духовная книга В старое доброе время люди грамотные были несравненно вдумчивее, осторожнее, относились внимательнее ко всем явлениям жизни, потому что с юности привыкли к серьезному чтению книг и почти не знали газет. Известно, что простые русские люди воспитывались на церковной литературе: Четьи-Минеи, Пролог, Благовестники, писания Златоуста, Тихона Задонского , Димитрия Ростовского , разные сборники поучений прошлых веков – вот что составляло любимое чтение нашего православного народа. Но и люди образованные, цвет русского образованного общества, каковы великие писатели: Жуковский, Пушкин, Карамзин, Достоевский, не пренебрегали этой литературой и на ней воспитывали свое русское миросозерцание, оттуда иногда почерпали свое вдохновение, брали образы, учились красоте родной речи. Даже позднее, уже в наше время, такие таланты, как покойный известный адвокат Плевако, любили эту литературу: Плевако каждый день прочитывал житие дневного святого, непременно по Четьи-Минеям, по-славянски, и знал славянский язык так, что мог свободно писать на нем свои послания к друзьям. Его экземпляр Четьи-Миней весь испещрен его заметками. А ораторское искусство он изучал при пособии писаний св. Златоуста, который, как известно, в молодости был тоже адвокатом. Светская литература, руководимая людьми, воспитанными в преданиях более или менее строгого отношения к печатному слову, подчиненная притом наблюдению правительственной цензуры, давала материал для чтения или художественный, или научный, более или менее полезный для читателя. Так было до 60-х годов прошлого столетия. Были, конечно, и исключения, но то и были лишь исключения. Газет почти не было, а если и были, то велись они вовсе не так и не такими людьми, как это ведется теперь. Все это не могло не отражаться на воспитании умов, и тогдашние люди ко всему относились вдумчивее и серьезнее. Меньше было легкомыслия и ветренности, какие теперь стали повседневным явлением нашей жизни. Теперь – не то. Теперь все заполнила газета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Каждый старайся не уронить, но поднять славу своих предков. Всякому свое дорого и мило. Немцы, например, французы, турки, китайцы, японцы, своим родным выхваляются, своим добром дорожат, свою собственность берегут. А для нас русских нет ничего милее и дороже святой Руси, той земли, где мы родились, вспоены, вскормлены, где покоится прах наших предков, с которыми и мы ляжем. Куда бы судьба ни забросила русского человека, он не расстается в своих мыслях с милой родиной; радости и печали её волнуют его сердце и на чужбине. Как бы долго ни пришлось ему жить среди иноземцев, он ни в чем не изменяет своему родному и, умирая вдали от родины, шлёт ей своих мыслях добрые пожелания с последним прощальным приветом. Не любить своей родины, то же самое, что не признавать у себя отца, матери, роду, племени. Поистине, все родное дорого для нас. Какою, например, радостью бьется наше сердце при одном взгляде на величественные православные храмы, которыми так богата святая Русь. В каких землях мы найдем столько светильников веры и благочестия, которые, как звезды на небе освещают наши города и веси своими нетленными мощами? Где в чужих краях найдем столько добродушия, ласки, сердечной теплоты, взаимной помощи, широкого хлебосольства, как не у себя дома, на своей любимой родине? А природа, нас окружающая? Наши необозримые поля, широты и величавые степи, привольные луга и дремучие леса, разнообразные нивы разве все это не восхищает нас своей красотой? Даже вьюги и метели с трескучими морозами, вызывая русского человека на борьбу с собою, развивают в нем молодецкую удаль, и в этой борьбе он ощущает особенное удовольствие. А наши неизменные нравы и обычаи? Наша родная старина, с её заветными преданьями, пословицами, поговорками, с праздничными хороводами, святочными играми? А наши песни, то заунывные, надрывающие душу, в которых слышится глубокая грусть-тоска, то веселые-разудалые, с которыми забываются на время житейские невзгоды и наболевшее горе? А наша русская тысячелетняя история с её славными победами и великими героями-богатырями, с её поразительными успехами в науках, в открытиях и изобретениях, в мануфактурной промышленности, в общественном благоустройстве, вообще в быстром развитии всей духовной жизни народа? Все это, как плоть и кровь наша, дорого и мило для нас, ничем незаменимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви Источник Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В. В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная Академия понесла в лице, скончавшегося 8 августа 1916 года, профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжелую, как та, какую понесла Петроградская Академия в 1900 году, и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым и весьма серьёзным. Умер он не 46-и, а 50-и лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В. В. Болотова, а если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А. А. Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В. В. Болотов, то даже и меньше 1 . Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А. А. Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов еще очень не скоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под память жен-мироносиц Христос воскресе! Диавол восстал на Бога, хотя, конечно, повредить Ему ни в чем не может. Но ненависть его весьма сильна, и, чтобы как-то Богу досадить, диавол решил погубить любимое творение Божие – человека. И в этом очень много преуспел. Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, поэтому человек есть троица: муж, жена и дитя. И, враждуя на человека, сатана хочет эту троичность, отпечаток Божества в человеке, разрушить. Действительно, мы видим, что каждое из лиц этой троичности начинает менять свою ипостасную сущность: мужчины теряют свою мужественность, женщины – женственность, дети – детскость. Как это проявляется, очень наглядно показано в святом Евангелии: женщины остались с Господом при Кресте, женщины первые пришли на гроб, первые сподобились видеть воскресшего Христа. А мужчины? Мужчины разбежались и, когда женщины рассказали, что видели воскресшего Господа, даже не поверили им. Поэтому именно женщину, Матерь Свою Пречистую, Господь вознес превыше неба и земли и соделал Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И на нашем народе видно, как человечество изменило свою ипостасную сущность. У нас женщины стали работать на двух работах, да еще могут по магазинам ходить, детей воспитывать и еще своих мужей нянчить – то есть стали как мужчины, причем очень сильные мужчины. А мужчины превратились в слякоть, не способны ни семью содержать, ни бросить курить, ни отказаться от рюмки водки. Работать никто не может, ну просто не способны. Пока стоишь над ним с палкой, заставляешь, он немножко будет делать, а когда отойдешь – не будет. Почему такая слизь вместо мужественности? Утратили свою ипостасную сущность. А восстановление ее возможно только через благодать Божию. Если человек соединяется со Христом через веру, его падшее естество начинает восстанавливаться. После того как Дух Святый сошел на апостолов, они вновь обрели утраченную мужественность, стали храбрыми, сильными, сотворили великие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Неделя 10-я по Пятидесятнице Пришел к Иисусу человек «и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего». То есть он исповедал Христа Господом и попросил у Него как у Бога о помиловании. Поэтому Господь и исцелил этого несчастного мальчика, который с детства был бесноватым. Бесноваты все люди, но мы по преимуществу называем бесноватыми тех, кто никак не может с собой совладать, у кого воля полностью порабощена дьяволом . Господь ждет обращения каждого человека, и, чтобы обратить к Себе, у Него много всяких средств. Об этом Он однажды так сказал через апостола: «Се, стою у двери и стучу». Господь стучит в сердце каждого человека, но сердце часто бывает настолько окаменелым, что не воспринимает этого тихого стука. И чтобы он как-то был услышан, Господь попускает человеку пострадать – либо самому (но многих это не вразумляет, а Господь заранее видит, вразумит человека собственная болезнь или не вразумит), либо тем, кого он любит. Когда человек видит страдание любимого существа – а редко кто своих детей не любит, – тогда сердце его начинает любимому сострадать. Сострадание есть свойство Божественное. Человек – единственное из всех населяющих землю существ, способное к состраданию. Животным это непонятно, недоступно. Если оно мучается само, то оно страдает, но если рядом мучают другое животное, его это только пугает. И вот, чтобы, вызвав сострадание, человека немножко сделать человеком, Господь попускает страдания его близким. И это часто приводит к успеху, то есть сердце человеческое начинает воспринимать этот стук, начинает слышать, что Господь его зовет. Через страдания близких очень многие приходят к Богу. Поэтому страдания наших близких, любимых надо всегда воспринимать как следствие наших грехов: видимо, Господь исчерпал все возможности нас как-то вразумить. Поэтому всегда надо из этого извлекать урок – покаяние. Отец, о котором повествует Евангелие, попросил Господа о помиловании, о милости, обратился ко Христу от всего сердца. Но сначала он обратился к ученикам Спасителя. И когда апостолы остались наедине со Христом, они спросили: а почему мы не могли исцелить? Раньше мы ходили с проповедью и исцеляли бесноватых и лечили больных, почему же здесь мы не имели успеха? Господь им ответил: «По неверию вашему». А что такое вера, почему здесь ее не хватило? Вера – это не есть согласие нашего ума с некоей информацией. Только последний балбес отрицает существование Бога, но не всякого балбеса можно назвать верующим. Сатана тоже верует, что Бог есть, но мы же не называем сатану верующим существом. Значит, вера не есть доверие к информации о бытии Бога. Нет, вера – это животворная сила, и человек ее либо имеет, либо не имеет, либо имеет мало. И вот этой Божественной силы в апостолах и не хватило, чтобы мальчика исцелить. Господь им сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», – а у них силы молитвы не хватило.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Страшная история про заколдованного мальчика, который в детстве боялся наступать на червяков Священник Димитрий Фетисов Жил-был маленький мальчик Вася, который был до того добр, что когда после дождя на тротуары и брусчатку выползали, спасаясь от потопа, червяки, то он боялся наступить на них, так как понимал, что им тоже больно. Мама с папой не могли нарадоваться на Васю и всем рассказывали про то, какой умный, добрый и талантливый растет у них сынок. Родственники, друзья и знакомые, приходившие в гости, имели великое счастье наблюдать, как маленький Василий, смешно не выговаривавший некоторые звуки, становился на стульчик и читал стишок, срывая при этом шквал аплодисментов. «Радость ты наша, ведь мы живем только ради тебя одного!» – любила повторять мама своему сыночку – Радость ты наша, ведь мы живем только ради тебя одного, – любила повторять мама своему ненаглядному розовощекому сыночку, с умилением глядя на то, как он уплетал, сидя перед телевизором, бутерброд. А папа, вычитавший где-то, что имя Василий переводится с древнегреческого как царственный, по всякому поводу и без повода шутил на эту тему: мол, вон какой царь-то у нас растет. Но, как известно, добра без худа не бывает. Первые проблемы начались еще в детском саду. Делились они на две категории. Во-первых, Василия окружали бестолковые дети из примитивных семей, которые, например, могли с хохотом разрушить чудесный замок из кубиков, который он так долго и искусно строил. Во-вторых, – мама с папой поняли это сразу – их талантливому и доброму сыну все – от чужих родителей с воспитателями до самой заведующей – почему-то бессовестно завидовали и возводили на него напраслины. Например, про то, что он задирист, ленив, жаден и – смешно сказать – злопамятен. Бедному ребенку до того измотали нервы, что он начал болеть и категорически отказывался ходить в детский сад. Папа устроился на вторую работу, мама стала трудиться сверхурочно дома по вечерам. Рождение братика или сестрички пришлось отложить на неопределенный срок, но родители смогли в конце концов сдюжить и нанять любимому чаду няню, которая задержалась недолго, так как отчего-то невзлюбила чудесного ребенка…

http://pravoslavie.ru/112798.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010