Димитрий Муретов (в миру Климент Иванович) – архиепископ Херсонский и Одесский, выдающийся деятель, проповедник и духовный писатель. Родился 11-го февраля 1811 года, в с. Лучинске, Пронского уезда, Рязанской губернии; ум. 14-го ноября 1883 года, в Одессе. Дед архиепископа Димитрия, Алексей Феодулович, был священником в том же Пронском уезде и считался выдающимся среди остальных священников; он был «духовным заказчиком» или судьей «на всю пронскую округу». Сам Алексей Феодулович не носил никакой фамилии, но из пятерых его сыновей – трое прозывались Столпянскими, а двое – Муретовыми. Один из Столпянских, Иван Алексеевич, окончивший в 1804 г. курс Рязанской семинарии «студентом» и долгое время бывший диаконом, и был отцом будущего архиепископа Димитрия. До девяти лет Климент Столпянский обучался дома; в 1820 г. он был отдан в Сапожковское духовное училище и записан по фамилии дядей Муретовым. Затем обучался в Рязанской семинарии и с 1831–1835 г. в Киевской дух. акад., которую окончил первым, с редчайшею отметкой: «способностей и успехов отличных пред всеми». В том же 1835 г. он принял монашество и оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре чтения священного писания, а потом и герменевтики; в 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук, на место отказавшегося от этой кафедры ректора, знаменитого ученого и проповедника, впоследствии архиепископа Иннокентия (Борисова) . Главным предметом Димитрия Муретова было догматическое богословие, которое он подверг тщательной систематической обработке; уступая своему предшественнику в смелости и оригинальности воззрений, он был выше его по глубине и основательности своих богословских познаний. Будучи сторонником исторического метода исследования и изложения и идя по пути, проложенному Иннокентием, которого, впрочем, обвиняли в либерализме, он окончательно освободил богословскую науку от устарелых схоластических форм, а своею строгостью и осмотрительностью выводов заставил умолкнуть всех обвинителей против новой системы богословия. Лекций своих Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал их вполне, но подготавливался к ним так основательно, что обыкновенно в течение двух часов подряд, без всякого конспекта, говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел он и сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу «Введения в курс богословских наук», Макария Булгакова , митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Жизнь и каждого человека не может быть, братие, без искушений. Бывают искушения тяжкие, великие, которые попускаются Промыслом Божиим по особенным, неведомым для нас, намерениям и для особенных целей; но этим искушениям подвергаются преимущественно те, которых ведет Господь особыми путями к высшему совершенству. Есть другого рода искушения – всегдашние, постоянные, не так приметны, но тем не менее тяжелы и прискорбны, которые тем более опасны для нашей веры и упования, для нашей добродетели и чистоты совести и сердца, чем мы менее обращаем внимания на то, чтобы бороться с ними и побеждать их. Мы разумеем многоразличные неприятности, огорчения, досады, без которых едва ли кто проведет и один день своей жизни. Сколько случаев к неудовольствиям и огорчениям в обыкновенной, ежедневной жизни каждого! В семействе и обществе, от врага и друга, от знакомого и незнакомого, с намерением и без намерения, по причинам и без причины огорчения рождаются непрестанно, встречают вас почти на каждом шагу. Вы довольны своим состоянием? Ваши семейные недовольны им и ропщут на вас. Вы желаете добра ближнему? Ближний ваш желает добра только себе одному, а не вам или другим. Вы усердны к делу, желаете трудиться, ожидаете доброго успеха в делах своих? Усердие ваше не оценено, труд не вознаграждается, как должно, успехам ставятся препятствия. У вас спокойно в доме? Вас беспокоят в обществе: добрые желания, намерения и дела не предохраняют вас от пересудов и клеветы, этой обыкновенной язвы общества; бескорыстие вашей дружбы не спасает вас от своекорыстия ваших друзей. Вы воздержны на слово? Невоздержны другие и увлекают и вас в празднословие и злословие. Вы остерегаетесь оскорблять кого-либо? Другие не остерегаются оскорблять вас при всяком случае. И кто исчислит все случаи к неудовольствиям и огорчениям повседневным? Дети для родителей, родители для детей, подчиненные для начальников, начальники для подчиненных, – один для другого вообще, намеренно или ненамеренно, только почти беспрерывно подготовляют новые огорчения и досады.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Труды Киевской духовной академии»: история и современность 14.12.2011 991 Время на чтение 24 минут Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX - начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. Хотя начало издания научного журнала в Киевской духовной академии (далее - КДА) берет свое начало с 1860 года, все же реализации этого проекта предшествовал довольно продолжительный период дискуссий, в рамках которых обсуждались как сама возможность и целесообразность появления такого издания, так и возможный его формат. Предыстория журнала Первое периодическое издание КДА было основано еще в 1837 году. Это был журнал «Воскресное чтение». Инициатива его создания принадлежала тогдашнему ректору Академии епископу Иннокентию (Борисову). Именно он вместе с профессорами КДА протоиреем Иоанном Скворцовым и Яковом Космичом Амфитеатровым, а также молодым бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу издания первого в Киеве духовно-просветительского журнала. Проект был поддержан Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), благодаря которому было получено и одобрение Святейшего Синода. В результате с 1837 года в свет стал выходить журнал, большая часть статей которого принадлежала перу профессоров КДА. Хотя «Воскресное чтение» было ориентировано, прежде всего, на публикацию общедоступных статей духовного содержания, все же здесь появлялись и важные учебные и научные материалы по богословию, библеистике, патрологии, литургике . Однако 18 марта 1844 года Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде направило во все духовные академии письмо, в котором высказывалась явная неудовлетворенность делом издания научно-богословских трудов. Здесь указывалось, что, несмотря на то, что со времени введения в действие Устава духовных академий 1809 года было подготовлено немало образованный пастырей, все же и по прошествии четверти века с момента появления этого Устава в России ощущается дефицит учебных пособий для духовных школ. Кроме того, в свет вышло совсем немного научных сочинений богословского характера. Хотя академии и издают журналы, но они «предназначены преимущественно для народного чтения» и потому неудобны для публикации сугубо научных и учебных материалов. Поэтому Духовно-учебное управление предлагало академиям «издавать в свет по две, или по три книжки в год ученых записок из трудов наставников духовно-учебных заведений, подведомственных каждой академии» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Конспект по педагогике Скачать epub pdf Взято из книги: «История Киевской духовной академии. В. Аскоченский», 220221. Педагогию называем науку о воспитании. Воспитание в общем смысле есть вспомоществование правильному развитию всех сил телесных и духовных воспитанника, из которого оно образует человека и достойного члена общества. Воспитание христианина, какое должно быть в обществе христианском, есть такое развитие умственных, нравственных и телесных сил человека, какого требует дарованная ему благодать св. крещения и звание истинного христианина, благопослушного православной Церкви Христовой и верного сына отечества. Воспитание духовное имеет целью образовать не только истинного христианина и полезного члена общества, но и способного и полезного служителя Церкви. Последнее есть главный предмет Педагогики для духовных академий. Понятие о воспитании вообще, как о сообразном с целью развитии и образовании всех сил духовных и телесных, заключает в себе не только наилучшее практическое направление сил воспитанника, вследствие которого он делается способным действовать на поприще жизни во благо себе и другим, но и сообщение ему различных сведений полезных и нужных для известного рода жизни в обществе. То и другое между собой нераздельно; в науке может быть рассматриваемо порознь. Первое назовем воспитанием в частнейшем смысле, последнее обучением. Отсюда и Педагогику можно разделить 1) на науку воспитания и 2) науку обучения (дидактика). I. Наука воспитания . Здесь после общий понятий а) о назначении воспитываемого и средствах к достижению оного естественных и благодатных; b) о воспитателе, его обязанностях и качествах умственных и нравственных, с) о средствах, которыми может располагать воспитатель для своей цели, должны быть указаны 1) как общие правила касательно возбуждения и направления способностей, предупреждения от повреждения и исправления недостатков; 2) так и особенные правила касательно а) образования тела (воспитание физическое). Правила, относящиеся к сему, должны быть заимствованы из медицинских наставлений (например, из книги доктора Грума о сохранении здоровья детей), с применением их к быту духовенства и устройству духовных школ и цели духовного образования. b) образования души, то есть, ее умственных и нравственных сил, ума, воли и чувства, как требует достоинство существа нравственного, звание христианина, особенное назначение духовного воспитанника, с указанием средств к сохранению благонравия детей, к предупреждению и исправлению недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. Впервые программа Е. в. была составлена в 1853 г. Херсонским архиеп. св. Иннокентием (Борисовым) . Только через 6 лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиеп. Димитрием (Муретовым) . Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 нояб. 1859 г. Указом Синода от 31 дек. того же года утвержденная программа была разослана всем епархиальным архиереям. В ходатайстве в пользу издания Е. в. архиеп. Димитрий приводил следующие соображения: 1) значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2) получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. п.; 3) «новый способ к пастырскому действованию на паству... и с словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы и плевел разных лжеучений и обычаев нехристианских, и с воззваниями к подвигам благотворительности и другим богоугодным делам». Е. в. были призваны «оживить» все епархиальное управление и сблизить его с паствой. Те же и др. доводы приводились впосл. в начале издания новых епархиальных журналов. Так, в редакционном предисловии к 1 «Екатеринославских епархиальных ведомостей» (1872. 1. С. 1-7) указывалось, что издание необходимо в целях «более живого обмена, с одной стороны, распоряжений, с другой - донесений, между административною епархиальною властию и управляемым духовенством», т. к. в др. епархиях с началом издания Е. в. офиц. переписка сокращалась более чем наполовину. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. д. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. вопросы.

http://pravenc.ru/text/190001.html

О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращаемых Все пути промысла Божия о роде человеческом и для всякого поучительны. Каждое действие Божественное есть урок, которым человек должен, если может, воспользоваться к собственному наставлению и утешению. Поучаться таким образом в путях Промысла Божия было всегдашним, любимым упражнением мужей благочестивых. Еще поучительнее и необходимее для человека-грешника наблюдать пути Промысла Божия в обращении подобных ему грешников. Здесь-то преимущественно Бог , промышляющий о роде человеческом, является любвеобильным Отцом, Который не хочет смерти самого преступника Его закона, с неизреченной любовью взыскует погибшего, и всеми мерами премудрости Своей ведет к Своему возлюбленному Сыну, Который Един воскрешает мертвых, исцеляет болящих, спасает погибающих. И человек, если не хочет подвергнуться вечной погибели, должен совершенно предаться водительству Божию, по крайней мере, не идти явно вопреки намерениям Его. Для сего он должен научиться различать пути, коими благость Божия ведет его к покаянию; – узнавать глас благодати Божией, дабы с усердием внимать ему. Но при размышлении о действиях Промысла Божия, в отношении к роду человеческому, не должно забывать, что каждое действие Божие всегда носит на себе печать непостижимости и таинственности; – иначе оно ничем не различалось бы от действий человеческих. Чтобы вполне постигнуть эти действия, надлежало бы проникнуть в самое начало их, которое сокрыто в таинстве сокровенных советов Божиих; но кто уразуме ум Господень, или кто советник Ему бысть? ( Римл.11:34–35 ). При том в обращении каждого грешника у Промысла Божия, некоторым образом, особый образ действий, сообразный личным свойствам человека и обстоятельствам, в которых он поставлен. Потому исчислить и указать все возможные пути, которыми благодать Божия ведет грешников ко спасению, значило бы посягнуть на невозможное. – Не усиливаясь изъяснить непостижимое, или исчислить неисчислимое, мы сделаем одно общее обозрение разнообразных путей Промысла Божия в обращении грешников, основанное на опытах людей обращенных, дабы видеть – сколько можно видеть – 1) как действует Бог в обращении грешника и 2) как должен действовать человек-грешник, чтобы действия благодати беспрепятственно достигали своей цели. Нет нужды напоминать, что не удовлетворения любопытству, а существенной пользы душевной должно искать в подобных размышлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Труды по преобразованию духовно-учебных заведений I. Святейшему Правительствующему Синоду Донесение Господин обер-прокурор Святейшего Синода граф Александр Петрович Толстой в предложении своем Святейшему Синоду от 10 февраля 1860 года, за изъяснил, что он, с согласия членов Святейшего Синода, относился ко всем епархиальным преосвященным с просьбой истребовать от подведомственных им ректоров семинарий мнения о необходимых улучшениях в нравственной, учебной и хозяйственной части духовно-учебных заведений и, дополнив рассуждения ректоров собственными замечаниями, сообщить оные ему. Из полученных таким образом предположений составленный свод господин обер-прокурор представил Святейшему Синоду с предложением: не будет ли признано нужным поручить рассмотрение сих предположений особому комитету. Вследствие сего, определением Святейшего Синода 25 февраля (8 марта) 1860 года, для означенной цели, и учрежден под председательством моим комитет, которому вменено в обязанность, по рассмотрении полученных от епархиальных преосвященных предположений, представить свои окончательные заключения о тех изменениях по всем отраслям духовно-учебной части, которые он признает необходимыми для улучшения настоящего состояния духовных училищ. Исполнив возложенное на него поручение, комитет имеет честь почтительнейше представить Святейшему Синоду: 1) общий журнал своих собраний, в котором изложен подробный разбор полученных от епархиальных преосвященных предположений, с присовокуплением собственных заключений комитета по всем частям управления духовных семинарий: нравственной, учебной, хозяйственной и распорядительной. 2) Вновь переделанный, на основании тех заключений, проект устава духовных семинарий. Представляя труды комитета на благоусмотрение Святейшего Синода, долгом почитаю обозначить здесь существеннейшие черты предположенных им изменений. I. По нравственной части По согласному указанию почти всех епархиальных преосвященных и ректоров семинарий и по общему признанию членов комитета, в духовных семинариях и уездных училищах, при настоящем их устройстве, главная забота начальства обращена на то, чтоб сообщить учащимся как можно более разнородных сведений; воспитание же, соответственное их главному назначению, оставляется в крайнем небрежении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ (МУРЕТОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Димитрий (Муретов) Димитрий (Муретов) ( 1811 - 1883 ), архиепископ Херсонский и Одесский . В миру Муретов Климент Иванович, родился 11 февраля 1811 г. в с. Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. В 1820 г. поступил в Сапожковское духовное училище , затем обучался в Рязанской духовной семинарии . В 1831 г. поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил первым учеником. 11 сентября 1834 г. пострижен в монашество ; 27 октября рукоположен во иеродиакона , а 24 июля 1835 г. - во иеромонаха . 7 октября 1835 г. удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Св. Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 г. - инспектор академии. 25 марта 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря . С 24 апреля 1841 г. - ректор Киевской духовной академии . Десятилетний период его управления Киевской академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. В это время имя Димитрия стало широко известным. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни и уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами. Уступая предшественнику своему, Иннокентию (Борисову) , в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов. Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме. Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия.

http://drevo-info.ru/articles/20745.html

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова) 1 . А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку). Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010