Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕУКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ РАДА (ВПЦР), руководящий орган приверженцев автокефалии правосл. Церкви на Украине, состоявший из национально ориентированного укр. духовенства и мирян; после институализации Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), на 1-м Всеукраинском Православном Церковном Соборе УАПЦ 14-30 окт. 1921 г., и до ликвидации УАПЦ в 1937-1938 гг. руководящий орган УАПЦ. Весной-летом 1917 г. революционно настроенное военное и приходское духовенство, особенно на Киевщине и Полтавщине, инициировало созыв епарх. съездов духовенства и мирян, на к-рых впервые прозвучали лозунги церковной автономии и автокефалии правосл. Церкви на Украине. Активисты съездов летом-осенью 1917 г. сплотились для представления Свящ. Синоду, а затем Поместному Собору РПЦ просьбы о созыве Всеукраинского Православного Церковного Собора с последующим провозглашением автокефалии правосл. Церкви на Украине. 23 нояб. 1917 г. на заседании Организационного комитета по созыву Собора, образованного по инициативе группы укр. военных священников на III Всеукраинском военном съезде, комитета по созыву Собора Братства Воскресения и соответствующей комиссии, организованной на Киевском епархиальном съезде, создана ВПЦР, к-рая провозгласила себя временным органом по управлению правосл. Церковью на Украине. Дабы ВПЦР имела хотя бы видимость каноничности, предложение возглавить ее было направлено еп. Димитрию (Вербицкому) , к-рый ответил отказом, усмотрев в деятельности ВПЦР покушение на канонический строй Церкви. Председателем ВПЦР стал свящ. Александр Марычев, почетным председателем - пребывавший на покое в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре архиеп. Алексий (Дородницын) , в 1917 г. обозначивший себя сторонником укр. национальной идеи. На первом заседании ВПЦР приняла решение о созыве Всеукраинского Православного Церковного Собора для провозглашения автокефалии Украинской Православной Церкви. На 2-й сессии Всеукраинского Собора в июле 1918 г. мн. члены ВПЦР были исключены из состава соборян по инициативе президиума во главе с Киевским и Галицким митр. Антонием (Храповицким) . Первый состав ВПЦР прекратил свою деятельность; большинство его членов, в особенности из числа военных священников, эмигрировали на Запад, архиеп. Алексий (Дородницын) умер в янв. 1920 г. в Новороссийске.

http://pravenc.ru/text/155552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) (Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии. В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление.

http://pravenc.ru/text/2561328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Никитич Никитин (1870, дер. Афанасово Островского у. или дер. Афаносково Великолукского у. Псковской губ.- 2.08.1930, Воронеж), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), свящ. Из крестьянской семьи. До 1906 г. книгоноша религиозно-нравственного об-ва в Екатеринославской губ. С 1906 г. проживал в г. Пскове, позднее сапожник на ст. Ханжоновка Екатеринославской губ. С 1914 по 1917 г. на фронте в составе 23-й отдельной саперной роты. С 1917 по 1920 г. болел и нищенствовал. Сщмч. Георгий Никитин. Воронежская тюрьма. 1930 г. Сщмч. Георгий Никитин. Воронежская тюрьма. 1930 г. В 1920-1927 гг. возглавлял общину иоаннитов в с. Паланка (ныне с. Заозёрное Винницкой обл.) на Украине; будучи на нелегальном положении, неск. раз подвергался арестам. В 1927 г. жил в Ленинграде у рабочего Путиловского завода Макария Вербицкого, по распоряжению Гдовского еп. Димитрия (Любимова) учился у протоиереев Никифора Стрельникова и Иоанна Никитина. Был знаком также со священниками Сергием и Александром Тихомировыми, Сергием Боголюбовым. С 1928 г. служил псаломщиком в иосифлянских храмах Ленинграда. Осуществлял связь буевских (см. Буевцы ) приходов с югом России, сапожничал, работал на шахтах в г. Енакиево (ныне Донецкой обл.). В кон. июня 1929 г. в Ленинграде архиеп. Димитрием посвящен в иподиакона; послан с письмом к Бахмутскому и Донецкому еп. Иоасафу (Попову) в г. Новомосковск (ныне Днепропетровской обл.) и проэкзаменован им, 26 авг. 1929 г. рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. Служил в Енакиеве при заводской церкви, после ее закрытия в сент. 1929 г. вновь сапожничал. Получив указание от еп. Иоасафа ездить по селам и городам в качестве разъездного проповедника, посещал Воронеж, Курск, Тамбов, где проводил богослужения. В февр. 1930 г. приехал для получения места священника в Тамбов. В кон. марта 1930 г. на обратном пути был арестован в поезде и заключен в воронежскую тюрьму; проходил по делу «Воронежского филиала Истинно-Православной Церкви». 28 июля 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/164173.html

профессор Константин Дмитриевич Попов (1849–05.05.1911) Патрология профессор Константин Дмитриевич Попов Доктор богословия, заслуженный ординарный профессор кафедры патристики Киевской духовной академии. Биография Родился в слободе Михайловке Павловского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика. В 1865 году окончил Павловское духовное училище, в 1871 году - Воронежскую духовную семинарию первым студентом. В 1875 году завершил обучение на церковно-историческом отделении Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия и был направлен преподавателем церковной истории в Астраханскую духовную семинарию. В Астрахани также преподавал словесность в епархиальном женском училище и педагогику в Мариинской женской гимназии, состоял членом комиссии по научному разбору и описанию архивных дел Астраханской духовной консистории и более полугода исправлял должность инспектора семинарии. Публиковал статьи в Астраханских епархиальных ведомостях. В 1878 году перешёл в Киевскую духовную академию, заняв вакантную кафедру патристики в звании приват-доцента. В 1880 году защитил звание ученой степени магистра богословия и был утверждён в должности нештатного доцента. 9 февраля 1904 года утвержден в степени доктора богословия. В 1904 году утверждён Святейшим Синодом в ученой степени доктора церковной истории и в том же году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1906 году состоял членом Особого присутствия при Св. Синоде для разработки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного собора Русской Православной Церкви. В 1909 году состоял в числе членов синодальной комиссии по составлению нового академического устава. В 1910 году, по введении нового устава духовных академий, за выслугой 30-ти лет духовно-учебной службы, согласно прошению, был уволен от штатной службы, с оставлением в звании сверхштатного профессора, с правами, предоставленными этому званию, и с разрешением преподавания в академии в 1910-1911 учебном году предмета патрологии. Действительный статский советник. Скончался 5 мая 1911 года после продолжительной тяжелой болезни. Отпевание 7 мая в Киево-Братском монастыре возглавил первый викарий Киевской епархии Павел (Преображенский), в сослужении третьего викария Димитрия (Вербицкого). Был погребен на кладбище Флоровского монастыря рядом с могилами профф. П.И. Линицкого и М.Ф. Ястребова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Представители Патриарха и Всероссийского Собора провели в Киеве серию встреч с членами ВПЦР, в ходе к-рых последние заняли жесткую позицию в плане достижения церковной независимости Украины, в результате чего переговоры вскоре были прекращены. 21 дек. 1917 г. ВПЦР, признанная Центральной радой законным представителем правосл. Церкви на Украине, в грубой форме попыталась отстранить митр. Владимира от управления Киевской митрополией. Активисты ВПЦР потребовали от митр. Владимира и его викария, Чигиринского еп. Никодима (Кроткова) , покинуть Киев, передав управление викарному епископу укр. происхождения Уманскому еп. Димитрию (Вербицкому) или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Члены ВПЦР надеялись таким способом не допустить работы Собора в русле, намеченном канонической церковной властью. Все архиереи ответили отказом на эти требования. Митр. Владимир направил в Центральную раду запрос о причинах, побудивших правительство признать эту самозваную орг-цию в качестве законной церковной власти. Опасаясь влияния на церковную жизнь Украины, поддержанной властью ВПЦР, ряд иерархов решили пойти на компромисс. Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский) и Черниговский еп. Пахомий (Кедров) продолжили переговоры с ВПЦР. В обращении киевского Союза приходских советов в Киевскую митрополию от 26 дек. 1917 г. утверждалось, что Всеукраинский Собор может послужить умиротворению. В кон. дек. 1917 - нач. янв. 1918 г. в укр. епархиях проходили выборы делегатов на Собор. Во мн. местах к идее Всеукраинского Собора отнеслись с недоверием. Представители епархий нередко обращались к митр. Владимиру, прося его подтвердить, что Собор действительно будет проходить на канонических основаниях. В нек-рых местах выборы не удалось провести. В Киевской ДА лишь 6 янв. были избраны делегаты: профессора прот. Николай Гроссу , И. Четвериков и П. П. Кудрявцев . Архиеп. Евлогий сумел добиться компромисса с ВПЦР. Было решено: раду возглавят правосл. епископы укр. епархий, а сама она станет законным органом церковной власти, к-рый и созовет Всеукраинский Собор; выборы делегатов на него будут организованы по образцу выборов на Всероссийский Собор; епископы Украины образуют Соборную раду, автоматически войдут в состав президиума Собора и изберут из своего числа его председателя; члены ВПЦР станут делегатами Собора, однако Собор может исключить их по своему усмотрению (поправка внесена по инициативе митр. Платона). ВПЦР получила согласие церковных властей на проведение Собора и гарантии участия в нем своих членов и легитимизировала свою деятельность, а епископат избежал опасности проведения неканонического Собора и обеспечил себе главенство на Соборе. Открыть Собор было постановлено 12 янв. 1918 г. Председателем созданной для его подготовки Предсоборной рады стал Екатеринославский и Мариупольский еп. Агапит (Вишневский) , товарищем председателя - представитель ВПЦР свящ. А. Марычев.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Продуманная политика М. помогала ему в отношениях с гражданскими властями. Когда в нач. янв. 1923 г. прекратились полномочия епархиального Церковного совета, М. удалось получить в Киевском губисполкоме регистрацию личной митрополичьей канцелярии (обычно советские власти отказывали в регистрации органам епархиального управления канонической Церкви, считая законными только структуры обновленцев). Однако ГПУ, обеспокоенное неудачами обновленцев в Киевской епархии, склонялось к лишению М. свободы. Предчувствуя скорый арест, М. составил 22 янв. негласное распоряжение о передаче управления Киевской епархией в случае отстранения от должности своим викариям в обозначенном им порядке: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину) , Богуславскому Георгию (Делиеву) и т. д. Непосредственным поводом к аресту М. стало оказанное верующими сопротивление при попытках передачи обновленцам Николаевского собора Покровского мон-ря в Киеве и ряда др. киевских храмов. Власти посчитали М. организатором этих выступлений. 23 янв. 1923 г. ВЦУ составило офиц. извещение об отстранении М. от управления Киевской епархией в соответствии с постановлением от 17 нояб. 1922 г. 25 янв. киевский губернский отдел ГПУ возбудил против М. следственное дело по обвинению в «систематической работе по свержению советской власти». 27 янв. уведомление ВЦУ об увольнении М. поступило в обновленческое епархиальное управление в Киеве и 30 янв. было вручено экзарху. Обновленцы потребовали от него в 3-дневный срок сдать епархиальные дела и выехать из города. М. не подчинился и 5 февр. был арестован в своей резиденции в Киево-Печерской лавре и помещен в тюрьму ГПУ в Киеве. Его обвиняли в том, что он, «заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства способствовал организации крепкого контрреволюционного тихоновского фронта».

http://pravenc.ru/text/2563636.html

26 авг. 1921 г. М. прибыл в Киев, где поселился в 2 комнатах на 2-м этаже дома наместника Киево-Печерской лавры, поскольку митрополичьи палаты вместе с историческим Большим Софийским собором были ранее переданы городскими властями лидеру неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), запрещенному в священнослужении прот. Василию Липковскому . 28 авг. М. созвал в Киеве под своим председательством совещание Синода (Малого Собора) епископов Украины, на к-ром было рассмотрено обращение автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР) с просьбой признать подчиненные ей приходы отдельной экстерриториальной епархией и назначить для них епископа. М. и Синод украинских епископов отказались это сделать до признания автокефалистами каноничного священноначалия и обратились к сторонникам Липковского с призывом вернуться в каноничную Церковь. В нач. окт. 1921 г. М. организовал орган епархиального управления - Церковный совет клириков и мирян, получивший регистрацию от местных властей. Осенью того же года М. обращался к властям Украинской ССР с просьбой о проведении в Киеве Всеукраинского церковного Собора, но получил отказ. 14 окт. 1921 г. в Большом Софийском соборе с разрешения советских властей открылся созванный ВПЦР т. н. Всеукраинский Собор духовенства и мирян. За несколько дней до этого М. и викарные епископы Киевской епархии получили от автокефалистов письменное приглашение принять участие в их «Соборе». М. ответил, что не считает созыв такого собрания законным, но готов выслушать его представителей и дать им необходимые объяснения. 19 окт. М. вместе с 2 священниками, делегатами Союза православного духовенства, явился на автокефалистское собрание и выступил с увещевательной речью, предложив делегатам разъехаться с миром по домам. Вечером того же дня и 20 окт. состоялись переговоры М. и епископов Белоцерковского Димитрия (Вербицкого) , Черкасского Николая (Браиловского) и Лубенского Григория (Лисовского) с представителями автокефалистов, к-рые не дали результата. 21 окт. автокефалистский «Всеукраинский Собор» избрал Липковского «архиепископом-митрополитом Киевским и всея Украины», а 23 окт. 1921 г. состоялось «соборно-мирское рукоположение» Липковского всеми присутствовавшими участниками собрания. В связи с самосвятской «хиротонией» М. выступил с обращением к правосл. населению Украины, обличая сторонников Липковского как «ругателей нашей веры и разорителей Церкви Божией».

http://pravenc.ru/text/2563636.html

ответил, что не желает иметь с Евдокимом ничего общего. 4 февр. 1923 г. в Киево-Печерской лавре патриарший экзарх всея Украины Гродненский и Брестский митр. Михаил (Ермаков) в сослужении викария Киевской епархии Уманского еп. Димитрия (Вербицкого; впосл. архиепископ) совершил хиротонию О. во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Первую архиерейскую литургию О. совершил 6 февр. в Успенском соборе г. Елисаветграда (ныне г. Кропивницкий Кировоградской обл.) при большом стечении молящихся. Через неск. дней к нему явился уполномоченный от обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), чтобы узнать, какой церковной ориентации он придерживается. О. ответил, что не признаёт ВЦУ. 11 февр. 1923 г. арестован по обвинению в том, что не зарегистрировался у властей как епископ и возглавил незарегистрированное местное церковное управление. Заключен в елисаветградскую тюрьму, затем переведен в Одессу, где содержался в заключении 3 месяца. 15 мая О. освободили и взяли с него подписку, что он покинет Одесскую губ., хотя суда не было. О. избрал местом жительства Кривой Рог. Вскоре по прибытии туда он отправил послание к елисаветградской пастве о непризнании обновленческого ВЦУ и начал активную борьбу с обновленчеством. В окт. того же года был вновь арестован, заключен в криворожскую тюрьму, затем переведен в Екатеринослав (ныне г. Днепр), оттуда - в Харьков. В янв. 1924 г. освобожден под подписку о невыезде. Находясь в Харькове, по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) взял на себя управление Одесско-Херсонской епархией и Елисаветградским вик-ством в основном посредством переписки. В это время вел активную борьбу с обновленцами. Также выступал против григорианского раскола, возникшего в дек. 1925 г. Вместе с др. архиереями подписал обращение в поддержку зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) против григориан. Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, составившие 3 тома (общий объем 1062 машинописные страницы).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

В оккупированном немцами Киеве власть перешла от Центральной рады к гетману Скоропадскому. В канун Пасхи архиепископ Евлогий получил от Патриарха Тихона указ о проведении выборов митрополита на вдовствующую Киевскую кафедру. Приехав в Киев, он устроил несколько предвыборных собраний, на которых среди кандидатов назывались имена архипастырей: митрополитов Антония, Платона, Арсения, епископа Уманского Димитрия (Вербицкого), викария Киевской епархии, и мирян – профессоров Киевской Академии. Выборы взволновали население города. Вокруг Софийского собора, где проходило окончательное голосование, толпился народ. Большинство киевских приходов стояло за митрополита Антония. Сторонники автокефалии и самостийники поддерживали епископа Димитрия. В конце концов, большинством голосов митрополитом Киевским и Галицким был избран преосвященный Антоний (Храповицкий) . Открылась вторая сессия Всеукраинского церковного Собора. Вначале председательствовал, как и до перерыва, епископ Балтский Пимен, потом прибывший из Харькова только что избранный митрополит Киевский Антоний. Новый архипастырь после торжественной встречи в Софийском соборе нанес визит гетману Скоропадскому. Профессор В. В. Зеньковский , назначенный гетманом министром исповеданий, придерживался умеренной линии, в то время как большинство членов правительства стояло за автокефалию Украинской Церкви. Церковные и политические сепаратисты оказывали давление на Зеньковского и, в конце концов, заменили его крайним сепаратистом Д. А. Лотоцким. Борьбу за сохранение единства Русской Церкви возглавил митрополит Антоний. Его энергично поддерживал архиепископ Евлогий, и вместе они сумели добиться поворота в настроениях соборян. Удалось им настоять и на отставке Лотоцкого. Архиепископ Евлогий объявил на Соборе: «Пал министр, пала и автокефалия! Будем теперь спокойно заниматься делами...» 82 Автокефалия, действительно, была отвергнута большинством соборян. 9 июля 1918 г. Всеукраинский Собор объявил об автономии Украинской Церкви. Был образован Священный Собор, или Синод епископов. Для Украинской Церкви признавались обязательными постановления Всероссийского Православного Собора, указы Святейшего Патриарха и высших органов Российской Церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

29 апреля 1935 г. обновленческий синод принял решение о самоликвидации. Все прошло тихо, и даже созывать собор не потребовалось. Профессор С. М. Зарин сделал доклад по этому вопросу, со ссылкой на 34 апостольское правило. Присутствовавшие на заседании «митрополиты» Виталий (Введенский), Михаил (Князевский), «протопресвитеры» Павел Красоткин и Димитрий Адамов всю полноту власти передали «первоиерарху православных церквей СССР» митрополиту Виталию. Ему присвоили изобретенный по случаю титул «первосвященнейший» и наделили правом назначать себе преемника и делегировать свои полномочия другому епископу. Вскоре «первоиерарх» повелел распустить все митрополитанские и епархиальные управления и благочиннические советы, остались лишь архиереи и их канцелярии – так заканчивалась демагогическая борьба обновленцев за коллегиальное управление Церковью. С 1 января 1936 г. заменяется в поминовениях на богослужении употребление слова «господин» на более «народную и истинно-церковную» фразу «всечестный отец». Росчерком пера упраздняется Украинская и Белорусская автокефалии. «Митрополит Ювеналий (Машковский) возвращается в патриаршую Церковь . Николай Платонов, «митрополит» Ленинградский, в очередной раз венчался, а в 1938 г. публично отрекся от веры в Бога. Киевскую кафедру после кончины 1 февраля 1932 г. архиепископа Димитрия (Вербицкого) занял архиепископ Сергий (Гришин). Но когда в 1934 г. столицей Украины стал Киев, экзарха Украины перевели на Киевскую кафедру, а Харьковскую занял архиепископ Сергий. Митрополит Константин, несмотря на свою болезненность (он страдал тяжелой формой диабета), был человеком удивительного миролюбия, стойкости и самообладания. Он не мог совершать богослужения ни в одном из городских соборов, в ту пору уже закрытых, и кафедральным собором Киева стала маленькая приходская церковь «Озерянская» вблизи железнодорожного вокзала: там и служил митрополит Константин. Однажды после богослужения женщина-иноверка бросила в лицо митрополиту камень. Если бы богомольцы попытались защитить архипастыря, дать отпор, случившееся стало бы основанием для закрытия церкви. Но митрополит, с залитым кровью лицом, призвал прихожан к спокойствию, и провокация была сорвана. Верующие почитали и любили своего архипастыря. Любил народ и архиепископа Харьковского Сергия (Гришина), поэтому в Харькове арестовать его не дали, и в начале 1935 г. он был переведен в Россию, во Владимир-на-Клязьме, где вскоре и был арестован, а затем этапирован в лагерь в Новгородскую область. В лагере он был конюхом, но киевляне, сохранившие благодарную память о нем, навещали его и здесь. Среди видных архипастырей Украины был и епископ Винницкий Александр (Петровский), завершивший свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь в тюремной камере 12 мая 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010