Евстафий Солунский (ок. – византийский филолог, писатель, церковный деятель (сначала писец патриаршей канцелярии в Константинополе, затем профессор Высшей патриаршей школы, митрополит Солуни [Фессалоники] с 1175 г.). Среди его многочисленных учеников были митрополит Афин Михаил Хониат , Григорий Антиох и др. Евстафий Солунский увлекался античной литературой, прекрасно знал поэмы Гомера, использовал цитаты из произведений древнегреческих авторов в монодиях и письмах, в речах к императору Мануилу I, к константинопольскому патриарху. Он составил разнообразные комментарии (исторические, литературно-стилистические, лексические, аллегорические) к одам Пиндара, к комедиям Аристофана, к путевым заметкам александрийского поэта II в. н.э. Дионисия Периегета, к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых использовал все известные ему гомеровские схолии, сочинения греческого географа и историка Страбона, грамматика Афинея и многих других, сохранив для науки ценные античные материалы. Евстафию Солунскому удалось постичь секреты гомеровского искусства и уловить разницу в характере авторского мировосприятия в «Илиаде» и «Одиссее», в соотношении правды и вымысла. Он отметил огромную историко-культурную роль Гомера – «поэта, изобилующего словами», у которого «все нашли... убежище». В трактате «Об ипокризе» он так же высоко оценил нравственное звучание античных трагедий, склонявших «зрителей и слушателей к красоте добродетели». Литературное творчество Евстафия Солунского отличается многогранностью. Он – автор «Похвалы св. Димитрия», в которой описываются живописные сады Фессалоники; нескольких сатирических памфлетов («Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии»), высмеивающих алчность монахов, их стремление обманом завладеть чужими землями; повести «Взятие Солуни» о норманнском вторжении в 1185 г. В этой повести в центре внимания писателя – бедствие, обрушившееся на цветущий город, убийства, грабежи и зверства «толпы», сметавшей все на своем пути. Как указывает Евстафий Солунский , одной из его задач было «веское порицание и обличение» прямых и побочных виновников «несчастья», среди которых – император Андроник I Комнин, расправившийся со знатью, чиновники-бюрократы и чернь, принявшие участие в смуте. Наряду с яркими индивидуальными характеристиками писатель создает коллективный образ жителей Солуни, разделенных на три разряда – воины, духовенство, простолюдины. Евстафий Солунский отказался от скрытых символов, обратился к деталям, к мелочам быта, ярко передал накал страстей, что отличало повесть «Взятие Солуни» от других произведений византийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом повествовании, историческом в основе, использован ряд эпических мотивов: перемещение кораблей на колесах по суше (см., напр.: Saxo Gram. Gesta. IX. 4.21. Р. 259; Саксон Грамматик. Т. 1. С. 330; Haralds saga kap. 58// Snorri Sturluson. 1951. Bd. 3. Bls. 139-140; о др. аналогиях см.: Пчелов. 2018. С. 72-75); отказ от отравленного вина (пищи) (см., напр., в исл. «Саге об Эгиле Скаллагримссоне» - Egils saga. Kap. 44); щит на воротах К-поля в знак победы (см. напр.: saga Tryggvasonar. Kap. 85// Snorri Sturluson. 1941. Bd. 1. Bls. 333; Рыдзевская. 1978. С. 183); противопоставление качества (цвета, размера) в данном случае тканей, из которых изготовлены паруса для кораблей «руси» и словен флотилии О. (см.: Рыдзевская. 1978. С. 182-183). Устное предание о походе О., изложенное, вероятно, в сильно сокращенном виде (Там же. С. 179), было дополнено летописцем различными по происхождению текстами. Описание в ПВЛ зверств, чинимых войском О. в окрестностях К-поля, частично совпадает с описаниями в НПЛ походов кн. Игоря под 920 г. и О. под 922 г., за исключением упоминания о перекрытии залива Золотой Рог (входа в Боспор, как полагает Кузенков - см.: Кузенков. 2011) и о «затворении» К-поля - эти описания основаны на рассказе о походе кн. Игоря 941 г. в ПВЛ. Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) К тексту Начального свода, видимо, относится сопоставление О. с вмч. Димитрием Солунским (дословно совпадает в ПВЛ и НПЛ), к-рое следует за эпизодом с отравленным вином: «И убояшася греци и се Олегъ, но святый Дмитрей, посланъ на ны от бога»».

http://pravenc.ru/text/2578285.html

И вдруг мне на память приходят наши встречи. Встречи, которых не было. Но они были. Наши ежегодные встречи в день памяти святого Димитрия Солунского. В Спасо-Преображенском соборе. Где мы много лет были рядом, не зная друг друга. А потом вдруг узнали. И все вдруг встает на свои места. И все вдруг кажется ужасно логичным. Ну, конечно же, Митя. Ну, конечно же, Димитрий. Не Дмитрий, а вот полностью так: Димитрий. Димитрий Ильич. И разве могут быть другие варианты? А как же еще? — Люблю я тебя, — говорю я и кладу руку любимой жене на голову, — Конечно же, Митя, Митька, раз ты так хочешь, родная, пусть будет Митька. Только запишем его полным именем: Димитрий. Хорошо? А как же еще? — А как же еще, — смотрит она на меня сквозь счастливые слезы, — Димитрий… А как же еще? Димитрий… Ванькой мы назвали младшего. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме hh-topics-slider__arrow > 8 ноября, 2019 20 сентября, 2017 5 февраля, 2015 8 ноября, 2013 8 ноября, 2012 10 ноября, 2017 26 июня, 2017 22 мая, 2017 10 мая, 2017 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/nash-dimitriy/

8. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о решении Редакционно-издательского совета МДА по учебному пособию Н. Г. Денисова «Всенощное бдение древних роспевов», предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Московской Духовной академии право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании учебного пособия Н. Г. Денисова «Всенощное бдение древних роспевов». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-307-1527. 9. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма великомученика Димитрия Солунского (Яковлево, Сергиево-Посадский р-н, МО) рукописи книги В. Панкова «Пути паломнические. Святыни земли Иверской» (Сергиев-Посад, 2013), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству прихода храма великомученика Димитрия Солунского (Яковлево, Сергиево-Посадский р-н, МО) право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги В. Панкова «Пути паломнические. Святыни земли Иверской» (Сергиев-Посад, 2013) при условии учета замечания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-307-1528. 10. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Сибирская благозвонница» книги «Ветхозаветные сотницы», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Сибирская благозвонница» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Ветхозаветные сотницы» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-307-1529. 17. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры книги «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» (авторский коллектив под ред. Л. Ф. Шеховцовой), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» (авторский коллектив под ред. Л. Ф. Шеховцовой) при условии исправления указанных в замечаниях недостатков.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Древнейшими сохранившимися изображениями Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V-VII вв. в базилике - уникальный пример монументальной декорации ранневизант. мартирия. Серия автономных вотивных произведений была создана по инициативе разных заказчиков (значительная часть мозаик, находившаяся над аркадой внутреннего сев. нефа, погибла во время пожара 1917 и известна по фотографиям и акварелям англ. архит. У. С. Джорджа). Мозаики свидетельствуют, что к VII в. в Фессалонике сложилась иконография Димитрия Солунского-мученика, образ которого мог включаться в разнообразные вотивные композиции. Димитрий Солунский имеет устойчивые иконографические признаки: он представлен фронтально, часто на фоне апсиды или портика (архитектурные элементы, возможно, символизировали серебряный киворий - место пребывания святого), в образе юноши с короткими прямыми русыми волосами; облачен в патрицианские одежды - орнаментированные хитон и плащ (хламиду) с крупным тавлионом. К V-VI вв. принято относить 2 частично сохранившиеся композиции на зап. стене наоса. На одной из них, над юж. выходом в нартекс, справа, юноша подводит к Димитрию Солунскому вверяемого его покровительству мальчика, аналогичные фигуры, очевидно, были представлены и слева от Димитрия Солунского; Димитрий Солунский здесь показан в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой - деталь, очевидно, подчеркивающая действенность его заступничества. Остатки 2-й композиции находятся над сев. выходом в нартекс. В ее левой части фронтально представлена фигура Димитрия Солунского и в облаках 2 ангела, один с трубой (?) (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном - аллюзия на эпизод из Жития с увенчанием его ангелом в темнице). Остальные композиции (датировка не всегда точно определяется, особенно в случае с утраченными мозаиками) можно разделить на 2 основных типа.

http://sedmitza.ru/text/515192.html

2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-2016. 98. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Техинвест-3» аудиодиска «Святые русские воины» (серия «Русские воины»), предлагаемого к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Техинвест-3» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании аудиодиска «Святые русские воины» (серия «Русские воины») при условии указания текстов, использованных при записи диска. 2. Присвоить данному диску номер Издательского Совета – ИС 10-19-2017. 100. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Техинвест-3» аудиодиска «Федор Ушаков» (серия «Русские воины»), предлагаемого к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Техинвест-3» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании аудиодиска «Федор Ушаков» (серия «Русские воины») при условии изменения названия диска и указания текстов, использованных при записи. 2. Присвоить данному диску номер Издательского Совета – ИС 10-19-2018. 102. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Техинвест-3» аудиодиска «Александр Суворов» (серия «Русские воины»), предлагаемого к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Техинвест-3» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании аудиодиска «Александр Суворов» (серия «Русские воины») при условии внесения указанной в замечаниях вступительной статьи. 2. Присвоить данному диску номер Издательского Совета – ИС 10-19-2019. 103. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной храмом великомученика Димитрия Солунского села Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области рукописи книги «Сеть для юных душ. Найди путь ко спасению», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить храму великомученика Димитрия Солунского села Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги «Сеть для юных душ (найди путь ко спасению)» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания и с учетом замечаний.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

2246 Алексеенко Н.А. Протевоны Херсона в системе городских структур власти X в.//АДСВ. – 2001. – Вып. 3 2. – С . 161. 2247 Ср.: Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – М., 1917. – С. 77,78; Истрин В.М. Кныгы временъныя и образныя Георгия Мниха. Т.1: Текст. – Пг., 1920. – С. 201,8; 464,6; Сюзюмов М.Я. О социальной сущности законодательна «Василик»//ВВ. – 1953. – Т. 6. – С. 76; Claude D. Die byzantinische Stadt im 6. Jahrhundert. – Munchen, 1969. – S. 114, 118–119; Каждан А.П. Город и деревня в Византии в XI – XII вв. I l Actes du XII Congres international d etudes byzantines. – Beograd, 1963. – T. 1. – С. 37–38; Курбатов Г.А. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв. – А., 1971. – С. 201, 204; Dagron G. Naissance aune capitale. Constantinople et ses institutions de 330 a451. – Paris, 1974. – P. 191; Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. – М., 1977. – С. 124–125; Панов В. Городское самоуправление в Охриде в правление Алексея I Комнина//Actes du XV Congres international detudes byzantines. – Athenes, 1980. – T. 4. – V.268–274; Angold M. Archons and Dynasts: Local Aristocracies and the Cities of the Later Byzantine Empire//The Byzantine Aristocracy IX to XIII Centuries. – Oxford, 1984. – P. 236. 2248 Antonopoulou I. The «Aristocracy» in Byzantium: Evidence from the Tactica of Leo VI the Wise//Byzantiaka.– 1993. – T. 13. – P. 151–160. 2253 Чудеса св. Димитрия Солунского. – С. 150.25–26, С. 154 101, С. 154.15, С. 164. 23, С. 166. 51, С. 174. 8, В частности, анализ рассказа о незаконной распродаже запасов хлеба «чужим судам» (ton xenon ploion) из фессалоникских общественных амбаров (demosiois oreiois sitou) накануне начала осады города драгувитами и другими славянскими племенами между летом 676 и летом 677 г. показывает, что эти «управлявшие», или «правители», отвечали за снабжение города продовольствием, но не имели права самовольно им распоряжаться, продавать зерно в тайне от василевса, отдававшего приказания городским властям (см.: Чудеса св. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своеобразную «вину» свт. Филарету обычно ставят его строгость к сочинениям на догматические и исторические темы (например, его явную нелюбовь к подробному анализу истории Вселенских Соборов). Однако есть область, где эта строгость не только оправданна, но и сверхактуальна сегодня - область народного «литургического творчества». Здесь свят. Филарет был действительно беспощаден: в собрании его отзывов и резолюций по епархиальному управлению сохранилась масса запретов на печатание и распространение акафистов [xii] , если последние являлись лишь парафразой образцовых текстов этого жанра литургической поэзии, буквально вытеснившего собою все остальные, подлинно церковные жанры. Более того, уже после кончины московского святителя это его отношение сказывалось и на вполне официальных синодальных решениях. Одно из них столь показательно, что рискнём привести из него пространную цитату. «Января 8 дня 1869 г. - О воспрещении печатать акафисты, скудные содержанием и не содержащие никаких особых указаний, приложимых к Святому, имени коего они посвящаются ( Секретно ). Приказали : рассмотрев акафист Св. Великомученику Димитрию Солунскому, Святейший Синод находит, что он не представляет никаких особенных указаний, приложимых собственно к святому, имени коего посвящен, а содержит общие выражения, заимствованные из акафистов уже обнародованных, и вообще крайне скуден по содержанию и не представляет в себе назидательности; а потому Святейший Синод определяет: настоящий акафист святому великомученику Димитрию Солунскому к печатанию разрешать, о чём и дать знать указом, с возвращением рукописи Московскому Духовно-Цензурному Комитету. Сверх сего, принимая во внимание, что большая часть поступающих на рассмотрение Святейшего Синода акафистов отличаются таковыми же свойствами, как и вышепоименованный, Святейший Синод находит необходимым предписать С. Петербургскому, Московскому и Киевскому Духовно-Цензурным Комитетам секретными указами, чтобы имеющие впредь поступать на рассмотрение их акафисты, подвергать более строгому разбору, и, в если эти акафисты окажутся также скудными по содержанию, изобилующими общими местами и не содержащими никаких особенных указаний, приложимых к святому, имени коего будут посвящены, то таковых акафистов в рассмотрение Святейшего Синода не представлять, а собственною властью воспрещать их печатание, доводя только о том до сведения Святейшего Синода» [xiii] .

http://bogoslov.ru/article/305703

Послесловие. Рассмотрев различные стороны, или грани, Кирилловского юбилея, мы можем сделать вывод о том, что он явился рубежом между временем, когда возрождение памяти о славянском единстве во Христе было делом лишь частных лиц и кружков, правда, достаточно влиятельных и близких к Императорской власти и Св. Синоду, - и последующим временем, когда почитание Свв. Кирилла и Мефодия приобрело уже всенародный характер (кульминацией этой эпохи следует считать Мефодиевский юбилей 1885 г.). С тех пор образ Свв. Братьев, как неотъемлемая часть общеславянской и русской идентичности, претерпел значительные изменения - в 1917-1939 гг. славяноведение вообще переживало тяжёлые времена, плодотворные исследования Кирилло-Мефодиевского наследия осуществлялись лишь в русской эмиграции; после короткого периода возрождения, хотя и в сильно усечённом виде, некоторых традиций дореволюционного славяноведения в СССР (в 1941-1948 гг.) наступило время материалистической деконструкции образа солунских братьев - деконструкции, уже произведённой на Балканах в либеральной и социалистической историографии. Революционно настроенные болгарские и македонские авторы стилизовали Кирилла и Мефодия под «борцов за национальное освобождение», они ставились в один ряд с Христо Ботевым, Димитром Благоевым, Гоце Делчевым. Соответственно, в советской историографии на первый план выдвигались вопросы соотношения кириллицы и глаголицы, предметом дебатов становилось значение в жизни славян Константина Преславского и Климента Охридского, вклад дореволюционных славистов в «Кирилло-Мефодиевский вопрос» тенденциозно занижался. Говорить о духовном, литургическом значении подвига солунских братьев на официальном уровне просто не было возможности. В результате, в массовом сознании Кирилл и Мефодий стали восприниматься лишь как создатели славянской азбуки, в то время как более высокие цели их самоотверженных трудов были преданы забвению.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Проект, запущенный «Кинонией» при поддержке «Благотворительной больницы», в первую очередь нацелен на помощь бездомным, живущим в Красногвардейском районе. На сегодняшний день в этом районе Санкт-Петербурга бездомный человек может получить горячее питание и в теплое время года медицинскую доврачебную помощь – по адресу ул. Тухачевского, 41. Благодаря появлению нового специально оборудованного автомобиля, волонтерской работе и поддержке неравнодушных петербуржцев возможности оказания помощи бездомным существенно расширятся. Сотрудники проекта «Автобус Милосердия» смогут увеличить количество стоянок и количество выездов, тем самым помогая большему количеству людей. Церковный проект помощи бездомным клуба «Кинония» будет активно сотрудничать со светскими благотворительными организациями - такими как «Благотворительная больница», «Ночлежка» и другими. Освящение нового петербургского «Автобуса Милосердия» совершит настоятель храмового комплекса на Пискаревском проспекте протоиерей Андрей Клоков. Будут присутствовать сотрудники проекта, волонтеры «Благотворительной больницы», прихожане. Аккредитация СМИ: в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии mitropolia.sk@gmail.com +79602385994 Анастасия Мясоедова Контакт для аккредитованных СМИ на месте: +79030994167 Виталий Курдеко, помощник настоятеля храмового комплекса на Пискаревском проспекте по молодёжной и социальной работе. Справка: Социальный проект «Автобус Милосердия» – это специально переоборудованный автомобиль или автобус, предназначенный для оказания доврачебной медицинской и экстренной помощи, раздачи горячей еды, одежды, медикаментов, перевозки гуманитарных грузов, а также оказания социальной помощи бездомным людям и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. В Санкт-Петербурге с этой целью первой начала использовать автомобиль благотворительная общественная организация «Ночлежка». Их «Ночной автобус» ежедневно помогает сотням бездомных людей, преимущественно давая возможность обогреться и получить питание. В 2012 г. проект «Автобус Милосердия» был запущен благотворительным фондом «Диакония», в 2013 г. – благотворительным фондом св. Димитрия Солунского. В их автобусах люди могут бесплатно пройти тест на ВИЧ, получить горячее питание 5 дней в неделю, в автобусе фонда св. Дмитрия Солунского обогреться в зимний период.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010