Речь идет об успенском соборе с церковью Благовещения, а также соборе Прокопия Праведного 21 декабря. ПРАВМИР. Росимущество вручило митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию, временно управляющему Великоустюжской епархией, распоряжения о передаче в собственность епархии двух кафедральных соборов: Успенского собора с церковью Благовещения, а также собора Прокопия Праведного в Великом Устюге. Стороны также подписали акты приема-передачи этих соборов в собственность Церкви, сообщает пресс-служба епархии. Митрополит Игнатий поблагодарил специалистов Росимущества за слаженную и четкую работу по передаче Церкви храмовых и монастырских зданий. В качестве знакового события церковной жизни Вологодчины владыка отметил передачу Воскресенского кафедрального собора г. Вологды, освященного в праздник Введения Пресвятой Богородицы. Две недели назад в соборе впервые за 90 лет состоялась первая Божественная литургия. Часть помещений в соборе по-прежнему занимает галерея на основе договоренности Правительства Вологодской области с епархией. За последние два года Русской Православной Церкви было передано около 20 объектов на территории Вологодской области, в том числе Спасо-Прилуцкий Димитриевский монастырь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 июня, 2016 16 сентября, 2016 1 декабря, 2016 2 августа, 2021 18 ноября, 2019 12 декабря, 2018 30 ноября, 2018 12 сентября, 2017 23 ноября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/dva-starinnyih-sobora-...

Святейший Патриарх Алексий посетил Свято-Никольский монастырь в городе Переславль-Залесский 1 августа 2005 г. 13:37 Продолжается трехдневная Первосвятительская поездка Святейшего Патриарха Алексия во Владимирскую и Ярославскую области. Вчера вечером, по окончании торжеств, посвященных 10-летию возрождения Свято-Троицкого Варницкого монастыря в Ростове Великом, Предстоятель Русской Церкви прибыл в Переславль-Залесский. 31 июля в соборе Свято-Никольского женского монастыря Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. Утром 1 августа, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Никольском соборе переславль-залесской обители Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. За богослужением молился пребывающий на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии митрополит Симон. Также на богослужении присутствовали мэр города Переславль-Залесский Евгений Алексеевич Мельник и его заместитель Андрей Валерьевич Охапкин. По окончании богослужения владыка Кирилл обратился со словами благодарности к Его Святейшеству за постоянную заботу о всероссийской пастве и за то огромное внимание, которое Святейший Патриарх уделяет Ярославской епархии. Владыка подарил Святейшему Патриарху икону двунадесятых праздников. Предстоятель также преподнес в дар владыке Кириллу святой образ и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После этого Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в и издательской деятельностью монастыря. Его Святейшество беседовал с архиепископом Кириллом, настоятельницей игуменией Евстолией (Афониной), насельницами и благотворителями Никольской обители. Монастырь во имя Святителя Николая Чудотворца основан преподобным Димитрием Прилуцким предположительно в 1348 году. Преподобный Димитрий был другом и учеником преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/30535.html

Синодское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельский храм. Каменный, с приделами во имя прп. Димитрия, Прилуцкого и Вологодского Чудотворца (справа) и Покрова Пресвятой Богородицы (слева). Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была сооружена в 1749 г. Каменный храм построен на средства прихожан в 1803 (1805) г., освящен в 1805 г. Правый придел устроен усердием г-жи Варвары Подреевской (Падревской) в 1859 г., левый – прихожанами в 1865 гг. В 1872 г. церковь была перестроена по новому плану, причем восьмерик и купол сделаны деревянными, а крыша обоих приделов – возвышена. Колокольня сооружена новая, трехъярусная. На заседании постоянной комиссии по вопросам культов при оргкомитете ВЦИК Саратовского края от 22 ноября 1934 г. церковь, как бездействующую с 1929 г., постановили передать с государственный фонд. Источник: «Inpenza.ru» ,  «Пенза Православная» До настоящего времени деревянное завершение храма не сохранилось. В плане храм имеет квадратную форму, с включенными в него тремя алтарями, расположенными по одной линии. Центральный алтарь выше боковых. Колокольня трехъярусная, верхний ярус восьмериковый, нижние - четвериковые. Декор довольно скупой и сейчас в него при начавшемся восстановлении храма внесено некоторое оживление за счет выделения средней части южного фасада тремя аттиками в виде килевидных кокошников. Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский Александр Синодское (Архангельское, Верхозим), село, центр сельсовета, в 22 км к югу от районного центра. Возникло между 1722 и 1743 годами, заселялось синодскими, принадлежавшими Синоду, крестьянами (Гераклитов, 1923, с. 313). Отставной капрал Григорий Федорович Галабурда (Халабурда), получив не позже 1701 года за службу поместный оклад, завещал в 1722 году свою поместную землю 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, на речке Верхозиме Николаевскому Амвросиеву Дудину монастырю (Нижегородский уезд), который числился в домовой вотчине московского патриарха, а с 1721 года – в ведении Синода. На этой земле село основал Дудин монастырь. Первоначально оно именовалось Верхозимом (1743 г.), затем (1762 г.) Архангельским, Верхозим тож, жители – синодальные крестьяне, в XIX веке – государственные крестьяне.

http://sobory.ru/article/?object=25736

Скачать epub pdf Преставление благоверного князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца Память 19 мая Святой благоверный князь Иоанн был сыном благоверного и христолюбивого князя Андрея Васильевича Угличского 3308 и благоверной княгини Елены. Святое крещение он принял в городе Великих Луках 3309 и, достигши возраста, скоро научился грамоте. Он обладал кротким и мирным характером, не любил детских игр и, соблюдая во всем умеренность, прожил в доме отца своего до тридцати лет. В это время ненавидящий добро враг рода человеческого внушил великому князю Иоанну Васильевичу Московскому 3310 ненависть к родному брату его, благоверному князю Андрею Васильевичу Угличскому и его сыновьям, сему Иоанну и Димитрию, и он повелел схватить их, наложить на них тяжелые оковы, свезти в город Переяславль 3311 и заключить в темницу. После сего они были переведены сперва на Белоозеро 3312 , а потом в город Вологду 3313 , где, заключенные в оковах в темницу, под крепкой охраной прожили много лет. Блаженный князь Иоанн Андреевич, отличаясь мудростью, утешал брата своего, князя Димитрия, и говорил ему: – Брат! не скорби о том, что заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил дяде нашему, государю великому князю Иоанну Васильевичу, поступить так с нами для того, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо чрез это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем же молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания наши и избавиться от вечных мучений. Приобрев таким образом успокоение в страданиях и скорбь о грехах своих, святой князь пробыл в темнице и в оковах тридцать два года и наконец, сильно заболев, почувствовал близость кончины. Он призвал к себе из Спасского монастыря святого Димитрия 3314 игумена Мисаила и принял от него иноческое пострижение, причем ему дано было имя Игнатия. Радость и веселие наполнили душу блаженного князя, когда он облекся в ангельский чин. Причастившись пречистых Таин Христовых, он осенил себя крестным знамением и преставился в вечные обители. Это произошло в девятнадцатый день месяца мая 1522 года 3315 . После смерти преподобного князя из тела его изошло благоухание, которое и наполнило весь город. Тогда жители города приготовили к погребению тело его, отнесли для погребения в монастырь преподобного отца Димитрия Прилуцкаго, в храм Всемилостивейшего Спаса и похоронили под алтарем близ Димитрия Чудотворца, на этом месте преподобные и до настоящего времени подают исцеление тем, кто приходит к ним с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудо на берегу Вологды: Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь 2 мин., 29.11.2021 Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь в Вологде — один из самых больших и древних монастырей Русского Севера. Обитель в излучине реки Вологды основал ученик Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь Монастырь основан в 1371 году учеником преподобного Сергия Радонежского святым Димитрием. Слово «Прилуцкий» связано с местом, где находится монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды река Вологда делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Пятиярусная колокольня Первое здание колокольни было построено одновременно со Спасском собором в XVI веке. Киликиевский крест Святой Димитрий Прилуцкий поставил этот восьмиконечный крест на месте основания монастыря. Крест с 84 образками украшен медной позолоченной басмой. По преданию, он был привезен из древней христианской области киликия. Сейчас крест хранится в Вологодском музее-заповеднике. Успенская церковь Уникальный деревянный храм первой половины XVI века — один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. Церковь привезли из затопленного Александро-Куштского монастыря близ села Устье на берегу реки Кушты. Спасский собор Спасский собор монастыря — первый каменный храм Вологды. Построен в 1537–1542 гг. По форме он напоминает московские соборы того периода, но намного скромнее, что характерно для русского северного зодчества. В 1812 году, когда французы вторглись в Москву, в Спасском соборе хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего монастырей и некоторых московских соборов. Сейчас здесь покоятся мощи основателя монастыря, святого Димитрия Прилуцкого. Стены и башни необычной расцветки Стены возвели в середине XVII века. До этого времени монастырь не раз подвергался набегам и разорению. Необычная раскраска башен монастыря — не нововведение. Так выглядели все монастырские укрепления в конце XIX века, в эпоху модерна! Когда в 1992 году монастырь после долгих лет запустения передали Русской Церкви, двум башням решили вернуть необыкновенную модерновую раскраску. Дорога

http://foma.ru/chudo-na-beregu-vologdy-s...

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Прилуцкий мужской монастырь - мужской православный монастырь в Вологодской области. Содержание История [ править править код ] Спасо-Прилуцкий мужской монастырь в древности Святые: Монастырь основан в 1371 году Димитрием, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом. Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей. Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов. Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом. После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого. XV — начало XVII века. Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Прилуцки...

Спасо-Прилуцкий монастырь С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь. 1 Откуда название? Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой. Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб. Димитрии и Пахомии приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор. 2 Почему преподобный Димитрий прятал лицо?

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Патриаршее слово с балкона в Спасо-Прилуцком монастыре 16 июня 2007 г. 22:08 16 июня Святейший Патриарх Алексий прибыл  в Вологодскую епархию . Из аэропорта г. Вологды Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении архиереев отправился в Спасо-Прилуцкий монастырь , в котором выступил перед многочисленными собравшимися с первосвятительским словом. Многоуважаемый губернатор Вологодской области Вячеслав Евгеньевич, уважаемые руководители города и области! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я рад посетить Вологодскую епархию после 15-летнего перерыва. Когда я впервые посещал эту благословенную землю, освященную подвигами многих преподобных подвижников веры и благочестия, духовное возрождение только начиналось. И, вот, трудами владыки архиепископа Максимилиана , помощью и поддержкой областных и городских властей, благодаря вашему, дорогие братья и сестры, участию здесь восстанавливается духовная жизнь, возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители. Уже по первым впечатлениям от посещения Спасо-Прилуцкой обители видно, как много уже сделано. Спасибо всем вам за ваши молитвы, труды и милости, и, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, «слава Богу за все!». Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из самых древних и больших обителей Северной Руси. Его духовное значение для региона и для всего русского Православия огромно. Показательно, что основателем обители явился преподобный Димитрий Прилуцкий — сподвижник и ученик преподобного Сергия Радонежского, молитвенника и печальника земли Русской. По преданию, именно игумен земли Русской послужил примером для святого Димитрия в его монашеских подвигах, в стремлении к уединенной молитве. Житие Прилуцкого подвижника показывает духовное единство и взаимосвязь двух великих русских святых, стремившихся к спасению души и ставших основоположниками многовековой традиции русского северного иноческого делания. Знаменательно, что созданный преподобным Димитрием монастырь стал первым на Русском Севере, где был введен общежительный устав. Посему монашество здесь получило твердое основание и регулярную форму жительства. Знаменательно также и то, что первым монастырем, возрожденным на Вологодской земле уже в наше время, стал монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого. Как в XIV в. православные на Вологодчине с радостью восприняли известие о создании в пределах их земель новой обители, и в конце XX в., 17 лет назад, народ Божий возблагодарил Господа за возможность возродить монастырь преподобного Димитрия.

http://patriarchia.ru/db/text/258669.htm...

Вологда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Дмитриевского прихода. Богородицкая церковь; Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая теплая церковь Дмитриевского прихода построена в 1710-1711 годах у северной стены церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Освящена она была во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, что подтверждает факт строительства холодного Дмитриевского храма ярославскими мастерами. Предположительно в XVIII веке была возведена и колокольня. В 1750 году придел ярославских чудотворцев разобрали. Тогда же на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую церковь. По некоторым данным, первоначально она именовалась Всехсвятской и только в 1836 году ее переосвятили в Успенскую на Наволоке.   Теплая церковь, освященная во имя Успения, представляет собой низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. С западной стороны к теплому храму примыкает барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества.   Храмы Димитрия Прилуцкого и Успения Божией Матери закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930 года представители Дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры, окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций».

http://sobory.ru/article/?object=19173

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010