свящ. Иоанн Верюжский Век XIV. Св. прав. Прокопий Устюжский, преподобные Григорий и Кассиан Авнежские, Димитрий Прилуцкий, Св. Стефан Епископ Пермский Праведный Прокопий устюжский Христа ради юродивый В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодной торговлею с ганзейскими городами, с уверенностью говорили: кто против Бога и великого Новгорода? в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания вероятно были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину. Но от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя ( Npum. XV, 24 )? Господь судил иначе и указал Прокопию неизвестный до того времени в России путь юродства Христа ради. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением – решится добровольно но всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранить мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества? Истинно сила Божия в немощи совершается ( 2Kop. XII, 9 ). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых своих! Древний Новгород доныне славится множеством и красотою церквей и монастырей, а в эпоху его процветания их было еще больше. Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно быль поражен их множеством и красотою, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам, – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, XV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

[Чухломской, Городецкий] (г. р. неизв.- 20.07.1375), прп. (пам. 20 июля и 23 янв.- в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского . Место рождения и мирское имя А. Г. неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, А. Г. первоначально подвизался в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре , откуда перешел в Троице-Сергиев мон-рь. Спустя нек-рое время с благословения прп. Сергия Радонежского А. Г. ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне мон-рь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на сев.-вост. берегу Галичского оз. (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, к-рый владел Галичем в 1360-1363 гг. Впосл. А. основал еще 3 мон-ря: Авраамиеву Великую пуст. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на), Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на). А. Г. скончался в часовне близ этого мон-ря, куда удалился незадолго до смерти. Эти мон-ри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389). Согласно житию, А. Г. преставился 20 июля 1375 г., однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником А. Г. назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г. А. Г. сыграл особую роль в распространении христианства в крае. А. Г. был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в мон-ре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное). Житие А. Г. было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого мон-ря Протасием, к-рый положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий мон-рь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и др. чудес, происходивших от мощей А. Г.

http://pravenc.ru/text/Авраамий ...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ригельман, Александр Иванович Ригельман , Александр Иванович , инженер, историк; родился в 1720 году, умер 23 октября 1789 г. Происходил из шляхетских детей и рано остался круглым сиротой; 12 июля 1730 года был определен в Шляхетный корпус, по окончании курса в котором выпущен был, 12 января 1738 года, кондуктором и отправился на службу в Киев, а затем в турецкий поход, в главную армию, и участвовал в сражении при Ставучанах (28 августа 1739 г.) и при взятии Хотина (30 августа) и Ясс (12 сентября). По окончании войны Ригельман был командирован к разграничению с Оттоманской Портой земель от устья Синюхи прямого чертой до Днепра, Миуса и Азова. По окончании разграничения Ригельман получил, 2 июня 1743 года, чин инженер-прапорщика. В 1745–1749 года он снимал пограничную карту от Киева до Смоленска и сочинял планы с проектами малороссийским городам полков Прилуцкого, Лубенского и Миргородского, а также и пограничным с Польшей местечкам и строению около Киева пограничных ретраншементов Васильевского, Обуховского, Трипольского и Стайковского. 25 апреля 1749 года А. И. Ригельман, в чине подпоручика, был послан через Оренбург для пограничных дел к Нуралихану, в Киргиз-Кайсацкую орду. В 1751–1760 годах он осматривал всю нашу северо-восточную линию от Кизляра до Ишима и поправлял и перестраивал крепости Пояицкую, Самарскую, Сакмарскую, Верхояицкую, посещал и осматривал укрепления Царицына, Красного Яра, Астрахани, Кизляра и Оренбурга. В 1760 г. он переведен был на Дон, где строил крепость св. Дмитрия Ростовского на месте бывшей крепости св. Анны. 3 марта 1763 г. Ригельман отправился в Петербург для поднесения Государыне Императрице планов военных укреплений, за что и получил золотую табакерку, наполненную червонцами. В 1770 году ему поручено было построить Петровскую крепость на Днепровской линии, при устье реки Берды и Азовского моря. 15 декабря 1770 г. Ригельман получил чин полковника, а 28 декабря 1771 г. – чин генерал-майора. 18 июня 1773 г. он участвовал в атаке Силистрии и при взятии лежащей перед городом горы с ретраншементом, за что и получил орден св. Георгия 4-ой степени. В 1774 году, после славного Кучук-Кайнарджийского мира, Ригельман был назначен командиром построенной им крепости св. Димитрия и строителем крепостей в Азовских губерниях, а 7 августа 1782 года вышел в отставку и, удалившись в свое небольшое имение (село Андреевку), находившееся близ Чернигова, занялся там историей Малороссии, материалы для которой собирал еще с 1760 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Константин Николаевич (18.05.1787, Вологда - 7.07. 1855, там же), поэт. Из старинного дворянского рода. В 1797-1802 гг. воспитывался в частных пансионах в С.-Петербурге. Впервые выступил в печати с переводом на франц. язык речи Московского митр. Платона (Левшина) (Discours pour le couronnement de Sa Majesté L " Empereur de toutes les Russie Alexandre I/Prononcé le 15 sept. 1801 par mgr. Platon, archévèque metropolitain de Moscou. СПб., 1801). С 1802 г. служил в Мин-ве народного просвещения. Во время войны с Наполеоном I 1806-1807 гг. вступил в ополчение, принимал участие в боевых действиях в Пруссии, ранен в сражении под Гейльсбергом, награжден орденом св. Анны 3-й степени. Более года был в отпуске, с осени 1808 г. служил в лейб-гвардии Егерском полку, участвовал в русско-швед. войне (1808-1809). С мая 1809 г. вновь находился в отпуске, с июля того же года - в отставке. С дек. 1809 г. жил в Москве, дружил с В. А. Жуковским , П. А. Вяземским , печатался в «Вестнике Европы». В янв. 1812 г. переехал в С.-Петербург, в апр. того же года поступил на службу в Публичную б-ку помощником хранителя рукописей. После начала Отечественной войны 1812 г. нек-рое время жил в Москве, затем в Н. Новгороде, в марте 1813 г. был зачислен в Рыльский пехотный полк штабс-капитаном. В 1813-1814 гг. участвовал в заграничном походе рус. армии, служил адъютантом при ген. Н. Н. Раевском, за участие в сражении под Лейпцигом награжден орденом св. Анны 2-й степени, после капитуляции франц. армии с марта по май 1814 г. пробыл в Париже. В апр. 1816 г. вышел в отставку, жил в Москве и имении Хантоново Новгородской губ., готовил к изданию «Опыты в стихах и прозе» (СПб., 1817. 2 ч.). С авг. 1817 г. служил помощником библиотекаря в Публичной б-ке в С.-Петербурге. В июле 1818 г. назначен в Коллегию иностранных дел и направлен в рус. миссию в Неаполь. В нач. 1819 г. прибыл в Рим, в февр.- в Неаполь. С кон. 1820 г. служил в рус. миссии в Риме. В Италии у Б. проявились признаки психического расстройства, вскоре принявшего тяжелую форму. Неск. раз Б. подавал императору прошения об отставке и позволении постричься в монахи. С 1824 г. находился в психиатрической клинике в Зонненштайне (Германия), с 1828 г.- в Москве под наблюдением врача. В 1833 г. получил офиц. увольнение от службы, остаток жизни провел в Вологде на попечении родных. Редкие посетители (Н. В. Берг, С. П. Шевырёв) вспоминали о набожности Б., о его молитвах в минуты просветления. Поэт умер от тифа, на его погребении присутствовало вологодское духовенство во главе с Вологодским еп. Феогностом (Лебедевым) . Б. похоронен в Димитриевом Прилуцком муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77684.html

Представлен словарь терминов радикальных религиозных субкультур апреля 2023 Экспертно-аналитический " круглый стол " " Термины и понятия радикальных религиозных субкультур " состоялся 24 апреля в пространстве " Точка кипения " РГПУ имени Герцена. Он был посвящен особенностям современной терминологии, популярной среди представителей радикальных религиозных сообществ, и презентации одноименного словаря-справочника. В работе " круглого стола " приняли участие преподаватели вузов Санкт-Петербурга, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, религиозные деятели. Ведущим выступил директор института истории и социальных наук РГПУ профессор Роман Соколов. В обсуждении принимал участие заведующий кафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников . Предложенное вниманию участников " круглого стола " издание содержит персоналии и определения терминов и понятий радикальных псевдоправославных обществ и течений, радикальных направлений ислама и восточнославянского неоязычества. Словарь рекомендован в качестве учебного пособия для студентов, изучающих религиоведческие дисциплины, и справочного издания для экспертов, проводящих религиоведческую экспертизу. Руководитель авторского коллектива словаря-справочника, председатель экспертного совета регионального отделения ВРНС, завкафедрой истории религии и теологии РГПУ, преподаватель СПбДА Александр Прилуцкий рассказал о концепции словаря, его важности для учебных и практических целей, в частности, для осуществления экспертной деятельности и работы специалистов, ответственных за гармонизацию этноконфессиональных отношений на местах. Профессор той же кафедры и автор одного из разделов словаря Дмитрий Головушкин отметил необходимость большей терминологической четкости при разграничении понятий " фундаментализм " , " радикализм " , " экстремизм " и " терроризм " . Доцент Алексей Гайдуков посвятил выступление различиям, существующим между радикальными неоязыческими общинами и направлениями современного язычества, не связанными с экстремистскими идеологиями.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Сортировать по Исключить новости DVD-дucku с созданными фильмами будут переданы во все учебные заведения и библиотеки Вологодской области 18 мая. ПРАВМИР. В Вологодской епархии стартовал проект «Полеты над Северной Фиваидой», получивший грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015-2016» по направлению «Информационная деятельность». В рамках проекта предполагается создание цикла из 18 фильмов о святынях Северной Фиваиды — Кирилло-Белозерском, Можайском Лужецком Ферапонтовом, Спасо-Прилуцком Димитриевом, Павло-Обнорском и других монастырях Вологодской епархии. Съемки будут осуществляться камерой, установленной на квадрокоптере, — беспилотном летательном аппарате, способном подниматься на высоту до 4,5 километров. Предполагается создание не только видеосюжетов, но и высококачественных фотографий. Съемки завершатся осенью, сообщает сайт Московского Патриархата. Творческая группа, работающая над проектом, уже приступила к написанию сценариев. 16 мая участники проекта осуществили тестовый полет квадрокоптера DJI Inspire 1. Оператора интересовал процесс полета, стабилизация в полете при наличии ветра. Как сообщается на сайте митрополии, устройство вполне справлялось с порывами ветра до 10 м/с. Скорость, которую аппарат способен развить при горизонтальном полете, равна 22 м/с. Информационный отдел Вологодской епархии проведет пресс-конференцию перед началом работы по проекту и презентацию по окончанию работ. В дальнейшем DVD-дucku с созданными фильмами будут переданы во все учебные заведения и библиотеки Вологодской области, районные и городские администрации, областной туристско-информационный центр, туристические фирмы области. Также все фильмы будут выложены в Интернете в формате FullHD. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/18-filmov-o-svyatyinya...

Д.А. Эристов Димитрий, преп. Прилуцкий Димитрий , преподобный Прилуцкий, Вологодский чудотворец, родился в XIV веке, в Переславле-Залесском от зажиточных родителей, пострижен в Горицком Переславском монастыре. Земное богатство не льстило его, и потому с юных лет искал он пути к богатству нетленному. Будучи современником св. Сергия Радонежского и дорожа его назидательными беседами, он часто посещал его. Первым духовным подвигом сего угодника было основание обители во имя святителя Николая на берегу Переславского озера. Он был там некоторое время игуменом. Как ни старался преп. Димитрий совершать в безвестности свое и ближних спасение, слава его добродетелей и дарований духовных, как луч благотворного светила, не могла долго укрываться: она не только собирала к нему во множестве жаждавших духовного назидания, но проникла и к самому престолу великого князя Московского: Димитрий Иоаннович Донской просил его крестить детей своих. Но преподобный, ревнуя о славе небесной, никогда не желал себе славы земной. Вскоре оставил он смиренное жительство в Переславле и вместе с любимым учеником своим, иноком Пахомием, отправился в непроходимые и малоизвестные леса тамошней страны. Сначала поселился он близ волости Авнежской и устроил уже близ реки Лежи церковь во имя Воскресения Христова, но потом перешел ближе к городу Вологде; построил (1371 г.) в пяти верстах от города при помощи доброхотных дателей, деревянную церковь Происхождения Честных Древ и основал монастырь, названный Спасо-Прилуцким. Великий князь Димитрий Иоаннович был из первых вкладчиков монастыря. Преподобный Димитрий преставился 1391 г. февраля 11. Мощи его почивают в соборном храме Прилуцкой обители, в нижней церкви, во имя основателя устроенной в 1542 г. Ныне монастырь Прилуцкий имеет 6 особых церквей в разные времена построенных, и окружен каменными стенами с башнями. Церковь совершает память Димитрия февраля 11. – В 1503 г. июня 3, возвращена была из Москвы в Прилуцкий монастырь икона преподобного Димитрия Прилуцкого, по некоему откровению, отпущенная из обители с в.к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Димитрий Прилуцкий Димитрий Прилуцкий (+ 1392 ), игумен , чудотворец , преподобный . Память 11 февраля , 3 июня (сретение образа) и в Соборе Радонежских святых Родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском . С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском , на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича . Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше. Неподалеку от Вологды , на левом берегу одноименной реки, в уединенном месте у речной излучины ( " на Прилуце " ) преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Так был создан Спасо-Прилуцкий монастырь . Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

http://drevo-info.ru/articles/9013.html

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010