Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Кипиани [груз. ] (14(26).04.1811/14, с. Мерети Горийского у. Тифлисской губ.- 24-25.10(5-6.11).1887, Ставрополь), мч. (пам. груз. 14 апр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурный и общественный деятель Грузии. Род. в семье дворянина Ивана (Кочо) Кипиани, рано скончавшегося. Мать Д., Варвара Пурцеладзе, дала сыну начальное образование; в 8-летнем возрасте брат Д. Кайхосро, служивший на таможне в Сурами, перевез мальчика в Тифлис и устроил в уч-ще для благородных детей (с 1830 1-я тифлисская гимназия). Д. жил в семье дальней родственницы отца, Мариам Кипиани, и ее супруга, прапорщика Никифора Фёдорова, к-рые усыновили его. По окончании уч-ща (1830) был принят на должность учителя в 1-ю тифлисскую гимназию, где преподавал груз. и рус. языки, географию и арифметику. Димитрий Кипиани. Фотография. 70-е гг. XIX в. Димитрий Кипиани. Фотография. 70-е гг. XIX в. В 1832 г. наряду с мн. груз. офицерами, писателями, учеными, учителями был членом тайного общ-ва, к-рое под рук. А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили и др. и при поддержке нек-рых сосланных на Кавказ декабристов готовило восстание с целью восстановления независимости Грузии. Д. был арестован и выслан в Вологду, где служил в канцелярии губернатора. Отличаясь особой прилежностью, усердием и честностью, Д. вскоре стал секретарем, затем - начальником канцелярии. В 1837 г. по ходатайству вологодского губернатора ген.-лейтенанта Д. Н. Болговского Д. был разрешен въезд в Грузию. Он поступил на место секретаря правителя Имерети Я. М. Эспехо, затем был принят в канцелярию главноуправляющего Грузией (с 1844 наместника на Кавказе), где работал секретарем, до 1864 г. занимал руководящие должности столоначальника, начальника хозяйственного отдела, директора канцелярии, члена совета главного управления и др. В янв. 1845 г. Д. женился на Нине Чилашвили, от к-рой у него было 6 детей (трое умерли в детстве). Старший Николай (Нико) (1846-1905) стал известным ученым, публицистом, издателем, жил в Бельгии; Константин (Коте) (1849-1921) - лексикограф, актер, теоретик театра, считается основателем груз. реалистической актерской школы, автор «Русско-груз. словаря по астрономии, зоологии, минералогии и разных терминов и технических слов» (1896). Дочь Д.- Елена Кипиани-Лордкипанидзе (1855-1890) - писатель, журналист, театральный критик, актриса. Ей принадлежат переводы Мольера, Г. де Мопассана, А. Доде, в 1883 г. она учредила альманах «Грузинская библиотека», собирала груз. фольклор и церковные песнопения.

http://pravenc.ru/text/178101.html

Опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности». Два грузинских гения, великие отцы нашего народа в своих творениях очень четко изложили, что означают понятия «национальная идентичность» и «свобода личности» в христианском понимании. Я имею в виду публицистические произведения святого праведного Илии (Чавчавадзе) «Отвержение в нас» и Важа Пшавела «Что есть свобода?» . Из их рассуждений следует, что опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности», которую выдвигает либерализм. Причина этого кроется в том, что либерализм возник в лоне такого сообщества, которое удалилось от древнего Церковного Предания. И если кто-то действительно желает вернуться к корням христианства, то он должен обратиться к единственной истине – Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, которые в неизменном виде хранит на протяжении двух тысячелетий Православная Церковь, – и тогда всё встанет на свои места. Главной ценностью либерализма в является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии К сожалению, главной ценностью либерализма в его современном понимании является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии. Либерализм это рассматривает как естественное (нормальное) состояние человека, равно как и удовлетворение любого его желания, если это не запрещено законом. Именно так превратно толкуется либерализмом свобода личности. Сегодня всеми способами попирается национальное достоинство и вера, это направлено на подрыв устоев общества, деградацию наших традиций и образа жизни, и тут, к сожалению, большую роль играют СМИ. Личный грех человека является проблемой его самого и определяет его конечный удел, но публичное обучение греху и его рекламирование совращает и губит всё общество! За последние годы на основании единодушного решения грузинского духовенства и верующего общества, по непосредственной инициативе нашего Патриарха, Священным Синодом Грузинской Православной Церкви были канонизированы многие церковные и государственные деятели, борцы против империализма и коммунизма, защитники национальной идентичности. Вспомним некоторых из них: Имеретинский царь Соломон II, митрополиты Досифей Кутаисский и Евфимий Гаенатский, Димитрий Кипиани, епископ Гавриил (Кикодзе), Илия Чавчавадзе, патриархи Кирион II и Амвросий (Хелая), братья Карбелашвили, архимандрит Гавриил (Ургебадзе)…

http://pravoslavie.ru/72455.html

И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1875 г. по инициативе И. и С. Месхи в Тифлисе было основано Товарищество издателей груз. книг, выпускавшее совр. груз. лит-ру, книги исторического содержания и учебники, что способствовало повышению уровня образования и популяризации национальной культуры в Грузии. Совместно с мч. Димитрием Кипиани И. был одним из инициаторов создания Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). С 1882 г. до кончины И. был его председателем, что позволило ему открыть мн. школы и читальни, заняться усовершенствованием школьных программ и учебников, решать проблемы, возникшие в системе образования. Занимаясь изданием, скупкой, рассылкой книг, об-во играло значительную роль в приобщении народных масс к образованию и в развитии национальной культуры в целом. Именно об-ву с согласия супруги И. завещал свое имение в с. Сагурамо и все свое состояние ( Иовидзе. 1947. С. 265-266). В 1879 г. И. призвал грузин поддержать испытавших множество лишений «присоединенных братьев» - грузин-мусульман, территории расселения к-рых (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артануджи, Олтиси) были отторгнуты у Турции и вошли в состав Российской империи по Берлинскому трактату 1878 г. «Теперь,- писал он,- от вас самих зависит доказать на деле народную поговорку: братья познаются в беде!» (Иверия. 1879. 9/10. С. 139-144). Призыв И. был поддержан всей Грузией и стал частью программы «Тергдалеулеби», основой которой было пробуждение национального самосознания среди грузин - мусульман и католиков. И. был основателем Грузинского драматического об-ва (1879) и одним из тех, кто возрождал груз. национальный театр. Когда была собрана постоянная труппа, И. выхлопотал в Дворянском банке субсидии для театра. Он публиковал пьесы, к-рые ставились в театре, поощрял работавших над созданием новых, сам написал для театра пьесы «Сводница» и «Сцены из крестьянской жизни после их освобождения», совместно с И. Мачабели сделал высокохудожественный перевод трагедии У. Шекспира «Король Лир». В течение неск. лет И. вел театральное обозрение в газетах «Дроеба» и «Иверия», где рассматривал организационные проблемы театра, вопросы режиссуры и актерского мастерства. Его беспристрастные оценки новых постановок, деловые замечания и художественный анализ театральных работ способствовали профессиональному росту многих театральных деятелей, в частности актеров К. Кипиани и К. Месхи, актрис М. Сапаровой, Н. Габуния и др. Благодаря И. были по заслугам оценены талант и труды Николоза Бараташвили, Важа Пшавелы, Вахтанга Орбелиани, мч. Димитрия Кипиани, свт. Гавриила (Кикодзе) и др.

http://pravenc.ru/text/389349.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

Во время русско-тур. войны (1853-1856) Д. был начальником военной канцелярии армии; в 1859-1869 гг. управлял имением мегрельских князей Дадиани. Не являясь представителем знатного груз. княжеского рода, Д., несмотря на протесты некоторых крупных феодалов-князей, был избран на пост предводителя дворянства Тифлисской (1864-1870) и Кутаисской (1880-1886) губерний. Стал первым грузином, занявшим должность главы г. Тифлиса (1876-1879), а также первым из азнауров, получивших чин действительного статского советника (1854) (Мемуары. 1990. С. 130). В 1862 г. наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем и Дворянским собранием Тифлиса Д. была поручена разработка проекта крестьянской реформы в Закавказье. По инициативе Д. и при его участии было образовано неск. об-в и орг-ций, сыгравших значительную роль в просвещении, образовании и культурном и социальном развитии Грузии. Д. был членом правления, вице-президентом, затем президентом созданного в 1850 г. по инициативе наместника Кавказа гр. М. С. Воронцова Кавказского об-ва сельского хозяйства, членом правящего комитета Кавказского отд-ния Имп. Рус. географического об-ва (с 1851), попечителем 1-й тифлисской гимназии (1852-1869). В 1842 г. Д. вместе с З. Палавандишвили, Г. Орбелиани, З. Эристави, Н. Бараташвили и др. открыл частную б-ку в своем доме. В 1848 г. он передал собрание б-ки (ок. 500 томов) в фонд образованной в Тифлисе в 1846 г. 1-й на Кавказе публичной б-ки (ныне Национальная парламентская б-ка Грузии). В нач. 50-70-х гг. XIX в. Д. вместе с Г. Эристави участвовал в возрождении груз. драматического театра. В 1879 г. вместе с прав. Илией Чавчавадзе и поэтом А. Церетели создал Грузинское драматическое об-во. Д. стоял у истоков создания груз. дворянского банка, а также важнейшей просветительной организации Грузии - Об-ва по распространению грамотности среди грузин, 1-м председателем правления к-рой стал 15 мая 1879 г. А. Церетели позже писал о нем: «Нет у нас ни одного грузинского учреждения, где бы Кипиани не был основателем: банк, общество распространения грамотности, театр или другие - все созданы по его инициативе» ( Церетели. 1958. Т. 14. С. 93).

http://pravenc.ru/text/178101.html

Предводитель кутаисского дворянства кн. мч. Димитрий Кипиани в послании экзарху от 8 июня предложил ему покинуть проклятую им страну (ОИГ. 1990. Т. 5. С. 446). По указу императора (4 авг. 1886) Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь (убит в ночь на 25 окт. 1887, современники назвали его мучеником, похороны переросли в антиправительственную демонстрацию). Ссылка Кипиани послужила поводом для окончательного разрыва П. с груз. общественностью. Однажды во время посещения Тифлисской ДС семинарист ранил П. ножом (позже нападавшего признали невменяемым). По словам архиеп. Никанора (Бровковича) , П. «открыто грозили убийством», так что к нему приставляли охрану. Вскоре архиерей отбыл в столицу, в апр. 1887 г. принял участие в собраниях Славянского благотворительного общества. 29 сент. 1887 г. по инициативе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева П. был переведен в Казанскую епархию, а на его место в Тифлис направлен архиеп. Палладий (Раев) , к-рый пытался проводить более либеральную политику. Диак. Георгий Мачуришвили, Д. Б. К. 11 мая 1888 г. в Благовещенском соборе Казани П. хиротонисал во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, бывш. ректора Пензенской ДС архим. Сергия (Соколова; † 1893). В кон. 1888 г. П. учрердил Лаишевскую Троицкую жен. общину (с 1895 мон-рь, закрытый в 1928). В Казани П. основал Владимирскую б-ку в память 900-летия Крещения Руси (см. подробнее: Отчет о действиях б-ки св. равноап. кн. Владимира за 1892 г. Каз., 1892), в 1890 г.- школу для приготовления псаломщиков и учителей школ грамотности, для к-рой вскоре предоставил 3-этажный дом с ц. арх. Михаила. 8 сент. 1890 г. П. открыл 3-классное Казанское жен. епархиальное уч-ще. Первоначально в нем не было храма, и ученицы молились в ближайшей приходской Кирилло-Мефодиевской ц. (освящена П. в 1889) на Второй Горе. На средства мецената О. С. Александровой-Гейнс (1847-1927), пожертвовавшей 3 тыс. р., Елабужского Благотворительного комитета, от к-рого поступило 500 р., прот. Петра Миловидова († 1892) и самого архипастыря в новом 3-этажном здании уч-ща была устроена домовая ц.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. На средства свт. Александра (Окропиридзе) было основано епархиальное уч-ще им. св. Нины в Тифлисе (1887), школа при жен. мон-ре в Теклати (Озургетский у.), жен. епархиальное уч-ще в Поти. Из собственных средств он платил стипендии нуждающимся студентам и жертвовал значительные суммы на восстановление разоренных церквей и мон-рей. При его непосредственном участии были отреставрированы Шиомгвимский и Зедазенский мон-ри. Также на собственные средства свт. Александр издал груз. словарь Сулхан-Сабы (Орбелиани), труды католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) , проповеди свт. Амвросия (Микадзе) , еп. Некресского, и др. Благодаря его усилиям были восстановлены и изданы груз. церковные песнопения (1897). В 80-х гг. XIX в. в связи с подъемом революционного движения в империи национальная политика российского правительства была ужесточена. Решением попечителя Кавказского учебного округа К. Яновского в 1881 г. груз. язык был запрещен даже на подготовительных отд-ниях ДУ, в 1885 г.- во всех учебных заведениях, даже как вспомогательное средство для объяснения рус. слов. На фоне этого Яновский издал разрешение обучения рус. языку в школах Мегрелии посредством мегрельского языка, мотивируя это тем, что мегрелы не грузины. По его указанию педагог из Зугдиди Тада Ашордия на основе рус. алфавита разработал мегрельскую азбуку, а также осуществил неудачный перевод на мегрельский язык «Отче наш» и др. молитв. Против политики Яновского выступил свт. Гавриил (Кикодзе), указывая на то, что насильственное насаждение рус. языка вызывает у народа враждебное отношение к гос-ву. В 80-90-х гг. мн. студенты Тифлисской ДС, не согласные с деятельностью Яновского, вступали в народнические, а затем и в марксистские революционные орг-ции. Напряженность достигла кульминации в 1886 г., когда исключенный из ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора семинарии П. Чудецкого. В надгробном слове экзарх архиеп. Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887) предал проклятию Грузию, что вызвало волну возмущения среди груз. общественности. Предводитель кутаисского дворянства кн. Д. Кипиани в послании экзарху предложил ему незамедлительно покинуть проклятую им страну. По приказу императора от 4 авг. 1886 г. кн. Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь, где в 1887 г. погиб от руки наемного убийцы (Союзник навеки - Димитрий Кипиани//Мат-лы к истории обществ. мысли Грузии 19 в./Сост., коммент.: Т. Джологуа. Тбилиси, 1997. С. 16). Экзарх Павел был перемещен на Казанскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Своего епар. преосвященного он, впрочем, принял. Меня м. б. не принял и потому, что я писал с Кавказа архимандриту, что буду просить молитв пр. Феофана; ему вероятно по смирению, не хотелось принять меня в виде своего поклонника. Я на письмо его ответил также письмом, выразив сожаление, что не мог видеть его, и с просьбой о молитве, как единственной цели моего желания видеть его. Пр. Дионисий пишет мне, что м. Московский к слову высказался в синоде, что м. Михаил отбивает халтуры у его викариев 594 . Бедному не сладко было житье в Киеве, видно таковое же и в Москве 595 . Сердечно жалею его. Вы вероятно не сообщите ему об этом, чтобы еще более не огорчить его. Пр. Дионисий душевно полюбил пр. м. Михаила. В Америку назначили Владимира. Интересно было бы узнать от вашего о. ректора, каков он был в Японии. В Питере он очень не рекомендует себя. Конст. Петрович волосы рвал на себе, что такого назначили в Америку, по рекомендации Варшавского всесильного пред м. Исидором 596 . К. П. пишет гр. Игнатьеву, что за известное письмо его 597 тянут его не только немцы, но и высокопоставленные русские, а предводители трех прибалтийских губерний принесли на него жалобу Государю. Барон Корф, по его же письму, не в авантаже обретается в Питере. Кажется, думает удрать куда-нибудь с Амура. P. S. Томская домовая церковь , по словам недавно приехавшего сюда ректора, оказалась оч. прочною 598 . 70 Иркутск. 12 мая 1888 г. Вот уже месяц, как не получается здесь московская почта и я, за неимением новых новостей, читаю теперь старые новости «Исторического Вестника» 1885 г. Здесь меня заинтересовала статья: «Упразднение двух автономий», т.-е. в Мингрелии и Сванетии, а в ней я встретил имя Дм. Ив. Кипиани 599 . Не тот ли это Кипиани, что имел столкновение с экзархом и за то выслан в Ставрополь? В статье о Дм. Ив. Кипиани говорится, что он в 40-х годах был выслан в Вологду за сепаратистские стремления. Не мудрено, что он таким заявил себя и в последнее время. Еще скажите мне, кем убит Кипиани в Ставрополе и по каким побуждениям? В Тифлисе останки его встречали с торжественностью, подобною мощам мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нины, пока Божий Промысл не положил, подобно Арию, конец его безобразиям и распутству: он умер ударом при гробе Равноапостольной Нины и съеден червями; Евгений Баженов – разоритель монастырей и пустыней; Исидор, отнятием церковных имений положивший начало церковной бедности и довершивший разорение обителей; Евсевий Ильинский , крайне развратный, невоздержанный в жизни, сластолюбец; нуждаясь в деньгах он через своих клевретов продал все церковные сокровища бывшей патриаршей ризницы католикосов, поснимал с облачений, митр и икон драгоценности и способствовал расхищению богатой Гелатской ризницы, в которой исчез золотой оклад, с известными всему ученому миру драгоценными майоликами; через это Евсевий нажил сотни тысяч рублей; в его экзархатство расхищено более чем на два миллиона церковных сокровищ» (см. ниже)... «Экзарх Павел, человек вспыльчивый, бешенный и звереподобный, разрушитель православия в Бессарабии, 3 закрывший там более 340 церквей, предавший огню тысячи церковно-богослужебных книг, напечатанных на молдавском языке, – внес страшную смуту в Грузинскую Церковь . Вследствие позорных отношений к жене бывшего ректора Тифлисской семинарии, протоиерея Чудецкого (перемещенного вместе с ним из Кишинева), убитого грузином, он, при отпевании последнего, в нагробной речи проклял грузинскую Церковь , вследствие чего возбудил к себе неприязнь народа». По этому поводу Кутаисский губернский предводитель дворянства, г. Кипиани адресовал к нему 8 июня 1887 г., из Кутаиса письмо: в нем он просил «опровергнуть или же извиниться перед паствою в необычайной греховности произнесенных слов», т. е. проклятия. По просьбе экзарха, г. Кипиани был выслан кн. Дондуковым-Корсаковым на жительство в Ставрополь. «Когда же его вызвали для объяснения в Петербург, то он оказался убитым в номере гостиницы, в которой проживал. Убийцы наемные не были найдены». О преемниках его, из которых пять здравствуют, мы говорить пока не будем. В записке, представленной в 1894 г. грузинами Св. Синоду говорится, что «русские экзархи и чиновничество Духовного Ведомства обратили Грузинскую Церковь и церковные ее сокровища в доходную статью; Армянской Церкви оставили католикоса и предоставили ей полное самоуправление, не сокращают числа армянских церквей, оказывают всевозможное покровительство армянской народности»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010