ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 октября 2004 года 18 2005 р. 16:00 1 октября 2004 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и 625-летием Куликовской битвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Учредить орден святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней. 2. Принять положение о вышеозначенном ордене.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными, подготовленной Синодальной богословской комиссией совместно с Отделом внешних церковных связей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными. 2. Опубликовать данную концепцию в церковных средствах массовой информации. 3. Духовно-нравственную оценку причин усиления эпидемии ВИЧ/СПИД и церковное видение мер по профилактике ее распространения, содержащиеся в концепции, довести до сведения государства и общества. 4. Рекомендовать епархиальным преосвященным и священнослужителям руководствоваться данной концепцией при организации епархиальной и приходской диаконической работы и пастырском попечении о ВИЧ инфицированных. 5. Считать целесообразным создание рабочей группы, состоящей из священнослужителей, профессоров и преподавателей Духовных школ, специалистов по этике, биоэтике, представителей Министерства здравоохранения, иных государственных ведомств и общественных организаций. Задачами этой группы должны быть разработка рекомендаций по осуществлению пастырских трудов и организации диаконической заботы Церкви о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также разрешение сложных вопросов церковной практики.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207916...

XV. Слухи о Димитрии В начале 1604 года в Москве стало достоверно известно, что в Литве действительно появился человек, который называет себя Димитрием царевичем. Первые известия об этом получены были с разных сторон. В Ивангороде перехвачено было письмо, в котором сообщалось, что мнимо-убитый сын Иоаннов Димитрий в Литве и готовится к походу на Москву. В то же время на берегах Волги донские казаки разбили окольничего Семёна Годунова и, отпуская забранных ими пленных, велели передать в Москве, что они скоро придут с царём Димитрием. Стали доходить в Москву вести и из Литвы, и от пограничных воевод доставлены были уже подмётные грамоты от названного царевича. В июне уже император германский, через особого посланника, извещал Бориса, как союзного государя, о появлении в Польше Димитрия, о той помощи, которую поляки намерены были ему оказать и вообще советовал ему быть осторожным. Когда известие о появлении в Польше Димитрия дошло до царя, Борис пришёл в ужас. Ему ясно представилась величайшая опасность, которая угрожала ему самому и его царству от этого нового бедствия, которое Провидению угодно было послать на Россию, и он с ужасом почувствовал, что трон его безнадёжно колеблется. Поражённый, царь окончательно растерялся и не знал, что ему делать и что предпринять. Прежде всего он решился не обнаруживать своих чувств и своих опасений, хотел казаться спокойным, как будто не придаёт значения этим известиям и не видит опасности. Посла императора он принял с обычной торжественностью, велел благодарить императора за предупреждение, но прибавил, что Димитрия давно нет на свете, а это появился какой-то обманщик, с помощью которого поляки думают возмутить его государство, но которого он может уничтожить одним пальцем. С другой стороны, он ясно сознавал необходимость немедленно же принять меры решительные, действительные, но эти меры не приходили в его перепуганную голову. Как раз в это время в Смоленской области свирепствовало моровое поветрие, и потому по всему смоленскому рубежу устроены были заставы. И вот Борис велел усилить, „наипаче крепити», заставы и даже увеличить их и прибавить до Брянска, „чтобы никто из Литвы и в Литву не ходил, чтобы вести не было на Москву». Он полагал, что поветрие даёт ему случай незаметно, не возбуждая разговоров и подозрений, усилить заставы, и думал этим средством „всё укрыть» и не дать распространиться тревожным известиям. Как будто запретом можно помешать преступным слухам разрастись до чудовищных рассказов и басен!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

А.А. Половцов Заруцкий, Иван Мартынович (Иванович) Заруцкий, Иван Мартынович (Иванович), один из виднейших вожаков воровского казачества в эпоху Смуты, был уроженцем западной Руси. По некоторым известиям, он родился в городе Тарнополе, мальчиком попал в неволю к крымским татарам, а оттуда бежал на Дон, где стал казаковать. Выделившись своими недюжинными способностями из окружающей его среды, З. стал одним из донских атаманов. Он рано примкнул к Смуте, был сторонником первого Лжедимитрия и вместе с ним прибыл в Москву, где, впрочем, не играл сначала заметной роли. З. вернулся на Дон, откуда после гибели Самозванца явился к Болотникову и Лжепетру. Вместе с ними он стоял под Москвой, а затем в Туле переносил тягости осады этого города войсками Шуйского. Из Тулы З. отправился в Северские города отыскивать «царя Димитрия Ивановича», упорные слухи о чудесном спасении которого во время московского майского движения 1606 года держались на Руси и распространялись теми, кому выгодна была дальнейшая смута. Благодаря своевременному удалению из Тулы, вскоре после этого взятой Шуйским, З. избежал неминуемой гибели. При этом ему посчастливилось. В Стародубе З. действительно нашел «царя Димитрия Ивановича», т. е. второго Самозванца, известного в истории под именем Вора, и поступил к нему на службу. С этой поры начинается быстрое возвышение З. Красивый, статный, видный, смелый, энергичный, умный атаман пришелся по душе Вору и стал одним из приближеннейших к нему лиц. Наряду с указанными свойствами, З. отличался жестокостью, лукавством и неразборчивостью в средствах. Один из наблюдательных современников Смуты так характеризует знаменитого воровского военачальника: «воевода же над казаческими полки был московской служилой ротмистр пан Иван Заруцкой. Сей бысть не нехрабр, но сердцем лют и нравом лукав». Последние качества удалого атамана не были, впрочем, предосудительными в глазах Вора, который ценил в своем любимце безусловную преданность его своему делу, себе и выдающуюся распорядительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сортировать по Исключить новости Волшебные миры в пространстве Евангелия Дж.Толкин, К.Льюис, К.Саймак, Дж.Роулинг — в осмыслении иеромонаха Димитрия (Першина) 3 марта, 2014 Дж.Толкин, К.Льюис, К.Саймак, Дж.Роулинг — в осмыслении иеромонаха Димитрия (Першина) «Я постараюсь много вашего времени не занимать. Будем считать, что я сегодня у Псоя Короленко на разогреве», — начал своё выступление иеромонах Дмитрий (Першин). Дальше в часовом сообщении мотивы Евангелия причудливо переплетались с образами современной фэнтези. Правмир предлагает вниманию читателей краткое содержание прозвучавшего. Встреча, организованная «Молодежным клубом Донской» прошла в Московском Финансово-Юридическом Университете МФЮА. Позволена ли христианам сказка? Мир, в котором мы живём, сложнее катехизиса и стереотипных представлений о христианстве и культуре. Существует расхожее представление: входя в пространство христианства, человек отказывается от любого вида искусства, где творятся вторичные миры. Ну, дескать, документальное кино посмотреть ещё можно, но художественные книжки читать, тем более сказки  — ни в коем случае! Там же ведьмы на метле летают — а это язычество и магия! Первое возражение против такого подхода — сам текст Священного Писания. В Библии — огромное количество отсылок ко внебиблейским текстам. Например, легенда о мировом потопе существует у многих народов, но только Библия даёт христианское толкование этому событию — как наказанию за грехи людей. Выступая в Ареопаге, апостол Павел насыщает свою речь цитатами из гимнов языческим богам. До этого, гуляя по Афинам, Павел видел множество идолов всевозможным богам, в том числе «страховку» языческого сознания — жертвенник «неведомому богу», который суеверные афиняне поставили, боясь забыть кого-нибудь из огромного количества своих божеств. Надо полагать, что апостол пылал праведным гневом. Однако в своей речи он переосмысляет увиденное в христианском духе. Разные представления о времени У  Джона Толкиена есть эссе о волшебной сказке, в котором он утверждает: творя вторичные миры, человек раскрывает свой собственный творческий потенциал.

http://pravmir.ru/prostranstvo-evangeliy...

XXV. Поход Тем временем шло усиленное снаряжение в поход. Во все стороны разосланы были приглашения польским и русским добровольцам и казакам становиться в ряды Лжедимитрия и за щедрые обещания идти добывать ему московский престол. Сборным пунктом для добровольцев и главной квартирой армии был Львов, главный город русского воеводства, входивший в круг ведомства Юрия Мнишка, как львовского старосты. Шляхту Мнишек увлекал шумными празднествами и пирами, всякому сброду, называвшемуся волонтёрами, довольно было ожидания поживы в Москве. Львов быстро оживился. Первыми откликнулись на призыв самозванца донские и волжские казаки. К этому времени у них произошли столкновения с московским правительством. Выведенный из терпения их разбоями и нападениями на торговые волжские караваны, царь Борис начал принимать против них строгие меры и даже приходивших в какой-либо город по своим надобностям велел хватать и сажать в тюрьмы. Эти меры ожесточили казаков, они подняли открытый бунт, напали на царского родственника, окольничего Степана Годунова, плывшего в Астрахань, и разбили его конвой, так что сам он с трудом спасся бегством. Послы самозванца нашли у них полное сочувствие. Казаки стали собираться в поход, а наперёд отправили для разведок несколько человек с двумя атаманами, Андреем Корелой и Михаилом Нежекожей. Эти казацкие уполномоченные застали самозванца в Кракове. Видя, что его признают за истинного царевича, они, недолго думая, послали объявить войску, чтобы не сомневалось и шло на помощь названному Димитрию против ненавистного Бориса. Богатая добыча в Москве, конечно, их больше прельщала, чем служба мнимому царевичу. Такой же успех сопровождал послов самозванца и у запорожских казаков. Польские добровольцы в достаточном количестве собрались во Львове. Эта буйная вольница, заполонившая Львов и окрестности города, начала, наконец, тяготить мирных жителей. Начались грабежи, убийства. Жители отправили жалобу королю и умоляли его избавить их как можно скорее от скопищ, хозяйничавших у них, как в неприятельской земле. Жалобы на добровольцев пришли и с границы королевства. Нельзя было оставить эти жалобы без внимания. После разных мер, не приведших ни к какому результату, Сигизмунд приказал волонтёрам немедленно разойтись, а ослушники объявлялись бунтовщиками и врагами республики, и им угрожали самые строгие наказания. Королевский указ был подписан 7-го сентября и отправлен во Львов с коморником. Сообщая об этом в Рим, Рангони насмешливо заметил, что коморник не поспеет, пожалуй, туда вовремя. В действительности так и было. Так как король тайно покровительствовал предприятию самозванца, то коморник прибыл во Львов тогда, когда Лжедимитрий и Мнишек с набранной вольницей уже выступили в поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

XX. Самозванец в Кракове В первой половине марта 1604 года в Краков приехал и сам самозванец, и первое впечатление, произведённое им, блестящим образом отвечало общим ожиданиям. Наружность говорила в его пользу. В нём находили обаяние и самоуверенность. Он остановился в доме Мнишка, как особа царского сана. Его окружили роскошью и почётом. Его постоянно сопровождала свита из тридцати человек. Бывшие с ним москвитяне клялись, что это их царь. Из Москвы получались ободряющие письма. Новые рекруты прибыли из внутренних губерний России. Донские казаки прислали двух атаманов с предложением царевичу своих услуг. Польские вельможи с восторгом принимали его в своих домах, а когда он появлялся на улице, то народ толпами сбегался посмотреть на него. При таких условиях и при открытом покровительстве Мнишка названный Димитрий быстро завоевал в свою пользу общественное мнение Кракова. Тогда Мнишек нашёл своевременным познакомить польское общество и самозванца друг с другом. Около 13-го марта он устроил парадный обед, пригласил к нему сенаторов и самых знатных и влиятельных при дворе лиц, и папского нунция Рангони. Рангони сидел в одной зале с Лжедимитрием, хотя и за разными столами. Он хорошо рассмотрел таинственного незнакомца и так описал его наружность в письме к папе: „Димитрий молодой человек, с хорошими манерами, смуглым лицом, с очень большой бородавкой на носу, против правого глаза; белая продолговатая кисть руки указывает на его высокое происхождение; он говорит смело; в его походке и манерах есть в самом деле что-то величественное». Позднее Рангони к этому описанию прибавил другие подробности: „Димитрию на вид двадцать четыре года, у него нет бороды, он одарён чрезвычайно живым умом, весьма красноречив, держится безупречно, склонен к занятию науками, необычайно скромен и сдержан». Вскоре же после парадного обеда, 15-го марта, покровители самозванца добились самого важного: он был принят королём Сигизмундом в особой аудиенции. На ней присутствовали только четыре высших сановника: вице-канцлер, надворный маршал, королевский секретарь, Виленский епископ Войка и папский нунций Рангони.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

А.А. Половцов Брянский, Яков Григорьевич (Григорьев) Брянский , Яков Григорьевич (до поступления на сцену Григорьев) – актер; род. в 1790 г., ум. 20 февраля 1853 г. в Петербурге. Сын бедного чиновника, Григорьев получил самое скромное образование. Еще не достигши четырнадцати лет, он, вследствие недостатка средств, поступил копиистом в сенат, где сравнительно скоро дослужился до классного чина, а три года спустя был произведен в чин губернского секретаря и получил обещание места повытчика в недалеком будущем. Но, пристрастившись к театру, особенно к трагедии, он решил добиться поступления на сцену и с этою целью в конце июля 1811 г. отправился к князю Шаховскому. У последнего был вечер, на котором присутствовали, между прочим, И. А. Крылов, П. А. Катенин и другие. По предложению князя Шаховского, Григорьев прочитал перед этим собранием роль Полиника из трагедии Озерова «Эдип в Афинах»; выразительное чтение Григорьева и его звучный голос вызвали всеобщие одобрения, и князь Шаховской решил принять его на сцену. В то время на Императорской сцене господствовала труппа, во главе которой стоял знаменитый Яковлев, а князь Шаховской из воспитанников театрального училища образовал «молодую труппу», дававшую спектакли в Кушелевском театре (впоследствии помещение Главного Штаба); в этой труппе развились такие таланты русской сцены, как Брянский, Сосницкий, Рамазанов, Величкин и другие. В эту «молодую труппу» и принял князь Шаховской Григорьева, впоследствии всегда игравшего главные роли с Ширяевою, вышедшею позже замуж за Яковлева. Для пробы князь Шаховской дал Григорьеву роль Брянского, наперсника Димитрия Донского и выпустил его на сцену под фамилией Брянского, которую последний удержал за собою навсегда. Свою роль Брянский исполнил сравнительно хорошо, но не был замечен публикой. Первым серьезным сценическим опытом Брянского был его дебют 7 сентября 1811 г. в роли «Влюбленного Шекспира», в переводной комедии Д. Языкова того же названия. В этой пьесе, написанной Дювалем для Тальмы, на русской сцене до того времени роль Шекспира исполнял Яковлев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава IV. Монастыри В предшествовавший, так называемый монгольский, период нашей церковной жизни, продолжавшийся два с лишком столетия, у нас возникло более 180 монастырей. Но как из этих монастырей до тридцати находились в Юго-Западной России, то, значит, что собственно в тех епархиях, которые вошли теперь в состав Московской митрополии, появилось тогда всего около 150 обителей. В настоящий же период, обнимающий менее даже полутораста лет, вновь основано в этой последней митрополии, как увидим, около трехсот монастырей. Следовательно, умножение их в Северо-Восточной России совершалось теперь не только не в меньшей, но даже гораздо в большей пропорции, чем совершалось оно при монголах. А если при этом взять во внимание, что почти все монастыри монгольского периода продолжали существовать и в настоящий вместе с вновь возникшими, то окажется, что теперь общее число их было у нас выше четырехсот. Справедливость, впрочем, требует заметить, что некоторые монастыри, неизвестно кем и когда основанные, делаются только известными в настоящий период, а могли существовать и прежде. Зато несомненно, что другие монастыри, например Соловецкий, Пафнутиев боровский, были едва основаны под конец прошлого периода, но получили даже первоначальное устройство уже в настоящий и что самые их основатели или устроители значительнейшею долею своей деятельности принадлежали настоящему периоду. К сожалению, о большей части наших тогдашних монастырей как в Руси Восточной или, точнее, в средней полосе России, так и в Руси Северной сохранились крайне скудные сведения, так что нам приходится почти только их перечислить. Несравненно менее таких обителей, о которых мы имеем возможность сказать, кем и когда они основаны и каковы были их устройство и состояние. I Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье, это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ДИМИТРИЕВИЧА (1389–1425) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. – Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. – Договоры великого князя с родными братьями. – Отношения к Новгороду Великому. – Внутренние движения в Новгороде. – Ссора Новгорода со Псковом. – Отношения Москвы к Рязани и Твери. – Усобицы между тверскими князьями. – Нашествие Эдигея на Москву. – Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия. – Отношения литовские: взятие Смоленска Витовтом; намерение Витовта овладеть Новгородом; битва Витовта с татарами на Ворскле; вторичное взятие Смоленска Витовтом; борьба московского князя с литовским и мир на Угре; взгляд летописца на литовские и татарские отношения. – Отношения Литвы к Польше и Тевтонскому ордену. – Борьба Пскова и Новгорода с Ливонским орденом. – Борьба Новгорода со шведами. – Смерть Василия Димитриевича. – Его духовные грамоты. – Бояре Василия Молодой сын Донского в самом начале княжения своего показал, что останется верен преданию отцовскому и дедовскому. Через год после того, как посол ханский посадил его на великокняжеский стол во Владимире, Василий отправился в Орду и купил там ярлык на княжество Нижегородское, которое незадолго перед тем выпросил себе в Орде же Борис Константинович. Услыхав о замыслах Васильевых, Борис созвал к себе бояр своих и стал говорить им со слезами: «Господа и братья, бояре и друзья мои! вспомните свое крестное целование, вспомните, как вы клялись мне». Старшим боярином у него был Василий Румянец, который и отвечал князю: «Не печалься, господин князь! Все мы тебе верны и готовы головы свои сложить за тебя и кровь пролить». Так он говорил своему князю, а между тем пересылался с Василием Димитриевичем, обещаясь выдать ему Бориса. Василий на возвратном пути из Орды, доехавши до Коломны, отправил оттуда в Нижний Тохтамышева посла с своими боярами. Борис сначала не хотел пускать их в город, но Румянец стал говорить ему: «Господин князь! посол ханский и бояре московские идут сюда за тем, чтоб мир покрепить и любовь утвердить вечную, а ты сам хочешь поднять брань и рать; впусти их в город; что они могут тебе сделать? Мы все с тобою». Но только что посол и бояре въехали в город, как велели звонить в колокола, собрали народ и объявили ему, что Нижний принадлежит уже князю московскому. Борис, услыхав об этой новости, послал за боярами и стал говорить им: «Господа мои и братья, милая дружина! вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим». На это отвечал ему тот же Румянец: «Господин князь! не надейся на нас, мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя». Борис был схвачен. Немного спустя приехал в Нижний Василий Димитриевич, посадил здесь своих наместников, а князя Бориса с женою, детьми и доброхотами велел развести в оковах по разным городам и держать за крепкою стражею. По тому же ярлыку кроме Нижнего Василий приобретал Городец, Муром, Мещеру, Тарусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Если не будет жертвенности, тогда зачем все это? " (Часть 1) 10.05.2007 402 Время на чтение 7 минут Руководитель сектора ВДВ Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами РФ священник Михаил Васильев Редко у кого служение священника ассоциируется со стрельбой и взрывами, неустроенным полевым бытом, заминированными горными тропами, танками, БТРами, пыльными дорогами и другими вещами, напрямую связанными исключительно со словами " война " и " армия " . Но, между тем, еще со времен Древней Руси в ратных дружинах, бившихся на полях брани при святом равноапостольном князе Владимире или святом благоверном князе Димитрии Донском, в полках русской армии под командованием Суворова или Кутузова и вплоть до 17-го года присутствие лица духовного звания считалось делом не только естественным, но и непременным. Миссия военного священника всегда была высокой и ответственной, но вместе с тем и опасной. Он не только молитвой и словом евангельской мудрости поддерживал и укреплял дух солдат перед тяжелыми сражениями, но и сам находился на поле боя, зачастую устремлялся в самую гущу битвы, чтобы успеть, когда это оказывалось возможным, услышать последнее слово покаяния, слетающее с уст смертельно раненого, разрешить от бремени греха и подготовить его душу к переходу в вечность, к Богу. Естественно, что после революции звание полкового священника было полностью упразднено. Однако не так давно, когда опять начались конфликты и стала литься кровь, когда словосочетания " военные действия, погибшие и раненые " уже перестали вызывать шок или хотя бы удивление у россиян, столь же естественно вновь возникла необходимость в " армейских батюшках " . Но не только наличие конфликтных ситуаций обуславливает эту потребность: и в условиях мирного времени у военного духовенства хватает дел. Основное сегодня - это просветительско-воспитательная работа в частях и подразделениях ВС как среди офицерского состава, так и среди молодых солдат-срочников, а цель ее - " одухотворение " воинских коллективов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010