Извстившись о царской воле, митрополит Иов 1 -го марта 1712-го года отправил архимандриту Феодосию благословенную настольную грамату на Невскую архимандрию 93 , с пожеланием «должайших лет» и преуспеяния во всем добром и спасительном 94 . Глава третья Первые годы Невской архимандрии (1712–1715 годы) Строительный работы 1712-го года; Подмонастырская слобода: Невский прошпект; мост на Черной речке. 1713 й год братские кельи-мазанки; общая братская келья; архимандричьи комнаты; постройки трех амбаров; дома монастырских служителей; кирпичные заводы. Работы 1714-го года. Абрис 1715-го года; трапеза и столярня; постройки в Подмонастырской слободе. Первые паломники. Начало момастырского братства. Отношения архимандрита Феодосия к Новгородскому митрополиту Иову иерархические и административные. Круг для архимандрита Феодосия. Более значительные административные распоряжения. «Морской поход» с Царем Грамота 1-го марта 1712-го года, в сущности, только закрепляла существовавшее уже положение вещей, с тою только разницей, что архимандрит Феодосий с этого времени уже безраздельно должен был принадлежать Александро-Невской обители, не отвлекаясь к Хутыну Монастырю. Назначение архимандритом Монастыря, еще не существовавшего в действительности, а только предположенного, естественно, само собой, обязывало настоятеля главное внимание уделить создателю обители. Еще до получения грамоты, а именно 20-го февраля 1712-го года, как уже было упомянуто, Государь приказал объявить архимандриту Феодосию, дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь 95 . В 1712-м году и начаты были строительные работы. Обстоятельства построения Александре-Невского Монастыря, – когда, с одной стороны, предположено было строить Монастырь, соответственный величию столицы, а с другой – в незаселенном почти месте, вдали от других Монастырей, – вызвали то, что прежде появления монастырской братии Монастырь должен был обзавестись большим штатом управления и рабочих, приготовляясь к крупному хозяйству и большой долголетней постройке. Заложена была церковь , а затем строительные работы 1712-го года, кроме постройки церкви, освященной 25-го марта 1713-го года, естественно сосредоточились не на создании монастырских помещений, а на возведении «партикулярного строения», то-есть строительного рабочего городка.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги - о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 г., благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. – СПб.: В Типографии Якова Трея, 1849.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. – М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1900.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. - Ростов (Яросл.): Типография А. Х. Оппель, 1913.; Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008.; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/[текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Брункевич Д. Слово и дело Димитрия Ростовского//Северный край, 2002, 4 октября.; Батуева Е. Главное чудо – обретение веры//Северный край, 2006, 22 апреля.; Хрупалова И. Кулинарные секреты отца Зенона//Северный край, 2009, 27 марта.; Хрупалова И. Патриарх просил у верующих молитв//Северный край, 2009, 6 октября.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Новый город сосредоточивался у крепости и на нынешней Петербургской стороне. Все пространство от места постройки Монастыря, по нынешнему Невскому прошпекту, до Фонтанки, по дороге к тогдашнему Петербургу, было покрыто лесом. В виду пустынности местности, естественно, прежде серьезных строительных работ необходимо было создать рабочей городок, устроить жилье для рабочих. Кроме того, как видно из сохранившихся в Архиве Лавры сведений, уже с начала 1712-го года набран был штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» 96 . Если часть их предназначалась для управления обширным монастырским хозяйством в вотчинах, то часть, несомненно, была предназначена для наблюдены за постройкой, приема материалов, распоряжения рабочими и вообще для управления хозяйственною частью созидаемого Монастыря. А для этих лиц необходимо было помещение на месте самой постройки Монастыря. Все строительные работы 1712-го года были деревянные и производились на левом берегу Черной речки, где была построена и первая церковь , также деревянная. Каменное генеральное строение предназначалось на правом берегу 97 . Хотя каких-либо точных указаний о строительных работах 1712-го года и не имеется, но естественно полагать, что, при обширном плане строительства, рассчитанном не на один год, рабочий городок созидался не на самом месте постройки Монастыря, а в некотором от него расстоянии, обособленно, притом, само собою разумеется, в сторону к реке, чтобы быть ближе к воде и к пути сношений. Поэтому историки Петербурга, хотя и не приводят в подтверждение ими сказанного документальных данных, казалось бы, вполне основательно утверждают, что с учреждением Невского Монастыря архимандрит Феодосий, для строительных работ вызвав из приписных к его обители деревень рабочих людей, образовал с первого же времени, то есть «никак не позднее 1712-го года», Подмонастырскую, или, как она иначе называется в документах, Подмонастырную слободу 98 . Когда начаты были в 1712-м году строительный работы? Архимандрит Феодосий: в «Надлежащем ведении» о начале Монастыря говорит совершенно ясно, что строение Монастыря замедлилось – «начало строения продолжалось», – «понеже нечим и неким было строить. И только после приема Иверского Монастыря с вотчинами, – приема, произведенного после его отписки на Александро-Невский Монастырь не сряду, – «начались партикулярное малое строение» 99 . Словом, начало строительного сезона, вне всякого сомнения, было опущено.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Демида Васильева на пустошь Кубцовскую в Городском стане ( Рыков. Новые акты. С. 95-96, 105; АСЭИ. Т. 3. 274). По данным окладной книги 1598 г., монастырскую вотчину составляли 6 сел и 61 деревня с 255 дворами. К нач. XVII в. владения Д. м. располагались в 9 волостях Вологодского, Тотемского уездов, а также в Радонежской вол. Московского у. (с. Яуртово). Поступления в мон-рь ржи, овса, пшеницы и ячменя вместе с остатками минувшего года в 1650/51 г. составили более 3700 пудов. К 1764 г. за монастырем числилось 9 сел, 4 сельца и 88 деревень - всего 632 двора с 2819 жителями муж. пола. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Наряду с землями с 1-й пол. XV в. Д. м. владел и промысловыми угодьями. В 1471/72 г. кн. Андрей Васильевич Вологодский дал подтвердительную жалованную грамоту на монастырские рыбные ловли, сенные покосы, лесные угодья на р. Сухоне в Комельской вол., на реке и озере Лоста в Лоскомской вол. и на приобретенные ранее деревни. В XVI-XVII вв. вел. князья и цари кроме пожалований земли предоставляли мон-рю различные льготы, к-рые способствовали развитию хозяйства. Большую роль в хозяйстве играли и соляные промыслы. По грамоте 1573/74 г. царя Иоанна IV Д. м. получил право на беспошлинную торговлю солью в Москве, Вологде, Коломне и др. городах, которая в XVII в. составляла самую крупную часть его денежного дохода. Той же грамотой обители разрешалось беспошлинно приобретать 14 тыс. пудов соли в Холмогорах, беспошлинно перевозить и продавать соль в Вологде, а на вырученные средства приобретать запасы для мон-ря. Д. м. купил варницы в Тотьме, Соли Вычегодской и на р. Уне. В 1568 г. царь Иоанн IV заменил оброком дани с монастырского подворья и варниц в Соли Вычегодской; с этого времени Д. м. мог торговать и собственной солью. Грамотой царя Феодора Иоанновича 1589 г. Д. м. освобождался от всех пошлин при продаже в Холмогорах 8 тыс. пудов соли, а грамотой 1596 г.- при продаже 14 тыс. своей соли в Холмогорах и на Двине.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Владыченский Петр,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Павел Петров, священник; Московская губерния, Серпухов, Владычний монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5). Воздвиженский Александр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Алексей Дмитриев († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Зюзино, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об.). Воздвиженский Виктор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Николай Димитриев, священник; Москва, Китайский сорок, Троице-Грузинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 7). Воздвиженский Владимир,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1870 гг.). Отец: Димитрий Димитриев, священник; Москва, Никитский сорок, Успенская, что на Малой Дмитровке, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 7 об., 8). Воздвиженский Владимир,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексей Димитриев († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Зюзино, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Воздвиженский Димитрий,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Михаил Георгиев († до 1867 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Духосошественская на Даниловском кладбище церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 3 об., 4). Воздвиженский Евгений,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Димитрий Дмитриев, священник; Москва, Никитский сорок, Успенская, что на Малой Дмитровке, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 260). Воздвиженский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иосиф Сергиев, бывший тередорщик; Московская Синодальная типография (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7). Воздвиженский Леонид,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Андрей Георгиев, священник; Москва, Пречистенский сорок, Николаевская близ Боровицких ворот церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 11 об., 12).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Ефим Васильев –18041809 г. Никита Кириллов – 18091841 г. Григорий Алексеев – 18411843 г. Никанор Степ. Лентовский – 18431861 г. Яков Никол. Пластов – 18611869 г. Георгий Мих. Соловьев – 18691871 г. Пав. Серг. Димитриев – 18711873 г. Пав. Зин. Понятов – 18741875 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18841886 г. Мих. Петр. Иванов – 18871889 г. Конст. Алексеев. Михайлов – 18891896 г. Анатолий Александр. Бакулевский – 18971901 г. Алексей Яким. Митрофанов – с 1901 г. по 3 сент. 1915 г. Пав. Димитриев. – с 28 окт. 1915 г. Дьячки: Матвей Калистратов – 17781795 г. Иван Васильев – 17821787 г. Иван Ильин – 17931796 г. Ефим Васильев – 17971799 г. Иван Васильев – 18001812 г. Зиновий Тим. Никольский – 18181834 г. Дим. Ив. Озерский – 18361847 г. Пав. Зин. Понятов –18361874 г. Пономари: Симеон Александров – 1771 г., Филипп Родионов – «поповский сын, взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск» Иван Иванов – 17841792 г. Никита Кирилов – 17921809 г. Феодор. Петр. Алянский – 18041850 г. Вас. Ив. Алатов – 18231853 г. Флег. Димитриев, священник, запрещенный в священнослужении – 1854 г. Конст. Алексеев. Немков – 18571897 г. Псаломщики: Ив. П. Понятов – 18751883 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18831884 г. Иосиф Ант. Добросмыслов – 18861888 г. Пант. Ив. Блахов – 18881893 г. Сергий Ив. Альбинский – 18941898 г. Арк. Евс. Степанов – 18971901 г. Ив. Мих. Померанцев – 18981901 г. Петр Андр. Ванаг – 19011902 г. Мих. Сем. Соловьев – 19011906 г. Николай Ареф. Десницкий – 19021909 г. Василий Алексеев Шатров – с 1906 г. Сергей Феодор. Ястребов – c 1909 г. по 1 июня 1915 г. Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, с 2 сент. по 1915 г. – М.П. Тимирчинский. Десницкий организовал хор любителей, a Киатров поддерживал его. Хорошие голоса (тенора) у обоих много помогали пению. Нельзя не выразить признательности любителям: владельцу хлебопекарни Гр. Ивановичу с сыном Ив. Гр., А.И. Мольковой, волостн. писарю О.И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нек. др. за содействие торжественности богослужения и подъема религиозного настроения молящихся в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне. Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии. В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно. После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках. Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00595

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь 4 жовтня 2009 р. 12:00 История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому. В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Вторая половина XVIII века — время формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы знаем его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, новый храм. Очень немногие обители отстраивались в это время, поскольку с отнятием земель у монастырей их материальная база пошатнулась. Таким образом, ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой уникальный памятник монастырского строительства своего времени. Своего рода «апофеозом» этого строительства стало возведение в 1794-1801 годах храма во имя святителя Димитрия. Эффектный внешний облик монастыря и неиссякаемый поток паломников к его святыням подготовили его возведение на степень первого класса. Совершалось это последовательно. В 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод донесение, где указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении». С имевшимся количеством братии, отмечал архимандрит, это было затруднительно. Он просил об увеличении числа насельников — в соответствии со штатами первоклассных монастырей. Синод уважил просьбу архимандрита Иннокентия, предписав расширить штат обители на 16 «мест». В 1834 году, после прошения ярославского губернатора К.М. Полторацкого, поданного на высочайшее имя, монастырь был переведен в первый класс с ежегодным содержанием в размере 4200 рублей. А спустя два года он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители. Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь... В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.

http://sobory.ru/article/?object=00226

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010