Дидиму Слепцу

 001   002   003
Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое. (. Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его») Изречения безымянных старцев (82, 403) . Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков», – говорит апостол ( Иак.? 3,? 9 ) . «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак.? 3,? 2 ) . Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 10 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... положения «диалектической теологии» К. Барта, стремился тем не менее к созданию универсальной «теологии культуры», в значительной мере испытавшей влияние экзистенциализма. Автор внушительного количества трудов, написанных на немецком и английском языках, главный их которых – трехтомная «Систематическая теология». 124 В частн., у свт. Григория Паламы; ср. : Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas [Введение в изучение]. 125 [ Pseudo-Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium, V PG 29, col. 756a [ Василий. Творения. Ч. 3. С. 215]. Пятая книга сочинения «Против Евномия» обычно приписывается Дидиму Слепцу. О значении этого «кругового движения» см. : Staniloae D. The Holy Trinity: Structure of Supreme Love Idem. Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 73–92; Zizioulas J. Being as Communion. Crestwood, NY, 1985. P. 40–49 [ Иоанн (Зизиулас) . Бытие как общение. С. 35–45]. 126 Выделено о. И. М. 127 «…????? ?????? ???? о??? ????????? ????? ????????? ???? ? …» – Maximus Confessor. Ambiguorum liber PG 91, col. 1057b [cp. : Максим Исповедник. Амбигвы. С. 35]. 128 Бальтазар Ганс Урс фон (1905–1988) – швейцарский католический теолог, писатель, издатель и церковный деятель, ... далее ...
Добротолюбие. Том V, Глава 29 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... принял эту книжицу с такой любовью и с таким благоговением, как бы она была послана ему от самого Бога, и сильную возымел к ней веру, надеясь получить от нее великую пользу и великий плод. Почему читал ее с великим усердием и вниманием, и, прочитав всю, великую получил пользу от всех глав ее. Но из всех глав три наипаче запечатлелись в сердце его; первая: «Ища врачевания, пекись о совести (внимай ей) ; и что она говорит тебе, делай то, и получишь пользу» (глав. 69) . Вторая: «Ищущий (чающий получить) действенности Святого Духа, прежде делания заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в тоже время, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатою за него денег подписали ему и свободу» (гл. 64 о хотящ. оправ. от дел) . Третья: «Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: «Сыне Давидов, помилуй мя» Ин.? 14, 12 (. Но кто из нас дерзнет сказать: я творю дела Христа и верую право во Христа? Но видите ли по сему, братия мои, как в день суда мы имеем оказаться неверными, и быть преданы горшим мукам, чем те, кои совсем не знали Христа, т. е. неверные? Одно из двух необходимо: или нам быть наказанными больше неверных, или ... далее ...
Тропос существования и богословское понятие ...Искать в Источникеmospat.ru
... τρόπος της ύπάρξεως «прилагалось с конца IV века к особенностям, которые различают Божественные Пер­соны с целью выразить веру, что в этих Персонах, или Ипоста­сях, представлена одна и та же Божественная Сущность» 36. Ту же мысль выражает протоиерей А. Лаут, подчеркивая, что Каппадокийцы использовали термин «образ существования» для выражения того, что является отличительным в бытии Ипос­тасей Божества 37. И действительно, например, в 1-ой книге «Против Евномия» выражается идея, что каждой Ипостаси со­ответствует свой τρόποι της ύποστάσεω? 38. В приписываемой современными исследователями Дидиму Слепцу 4-ой книге «Против Евномия» читаем, что быть «не­рожденным» есть образ существования Отца 39. Здесь же автор вторит почти дословно мысли святителя Амфилохия Иконийского о том, что Отец, Сын и Дух Святой суть имена, описываю­щие не сущность как таковую, а образ существования или отно­шения 40. Подобный знак равенства между наименованиями Ипо­стасей и образом существования может, на первый взгляд, под­толкнуть к отождествлению Лиц с тропосом их существования. Однако, как в Боге-Троице Ипостась тождественна Сущности и одновременно отлична от нее, как свойства Сущности едины с ... далее ...
Восточные отцы IV века, Часть 7 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Меньшие богословы IV-го века I. Св. Евстафий Антиохийский О жизни св. Евстафия мы знаем немного. По указанию блж. Иеронима он был родом из памфилийского города Сид. Но год его рождения установить трудно, – неизвестен год его епископского посвящения и потому нет вовсе данных даже приблизительно судить о его возрасте. Приблизительно в 319–320 году он был епископом в Веррии, в Сирии, – в эти годы, как сообщает Aеодорит, в качестве Веррийскаго епископа он получил от Александра Александрииского список с его известного послания против Ария к Александру Солунскому. Перед самым Никейским собором Евстафий был избран на Антиохийскую кафедру. Уже разогрелась арианская смута и Евстафий сразу был вовлечен в борьбу. Он, по-видимому, не всеми был признан в Антиохии... На Никейском соборе св. Евстафий был одним из главных защитников единосущия». Этим и объясняется последующая борьба с ним антиникейцев. В Антиохии Евстафий вел напряженную борьбу с арианами и арианствующими, – между прочим и литературную. Древние авторы высоко ценили его догматическую деятельность и Афанасий называл его «исповедником». Вокруг него кипела вражда и вскоре над ним нависло подозрение. в савеиланстве. В 330 году ... далее ...
Как читать Ветхий Завет? - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Отцами, которые искали за историческими событиями то, что называется словом???? ? ?, что означает видение, навеянное Святым Духом, сообщающее нам Откровение и Божественную истину. Каковы бы ни были пути типологии (Антиохия) или аллегории (Александрия) , цель толкования этих двух традиций всегда заключалась в том, чтобы посредством истории опередить саму историю, чтобы достичь знания, мудрости, постижения, участия, подлинного общения с небесной реальностью, реальностью Царствия Божия. Эти две традиции обычно характеризуются следующим образом. В Александрии ученые мужи, которые подобно Дидиму Слепцу, Оригену, Клименту Александрийскому вплоть до святителя Кирилла Александрийского в V веке были одновременно исследователями, изъяснителями, толкователями, проповедниками Священного Писания, имели склонность находить в нем двойной смысл, одновременно исторический и трансцендентный, исторический и духовный. Различие между этими двумя значениями было достаточно важным, поскольку аллегореза была склонна отрываться от истории и переносить основной акцент на смысл библейского послания, который оно имеет для нас, в настоящее время, на уровень нашей нравственной, духовной и ... далее ...
Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это исцеление с окончанием спора главы восьмой, когда Иудеи берутся за каменья и Господь проходит посреди их. При этом Златоуст указует на милосердие Господа, который исцеляет слепорожденного немедленно после того, как Его хотели убить. Может быть, что таково и было это событие, но надо помнить, что в таком случае и события главы восьмой должны были происходить в субботу. Мы напомним читателю, что в последний великий день празднества кущей Господь возгласил в храме () Может быть нет особой надобности связывать события восьмой главы с событиями девятой. Западные комментаторы видят в последней главе отдельный эпизод, имевший место в одну из суббот после окончания праздника кущей 956. И мы склоняемся к этой мысли. В числе многих чудес Господних 957 Богослов избирает по повелению Духа Божия одно, в котором ясно очерчивается последовательное развитие злобы Иудеев, все более и более усиливающееся их ослепление, и те пути, коими Господь взыскивал овец Своих и приготовлял духовное развитие человека, освобождение его от уз фарисейства и свободу церкви Христовой. В печальной повести развития злобы Иудеев это новый фазис ее. Ничего не упоминается уже о буйстве их и о намерении ... далее ...
Трактат свт. Амвросия Медиоланского "О Святом ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Духе. Выполняя волю августейшей особы, в 381 году Ам­вросий пишет три книги, вышедшие под общим названием «О Святом Духе». Будучи написан во время очередного похода Грациана против готов в Ма­кедонию 5, трактат «О Святом Духе» был призван оказать императору мо­ральную поддержку пред лицом предстоящих битв. В этом труде свт. Ам­вросий через призму триадологического учения излагает учение о третьем Лице Св. Троицы, говоря о Его отношении к другим Лицам, природе, дей­ствии и т. д. При написании трактата Амвросий часто прибегает к авторитет­ным греческим авторам – Афанасию Александрийскому, Дидиму Слепцу и Каппадокийским отцам. Перевод первой книги был осуществлен по тексту трактата, представ­ленному в 16 томе латинской патрологии Ж. -П. Миня 6. При подготовке жур­нальной публикации ссылки на текст Библии были дополнительно провере­ны и уточнены. В ряде случаев приводимые святителем цитаты Священного Писания не соответствуют в точности ни тексту Вульгаты, ни Септуагинты, и остается неясным, каким именно библейским текстом пользовался святой отец. Не исключено, что иногда он излагал смысл требуемого текста Писания по памяти, что не было редкостью для церковных авторов той ... далее ...
Золотой век святоотеческой письменности, Глава 6 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так точно и основательно, что ведением превзошел всех древних». Св. Афанасий якобы назначил Дидима начальником Александрийского училища, и это был его последний учитель. Он жил за городом, вне арианской борьбы, ведя аскетическое существование. Его слепота делала его для ариан, по-видимому, не опасным противником, и бури догматической борьбы, поэтому, его пощадили. Он не узнал ни тюремных заключений, ни изгнаний из родного города. По мнению некоторых (Мингарелли) , он был женат, но мнение это не встречает сочувствия в науке. Слова Дидима о его «семени» надо понимать, по-видимому, в смысле поколения его учеников и последователей, а не природного потомства по крови. По-видимому, эта удаленность от борьбы и дала ему возможность дождаться мирной кончины в преклонном возрасте. Дидим пользовался большой известностью среди своих современников. Его неоднократно посещали Великий Антоний и Палладий; и блаж. Иероним, и Руфин были его учениками. Отшельник Аммун занимался его толкованиями на Писание. По мнению Иеронима, Дидимом написано очень много, но до сих пор еще вопрос о литературном наследии не разрешен раз навсегда. Многое за ... далее ...
Золотой век святоотеческой письменности, Глава 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Дрезекэ 40 в подлинности двух самых ранних трактатов св. Афанасия («Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова») , якобы отличных по стилю от других его произведений и якобы принадлежащих лицу более философского направления, чем Афанасий. Таковым должен бы быть Евсевий Емесский. Сказать надо, что предположение Дрезекэ не встретило сочувствия в науке, и эти два произведения можно считать безусловно принадлежащими александрийскому святителю. Тот же Дрезекэ усомнился в подлинности книг «Против Аполлинария», находя в них не свойственные стилю Афанасия выражения, и приписывает их Дидиму Слепцу 41. Мнение это остается спорным. В. Исторические труды «О постановлениях Никейского собора», «История ариан» (письмо к монахам) , «О соборах в Аримине и Селевкии» и «Житие св. Антония». Г. Праздничные послания Этот род писаний св. Афанасия должен быть выделен в особую от прочих писем группу. О характере их и содержании сказано будет ниже подробнее. Если считать, что первое Афанасиево «праздничное» послание было им написано в 45 году Диоклетиановой эры, или 328 г. нашей эры, а последнее в год его смерти, т. е. в 373 г., то в распоряжении историка было бы собрание в сорок ... далее ...
 001   002   003
Постоянная ссылка на эту страницу: Дидиму Слепцу
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера