Дидиму Слепцу



 001   002

Трактат свт. Амвросия Медиоланского "О Святом ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Святом Духе. Выполняя волю августейшей особы, в 381 году Амвросий пишет три книги, вышедшие под общим названием «О Святом Духе». Будучи написан во время очередного похода Грациана против готов в Македонию 5, трактат «О Святом Духе» был призван оказать императору моральную поддержку пред лицом предстоящих битв. В этом труде свт. Амвросий через призму триадологического учения излагает учение о третьем Лице Св. Троицы, говоря о Его отношении к другим Лицам, природе, действии и т. д. При написании трактата Амвросий часто прибегает к авторитетным греческим авторам – Афанасию Александрийскому, Дидиму Слепцу и Каппадокийским отцам. Перевод первой книги был осуществлен по тексту трактата, представленному в 16 томе латинской патрологии Ж. -П. Миня 6. При подготовке журнальной публикации ссылки на текст Библии были дополнительно проверены и уточнены. В ряде случаев приводимые святителем цитаты Священного Писания не соответствуют в точности ни тексту Вульгаты, ни Септуагинты, и остается неясным, каким именно библейским текстом пользовался святой отец. Не исключено, что иногда он излагал смысл требуемого текста Писания по памяти, что не было редкостью для церковных авторов той эпохи. ... далее ...
Патрология. Конспект лекций, Глава 7 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что только 3 первые принадлежат св. Василию, а 4-я и 5-я по своему построению, изложению, языку очень отличаются от первых трех книг и вообще от подлинных произведений св. Василия. 4-я и 5-я книги в некоторых мнениях противоречат подлинным мнениям св. Василия Великого и представляют собой не столько продолжение первых трех, сколько сборник доказательств против арианских лжеучений относительно Святой Троицы. Профессор Сагарда говорил о том, что эти две книги приписывали Аполлинарию Лаодикийскому, на что большинство исследователей пришли к выводу, что эти 2 книги принадлежат знаменитому Дидиму Слепцу Александрийскому. В 1-й книге Василий Великий разоблачает те софизмы, которые Евномий сплетает вокруг термина «нерожденность. Он опровергает основное положение Евномия о том, что сущность Божества – это нерожденность. На основании употреблении слова «нерожденность» и на основании словоупотребления других слов он утверждает, что вещи познаются человеческим разумом как бы по частям, они не воспринимаются непосредственно, и они выражаются различными терминами, из которых каждый только определяет какой-нибудь признак той или иной вещи. Такое же значение имеют наименования, ... далее ...
Толкование на книгу Экклезиаст, Глава 12 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... цепочка – учение церкви. Ереси разрывают эту цельную цепочку божественных слов и догматов и тем духовно умерщвляют душу. Апостол Павел называет ересь делом плоти и предостерегает: Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют ( Гал. 5: 19–21 ) ! Дидим Слепец, толкуя соломоновы слова, говорит: «До тех пор, пока серебряная цепочка действенна» [там же]. Когда серебряная цепочка Слова Божия и его православного понимания перестаёт быть действенной, тогда душа умирает. Разорвалась серебряная цепочка Слова Божия, и раскололась золотая чаша. По Дидиму Слепцу: «Если под серебром понимать выраженное 88 Слово¸ то под золотом надо здесь понимать мысль, значение его» [там же]. Серебро и золото – буква и смысл (дух) Писания. Разрывается одно, раскалывается другое. Повреждено Писание – искажены догмат и благочестие. Порвалась серебряная цепочка богооткровенного учения, раскололась и золотая чаша – утрачена истинная Евхаристия, нет подлинного причастия Тела и Крови Христовой. С золотой чашей в руке один католический священник (Менно Симонс) усомнился в подлинности Тела Христова и Его Крови. Золотая чаша разбилась… Последователи ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословиюИскать в Источникеpravmir.ru
... Разделяя положения «диалектической теологии» К. Барта, стремился тем не менее к созданию универсальной «теологии культуры», в значительной мере испытавшей влияние экзистенциализма. Автор внушительного количества трудов, написанных на немецком и английском языках, главный их которых — трехтомная «Систематическая теология». В частн., у свт. Григория Паламы; ср. : Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas [Введение в изучение]. [Pseudo-Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium, V PG 29, col. 756a [Василий. Творения. Ч. 3. С. 215]. Пятая книга сочинения «Против Евномия» обычно приписывается Дидиму Слепцу. О значении этого «кругового движения» см. : Staniloae D. The Holy Trinity: Structure of Supreme Love Idem. Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 73—92; Zizioulas J. Being as Communion. Crestwood, NY, 1985. P. 40—49 [Иоанн (Зизиулас) . Бытие как общение. С. 35—45]. Выделено о. И. М. «…πάσης φύσεως ορος о τής ούσιώδους αύτής ένεργείας καθέστηκε λόγο ς…» — Maximus Confessor. Ambiguorum liber PG 91, col. 1057b [cp. : Максим Исповедник. Амбигвы. С. 35]. Бальтазар Ганс Урс фон (1905—1988) — швейцарский католический теолог, писатель, издатель и церковный деятель, ... далее ...
Тропос существования и богословское понятие ...Искать в Источникеmospat.ru
... τρόπος της ύπάρξεως «прилагалось с конца IV века к особенностям, которые различают Божественные Пер­соны с целью выразить веру, что в этих Персонах, или Ипоста­сях, представлена одна и та же Божественная Сущность» 36. Ту же мысль выражает протоиерей А. Лаут, подчеркивая, что Каппадокийцы использовали термин «образ существования» для выражения того, что является отличительным в бытии Ипос­тасей Божества 37. И действительно, например, в 1-ой книге «Против Евномия» выражается идея, что каждой Ипостаси со­ответствует свой τρόποι της ύποστάσεω? 38. В приписываемой современными исследователями Дидиму Слепцу 4-ой книге «Против Евномия» читаем, что быть «не­рожденным» есть образ существования Отца 39. Здесь же автор вторит почти дословно мысли святителя Амфилохия Иконийского о том, что Отец, Сын и Дух Святой суть имена, описываю­щие не сущность как таковую, а образ существования или отно­шения 40. Подобный знак равенства между наименованиями Ипо­стасей и образом существования может, на первый взгляд, под­толкнуть к отождествлению Лиц с тропосом их существования. Однако, как в Боге-Троице Ипостась тождественна Сущности и одновременно отлична от нее, как свойства Сущности едины с ... далее ...
Как читать Ветхий Завет? - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Отцами, которые искали за историческими событиями то, что называется словом???? ? ?, что означает видение, навеянное Святым Духом, сообщающее нам Откровение и Божественную истину. Каковы бы ни были пути типологии (Антиохия) или аллегории (Александрия) , цель толкования этих двух традиций всегда заключалась в том, чтобы посредством истории опередить саму историю, чтобы достичь знания, мудрости, постижения, участия, подлинного общения с небесной реальностью, реальностью Царствия Божия. Эти две традиции обычно характеризуются следующим образом. В Александрии ученые мужи, которые подобно Дидиму Слепцу, Оригену, Клименту Александрийскому вплоть до святителя Кирилла Александрийского в V веке были одновременно исследователями, изъяснителями, толкователями, проповедниками Священного Писания, имели склонность находить в нем двойной смысл, одновременно исторический и трансцендентный, исторический и духовный. Различие между этими двумя значениями было достаточно важным, поскольку аллегореза была склонна отрываться от истории и переносить основной акцент на смысл библейского послания, который оно имеет для нас, в настоящее время, на уровень нашей нравственной, духовной и даже ... далее ...
Творения древних отцов-подвижников, Глава 4 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (, содержать в себе) ??????? (все и быть во всем, ибо это свойственно только Божеству. А величие Святого Духа нерасторжимо и беспредельно; оно – повсюду, проницает всё) ??? ?????? (и всегда пребывает во всем; оно, будучи величием Божества, наполняет мир и содержит его в себе. Далее Дидим, ведя речь о крещении, говорит: если бы Святой Дух или Сын были «тварями», то «тварь» бы не могла освящать и наполнять) ???? , ???? ?? ?????? ? ?? ????? (все. Наконец, выражение «наполнение Божиим Духом») ? ??? ????? ????????? ?? ????? (встречается и в пятой книге «Против Евномия», принадлежащей Дидиму Слепцу, но приписываемой св. Василию Великому. См. : Diymns ef Д rne. De Trinitate. Buch 2. Kapitel 1–7 Hrsg. von I. Seiler. Meisenheim am Glan, 1975. S. 106, 132. 536 На это место Евангелия преп. Макарий довольно часто ссылается в своих творениях. Так, в одном из них он говорит, что этими словами Господь «намекает») ?????????? (на необходимость для христиан стать выше [ветхозаветного] Закона) ????? ???????? ??? ????? () Maanos Symeon. Reden und Briefen. Bd. I. S. 41 (. В другом творении речь идет о желающих удостоиться Божественного усыновления) ????????? (; они, по словам преп. ... далее ...
Золотой век святоотеческой письменности, Глава 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Дрезекэ 40 в подлинности двух самых ранних трактатов св. Афанасия («Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова») , якобы отличных по стилю от других его произведений и якобы принадлежащих лицу более философского направления, чем Афанасий. Таковым должен бы быть Евсевий Емесский. Сказать надо, что предположение Дрезекэ не встретило сочувствия в науке, и эти два произведения можно считать безусловно принадлежащими александрийскому святителю. Тот же Дрезекэ усомнился в подлинности книг «Против Аполлинария», находя в них не свойственные стилю Афанасия выражения, и приписывает их Дидиму Слепцу 41. Мнение это остается спорным. В. Исторические труды «О постановлениях Никейского собора», «История ариан» (письмо к монахам) , «О соборах в Аримине и Селевкии» и «Житие св. Антония». Г. Праздничные послания Этот род писаний св. Афанасия должен быть выделен в особую от прочих писем группу. О характере их и содержании сказано будет ниже подробнее. Если считать, что первое Афанасиево «праздничное» послание было им написано в 45 году Диоклетиановой эры, или 328 г. нашей эры, а последнее в год его смерти, т. е. в 373 г., то в распоряжении историка было бы собрание в сорок четыре ... далее ...
Золотой век святоотеческой письменностиИскать в Источникеpravmir.ru
... сомнения Дрезекэ в подлинности двух самых ранних трактатов св. Афанасия («Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова») , якобы отличных по стилю от других его произведений и якобы принадлежащих лицу более философского направления, чем Афанасий. Таковым должен бы быть Евсевий Емесский. Сказать надо, что предположение Дрезекэ не встретило сочувствия в науке, и эти два произведения можно считать безусловно принадлежащими александрийскому святителю. Тот же Дрезекэ усомнился в подлинности книг «Против Аполлинария», находя в них не свойственные стилю Афанасия выражения, и приписывает их Дидиму Слепцу. Мнение это остается спорным. В. Исторические труды «О постановлениях Никейского собора», «История ариан» (письмо к монахам) , «О соборах в Аримине и Селевкии» и «Житие св. Антония». Г. Праздничные послания Этот род писаний св. Афанасия должен быть выделен в особую от прочих писем группу. О характере их и содержании сказано будет ниже подробнее. Если считать, что первое Афанасиево «праздничное» послание было им написано в 45 году Диоклетиановой эры, или 328 г. нашей эры, а последнее в год его смерти, т. е. в 373 г., то в распоряжении историка было бы собрание в сорок четыре ... далее ...
Как читать Ветхий Завет?Искать в Источникеpravmir.ru
... Отцами, которые искали за историческими событиями то, что называется словом qeor…a, что означает видение, навеянное Святым Духом, сообщающее нам Откровение и Божественную истину. Каковы бы ни были пути типологии (Антиохия) или аллегории (Александрия) , цель толкования этих двух традиций всегда заключалась в том, чтобы посредством истории опередить саму историю, чтобы достичь знания, мудрости, постижения, участия, подлинного общения с небесной реальностью, реальностью Царствия Божия. Эти две традиции обычно характеризуются следующим образом. В Александрии ученые мужи, которые подобно Дидиму Слепцу, Оригену, Клименту Александрийскому вплоть до святителя Кирилла Александрийского в V веке были одновременно исследователями, изъяснителями, толкователями, проповедниками Священ­ного Писания, имели склонность находить в нем двойной смысл, одновременно исторический и трансцендентный, исторический и духовный. Различие между этими двумя значениями было достаточно важным, поскольку аллегореза была склонна отрываться от истории и переносить основной акцент на смысл библейского послания, который оно имеет для нас, в настоящее время, на уровень нашей нравственной, духовной и даже ... далее ...

 001   002

Постоянная ссылка на эту страницу: Дидиму Слепцу
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"